Научная статья на тему 'Функции правоохранительной системы в России: общетеоретический ракурс рассмотрения'

Функции правоохранительной системы в России: общетеоретический ракурс рассмотрения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правоохранительная система / функции правоохранительной системы / правовое воспитание / правоохранительная функция государства / law enforcement system / law enforcement functions / legal education / law enforcement function of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Домнина Ольга Викторовна

Введение: исследование правоохранительной деятельности государства является важной задачей современной юридической науки, так как позволяет определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития всей правоохранительной системы. Цель: формирование авторского определения понятия «функции правоохранительной системы», а также установление основных направлений воздействия правоохранительной системы на общественные отношения. Методологическая основа: основными методологическими подходами исследования являются системно-структурный, функциональный и формально-юридический. Результаты: предложено авторское определение функций правоохранительной системы и дана их видовая характеристика. Выводы: функции правоохранительной системы представляют собой относительно обособленные, устойчивые, обусловленные потребностями социума и предметом правоохраны направления воздействия правоохранительной системы на общественные отношения, обеспечиваемые в своей реализации принудительной силой государства, в которых раскрывается природа и социальное назначение правоохранительной системы. В числе функций правоохранительной системы целесообразно выделять: правоохранительную (как основную); аксиологическую; информационно-ориентирующую; интеграционно-стратегическую; правоконкретизирующую; правообеспечительную; правовоспитательную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the Law Enforcement System in Russia: General Theoretical Perspective

Background: the study of law enforcement activities of the state is an important task of modern legal science, as it allows us to determine the main directions of further improvement and development of the entire law enforcement system. Objective: to form the author’s definition of the concept of “functions of law enforcement system”, as well as to establish the main directions of the impact of law enforcement system on social relations. Methodology: the main methodological approaches of research are system-structural, functional and formal-legal. Results: the author’s definition of the functions of the law enforcement system is offered and their species characteristic is given. Conclusions: law enforcement system functions are relatively isolated, stable, conditioned by the needs of society and the subject of law enforcement, directions of impact of the law enforcement system on social relations, provided in its implementation by the coercive force of the state, which reveal the nature and social purpose of the law enforcement system. Among the functions of law enforcement system it is advisable to distinguish: law enforcement (as the main); axiological; information-orienting; integration-strategic; law-certifying; law-supporting; law-educational.

Текст научной работы на тему «Функции правоохранительной системы в России: общетеоретический ракурс рассмотрения»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-37-47 УДК 321.018

О.В. Домнина

ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ: ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАКУРС РАССМОТРЕНИЯ

Введение: исследование правоохранительной деятельности государства является важной задачей современной юридической науки, так как позволяет определить основные направления дальнейшего совершенствования и развития всей правоохранительной системы. Цель: формирование авторского определения понятия «функции правоохранительной системы», а также установление основных направлений воздействия правоохранительной системы на общественные отношения. Методологическая основа: основными методологическими подходами исследования являются системно-структурный, функциональный и формально-юридический. Результаты: предложено авторское определение функций правоохранительной системы и дана их видовая характеристика. Выводы: функции правоохранительной системы представляют собой относительно обособленные, устойчивые, обусловленные потребностями социума и предметом правоохраны направления воздействия правоохранительной системы на общественные отношения, обеспечиваемые в своей реализации принудительной силой государства, в которых раскрывается природа и социальное назначение правоохранительной системы. В числе функций правоохранительной системы целесообразно выделять: правоохранительную (как основную); аксиологическую; информационно-ориентирующую; интеграционно-стратегическую; правоконкретизирующую; правообеспечительную; правовоспитательную.

Ключевые слова: правоохранительная система, функции правоохранительной системы, правовое воспитание, правоохранительная функция государства.

O.V. Domnina

FUNCTIONS OF THE LAW ENFORCEMENT SYSTEM IN RUSSIA: GENERAL THEORETICAL PERSPECTIVE

Background: the study of law enforcement activities of the state is an important task of modern legal science, as it allows us to determine the main directions of further improvement and development of the entire law enforcement system. Objective: to form the author's definition of the concept of "functions of law enforcement system", as well as to establish the main directions of the impact of law enforcement system on social relations. Methodology: the main methodological approaches of research are system-structural, functional and formal-legal. Results: the author's definition of the functions of the law enforcement system is offered and their species characteristic is given. Conclusions: law enforcement system functions are relatively isolated, stable, conditioned by the needs of

© Домнина Ольга Викторовна, 2022

Соискатель кафедры теории государства и права, старший преподаватель кафедры правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: k_tgp@ssla.ru

© Domnina Olga Viktorovna, 2022

Postgraduate of the Department of the Theory of state and law, senior lecturer, Department of Legal psychology, forensic examination and pedagogy (Saratov State Law Academy) 37

society and the subject of law enforcement, directions of impact of the law enforcement system on social relations, provided in its implementation by the coercive force of the state, which reveal the nature and social purpose of the law enforcement system. Among the functions of law enforcement system it is advisable to distinguish: law enforcement (as the main); axiological; information-orienting; integration-strategic; law-certifying; law-supporting; law-educational.

Key-words: law enforcement system, law enforcement functions, legal education, law enforcement function of the state.

При характеристике взаимодействия правовых явлений с внешней средой исследователи нередко прибегают к использованию категории «функция», обладающей общенаучным значением, в силу чего она и была заимствована юриспруденцией из естественных наук в целях получения нового знания о функционировании тех или иных государственно-правовых явлений. Использование функционального подхода позволяет раскрыть динамичность и системность явления, его конструктивный характер, качества, место и роль в системе юридических явлений, зависимость между отдельными компонентами системы, между системой и окружающей действительностью.

Исследование функций правоохранительной системы позволяет лучше познать ее предназначение, увидеть ее в действии, познать ее функциональную природу, установить связи с окружающими ее системами и обществом как системой, определить пути воздействия системы на общественные отношения и совершенствования этого воздействия. Все эти вопросы имеют не только теоретическое значение, но и практическую значимость.

В переводе с латинского function означает проявление каких-либо свойств объекта в отношениях с другими [1, с. 666]. В юридической литературе применительно к различным явлениям обнаруживаются несколько вариантов трактовок понятия «функция». Чаще всего его понимают как социальное предназначение того или иного явления; через цели и задачи, деятельность и др. Однако наиболее привычным является понимание функций как направления влияния (воздействия), в котором отражается сущность, социальное назначение явления и закономерности его существования и развития [2, с. 168]. Для определения функций правоохранительной системы мы также будем придерживаться этого последнего.

Правоохранительная система, будучи частью общественной системы, испытывает на себе влияние множества внешних по отношению к ней факторов, влияющих и на ее развитие, и на функционирование, и на содержание, и на концептуальные основы, и на внутрисистемные связи. Однако такое влияние обычно не развивается в одном направлении, оно разнонаправлено, что и позволяет говорить об обратном влиянии правоохранительной системы на общество. В противном случае смысла в правоохранительной системе, как социальном образовании, не было бы, ибо на нее не возлагалось бы решение важных для существования общества и его нормального прогрессивного движения задач.

Поэтому функции правоохранительной системы есть ни что иное, как варианты проявления ее взаимосвязи с окружающей действительностью, с общественной системой в целом, которая не только является источником этой системы правоохраны, но и испытывает на себе ее преобразующее влияние. Точки соприкосновения двух систем разного уровня многочисленны и предопределяют

многовариантность воздействия одной на другую и наоборот, возникновение ряда функций. Однако при их рассмотрении необходимо учитывать, что функции правоохранительной системы объединяют в себе и фокусируют многочисленные формы и способы воздействия на общество, вбирая в себя только самые существенные признаки определенного направления этого воздействия. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы определить и рассмотреть эти наиболее общие и существенные направления влияния правоохранительной системы на общественную среду.

Социальная природа правоохранительной системы, ее функционирование в обществе и для достижения общественно полезных целей обусловливает возможность сделать несколько тезисов, влияющих на определение и характеристику ее функций: а) содержание самой правоохранительной системы и ее функционально-целевой блок детерминированы уровнем общественного развития и методами государственного управления; б) функции правоохранительной системы формируются на основе обратнонаправленного (двустороннего) влияния общественной среды и правоохранительной системы; в) при рассмотрении форм и процесса становления функций правоохранительной системы необходимо учитывать разнородность составляющих ее элементов.

Имея в виду сказанное выше, и используя наработки юридической науки по вопросам функционирования различных правовых явлений, предлагаем рассмотреть следующие характерные для функций правоохранительной системы черты:

1) функции правоохранительной системы — устойчивые, основные направления ее воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается природа и назначение указанной системы. Функциональная характеристика правоохранительной системы призвана определить лишь те варианты влияния системы на общество, которые вобрали в себя все основные проявления элементов системы и представляют собой «пучки» нитей их функциональной энергии;

2) функции правоохранительной системы имеют объективно-субъективную природу. Это свойство предопределено влиянием внешних по отношении к системе факторов на нее. Основные направления воздействия правоохранительной системы объективно обусловлены уровнем общественного развития, общим уровнем правовой культурой и правосознанием, состоянием правоохраны в обществе, которые, в конечном счете, и формируют функции системы правоохраны.

Однако в них присутствует и субъективная наполняемость. Во-первых, объективная реальность подвергается оценке и анализу отдельным субъектом, который, исходя из своих представлений и системы ценностей, определяет ее состояние, возможные средства реагирования и т.д. Во-вторых, функции правоохранительной системы осуществляются активным субъектом и выражаются в его деятельности.

3) функции правоохранительной системы — это исторически меняющиеся направления воздействия, производны от целей и задач, стоящих перед ней на определенном этапе развития. Цели и задачи и задают направленность функциям правоохранительной системы. При реализации функций правоохранительной системы имеют значение как общие ее цели, так и те, которые сформировались под влиянием конкретной ситуации. Отметим, что цели правоохранительной системы формируются под влиянием состояния правовой сферы общества, а также использования государством средств управления, сложившихся в сфере правоохраны приоритетов и иных факторов.

Приведем пример. Реализация на практике идеи правового государства заставила пересмотреть основные ориентиры государственно-правового развития, средства управления, отношение к личности и ее правам, обеспечению общественных интересов и т.д. В правовой сфере стала очевидной политика государства, направленная не на устрашение граждан, а на симулирование у них правовой активности. А потому преобразованы и цели правоохранительной системы, произошла смена карательных по своему содержанию целей обеспечительными и восстановительными. Конечная, главная стратегическая цель и определяет направления воздействия правоохранительной системы;

4) функциям правоохранительной системы присуща относительная стабильность, выражающаяся во временной протяженности и организационной автономности. Сложившиеся направления воздействия правоохранительной системы на общество не могут быть не стабильными по двум основным причинам. Первая заключается в том, что цели общественного развития, особенно стратегические, не могут достигаться сиюминутно, они существуют на протяжении длительного времени. Отсюда и правоохранительная составляющая общественной системы с ее функциями относительно стабильна и продолжительна. Вторая причина временной протяженности функций правоохранительной системы заключена в том, что они непосредственно связаны с ее сущностными свойствами, которые являются устойчивыми, не меняющимися характеристиками. Поэтому вряд ли можно назвать функцией однократно свершенное воздействие, не повторяющееся впредь.

Организационная автономность функций правоохранительной системы указывает на то, что они представляют собой самостоятельные направления

0 воздействия, не дублирующие друг друга, хотя и связанные между собой, сод- ставляющие своего рода систему функций. Каждая из функций имеет свое со-~ держание, не дублирующее содержание иной функции;

§! 5) реализация функций правоохранительной системы обеспечивается

| властно-распорядительными средствами, а также возможностью применения | принудительных мер. Основное предназначение правоохранительной системы

£ состоит в обеспечении правопорядка, охране права, создании условий для нор-

13 0 0

| мального функционирования всей правовой сферы. Поскольку центральным | звеном, стержнем этой сферы является право, обеспечиваемое государством в <2 своей реализации, постольку и функции правоохранительной системы в своей

1 реализации также связаны с возможностью применения принудительных мер £ в случаях прямого нарушения или угрозы нарушения правопорядка. Кроме | этого, основными субъектами правоохраны являются государственные право-| охранительные органы, что также обусловливает особенности форм и методов ° реализации функций правоохранительной системы.

0 На основании данной общей характеристики функций правоохранительной Л системы предлагаем определить их как устойчивые, относительно обособлен-

1 ные, обусловленные целями и задачами общества и сферы правоохраны направ-| ления воздействия правоохранительной системы на общественные отношения,

обеспечиваемые в реализации принудительной силой государства, в которых раскрывается ее природа и назначение.

В некоторых монографических исследованиях правоохранительной системы в качестве основной и практически единственной функции этого образования называется правоохранительная, связываемая главным образом с правоохра-40 нительной деятельностью [3, с. 25-33].

Нам представляется, что такой подход к рассмотрению функциональной стороны правоохранительной системы несколько односторонен и не раскрывает всей палитры воздействия правоохранительной системы на общественные отношения. Считаем, что правоохранительная система многофункциональна, хотя нет оснований отрицать, что именно правоохранительная функция, исходя из предназначения этой системы, является основной.

В связи с утверждением о многофункциональности правоохранительной системы возникает необходимость в дифференциации функций на виды или группы. Это позволило бы не только систематизировать знания о функциональном компоненте правоохранительной системы, но и предложить возможные пути изменения содержания конкретного направления воздействия с тем, чтобы сделать его наиболее результативным.

В научных исследованиях по вопросам функций юридических явлений предлагаются разные варианты их классификации: иногда четко называются критерии деления на группы (как, например, с функциями права), иногда просто называются виды и дается их анализ. Для решения указанной задачи считаем возможным использовать устоявшееся деление функций государственно-правовых явлений на общесоциальные и специально-юридические.

Однако нам представляется учитывать в характеристике правоохранительной системы не только на многофункциональность, но и наличие у нее четко выраженных устойчивых системных связей. Поэтому осуществляемые системой правоохраны функции настолько тесно переплетены и взаимосвязаны, взаимообусловлены, что разделять их на группы, виды, т.е. подвергать дифференциации на основании выбранного одного или двух критериев не имеет смысла.

С учетом вышеизложенного мы предлагаем говорить о функциях правоохранительной системы, которые наиболее явные, не относя их к какой-либо классификационной группе. Тем не менее в их характеристиках, естественно, будет просматриваться доминанта либо общесоциального, либо правового. Считаем, что в числе функций правоохранительной системы целесообразно выделять следующие: правоохранительную как основную; аксиологическую; информационно-ориентирующую; интеграционно-стратегическую; правоконкретизирующую; правообеспечительную; правовоспитательную.

Перед рассмотрением аксиологической функции правоохранительной системы скажем несколько слов и понимании ценности. В современной философской литературе распространенным стал взгляд на ценность, как средства удовлетворения потребностей, так называемый утилитарный подход, который позиционирует в качестве ценности все, что способно удовлетворять определенные запросы и потребности субъекта, то, что для него становится, в связи с этим полезным и необходимым.

Полагаем, что необходимость правоохранительной системы, в рамках которой осуществляется один из видов социальной деятельности — правоохранительной — «обусловлена природой человека и способом совместной жизнедеятельности людей» [4, с. 15]. Суть этой мысли заключается в том, что эффективная совместная деятельность людей возможна в обществе, где действуют понятные для всех правила, лежащие в основе сохранения его единства и целостности. Обязательность этих правил поведения, целостность, стабильность и устойчивость социальной системы и обеспечивается частью (рановидностью) системы управления — правоохранительной системой. Уже в этом просматривается ее аксиология.

Аксиологическая функция правоохранительной системы напрямую связана с социальной ценностью права, как существенного инструмента управления, целесообразного регулятора общественных отношений, средства решения задач, стоящих перед обществом и государством, обеспечения состояния защищенности личности, а также с его функциями. Право не только регулирует общественные отношения, в чем, без сомнения просматривается его полезность и необходимость, но и обеспечивает их охрану: основополагающих ценностей, свобод и прав личности, общественную безопасность и т.д. В рамках правовой охраны устанавливаются различные виды юридической ответственности, осуществляются принудительные меры предупредительного и пресекательного характера. Таким образом, право осуществляет функцию социальной ценности.

На основании или в продолжении реализации охранительной функции права развивается и охранительное отношение. Основными субъектами правоохранительных отношений являются субъекты правоохранительной системы. Через них и их деятельность правоохранительная система в целом также проявляет себя как ценность и как ценность-средство воздействует на социум. Здесь воздействие правоохранительной системы на общество проявляется в ее способности выступать средством удовлетворения потребностей в безопасности и сохранении достижений культуры, системы социальных ценностей.

Основания для выделения информационно-ориентирующей функции системы правоохраны видятся нами, во-первых, в ее объективной зависимости от состояния общественных отношений в соответствующей сфере и двустороннем обмене информационными ресурсами; во-вторых, в особенностях составных элементов правоохранительной системы; в-третьих, в задачи упорядочения общественных отношений, придания им необходимой согласованности и строгого порядка.

Информационно-ориентирующая функция правоохранительной системы проявляется в обмене с внешней по отношению к системе среде сведениями правового характера, оказывающими влияние на последнюю и порождающими определенные сигналы и ориентиры для ее модификации.

Правоохрана в рамках правоохранительной системы осуществляется, главным образом, путем совершения активных действий. В известной мере любая деятельность предполагает сбор информации, ее обработку, оценку, использование. Без этого невозможно было бы организовать целенаправленное изменение действительности, осуществлять адекватное реагирование в требующих этого ситуациях. Информация, перефразируя В.И. Ленина, это и глаза, и уши, и руки правоохранительной системы [5, с. 102], информационный ресурс составляет необходимый фундамент для выработки наиболее рационального и эффективного в конкретной ситуации решения и совершения социально полезных и юридически значимых действий.

Функционирование правоохранительной системы основано на разнонаправленном обмене информационными ресурсами — «социальная система — правоохранительная система». Понятно, что правоохранительная система действует, получая определенную информацию о состоянии правопорядка, правах и свободах граждан, о механизме их реализации сбоях в этом процессе и т.д. Здесь же возникает вопрос несколько иного содержания: каким образом и какую информацию правоохранительная система направляет в социальную среду и как эта информация влияет на нее? Ответив на него, мы и охарактеризуем информационно-ориентирующую функцию правоохранительной системы.

Предметом обработки, формирования и трансляции при реализации информационно-ориентирующей функции системы правоохраны являются сведения правового характера, т.е. те, которые формируются в юридической сфере, в ее подсистемах и элементах, способные отражать ее состояние, проблемы, возможные пути развития негативных или позитивных процессов.

Функционирование правоохранительной системы построено на получении ею данных о состоянии сферы правоохраны, среди которых детерминирующими являются данные о совершении правонарушений или об угрозе их совершения. Как раз они и являются своего рода запускающим механизмом системы. Поэтому осуществляемая правоохрана, как правило, имеет правоприменительную форму, в рамках которой накапливается определенный опыт, практика и информация о них, идущая за пределы правоохранительной системы.

Информация правоохранительной системы представляет собой совокупность различных сведений и данных, о явлениях и компонентах самой правоохранительной системы, о событиях и проблемах, имеющих отношение к обеспечению и охране правовых ценностей, о состоянии их защищенности, о практике право-охраны, результатах принимаемых мер охранительного и обеспечительного характера.

Указанные сведения способны оказывать влияние на иные виды юридической деятельности. Так, они формируют представления правотворческих субъектов о достоинствах и недостатках их деятельности, практике реализации издаваемых ими норм, их качестве, отношениях, пробелах и коллизиях, эффективности правового регулирования соответствующих отношений и т.д. В этом случае правоохранительная система ориентирует правотворческих субъектов на издание необходимых нормативных правовых актов, исключение коллизионности действующих, исправление и дополнение их текстов и т.п.

В частности, сведения о практике и состоянии правоохраны общественной безопасности и общественного порядка, в связи с участившимися актами экстремистской и террористической направленности, стали одним из оснований внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, ужесточающих наказание за указанные виды преступлений1. Кроме этого, изменения законодательства коснулись и деятельности правоохранительных структур, на которые возложены дополнительные обязанности, закреплены новые формы их взаимодействия и т.д.

Практика реализации правовых норм субъектами правоохранительной системы оказывает влияние на деятельность иных правоприменителей и граждан. Большое значение среди потока правоохранительной информации имеют данные о судебной практике охраны общественных отношений. Объясняется это и особой ролью суда в системе правоохранительных органов, и предоставленной законодательством возможностью обобщать результаты деятельности, выражая их в правовых актах (постановлениях пленумов высших судебных инстанций). Несмотря на то, что они не имеют общеобязательной силы, юридическая жизнь делает их основными ориентирами в решении вопросов, по которым произведены подобные обобщения.

Завершая разговор об информационно-ориентирующей функции правоохранительной системы, укажем, что она основана на формировании и отражении

1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЭ (в ред. от 7 января 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.

практики, складывающейся в сфере правоохраны, и способности транслировать ее за пределы самой системы.

Интеграционно-стратегическая функция правоохранительной системы непосредственно предопределена целями, стоящими перед ней. Достижение выделенных нами ранее целей возможно в условиях, когда система правоохраны работает как отлаженный механизм, установлена тесная взаимосвязь всех ее элементов, имеется в распоряжении набор адекватных представляемому идеальному результату и реально сложившейся ситуации средств и других сопутствующих факторов. Важным среди этого ряда факторов является позиция, активность всего общества в сфере правоохраны.

Безусловно, здесь не идет и не может идти речь о том, чтобы «разгрузить» правоохранительную систему, а наоборот, указать на ее особую роль в решении задач по обеспечению состояния защищенности общественных отношений. И эта роль связана с осуществлением правоохранительной системой интеграционно-стратегической функции.

Как уже было отмечено, стабильность в обществе — цель всего общества в целом. На решение этой задачи направлены усилия не только системы право-охраны, но и иных социальных систем (культурной, политической, СМИ, конфессиональной и т.д.). Все они, так или иначе, вовлечены в сферу правоохраны, и каждая в определенной степени осуществляет ее. В связи с этим наибольший результат может быть достигнут только на основе объединения усилий и государственных структур, и структур гражданского общества. Правоохранительная система и является той платформой, где осуществляется интеграция возможностей различных субъектов для достижения целей правоохраны. Она объединяет,

0 вырабатывает критерии и ориентиры деятельности заинтересованных субъектов, д- придает ей целенаправленный характер, необходимое единство и единообразие. ~ В частности, именно в рамках этой функции выстраивается взаимодействие §! правоохранительных органов с субъектами гражданского общества, такими | как казачество, религиозные организации.

| Данная функция выражается еще и в том, что, имея колоссальный опыт и

£ практику осуществления правоохраны на различных направлениях, возмож-| ности критически и объективно оценивать сложившуюся ситуацию, право-| охранительная система является источником формирования приоритетных 2 направлений развития системы правоохраны и ее правового регулирования,

1 субъектом определения стратегии развития правовой охраны в стране.

« Правовоспитательная функция правоохранительной системы также занимает

| большой удельный вес. Связано это со значением правового воспитания в обще-| ственной жизни и с последними общими тенденциями деятельности государства ° в указанной сфере. Под правовым воспитанием понимается процесс воздействия

0 на сознание личности, социальных групп и общества в целом в целях превра-§ щения правовых идей и требований в личные убеждения граждан, в норму их

1 поведения, формирование их правовой культуры, социально-политической и | правовой активности.

Правовое воспитание в современном обществе приобретает все более важное общегосударственное значение, от него в прямой зависимости находятся многие процессы и явления. Так, развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия, реализация таких базовых ценностей как верховенство закона, приоритет человека, его не-44 отчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных

интересов и т.д. требуют высокой правовой культуры. Неслучайно на общегосударственном уровне приняты и утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее Основы)1, в которых определяются принципы, цели, содержание, основные направление государственной политики в сфере правового воспитания, и в которых имеются положения, дающие основания утверждать, что правоохранительная система участвует в указанной деятельности и осуществляет правовоспитательную функцию.

В Основах названы факторы, от которых зависит уровень правосознания и правовой культуры граждан, а также цели и мероприятия, направленные на повышение правовой грамотности населения России. Среди таких мероприятий названо совершенствование деятельности правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов.

Основы, а также и нормативные акты субъектов Российской Федерации определяют и формы реализации правовоспитательной функции, которыми являются правовая пропаганда и правовое обучение, разработка и реализация программ участия правоохранительных органов в лекционной и консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в сферах деятельности соответствующих органов; апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и преступности на основе распространения положительного опыта работы правоохранительных органов в этой сфере.

Практическим подтверждением указанной функции является деятельность правоохранительных органов, в первую очередь, судебных, по правовой пропаганде и просвещению. Правовая пропаганда, осуществляемая органами судебной власти, может быть устной, письменной, процессуальной, непроцессуальной, в судебном процессе и за его пределами, посредством СМИ, интернет-порталов, стендовой информации и т.д.

Следует согласиться с авторами статьи «О необходимости правовой пропаганды в гражданском процессе: теоретико-прикладной анализ», что огромное значение в правовоспитании имеет личность судьи и все участников, имеющих профессиональную подготовку — соблюдение этических норм и правил адвокатами (судебными представителями), прокурорами, чей особый правовой статус сам по себе должен гарантировать высокий уровень гражданского долга, соблюдение морально-этических принципов их деятельности [6, с. 29-30]. Кроме этого, важным в решении задач правового воспитания является подведение итога судебному разбирательству после оглашения итогового акта правосудия, формулирование выводов относительно поведения участников процесса, акцент на моральных ценностях, затронутых при рассмотрении конкретного дела.

Наконец, основной и смыслообразующей применительно к правоохранительной системе является правоохранительная функция. Смысл и предназначение этого системного образования как раз и заключается в осуществлении охранительных мероприятий в юридической сфере, в обеспечении определенного состояния защищенности и безопасности общественных отношений, интересов личности, государства и общества.

1 См.: Указ Президента РФ от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Российская газета. 2011. 14 июля.

45

Важность охранительной функции правоохранительной системы предопределено ролью права в современных условиях жизни общества, а также осуществляемыми им функциями, среди которых выделяется и охранительная. Долгое время охранительная функция права рассматривалась в качестве факультативной, выступающей некоторым дополнением к регулятивной и проявляющейся лишь тогда, когда нарушалось право. Однако ясно, что механизм действия права приходит в состояние постоянного сбоя, если отсутствуют соответствующие охранительные средства самого права. Поэтому указанная функция права, обладая определенной самостоятельностью, является необходимым условием и средством эффективного правового регулирования [2, с. 170-171]. Для поддержания правового регулирования на надлежащем уровне и действенности права, обеспечения отношений, регулируемых им, существует правоохранительная система, в деятельности которой получает реальное воплощение правовая охрана.

Правоохранительная функция системы правоохраны имеет определенную специфику, нашедшую отражение в следующих чертах.

Во-первых, она указывает на правоохранительную систему как властно-волевое полиструктурное образование, основным способом действия которого является воздействие на поведение субъектов права, выражающееся в предупреждении и пресечении правонарушений или угроз совершения правонарушений, реализации санкций и юридической ответственности.

Во-вторых, правоохранительная функция рассматриваемой системы связывает ее с реализацией государственного принуждения и делает ее основным участником этого процесса. Этот предложенный нами тезис обусловлен тем, что государство — монополист в сфере применения мер государственного при-

0 нуждения действует через систему правоохранительных органов, выступающих институциональным компонентом правоохранительной системы. Исключение

~ составляет принуждение в частном праве и правоотношениях частного харак-f тера, связанное с восстановлением и обеспечением исполнении обязательства.

1 Однако удельный вес его в принуждении вообще невелик, тем более что некото-I рые виды частного принуждения не могут быть реализованы без вмешательства £ государства, правоохранительных органов.

I В-третьих, характер и содержание, формы выражения правоохранительной

! функции правоохранительной системы детерминированы уровнем политиче-i" ского и культурного развития государства и права, их гуманистической со-1 ставляющей, а также целями, стоящими перед правовой системой общества. ï Изменение общих подходов к регулированию общественных отношений, изме-I нение его приоритетов и пересмотр правовых ценностей влечет преобразование 8 правоохранительной функции.

° В-четвертых, понимание правоохранительной функции тесным образом свя-

§ зано с пониманием правовой охраны. Имеется в виду то, что момент реализации § правоохранительной функции системы правоохраны не привязан к совершению 1 правонарушения. Как и правовая охрана, рассматриваемая функция существует J и до совершения правонарушения; ее основное предназначение не связывается только с карательными моментами, а фокусируется на предотвращении правонарушений.

В-пятых, объектом правоохранительной функции правоохранительной системы, на наш взгляд, является объект ее самой, т.е. не только права и свободы человека и гражданина, правопорядок, а весь комплекс процессов и явлений 46 правовой системы.

В-шестых, правоохранительная функция имеет несколько вариантов проявления. На сегодняшний день она выражается в: осуществлении правосудия; контроле и надзоре, в т.ч. прокурорский надзор; охране общественного порядка; защите прав и свобод человека и гражданина;

раскрытии и расследовании преступлений, включая оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений, дознание, профилактика правонарушений;

привлечении к юридической ответственности; исполнении уголовных и административных наказаний; восстановлении нарушенных прав [7, с. 82].

В-седьмых, свои особенности эта функция приобретает при анализе механизма ее реализации. Механизм осуществления правоохранительной функции включает, по нашему мнению, несколько составляющих, а именно субъектов правоохраны, видов или сторон деятельности по охране, осуществляемой в определенных формах и определенными методами. В механизм реализации правоохранительной функции укладываются формы осуществления функции правоохраны и методы правоохраны. Думается, что такое рассмотрение наиболее полно способно показать динамическую сторону указанной функции.

Библиографический список

1. Современный словарь иностранных слов. 3-е изд. М.: Русский язык, 2000. 740 с.

2. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М.: Право и государство, 2005. 544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Братко А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории) М.: Юридическая литература, 1991. 208 с.

4. Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-право-вой аспект): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1996. 55 с.

5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1958-1965. Т. 54.

6. Тогузаева Е.Н., Зарубина М.Н. О необходимости правовой пропаганды в гражданском процессе: теоретико-прикладной анализ // Вестник гражданского процесса. 2013. № 6. С. 29-46.

7. Баранков В.Л. Правовое регулирование социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 82-88.

References

1. Modern Dictionary of Foreign Words. 3rd ed. Moscow: Russian language, 2000. 740 p.

2. Baitin M.I. Essence of Law (Modern Normative Understanding of Law on the Edge of Two Centuries). Moscow: Law and State, 2005. 544 p.

3. Bratko A.G. Law Enforcement System (Questions of Theory) Moscow: Yuridicheskaya literatury, 1991. 208 p.

4. Fedorov V.P. Man and Law-Enforcement Activity (Philosophical-Legal Aspect): extended abstract diss. doc. of law. SPb., 1996. 55 p.

5. Lenin V.I. Complete Works. Moscow: Gosudolitizdat, 1958-1965. V. 54.

6. Toguzayeva E.N., Zarubina M.N. On the Necessity of Legal Propaganda in Civil Proceedings: Theoretical and Applied Analysis // Bulletin of civil proceedings. 2013. No. 6. P. 29-46.

7. Barankov V.L. Legal Regulation of Social Protection of Law Enforcement Officers // Journal of Russian Law. 2012. No.1. P. 82-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.