Научная статья на тему 'Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка'

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2263
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная грамотность / информационная грамотность / активные методы обучения / проектная деятельность / проблемная ситуация. / communicative literacy / information literacy / active methods of teaching and learning / project activity / problem situation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Е. Жаналина

Автор отмечает, что на современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать профессиональные знания и творчество. Считает, что процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В статье отражены методы и формы работы, систематическое применение которых служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article says that at the present stage there is a need for high-quality trained teachers combining professional knowledge and creativity. Today process of pupils’ learning has to be focused on development of the competences promoting "education through all life". Methods and forms of work, if systematically applied, contribute to development of key and subject competences, and on their basis school students’ functional literacy is formed.

Текст научной работы на тему «Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка»

ш

УДК 373.1.02:372.8

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ацдатпа

K^a3ipri кезецде кэаби бшод мен шыгар-машылыгын öipiicripyre мумкшдш беретш, педашг-тьщ сапалы дайындалуыньщ кджетплш пайда бол-ды. Бупнде ок;ыту процеа "букш OMip аркылы бшм беру" тужырымдаманы icxe асыруга ьщпал ететш окушылардьщ кузыреттшктерш дамытуга багытта-луы тшс. Мак;алада мектеп окушыныц функционал-дьщ сауаттылыгы кдлыптасатын, жуйел1 турде кол-дану ы тушнда жоне пэщцк кузыреттершщ дамуына себеп болатын, жумыс icrey эдютер1 мен турлер1 керсетшген.

Аннотация

Автор отмечает, что на современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать профессиональные знания и творчество. Считает, что процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В статье отражены методы и формы работы, систематическое применение которых служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

Annotation

2

The article says that at the present stage there is ^ a need for high-quality trained teachers combining ~ professional knowledge and creativity. Today process ~ of pupils'learning has to be focused on development rj of the competences promoting "education through all £ life". Methods and forms of work, if systematically -j applied, contribute to development of key and subject = competences, and on their basis school students' о functional literacy is formed.

a <

В XXI веке успешный человек должен владеть ~ многими видами знаний и умений: навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность,

JI.E. Жаналина,

старший преподаватель, кафедра ППСОП филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г. Костанай

Неггзгг создер: коммуника-muemi, ацпараттыц сауат-тылъщ, оцытудыц белсендг ddicmepi, жобалыц цызмет, жагдаят проблемалыц..

Ключевые слова: коммуникативная грамотность, информационная грамотность, активные методы обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация.

Keywords: communicative literacy, information literacy, active methods of teaching and learning, project activity, problem situation.

IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. В современных условиях процесс обучения учеников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентно стей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В нашем быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы модели содержания образования, ориентированной на знания.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.

Так что же такое функциональная грамотность? Согласно A.A. Леонтьеву "функциональная грамотность" - это "способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений" [1]. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который

считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функционально грамотная личность

- это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Все данные качества должны формироваться в школе. Важнейшим показателем функциональной грамотности человека - самостоятельность. Одна из главных функций обучения любому предмету - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, умений применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, а затем полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

• коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

• информационная грамотность

- умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

• деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргу-

ос

з:

<

m О

го

LQ

О

35 U U ш

0 а.

С щ

1

О X

ZS

<

ш О X X

s

х

<

т О

го

из О

3 о

О

ш Я" О о. С ш 3 X X

о х

X

<

оа О т х

ментируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. [2]

Главная задача учителя - научить ученика учиться. В.А.Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»[3,с. 121]. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? На современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальные профессиональные знания и творчество в практико-ориентирован-ном исследовательском подходе к разрешению конкретных образовательных проблем. В филиале АО «НЦПК «Ор-леу» ИПК ПР по Костанайской области» проводится планомерная работа по обучению слушателей интерактивным методам обучения. Преподаватель продумывает каждый вид работы на занятиях, работая с такими методами и формами, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс взаимодействия, а активность обучаемых становится выше активности преподавателя. Перед слушателями ставятся задачи учить детей добывать информацию, понимать ее и применять на практике. Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск ответа на вопрос. И помогают в этом такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д. Применение

активных методов обучения позволяет не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию. В итоге сформируется общая система знаний, и учащиеся научатся самостоятельно учиться. Мы знаем, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он слышит. Фридрих Дистервег писал: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичный образовательный процесс строится по схеме: объяснение учителем нового материала - усвоение - закрепление - самостоятельное применение учащимися, то при использовании активных методов и форм обучения он принимает иной вид: самостоятельный поиск - усвоение -объяснение. Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся. Изменяется позиция учителя. Учитель и ученик по отношению друг к другу становятся в равных исследовательских позициях. Учитель - консультант, а не комментатор.

При работе по объяснению нового материала учителя создают проблемную ситуацию. При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что создавая проблемную ситуацию, учитель сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе ана-

1(23)72019

лиза фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определённые понятия. При повторении изученного используют поисковый метод обучения. При закреплении изученного материала рассматривается проблемная ситуация: закрепление организуется путём постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень про-блемности. Учителя строят работу так, чтобы ученики совершали логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. При такой работе происходит формирование творческой личности, всегда готовой и способной к поиску.

На практических занятиях идет подготовка специалистов, основная цель которых - развивать у учащихся способность мыслить творчески и целенаправленно решать самые сложные задачи. Учителя работают над тем, чтобы научить детей овладевать навыком работы с учебником, со словарем, навыком распределения времени, грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями литературы и формированием умений работы с текстом. Полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Учителя работают над тем, чтобы научить детей сжимать текст, предвидеть, предугады-

вать содержание текста. Развитие речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов, составления устного рассказа по опорным словам и словосочетаниям, составления телеграмм, памятки, инструкций, синквейнов. Учащиеся должны уметь писать сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме для развития письменной и разговорной речи, определение типов и стилей текстов. Для осмысления содержания текста учителя используют приемы: чтение с остановками, чтение с пометками, составление кластеров, графических органайзеров, позволяющих систематизировать и структурировать знания.

Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметных компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев A.A. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5 й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. ИВ. Усачевой. — М., 2002

2. Молявко Т.Г. Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения// https://multiurok.ru/ files/stat-ia-formirovaniie-funktsional-noi-gramotnosti-.html (дата обращения -16.01.2019)

3. Соловейчик С. «В.А. Сухомлин-ский о воспитании», М.,1975г.- 225 с.

ос

з:

<

m О

го

LQ

О

35 U U ш X

0 а.

С щ

1

О X

Zl

<

ш О X X

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.