Научная статья на тему 'Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах'

Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3780
535
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокурор / прокурорский надзор / выборы / избирательное право / акты прокурорского реагирования. / prosecutor / prosecutor’s supervision / elections / suffrage / acts of prosecutori- al response.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — МихайЛова Тамара Николаевна, МихайЛов Евгений Викторович

Введение: стабильное состояние законности в период избирательной кампании и в день выборов во многом зависит от надлежащим образом организованной работы органов прокуратуры РФ. В статье освящены вопросы организации прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о выборах. Определены основные задачи и перечень организационных мероприятий, проводимых должностными лицами органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности. Применительно к основным стадиям избирательного процесса выделены основные вопросы, проверку которых необходимо организовать в рамках осуществления надзора за исполнением избирательных прав граждан. Перечислены основные виды нарушений, допускаемых при организации и проведении выборов различных уровней власти. Материалы и методы: нормативную основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, а также нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения выборов в Российской Федерации. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы анализа, сравнения, обобщения и описания. Результаты исследования позволили определить основные вопросы и эффективные формы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах федерального, регионального и муниципального уровней власти. Выводы и заключения: проанализированные нормативно-правовые акты, задачи, вопросы и формы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах позволили определить значимость и результативность работы органов прокуратуры в сфере охраны и защиты основных избирательных прав граждан в целях укрепления основ демократии в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — МихайЛова Тамара Николаевна, МихайЛов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROSECUTOR'S OVERSIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON ELECTIONS

Introduction: the article provides an overview of the organization of prosecutorial supervision in the sphere of enforcement of electoral legislation, as a result the significance of the prosecution bodies in the sphere of electoral law is revealed. The main tasks and list of organizational measures carried out by officials of the prosecutor ’s office in carrying out supervisory activities have been defined. With regard to the main stages of the electoral process, the main issues that need to be verified as part of the supervision over the execution of electoral rights of the citizens have been identified. The main types of violations committed during the organization and holding the elections at various levels of government are listed. Materials and methods: the regulatory framework of the research is formed by the Constitution of the Russian Federation, as well as normative acts regulating the organization and holding the elections in the Russian Federation. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of analysis, comparison, generalization and description. Results made it possible to determine the main issues and effective forms of organization and implementation of prosecutorial supervision over the execution of the legislation during the elections at the federal, regional and municipal levels of government. Summary and conclusion: the analyzed legal acts, tasks, issues and forms of organization of prosecutorial supervision over the implementation of election legislation made it possible to determine the significance and effectiveness of work of prosecution bodies in the sphere of protection of basic electoral rights of the citizens in order to strengthen the foundations of democracy in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах»

УДК: 347.963

DOI: 10.24411/2312-3184-2019-00050

Михайлова Тамара Николаевна

доцент кафедры уголовного процесса Восточно-Сибирского института МВД России

кандидат педагогических наук E-mail: stn-postman@mail.ru

Михайлов Евгений Викторович

заместитель прокурора Свердловского района г. Иркутска советник юстиции E-mail: evm-postman@mail.ru

Mikhailova Tamara Nikolaevna

associate professor of Criminal Procedure Department, East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Pedagogic Sciences E-mail: stn-postman@mail.ru

Mikhailov Evgeny Viktorovich

deputy Prosecutor of the Sverdlovsk District of Irkutsk counselor of justice E-mail: evm-postman@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ

Введение: стабильное состояние законности в период избирательной кампании и в день выборов во многом зависит от надлежащим образом организованной работы органов прокуратуры РФ. В статье освящены вопросы организации прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о выборах. Определены основные задачи и перечень организационных мероприятий, проводимых должностными лицами органов прокуратуры при осуществлении надзорной деятельности. Применительно к основным стадиям избирательного процесса выделены основные вопросы, проверку которых необходимо организовать в рамках осуществления надзора за исполнением избирательных прав граждан. Перечислены основные виды нарушений, допускаемых при организации и проведении выборов различных уровней власти.

Материалы и методы: нормативную основу исследования составили нормы Конституции Российской Федерации, а также нормативные акты, регламентирующие порядок организации и проведения выборов в Российской Федерации. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы анализа, сравнения, обобщения и описания.

Результаты исследования позволили определить основные вопросы и эффективные формы организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах федерального, регионального и муниципального уровней власти.

Выводы и заключения: проанализированные нормативно-правовые акты, задачи, вопросы и формы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах позволили определить значимость и результативность работы органов прокуратуры в сфере охраны и защиты основных избирательных прав граждан в целях укрепления основ демократии в Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, выборы, избирательное право, акты прокурорского реагирования.

ORGANIZATION OF PROSECUTOR'S OVERSIGHT OF THE IMPLEMENTATION OF LEGISLATION ON ELECTIONS

Introduction: the article provides an overview of the organization of prosecutorial supervision in the sphere of enforcement of electoral legislation, as a result the significance of the prosecution bodies in the sphere of electoral law is revealed. The main tasks and list of organizational measures carried out by officials of the prosecutor 's office in carrying out supervisory activities have been defined. With regard to the main stages of the electoral process, the main issues that need to be verified as part of the supervision over the execution of electoral rights of the citizens have been identified. The main types of violations committed during the organization and holding the elections at various levels of government are listed.

Materials and methods: the regulatory framework of the research is formed by the Constitution of the Russian Federation, as well as normative acts regulating the organization and holding the elections in the Russian Federation. The methodological basis of the study was the general dialectical method of scientific cognition, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of analysis, comparison, generalization and description.

Results made it possible to determine the main issues and effective forms of organization and implementation of prosecutorial supervision over the execution of the legislation during the elections at the federal, regional and municipal levels of government.

Summary and conclusion: the analyzed legal acts, tasks, issues and forms of organization of prosecutorial supervision over the implementation of election legislation made it possible to determine the significance and effectiveness of work of prosecution bodies in the sphere of protection of basic electoral rights of the citizens in order to strengthen the foundations of democracy in the Russian Federation.

Keywords: prosecutor, prosecutor's supervision, elections, suffrage, acts of prosecutori-al response.

В любом демократическом государстве в качестве важнейших политических прав провозглашаются избирательные права граждан. Именно избирательные права дают возможность личности участвовать в политической жизни своего государства, от законности реализации которых зависит реальность провозглашенной демократии, прочность устоев конституционного строя, общее состояние внутренних и внешних дел страны,

а также уважение и возможность реализации гражданских, социальных, экономических, культурных и иных прав человека и гражданина.

В современном российском государстве избирательное право является всеобщим, равным, прямым и свободным при тайном голосовании. Статья 32 Конституции РФ гарантирует гражданам их право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдумах. Кроме того, Основной закон нашей страны провозгласил свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа. Однако, как подчеркивает в своих исследованиях в области избирательного права В. В. Мамонов, понятие «свободные выборы» неравнозначно понятию «честные выборы». В качестве неотъемлемого атрибута последнего определения выступает справедливость принимаемых в ходе подготовки и проведения выборов решений, основанных на соблюдении законодательных источников в сфере избирательного права всеми участниками избирательного процесса [5, с. 95].

Рассматривая законодательство о выборах как правовую систему, следует отметить, что ключевая роль в вопросах реализации активного и пассивного избирательных прав граждан России принадлежит Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который в своих положениях закрепляет гарантии избирательных прав граждан для выборов всех уровней [4, с. 297].

Правовой порядок избрания Президента России определяется нормами Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Общие положения о проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления закреплены в Федеральных законах от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В случае отсутствия в субъекте РФ, муниципальном образовании соответствующей нормативно-правовой базы для проведения выборов местного уровня подлежит применению Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Конкретные процедуры проведения выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются уставами субъектов и соответствующими законами. В частности, процедура проведения выборов в органы государственной власти Иркутской области установлена ее Уставом, а также Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области», Законом Иркутской области от 25.06.2012 № 54-ОЗ «О выборах Губернатора Иркутской области», а также Законом Иркутской области от 28.12.2012 № 156-ОЗ «Об отзыве Губернатора Иркутской области».

Порядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Иркутской области определен Законом от 11.11.2011 № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутс-

кой области», Законом от 30.05.2014 № 54-ОЗ «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», а также уставами муниципальных образований.

Применительно к каждой избирательной кампании по выборам федерального, регионального или местного уровней постановлениями ЦИК РФ, Избирательной комиссией Иркутской области, территориальными избирательными комиссиями утверждаются календарные планы мероприятий по подготовке и проведению выборов. В частности, в текущем году примерный календарный план мероприятий по подготовке и проведению муниципальных выборов в Иркутской области в единый день голосования 8 сентября 2019 г., был одобрен постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 19.04.2019 № 45/346 и размещен в свободном доступе на ее официальном сайте.

Подготовка и проведение выборов на любом уровне власти (федеральном, региональном и муниципальном) вызывает необходимость особой организационной работы и органов прокуратуры Российской Федерации, которая, по верному замечанию И. Н. Степанова, выступает главным заслоном на пути нарушителей законодательства о выборах [8, с. 4].

Ежегодно органы прокуратуры выявляют значительное количество нарушений законодательства о выборах. По результатам прокурорских проверок в 2018 г. на территории Иркутской области выявлено 182 нарушения закона, для устранения которых внесено 89 представлений, принесено 26 протестов, направлено два иска в суд. В целях недопущения нарушений закона объявлено 36 предостережений. По инициативе прокурора к дисциплинарной ответственности было привлечено 40 лиц, к административной — 11.

На период проведения избирательных кампаний федерального, регионального и муниципального уровней со стороны сотрудников органов прокуратуры должно быть уделено пристальное внимание решению вопросов соблюдения норм законодательства о выборах и публичных мероприятиях, а также обеспечению взаимодействия с избирательными комиссиями и другими правоохранительными органами. Данные требования получили закрепление в таких ведомственных правовых актах, как Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 (в ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также Указание Генерального прокурора РФ от 06.09.2010 № 339/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах». Таким образом, сегодня органам российской прокуратуры предоставлен комплекс различных юридических возможностей для надзора и координации деятельности всех других органов, задействованных в избирательном процессе нашего государства, с целью противодействия электоральным правонарушениям [3, с. 80].

В целом организацию и проведение выборов можно рассматривать как правовые гарантии, за счет которых осуществляются избирательные права граждан, гарантируется исполнение честных и законных избирательных мероприятий [6, с. 198], в связи с чем основными задачами органов прокуратуры в рамках надзора за исполнением законодательства о выборах являются:

1) охрана и защита активного и пассивного избирательных прав граждан;

2) защита государственных и общественных интересов;

3) принятие мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области избирательного права; восстановление нарушенных прав избирателей; привлечение виновных к предусмотренной законом ответственности; возмещение причиненного вреда;

4) контроль за законностью и антикоррупционностью принятых поднадзорными органами правовых актов в сфере избирательного права;

5) участие прокуроров по делам о нарушении норм избирательного законодательства в суде.

Эффективность прокурорского надзора за исполнением избирательного законодательства зависит, прежде всего, от знаний предмета правового регулирования и поднадзорных объектов; взвешенного и продуманного подхода к принятию решений по фактам нарушения закона; систематичности и полноты проводимых прокурорских проверок; качества координационной деятельности органов прокуратуры на данном направлении работы.

В целях обеспечения исполнения принципа законности в период подготовки и проведения выборов любого уровня в прокуратуре проводятся следующие организационные мероприятия:

1. Создаются специальные внутренние и межведомственные рабочие группы, главной задачей которых является: сбор и анализ информации о состоянии законности; оперативное рассмотрение и разрешение сообщений, заявлений и иных сигналов о нарушениях избирательного законодательства; своевременное принятие мер по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений; привлечение виновных лиц к предусмотренной законом ответственности; восстановление нарушенных избирательных прав.

В состав внутренних рабочих групп входят сотрудники органов прокуратуры, осуществляющие надзорную деятельность в различных сферах. Межведомственные рабочие группы формируются из числа работников органов прокуратуры; сотрудников органов внутренних дел, СК РФ, ФСБ России, МЧС России, Росгвардии; исполнителей государственной власти и местного самоуправления; представителей избирательных комиссий [7].

Внутренние и межведомственные рабочие группы могут быть созданы как до начала избирательной кампании, так и в самом начале ее проведения.

2. Проводятся плановые и внеплановые заседания координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и иных ведомств, межведомственные совещания, а также обеспечивается участие прокурорских работников в совещаниях рабочих групп и «круглых столов», организуемых органами государственной власти и местного самоуправления, избирательными комиссиями и иными органами по вопросам исполнения избирательного законодательства.

3. Ведется специальный, отдельный учет поступающих сигналов о нарушениях избирательного законодательства, на которых ставится штамп с пометкой «Выборы».

4. Проводятся прокурорские проверки по поступившим жалобам, заявлениям и иным сообщениям о нарушении законодательства в сфере избирательных прав граждан.

5. Осуществляется анализ информационных источников о состоянии законности в период проведения избирательной кампании, результаты которого в строго установ-

ленные сроки направляются вышестоящему прокурору. В случае выявления серьезных нарушений и преступлений в области реализации избирательных прав граждан незамедлительно уведомляется прокурор субъекта.

6. В течение всего периода проведения избирательной кампании утверждается график дежурств работников каждой территориальной прокуратуры в выходные дни, а также в день голосования и выборов.

7. На весь период проведения избирательной кампании сокращаются сроки рассмотрения и разрешения заявлений, сообщений и жалоб, содержащих информацию о фактах нарушения законодательства о выборах. Так, решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. Заявления и сообщения, поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — рассматриваются и разрешаются немедленно. В случае необходимости проведения дополнительной проверки по обстоятельствам, указанным в жалобе, допускается продление ее рассмотрения на срок не выше десяти суток с момента поступления.

Важнейшей гарантией реализации избирательных прав граждан является их судебная защита, порядок осуществления которой установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту — КАС РФ) и Федеральным законом № 67-ФЗ. В силу ч. 3 ст. 243 КАС РФ все административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ рассматриваются с участием прокурора. По данным делам прокурор вступает в процесс и дает заключение (ч. 7 ст. 39 КАС РФ).

Так, в период избирательных кампаний по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, глав и депутатов представительных органов местного самоуправления, проведенных в 2018 г., в суды Иркутской области поступило 45 административных исков: 36 — о защите избирательных прав в период подготовки выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, 9 — по муниципальным выборам. В основном участниками избирательного процесса оспаривались решения соответствующих избирательных комиссий о регистрации (об отказе в регистрации) кандидатов, избирательных объединений по мотивам неправильного оформления либо отсутствия требуемых для выдвижения и регистрации документов; нарушения порядка выдвижения кандидатов (списка кандидатов), а также несоблюдения установленных избирательным законом ограничений при проведении предвыборной агитации (использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения, нарушения законодательства об интеллектуальной собственности и т. д.).

С целью надлежащей организации работы по участию прокуроров в суде при рассмотрении административных исков о защите избирательных прав, необходимо учитывать некоторые особенности применения норм процессуального права. Так, избирательное законодательство предусматривает специальные процессуальные сроки на обращение в суд, возможность оспаривания судебных актов по делу. Самый долгий трехмесячный срок для обращения в суд предусмотрен для административных исков об отмене итогов голосования. При этом расчет срока начинается с момента официального опубликования итогов голосования. В свете сказанного, интересен следующий пример из судебной практики. В Верховный суд РФ поступило административное исковое заявление

одной из политических партий с требованиями об отмене постановления ЦИК РФ «Об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва». В удовлетворении требований было отказано на основании того, что истек процессуальный срок для обращения в суд, поскольку первое официальное опубликование постановления состоялось в «Российской газете» 24.09.2016. В связи с чем установленный законом трехмесячный срок с учетом нерабочих дней 24 и 25 декабря окончился по истечении последнего часа 26.12.2016. Доводы административного истца о том, что срок подлежит исчислению с 07.10.2016, т. е. со дня опубликования решения в «Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» были судом отклонены обоснованно, поскольку согласно действующему законодательству срок подлежит исчислению со дня первого официального опубликования итогов выборов.

Вторая процессуальная особенность состоит в том, что заявление об отмене решения избирательной комиссии о регистрации либо отказа в регистрации подается в суд в течение 10 дней с момента принятия данного решения. Необходимо учитывать, что указанный срок является процессуальным, в связи с этим начинает течь на следующий день после принятия оспариваемого решения. Течение данного срока прерывается направлением искового заявления почтой.

Третья особенность: отмена регистрации кандидата за допущенные нарушения избирательного законодательства предусмотрена ч. 6 ст. 76 Федерального закона № 67-ФЗ. Срок для подачи заявления ограничивается лишь тем, что иск должен поступить в суд не позднее 8 дней до дня голосования. При этом решение об удовлетворении указанного требования принимается судом первой инстанции не позднее, чем за пять дней до дня голосования. Таким образом, при поступлении в суд административного иска об отмене регистрации кандидата за пять дней до дня выборов даже при его обоснованности, в удовлетворении требований необходимо отказать.

Безусловным основанием для отмены регистрации кандидата является сокрытие сведений о судимости. Указанное обстоятельство подтверждается сведениями из информационного центра ГУ МВД России по Иркутской области о том, что лицо ранее привлекалось к уголовной ответственности за совершение преступления, которое признается преступлением действующим Уголовным кодексом РФ (далее по тексту — УК РФ). Так, решением Иркутского областного суда было отказано в удовлетворении административного искового заявления окружной избирательной комиссии к гражданину С. об отмене регистрации кандидата, в связи с сокрытием сведений о судимости. Основанием для отказа в удовлетворении исковых требований послужил факт пропуска процессуального срока для обращения в суд с данным требованием. В ходе рассмотрения дела было установлено, что несвоевременному обращению способствовала недостоверная информация, представленная ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области, об отсутствии данных о судимости кандидата С. Надлежащая информация ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области о наличии у административного ответчика судимости поступила в ОИК уже позже, когда процессуальный срок для обращения в суд с требованием об отмене регистрации был пропущен. В связи с выявленными прокурором в суде обстоятельствами, было заявлено и удовлетворено судом ходатайство о внесении частного определения в адрес ИЦ ГУ МВД России по Иркутской области.

Таким образом, предусмотренные процессуальные сроки в области защиты избирательных прав граждан являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Также необходимо помнить, что судебные акты по указанной категории дел могут быть обжалованы участвовавшими в деле лицами в течение пяти дней, при этом срок начинает течь с момента оглашения решения суда. Состав лиц участвующих в рассмотрении дела, перечислен в ст. 239 КАС РФ. При этом необходимо учитывать, что при рассмотрении споров об отмене решения о регистрации, самой регистрации выдвинутого политической партией кандидата в обязательном порядке подлежит привлечению к участию в деле данное политическое объединение. Так, определением апелляционной инстанции было отменено решение одного из районных судов Иркутской области по иску кандидата на должность мэра К. об отмене решения о регистрации кандидата М. на данную выборную должность. Основанием для отмены судебного акта послужило нарушение требований ч. 1 ст. 47 КАС РФ, согласно которой к участию в деле также подлежат обязательному привлечению заинтересованные лица, права и обязанности которых могут быть затронуты принятым решением. Гражданин М. был выдвинут кандидатом на должность мэра района решением бюро комитета районного местного отделения «Коммунистическая партия Российской Федерации». Однако указанное политическое объединение не было привлечено к участию в административном деле, документы подтверждающие полномочия на выдвижение кандидата не истребо-вались и не исследовались судом. При указанных обстоятельствах, в связи с неверным определением участвующих в деле лиц, судебный акт был отменен вышестоящей инстанцией по процессуальным основаниям.

В свете сказанного, применительно к основным стадиям избирательного процесса, предлагаем систематизировать круг вопросов, проверку которых необходимо организовать и провести сотрудникам органов прокуратуры в рамках осуществления надзора за соблюдением избирательных прав в период подготовки и проведения выборов.

1. При назначении выборов необходимо установить: имеются ли законные основания для назначения и проведения основных, дополнительных или досрочных выборов; правомочным ли органом принято решение о назначении выборов; соблюдены ли требования законодательства о дне голосования и дне выборов; соблюдены ли сроки назначения выборов; своевременно ли опубликовано решение о назначении выборов.

2. При регистрации и составлении списков избирателей необходимо выяснить: осуществляется ли уполномоченным органом или должностным лицом регистрация избирателей; поступают ли в установленные сроки необходимые для учета избирателей сведения из органов, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, воинский учет, уголовно-исполнительной системы, суда; соблюдается ли установленный порядок рассмотрения заявлений граждан о включении их в список избирателей; представлены ли сведения о зарегистрированных избирателях в установленные законом сроки в избирательные комиссии; соответствуют ли эти сведения действительности; учтены ли все избиратели, зарегистрированные на данной территории; нет ли случаев регистрации выбывших избирателей, умерших, признанных недееспособными, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда и т. п. В этих целях целесообразно предварительно запрашивать

в соответствующих органах сведения об умерших, признанных недееспособными, а также выбывших и прибывших гражданах и сверять их с данными учёта.

3. При образовании избирательных округов следует оценить: законность муниципального нормативного правового акта об утверждении схемы избирательных округов, в том числе соблюдены ли требования ст. 18 Федерального закона № 67-ФЗ при определении и утверждении схемы избирательных округов; уполномоченным ли органом утверждена схема избирательных округов; соблюден ли принцип примерного равенства избирателей в округах; нет ли избирательных округов, созданных на территориях, не граничащих между собой; опубликована ли схема избирательных округов.

4. При образовании избирательных участков необходимо проверить: наличие муниципального правового акта об образовании избирательных участков, правомочность органа, его принявшего; соблюдение порядка формирования избирательных участков, предусмотренного в ст. 19 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе в местах временного пребывания граждан, в труднодоступных и отдаленных местностях; не пересекают ли границы избирательных участков границы избирательных округов; опубликованы ли списки избирательных участков в установленные сроки.

5. При формировании избирательных комиссий (территориальных, муниципальных, окружных и участковых) необходимо проверить: уполномоченным ли органом предложены кандидаты в члены избирательной комиссии; уполномоченным ли органом принято решение о формировании комиссии, соблюдены ли требования о численном составе комиссии; своевременность проведения указанных избирательных мероприятий; не включены ли в состав комиссий лица, которые в силу закона не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса; соблюдены ли установленные нормы представительства для государственных и муниципальных служащих; соблюдены ли требования закона о представительстве от политических партий, избирательного или общественного объединения; не включены ли в состав комиссий лица, которые в силу закона не могут быть членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса [9].

6. На стадии выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и их регистрации необходимо: предупреждать факты сбора подписей среди граждан, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе; в месте, где сбор подписей запрещен, органом или лицом, которым сбор подписей запрещен, а равно с принуждением либо с предложением вознаграждения; оценивать законность и своевременность принимаемых избирательными комиссиями решений о регистрации либо отказе в регистрации кандидатов, а также их действия при приёме документов, проверке сведений о кандидатах и т. д.

При этом необходимо учитывать, что проверка подписей избирателей и порядка их сбора относится к исключительной компетенции избирательных комиссий [2]. Органами прокуратуры такие проверки, как правило, проводятся по конкретным обращениям граждан. Предусмотренный законом перечень оснований для отказа в регистрации кандидата (списка кандидатов) является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Законом предусмотрен судебный порядок для обжалования решения об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), в рамках которого прокурор дает свое заключение.

При установлении фактов подделки подписей избирателей, сбора подписей избирателей в запрещенных местах, а также сбора подписей запрещенными законом лицами, прокурор вправе инициировать возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5.46, 5.47 КоАП РФ, соответственно.

7. При финансировании выборов необходимо выяснить следующие вопросы: предусмотрены ли в соответствующем бюджете на очередной финансовый год средства на подготовку и проведение выборов; своевременно ли данные средства перечислены избирательным комиссиям; своевременно ли создан избирательный фонд кандидата, избирательного объединения; не вносились ли пожертвования в избирательный фонд лицами и организациями, которым это запрещено законом; не расходуются ли средства избирательного фонда на цели, не связанные с проведением избирательной кампании; представлены ли финансовые отчеты о расходовании средств избирательного фонда в установленный законом срок.

При этом следует учитывать, что контроль за целевым расходованием денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, за источниками поступления средств в избирательные фонды, за организацией учета этих средств и их использованием, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах, об их источниках и о расходах, соблюдения кандидатами иных требований закона, осуществляют соответствующие избирательные комиссии или сформированные при них контрольно-ревизионные службы [1].

8. На стадии предвыборной агитации, период которой определен ст. 49 Федерального закона № 67-ФЗ, необходимо проверить: выделены ли органами местного самоуправления специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка; наличие фактов осуществления предвыборной агитации лицами, которым ее осуществление запрещено законом; соблюдение органами местного самоуправления, кандидатами, избирательными объединениями, иными организациями условий проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий; соблюдение кандидатами, избирательными объединениями, организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, установленного порядка и условий изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; соблюдение кандидатами, избирательными объединениями, средствами массовой информации условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях; соблюдение кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями установленных ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ ограничений при проведении предвыборной агитации; соблюдение кандидатами ограничений о недопустимости использования при проведении своей избирательной кампании преимуществ своего должностного или служебного положения; исполнение избирательными комиссиями полномочий по осуществлению контроля за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации, своевременным принятием мер по устранению допущенных нарушений; соблюдения законодательства при осу-

ществлении производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрении обращений граждан [10].

9. В период избирательных кампаний в органах внутренних дел следует проверять: законность, полноту и своевременность принимаемых мер по выявлению, пресечению правонарушений и привлечению виновных лиц к административной ответственности; соблюдение требований КоАП РФ при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о выборах; исполнение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

10. Организовать с привлечением органов надзорной деятельности МЧС России, территориальных органов Росгвардии проверки соответствия требованиям антитеррористической защищенности и пожарной безопасности помещений, предоставленных избирательным комиссиям, в том числе для размещения комплексов ГАС «ВЫБОРЫ» и проведения голосования.

При проведении проверок антитеррористической защищенности помещений избирательных участков в зависимости от объекта, на котором они размещены, следует руководствоваться соответствующими требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденными постановлениями Правительства РФ.

11. Усилить надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях.

Практика свидетельствует, что зачастую в рамках предвыборной агитации со стороны кандидатов исходят попытки использовать существующие в обществе настроения, связанные с решением таких проблем, как миграция, межнациональные и межконфессиональные отношения и т. д. Не исключено привлечение некоторыми политическими партиями граждан экстремистской направленности, предоставление им возможности участия в организуемых массовых публичных мероприятиях.

В связи с этим органам прокуратуры необходимо осуществлять тщательный контроль за исполнением на период выборов требований ст. 16 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в части вынесения предупреждений в письменной форме организаторам массовых акций об ответственности за несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения массовых акций, за осуществление экстремистской деятельности.

Кроме того, также возникает необходимость в постоянном мониторинге информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», который позволяет выявить призывы к участию в незаконных массовых (публичных) мероприятиях, а также факты распространения недостоверной общественно значимой информации, в том числе содержащей призывы к осуществлению экстремисткой деятельности.

12. По результатам проверок оперативно принимать предусмотренные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» меры реагирования, направленные на устранение нарушений закона в области избирательных прав граждан; привлечение виновных лиц к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона № 67-ФЗ ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавлива-

ется федеральными законами. Нарушения, посягающие на избирательные права граждан, и ответственность за них предусмотрены в главе 5 раздела II КоАП РФ.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях в области законодательства о выборах в пределах своей компетенции вправе составлять должностные лица органов избирательных комиссий. К компетенции прокурора частью 1 ст. 28.4 КоАП РФ отнесено возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23—5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ. Помимо этого, при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.

Гарантии защиты избирательных прав граждан также обеспечиваются статьями 141, 141.1, 142, 142.1 и 142.2 УК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное расследование по уголовным делам, предусмотренным указанными статьями, относится к исключительной компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации. Поступившие в органы внутренних дел сообщения о преступлениях в сфере избирательного законодательства должны незамедлительно направляться в органы Следственного комитета Российской Федерации для проведения доследственных проверок и принятия по ним процессуальных решений. Прокурор в рамках своих надзорных полномочий осуществляет тщательный контроль за своевременностью и законностью принятых Следственным комитетом решений.

Таким образом, проведенный анализ вопросов и форм организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о выборах позволяет нам констатировать факт, что данный вид надзора является одним из самых сложных, многоплановых и значимых, поскольку преследует цели укрепления законности и защиты избирательных интересов и прав граждан в сфере правоотношений, устанавливаемых Конституцией РФ и иными многочисленными нормативно-правовыми актами о выборах, осуществляемый как в период избирательных кампаний, так и между ними. Стабильное состояние законности в период избирательной кампании и в день выборов во многом зависит от надлежащим образом организованной работы органов прокуратуры Российской Федерации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Ермаков Д. А. Эффективность финансового контроля в ходе проведения выборов / Д. А. Ермаков // Закон и право. 2015. № 2. С. 45—51.

2. Ефименко Е. А. Признание подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) недостоверными: законодательное регулирование и проблемы правоприменительной практики / Е. А. Ефименко // Петербургский юрист. 2016. № 1. С. 86—100.

3. Климова Ю. Н. Взаимодействие избирательной комиссии с правоохранительными органами при обеспечении законности и правопорядка на территории избирательного округа / Ю. Н. Климова // Вестник ЦИК РФ. 2006. № 11. С. 80—85.

4. Красинский В. В. Развитие законодательного обеспечения избирательного процесса в интересах защиты конституционного строя / В. В. Красиков // Вестник ТГУ. 2010. № 6. С. 294—304.

5. Мамонов В. В. Развитие российского избирательного права / В. В. Мамонов // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2. С. 94—105.

6. Михайлова К. Е. Основные принципы избирательного права России / К. Е. Михайлов // Мол. учен. 2018. № 52. С. 198—199.

7. Наполов И. А. Правоохранительные органы как участники избирательного процесса / И. А. Наполов // Аллея науки: науч.-практ. электрон. журн. 2018. № 11.

8. Степанов И. Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о выборах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 27 с.

9. Степанов И. Н. Прокурорский надзор за деятельностью избирательных комиссий / И. Н. Степанов // Рос. следователь. 2007. № 16. С. 36—37.

10. Троицкая Т. В. Проблемы и перспективы осуществления предвыборной агитации в России / Т. В. Троицкая // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. 2017. № 5. С. 78—84.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ermakov D. A. The effectiveness of financial control during the election / D.A. Erma-kov // Law and Law. 2015. No. 2. Pp. 45—51.

2. Efimenko E. A Recognition of voters' signatures in support of the nomination of a candidate (list of candidates) invalid: legislative regulation and problems of law enforcement practice / E. A. Efimenko // Petersburg lawyer. 2016. No. 1. Pp. 86—100.

3. Klimova Yu. N. Interaction of the election commission with law enforcement agencies while ensuring law and order in the territory of the constituency / Yu.N. Klimova // Bulletin of the CEC of the Russian Federation. 2006. No. 11. Pp. 80—85.

4. Krasinsky V. V. The development of legislative support for the electoral process in the interests of protecting the constitutional system / V.V. Krasikov // Bulletin of TSU. 2010. No. 6. Pp. 294—304.

5. Mamonov V. V. The development of Russian suffrage / V. V. Mamonov // Leningrad Law Journal. 2014. No. 2. Pp. 94—105.

6. Mikhailova K. E. Basic principles of the electoral law of Russia / K. E. Mikhailov // Young scientist. 2018. No. 52. Pp. 198—199.

7. Napolov I. A. Law enforcement agencies as participants in the election process / I. A. Napolov // Scientific and Practical Electronic Journal Alley of Science. 2018. No. 11.

8. Stepanov I. N. Prosecutorial supervision of the implementation of legislation of the Russian Federation on elections: abstract of thesis. ... cand. legal sciences. M., 2008. 27 p.

9. Stepanov I. N. Prosecutorial supervision of the activities of election commissions / I. N. Stepanov // Russian investigator. 2007. No. 16. Pp. 36—37.

10. Troitskaya T. V. Problems and prospects of the implementation of election campaigning in Russia / T. V. Troitskaya // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2017. No. 5. Pp. 78—84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.