Инновации в образовании Вестник Нижегородского универси тета им. Н.И. Лобачевског о, 2007, № 1, с. 19-27
УДК 001.89:338.26; 001.83(100)
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ФИЗИКА ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ НАНОСТРУКТУР» ННГУ - ОБРАЗОВАНИЕ НА БАЗЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
© 2007 г. О.Н. Горшков, А.В. Круглов, Г.А. Максимов,
Д.А. Павлов, С.М. Планкина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Пбступила о реОакцию 15.12.2006
Содержится информация о Научно-образовательном центре «Физика твердотельных наноструктур» ННГУ, созданном в 1998 г. в ходе пилотного проекта совместной Российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (Basic Research and Higher Education - BRHE). Целью проекта были поддержка и развитие фундаментальных исследований, повышение качества образования на физическом факультете ННГУ, интеграция научных исследований и образования. Статья знакомит с современным состоянием Научно-образовательного центра, дается оценка результатов выполнения проекта, анализируются новые подходы в интеграции науки и образования, которые способствовали повышению уровня фундаментальных исследований, подготовки специалистов, поддержке талантливых молодых студентов, аспирантов и выпускников аспирантуры, избравших научную карьеру, развитию международных связей ННГУ.
Научно-образовательный центр «Физика твердотельных наноструктур» ННГУ начал формироваться с 1998 году. В марте 1998 года Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Американским фондом гражданских исследований и развития (U.S. Civilian Research and Development Foundation, CRDF) принято решение о создании совместной Российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (Basic Research and Higher Education - BRHE). «Цель программы - оказать адресную поддержку для решения долгосрочных задач российской науки посредством построения новых моделей развития высшего образования в области естественных наук. В основе программы лежит принцип: создать в российских
университетах точки роста с современной исследовательской базой, которые будут готовить будущие поколения российских ученых и инженеров, ориентирующихся на блестящие традиции российской науки и использующих свое умение на благо экономического развития страны и ее конкурентоспособности» [1, с. 9].
19 июня 1998 года Совет программы дал положительную оценку заявке на пилотный проект «Научно-исследовательский и образовательный центр сканирующей зондовой микроскопии Нижегородского
государственного университета» и принял решение о его выполнении в рамках программы
«Фундаментальные исследования и высшее
образование» [2]. В 2002 году название центра изменилось на «Научно-образовательный центр “Физика твердотельных наноструктур” Нижегородского государственного
университета» (НОЦ ФТНС ННГУ). Выбор Нижегородского университета для выполнения пилотного проекта программы BRHE в значительной мере основывался на успешном выполнении гранта CRDF по программе RESC, присужденного в 1996 году в результате конкурса Научно-исследовательскому физико-тех-ническому институту ННГУ. Университет был в то время единственным вузом России, выигравшим международный грант программы RESC (Regional Equipment Support Centers -региональные центры коллективного
пользования дорогостоящим оборудованием), проводившейся CRDF при поддержке
Министерства науки России. Целью программы RESC являлось увеличение возможностей
выделенных научных центров в области поддержки научных и технологических исследований, требующих современного сложного оборудования, которые будут способствовать развитию науки, технологий и экономики региона.
Приказом ректора ННГУ от 3 июля 1998 года Научно-образовательный центр организован как структурное подразделение
научно-иссле-довательской части университета на базе Научно-исследовательского физикотехнического ин-ститута и физического
факультета и приступил к выполнению работ по пилотному проекту.
Целью проекта были поддержка и развитие фундаментальных исследований, повышение качества образования на физическом факультете ННГУ, интеграция научных исследований и образования в университете и в институтах РАН. На примере данного пилотного проекта отрабатывались механизмы создания научно-образовательных центров в университетах России в рамках совместной российско-амери-канской программы BRHE. В настоящее время в стране успешно работают 16 научно-образовательных центров.
План работ по проекту включал четыре основных направления: организационная и
аппаратурная поддержка развития
фундаментальных исследований, развитие новых форм организации учебного процесса на базе научных исследований, развитие
информационной инфраструктуры обеспечения научно-исследовательских работ и образования, развитие внешних связей.
Важным направлением проекта является развитие материальной базы НОЦ, приобретение современного научного оборудования. На эти цели расходуется более 76% всего бюджета проекта, что вполне отвечает задачам программы BRHE. Современное оборудование, отвечающее мировым требованиям, является фундаментом для проведения перспективных научно-исследовательских работ, стимулирует инновации в образовании и повышение его качества. Именно поэтому вопросам его выбора и приобретения в НОЦ уделяется особое внимание.
В результате работы по программе RESC, Российско-американской программе BRHE, а также российским научно-техническим программам в 1997-2006 годах экспериментальная база НОЦ значительно расширилась. К настоящему времени он располагает следующим оборудованием:
• Универсальный туннельный/ атомносиловой микроскоп/ оптический микроскоп ближнего поля TMX-2100 Accurex/ Aurora, производства компании TopoMetrix (США), для исследования морфологии и физических свойств поверхности твердых тел в нанометровом масштабе в воздушной среде.
• Комплекс Multiprobe S фирмы Omicron Vakuumphysik GmbH (Германия) для исследования морфологии, атомной структуры и химического состава поверхности твердых тел в сверхвысоком вакууме, включающий в себя сканирующий туннельный/атомно-силовой микроскоп, электронный Оже-спектрометр (с латеральным разрешением до 20 нм), растровый электронный микроскоп (разрешение ~10 нм), рентгеновский фотоэлектронный спектрометр.
• Специализированный атомно-силовой микроскоп SolverBio производства фирмы NT-MDT (Россия) для исследований электрических и магнитных свойств поверхности, а также биологических объектов в жидких средах.
• Учебно-научная лаборатория
сканирующей зондовой микроскопии
NanoEducator, разработанная и изготовленная фирмой NT-MDT (Россия) для проведения лабораторных работ студентов и включающая в себя пять простых по конструкции и обслуживанию зондовых микроскопов,
поддерживающих базовые методики СЗМ,
методические пособия и набор учебных образцов.
• Лаборатория оптической
трансмиссионной/абсорбционной, люминесцентной и фотоэлектрической спектроскопии твердых тел и твердотельных наноструктур, включающая в себя UV-Vis решеточный спектрометр SpectraPro-500i (производство компании Acton Research, США), ИК фурье-спектрометр FTS 7000 фирмы Digilab (США), криостат замкнутого цикла
(производство фирмы Janis Research Company, США), комплект селективных усилителей фирмы Stanford Research Systems (США), комплект источников перестраиваемого оптического излучения (Россия).
В 2005 году по результатам конкурса в рамках выполняемой в России федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники» (Федеральное агентство по науке и инновациям) был создан объединенный центр коллективного
Лаборатория сканирующей зондовой микроскопии
Сверхвысоковакуумный комплекс Multiprobe S фирмы Omicron Vakuumphysik GmbR (Германия)
Специализированный атомно-силовой микроскоп SolverBio производства фирмы NT-MDT (Россия)
Лаборатория оптической спектроскопии твердых тел и твердотельных наноструктур
пользования (ЦКП) научным оборудованием «Волновые и квантовые технологии». В формировании объединенного ЦКП принимают участие расположенные в Нижнем Новгороде институты Российской академии наук и Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Научно-
образовательный центр «Физика твердотельных наноструктур», располагая уникальным научным оборудованием, является одним из основных участников объединенного ЦКП.
Для развития материально-технической базы НОЦ и расширения его возможностей как центра коллективного пользования в 2007 году планируется оснащение комплекса Omicron Multiprobe S технологической вакуумной камерой для молекулярно-лучевой эпитаксии, что позволит выращивать самоорганизованные полупроводниковые (металлические,
диэлектрические) структуры с последующим in situ исследованием их морфологии, атомарной структуры, химического состава, электронных свойств. В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» (в 2006 году ННГУ выиграл конкурс инновационных учебно-научных программ Национального проекта) подготовлен к заключению контракт на приобретение камеры для молекулярнолучевой эпитаксии в минимальной работоспособной конфигурации. В будущем планируется ее доукомплектация
технологическим и аналитическим
оборудованием.
Все лаборатории НОЦ работают в режиме центра коллективного пользования и открыты для выполнения исследований совместно творческими коллективами, объединяющими преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов ННГУ и других вузов Нижнего Новгорода, институтов РАН и отраслевых институтов. В научной работе НОЦ участвуют студенты и аспиранты ННГУ (физический, химический и биологический факультеты), Нижегородского
государственного технического университета, Нижегородской государственной медицинской академии, Института физики микроструктур РАН, Института химии высокочистых веществ РАН, Московского инженерно-физического института и др. Доступ к оборудованию НОЦ осуществляется на основе конкурса заявок и реализуется в рамках совместных НИР или на договорной основе. В первом случае проект НИР составляется совместно руководителем НИР и директором научной программы НОЦ. В проекте указывается план исследований и
ресурсы (временные и материальные), необходимые для выполнения работы, а в бюджете проекта предусмотрены возмещение эксплуатационных затрат, амортизация оборудования и зарплата постоянного персонала НОЦ. Критериями отбора являются научный вес результатов, которые
предполагается получить в процессе выполнения НИР, и перспективность с точки зрения интеграции научных исследований и образования, а именно: предусмотрено ли
значимое участие студентов и аспирантов в научных исследованиях и исследователей в образовательном процессе.
При образовании центра научная тематика базировалась на развитии методов сканирующей зондовой микроскопии (СЗМ) и применении их для исследований объектов со структурой нанометрового масштаба. В 20012006 гг. возможности НОЦ в исследовании наноструктур увеличились за счет привлечения методов Оже-электронной и рентгеновской фотоэлектронной спектроскопии, а также оптической и фотоэлектрической
спектроскопии. Основой научной программы НОЦ является изучение фундаментальных закономерностей, связывающих условия формирования, структуру, состав, электронные и оптические свойства наноструктур и наноструктурированных материалов на основе полупроводников, диэлектриков и металлов, получаемых передовыми технологическими методами.
Научные задачи, решаемые центром, в значительной степени связаны с исследованиями, выполняемыми на физическом факультете ННГУ, в Научно-исследовательском физико-техническом институте университета, совместно с академическими, отраслевыми институтами, с промышленностью и зарубежными исследовательскими центрами. Ниже представлена основная научная тематика центра в области физики твердотельных наноструктур:
- развитие методов СЗМ-исследований
наноструктурированных кристаллических и неупорядоченных полупроводниковых
материалов;
- исследование морфологии, оптических и
электрических свойств гетероструктур с квантовыми точками на основе
полупроводников А3В5, полученных методом самоорганизованного роста для создания полупроводниковых лазеров ближнего ИК-диапазона;
- исследование структуры, состава, оптических и электрических свойств гетероструктур с нанокластерами ОеБ^Б^ полученных в результате самоорганизации в процессе сублимационной молекулярнолучевой эпитаксии;
- исследование электронных и оптических свойств наноразмерных образований,
сформированных на поверхности
диэлектрических и проводящих материалов методами лазерного осаждения, а также в диэлектрических матрицах методом ионной имплантации для создания новых одноэлектронных и оптоэлектронных
устройств;
- исследование структуры, состава и
физико-механических свойств
нанокристаллических металлов и сплавов;
- изучение процессов самоорганизованного
формирования электропроводящих оксидных наноструктур для применения в качестве полевых эмиттеров в вакуумной
микроэлектронике.
Тематика указанных выше исследований является весьма актуальной и соответствует двум из девяти перспективных направлений развития науки и технологии Российской Федерации (индустрия наносистем и материалов, а также информационно-телекоммуникационные системы). Работа НОЦ в университетской среде привела в последние годы к проведению в центре междисциплинарных исследований в области химии, биологии, медицины.
Научные исследования центра
поддерживаются грантами российских и зарубежных фондов (РФФИ, СКЭБ, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере), проектами, выполняющимися по научно-техническим программам (ФЦНТП «Исследования и
разработки по приоритетным направлениям науки и техники», отраслевая НТП «Развитие научного потенциала высшей школы»), средствами Национального проекта «Образование», а также контрактами с научными и промышленными организациями.
В табл. 1 приведено количество публикаций и защит диссертаций, отражающих
результативность работ, проводимых НОЦ ФТНС.
Одним из основных приоритетов научнообразовательного центра является создание актуальной образовательной программы на базе современных научных исследований, ведущихся в хорошо оснащенных лабораториях. Образовательная программа, ориентированная на тематику и потребности научной работы, стимулирует постоянное обновление учебных планов в зависимости от круга актуальных задач в мировом научном процессе и реальной потребности в специалистах на рынке труда в сфере научных исследований и разработок.
В рамках выполнения проекта в 1999 году на кафедре физики полупроводников и оптоэлектроники физического факультета ННГУ совместно с НОЦ ФТНС открыта новая учебная специализация «Физика твердотельных наноструктур». Основное внимание в учебной программе новой специализации уделялось соответствию программ курсов современному уровню развития физики твердого тела и наноэлектроники. Был создан единый образовательный цикл на базе НОЦ, включающий теоретические курсы,
лабораторные занятия и обучение на основе научной работы с полноправным участием студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов в выполнении актуальных научноисследовательских проектов. Область научных
Таблица 1
Публикация научных результатов и защита диссертаций
Статьи и доклады Количество по годам
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
В иностранных реферируемых журналах 4 6 8 12 15 16 18
В российских реферируемых журналах 20 37 35 30 36 25 28
На международных конференциях 13 17 18 28 31 17 19
На российских конференциях 54 43 101 91 60 57 60
Количество диссертаций (кандидатских/докторских), подготовленных на базе НОЦ 1 2/1 3/1 3 7 1/1 2/1
исследований НОЦ и обучение студентов старших курсов объединяются общим направлением «Физика и технология твердотельных нано-структур».
Мировые тенденции развития электроники и оптоэлектроники, лежащей в основе современных телекоммуникационных и компьютерных технологий, вызвали острую необходимость подготовки специалистов в области нанотехнологий, поэтому в 2003 году Министерство образования РФ объявило о проведении эксперимента по созданию новой учебной специальности «Нанотехнология в электронике». Нижегородский госуниверситет -один из нескольких вузов, получивших право на участие в этом эксперименте. В сентябре 2003 года Ученый совет университета одобрил план работ ННГУ по этой специальности. Основным аргументом, подтверждающим возможность перехода к новой образовательной программе именно на базе кафедры физики полупроводников и оптоэлектроники и НОЦ, было наличие задела, который включал: 4летний опыт ведения специализации «Физика твердотельных наноструктур»; кадры, квалификация которых выросла за период выполнения проекта; материально-техническую базу, представляющую собой набор уникального оборудования, необходимого как для проведения научных исследований в области нанотехнологии, так и для организации учебного процесса.
Получена лицензия Министерства образования РФ на право осуществления образовательной деятельности по новой для вуза специальности 202100 «Нанотехнология в электронике» (подготовка дипломированных
специалистов,
5 лет обучения), и с сентября 2004 года начата подготовка студентов двух кафедр физического факультета: кафедры физики полупроводников и оптоэлектроники и кафедры электроники твердого тела - по этой специальности. Рабочий учебный план специальности включает такие курсы, как физикохимия
наноструктурированных материалов; физика низкоразмерных систем; материалы и методы нанотехнологии; элементы и приборы наноэлектроники; компьютерное
моделирование, расчет и проектирование наносистем; методы диагностики и анализа микро- и наносистем; биомедицинские нанотехнологии; нанофотоника; физика поверхности полупроводников и систем
пониженной размерности; ионно-лучевые методы формирования микро- и наноструктур.
В 2005 году получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по подготовке бакалавра нового направления «Нанотехнология». В 2006 году проведена вся необходимая методическая работа для подготовки к открытию магистратуры по
направлению 210600 - «Нанотехнология».
Подготовлен пакет документов для прохождения экспертиз Учебно-методического объединения и Минобрнауки РФ и получения соответствующей лицензии. Получено
положительное заключение экспертного совета Учебно-методического объединения по
образованию в области радиотехники,
электроники, биомедицинской техники и
автоматизации.
Современный уровень высшего
образования в значительной степени
определяется тем, насколько удается сочетать процесс обучения студентов с
фундаментальными научными
исследованиями. Именно поэтому одним из важнейших направлений в развитии центра было создание современного
исследовательского
и образовательного комплекса, оснащенного экспериментальным оборудованием с уникальными аналитическими возможностями, осуществляющего научные исследования и на их базе подготовку высококвалифицированных специалистов в области создания и изучения физических свойств наноструктурированных материалов.
Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского - один из ведущих университетов в России, реализующих концепцию интеграции образовательного и
научного процессов [3]. Образование на базе научных исследований ускоряет внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники и является основой для подготовки специалистов, готовых к внедрению
результатов научных разработок в высокотехнологичных секторах экономики [4].
Преимущества программы образования на базе научных исследований, основанной на полноправном участии студентов и аспирантов в научной работе, очевидны: студенты учатся работать с современным оборудованием, используемым в реальных научных исследованиях, овладевают новыми методами исследования; студенты получают возможность приобрести опыт работы и осознанно выбрать дальнейшую специализацию; участие студентов в перспективных научных исследованиях повышает их интерес к науке, а успехи в исследованиях побуждают задуматься о карьере ученого или педагога вуза. Планы работ кафедры составляются на основе реальных научных задач и современных методов исследований, обеспечивается обновление учебных планов в зависимости от актуальности задач в мировом научном процессе, при этом осуществляется активное вовлечение научных сотрудников ННГУ и институтов РАН в преподавательскую и методическую работу, что предоставляет чрезвычайно широкие возможности для интеграции аппаратных и интеллектуальных ресурсов университета и институтов РАН. Предлагаемый механизм стимулирует конкуренцию как научноисследовательского персонала, так и студентов (возможность выбора наиболее актуальных и перспективных направлений специализации).
В НОЦ создан механизм конкурсного распределения студентов в исследовательские группы и лаборатории. Главным критерием отбора являются академическая успеваемость, способности к научной работе, проявленные на предыдущих курсах: наличие публикаций,
докладов на конференциях, личный вклад в выполнение НИР (последний оценивается по отзыву научного руководителя), результат защиты квалификационной работы на факультете, владение иностранным языком, результаты собеседования. В таблице 2 приведено количество аспирантов и студентов, принятых по конкурсу в исследовательские группы и лаборатории НОЦ и получающих стипендию НОЦ. За последние пять лет число студентов старших курсов и магистрантов, прошедших обучение на основе научной работы
с использованием современного оборудования, составило свыше 60 человек, большинство из них продолжили свое обучение в аспирантуре ННГУ, поступили на работу в институты РАН, в отраслевые научно-исследо-вательские
институты.
Для студентов, активно участвующих в научной работе, предусмотрена дополнительная стипендия из средств бюджета проекта. В настоящее время она составляет 1500 руб. в месяц для аспиранта, 1200 руб. в месяц для студента. Материальные стимулы - а это не только дополнительные стипендии и гранты, но и оплата поездок на конференции - создаются как за счёт средств НОЦ, так и за счёт привлечения других источников. Например, СКЭБ практикует конкурсы на мини-гранты, в том числе на поездки на научные конференции. 14 молодых научных сотрудников НОЦ представляли результаты своих исследований на международных конференциях в Германии, США, Англии, Польше, Турции, Японии, Чехии.
Поддержка талантливых студентов НОЦ ФТНС отнюдь не сводится только к материальным стимулам. Наличие в НОЦ современной технической базы, позволяющей выполнять научно-исследовательские работы высокого научного уровня, создает условия для реализации научного потенциала студентов и аспирантов и способствует их закреплению в системе науки и образования.
Исследования, которые аспиранты и студенты выполняют по научной составляющей проекта, совмещены с их академическими квалификационными (курсовыми, дипломными и диссертационными) работами. В качестве научных руководителей аспирантов и студентов выступают научные сотрудники, ведущие указанные выше научно-исследовательские работы. Поскольку пользователями НОЦ ФТНС являются как кафедры университета, так и лаборатории НИФТИ и институтов РАН, данная система обеспечивает активное вовлечение материальных ресурсов этих подразделений и научного персонала в образовательный процесс.
Студентами выполняются работы, связанные с экспериментальными исследованиями, всеми доступными на оборудовании НОЦ методами. Поскольку НОЦ располагает современным (а значит, довольно сложным, в некоторых случаях уникальным) оборудованием, для того чтобы его освоить, квалифицированно им управлять и правильно интерпретировать полученные результаты, необходим большой
запас знаний. Студентам требуется изучить соответствующий раздел теории, разработать схемы эксперимента, выбрать метод и соответствующую методику, подготовить
образцы, освоить (под наблюдением персонала НОЦ) управление прибором в процессе
эксперимента, обработку и анализ экспериментальных данных, подготовку
соответствующих частей отчетов, данных и иллюстративных материалов для включения в научные доклады и публикации. Таким образом, аспиранты и студенты реально участвуют в выполнении НИР, а ведущие научные сотрудники ННГУ и институтов РАН -в их обучении. Непосредственная передача опыта ведущих ученых студентам при совместной научной работе, самостоятельное проведение студентами экспериментов на самом современном оборудовании ведут к повышению уровня подготовки выпускников физического факультета ННГУ.
Немаловажную роль в образовательном процессе выполняет открытый студенческий
профессор В. Экштайн (Институт плазмофизики Макса Планка, Германия), профессор М.-Е. Пистоль (факультет твердотельной физики Университета г. Лунд, Швеция). Семинар является также формой контроля за научной работой студентов, получающих стипендию. По окончании этапа работы каждый студент и аспирант пишет отчет и ежегодно выступает с докладом о своей научной работе.
Участие в научных конференциях является неотъемлемой частью научно-исследовательской работы. Серьезным препятствием для участия студентов и сотрудников НОЦ в международных конференциях, стажировках, учебных программах является недостаточная языковая подготовка. Для решения проблемы языковой подготовки в течение всего времени существования НОЦ в центре организуются занятия английским языком, в том числе интенсивными методами. Цель курсов -получение языковой подготовки на уровне свободного владения разговорным английским языком, необходимом для бытового и
Таблица 2
Студенты и аспиранты НОЦ
Количество студентов/аспирантов по годам
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Студенты старших курсов 6 4 6 5 У 4 4 З
Студенты магистратуры З У У 8 6 6 6 6
Аспиранты 8 І0 ІЗ І4 ІУ І6 І6 І6
Таблица З
Кадровый состав НОЦ
Количество по годам
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Количество штатных сотрудников НОЦ І2 І4 І9 20 22 24 2З 25
В том числе Доктора наук З З 4 4 4 4 4 4
Кандидаты наук 6 6 У У У У У 8
Количество молодых ученых (до 35 лет) среди штатных сотрудников НОЦ 4 6 І0 ІІ І2 ІЗ І4 І4
В том числе Аспиранты 2 2 5 6 У 6 6 У
Студенты - 2 З З І І І 2
научный семинар, существующий при НОЦ ФТНС с февраля 1999 г. Целью семинара является ознакомление студентов с новейшими достижениями и актуальными проблемами физики нано-структур, обучение молодых коллег навыкам представления результатов их собственных исследований. В рамках семинара было организовано более 70 лекций, среди них лекции таких известных ученых, как академик Л.В. Келдыш, член-корр. РАН В.Ф. Гантмахер, академик В.Б. Тимофеев, академик Е.М. Дианов, профессор Б.С. Бакштейн (МИСИС), профессор Р.З. Бах-тизин (Башкирский госуниверситет),
профессионального общения, для дальнейшего участия студентов и персонала НОЦ в международных программах, научных конференциях, семинарах, образовательных курсах, стажировках в иностранных научных и технических учреждениях.
Аспиранты и студенты всех 16 научнообразовательных центров имеют возможность совершенствования английского языка в летних языковых лагерях с участием носителей языка -американских сотрудников CRDF и приглашенных преподавателей из США. Программа BRHE «Summer English camp»
существует в рамках программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» с 2002 года, и ежегодно в таком лагере принимают участие по 5 студентов и аспирантов из НОЦ ФТНС. По условиям программы каждый участник должен на английском языке представить презентацию своей научной работы. Аспиранты и студенты НОЦ ФТНС обычно хорошо справляются с этой задачей. Например, в 2005 году получен диплом «Top performance in English».
Для развития кадрового потенциала университета необходимо не только обеспечить индивидуальную финансовую поддержку талантливым студентам и аспирантам во время учебы, но и дать молодым ученым и преподавателям возможность эффективно заниматься научными исследованиями. Возможность реализовать свой творческий потенциал является не только существенным условием для уменьшения оттока кадров из отечественной науки и системы образования, но и решающим фактором для студентов при выборе научной или преподавательской карьеры. Так, в НОЦ ФТНС с 1998 года количество сотрудников выросло в 2 раза за счет молодых ученых и преподавателей. В таблице 3 приведены статистические данные по кадровому составу НОЦ.
С целью поддержки нового поколения российских ученых Министерство образования и науки Российской Федерации и
Американский фонд гражданских исследований и развития с 2003 года совместно проводят программу стажировок молодых кандидатов наук в научно-образовательных центрах, созданных по программе «Фундаментальные исследования и высшее образование». Победителям конкурса выделяются гранты размером 12000 долларов США на трехлетний период. Молодым ученым предоставляется возможность для профессионального роста в процессе научной и преподавательской деятельности в российских университетах. Стажировки позволяют апробировать новые научные идеи в современных и хорошо оборудованных лабораториях, способствуют приобретению опыта преподавания и научного руководства, создают условия для подготовки молодыми учеными докторских диссертаций. В настоящее время в НОЦ ФТНС работают 18 молодых ученых из вузов (физический и радиофизический факультеты ННГУ, Научноисследовательский физико-технический
институт ННГУ, Московский инженернофизический институт (технический
университет), Нижегородская медицинская академия) и институтов РАН (Институт физики микроструктур, Институт прикладной физики), получивших такие гранты.
Подтверждением преимуществ программы образования на базе научных исследований и полноправного участия в них аспирантов и студентов может служить увеличение числа публикаций с участием студентов 4-5 курсов и магистрантов. В 1999 году только в 2 из 90 публикаций соавторами были студенты, в 2005 году - в 19 из 125. С участием аспирантов в 2005 году подготовлено более 50 научных статей и докладов на конференциях. Значимость результатов проводимых в НОЦ исследований и высокий уровень студенческих научных работ подтвержден различными наградами и именными стипендиями, которые в разные годы получали аспиранты и студенты НОЦ: медаль Министерства образования РФ за победу в конкурсе на лучшую научную студенческую работу (1 работа), стипендия Президента Российской Федерации для аспирантов (7 работ), стипендия Правительства Российской Федерации (3 работы), стипендия Законодательного собрания Нижегородской области (1 работа), стипендия имени академика Г.А. Разуваева (12 работ); дипломами и наградами за доклады на всероссийских конференциях по физике полупроводников и полупроводниковой опто- и наноэлектронике в Санкт-Петербурге отмечены 12 работ. На базе НОЦ за 8 лет существования центра подготовлены и защищены 4 докторские и 19 кандидатских диссертаций.
Создание НОЦ способствовало повышению уровня фундаментальных исследований и подготовки специалистов в Нижегородском университете, отбору, воспитанию и всемерной поддержке талантливых молодых студентов и выпускников аспирантуры, избравших научную карьеру, интеграции университета и ряда институтов РАН во взаимовыгодный научнообразовательный консорциум, развитию международных связей ННГУ.
Список литературы
1. Из письма д-ра Герсона Шера, президента и исполнительного директора СКОР. См.: Совместная Российско-американская программа
«Фундаментальные исследования и высшее образование». Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2000. 310 с.
2. Горшков, О.Н. Центр сканирующей зондовой микроскопии Нижегородского государственного университета / О.Н. Горшков, Г. А. Максимов, Д.А. Павлов, С.М. Планкина, Д.О. Филатов,
4. Стронгин, Р.Г. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании / Р.Г. Стронгин, Г. А. Максимов, А.О. Грудзинский // Высшее образование в России. 2006. № 1. С. 15-27.
RESEARCH AND EDUCATION CENTRE FOR PHYSICS OF SOLID STATE NANOSTRUCTURES AT UNN: EDUCATION BASED ON RESEARCH
O.N. Gorshkov, A. V. Kruglov, GA. Maximov, DA. Pavlov, S.M. Plankina
The article informs about the Research and Education Centre for Physics of Solid State Nanostructures that was established at the University of Nizhni Novgorod in 1998 in the course of a pilot project within the framework of the Russian-American Basic Research and Higher Education (BRHE) Program. The goal of this project was to support and develop basic research and to improve the quality of training at the Faculty of Physics of UNN, to integrate scientific research and education. Present state of the Research and Education Centre is discussed, the results of the project are evaluated. An analysis is given of some new approaches to the integration of research and education that have contributed to raising the level of basic research and training, to the support of gifted young students and postgraduates who have chosen research career, to the development of UNN's international relations.
А.Ф. Хохлов, Е.В. Чупрунов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. 2001. Вып. 1 (2).
С. 92-111.
3. Стронгин, Р.Г. Опыт интеграции образования и науки / Р.Г. Стронгин, Г. А. Максимов // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 3-14.