Научная статья на тему 'СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ТОКСИЧНОЙ ПОЗИТИВНОСТИ И ГАЗЛАЙТИНГА'

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ТОКСИЧНОЙ ПОЗИТИВНОСТИ И ГАЗЛАЙТИНГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
761
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЛАЙТИНГ / СЕЛФ-ГАЗЛАЙТИНГ / ТОКСИЧНАЯ ПОЗИТИВНОСТЬ / СЕМЬЯ / ДЕТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андросова Мария Ивановна, Тимофеева Яна Аркадьевна

Статья посвящена проблеме социализации детей и ее связи с с токсичной позитивностью и газлайтингом. Представлено содержание таких понятий, как токсичная позитивность и газлайтинг и их роль в социализации детей. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PERSONALITY IN PROJECTION OF TOXIC POSITIVITY AND GASLIGHTING

The article is devoted to the problem of socialization of children and its connection with toxic positivity and gaslighting. The content of such concepts as toxic positivity and gaslighting and their role in the socialization of children is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ТОКСИЧНОЙ ПОЗИТИВНОСТИ И ГАЗЛАЙТИНГА»

3) предоставления информации о требованиях к чтению функциональных материалов, включая каталоги, руководства, договоры аренды и приложения.

Хотя они не исчерпывают вопросов, которые можно было бы задать, они указывают на необходимость сосредоточения внимания на конкретных проблемах.

Литература:

1. Бахарева Е.В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы // Наука и школа. - 2019. - №2.

2. Саметова Ф.Т., Мырзаханова Ф.М. Функциональная грамотность как один из показателей уровня социально-культурного развития человека // Научное обозрение. Фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. - № 2. URL: https://scientificreview.ru/ru/article/view?Id=82 (дата обращения: 16.06.2021).

3. Самсонова Т.И., Середа Т.Ю. Исторический аспект развития функциональной грамотности // Наука в условиях пандемии: трансформации, коммуникации, стратегии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 февраля 2021 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). -2021. - С. 87-90. URL: https://apni.ru/article/1907-istoricheskij-aspekt-razvitiya-funktsionalnoj

4. Социология: Энциклопедия (2003) Функциональная грамотность: Режим доступа: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociological/articles/378/funkcionalnaya-gramotnost.htm

5. Чигишева О.П., Солтовец Е.М. Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Том 5, номер 4. http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

6. Шлякова О.В. Приоритетное направление в работе - развитие функциональной грамотности школьников // Педагогическая наука и практика. - 2017. - №4 (18).

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Андросова Мария Ивановна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 3 курса группы АПО-19-261 Тимофеева Яна Аркадьевна

Институт зарубежной филологии и регионоведения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЕКЦИИ ТОКСИЧНОЙ ПОЗИТИВНОСТИ И ГАЗЛАЙТИНГА

Аннотация. Статья посвящена проблеме социализации детей и ее связи с с токсичной позитивностью и газлайтингом. Представлено содержание таких понятий, как токсичная позитивность и газлайтинг и их роль в социализации детей. Также в материале представлены результаты проведенной диагностики.

Ключевые слова: газлайтинг, селф-газлайтинг, токсичная позитивность, семья, дети, социализация, эмоциональная депривация.

Annotation. The article is devoted to the problem of socialization of children and its connection with toxic positivity and gaslighting. The content of such concepts as toxic positivity and gaslighting and their role in the socialization of children is presented. The article also presents the results of the diagnosis.

Keywords: gaslighting, self-gaslighting, toxic positivity, family, children, socialization, emotional deprivation.

Введение. Социализация - очень важный период в жизни каждого ребёнка. И важно, чтобы этот этап был пройден успешно, так как многие факторы, влияющие на него, могут оставить отпечаток на личности и возможностях ребёнка. К слову, любой скрытый упрёк по поводу внешнего вида подростка от родителя может склонить его к сомнениям в своей внешности, или же строгое замечание о его компетентности по какому-либо вопросу может стать причиной сомнения в своих возможностях, так как точка зрения взрослого зачастую даже не осознанно занимает главенствующее положение в социальной иерархии дитя.

В данной статье нам бы хотелось раскрыть влияние сложностей в социализации на самосознание и самоощущение ребёнка, - а именно явлений токсичной позитивности и газлайтинга в родительско-детских отношениях.

Фигура взрослого является доминантной в глазах ребёнка, так как с самого рождения он учится брать с него пример: первые слова, движения, то, что нужно и можно делать, а что - нельзя. Младенцы имитируют всё, что говорят и делают их родители, видя в них опору и защиту, чувствуют себя безопасно. В соответствии с эпигенетической теорией Э. Эриксона потребность в безопасности - это базальная потребность возраста и основа формирования здоровой личности, которая формируется только в гармоничных родительско-детских отношениях.

Чтобы показать особенность связи родителей с детьми и её важность, обратимся к одному случаю - в 1965 году во Франции был проведен эксперимент с младенцами. Материалы видеосъемки были размещены в виде фильма на видеохостинговой платформе YouTube и набрали более 7,8 миллионов просмотров. В ходе эксперимента детей младенческого возраста оставляли в комнате с множеством игрушек и давали свободу действий [5].

В этом фильме исследователи хотели наглядно показать влияние эмоциональной депривации на поведение младенцев в возрасте от 7 до 18 месяцев, часть младенцев были отобраны из обычных семей, другая часть из специализированных учреждений. При этом условия эксперимента не изменяются: ребенку даются кубики, и записывается реакция на этот раздражитель [1].

При этом необходимо отметить, что дети, принимавшие участие в эксперименте от имени специализированного учреждения, состояли в сложных семьях, имеющих бытовые и личностные проблемы, лишающие возможности воспитания младенца в комфорте, безопасности и выделения ему достаточного внимания настолько, что детей насильно изымали у родителей. Другая часть младенцев состояла в семьях, где все члены уделяли внимание правильному воспитанию ребёнка не в ущерб его психологическому состоянию, поощрялась его и поддерживали, создавая чувство безопасности. На протяжении эксперимента дети из благополучных семей проявляли любопытство и активно взаимодействовали с игрушками - грызли, постукивали и т.д., тогда, как другая часть детей, либо боялась взаимодействовать с ними, либо вовсе не проявляла интерес к ним [4].

Изложение основного материала статьи. Исследователи предположили, что когда условия в семье оказываются неблагоприятными, вплоть до вынужденного изъятия ребенка из семьи, это отражается на его поведении негативно.

Создатели фильма дали зарисовки судеб малышей, изъятых из семей и помещенных в специализированные учреждения, комментируя их поведение в ходе эксперимента: «О малышке Каролин никто не заботился. Девочка на секунду увлекается кубиком, но затем полностью концентрирует свое внимание на окружающих ее организаторах эксперимента. Хмурая Вероник и вовсе не берет кубики. Ее пытаются заинтересовать башенкой, но она тревожно смотрит по сторонам. Жанна, от которой отказались несколько приемных семей, проявляет внимание исключительно к людям. Мальчик Рене недоверчиво смотрит в камеру и пытается себя успокоить». Организаторы исследования объясняют пассивность детей и их внимание к людям тревожностью и «сильным желанием найти замену матери» [2].

Такое поведение говорит о нездоровом воспитании и не совсем успешной первичной социализации ребёнка. Этот эксперимент показывает, как важно ребёнку во время социализации внимание, общение и активное взаимодействие с родителями. Конечно, эксперимент показал полярные модели взаимодействия с детьми раннего возраста - это дети из гармоничных семей и дети без семьи, но не стоит обходить вниманием детей, которые воспитываются в дисгармоничных семьях, где ребенок не чувствует ценностного отношения со стороны родителей и ближнего окружения. Важно понимать, где граница заботы о ребёнке «во благо», а где реальное подавление его интересов, желаний и даже обесценивание переживаемых чувств.

Обратимся к понятию «токсичная позитивность» с позиции семейных отношений. Общепринято считать, что «семейная токсичная позитивность - это навязчивое убеждение быть радостным и позитивным, иногда во вред своим желаниям и состоянию и вытеснение своих чувств, т.е. отрицание их, обесценивание». Данное понятие не является научным, но стало часто употребляемым в изданиях, популяризирующих психологию и транслирующих информацию о вреде, который может быть нанесен личности постоянным позитивным настроем и отрицанием, недопущением «негативных» чувств - закрывать глаза на реальность. Ведь нельзя пройти жизнь по поверхности чувств - не проживая их как опыт, который ценен для человека и сугубо индивидуален.

Это явление близко идет рука об руку с явлением газлайтинга, который принято понимать как двусторонний процесс, когда манипулятор убеждает жертву в его неправоте, искажает воспринимаемую реальность и собственные воспоминания, обесценивает мысли и опыт жертвы. В семьях такое явление встречается довольно часто, но ему придается мало значения, во многом скорее из-за менталитета, например, в России часто употребляют знаменитую поговорку «не выносить сор из избы» и т.д., ставшей причиной многих непроработанных психологических травм.

Токсичная позитивность в семье проявляется в том, что родители, когда у детей случаются какие-то проблемы, сразу же отрицают их наличие или же преуменьшают их значение, заставляя отвлечься на позитивные эмоции не выказав эмпатии. К примеру, когда сын получил плохую оценку в школе, отец полностью перекладывает ответственность проблемы на сына и говорит, что «все хорошо» и «не нужно грустить по этому поводу», просто в будущем ему нужно прикладывать больше сил, чтобы результат не разочаровал его в следующий раз. Таким образом, ребёнок как бы понимает, насколько увеличилась его ноша приносить домой только хорошие оценки, и его самооценка снижается.

Также токсичная позитивность может быть преподнесена ребёнку в качестве ролевой модели: отец семейства ушел под сокращение, а мать не входит в положение и перед детьми на ужине говорит «расслабься, всё будет хорошо! Уверена, что-то да найдётся! Нужно верить в лучшее». С одной стороны, это уменьшает тревогу детей, но с другой мать семейства перекладывает ответственность и решение проблемы за случившееся на какие-то абстрактные силы, которые могут и не помочь.

Другая ситуация, когда токсичная позитивность уже проявляется в том, что ребёнок уже в последствии социализации сам начал быть токсично позитивным во вред себе: после проваленного экзамена по истории он посчитал, что во всем виноват преподаватель, который принимал у него экзамен: то придирался к мелочам, то смотрел не так, поэтому он и не сдал. Тут проблема и вовсе отрицается, сводясь к заглушению своей ответственности за случившееся, аномальность социализации, - ребёнок не понимает, что такое ответственность, и что во взрослой жизни ее нужно брать на себя даже тогда, когда не хочется.

Одной из проблем токсичной позитивности и газлайтинга - это обесценивание собственных проблем, чувств, решений и опыта. Различие между этими явлениями в большинстве в том, что газлайтинг - это чаще про двусторонний процесс психологического насилия, хоть и редко встречаются легкие случаи селф-газлайтинга. Стерн Р. отмечал, что жертва газлайтинга проходит определенные стадии - это отрицание, сомнение и принятие на веру [2]. Людей, пользующимися этим видом манипуляций, называют абьюзерами.

Вообще, в семье газлайтинг бывает даже неосознанным. Когда родители утешают ребёнка при неудачах и провалах, они искренне хотят, чтобы ему полегчало, но иногда просто не желают сталкиваться с его чувствами и убеждают его, что ему совсем не обидно и не больно. Лучшим вариантом решения этой проблемы не является драматизация каждой неудачи, но признание того, что ребёнку действительно обидно, и уже потом появляется возможность приступить к утешениям и решению проблемы.

Самый запоминающийся момент в газлайтинге родителей над детьми - это то, что иногда они открыто заявляют своему ребёнку, что он «эгоист» и «неблагодарный», ища в этом то, что в будущем этот ребёнок станет более внимательным и эмпатичным к окружающим, хотя на самом деле сеют в нем чувство вины и убеждают, что с ним что-то не так. Отсюда появляются проблемы с самооценкой и объективным восприятием своих мыслей и чувств, которые по-своему скажутся на дальнейшем процессе социализации.

Давайте разберем, почему именно происходит родительский газлайтинг:

1. Происходит утрата контроля над взрослеющим ребёнком. Процесс социализации и подростковый период сам по себе подразумевает усвоение ребёнком новых ценностей и норм общества, столкновение его с разными жизненными ситуациями и решение разных проблем. Однако некоторым родителям кажется то, что их ребёнок становится более самостоятельным и это им кажется неправильным, отчего они начинают лгать своим детям, обесценивать их эмоции и опыт, чтобы морально быть выше над ними и сохранять главенствующее положение в иерархии социальной ячейки.

2. Стиль воспитания - это модель взаимодействия родителей с ребёнком, которая может базироваться на гармонии, также на ее отсутствии. Во многом стиль воспитания в семьях может играть роль при возможности возникновения или наличии газлайтинга. К примеру, семьи с авторитарным стилем воспитания, игнорирующие потребности и желания ребёнка, но также предъявляющие высокие требования, вполне могут считаться семьями, в которых обесцениваются чувства и эмоции ребёнка, а это не что иное, как явление газлайтинга.

3. Отрицательное воздействие на успешную социализацию ребёнка оказывают родительские комплексы и проецирование их на него. Некоторые родители пытаются спроецировать свои страхи и невзгоды на ребёнке, манипулируя им, морально унижая и прибегая к газлайтингу вместо того, чтобы проанализировать то, что их беспокоит на самом деле и заставляет сомневаться в том, насколько они хорошие родители [1].

Так повзрослевшие дети из семей с психологическими проблемами начинают понимать, что были долгое время под манипуляциями своих родителей, отчего вскрываются психологические травмы, которые иногда не могут решиться

самостоятельно без профессионального вмешательства специалистов, тратятся моральные и физические ресурсы, которые могли быть сохранены еще в детстве. Они отмечают то, что имеют несколько измененные воспоминания о тех или иных событиях в жизни, не уверены в тех или иных моментах, постоянно сравнивают себя с другими и преуменьшают свои переживания, иногда даже перекладывают ответственность за что-либо на кого-то другого. Это является признаками того, что они были жертвами, которые либо оправились от этого и провели анализ своей личности и привычек, либо остались жертвами, которые в будущем могут спроецировать то, что с ними делали родители, уже на своих детей [3].

Для выяснения соотношения взрослых жертв семейного газлайтинга и токсичной позитивности, мы провели небольшое исследование, для которого был использован опросник. Респонденты - 30 студентов 2-3 курсов Института Зарубежной Филологии и Регионоведения ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Система оценивания в вариантах выбора из 3 ответов.

1) Насколько вы чувствуете себя счастливым?

а) вполне - 15 ответов (50%);

б) не знаю - 9 ответов (30%);

в) нет - 6 ответов (20%).

2) Приятные ли у вас воспоминания с детства?

а) вполне - 19 ответов (63,3%);

б) не знаю - 6 ответов (20%);

в) нет - 5 ответов (16,7%).

3) Уверены ли вы в своих мыслях и адекватности своих чувств в определённых жизненных ситуациях?

а) вполне - 22 ответа (73,3%);

б) не знаю - 5 ответов (16,7%);

в) нет - 3 ответа (10%).

4) Вы контролируете свою жизнь?

а) вполне - 16 ответов (53,3%);

б) не знаю - 7 ответов (23,3%);

в) нет - 7 ответов (23,3%).

5) У вас бывают вспышки гнева в результате накопления негативных эмоций?

а) бывают - 3 ответов (10%);

6) не знаю - 7 ответов (23,3%);

в) нет - 20 ответов (66,7%).

б) Все ли воспоминания с детства вам ясны?

а) вполне - 17 ответов (56,7%);

б) не знаю - 9 ответов (30%);

в) нет - 4 ответа (13,3%).

7) Какие у вас отношения с родителями?

а) хорошие - 16 ответов (53,3%);

б) нейтральные - 8 ответов (26,7%);

в) негативные - 6 ответов (20%).

8) Как часто вы сравниваете себя с другими людьми?

а) часто - 19 ответов (63,3%);

б) не знаю - 6 ответов (20%);

в) редко - 5 ответов (16,7%).

9) Часто ли вы недовольны своими успехами?

а) часто - 11 ответов (36,7%);

б) не знаю - 10 ответов (33,3%);

в) редко - 9 ответов (30%).

10) Предполагали ли вы, что являетесь жертвой газлайтера?

а) да - 8 ответов (26,7%);

б) не знаю - 12 ответов (40%);

в) нет, - 10 ответов, 33,3%.

Выводы. Исходя из полученных результатов опроса, мы можем предположить, что среди опрошенных студентов есть повзрослевшие жертвы газлайтеров и те, на ком в детстве применялась токсичная позитивность. Как правило, чтобы осознать, что они стали жертвами и успешно побороться с тем, через что они прошли, требуется много сил и терпения, поэтому реабилитация и самоанализ - крайне важный этап.

Для того, чтобы оправиться после такого явления в своей жизни, люди зачастую прикладывают много усилий. Давайте разберём некоторые советы или установки по восстановлению психологического состояния от газлайтинга:

1) дистанцироваться от ситуации и манипулятора;

2) снижать уровень стресса и раздражающих факторов - постараться меньше тревожиться и очень важно стараться смотреть на жизнь осознанно, признавая свои эмоции, мысли и чувства;

3) избегать депрессивных состояний, так как они являются тяжелым последствием длительного взаимодействия с манипулятором, и поэтому необходимо обратитесь к специалисту;

4) слушайте и прислушивайтесь к себе - это очень важный шаг к принятию себя после газлайтинга;

5) если вы сомневаетесь в чем-то, то постоянно проверяйте факты и доверяйте сначала близким людям, а потом увеличьте количество лиц, с которыми вы будете ощущать себя безопасно;

6) уделяйте время на хобби, они расслабляют и тело, и душу.

К сожалению, в детстве ребёнок не особо осознает, что находится под давлением манипулятора и поддается его влиянию, что неблаготворно влияет на его психику. Поэтому приведенные выше рекомендации скорее подойдут уже взрослым жертвам газлайтинга, осознавшим, что они всё это время были подвержены психологическому насилию.

Литература:

1. Зицер Д. Любить нельзя воспитывать. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2017. - 256 с.

2. Стерн Р. Скрытые манипуляции для управления твоей жизнью. STOP газлайтинг. - СПб.: Питер, 2020. - 304 с.

3. [URL]: https://zen.yandex.ru/media/hotpled/50-ottenkov-gazlaitinga-kak-blizkie-manipuliruiut-vami-5c8761601ad21c00b330abce

4. [URL]: https://www.youtube.com/watch?v=ChoOExRLT4Q

5. [URL]: https://chips-journal.ru/news/video-1965-goda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.