функции и ЗАДАЧИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ХОДЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
THE FUNCTIONS AND TASKS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE ORGANIZATION OF THE ELECTORAL
PROCESS
УДК 342.8:34.07
Д.Н. РУДОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
D.N. RUDOV,
he candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются основные задачи и функции правоохранительных органов по организации и проведению избирательного процесса в Российской Федерации.
Ключевые слова: избирательный процесс, правоохранительные органы, акт, норма, безопасность, правопорядок.
Abstract: the paragraph discusses the main objectives and functions of law enforcement agencies in the organization and conduct of the electoral process in the Russian Federation.
Keywords: the electoral process, law enforcement authorities, act, rule, security, law and order.
Среди субъектов, обеспечивающих безопасность при организации избирательного процесса, а также гарантирующих избирательные права граждан и их объединений, особое место занимают правоохранительные органы. Имея обширный практический опыт, эти государственные органы призваны обеспечивать безопасность в ходе организации избирательного процесса, создавать благоприятные условия для реализации избирателями своих прав, защищать, а в необходимых случаях восстанавливать нарушенные права субъектов избирательного процесса. Однако организация деятельности и форм взаимодействия правоохранительных органов с другими органами государственной власти и избирательными комиссиями в сфере обеспечения
безопасности избирательного процесса законодательно урегулирована недостаточно и требует детальной регламентации.
Правоохранительными органами в соответствии с действующим законодательством принимаются организационно-практические меры по решению стоящих перед ними задач с учетом обстановки, складывающейся в период организации избирательного процесса. При необходимости эти меры согласуются с избирательными комиссиями. Кроме того, осуществляется и совместная деятельность избирательных комиссий и правоохранительных органов в процессе их взаимодействия.
Взаимодействие избирательных комиссий и правоохранительных органов рассматривают как согласованную по целям, формам и
методам совместную деятельность, направленную на создание благоприятных условий для подготовки и проведения честных и справедливых выборов в целях реализации гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством и нормами международного права. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в ходе подготовки и проведения федеральных выборов активно взаимодействует с ФМС России, МИД России, МВД России, ФНС России, Росреестром, МЧС России, ФСБ России и Росфинмониторингом [1].
С учетом высокой степени общественного резонанса, который вызывают нарушения в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов, значительная роль в принятии своевременных и достаточных мер для предупреждения и пресечения правонарушений принадлежит органам прокуратуры и органам внутренних дел (полиции). В отношении организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, с учетом особенностей соответствующего правового регулирования, профилактические меры, направленные на предотвращение размещения в периодических печатных изданиях противоправных агитационных материалов, призваны принимать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций [2].
На всех стадиях избирательного процесса в соответствии с установленной компетенцией правоохранительные органы решают целый ряд задач по обеспечению безопасности выборов, а именно:
1)выявление, предупреждение и пресечение призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению целостности России, к совершению массовых беспорядков, к действиям, нарушающим равноправие граждан или возбуждающим социальную, расовую, национальную, религиозную вражду;
2) противодействие возможным попыткам представителей организованных преступных группировок продвижению своих кандидатов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
3) выявление, предупреждение и пресечение противоправных действий по подкупу избирателей, агитационной деятельности и иных противоправных действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан;
4) выявление, предупреждение и пресечение «черных» PR-технологий, имеющих целью манипулировать общественным мнением;
5) выявление, предупреждение и пресечение финансовых злоупотреблений при формировании и расходовании средств избирательных фондов, незаконных фактов привлечения иностранных инвестиций в избирательные кампании кандидатов, политических партий;
6) обеспечение безопасности общественно-политических и иных массовых агитационных мероприятий;
7) обеспечение безопасности работы избирательных комиссий, защите членов избирательных комиссий при осуществлении ими законной деятельности, если им оказывается сопротивление или угрожает опасность, а также кандидатов и иных участников избирательного процесса;
8) обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [3].
Также решаются задачи по содействию избирательным комиссиям в установленных законодательством формах по:
1) проверке финансовых отчетов кандидатов, политических партий;
2) контролю за возвратом бюджетных средств, выделенных в избирательные фонды зарегистрированных кандидатов или политических партий, зарегистрировавших списки кандидатов;
3) контролю за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям на проведение выборов.
Отдельной задачей можно выделить рассмотрение представлений избирательных комиссий о проведении соответствующих проверок и пресечении правонарушений закона.
В целях обеспечения стабильной обстановки в населенных пунктах и городах, в преддверии федеральных выборов и в период их проведения, в соответствии с планами организационно-практических мероприятий по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, согласованными с органами исполнительной власти, взаимодейс-
твующими правоохранительными органами, спецслужбами, проводятся комплексные оперативно-профилактические мероприятия по предупреждению террористических и экстремистских акций, пресечению незаконного оборота оружия, взрывчатых и наркотических веществ.
На федеральном уровне вопросы обеспечения безопасности выборов рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, на координационных и оперативных совещаниях при руководителях правоохранительных органов, на которых вырабатываются конкретные меры по обеспечению скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений с избирательными комиссиями [4].
В этих целях при подготовке и проведении выборов образуются совместные рабочие группы. Так, во время федеральных избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации в состав рабочих групп входили не только члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и сотрудники ее аппарата, но и ведущие специалисты правоохранительных органов, представители министерств, ведомств, общественных организаций и видные ученые. Речь идет о Контрольно-ревизионной службе при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, о Рабочей группе по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, о Рабочей группе по информационным спорам и иным вопросам информационного обеспечения выборов.
Новой формой сотрудничества избирательных комиссий и правоохранительных органов явилось создание Межведомственной рабочей группы по координации работы, связанной с организацией голосования на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.
Представительный характер и высокая квалификация членов совместных рабочих групп, их деятельность реально способствовали обеспечению гласности и открытости избирательных кампаний, соблюдению международ-
ных избирательных стандартов и действующего избирательного законодательства.
Сотрудникам правоохранительных органов, оказывающих содействие избирательным комиссиям, необходимо знать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается:
1) участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей;
2) сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы,пенсий,пособий,стипендий, иных социальных выплат;
3) сбор подписей при оказании благотворительной помощи;
4) принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписей.
На практике перечисленные запреты нередко нарушаются как самими кандидатами, так и их избирательными штабами. При этом значительное число подписей добываются за счет использования административного ресурса, когда руководители органов управления организаций, учреждений по разнарядкам свыше предлагают работникам поддержать кандидата от конкретной партии, фактически принуждая их поставить свои подписи в поддержку кандидата при выходе из предприятия или на рабочих местах.
Наиболее эффективную деятельность по защите политических прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, а также по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в период подготовки и организации выборов осуществляют в пределах своих полномочий органы прокуратуры.
Ключевое положение органов прокуратуры в процессе обеспечения национальной безопасности в эти периоды обусловлено координирующей ролью прокуратуры в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, спецификой сферы правового регулирования прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах, а также установленными законодательством полномочиями прокурора по осуществлению надзорной деятельности.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие условия и порядок проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, закрепляют основные гарантии избирательных прав российских граждан (в предусмотренных законом случаях - и иностранных граждан). Реализация этих прав требует обеспечения высокого уровня законности в ходе организации и проведения выборов, одной из важных составляющих которых является прокурорский надзор.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о выборах занимает особое место в деятельности органов прокуратуры.
Во-первых, прокурорский надзор за исполнением законодательства о выборах является подотраслью общего надзора, то есть надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами.
Во-вторых, данное направление прокурорского надзора можно рассматривать в качестве подотрасли надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В этом случае его, как правило, включают в надзор за соблюдением политических прав и свобод человека и гражданина.
Так, выявление нарушений законодательства о выборах и обеспечение законности избирательного процесса возложено на отраслевые отделы по надзору за законами и законностью правовых актов, между тем, аналогичные задачи в процессе организации и проведения выборов решают отделы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина [5].
Таким образом, рассмотрение роли органов прокуратуры в обеспечении законности при организации и проведении выборов позволяет сделать вывод о восстребованности и значимости функции прокурорского надзора в этой области общественных отношений. В ходе избирательных кампаний органы прокуратуры выступают в качестве одного из основных и наиболее эффективных институтов обеспечения законности избирательного процесса, реализации избирательных прав граждан [6].
В то же время, как показал анализ литературы, проблема осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах является малоизученной и неисследованной в теоретическом плане.
Учитывая многосторонний контроль со
стороны правоохранительных органов за организацией и проведением выборов, все же нельзя сказать о полном отсутствии правонарушений в данной области общественных правоотношений.
Так, например, в Белгородской области 21 ноября 2012 года состоялось 77-е заседание избирательной комиссии Белгородской области, в ходе которого были рассмотрены вопросы, связанные с итогами выборов в единый день голосования 14 октября 2012 года. Комиссия рассмотрела вопрос о работе с обращениями, поступившими в избирательные комиссии области в период подготовки и проведения выборов губернатора Белгородской области, дополнительных выборов депутата Белгородской областной Думы пятого созыва по Белгородскому городскому одномандатному избирательному округу № 5, выборов депутатов Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области второго созыва, выборов депутатов Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области второго созыва 14 октября 2012 года.
На заседании отмечалось, что в избирательную комиссию Белгородской области в период подготовки и проведения выборов губернатора Белгородской области поступило 20 обращений (жалоб) от избирателей и различных категорий участников избирательного процесса, из них признаны обоснованными - 5, частично обоснованными - 6.
Кроме того, в избирательную комиссию области поступило 10 обращений о нарушениях избирательного законодательства при подготовке и проведении дополнительных выборов депутата Белгородской областной Думы пятого созыва по Белгородскому городскому одномандатному избирательному округу № 5, из них только одно признано обоснованным.
Также, в Облизбирком поступило 2 обращения о нарушениях избирательного законодательства при подготовке и проведении выборов депутатов Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области второго созыва. Непосредственно в избирательную комиссию Старооскольского городского округа с полномочиями территориальной избирательной комиссии поступило 20 обращений на нарушения избирательного законодательства в период подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов Старооскольского городского округа второго созыва. Факты,
изложенные в 15 обращениях, признаны обоснованными, одно обращение признано частично обоснованным [7].
В избирательную комиссию Губкинского городского округа с полномочиями территориальной избирательной комиссии поступило 5 обращений на нарушения избирательного законодательства в период подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов Губкинского городского округа Белгородской области второго созыва, из них признано обоснованными 2 обращения. Три обращения, поступившие из Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (1 - по выборам губернатора Белгородской области, 2 - по дополнительным выборам депутата Белгородской областной Думы пятого созыва по Белгородскому городскому одномандатному избирательному округу № 5), рассмотрены совместно с избирательными комиссиями муниципальных районов, городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий, эти обращения по результатам рассмотрения признаны необоснованными.
Все поступившие в избирательную комиссию Белгородской области, избирательные комиссии муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных комиссий, участковые комиссии в период избирательной кампании обращения рассмотрены с участием заявителей и лиц, чьи действия обжаловались, в установлен-
ный законом срок, по всем обращениям приняты соответствующие меры, о результатах рассмотрения и принятых мерах заявителям направлены ответы.
Всего за период подготовки и проведения выборов губернатора Белгородской области и совмещенных с ними выборов подразделениями УМВД России по Белгородской области возбуждено 26 дел об административных правонарушениях (по статьям 5.10, 5.12, 5.14, 20.1 КоАП РФ), судами наложено 9 наказаний в виде штрафов [8].
Таким образом, можно говорить о том, что меры, принимаемые в целях обеспечения охраны общественного порядка и безопасности при организации и проведении выборов, способствуют развитию общественных отношений в данной сфере, созданию более благоприятных условий управления, обеспечению гарантий политических прав и свобод граждан, а также борьбе с правонарушениями [9].
Рассмотрев задачи и функции правоохранительных органов в ходе организации избирательного процесса, следует отметить, что деятельность данных органов при обеспечении безопасности и правопорядка в ходе организации и проведения выборов в целом успешна, но все еще нуждается в более детальной регламентации со стороны законодателей и сильнейшей «отдаче» сил и средств со стороны самих правоохранительных органов.
Литература:
1. http://www.cikrf.ru/banners/sov_2009/south/shapiev.html
2. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Авторский коллектив ЦИК России и МВД России в составе: М.Н. Артамошкин, И.Б. Борисов, Т.Н. Буханова, Д.Ю. Воронин, А.Г. Головин, М.В. Гришина, А.В. Кожевин, В.И. Луценко, В.И. Лысенко, И.А. Неронов, Н.Е. Рыжков, И.О. Соломонидина, В.Е. Чуров. - М., 2011.
3. http://www.cikrf.ru/international/events/news/vavilov_1_300908.html
4. Выступление заместителя Председателя ЦИК России С.В. Вавилова «Роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов» на ежегодной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Европы (АОВСЕ) 10-13 сентября 2008 года.
5. http://www.roiip.ru/publication/publication228.htm
6. Волков В.П., Дамаскин О.В., Шапиев С.М. Некоторые проблемы и пути их решения для обеспечения законности избирательного процесса в Российской Федерации. - М.: РЦОИТ: Типография «Новости», 2009. С. 92.
7. http://www.belgorod.izbirkom.ru/new2/sx/art/968084/cp/1/br/962859.html
8. http://www.belgorod.izbirkom.ru/new2/sx/art/968084/cp/1/br/962859.html
9. Организация общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий / МВД России, Департамент кадрового обеспечения. - М., 2007. С.18.