Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 128-133. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 5. P. 128-133.
Научная статья УДК 373.1
https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.17
Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников
Юлия Сергеевна Букреева
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-1898-1044
Аннотация. В статье рассматривается понятие функциональной грамотности с точки зрения его самостоятельности и дифференцированности от грамотности общей. Описаны различия между данными терминами как обозначающими принципиально разные понятиями в сфере образования. Отмечено, что функциональная грамотность представляет собой способность индивида осознанно использовать в своей практической деятельности приобретенные знания и навыки. Утверждается, что рассматриваемый феномен является ключевой составляющей современной образовательной парадигмы. Обозначены основные проблемы оценивания уровня сформированности функциональной грамотности. Определены базовые методики ее диагностики у младших школьников согласно международным стандартам (PIRLS, TIMSS) и национальным системам оценивания (НИКО). Отмечено, что представленное исследование может быть полезно для применения диагностических методов учителями начальных классов и органами местного управления в сфере образования для разработки локальных тестовых методик диагностики уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, диагностика функциональной грамотности, PIRLS, TIMSS, PISA, НИКО, младшие школьники
Для цитирования: Букреева Ю.С. Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 5. С. 128-133. https://doi.org/10.24158/spp.2023.5.17.
Original article
Diagnosis of the Level of Functional Literacy Formedness of Primary School Students
Iulia S. Bukreeva
Moscow City University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0009-0000-1898-1044.
Abstract. The article examines the concept of functional literacy from the point of view of its independence and differentiation from general literacy. The differences between these terms as denoting fundamentally different concepts in education are described. It is noted that functional literacy is an individual's ability to consciously use acquired knowledge and skills in their practical activities. It is argued that the phenomenon in question is a key component of the modern educational paradigm. The main problems of assessing the level of functional literacy formation are outlined. The basic methods of its diagnostics in primary school students according to international standards (PIRLS, TIMSS) and national assessment systems (NIKO) are defined. The presented research can be useful for the application of diagnostic methods by primary school teachers and local educational authorities to develop local test methods for diagnosing the level of functional literacy of primary school students.
Keywords: literacy, functional literacy, diagnostics of functional literacy, PIRLS, TIMSS, PISA, NAEP, primary school students
Forcitation: Bukreeva, Iu.S. (2023) Diagnostics of the Level of Functional Literacy of Primary School Students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 128-133. Available from: doi:10.24158/spp.2023.5.17 (In Russian).
XXI век стал этапом значительных изменений и трансформаций во многих областях. Интенсивное использование коммуникативных средств и технологий, распространение и совершенствование форм творческой деятельности в СМИ и социальных сетях, а также практика формирования мировосприятия индивидуумов через рекламу и пропаганду, актуализировали понятие грамотности в современном социуме.
В рамках данного исследования важно обозначить различие между общей неграмотностью, когда человек не умеет читать и писать, и низким уровнем сформированности навыков
© Букреева Ю.С., 2023
функциональной грамотности, когда человек умеет читать и писать, но не может эффективно применять это в повседневной жизни.
В соответствии с представленным А.А. Ковцун, А.Н. Кохичко определением данного феномена, человек характеризуется как функционально грамотный в том случае, если он способен «заниматься всеми теми видами деятельности, в которых грамотность необходима для его эффективного функционирования или деятельности группы, сообщества, а также для того, чтобы он или она могли продолжать использовать чтение, письмо и счет для своего собственного развития и развития общества» (Ковцун, Кохичко, 2022). Иными словами, функциональная грамотность характеризуется как набор практических навыков, необходимых для чтения, письма и математических расчетов в реальных жизненных ситуациях, чтобы люди могли эффективно функционировать в сообществе.
Вопрос об определении понятия «функциональная грамотность» до сих пор является открытым и широко обсуждаемым в научном сообществе. Признается, что функциональная грамотность может характеризоваться как особая разновидность общего уровня грамотности человека, позволяющая людям жить на нормальном уровне (Ozenç, Çarkit, 2021).
Согласно М. Озенчу и С. Шаркиту, функциональная грамотность рассматривается в качестве многомерной концепции, при этом она непосредственно связана с развитием как личности человека, так и общества, предоставляя индивиду возможность использовать приобретенные общие знания, умения и навыки в своей бытовой повседневной деятельности, что значительно улучшает качество жизни в целом (Ozenç, Çarkit, 2021).
Ключевой фигурой, изучавшей сущность понятия «функциональная грамотность» в отечественной педагогике, стал А.А. Леонтьев. Согласно его определению, функционально грамотная личность - это человек, способный и регулярно применяющий знаний, умения и навыки, которые приобретает на протяжении всей жизни для решения своих личных повседневных задач, а также во благо общества и для установления социальных контактов1.
В общем контексте можно сделать вывод, что функционально грамотные люди - это индивиды, умеющие применять полученные знания, решать проблемы, с которыми они сталкиваются, на высоком уровне.
Ключевой при рассмотрении особенностей функциональной грамотности выступает проблема диагностики уровня сформированности данного показателя. В настоящее время в международном сообществе принят ряд методик, применяемых с этой целью.
Наиболее заслуживающей внимания из них представляется PISA (Programme for International Student Assessment) - программа международной оценки учащихся. Данное мониторинговое исследование является основным методом оценки функциональной грамотности в мире. Исследование проводится среди подростков 15 лет, получивших общее образование и обладающих необходимыми для жизни знаниями, умениями и навыками. В рамках мониторинга PISA оценивают следующие базовые компетенции: грамотность в чтении (способность понимать прочитанное, анализировать текст), в математике (способность понимать роль математики в обыденной жизни и применять полученные навыки), в естествознании (понимание вопросов устройства мира и социума).
Блоки оценивания функциональной грамотности регулярно обновляются и расширяются. Так, в 2012 г. в тестирование добавлена тема «Финансовая грамотность», в 2015 г. в него включен блок «Совместное решение проблемных ситуаций», с 2018 г. - блок «Глобальные компетенции», в 2021 г. блок «Креативное мышление», в 2025 г. планируется добавление сектора «Обучение в цифровом мире». Таким образом, критерии оценки сформированности функциональной грамотности согласно PISA непрерывно изменяются в соответствии с социальным заказом, преобразованиями изменениями общества и ценностей в мире. На основе принципов и заданий PISA создаются внутренние, государственные и локальные методики диагностики оценки уровня функциональной грамотности.
Формирование функциональной грамотности школьников лежит в основе современных образовательных парадигм и является ключевой задачей образовательного процесса согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). В поправках к ним от 2022 г. для начальной и основной школы (1 и 5 классы) определены четкие требования к уровню функциональной грамотности обучающихся, отвечающие современным запросам жизни и общества, необходимости практического применения полученных знаний2. Однако все еще остается нерешенной проблема организации корректного и адекватного диагностирования обучающихся.
1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М., 2003. С. 35.
2 Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).
Тесты являются важнейшим учебно-психологическим средством, часто используемым в педагогике и психологии в связи с простотой применения и широкими возможностями диагностирования, которые они предоставляют в отношении индивидуальных измеряемых характеристик. Однако тестовые методики не всегда позволяют получить реальные показатели усвоения того или иного материала, особенно среди учащихся начальной школы. Это зачастую связано с возрастными особенностями развития и невозможностью корректной интерпретации детьми инструкции к заданию, высоким темпом работы, исключением возможностей применения индивидуального подхода и т.д.
В настоящее время среди методик диагностики уровня сформированности функциональной грамотности учащихся начальной школы приняты международные подходы TIMSS, PIRLS и общероссийская методика НИКО. ЮНЕСКО, OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) и IEA (Международная ассоциация по оценке учебных достижений) измеряют грамотность и другие ключевые знания детей, молодежи и взрослых в рамках широкомасштабной международной оценки сильных и слабых сторон образования в разных странах (Стрельникова, Журавлева, 2021).
Эти виды международных тестов обычно диагностируют навыки грамотности и счета различными способами, включая группировку результатов и способностей по отдельным уровням. Международные, межнациональные и государственные исследования в области образования в первую очередь проводят масштабные оценки, а не индивидуальную диагностику способностей. На этом фоне очевидно, что в диагностических материалах присутствуют некоторые недочеты тестовых критериев (адекватность оценивания, конструктная и критериальная валидность и др.), которые применяются в стандартных индивидуальных диагностических тестах. Тем не менее, на наш взгляд, применение данных методик для получения общей картины сформированности функциональной грамотности учащихся оправдано ввиду современной тенденции к глобализации.
Первое из таких международных тестирований - TIMSS (англ. The Trends in International Mathematics and Science Study). Оно представляет собой межнациональное сравнительное исследование успеваемости и тенденций обучения учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естественным наукам. Однако такого рода диагностика включает в себя не только проверку знаний, умений и навыков по конкретным учебным дисциплинам, но и оценку уровня отношения испытуемых к обучению, изучение интересов и мотивации учащихся, способности к применению знаний в реальных жизненных ситуациях, что позволяет применять данное исследование для оценки сформированности функциональной грамотности младших школьников. Российская Федерация входит в список 46 стран-участниц TIMSS, которые каждые 4 года проходят данное исследование.
Структура TIMSS-диагностики разрабатывается международным сообществом ученых, педагогов и психологов и непрерывно модернизируется. В настоящее время методика включает в себя: тест достижений с делением на тематические блоки; анкеты для учащихся, родителей, педагогов; руководство-инструкцию для организаторов тестирования и специальное программное обеспечение.
Рассмотрим пример одного из тестовых заданий по блоку «Естествознание» в TIMSS-диа-гностике для 4-х классов (рис. 1)
Денис хочет избавиться от пауков в своём саду. Марат сказал ему, что это плохая идея, потому что пауки важны для окружающей среды.
Почему важно, чтобы в саду были пауки? Запиши одну причину.
Рисунок 1 - Пример задания TIMSS-тестирования для 4-х классов
- 130 -
Данное задание направлено на установление взаимосвязей в природе, что является одним ключевых требований ФГОС РФ к начальному образованию. Стоит отметить, что самым высокий результат правильного выполнения представленного задания был отмечен у российских учащихся.
Вторая диагностическая методика оценки уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников - PIRLS-диагностика (англ. Progress in International Literacy Study). Она представляет собой международное исследование качества чтения и понимания текста или читательской грамотности. Тестирование также проводится среди учащихся 4-х классов начальной школы с регулярностью 1 раз в 4 года.
Сущность методики заключается в том, что учащимся предлагается два небольших текста разной стилистики: научно-популярный и художественный. После прочтения их детям необходимо ответить на ряд вопросов, которые помогают оценить следующие умения и навыки:
1. способность находить необходимую информацию (формирование навыков дедукции: от общего - к частному);
2. навыки формулировки выводов;
3. интерпретация и обобщение изученной информации;
4. проведение анализа текста, включающее характеристику его языковых особенностей, структуры и т.д. [6].
Оценка умений осуществляется по двум основным направлениям: чтение с целью получения читательского опыта и чтение с целью приобретения необходимой информации, что является отражением сформированности ключевых умений, регулярно применяемых людьми в повседневной жизни, т.е. методика позволяет оценить уровень функциональной грамотности индивида.
Рассмотрим пример задания PIRL- диагностики (рис. 2).
ПРИМЕР 1.
Текст «Открой для себя удовольствия однодневного пешего похода».
Вопросы №5 и №6 относятся к среднему уровню трудности.
Посмотри на раздел с названием «Список необходимого». Используй его для ответов
на вопросы 5 и 6.
Вопрос № 5. Зачем в поход нужны запасные носки?
A. ноги могут промокнуть
B. может быть холодная погода
C. могут появиться мозоли
D. для друга
Вопрос № 6. Что надо делать, если во время
похода понадобится помощь?
A. поесть для подкрепления сил
B. свистнуть в свисток три раза
C. нанести на себя побольше средств
для отпугивания насекомых
D. закричать изо всех сил: «На помощь!»
Рисунок 2 - Пример задания PIRLS-тестирования для 4-х классов
Важно отметить, что у учащихся начальной школы РФ выполнение данного задания не вызывает затруднений, поскольку подобные методики регулярно используются в ходе реализации образовательной учебной программы и направлены на развитие аналитического мышления школьников.
Согласно PIRLS-исследованию, в 2006 и 2016 гг. Российская Федерация заняла первое место по уровню сформированности читательской грамотности у младших школьников (Tugba, 2021). Министр просвещения РФ Сергей Кравцов утверждает, что данный показатель говорит о том, что «по начальной школе мы первые в мире»1, приравнивая методику PIRLS к диагностике уровня сформированности функциональной грамотности.
Зарегистрированной в России общегосударственной методикой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности школьников в настоящий момент является НИКО (Национальные исследования качества образования). Она была апробирована в 2014 г. как средство исследования качества начального образования в соответствии с новыми федеральными требованиями. Данное исследование представляет собой мониторинг общего уровня умений, знаний и навыков учащихся.
Список необходимого
■ Вода: нужно запастись водой, чтобы не испытывать жажды.
• Еда: нужно взять еду, которая быстро утоляет голод, или всё для пикника.
« Аптечка первой помощи: на случай появления волдырей, ссадин или царапин.
■ Средство для отпугивания насекомых: чтобы избежать укусов насекомых (например, клещей, пчел, комаров и мух).
• Запасные носки: ноги могут промокнуть.
■ Свисток: необходим, если ты отправляешься в поход один. Три коротких свистка означают, что ты в беде и тебе нужна помощь.
1 Пескова В. Кравцов: Россия вышла на первое место в мире по качеству начальной школы [Электронный ресурс] // Звезда. URL: https://tvzvezda.ru/news/202110292223-vBu6l.html (дата обращения: 13.05.2023).
Диагностические работы такого плана проводятся ежегодно, начиная с 4 класса, где оценивают уровень знаний по следующим направлениям: математика, окружающий мир, русский язык. Задания составляются с учетом необходимости диагностики личностных и метапредмет-ных результатов, что является частью функциональной грамотности школьника. Представим пример задания НИКО из демонстрационной работы по русскому языку для 4 класса (рис. 3):
Рисунок 3 - Пример задания НИКО-тестирования для 4-х классов
Представленное задание направлено не только на оценку уровня владения грамматическими и лексическими средствами вежливости в русском языке, но и связано с возможностью практического применения навыков, приобретенных школьниками в процессе обучения, а также в повседневной жизни. Такая направленность диагностических инструментов напрямую связана с методами определения уровня сформированности функциональной грамотности.
Помимо использования утвержденных законодательными актами международных и государственных методик, в Российской Федерации активно ведется разработка собственных авторских методических пособий и контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС и рабочими программами образовательных учреждений (Буяров, Цеона, 2022). Цель создания и применения локальных диагностических методов - регулярное тестирование и оценка уровня сформированности функциональной грамотности школьников, направленное на их подготовку к проведению национальных и международных диагностик, а также на определение качества усвоения учебного материала для создания возможности последующей корректировки педагогических подходов к образовательному процессу.
Таким образом, можно сделать вывод, что применяемые в настоящее время методы диагностики уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников являются эффективными и оправданными. Разработка новых и перспективных методик осуществляется в соответствии с международными и федеральными образовательными стандартами. Контрольно-измерительные материалы регулярно совершенствуются и дополняются согласно общему изменению мировых тенденций в образовании, технологиях и коммуникации, что позволяет адекватно оценить уровень функциональной грамотности, характерный для определенного этапа развития человечества.
Регулярное применение рассмотренных диагностических методик позволит отследить необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы и будет способствовать обеспечению реализации системно-деятельностного подхода как ключевого принципа построения современной образовательной концепции. Представленные материалы исследования имеют практическую направленность и могут быть использованы педагогами начальной школы при составлении авторских контрольно-измерительных материалов, а также для разработки локальных и региональных учебных пособий по диагностике уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Список источников:
Буяров Д.В., Цеона К.А. Государственная политика в сфере образования и повышение его конкурентоспособности в мире: цели и перспективы // Управление образованием: теория и практика. 2022. № 4 (50). С. 148-157. https://doi.org/10.25726/f0232-6779-3513-o.
Ковцун А.А., Кохичко А.Н. Научные подходы к понятию «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука и школа. 2022. № 6. С. 99-109. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2022-6-99-109.
Стрельникова Л.Н., Журавлева В.В. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 79-81. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-287-79-81
Ozenç M., Çarkit C. The Relationship between Functional Literacy and Problem-Solving Skills: A Study on 4th-Grade Students // Participatory Educational Research. 2021. Vol. 8, iss. 3. Р. 372-384. https://doi.org/10.17275/per.21.71.8.3.
Tugba E.T.-Y. An International Comparison Using Cognitive Diagnostic Assessment: Fourth Graders' Diagnostic Profile of Reading Skills on PIRLS 2016 // Studies in Educational Evaluation. 2021. Vol. 70. Р. 101057. https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2021.101057.
References:
Buyarov, D. V. & Tseona, K. A. (2022) State Policy in the Field of Education and Increasing Its Competitiveness in the World: Goals and Prospects. Management of Education: Theory and Practice. (4 (50)), 148-157. (In Russian).
Kovtsun, A. A. & Kokhichko A. N. (2022) Academic Approaches to the Concept of "Functional Literacy" in Pedagogical Theory and Practice. Nauka i shkola. (6), 99-109. Available from: doi:10.31862/1819-463X2022-6-99-109. (In Russian).
Ózeng, M. & Qarkit, C. (2021). The Relationship between Functional Literacy and Problem-Solving Skills: A Study on 4th-Grade Students. Participatory Educational Research. 8 (3). 372-384. Available from: doi:10.17275/per.21.71.8.3.
Strelnikova, L. N. & Zhuravleva, V. V. (2021) Model of Formation of Functional Literacy of Primary School Children. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. (2 (87)), 79-81. (In Russian).
Tugba, E. T.-Y. (2021) An International Comparison Using Cognitive Diagnostic Assessment: Fourth Graders' Diagnostic Profile of Reading Skills on PIRLS 2016. Studies in Educational Evaluation. 70, 101057. Available from: doi:10.1016/j.stueduc.2021.101057.
Информация об авторе Ю.С. Букреева - аспирант 2 курса, Московский городской педагогический университет, Москва, Москва, Россия.
Information about the author Iu.S. Bukreeva - 2nd year Master's Degree Student, Moscow City University, Moscow, Russia.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.04.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 03.05.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.05.2023.