Научная статья на тему 'ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

455
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / зона актуального развития / зона ближайшего развития / начальное общее образование / дифференциация / индивидуализация / педагогическая технология / functional literacy / zone of actual development / zone of proximal development / primary general education / differentiation / individualization / pedagogical technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна

В статье обосновывается выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе. Актуальность проблемы формирования функциональной грамотности обоснована введением указанного понятия в требования новой редакции российского федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования. В то же время в педагогической науке понятие «функциональная грамотность» рассматривается, как правило, в отношении уровня основного общего образования. Возможности формирования функциональной грамотности в начальной школе исследуются через соотнесение понятия «функциональная грамотность» с понятиями «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» и через конкретизацию соответствующих характеристик для младшего школьного возраста. Сопоставление понятия «функциональной грамотности» и типологии заданий международных исследований качества образования показало, что понятие функциональной грамотности связано с решением жизненных, каждодневных задач. Разработчиками международных исследований TIMSS, PIRLS для начальной школы предлагаются задания трех уровней: знания, применение и рассуждение, включая обоснование и поиск аргументов. Международное исследование PISA для 15-летних учащихся предлагает задания на рассуждениtна уровне гипотетико-дедуктивного мышления. Статья раскрывает ключевые элементы педагогической технологии, позволяющей реализовать принцип преемственности. В начальной школе целесообразно введение дифференцированных заданий с нарастанием уровня сложности (знание, применение, рассуждение с аргументацией и рассуждение гипотетикодедуктивного типа). Подобные задания предлагается вводить в образовательный процесс через индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика: самостоятельно, либо с помощью одноклассника, либо помощью учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTION OF KEY ELEMENTS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR FORMING FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

The article substantiates the choice of key elements of the pedagogical technology for the formation of functional literacy in primary school. The relevance of the problem of the formation of functional literacy is justified by the introduction of this concept into the requirements of the new edition of the Russian Federal State Educational Standard for primary general education and basic general education. At the same time, in pedagogical science, the concept of «functional literacy» is considered usually in relation to the level of basic general education. The possibilities of forming functional literacy in primary school are investigated through the correlation of the concept of «functional literacy» with the concepts of «zone of actual development» and «zone of proximal development» and through the specification of the corresponding characteristics for primary school age. Comparison of the concept of «functional literacy» and the typology of tasks of international studies of the quality of education showed that the concept of functional literacy is associated with solving life, everyday tasks. Developers of international studies TIMSS, PIRLS for primary school are offered tasks of three levels: knowledge, application and reasoning, including justification and search for arguments. The international PISA study for 15-year-old students offers reasoning tasks at the level of hypothetical-deductive thinking. The article reveals the key elements of pedagogical technology that makes it possible to implement the principle of continuity. In primary school, it is advisable to introduce differentiated tasks with an increase in the level of complexity (knowledge, application, reasoning with argumentation and reasoning of a hypothetical-deductive type). It is proposed to introduce such tasks into the educational process through individualized interaction in the zone of actual and in the zone of proximal development of the student: independently, or with the help of a classmate, or with the help of a teacher.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИКА

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 7-16.

Научная статья УДК 373

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-7-16

ВЫБОР КЛЮЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1

Вера Анатольевна Захарова

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, zaharova_va@pspu.ru

Аннотация. В статье обосновывается выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе. Актуальность проблемы формирования функциональной грамотности обоснована введением указанного понятия в требования новой редакции российского федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования. В то же время в педагогической науке понятие «функциональная грамотность» рассматривается, как правило, в отношении уровня основного общего образования. Возможности формирования функциональной грамотности в начальной школе исследуются через соотнесение понятия «функциональная грамотность» с понятиями «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» и через конкретизацию соответствующих характеристик для младшего школьного возраста. Сопоставление понятия «функциональной грамотности» и типологии заданий международных исследований качества образования показало, что понятие функциональной грамотности связано с решением жизненных, каждодневных задач. Разработчиками международных исследований TIMSS, PIRLS для начальной школы предлагаются задания трех уровней: знания, применение и рассуждение, включая обоснование и поиск аргументов. Международное исследование PISA для 15-летних учащихся предлагает задания на рассуждениШа уровне гипотетико-дедуктивного мышления. Статья раскрывает ключевые элементы педагогической технологии, позволяющей реализовать принцип преемственности. В начальной школе целесообразно введение дифференцированных заданий с нарастанием уровня сложности (знание, применение, рассуждение с аргументацией и рассуждение гипотетико-дедуктивного типа). Подобные задания предлагается вводить в образовательный процесс через индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика: самостоятельно, либо с помощью одноклассника, либо помощью учителя.

Ключевые слова: функциональная грамотность, зона актуального развития, зона ближайшего развития, начальное общее образование, дифференциация, индивидуализация, педагогическая технология.

Для цитирования: Захарова В.А. Выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 7-16. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-7-16

1 Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации (Гос. задание № 07-00080-21-02 от 18.08.2021 г. номер реестровой записи 730000Ф.99.1). © Захарова В.А., 2022

Original article

SELECTION OF KEY ELEMENTS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR FORMING FUNCTIONAL LITERACY IN PRIMARY SCHOOL

Vera A. Zakharova

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, zaharova_va@pspu.ru

Abstract. The article substantiates the choice of key elements of the pedagogical technology for the formation of functional literacy in primary school. The relevance of the problem of the formation of functional literacy is justified by the introduction of this concept into the requirements of the new edition of the Russian Federal State Educational Standard for primary general education and basic general education. At the same time, in pedagogical science, the concept of «functional literacy» is considered usually in relation to the level of basic general education. The possibilities of forming functional literacy in primary school are investigated through the correlation of the concept of «functional literacy» with the concepts of «zone of actual development» and «zone of proximal development» and through the specification of the corresponding characteristics for primary school age. Comparison of the concept of «functional literacy» and the typology of tasks of international studies of the quality of education showed that the concept of functional literacy is associated with solving life, everyday tasks. Developers of international studies TIMSS, PIRLS for primary school are offered tasks of three levels: knowledge, application and reasoning, including justification and search for arguments. The international PISA study for 15-year-old students offers reasoning tasks at the level of hypothetical-deductive thinking. The article reveals the key elements of pedagogical technology that makes it possible to implement the principle of continuity. In primary school, it is advisable to introduce differentiated tasks with an increase in the level of complexity (knowledge, application, reasoning with argumentation and reasoning of a hypothetical-deductive type). It is proposed to introduce such tasks into the educational process through individualized interaction in the zone of actual and in the zone of proximal development of the student: independently, or with the help of a classmate, or with the help of a teacher.

Keywords: functional literacy, zone of actual development, zone of proximal development, primary general education, differentiation, individualization, pedagogical technology.

For citation: Zakharova V.A. Selection of key elements of pedagogical technology for forming functional literacy in primary school. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:7-16. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-7-16

Введение

Цель статьи - обосновать выбор ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе. В 2021 г. приняты и в 2022 г. вступают в силу новые редакции федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО), которые предписывают необходимость создания условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность рассматривается авторами ФГОС как «способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию» [Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287]. Приведенная формулировка совпадает в стандартах начального и основного общего образования.

Проблема формирования функциональной грамотности в отечественной науке в значительной степени разработана в контексте основного общего образования [Басюк, Ковалева 2018; Безукладников, Готлиб 2021; Образовательная программа «Школа 2100»]. Применительно к уровню начального общего образования вопросы формирования

функциональной грамотности рассматривались в фокусе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) [Виноградова, Кочурова, Кузнецова 2018], в аспекте опережающего языкового образования [Гавриленко 2021], в аспекте общеучебной компетенции [Чипышева 2008], метапредметных результатов [Егоров, Захарова 2021].

Обозначенная Национальным проектом «Образование» цель обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования требует осмысления проблемы в контексте международных подходов. Недостаточно изучены возможности формирования функциональной грамотности младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности. Следовательно, актуальным остается вопрос о разработке педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе, прежде всего -выбора ее ключевых элементов.

Основная часть

Разработка ключевых элементов педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе требует соотнесения понятия «функциональная грамотность» с возрастными возможностями младших школьников.

Соотнесение понятия «функциональная грамотность» с зонами актуального и ближайшего развития младшего школьника. Методологическим основанием нашего исследования выступают понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», раскрытые в трудах Жана Пиаже и Льва Семеновича Выготского.

В работах Ж. Пиаже представлена точка зрения о том, что обучение должно вестись в зоне актуального развития, следовать за развитием [Piaget 1966; Обухова 1981]. Ключевая мысль Л.С. Выготского состоит в том, что хорошо поставленное обучение идет впереди развития [Выготский 1956, 1984, 1991].

Л.С. Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития» и определял зону ближайшего развития как зону, связанную с еще не созревшими функциями, находящимися в зачаточном состоянии. Зона ближайшего развития определяется задачами, которые ребенок не способен решить самостоятельно, но может решить совместно с взрослыми. Действия, которые ребенок осваивает совместно с взрослыми в зоне ближайшего развития, становятся его собственным достоянием (умениями и навыками) [Выготский 1956, 1984, 1991].

Таким образом, зона актуального развития определяется действиями, которые ребенок может выполнить самостоятельно. Зона ближайшего развития - действиями, которые ребенок пока не может выполнить самостоятельно, но может выполнить с помощью взрослого.

Применительно к обучению в начальной школе прикладной аспект дискуссии Ж. Пиаже и Л.С. Выготского касается возможности младшего школьника оперировать абстрактными понятиями на уровне теоретического мышления. Согласно описанию стадий интеллектуального развития в работах Ж. Пиаже [Piaget 1966; Обухова 1981], возможности абстрагирования проявляются, как правило, после 12 лет, на этапе формальных операций. Соответственно, работа на уровне теоретического мышления, в том числе - гипотетико-дедуктивное мышление, младшему школьнику недоступна. Возражая Ж. Пиаже, Л.С. Выготский доказывал, что работа с абстрактными понятиями в начальной школе возможна, но должна опираться на помощь взрослого [Выготский 1956, 1984, 1991]. Отразим соответствующее соотношение схематически (Рис. 1).

Современные программы начальной школы за рубежом, как правило, построены согласно идеям Ж. Пиаже, в зоне актуального развития, ученикам начальной школы предлагаются для решения задачи, с которыми ученики могут справиться самостоятельно. Исключение составляет система Международного бакалавриата, в которой программа начального общего образования Primary Years Programme, PYP, базируется на идеях Л.С. Выготского и опирается на зону ближайшего развития ребенка [Создание системы международного бакалавриата 2009].

Зоны развития младшего школьника

Зона актуального развития 1 Зона ближайшего | развития

Сенсом оторный Период конкретных операций Период | формальных 1 1 операций ■

До 2 лет знакомство с миром путем ощущений •Дооперационная стадия (2-6 лет: формирование понятий и символов с опорой на опыт) •Операционная стадия (7-12 лет: использование логики, классификации) ■ ■ 1 С 12 лет: оперирует абстрактными ■ понятиями 1 1 1 1 1_________1

Рис. 1. Зоны актуального и ближайшего развития младшего школьника

Современные программы начального образования в России и соответствующие учебники выстроены по одной из двух моделей / дидактических систем:

- модель, условно называемую традиционным обучением, характеризует опора на зону актуального развития. Модель традиционного обучения выстроена на содержании, доступном для самостоятельной деятельности младших школьников, опирается на оперирование с реальными предметами, широко использует наглядные методы обучения;

- модель, называемую развивающим обучением или развивающим образованием, характеризует опора на зону ближайшего развития. Модель развивающего обучения предполагает специальный отбор содержания образования и определенную подготовку педагога для понимания того, при решении каких задач и как он обязан оказать помощь учащимся.

Учителю, ведущему преподавание в начальных классах, необходимо отчетливо понимать, в какой модели он работает для того, чтобы корректно оценить возможную степень самостоятельности выполнения учеником задач, которые предлагаются в той или иной системе обучения или программе.

Отметим также, что понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» важны для понимания и оценки планируемых результатов обучения. Следовательно, интересно оценить разные редакции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и соответствующей Примерной основной образовательной программы начального общего образования. Так, редакция ФГОС НОО 2009 г. [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009] и соответствующая примерная основная образовательная программа разрабатывалась группой сторонников развивающего обучения и опирались на зону ближайшего развития. Подобный подход был заметен непосредственно в ФГОС НОО 2009 г. в части формулировок метапредметных результатов, а также в структуре Примерной основной образовательной программы, в которой выделялись группы результатов: «выпускник начальной школы научится» соответственно зоне актуального развития и «выпускник получит возможность научиться» соответственно зоне ближайшего развития.

Новая редакция ФГОС НОО 2021 г. [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287] в большей степени ориентирована на возможности самостоятельного действия младшего школьника, то есть на зону актуального развития. В то же время, отдельные части текста ФГОС НОО 2021 г. указывают, что младший школьник выполняет те или иные действия с помощью взрослого. В частности, описание метапредметных результатов (универсальных учебных познавательных действий) содержит следующие характеристики базовых исследовательских действий: «определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации»; предметные результаты по учебному предмету «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» содержат требование «составлять план текста (с помощью педагогического работника и самостоятельно)». Таким образом, работа в зоне ближайшего развития в отдельных случаях предусмотрена в новой редакций ФГОС НОО, вне зависимости от модели обучения /дидактической системы (традиционная или развивающая).

Прикладное значение исследования понятий «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» важно с точки зрения оценки результатов участия российских школьников в международных исследованиях качества образования, PIRLS и TIMS S [TIMSS and PIRLS International study center], а также рассмотрения перспективы участия школьников в возрасте 15 лет в международном исследовании функциональной грамотности PISA [OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework; OECD (2019), PISA 2018 Results (Volume I)].

Отвечая на вопрос: почему российские школьники успешны при выполнении заданий PIRLS и TIMSS и не успешны при выполнении заданий PISA, необходимо установить различия между заданиями, представленными в исследовании TIMSS и в исследовании PISA. Отметим, что задания в исследованиях PIRLS (исследование чтения и понимания текста) и TIMSS (исследование в области математических и естественнонаучных дисциплин) для 4-х классов представлены как разноуровневые: на знание, на применение и на рассуждение. Анализ заданий международного исследования естественнонаучной и математической грамотности TIMSS показал, что рассуждение рассматривается на уровне обоснования той или иной точки зрения, что согласуется с требованиями российского ФГОС НОО.

Задания в исследовании функциональной грамотности PISA, которое проводится на выборке 15-летних школьников, выстроены на уровне рассуждения. Однако рассуждение в данном случае опирается на гипотетико-дедуктивное мышление, требует выдвижения гипотез [OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework; OECD (2019), PISA 2018 Results (Volume I)]. Подобный тип рассуждения при соотнесении с возрастными особенностями младшего школьника находится в зоне ближайшего развития, требует абстрактного мышления, так как в условиях международного исследования качества образования PISA ученики не имеют возможность провести проверку гипотезы путем наблюдения или проведения опыта. Для учеников должны быть созданы условия приобретения подобного опыта и его осмысления в процессе изучения школьных дисциплин и курсов внеурочной деятельности. Важно указать на необходимость выстраивания преемственности между соответствующими типами заданий в курсах урочной и внеурочной деятельности младших школьников по типу: знание - применение - рассуждение с обоснованием - рассуждением с выдвижением и проверкой гипотез.

Рассмотрение возрастных возможностей детей младшего школьного возраста в соответствии с этапами интеллектуального развития показывает, что задачи на уровне знания и применения находятся в зоне актуального развития, задачи на уровне рассуждения, требующие гипотетико-дедуктивного мышления - в зоне ближайшего развития учеников начальной школы. Можно предположить, что при подготовке к выполнению заданий на

рассуждение возможно применение моделей обучения, представленных в российских системах развивающего обучения или в системе Международного бакалавриата из числа

зарубежных систем (Рис. 2).

Рис. 2. Соотнесение процесса формирования функциональной грамотности с возрастными возможностями младших школьников.

Цель и ключевые элементы педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе. Приведенное выше соотнесение понятия «функциональная грамотность» с зонами актуального и ближайшего развития младшего школьника позволяет определить цель и выбрать ключевые элементы педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе.

На основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования цель педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе целесообразно определить как создание условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся.

Ключевые элементы педагогической технологии целесообразно обозначить как:

- дифференцированный характер заданий;

- индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика.

Дифференцированный характер заданий предполагает задания с нарастающей сложностью в логике международных исследований качества образования: задания на знания, задания на применение, задания на рассуждение с аргументацией, задание на рассуждение с выдвижением гипотезы:

- задания типа «Знание» - задания на воспроизведение фактических знаний и использование их в стандартных ситуациях относятся к зоне актуального развития младшего школьника;

- задания типа «Применение» - задания на применение знаний в определенных жизненных каждодневных ситуациях, вариативные или измененные условия которых требуют осознания и анализа младшими школьниками, подобные задания относятся к зоне актуального развития младшего школьника;

- задания типа «Рассуждение» - задания на объяснение, обоснование, решение проблем, которые делятся на две группы: 1) рассуждение с аргументацией, обоснованием выбора того или иного варианта ответа - задания в зоне актуального развития младшего школьника, близкие к заданиям международного исследования TIMSS, PIRLS и 2) рассуждение с выдвижением предположения (гипотезы) как прообраз заданий международного исследования PISA - задания в зоне ближайшего развития младшего школьника.

В процессе реализации педагогической технологии для знаково-символического отображения типа дифференцированного задания используется условное обозначение. Индивидуализированное взаимодействие в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика целесообразно выстроить с нарастанием самостоятельного выполнения действия учащимся, что предполагает предоставление ученику возможности выбрать уровень самостоятельного выполнения задания: выполнение с помощью учителя; выполнение с помощью одноклассника; самостоятельное выполнение. В процессе реализации педагогической технологии используется условное обозначение выбираемого учеником уровня с помощью карточки того или иного цвета. Обозначенные ключевые элементы педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе, на наш взгляд, позволят реализовать принцип преемственности в процессе формирования функциональной грамотности на уровнях начального и основного общего образования в условиях реализации разных моделей обучения / дидактических систем.

Заключение

Рассмотрение понятия функциональной грамотности и соответствующей типологии заданий международных исследований качества образования показало, что понятие функциональной грамотности связано с решением жизненных, каждодневных задач. Сопоставление походов к формулировке заданий международных исследований TIMSS и PIRLS позволило выявить, что в международных исследованиях для начальной школы предлагаются задания трех уровней: задания на уровне знания, задания на уровне применения и задания на уровне рассуждения, рассуждение в данном случае рассматривается как обоснование того или иного варианта ответа, поиск аргументов. Задания указанных типов успешно выполняют ученики российских школ.

Задания для 4-го класса TIMSS, PIRLS соответствуют зоне актуального развития учеников 10-11 лет. Международное исследование PISA, проводимое среди учащихся 15-летнего возраста также предлагает задания на уровне рассуждения, однако эти задания требуют выдвижения гипотез, то есть действия на уровне гипотетико-дедуктивного мышления, что превышает возрастные возможности младших школьников. С заданиями PISA даже 15-летние ученики справляются недостаточно успешно.

Понятия «зона актуального развития» (задачи, которые ребенок может решить самостоятельно) и «зона ближайшего развития» (задачи, которые ребенок пока не может решить самостоятельно, но может выполнить с помощью взрослого) выступают базовыми для построения педагогической технологии формирования функциональной грамотности в начальной школе. Для обеспечения конкурентоспособности российского образования, на наш взгляд, целесообразно реализовать принцип преемственности в построении образовательного процесса за счет включения дифференцированных заданий с нарастанием уровня сложности: задания на знание, задания на применение, задание на рассуждение базового уровня (с аргументацией, обоснованием), задание на рассуждение повышенного уровня (требующие выдвижения гипотезы). Подобные задания целесообразно вводить в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности посредством

индивидуализированного взаимодействия в зоне актуального и в зоне ближайшего развития ученика. Такое взаимодействие целесообразно выстроить с нарастанием самостоятельного выполнения действия учащимся. Выбранные ключевые элементы педагогической технологии - начало исследования, перспективы которого определяются дальнейшей разработкой других ее составляющих.

Список литературы

1. Басюк В.С., Ковалева Г.С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61). С. 13-33.

2. Безукладников К.Э., Готлиб Д.Л. Формирование функциональной грамотности в основной школе как способ повышения мотивации учения на уроках иностранного языка // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2021. № 1. С. 106-117.

3. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Ф., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника. Книга для учителя / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

4. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 433 с.

5. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391-410.

6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования // Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.

7. Гавриленко Е.В. Опережающее языковое образование как фактор повышения функциональной грамотности младшего школьника. Автореф. ... к. пед. н. Челябинск, 2012. 25 с.

8. Егоров К.Б., Захарова В.А. Как организовать себя: опыт независимой оценки регулятивных умений в дистанционном учении и преподавании [Электронный ресурс] // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 186-196. URL: https://npo.tspu.edu.ru/ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_id=8109 (дата обращения: 02.09.21).

9. Образовательная программа «Школа 2100» [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев, М.М. Безруких, Р.Н. Бунеев, А.А. Вахрушев, ДА. Фарбер, В.Я. Шабес. URL: http://school2100.com/school2100/concepciya/ (дата обращения: 02.05.21).

10. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против [Электронный ресурс]. М.: Изд-во «Московский университет», 1981. 192 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10162 (дата обращения: 01.05.2021).

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее - ФГОС НОО 2021) URL:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 01.05.2021).

12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 01.05.2021).

13. Создание системы Международного бакалавриата в Пермском крае: региональный сетевой проект / Н.Я. Карпушин, А.К. Колесников, К.Э. Безукладников [и др.]. Пермь: Изд-во «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2009. 160 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.05.2021).

15. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка. Автореф. ... к. пед. н. Челябинск, 2008. 24 с.

16. Штец А.А. Функциональная грамотность в личностно-развивающем образованию Начальная школа: до и после [Электронный ресурс]. 2007. № 8. URL: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2007-08. (дата обращения: 01.05.2021).

17. Piaget Jean. The moral judgment of the child/ J. Piaget with assistance of seven collaborators; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.

18. OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en. (дата обращения: 01.05.2021).

19. OECD (2019), PISA 2018 Results (Volume I): What Students Know and Can Do, PISA, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/5f07c754-en. (дата обращения: 01.05.2021).

20. TIMSS and PIRLS International study center [Электронный ресурс] URL: https://timssandpirls.bc.edu/ (дата обращения: 01.05.2021).

References

1. Basyuk V.S., Kovaleva G.S. Innovatsionnyi proekt Ministerstva prosveshcheniya «Monitoring formirovaniya funktsional'noi gramotnosti»: osnovnye napravleniya i pervye rezul'taty [Innovative project of the Ministry of Education "Monitoring the formation of functional literacy": main directions and first results]. Otechestvennaya i zarubezhnayapedagogika, 2019, vol.1, no. 4 (61), pp.13-33. (In Russ.).

2. Bezukladnikov K.E., Gotlib D.L. Formirovanie funktsional'noi gramotnosti v osnovnoi shkole kak sposob povysheniya motivatsii ucheniya na urokakh inostrannogo yazyka [Formation of functional literacy in primary school as a way to increase learning motivation in foreign language lessons]. Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki, 2021, no. 1, pp. 106-117. (In Russ.).

3. Vinogradova N.F., Kochurova E.F., Kuznetsova M.I. Funktsional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika. Kniga dlya uchitelya [Functional literacy of primary school students. Teacher's book]. Moscov, Rossiiskii uchebnik, Ventana-Graf, 2018, 288 p. (In Russ.).

4. Vygotskii L.S. Voprosy detskoi (vozrastnoi) psikhologii [Questions of child (age) psychology]. Sobranie sochinenii, vol. 4, Moscov, Pedagogika, 1984, 433 p. (In Russ.).

5. Vygotskii L.S. Dinamika umstvennogo razvitiya shkol'nika v svyazi s obucheniem [The dynamics of the mental development of a schoolchild in connection with learning]. Pedagogicheskaya psikhologiya, Moscov, Pedagogika, 1991, pp. 391-410. (In Russ.).

6. Vygotskii L.S. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Selected psychological studies]. Myshlenie i rech'. Problemy psikhologicheskogo razvitiya rebenka, Moscov, Izd-vo APN RSFSR, 1956. 520 p. (In Russ.).

7. Gavrilenko E.V. Operezhayushchee yazykovoe obrazovanie kak faktor povysheniya funktsional'noi gramotnosti mladshego shkol'nika [Advanced language education as a factor in improving the functional literacy of a younger student]. Abstract of Ph. D. thesis. Chelyabinsk, 2012, 25 p. (In Russ.).

8. Egorov K.B., Zakharova V.A. Kak organizovat' sebya: opyt nezavisimoi otsenki regulyativnykh umenii v distantsionnom uchenii i prepodavanii [How to Organize Yourself: An Experience of Independent Assessment of Regulatory Skills in Distance Learning and Teaching]. Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie (Pedagogical Review), 2021. iss. 3 (37), pp. 186-196. (In Russ.). Available at: https://npo.tspu.edu.ru/ru/archive.html?year=2021&issue=3&article_id=8109 (accessed: 02.09.21).

9. Leont'ev A.A., Bezrukikh M.M., Buneev R.N., Vakhrushev A.A., Farber D.A., Shabes V.Ya. Obrazovatel'naya programma «Shkola 2100» [Educational program "School 2100"]. (In Russ.). Available at: http://school2100.com/school2100/concepciya/ (accessed: 02.05.21).

10. Obukhova L.F. Kontseptsiya Zhana Piazhe: za i protiv [Jean Piaget's concept: pros and cons], Moscov, Izd-vo «Moskovskii universitet», 1981, 192 p. (In Russ.). Available at: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=10162 (accessed: 01.05.2021).

11. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 31.05.2021, no. 236 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 286 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Primary General Education"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed: 01.05.2021).

12. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 31.05.2021, no. 287 «Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 No. 237 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Basic General Education"]. (In Russ.). Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (accessed: 01.05.2021).

13. Karpushin N.Ya., Kolesnikov A.K., Bezukladnikov K.E. Sozdanie sistemy Mezhdunarodnogo bakalavriata v Permskom krae: regional'nyi setevoi proekt [Creation of the International Baccalaureate system in the Perm region: regional network project]. Perm, Izd-vo «Permskii gosudarstvennyi gumanitarno-pedagogicheskii universitet», 2009, 160 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373 [Federal state educational standard of primary general education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated 06.10.2009 No. 373]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/ (accessed: 01.05.2021).

15. Chipysheva L.N. Formirovanie obshcheuchebnoi kompetentnosti mladshego shkol'nika v usloviyakh bezotmetochnogo obucheniya v protsesse izucheniya russkogo yazyka [Formation of general educational competence of a junior schoolchild in conditions of ungraded learning in the process of learning the Russian language]. Abstract of Ph. D. thesis. Chelyabinsk, 2008, 24 p. (In Russ.).

16. Shtets A.A. Funktsional'naya gramotnost' v lichnostno-razvivayushchem obrazovaniyu Nachal'naya shkola: do i posle [Formation of general educational competence of a junior schoolchild in conditions of ungraded learning in the process of learning the Russian language]. 2007, no. 8. (In Russ.). Available at: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2007-08. (accessed: 01.05.2021).

17. Piaget Jean. The moral judgment of the child/ J. Piaget with assistance of seven collaborators; Transl. by M. Gaban. New York: Free Press, 1966. 410 p.

18. OECD (2019), PISA 2018 Assessment and Analytical Framework, PISA, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en. (дата обращения: 01.05.2021).

19. OECD (2019), PISA 2018 Results (Volume I): What Students Know and Can Do, PISA, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс] URL: https://doi.org/10.1787/5f07c754-en. (дата обращения: 01.05.2021).

20. TIMSS and PIRLS International study center [Электронный ресурс] URL: https://timssandpirls.bc.edu/ (дата обращения: 01.05.2021).

Информация об авторе В.А. Захарова - кандидат педагогических наук, доцент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Information about the author V.A. Zakharova - Ph.D. (Education), Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 08.11.2021; одобрена после рецензирования 18.12.2021; принята к публикации 25.12.2021.

The article was submitted 08.11.2021; approved after reviewing 18.12.2021; accepted for publication 25.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.