Научная статья на тему 'Надзор и контроль в системе безопасности муниципальных образований'

Надзор и контроль в системе безопасности муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1332
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НАДЗОР / КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / LOCAL GOVERNANCE / SUPERVISION / CONTROL / MUNICIPALITIES / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичев И. Е.

Надзор и контроль в сфере местного самоуправления рассматриваются как факторы безопасности муниципальных образований. В указанном контексте исследуется правовая основа надзора и контроля, ориентированного на превентивную защиту прав и законных интересов субъектов муниципально-правовых отношений, надлежащее функционирование органов местного самоуправления и согласование интересов государства и муниципальных образований на «стыке» государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supervision and control in the system of security of municipalities

Supervision and control in the sphere of local self-government are considered as the factors of safety of municipalities. In this context deals with the legal framework of supervision and control-oriented preventive protection of rights and legal interests of subjects of municipal law, the proper functioning of local governments and coordination of interests of the state and municipalities at the junction of state power and local self-government.

Текст научной работы на тему «Надзор и контроль в системе безопасности муниципальных образований»

Наука. Теория. Практика

НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

SUPERVISION AND CONTROL IN THE SYSTEM OF SECURITY OF MUNICIPALITIES

УДК 351

И.Е. ИЛЬИЧЁВ,

доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]

I.E. IL'ICHEV,

doctor of legal Sciences, doctor of technical Sciences, Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: надзор и контроль в сфере местного самоуправления рассматриваются как факторы безопасности муниципальных образований. В указанном контексте исследуется правовая основа надзора и контроля, ориентированного на превентивную защиту прав и законных интересов субъектов муниципально-правовых отношений, надлежащее функционирование органов местного самоуправления и согласование интересов государства и муниципальных образований на «стыке» государственной власти и местного самоуправления.

Ключевые слова: местное самоуправление, надзор, контроль, муниципальные образования, безопасность.

Abstract: Supervision and control in the sphere of local self-government are considered as the factors of safety of municipalities. In this context deals with the legal framework of supervision and control-oriented preventive protection of rights and legal interests of subjects of municipal law, the proper functioning of local governments and coordination of interests of the state and municipalities at the junction of state power and local self-government.

Keywords: local governance, supervision, control, municipalities, security.

Надзор и контроль являются одним из необходимых инструментов обеспечения безопасности государства.

Надзор и контроль в сфере местного самоуправления - область, достаточно слабо проработанная в теории муниципального права. Некоторые исследователи сводят проблему к надзору и контролю функционирования органов и должностных лиц местного самоуправления [1]. В действительности, нарушителями законности в сфере местного самоуправления могут быть все субъекты муниципально-правовых отношений - государство в лице его органов и должностных лиц, органы и должностные лица местного

самоуправления, хозяйствующие субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, отдельные граждане и их объединения [2]. В контексте гарантий местного самоуправления все указанные субъекты права обязаны соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации и её субъектов, а следовательно, включаться в систему соответствующего надзора и контроля.

В сфере местного самоуправления как самостоятельной ветви публичной власти надзор и контроль играют роль системного регулятора, призванного обеспечивать:

- превентивную защиту прав и законных

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

15

Наука. Теория. Практика

интересов субъектов муниципально-правовых отношений;

- надлежащее функционирование органов местного самоуправления;

- согласование интересов государства и муниципальных образований на «стыке» государственной власти и местного самоуправления.

В указанном качестве надзор и контроль становятся факторами безопасности муниципальных образований [3].

Федеральный закон [4] называет в качестве основных субъектов, уполномоченных вести деятельность в сфере надзора и контроля, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Закон [4] разграничивает полномочия между указанными субъектами контрольнонадзорной деятельности.

Согласно указанному закону уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями. Указанная деятельность включает в себя:

- организацию и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

- принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и(или) устранению последствий выявленных нарушений;

- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований законодательства;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований законодательства.

Органы местного самоуправления уполномочиваются в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значе-

ния. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Общий надзор за состоянием дел в местном самоуправлении осуществляют Президент Российской Федерации и Федеральное собрание Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет надзор, используя для этой цели возглавляемый им Совет при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления [5]. В задачи Совета входит:

а) подготовка предложений по осуществлению государственной политики в области развития местного самоуправления и определение приоритетных направлений её реализации;

б) рассмотрение вопросов обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований;

в) рассмотрение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.

В целях мониторинга Совет в установленном порядке использует банки данных Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований.

Профильные комитеты палат Федерального собрания Российской Федерации в соответствии с их регламентами проводят парламентские слушания, «круглые столы» по проблемам местного самоуправления. Слушания и «круглые столы» проводятся с приглашением видных учёных, представителей муниципальных образований, Единого общероссийского объединения (Конгресса) муниципальных образований.

На таких мероприятиях не только обобщается практика местного самоуправления, но и проблемы правового обеспечения и правоприменения в сфере муниципальных отношений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию законодательства по вопросам местного самоуправления.

16

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

1. Основы надзора и контроля, ориентированного на превентивную защиту прав и законных интересов субъектов муниципально-правовых отношений, закладывает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

В соответствии с буквой и духом Конституции Российской Федерации приоритетным направлением деятельности контрольнонадзорных органов в данном контексте является защита прав человека и гражданина (личности), населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления, включая конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [6].

Надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом [7] осуществляет прокуратура Российской Федерации. Основными направлениями надзорной деятельности прокуратура Российской Федерации считает надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений, пресечение действий, направленных на ограничение конституционного права граждан на местное самоуправление [8].

Реализуя установленные законом функции, прокуроры вправе:

- требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

- участвовать в заседаниях органов местного самоуправления;

- вносить в установленном порядке представления об устранении выявленных нарушений и привлечении к ответственности виновных лиц;

- привлекать в установленном законом порядке к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о местном самоуправлении.

2. Надзор и контроль, ориентированные на надлежащее функционирование органов местного самоуправления, включают в себя:

а) надзор за соблюдением установленного порядка формирования органов местного

самоуправления;

б) надзор за соблюдением установленного порядка функционирования органов местного самоуправления в соответствии с указанным Федеральным законом;

в) надзор за законностью правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления.

Порядок формирования органов местного самоуправления устанавливает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].

Согласно статье 34 указанного закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольносчётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок функционирования органов местного самоуправления регламентируют указанный Федеральный закон и устав муниципального образования, иные муниципальные правовые акты.

Предметом надзора по пункту (а) является соблюдение установленных сроков и процедур формирования указанных органов, их численного состава, отсутствие процессуальных и иных нарушений при формировании соответствующих органов.

Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания;

- избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования формирует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации;

- именно образованная таким образом избирательная комиссия назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования.

Предметом надзора по пункту (б) является соблюдение установленного порядка функционирования органов местного само-

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

17

Наука. Теория. Практика

управления. Так, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов; вновь избранный представительный орган собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе; заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца; заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органы прокуратуры осуществляют независимо от поступления информации о нарушениях законности, используя для этого периодические проверки, а также право участия в заседаниях указанных органов [8].

В соответствии со статьёй 23 Федерального закона [7] прокурор или его заместитель приносят протест на противоречащий Закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Исследователи и статистика отмечают, что в процессе прокурорского надзора наиболее часто выявляются такие нарушения, как неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления, нарушение бюджетного и административного законодательства, регулирование местными актами уголовно-процессуальных вопросов неприкосновенности депутатов и глав муниципальных образований, ограничение прав граждан [9].

Статья 77 Федерального закона № 131-ФЗ даёт основание дифференцировать контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местно-

го самоуправления на две группы: внутренний и внешний контроль и надзор.

Внутренний контроль осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделённые в соответствии с уставом муниципального образования соответствующими контрольными функциями.

Предметом контроля является соответствие деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

Внутренний контроль в системе местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом [2] (глава 6) представлен следующими его видами:

- контроль представительного органа муниципального образования за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения;

- подконтрольность и подотчётность главы муниципального образования населению и представительному органу местного самоуправления;

- подконтрольность и подотчётность главы местной администрации (исполнительнораспорядительного органа местного самоуправления) представительному органу местного самоуправления;

- подконтрольность органов местного самоуправления и иных хозяйствующих субъектов контрольному органу муниципального образования;

- подотчётность и подконтрольность депутатов представительного органа муниципального образования своим избирателям.

Контроль представительного органа муниципального образования за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения Федеральный закон № 131-ФЗ (статья 35, часть 10, п. 9) называет исключительной прерогативой представительного органа. Это связано с тем, что уровень и полнота решения вопросов местного значения напрямую определяет качество жизни населения.

Глава муниципального образования подает представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае если глава муниципального образования

18

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

возглавляет местную администрацию - о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подает представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Подконтрольность органов местного самоуправления и иных хозяйствующих субъектов контрольному органу муниципального образования имеет узконаправленный характер.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счётная палата, ревизионная комиссия и т.п.) в соответствии с Федеральным законом [10] осуществляет следующие основные полномочия:

- контроль за исполнением местного бюджета;

- экспертиза проектов местного бюджета;

- внешняя проверка годового отчёта об исполнении местного бюджета;

- организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

- оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счёт средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счёт средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

- анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

- подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

- участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона [2] все органы и должностные лица местного самоуправления, включая представительный орган, обязаны предоставлять контрольному органу информацию в пределах компетенции этого органа.

Подотчётность и подконтрольность депутатов представительного органа местного самоуправления своим избирателям устанавливается, как правило, уставом муниципального образования. Так, согласно Уставу города Белгорода депутат Совета депутатов города Белгорода отчитывается перед избирателями о своей работе не реже одного раза в год, периодически информирует их о работе Совета депутатов, а также не реже одного раза в месяц проводит приём избирателей на территории избирательного округа.

В системе исполнительных органов местного самоуправления, как правило, также создаются подразделения внутреннего контроля. В круг задач таких подразделений входит контроль за исполнением нормативных правовых актов, работа с обращениями граждан, контроль за реализацией программ социально-экономического развития муниципального образования, подготовки резерва и обучения кадров муниципальных

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

19

Наука. Теория. Практика

служащих, другие вопросы.

Согласно Федеральному закону [11] граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Целями общественного контроля являются:

- обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

- обеспечение учёта общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

- общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Институты гражданского общества отслеживают ситуацию в целом по стране и в отдельных регионах, собирают «круглые столы» и научные конференции по проблемам развития местного самоуправления, на которых обсуждаются эти проблемы. Материалы исследований публикуются в научных журналах и в средствах массовой информации.

Важное место в этих исследованиях занимают не только проблемы практики местного самоуправления, но и проблемы его правового обеспечения, качества законодательной базы местного самоуправления, соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации [12].

Внешний контроль и надзор в соответствии с законом осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации (см. выше), другие уполномоченные федеральным законом органы государственной власти.

Надзор за деятельностью органов местного самоуправления по предметам своего ведения (переданным отдельным государственным полномочиям) осуществляют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.

Органы Минюста России проводят экспертизу регистрационных документов (устава муниципального образования и др.) на их соответствие требованиям Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Подразделения Государственного пожарного надзора МЧС России ведут большую работу по надзору за соблюдением в муниципальных образованиях законодательства о пожарной безопасности.

Органы внутренних дел осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обеспечивают поддержание порядка при проведении массовых мероприятий, выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О полиции».

Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации. При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Таким образом, к настоящему времени в России сложилась система государственного надзора и государственно-муниципально-общественного контроля в сфере местного самоуправления. Система надзора и контроля дисциплинирует всех участников муниципальных отношений, воспитывает чувство ответственности у должностных лиц и муниципальных служащих, удерживает их от противоправного служебного поведения. Тем самым надзор и контроль становятся одной из форм защиты местного самоуправления от злоупотреблений и преступлений в этой сфере.

Вместе с тем следует признать необходимость совершенствования системы надзора и контроля в сфере местного самоуправления в целях повышения её эффективности.

В.В. Пылин, опираясь на многочисленные

20

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

Наука. Теория. Практика

факты, в том числе приводимые средствами массовой информации, полагает, что в настоящее время органы и должностные лица местного самоуправления продолжают оставаться бесконтрольными и безответственными перед населением, а потому и безнаказанными. Имеются факты проникновения на выборные должности органов местного самоуправления представителей криминальных структур [13].

Автор полагает, что в идеале со всеми подобными пороками должно справляться само население. Однако оно вопреки Конституции Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 лишено права самостоятельно определять структуру своих органов местного самоуправления, принимать устав своего муниципального образования, осуществлять при необходимости роспуск выборных органов местного самоуправления, фактически лишено возможности реализовывать свое право по отзыву выборных лиц.

В.В. Пылин предлагает восстановить установленное еще Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154 право муниципальных образований определять в своем уставе порядок досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления населением. Для этого автор полагает необходимым внести изменение в Федеральный

закон от 6 октября 2003 г. № 131, закрепив в нём право роспуска представительного органа только за населением путём проведения голосования по данному вопросу.

Голосование по роспуску представительного органа муниципального образования, так же как и голосование по отзыву выборного лица местного самоуправления, по мнению автора, следует до принятия специального закона проводить в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Федерации о проведении местного референдума.

В качестве аргумента по своим предложениям автор отсылает к статье 55 (ч. 2) Конституции РФ, которая устанавливает: в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

С таким аргументом спорить трудно, тем более что демократизация публичной власти, её максимальное приближение к населению является как требованием Европейской хартии местного самоуправления, так и основой идеологии Конституции Российской Федерации 1993 года.

Литература —

1. ШугринаЕ.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 6.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Ильичев И.Е., Богмацера Э.В., Переверзев ЕА. Безопасность муниципальных образований: методологический подход // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 2. С. 51-55.

4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

5. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления / Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 2007 г. № 1451.

6. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

7. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I (ред. от 21.07.2014) «О прокуратуре Российской Федерации».

8. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. № 195 (ред. от 04.10.2013) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

9. Тимофеев К.Б. Некоторые проблемы привлечения к ответственности депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления // Адвокат. 2008. № 11.

10. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

11. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

12. Организация местного самоуправления в России: итоги реформ: материалы «круглого стола» на конференции «Сабуровские чтения» // Неприкосновенный запас. 2011. № 1 (75).

13. Пылин В.В. Некоторые проблемы ответственности перед населением и представительным органом в муниципальных образованиях // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 3.

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

21

Наука. Теория. Практика

References

1. Shugrina E.S. Monitoring of local governments and their officials // Constitutional and municipal law. 2007. № 6.

2. Federal law of 6 October 2003 № 131-FZ (as amended on 22.10.2014) “On General principles of organization of local self-government in the Russian Federation”.

3. Il’ichev I.E., Bogmacera E.V., Pereverzev EA. Security of municipalities: a methodological approach // Problems of law enforcement. 2014. № 2. P. 51-55.

4. Federal law dated December 26, 2008 № 294-FZ (as amended on 14.10.2014) “On protection of rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control”.

5. On Council at the President of the Russian Federation on the development of local self-government / The decree of the President of the Russian Federation dated 2 November 2007, № 1451.

6. The Federal law from 26 November 1996 № 138-FZ (as amended on 28.12.2013) “On ensuring the constitutional rights of citizens of the Russian Federation to elect and be elected to bodies of local self-government”.

7. Federal law dated January 17, 1992 № 2202-I (as amended from 21.07.2014) “On Prosecutor’s office of the Russian Federation”.

8. The order of the General Prosecutor’s office of the Russian Federation dated December 7, 2007 № 195 (as amended on 04.10.2013) “On the organization of Prosecutor’s supervision over the implementation of laws, rights and freedoms of man and citizen”.

9. Timofeev K.B. Some problems of accountability of deputies of representative bodies of municipalities and officials of local self-government // The Lawyer. 2008. № 11.

10. Federal law of February 7, 2011 № 6-FZ (as amended on 04.03.2014) “On General principles of organization and activities of the audit bodies of subjects of the Russian Federation and municipal formations”.

11. The Federal law of July 21, 2014 № 212-FZ “On fundamentals of social control in the Russian Federation”.

12. Organization of local self-government in Russia: results of reforms / the “round table” at the conference “Saborowski read” // Nerricosnovenny zapas (rus). 2011. № 1 (75).

13. Pylin V.V. Some problems of responsibility before the people and representative body in the municipalities / Municipal service: legal issues. 2010. № 3.

(Статья сдана в редакцию 15.12.2014)

22

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.