Научная статья на тему 'Правовая основа участия правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечении безопасности и правопорядка в ходе избирательного процесса'

Правовая основа участия правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечении безопасности и правопорядка в ходе избирательного процесса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
728
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / АКТ / НОРМА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОПОРЯДОК / RESIDENTIAL SECTOR / POLICE / POLICE PRECINCT / THE PREVENTION OF CRIME / THE SPHERE OF FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Озеров И. Н., Рудов Д. Н.

В статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, регламентирующие участие правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечении безопасности и правопорядка в ходе избирательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal foundation of participation of law-enforcement organs of the Russian Federation in the ensuring security and law order in during the electoral process

The article is devoted to the improvement of law enforcement bodies to prevent crime in the residential sector. The authors propose a system of measures aimed at improving the effectiveness of prevention and police units within the limits of their competence.

Текст научной работы на тему «Правовая основа участия правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечении безопасности и правопорядка в ходе избирательного процесса»

НАУКА. ТЕОРИЯ. У' ПРАКТИКА.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА УЧАСТИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ХОДЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

LEGAL FOUNDATION OF PARTICIPATION OF LAW-ENFORCEMENT ORGANS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ENSURING SECURITY AND LAW ORDER IN DURING THE ELECTORAL PROCESS

УДК 34.07:342.8

И.Н. ОЗЕРОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Д.Н. РУДОВ,

кандидат юридических наук, (Белгородский юридический институт МВД России)

Аннотация: в статье рассматриваются основные нормативные правовые акты, регламентирующие участие правоохранительных органов Российской Федерации в обеспечении безопасности и правопорядка в ходе избирательного процесса.

Ключевые слова: избирательный процесс, правоохранительные органы, акт, норма, безопасность, правопорядок.

I.N. Ozerov, the candidate of jurisprudence, associate professor, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia;

D.N. Rudov, the candidate of jurisprudence, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs in Russia.

Abstract: The article is devoted to the improvement of law enforcement bodies to prevent crime in the residential sector. The authors propose a system of measures aimed at improving the effectiveness of prevention and police units within the limits of their competence.

Keywords: residential sector, police, police precinct, the prevention of crime, the sphere of family relations.

В Российской Федерации сложилась практика организационно-правового обеспечения взаимодействия избирательных комиссий и правоохранительных органов. К правоохранительным органам по сложившейся традиции относят: органы прокуратуры, органы безопасности, органы внутренних дел, противопожарную службу, таможенную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы. Именно эти органы и учреждения оказывают содействие избирательным комиссиям в

реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов.

Законодатель в пункте 16 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в отношении государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также их должностных лиц в избирательном процессе, использует термин «оказание содействия избирательным комиссиям»,

ПРАКТИКА.

в связи с чем важным моментом является законодательное закрепление полномочий различных правоохранительных органов с точки зрения определения меры их участия в избирательном процессе [1].

В этих целях перед выборами Правительство Российской Федерации издает соответствующие постановления, например, «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации». В нем закреплены основные направления взаимодействия правоохранительных органов и избирательных комиссий. В субъектах Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления также принимаются аналогичные постановления [8, с. 7].

Правовую основу участия правоохранительных органов в избирательном процессе в Российской Федерации составляет целый ряд международно-правовых и внутригосударственных законодательных актов.

На международном уровне обеспечение безопасности и охрана правопорядка в ходе избирательных кампаний регулируются такими правовыми актами ООН, Совета Европы, ОБСЕ с участием Российской Федерации, как: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года), Документом Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 года), Декларацией о критериях свободных и справедливых выборов (Париж, 26 марта 1994 года), Руководством по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ (Варшава, 1997 год), Декларацией Стамбульской встречи на высшем уровне (Стамбул, 19 ноября 1999 года), Хартией Европейской безопасности ОБСЕ (Стамбул, 19 ноября 1999 года), Руководящими принципами относительно выборов (Венеция, 5 - 6 июля 2002 года) [2].

В рамках СНГ Российская Федерация руководствуется Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года) и Рекомендациями для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами.

Выборы согласно международным стандартам должны проводиться периодически.

Вопрос о переносе и отмене назначенных выборов напрямую затрагивает безопасность государства. В соответствии с ч. 5 ст. 6 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в го-сударствах-участниках Содружества Независимых Г осударств, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена дата проведения выборов. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий выборных органов и должностных лиц, срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения действия чрезвычайного положения. Таким образом, возникает возможность использования режима чрезвычайного положения для незаконного продления сроков полномочий.

Не случайно международное сообщество исходит из того, что ограничение прав и свобод с введением чрезвычайного положения должно рассматриваться в качестве несовместимого с проведением свободных и справедливых выборов.

В соответствии с п.7 ч.3 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ст. 10 и 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод политические права и свободы могут быть ограничены в «исключительных случаях, которые предусмотрены законом и обоснованно применяются в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, поддержания общественного порядка, защиты общественного благосостояния и морали, а также защиты прав и свобод граждан, причем данные ограничения должны соответствовать обязательствам государства перед международным правом» [3].

Раздел 3.6 Руководящих принципов относительно выборов устанавливает, что «все законы о выборах должны предусматривать вмешательство сил правопорядка в случае волнений». В свою очередь, п. «ж» ч. 7.2 Руководства по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ фиксирует, что «силы безопасности обязаны предотвращать запугивание избирателей и кандидатов».

Согласно п.6 и 8 ч.4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов «государственные органы должны обеспечить такие условия, когда при голосовании исключается подкуп или другие противозаконные действия, сохраняются безопасность

и целостность процесса голосования, а подсчет голосов проводится подготовленным персоналом и может быть подвергнут беспристрастной проверке». Кроме того, «государства должны предпринять необходимые меры, чтобы партии, кандидаты и их сторонники пользовались равной безопасностью, а государственные органы предпринимали необходимые шаги для предотвращения случаев насилия в ходе выборов».

Главенствующую роль в иерархии внутригосударственных нормативных актов, составляющих правовую основу участия правоохранительных органов в обеспечении безопасности выборов, имеет Конституция Российской Федерации. При этом законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15).

Важное место в нормативной правовой основе обеспечения безопасности и охраны правопорядка в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации занимают федеральные законы. К их числу можно отнести такие федеральные законы о выборах, как: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности»; Закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года «О полиции»; Федеральный закон от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (п. 5 ст. 20, п. 6 ст. 33, п. 8 ст. 53, п. 1 и 9 ст. 56, ст. 60); Федеральный закон от 10 января 2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» (ст. 11, п. 5 ст. 12, ст. 24, п. 2 ст. 38, п. 3 ст. 39, п. 8 ст. 54, п. 1,

7, 8 ст. 56, п. 9 ст. 62, ст. 65); Федеральный закон от 10 января 2003 года «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (ст.ст. 21-24); Федеральный закон от 20 декабря 2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон от 3 апреля 1995 года «О федеральной службе безопасности»; Уголовный кодекс от 24 мая 1996 года (ст. 141, 142); Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года (ст. 151), а также федеральные законы о соответствующих правоохранительных органах, о противодействии экстремистской деятельности и другие [4].

Помимо этого деятельность правоохранительных органов по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации регулируется обширным перечнем

подзаконных нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, соответствующими правоохранительными органами. Среди них можно выделить акты Правительства Российской Федерации (к примеру, Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 32 «О содействии избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2003 г. № 555 «О мерах по содействию избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации») [5].

К ведомственным нормативным актам, регулирующим общественные отношения в данной сфере, относятся акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (Постановление ЦИК РФ от 30 ноября 2001 года № 144/1320-3 «О содействии Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации проведения выборов», Постановление ЦИК РФ от 10 декабря 1998 года № 157/1078-11 «О контрольно-ревизионной службе при ЦИК РФ» и др.), а также правовые акты соответствующих правоохранительных органов (МВД, ФСБ и Генеральной прокуратуры Российской Федерации). Применительно к ряду федеральных избирательных кампаний правоохранительными органами издавались отдельные нормативные правовые акты, которые носили ограниченно временный характер [6].

В соответствии с п. 3 Постановления ЦИК России от 30 ноября 2001 года «О содействии Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации проведения выборов» избирательные комиссии в целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации взаимодействуют с органами государственной власти, учреждениями и их должностными лицами, а также с правоохранительными органами [7].

На основании этих документов, например, в 2007 и 2008 годах Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

заключила ряд соглашений с правоохрани- нормативная правовая база, регулирующая

тельными органами. В частности, о порядке вопросы участия правоохранительных органов

взаимодействия Центральной избиратель- в обеспечении безопасности при организа-

ной комиссии Российской Федерации с на- ции избирательного процесса, а также самих

логовыми органами и миграционной службой выборов, является довольно-таки обширной.

по проверке соответствующих сведений, Хотя нельзя стопроцентно сказать, что она

представляемых кандидатами. способна урегулировать весь круг обществен-

Все эти нормативные акты определяют ос- ных отношений в данной сфере. Поэтому

новные задачи правоохранительных органов существует необходимость в совершенствовав ходе избирательных кампаний, устанав- нии настоящего законодательства и принятии

ливают функции и полномочия, закрепляют новых нормативных актов как на федераль-

порядок использования ими сил и средств, ном, так и на региональном уровнях, с целью

взаимодействие с другими государственны- обеспечения более эффективного контроля за

ми органами, а также механизмы контроля деятельностью органов государства, их долж-

их деятельности. ностных лиц, правоохранительных органов,

Таким образом, можно сделать вывод о том, и, конечно же, самих граждан, участвующих в

что сформированная и активно используемая подготовке и проведении выборов.

Литература

1. http://www.cikrf.ru/banners/sov_2009/south/shapiev.html.

2. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

3. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

4. http://www.cikrf.ru/international/vavilov_1_300908.html.

5. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

6. Указание Генпрокуратуры РФ от 08.09.2011 № 287/7 «Об организации прокурорского

надзора за соблюдением законодательства о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и Президента Российской Федерации».

7. Постановление ЦИК России от 30 ноября 2001 года № 144/1320-3 «О содействии Цент-

ральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации проведения выборов».

8. АлексеевИ.М. Правовое регулирование службы курсантов образовательных учреждений МВД

России по обеспечению общественной безопасности в день голосования на выборах в органы публичной власти // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. Материалы 2-й международной научно-теоретической конференции курсантов, слушателей и студентов 6-7 июня 2008 г. В двух частях. Ч. 2. - СПб., 2008. С. 7-10.

References

1. http://www.cikrf.ru/banners/sov_2009/south/shapiev.html.

2. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

3. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

4. http://www.cikrf.ru/international/vavilov_1_300908.html.

5. http://www.lawmix.ru/comm/1483.

6. Note Prosecutor General’s Office from 08.09.2011 № 287/7 “On the organization of the prosecutor’s supervision of compliance with the legislation on elections of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the sixth convocation and the President of the Russian Federation.”

7. CEC of Russia November 30, 2001 № 144/1320-3 «On promotion of the Central Election Commission, the executive authorities and law enforcement agencies to election commissions of subjects of the Russian Federation in the organization of the elections”

8. Alekseev I.M. Legal regulation of service cadets of educational institutions the Russian Interior

Ministry to ensure public safety on the day of voting for the public authorities // Security of individuals, society and the state: theoretical and legal aspects. Proceedings of the 2nd International scientific-theoretical conference of students, trainees and students on 6-7 June 2008 in two parts, Part 2. St. Petersburg 2008. P. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.