Научная статья на тему 'Приоритетное направление в работе - развитие функциональной грамотности школьников'

Приоритетное направление в работе - развитие функциональной грамотности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
501
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МЕТОДИКИ / METHODS / БУДУЩЕЕ / FUTURE / БіЛіМ / ОқЫТУ / САУАТТЫЛЪЩ / ДАМУ / әДіСТЕР / БОЛА-ШАқ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шлякова О.В.

В данной статье рассмотрено понятие функциональная грамотность на уроках математики. Обосновывается идея о формировании функционально грамотного учащегося. Особое внимание уделено самому процессу развития, который носит системный и непрерывный характер, и присутствует при изучении любого курса математики, на каждом уроке, в изучении каждой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетное направление в работе - развитие функциональной грамотности школьников»

Вестник «Орлеу^-kst

МЛ

О.В. Шлякова,

учитель математики, КГУ «Средняя школа №3» ГУ «Отдел образования акима-та Житикаринского района», Костанайская область

Нег1зг1 свздер: бшм, оцыту, сауаттылыц, даму, эдгстер, бола-шац.

Ключевые слова: образование, обучение, грамотность, развитие, методики, будущее.

Keywords: education, training, literacy, development, methods, future.

ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ - РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Б^л макалада математика сабактарында функци-оналдык сауаттылык т^жырымдамасы карастыры-лады. Функционалдык сауатты окушыны калыпта-стыру идеясына негiзделген. ЖYЙелi жэне Yздiксiз дамудыц даму процесiне айрыкша назар аударыла-ды жэне эр сабакта эрбiр такырыпты, кез-келген математика курсын зерттеуге катысады.

Аннотация

В данной статье рассмотрено понятие - функциональная грамотность на уроках математики. Обосновывается идея о формировании функционально грамотного учащегося. Особое внимание уделено самому процессу развития, который носит системный и непрерывный характер, и присутствует при изучении любого курса математики, на каждом уроке, в изучении каждой темы.

Annotation

In this article, the concept of functional literacy in the lessons of mathematics is considered. The idea of the formation of a functionally competent pupil is substantiated. Particular attention is paid to the very process of development, which is systemic and continuous, and is present in the study of any course of mathematics, in every lesson, in the study of each topic. к

m

«В новой реальности внутреннее стремление Я к обновлению - это ключевой принцип нашего ^ развития.Чтобы выжить, надо измениться. 2 Тот, кто не сделает этого, будет занесен о тяжелым песком истории» w

Н.А. Назарбаев 2

Сравнительно недавно в методике обучения по- щ

явилось новое понятие - функциональная грамот- §

ность. Учитывая выводы казахстанских и междуна- ^

родных экспертов, которые сошлись во мнении, что д

О

подготовка учащихся по математике с точки зрения щ

|**р

готовности «не позволяет им применять полученные g

ИИ!

Вестник «Орлеу^-kst

знания для разрешения проблем, близким к реальным» считаю, что результат образования должен рассматриваться не как факт усвоенной информации, а как способность учеников применять полученные знания на практике, успешно действуя в проблемных ситуациях.

Исходя из этого, я убеждена, что казахстанское образование должно быть направленно на развитие у детей навыков практического применения школьных знаний в жизненных ситуациях. И передо мной, как перед учителем-предметником, встали такие вопросы: каково же содержание функциональной грамотности? Какого гражданина Казахстана можно считать функционально грамотным? И насколько я сама готова к реализации задач формирования и развития функциональной грамотности у своих учеников?

В поисках ответов я пришла к выводу, что сформировать функционально грамотного учащегося возможно только при условии, если педагог сам в полной мере будет ею обладать и будет готов к реализации реформ образования в своей школе. На своих уроках в течение ряда лет я применяю практико-о-риентированные задания, направленные на формирование умений применять приобретенные навыки по математике на практике, учитывая, что процесс формирования функциональной математической грамотности К носит системный и непрерывный характер,

< и присутствует при изучении любого курса т

О математики, на каждом уроке, в изучении

со

^ каждой темы. Готовясь к урокам, я большое

РЧ

О внимание уделяю моделированию заданий,

^ учебных ситуаций, которые способствуют

^ развитию функциональной грамотности и

^ критического мышления моих учеников.

д Ежедневно на своих уроках использую

Й активные методы обучения, идеи уровневой

® курсовой подготовки, поэтому ни для меня,

ж

§ ни для моих учеников понятие критическое

Я мышление не является чем-то новым и неиз-

веданным.

® В своей работе стараюсь придерживать-К ся принципа, который почерпнула в выска-

зываниях С. Паперта: «Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся» [1]. Я твердо уверенна, что на уроках учащиеся должны быть вовлечены в такие виды деятельности, как учение, взаимообучение, совместное изучение, совместное обсуждение, исследование, обмен опытом и не только. Поэтому вместе со своими учениками мы часто используем стратегии: «Думай - Работай в паре - Делись», «Зигзаг», «Консул», «Озвучивание мыслей». Использование этих стратегий обучения помогает учащимся в отборе информации для решения заданий нестандартного характера, делает учение более осмысленным и продуктивным. Работая в группах, ребята обсуждают собранный материал, анализируют, ведут дискуссии, сравнивают свои ответы, учатся открыто высказывать свое мнение.

Следуя современным вызовам времени, наши дети должны быть готовы к непредвиденным ситуациям, и задача педагога подготовить их к этому, научить критически, мыслить, анализировать, искать пути решения и решительно действовать. Как отметил Нурсултан Назарбаев в своей программной статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания", «.. .век радикальных идеологий остался позади, и стране сейчас нужны понятные и направленные на будущее ориентиры. И во многом от того насколько эффективно будут работать учителя, зависит каких ориентиров будет придерживаться молодое поколение нашей страны» [2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Образовательная философия Сеймура Паперта [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.m/article/n/obrazovatelnaya-filosofiya-seymura-paperta

2. Статья Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" от 12 апреля 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.akorda.kz/ru/ events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.