Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / знание / концепция / навык / образование / функциональная грамотность / функция / цифровая трансформация / школьник / adaptation / knowledge / concept / skill / education / functional literacy / function / digital transformation / student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ай Хунцзи

В интенсивно преобразующейся образовательной среде концепция функциональной грамотности стала иметь первостепенное значение. Причём, соответствующие теоретические положения и воззрения учёных выходит за рамки простого приобретения знаний; подчёркивается способность применять формируемые и развиваемые навыки и познания для эффективного управления различными жизненными ситуациями. Так, школьникам это даёт возможность беспрепятственно переносить свои достижения в умениях и знаниях в практическую плоскость. В результате происходит становление всесторонне развитых, адаптируемых, самодостаточных личностей. В статье автором проанализированы современные аспекты формирования функциональной грамотности у школьников. Рассмотрена специфика данного направления с учётом наблюдаемой сегодня цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

In an intensively transforming educational environment, the concept of functional literacy has become of paramount importance. Moreover, the relevant theoretical positions and views of scientists go beyond the simple acquisition of knowledge; the ability to apply the formed and developed skills and knowledge for effective management of various life situations is emphasized. So, it gives students the opportunity to freely transfer their achievements in skills and knowledge to the practical plane. As a result, the formation of comprehensively developed, adaptable, self-sufficient personalities takes place. In the article, the author analyzes the modern aspects of the formation of functional literacy in schoolchildren. The specifics of this area are considered, taking into account the digitalization observed today.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ай Хунцзи, аспирант

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-31-34

Аннотация. В интенсивно преобразующейся образовательной среде концепция функциональной грамотности стала иметь первостепенное значение. Причём, соответствующие теоретические положения и воззрения учёных выходит за рамки простого приобретения знаний; подчёркивается способность применять формируемые и развиваемые навыки и познания для эффективного управления различными жизненными ситуациями. Так, школьникам это даёт возможность беспрепятственно переносить свои достижения в умениях и знаниях в практическую плоскость. В результате происходит становление всесторонне развитых, адаптируемых, самодостаточных личностей. В статье автором проанализированы современные аспекты формирования функциональной грамотности у школьников. Рассмотрена специфика данного направления с учётом наблюдаемой сегодня цифровизации.

Ключевые слова: адаптация, знание, концепция, навык, образование, функциональная грамотность, функция, цифровая трансформация, школьник.

В нынешних условиях традиционную парадигму образования зачастую критикуют за чрезмерный упор на механическое запоминание, акцент на теорию, при этом непреднамеренно учащиеся мало соприкасаются с практическим применением полученных знаний [5]. Однако, благодаря достижению высокой функциональной грамотности данный разрыв устраняется, культивируя симбиотиче-ские отношения между концепциями и их реальными проявлениями. За счёт рассматриваемого нами подхода учащиеся укрепляют когнитивную гибкость, позволяющую анализировать, синтезировать, применять познания таким образом, чтобы они соответствовали жизненному опыту.

Обращаясь к дефиниции, целесообразно привести следующее определение: функциональная грамотность представляет собой способность использовать получаемые знания, а также умения в различных ситуациях (жизненных) - в целях решения определённых задач, преодоления разного рода сложностей [3].

По своему существу функциональная грамотность представлена совокупностью компетенций, которые выходят за грани-

цы простого умения читать и писать. Прежде всего (в дополнение к этому), речь идёт о:

- критическом восприятии, мышлении;

- разрешении разного рода проблем;

- принятии решений;

- результативных коммуникациях [1].

Обозначенное выше необходимо для

успешного и своевременного преодоления сложностей, испытаний современной жизни. Развивая указанные способности, педагоги дают школьникам возможность стать активными участниками своего собственного учебного пути, способными приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, а также уверенно ориентироваться в незнакомой ситуации.

Целесообразно подчеркнуть, что одной из отличительных черт функциональной грамотности служит акцент на контекстуальном обучении. Вместо того, чтобы представлять знания изолированно, учителя стремятся создать учебный опыт, отражающий сценарии реального мира. Так, тематические исследования, обучение на базе проектов, практическая деятельность - эти направления содействуют данному начинанию, позволяя школьникам решать подлинные проблемы, развивать более

глубокое понимание того, каким именно образом их знания преображаются в практическом контексте.

Помимо этого, в рамках анализируемой нами грамотности подразумевается развитие ключевых жизненных навыков, которые особенно актуальные сегодня:

- финансовая грамотность;

- цифровая «подкованность»;

- гражданская активность [4].

Предоставляя школьникам эти компетенции, педагоги готовят их к адаптации и процветанию в сложном и взаимосвязанном мире, где умение принимать решения, а также самодостаточность играют определяющую роль.

Итак, функциональная грамотность -это не просто концепт, рассматриваемый через призму педагогического подхода; речь идёт о преобразующем мышлении, которое даёт учащимся возможность стать в перспективе «проводниками» перемен, обладающими способностью преодолевать превратности жизни, проявляя устойчивость, адаптируемость. В увязке с этим, ответственность педагогического состава заключается в создании среды, которая всецело содействует развитию столь бесценного качества, позволяя школьникам выйти за пределы классной комнаты (в контексте получаемых знаний, умений) и внести значимый вклад в жизнь общества.

Стремительный темп технического прогресса произвёл мощные сдвиги в различных аспектах, открыв эпоху беспрецедентного доступа к информации, новым способам получения знаний. Одновременно эта цифровая трансформация стала «ускорителем» глубоких трансформаций в сфере образования, что потребовало пересмотра, переоценки фундаментальных компетенций. В эпицентре изменений парадигмы лежит, в том числе, и концепция функциональной грамотности. В ^ка!-сфере это означает способность находить, понимать, оценивать и результативно использовать информацию на множестве платформ и модальностей. Мастерство в данной области зависит от плавной интеграции критического мышления, решения проблем, владения технологиями, что

позволяет людям ориентироваться в огромных пространствах цифровых ресурсов (с должной проницательностью и способностью к приспособлению).

В связи с этим укрепление рассматриваемой грамотности у школьников приобретает первостепенное значение - в свете повсеместной интеграции ^ка!-технологий в образовательную среду. Традиционные педагогические подходы, базирующиеся на статической трансляции знаний, постепенно устаревают; обозначается всё более отчётливо переход к динамичным, ориентированным на учащихся методологиям, в рамках которых отдаётся приоритет активному участию, сотрудничеству, практическому воплощению [2].

Одним из ключевых принципов повышения функциональной грамотности является развитие навыков критического мышления. В эпоху переизбытка информации способность отличать факты от вымысла, оценивать достоверность источников, синтезировать разрозненные точки зрения становится особенно ценной. Педагогические стратегии, в которых упор делается на обучение на базе запросов, совместное нивелирование проблем, интеграцию цифровых инструментов, существенно помогают школьникам «отточить» эти важнейшие когнитивные способности.

Цифровая трансформация содействует демократизации знаний, сделав устаревшими традиционные представления о грамотности. В XXI - с учётом функционального контекста - требуется способность эффективно создавать, хранить, распространять знания. При разработке учебных программ пристальное внимание уделяется интеграции цифрового повествования, созданию мультимедиа и совместных онлайн-платформ, что позволяет школьникам становиться активными «производителями» и участниками обмена знаниями [4].

Технологическая свобода (ещё один ключевой компонент функциональной грамотности) характеризуется не только владением конкретным программным и аппаратным обеспечением, но и способ-

ностью адаптироваться к стремительно меняющейся цифровой среде. В связи с этим педагогам следует уделять приоритетное внимание развитию следующих навыков:

- вычислительное мышление;

- программирование;

- грамотность в области данных [1].

Ключевой ориентир - обеспечить

школьникам устойчивость и гибкость для навигации в непрерывно трансформирующейся и преобразующейся §1ёка1-среде.

В дополнение к отмеченному, цифро-визация вышла за пределы географических границ, способствуя упрочению взаимосвязи и сотрудничеству (в глобальном масштабе). Характеризуемая нами грамотность в данном контексте достигается через развитие межкультурных компетенций, обеспечивающих результативное общение, взаимодействие, разрешение

также языковых сферах. Интеграция программ виртуального обмена, межкультурных проектов, многоязычных цифровых ресурсов облегчает приобретение столь значимых навыков.

Таким образом, целесообразно резюмировать, что стремление к функциональной грамотности школьников (в контексте цифровой трансформации) является не просто педагогическим императивом, а социальной необходимостью, что особенно заметно в нынешних реалиях эволюции технологических разработок. Предоставляя учащимся познавательные, технологические и социальные компетенции, необходимые для процветания в эпоху цифро-визации, педагоги прокладывают для детей путь к информированности, успешной адаптации. Ключевой целевой ориентир -научить преодолевать вызовы XXI столетия.

проблем в различных социокультурных, а

Библиографический список

1. Ахметова Г.М. Формирование функциональной грамотности школьников / Г.М. Ахметова // Научный потенциал - 2023. Сборник статей II Международной научно -практической конференции. - Петрозаводск, 2023. - С. 27-32.

2. Ковальчук Т.А. Формирование естественно-научной функциональной грамотности младших школьников как педагогическая проблема / Т.А. Ковальчук // Педагогика сельской школы. - 2023. - № 3 (17). - С. 33-53.

3. Матюшина Е.А. Развитие функциональной грамотности школьников в цифровой среде / Е.А. Матюшина // Вопросы математики, методики ее преподавания и цифровиза-ции образования в учебно-исследовательских работах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Пермь, 2022. - С. 107-109.

4. Немова Т.С. Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях цифровизации / Т.С. Немова // Наука молодых - наука будущего. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2023. -С. 205-210.

5. Шатура Е.А. Применение цифровой платформы для формирования функциональной грамотности младших школьников / Е.А. Шатура // Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары, 2023. - С. 65-68.

FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Ai Hongji, Postgraduate Student

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba (Russia, Moscow)

Abstract. In an intensively transforming educational environment, the concept of functional literacy has become of paramount importance. Moreover, the relevant theoretical positions and views of scientists go beyond the simple acquisition of knowledge; the ability to apply the formed and developed skills and knowledge for effective management of various life situations is emphasized. So, it gives students the opportunity to freely transfer their achievements in skills and knowledge to the practical plane. As a result, the formation of comprehensively developed, adaptable, self-sufficient personalities takes place. In the article, the author analyzes the modern aspects of the formation of functional literacy in schoolchildren. The specifics of this area are considered, taking into account the digitalization observed today.

Keywords: adaptation, knowledge, concept, skill, education, functional literacy, function, digital transformation, student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.