ш
УДК 373.1.02:372.8
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ацдатпа
K^a3ipri кезецде кэаби бшод мен шыгар-машылыгын öipiicripyre мумкшдш беретш, педашг-тьщ сапалы дайындалуыньщ кджетплш пайда бол-ды. Бупнде ок;ыту процеа "букш OMip аркылы бшм беру" тужырымдаманы icxe асыруга ьщпал ететш окушылардьщ кузыреттшктерш дамытуга багытта-луы тшс. Мак;алада мектеп окушыныц функционал-дьщ сауаттылыгы кдлыптасатын, жуйел1 турде кол-дану ы тушнда жоне пэщцк кузыреттершщ дамуына себеп болатын, жумыс icrey эдютер1 мен турлер1 керсетшген.
Аннотация
Автор отмечает, что на современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать профессиональные знания и творчество. Считает, что процесс обучения учащихся должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В статье отражены методы и формы работы, систематическое применение которых служит развитию ключевых и предметной компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
Annotation
2
The article says that at the present stage there is ^ a need for high-quality trained teachers combining ~ professional knowledge and creativity. Today process ~ of pupils'learning has to be focused on development rj of the competences promoting "education through all £ life". Methods and forms of work, if systematically -j applied, contribute to development of key and subject = competences, and on their basis school students' о functional literacy is formed.
a <
В XXI веке успешный человек должен владеть ~ многими видами знаний и умений: навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность,
JI.E. Жаналина,
старший преподаватель, кафедра ППСОП филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г. Костанай
Неггзгг создер: коммуника-muemi, ацпараттыц сауат-тылъщ, оцытудыц белсендг ddicmepi, жобалыц цызмет, жагдаят проблемалыц..
Ключевые слова: коммуникативная грамотность, информационная грамотность, активные методы обучения, проектная деятельность, проблемная ситуация.
Keywords: communicative literacy, information literacy, active methods of teaching and learning, project activity, problem situation.
IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие. В современных условиях процесс обучения учеников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентно стей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В нашем быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Практика доказала неэффективность существующей долгие годы модели содержания образования, ориентированной на знания.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.
Так что же такое функциональная грамотность? Согласно A.A. Леонтьеву "функциональная грамотность" - это "способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений" [1]. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который
считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функционально грамотная личность
- это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Все данные качества должны формироваться в школе. Важнейшим показателем функциональной грамотности человека - самостоятельность. Одна из главных функций обучения любому предмету - формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, умений применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, а затем полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
• коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
• информационная грамотность
- умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
• деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргу-
ос
з:
<
m О
го
LQ
О
35 U U ш
0 а.
С щ
-а
1
О X
ZS
<
ш О X X
s
х
<
т О
го
из О
3 о
О
ш Я" О о. С ш 3 X X
о х
X
<
оа О т х
ментируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. [2]
Главная задача учителя - научить ученика учиться. В.А.Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли»[3,с. 121]. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? На современном этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей сочетать фундаментальные профессиональные знания и творчество в практико-ориентирован-ном исследовательском подходе к разрешению конкретных образовательных проблем. В филиале АО «НЦПК «Ор-леу» ИПК ПР по Костанайской области» проводится планомерная работа по обучению слушателей интерактивным методам обучения. Преподаватель продумывает каждый вид работы на занятиях, работая с такими методами и формами, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс взаимодействия, а активность обучаемых становится выше активности преподавателя. Перед слушателями ставятся задачи учить детей добывать информацию, понимать ее и применять на практике. Что же лежит в основе активных методов обучения? Самостоятельный поиск ответа на вопрос. И помогают в этом такие формы активных методов обучения, как научное исследование, проект, решение проблемных и логических задач и т.д. Применение
активных методов обучения позволяет не получать готовые знания, а самостоятельно искать, анализировать, формулировать информацию. В итоге сформируется общая система знаний, и учащиеся научатся самостоятельно учиться. Мы знаем, что в памяти человека запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит и только 10% того, что он слышит. Фридрих Дистервег писал: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Использование подобных методов и форм обучения предполагает и изменение традиционной организации процесса обучения. Если типичный образовательный процесс строится по схеме: объяснение учителем нового материала - усвоение - закрепление - самостоятельное применение учащимися, то при использовании активных методов и форм обучения он принимает иной вид: самостоятельный поиск - усвоение -объяснение. Следовательно, повышается активность и самостоятельность учащихся. Изменяется позиция учителя. Учитель и ученик по отношению друг к другу становятся в равных исследовательских позициях. Учитель - консультант, а не комментатор.
При работе по объяснению нового материала учителя создают проблемную ситуацию. При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что создавая проблемную ситуацию, учитель сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе ана-
1(23)72019
лиза фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определённые понятия. При повторении изученного используют поисковый метод обучения. При закреплении изученного материала рассматривается проблемная ситуация: закрепление организуется путём постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень про-блемности. Учителя строят работу так, чтобы ученики совершали логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. При такой работе происходит формирование творческой личности, всегда готовой и способной к поиску.
На практических занятиях идет подготовка специалистов, основная цель которых - развивать у учащихся способность мыслить творчески и целенаправленно решать самые сложные задачи. Учителя работают над тем, чтобы научить детей овладевать навыком работы с учебником, со словарем, навыком распределения времени, грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями литературы и формированием умений работы с текстом. Полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Учителя работают над тем, чтобы научить детей сжимать текст, предвидеть, предугады-
вать содержание текста. Развитие речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов, составления устного рассказа по опорным словам и словосочетаниям, составления телеграмм, памятки, инструкций, синквейнов. Учащиеся должны уметь писать сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме для развития письменной и разговорной речи, определение типов и стилей текстов. Для осмысления содержания текста учителя используют приемы: чтение с остановками, чтение с пометками, составление кластеров, графических органайзеров, позволяющих систематизировать и структурировать знания.
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметных компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев A.A. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5 й Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.): в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. ИВ. Усачевой. — М., 2002
2. Молявко Т.Г. Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения// https://multiurok.ru/ files/stat-ia-formirovaniie-funktsional-noi-gramotnosti-.html (дата обращения -16.01.2019)
3. Соловейчик С. «В.А. Сухомлин-ский о воспитании», М.,1975г.- 225 с.
ос
з:
<
m О
го
LQ
О
35 U U ш X
0 а.
С щ
-а
1
О X
Zl
<
ш О X X
s