Научная статья на тему 'Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях'

Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11420
1310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / коммуникативная грамотность / конкурентоспособная личность / методика преподавания русского языка. / functional literacy / communicative literacy / competitive person / methods of teaching and learning Russian

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — К. А. Нурмуратова

В статье рассматривается функциональная грамотность в методическом аспекте. Подчёркнуто, что формирование функциональной грамотности это сложный, многосторонний, длительный процесс: достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on functional literacy from methodological point of view. It is underlined that formation of functional literacy is a long complex process: one can achieve desired results only by means of systematic everyday work in the classroom, combining different teaching and learning techniques effectively.

Текст научной работы на тему «Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях»

м

УДК 373.1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ацдатпа

Бул макалада функционалдык сауаттылык эдюте-мел i к аспект ¡с ¡нде каралады. Функционалдык сауат-тыльщты кдлыптастыру-курдел^ эр кырлы gpi узак процесс. Кунделжп' сабакта, жуйел1 турде, сауатты алынган жаца технологияларды пайдалана отырып кана накты нэтижеге жетуге болады.

Аннотация

В статье рассматривается функциональная грамотность в методическом аспекте. Подчёркнуто, что формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс: достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Annotation

The article focuses on functional literacy from S methodological point of view. It is underlined that S formation of functional literacy is a long complex Ц process: one can achieve desired results only by means of r. systematic everyday work in the classroom, combining

^ different teaching and learning techniques effectively.

t?

В настоящее время в нашей стране идёт становле-

s ние и развитие новой системы образования, ориенти-

VI рованной на вхождение в мировое образовательное

^ пространство. Сегодня перед обществом и, в первую

с очередь, перед школой, стоят огромные задачи по

2 подготовке человека нового времени, который будет

н жить совершенно в других условиях,чем его роди—

2 тели, решать иные проблемы, стоящие перед стра-

2 ной. Необходимо готовить молодых людей к жизни

2 в условиях рынка, следовательно наши выпускники

§ должны быть инициативными, творческими, пред-

■•w

g приимчивыми личностями, умеющими выбирать 2 лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ста-

К.А. Нурмуратоеа,

учитель русского языка и литературы, школа-гимназия №7, г.Рудный, Костанайская область

Неглзгл создер: функционалдык; сауаттылыц, коммуни-кативтж сауаттылыц, орыс тшн оцыту ddicmepi, бэсеке-ге цаб]летпп тулга.

Ключевые слова: функциональная грамотность, коммуникативная грамотность, конкурентоспособная личность, методика преподавания русского языка.

Keywords: functional literacy, communicative literacy, competitive person, methods of teaching and learning Russian.

Ш

вит перед нами действительность, заинтересованными во все более самостоятельном познании.

Как же создать атмосферу творчества на уроке, заинтересовать детей учебным материалом, пробудить у них желание самим разобраться в том или ином вопросе, найти правильное решение, обосновать верность своего варианта ответа?

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

Что такое «функциональная грамотность»?

Термин «функциональная грамотность» значительно шире, чем понятие «грамотность», в котором подразумевается умение читать и писать.

Б.С. Гершунский утверждает, что формирование грамотности является прерогативой не только школы, но и общества в целом, так как представление о том, что грамотность сводится лишь к овладению элементарными навыками чтения, счета и письма, устарело. Появление феномена функциональной грамотности существенно расширило временные рамки приобретения тех или иных компонентов грамотности.

Есть много определений, рассмотрим некоторые из них:

• функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней;

• функциональная грамотность -умение использовать полученные знания для решения жизненных задач;

• функциональная грамотность есть целый ряд навыков и умений - познавательных, эмоциональных и поведенческих, которые позволяют людям жить и работать в качестве человеческой личности, развивать свой потенциал, принимать важные и обоснованные решения, эффективно функционировать в обществе в контексте с окружающей средой и более широком сообществе, чтобы улучшить качество своей жизни и общества.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Компонентами функциональной грамотности являются:

• знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умение адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

«Педагоги общеобразовательных школ Республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях» [4]. По мере развития общества требования к прикладным знаниям растут, можно сказать, что функциональная грамот-

о?

С са С

со <

с,

О 3

ы с; из С о.

и

т

и

ы •у

С е=Г О

м

5:

Щ

2: Ы

и ©

с и п

IKS

ность человека выступает показателем его способности адаптироваться к условиям микросоциума.

Н.А. Назарбаев неоднократно подчёркивал следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентно-способным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Функциональная грамотность (англ. functional literacy) - результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний о достижениях культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организа-

а.

ции семейной жизни, в т.ч. воспитания детей, решения различных жизненных проблем.

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Формированию функциональной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное

видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

Рассмотрим функциональную грамотность как методическое понятие, способствующее развитию различных компетенций учащихся на уроках русского языка.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности на уроках русского языка:

• коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

• информационная грамотность умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

• деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, поэтому особую озабоченность вызывает функциональная грамотность в сфере коммуникации.

Функциональная грамотность - понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. При изуче-

Ш

нии русского языка под формированием функциональной грамотности подразумевается свободное владение всеми видами речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения.

Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения.

Базовой способностью в формировании функциональной грамотности является способность понимания текста как важнейшая из тех, которыми должны владеть выпускники школы в современных условиях: освоить культурные образцы важнейших способов понимания текста, понимание общего смысла текста, авторской позиции; различение позиции автора и позиции героя; понимание логической структуры текста.

К методическим факторам, которые мы учитываем в первую очередь, включая тексты в учебный процесс, относим: критерии отбора текстового материала; виды работ, целесообразных со стороны включения текста в урок; организацию урока с использованием возможностей опоры на текст.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

подразумевает не только развитие коммуникативной компетенции, но и языковой, и лингвистической. Таким образом, языковая компетенция предусматривает знание системы языка, развитие чувства языка и формирование орфографической и пунктуационной грамотности, а лингвистическая направлена на формирование мировоззрения о языке, изучение его истории, а также освоение трудов лингвистов и культурологов. Типы заданий должны быть продуктивными. При развитии языковой компетенции это может быть анализ слов и форм, сопоставление одного явления с другим, составление схем и таблиц, создание текста на основе схем и таблиц. Работа со словарем, обращение к памятникам культуры, высказывания о языке, сравнение явлений в разных языках - все это направлено на освоение лингвистической компетенции учащихся.

Благодаря формированию функциональной грамотности, обучение русскому языку в школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях.

Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе, а грамотность - академическим, связанным с деятельностью образовательных учреждений. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в раз-

о?

С сз С

со <

с, из О 3

ы с;

С

С-.

и

т

и

ы У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С еЗ О

м

5:

Щ

ы

и ©

с

и г,

т

личных областях. В новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемых в учебном и социальном контексте, уже имеет свое место в научной и педагогической парадигме.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

В заключении хочу сказать, что развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

• изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

• искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;

г—

• думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оценивать

О о

произведения искусства и литературы;

• сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;

• приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

• адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гершунский Б.С. Философия образования [Текст]. - М.: МПСИ, Флинта, 1998. - 432с.

2.Ермоленко В.А., Перченок P.JI., Чер-ноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: Пособие для работников системы образования [Текст] / Российская академия образования, теории образования и педагогики. - М.: ИТОП РАО, 1999.-228 с.

З.Онушкин В.Г., Огарев В.И. Проблема грамотности в контексте социальных перемен [Текст] // Человек и образование. - 2006. - ном.8,9. - С. 44-49.

4.Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников, http:// adilet.zan.kz/rus/docs/P 1200000832 (дата обращения - 11.03.2019)

5. Лебедев O.E. Компетентно стный подход в образовании// Школьные технологии -2004г. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.