м
УДК 373.1
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Ацдатпа
Бул макалада функционалдык сауаттылык эдюте-мел i к аспект ¡с ¡нде каралады. Функционалдык сауат-тыльщты кдлыптастыру-курдел^ эр кырлы gpi узак процесс. Кунделжп' сабакта, жуйел1 турде, сауатты алынган жаца технологияларды пайдалана отырып кана накты нэтижеге жетуге болады.
Аннотация
В статье рассматривается функциональная грамотность в методическом аспекте. Подчёркнуто, что формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс: достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
Annotation
The article focuses on functional literacy from S methodological point of view. It is underlined that S formation of functional literacy is a long complex Ц process: one can achieve desired results only by means of r. systematic everyday work in the classroom, combining
^ different teaching and learning techniques effectively.
t?
В настоящее время в нашей стране идёт становле-
s ние и развитие новой системы образования, ориенти-
VI рованной на вхождение в мировое образовательное
^ пространство. Сегодня перед обществом и, в первую
с очередь, перед школой, стоят огромные задачи по
2 подготовке человека нового времени, который будет
н жить совершенно в других условиях,чем его роди—
2 тели, решать иные проблемы, стоящие перед стра-
2 ной. Необходимо готовить молодых людей к жизни
2 в условиях рынка, следовательно наши выпускники
§ должны быть инициативными, творческими, пред-
■•w
g приимчивыми личностями, умеющими выбирать 2 лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ста-
К.А. Нурмуратоеа,
учитель русского языка и литературы, школа-гимназия №7, г.Рудный, Костанайская область
Неглзгл создер: функционалдык; сауаттылыц, коммуни-кативтж сауаттылыц, орыс тшн оцыту ddicmepi, бэсеке-ге цаб]летпп тулга.
Ключевые слова: функциональная грамотность, коммуникативная грамотность, конкурентоспособная личность, методика преподавания русского языка.
Keywords: functional literacy, communicative literacy, competitive person, methods of teaching and learning Russian.
Ш
вит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании.
Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.
Что такое «функциональная грамотность»?
Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать.
Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.
Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:
• функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней;
• функциональная грамотность -умение использовать полученные знания для решения жизненных задач;
• функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей средой и более широком сообществе, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
• знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
• умение адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
«Педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях» [4]. По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамот-
о?
С са С
со <
с,
'Л
О 3
ы с; из С о.
и
т
и
ы •у
С е=Г О
м
5:
Щ
2: Ы
и ©
с и п
IKS
ность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.
Н.А. Назарбаев неоднократно подчёркивал следующее:
«Чтобы стать развитым конкурентно-способным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
Функциональная грамотность (англ. functional literacy) - результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний о достижениях культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организа-
а.
ции семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решения различных жизненных проблем.
Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.
Формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное
видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка:
• коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
• информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
• деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.
Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изуче-
Ш
нии русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.
Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является способность понимания текста как важнейшая из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.
К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организацию урока с использованием возможностей опоры на текст.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции, но и языковой, и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках - все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.
Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.
Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность - академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в раз-
о?
С сз С
со <
с, из О 3
ы с;
С
С-.
и
т
и
ы У
С еЗ О
м
5:
Щ
ы
и ©
с
и г,
т
личных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемых в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.
Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.
В заключении хочу сказать, что развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:
• изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;
• искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;
г—
• думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оценивать
О о
произведения искусства и литературы;
• сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;
• приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
• адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
ЛИТЕРАТУРА
1.Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 432с.
2.Ермоленко В.А., Перченок P.JI., Чер-ноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. - М.: ИТОП РАО, 1999.-228 с.
З.Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. - ном.8,9. - С. 44-49.
4.Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P 1200000832 (дата обращения - 11.03.2019)
5. Лебедев O.E. Компетентно стный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5.