Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОБРАЗОВАННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юртаева Ольга Алексеевна

В статье рассматривается проблематика становления функциональной грамотности у субъектов образовательного процесса. Обнаружено, что развитие функциональной грамотности у учителей влияние на этапы развития функциональной грамотности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY OF THE TEACHER IS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY OF THE STUDENT

The article deals with the problems of the formation of functional literacy in the subjects of the educational process. It was found that the development of functional literacy in teachers affects the stages of the development of functional literacy of students.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА»

Выводы. Таким образом в процессе деловой игры возрастает осознанность обучающимися необходимости работы в команде, изменяет отношение к своим сверстникам, меняет демонстративный стиль поведения в команде, что является основой развития способности эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. Несомненно, что способности, которые проявились во время деловой игры не будут полностью сформированы в ходе данного метода педагогического проектирования, но ключевая компетентность предполагает формирование ее в течении длительного времени и в рамках других курсов по разным направлениям подготовки.

Литература:

1. Васильева Л.И., Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Приведение компетенций ФГОС к квалификационным требованиям профессионального стандарта, и их реализация в подготовке менеджера // В мире научных открытий. - 2014. - № 3 (51). -С. 124-137.

2. Беляев Ю.М. Инновационный менеджмент: учебник: [16+] / Ю.М. Беляев. - Москва: Дашков и К°, 2018. -220 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496063 (дата обращения: 08.11.2021). - Библиогр.: С. 159-162. -ISBN 978-5-394-02070-4. - Текст: электронный.

3. Каргапольцева Н.А., Масликова Э.Ф. Социализация личности и качество образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №9(184). - С. 23-28.

4. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/35/showToc (дата обращения: 10.09.2020).

5. Кравцова А.К. Влияние степени развития эмоционального интеллекта на эффективность управленческой деятельности в контексте организационной культуры // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2010. - Т. 10, Вып. 4. - С. 69-73.

6. Нигматуллина И.В. Игра как метод интерактивного обучения: учебное пособие для преподавателей / И.В. Нигматуллина; Финансовый университет при Правительстве РФ. - Москва: Прометей, 2018. - 62 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494913 (дата обращения: 08.11.2021).

7. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике // Вестник Мининского университета. - 2019. - №4 https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1033

8. Прохорова М.П., Лебедева Т.Е., Григорян К.М. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. - Ялта.: РИО ГПА. - 2020. - Вып. 66. - Часть 4. - С. 235-238

9. Саляева Е.Ю. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности бакалавров как актуальная проблема современной профессиональной школы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 4. -С. 69-71.

10. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в Росии: XVHI - XX вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Том 9. - №1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-1-7

Педагогика

УДК 373.1; 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Юртаева Ольга Алексеевна

ГБОУ ДПО РК «Крытмский республиканский инстиут постдипломного педагогического образования» (г. Симферополь)

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ УЧЕНИКА

Аннотация. В статье рассматривается проблематика становления функциональной грамотности у субъектов образовательного процесса. Обнаружено, что развитие функциональной грамотности у учителей влияние на этапы развития функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: функциональная грамотность, грамотность, образование, учитель, обучающийся, образованность.

Annotation. The article deals with the problems of the formation of functional literacy in the subjects of the educational process. It was found that the development of functional literacy in teachers affects the stages of the development of functional literacy of students.

Keywords: functional literacy, literacy, education, teacher, student, education.

Введение. Исторически сложилось так, что приобретение способности читать и писать все большим количеством людей было тесно связано с быстрым экономическим, технологическим и физическим ростом нашей страны.

В этом смысле повышение компетентности в чтении и письме сочеталось с растущим интересом к политике и общественным делам, с новыми возможностями изменить свой образ жизни и с более широкой концепцией мира. По мере того как эта среда процветала и общество стремилось стать более осведомленным и разнообразным, оно должно было стать более грамотным. Социально-экономическое развитие требовало более образованных людей, и к концу 19 века было введено обязательное образование. При обеспечении формального образования для все большего числа людей печатный язык стал основным способом передачи и получения информации. В результате навыки чтения приобрели все большее значение в приобретении и измерении человеческих компетенций.

Изложение основного материала статьи. В течение многих лет термин "грамотность" означал приобретение интеллектуальных навыков, связанных с базовыми компетенциями в области чтения и письма, и определялся в терминах различных образовательных мер.

В самом широком контексте "грамотность - это способность демонстрировать все виды поведения, необходимые человеку для того, чтобы адекватно реагировать на все возможные задачи по чтению". Во время Второй мировой войны армия использовала термин "функциональная неграмотность" для классификации лиц, которые не могли использовать письменные инструкции для адекватного выполнения основных военных задач. С тех пор появился термин "функциональная грамотность", который используется для обозначения компетенций, необходимых для выполнения задач, считающихся необходимыми для адекватного функционирования взрослых.

Во время Второй мировой войны армия ввела термин "функциональная грамотность" для обозначения способности использовать письменные инструкции для адекватного выполнения основных военных функций. законодательство первоначально концептуализировало образование взрослых в связи с трудоустройством.

Грамотность или компетентность в работе с печатными материалами, по-видимому, обеспечивают эффективный способ повышения качества жизни, позволяя человеку получать и передавать знания и получать культурно-эстетическое удовлетворение. Не существует верхней границы жанра литературы, которую должен читать человек [1].

С другой стороны, функциональная грамотность в большей степени связана с уровнем навыков, необходимых отдельным лицам или группам населения для выполнения определенной задачи чтения в реальной жизни.

Таким образом, функциональная грамотность определяется здесь как чтение (понимание печатных материалов) для достижения, сохранения или максимизации цели, или цели имеющей значение "выживания". Возможной мерой для определения степени полезности для "выживания"является процент людей, которые занимаются чтением как средством достижения какой-то цели, а не как целью самой по себе.

Например, университетские программы, как правило, делают акцент на обучении, которое является прогрессивным, развивающим, ориентированным на процесс и конструктивистским, без различия между ценностями, которые они начинают принимать во время учебы в университете, и ценностями, к которым они, как ожидается, будут тяготеть в конкретных школах. В любой культурной среде ценятся определенные инструменты. Когда в обстановке присутствуют противоречивые мотивы, участники неизбежно выбирают, вынуждены принимать или тяготеют к одному набору целей, а не к другому, наряду с инструментами, наиболее способствующими достижению этих целей [6].

Чтобы проиллюстрировать, что функциональная грамотность - это "выживание", один и тот же документ можно прочитать с целью достижения цели или для удовольствия. В контексте, связанном с работой, мы бы различали 2 человека, которые читают журнал Newsweek, но по разным причинам. Человек, который работает помощником редактора в штате Newsweek, имеет значительно отличающиеся требования к чтению от человека, который читает его для удовольствия или для получения личной информации или понимания [1].

Во-первых, контекст, в котором выполняется чтение, отличается. Таким образом, навыки и поведение при чтении, необходимые для достижения их соответствующих целей, будут отличаться. Различаются не только читатели и их цели, но и форматы, в которых представлены аналогичные материалы, и каждый тип может предъявлять различные требования к читателю.

Многие исследователи (В.А. Ермоленко, Л.М. Перминова, Т.И. Шамова и др.) отмечают различные трудности, связанные с организацией и содержанием процесса формирования функциональной грамотности, учащихся в образовательных учреждениях [6].

Оценка этих навыков, как только они были определены, является проблемой измерения, связанной с определением значимых задач.

Традиционные подходы, которые контролируют уровень сложности или максимизируют дискриминацию, наиболее полезны в ситуациях, требующих толкования норм (присуждение стипендий, поступление в колледж и т.д.) Поскольку основной целью мер по функциональной грамотности является оценка достижений в отношении определенных задач чтения, тесты с привязкой к предметной области, которые требуют создания репрезентативной выборки из четко определенной совокупности (области) задач, кажутся наиболее подходящими.

Еще один вопрос касается классификации лиц по этим мерам. Поскольку достижение функциональных компетенций является процессом на протяжении всей жизни, баллы по этим показателям просто обозначают уровень функционирования индивида в определенный момент времени. Можно ожидать, что его классификация изменится в результате взаимодействия приобретения дополнительных навыков и меняющихся требований, предъявляемых к нему обществом. Поэтому классификация индивида как "неграмотного" кажется слишком упрощенным ярлыком, несущим с собой социальные стигмы, которые нелегко стереть. Кроме того, этот термин не точно определяет конкретные задачи и уровни квалификации, которыми в настоящее время обладает человек. Представляется более уместным представлять функциональную грамотность как непрерывно распределенную, с различными точками вдоль континуума, указывающими на различные уровни функционирования. В этом смысле мера дает полезную информацию не только о текущем статусе индивида в отношении конкретных функциональных навыков, но и, кроме того, предоставляет данные, которые могут быть полезны при планировании образования в будущем. Определение точек вдоль континуума требует разработки обоснования для определения баллов отсечения, которые не только будут различать лиц с различными уровнями компетентности, но и будут учитывать ошибки, связанные с неправильной классификацией лиц.

Попыткой решения, обозначенной выше проблемы повышения профессиональной компетентности учителей в развитии функциональной грамотности школьников в решении задач повседневной жизни может стать организация методической работы в общеобразовательной школе на основе кластерного подхода [6].

Важной характеристикой эффективно функционирующих кластеров является наличие в их структуре «инициаторов инноваций», то есть субъектов образования, образовательной системы или образовательного процесса, которые формируют и определяют инновационную стратегию всей системы.

Кластерная форма организации субъектов образовательного процесса приводит к созданию особой синергетической формы инноваций «тотального инновационного продукта» и позволяет ускорить его распространение через сеть коммуникаций и отношений между всеми участниками образовательного процесса. кластер.

Близость друг к другу, внутренние связи, постоянный личный контакт и общее взаимодействие способствуют общению и передаче информации внутри кластеров.

Совершенно очевидно, что оценки грамотности варьируются в той же степени, что и используемые меры. В зависимости от того, как определяется эта концепция, здесь приводятся оценки "неграмотности" в диапазоне от 1 до 20 процентов для не институционализированных групп населения. Эта разница обусловлена главным образом отсутствием согласия относительно того, что такое функциональная грамотность и, следовательно, что следует измерять. Также этой путанице способствует отсутствие четкого разграничения понятий "функциональная грамотность" и "функциональная компетентность".

Возможно, наиболее эффективные действия в решении вопросов, связанных с концепцией и измерением функциональной грамотности, будут заключаться в различении различных видов вопросов грамотности.

Выводы. В основном это включает в себя подчеркивание того, какая практическая информация необходима или какие решения человек хочет принять. Таким образом, мы могли бы использовать меры, которые дают информацию, которая будет полезна в первую очередь для:

1) определения требований к аудированию, чтению, письму и вычислениям для выпускников средней школы;

2) предоставления потенциальным работодателям конкретной когнитивной и эмоциональной информации, подходящей для отбора и расстановки персонала;

3) предоставления информации о требованиях к чтению функциональных материалов, включая каталоги, руководства, договоры аренды и приложения.

Хотя они не исчерпывают вопросов, которые можно было бы задать, они указывают на необходимость сосредоточения внимания на конкретных проблемах.

Литература:

1. Бахарева Е.В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2019. - №2.

2. Саметова Ф.Т., Мырзаханова Ф.М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально-культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. - № 2. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?Id=82 (дата обращения: 16.06.2021).

3. Самсонова Т.И., Середа Т.Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). -2021. - С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/1907-istoricheskij-aspekt-razvitiya-funktsionalnoj

4. Социология: Энциклопедия (2003) Функциональная грамотность: Режим доступа: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/378/funkcionalnaya-gramotnost.htm

5. Чигишева О.П., Солтовец Е.М. Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5, номер 4. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Шлякова О.В. Приоритетное направление в работе - развитие функциональной грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. - 2017. - №4 (18).

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса группы АПО-19-261 Тимофеева Яна Аркадьевна

Институт зарубежной филологии и регионоведения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ТОКСИЧНОЙ ПОЗИТИВНОСТИ И ГАЗЛАЙТИНГА

Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации детей и ее связи с с токсичной позитивностью и газлайтингом. Представлено содержание таких понятий, как токсичная позитивность и газлайтинг и их роль в социализации детей. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

Ключевые слова: газлайтинг, селф-газлайтинг, токсичная позитивность, семья, дети, социализация, эмоциональная депривация.

Annotation. The article is devoted to the problem of socialization of children and its connection with toxic positivity and gaslighting. The content of such concepts as toxic positivity and gaslighting and their role in the socialization of children is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Keywords: gaslighting, self-gaslighting, toxic positivity, family, children, socialization, emotional deprivation.

Введение. Социализация - очень важный период в жизни каждого ребёнка. И важно, чтобы этот этап был пройден успешно, так как многие факторы, влияющие на него, могут оставить отпечаток на личности и возможностях ребёнка. К слову, любой скрытый упрёк по поводу внешнего вида подростка от родителя может склонить его к сомнениям в своей внешности, или же строгое замечание о его компетентности по какому-либо вопросу может стать причиной сомнения в своих возможностях, так как точка зрения взрослого зачастую даже не осознанно занимает главенствующее положение в социальной иерархии дитя.

В данной статье нам бы хотелось раскрыть влияние сложностей в социализации на самосознание и самоощущение ребёнка, - а именно явлений токсичной позитивности и газлайтинга в родительско-детских отношениях.

Фигура взрослого является доминантной в глазах ребёнка, так как с самого рождения он учится брать с него пример: первые слова, движения, то, что нужно и можно делать, а что - нельзя. Младенцы имитируют всё, что говорят и делают их родители, видя в них опору и защиту, чувствуют себя безопасно. В соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона потребность в безопасности - это базальная потребность возраста и основа формирования здоровой личности, которая формируется только в гармоничных родительско-детских отношениях.

Чтобы показать особенность связи родителей с детьми и её важность, обратимся к одному случаю - в 1965 году во Франции был проведен эксперимент с младенцами. Материалы видеосъемки были размещены в виде фильма на видеохостинговой платформе YouTube и набрали более 7,8 миллионов просмотров. В ходе эксперимента детей младенческого возраста оставляли в комнате с множеством игрушек и давали свободу действий [5].

В этом фильме исследователи хотели наглядно показать влияние эмоциональной депривации на поведение младенцев в возрасте от 7 до 18 месяцев, часть младенцев были отобраны из обычных семей, другая часть из специализированных учреждений. При этом условия эксперимента не изменяются: ребенку даются кубики, и записывается реакция на этот раздражитель [1].

При этом необходимо отметить, что дети, принимавшие участие в эксперименте от имени специализированного учреждения, состояли в сложных семьях, имеющих бытовые и личностные проблемы, лишающие возможности воспитания младенца в комфорте, безопасности и выделения ему достаточного внимания настолько, что детей насильно изымали у родителей. Другая часть младенцев состояла в семьях, где все члены уделяли внимание правильному воспитанию ребёнка не в ущерб его психологическому состоянию, поощрялась его и поддерживали, создавая чувство безопасности. На протяжении эксперимента дети из благополучных семей проявляли любопытство и активно взаимодействовали с игрушками - грызли, постукивали и т.д., тогда, как другая часть детей, либо боялась взаимодействовать с ними, либо вовсе не проявляла интерес к ним [4].

Изложение основного материала статьи. Исследователи предположили, что когда условия в семье оказываются неблагоприятными, вплоть до вынужденного изъятия ребенка из семьи, это отражается на его поведении негативно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.