5. Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.В. Концепция дополнительного образования // Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в РФ. М. : МОиПО РФ, 1993.
6. Гершунский Б.С. Философско-методологические обоснования стратегии развития образования в России. М. : Педагогика, 1993.
7. Горский В.А., Журкина А.Я. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей // Доп. образование. 1999. № 2. С. 4 - 6.
8. Гузева Г.И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002.
9. Евладова Е.Б., Николаева Л.А. О развитии и самореализации личности в процессе дополнительного образования в уВк // Сельские учебновоспитательные комплексы: самореализация и развитие личности : сб. материалов. Белгород : УО иБОИУУ, 1994. С. 7 - 12.
10. Егорова А.В. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России : дис. . канд. пед. наук. М., 2004.
11. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования // Доп. образование. 2000. № 9. С. 6 - 9.
12. Логинова Л.Г. Развитие системы управления качеством дополнительного образования детей в современных условиях России : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.
13. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года / Утв. Минобразования и науки РФ 16 апреля 2007 г. (любое изд.).
14. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15-433/16.
15. Нефедова Н.А. Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков : дис. . канд. пед. наук. М., 2006.
16. Система дополнительного образования детей: концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей ИОСО РАО / В.А.Горский, А.Я.Журкина, Л.Ю.Ляшко, В.В.Усанов // Доп. образование. 1999. № 3 - 4. С. 6 - 14. 2000. № 1. С. 6 - 11.
17. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ) : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.
18. Чеков М.О. Теория и практика дополнительного образования детей в России : дис. . д-ра пед. наук. Самара, 2003.
19. Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей : учеб. пособие. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2006.
Supplementary education of children: thoughts about the notion
There are considered, summarized and systematized the various approaches to the definition "supplementary education of children” which are a special educational sphere for scientific and methodological foundation establishment.
Key words: supplementary education of children, educational sphere, scientific and methodological foundation, integration, systemic approach.
М.к. санина, г.в. палаткина
(сочи)
функции Этнокультурных знании в деятельности волонтеров культурноспортивной направленности
Уточняется понятие «волонтер», раскрывается содержание понятия «волонтеры культурно-спортивной направленности» и обосновывается необходимость развития этнокультурных знаний названных волонтеров для эффективного выполнения добровольческой деятельности в условиях мультикультурности. Описаны функции этнокультурных знаний в деятельности волонтеров культурноспортивной направленности.
Ключевые слова: волонтер, волонтер культурноспортивной направленности, этнокультурные знания, функции этнокультурных знаний волонтеров культурно-спортивной направленности.
В настоящее время государство уделяет большое внимание проблеме подготовки волонтеров для обслуживания массовых культурноспортивных мероприятий, в первую очередь -для участия в организации и проведении XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 г. Волонтер - до-
© Санина М.К., Палаткина Г.В., 2011
броволец, гражданин, участвующий в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда, выполняющий добровольческую деятельность, основанную на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследующую целей извлечения прибыли, получения платы или карьерного роста, всестороннего удовлетворения своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям [4].
Все волонтеры культурно-спортивной направленности делятся на три основные категории: волонтеры общего профиля (функциональные обязанности обычно не требуют каких-либо специальных умений); волонтеры-специалисты (функциональные обязанности требуют специальных знаний и умений, таких как медицинские знания, знание иностранного языка и т.д.); спортивные волонтеры (занятые непосредственно в проведении спортивных соревнований). Во многих видах спорта к спортивным волонтерам предъявляются специальные требования, связанные со знанием правил проведения соревнований, умением использовать спортивное оборудование и инвентарь. К этой категории относится и значительная часть судей и помощников судей, организаторов спортивных соревнований.
Следует отметить, что особенностью массовых культурно-спортивных мероприятий является участие представителей различных этнических культур. Поэтому одним из основных общих требований в деятельности волонтеров всех категорий является умение позитивно взаимодействовать с людьми отличной от своей национальности, что предполагает достаточно высокий уровень информированности об особенностях различных этнических культур, необходимый для толерантного общения, т.е. этнокультурные знания.
Ряд авторов (Е.В. Буйло, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин и др.) рассматривают понятие «знания» как научную, общекультурную и прикладную информацию, целенаправленно получаемую в процессе познавательной деятельности и необходимую для дальнейшего обучения [2, с.137]. Опираясь на данное определение, в нашей работе под этнокультурными знаниями волонтеров культурноспортивной направленности мы понимаем информацию об особенностях, специфике культуры определенного этноса (его традициях, ценностях, морали и устоях поведения), необходимую волонтерам для оказания эффективной добровольной помощи в обслуживании массовых культурно-спортивных мероприятий и толе-
рантной жизнедеятельности в мультикультур-ном обществе в целом.
Этнокультурные знания волонтеров культурно-спортивной направленности составляют ядро содержания их подготовки к работе в мультикультурной среде, являются основой нравственных убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и могут быть реализованы через умения и навыки толерантного взаимодействия с представителями отличной от своей национальности. В этой связи можно говорить о том, что этнокультурные знания волонтеров, обслуживающих массовые культурно-спортивные мероприятия, выполняют ряд конкретных функций: педагогические, социальные и психологические. Рассмотрим их более подробно.
К педагогическим функциям этнокультурных знаний волонтеров культурноспортивной направленности относятся когнитивная (познавательная), развивающая (человекотворческая) и воспитывающая. Когнитивная (познавательная) функция обеспечивает качественное, эффективное выполнение волонтером своих обязанностей по отношению к участникам и гостям отличной от своей национальности. Сущность данной функции сводится к обогащению и систематизации информации об особенностях культуры различных этносов от элементарной до функциональной грамотности и мультикультурной образованности. Реализация этой функции этнокультурных знаний происходит через их углубление и систематизацию; расширение представлений волонтеров о содержании и особенностях взаимодействия с участниками и гостями культурно-спортивных мероприятий; актуализацию развития способности к конструктивному межэтническому взаимодействию в добровольческой деятельности.
Развивающая (человекотворческая) функция этнокультурных знаний, по существу, связана с выполнением одной-единственной и важнейшей задачи: развитие у волонтеров, обслуживающих массовые культурноспортивные мероприятия, открытого типа мышления, пробуждение у них интереса к диалогу между представителями различных национальностей, устранению предубежденности друг против друга, т.е. воспитание толерантной личности. Толерантность определяется как «признание прав человека иной национальности, восприятие его как себе равного, готовность принять представителей других народов и культур такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения» [1, с.76] и является одним из клю-
чевых духовно-нравственных качеств волонтеров, обслуживающих массовые культурноспортивные мероприятия. Толерантность -это фактор, стабилизирующий многонациональное спортивное сообщество, направляющий отношения представителей различных этнических культур в мирное русло, связывающий индивидов с традициями, нормами и культурой своего народа.
Система этнокультурных знаний отражает самобытность того или иного народа, его этнические идеалы и составляет содержание мульти-культурного воспитания. T.B. Палаткина определяет мультикультурное воспитание как «создание равных условий для реализации педагогических возможностей всех культур» [1, с.31]. Следовательно, воспитывающая функция этнокультурных знаний выполняет задачу воспитания мультикультурной личности волонтера культурно-спортивной направленности, принимающего жизненные образы, отличающиеся от его собственных, психологически и социально готового принять различные культурные реальности с целью эффективной реализации добровольческой деятельности в условиях полиэт-ничности. Bместе с тем этнокультурные знания воспитывают чувство патриотизма, гражданской ответственности и гордости за культурноисторическое достояние своего народа. Участие в социально значимой неоплачиваемой деятельности на мировом уровне прививает молодежи стремление к ответственности за формирование у участников и гостей мероприятия позитивного восприятия культуры принимающей стороны, национального колорита, что достижимо только при условии наличия у волонтеров знания особенностей культуры своего народа.
К социальным функциям этнокультурных знаний относятся дифференциация и интеграция представителей различных этнических культур, адаптация в мультикультур-ной среде, регулятивно-деятельностная (нормативная) функция и формирование культуры межэтнического взаимодействия. Функция дифференциации и интеграции представителей различных этнических культур сводится к следующему: как нельзя себе представить язык «вообще», ибо он существует в виде множества конкретных языков, так и этнокультурные знания представляют информацию об особенностях культур множества конкретных этносов. Более того, именно в этом многообразии этнокультурных знаний и состоит богатство мировой цивилизации. Иметь хорошие знания об особенностях этнических культур различных народов совсем не означает потерю национального чувства. К толерантности
и мультикультурной образованности человек приходит через приобщение к национальному. Таким образом, знание специфики и особенностей своей и иных культур, процессы межнационального обмена, неизбежные при взаимодействии волонтеров с участниками и гостями культурно-спортивных мероприятий -представителями иных этносов - обеспечивают связь культур разных народов, способствуя их «симфоническому» слиянию.
Наличие у волонтеров культурно-спортивной направленности высокого уровня этнокультурных знаний обеспечивает их оптимальную адаптацию к добровольческой деятельности в условиях полиэтничности, следовательно, этнокультурные знания выполняют функцию адаптации к мультикультурной среде. При этом адаптация понимается нами как целостный процесс активного усвоения волонтерами требований добровольческой деятельности в условиях мультикультурного спортивного сообщества. Данный процесс имеет своим результатом определенный уровень этнокультурных знаний, умений и навыков межнационального взаимодействия, устойчивое положительное отношение к добровольческой деятельности по обслуживанию массовых культурно-спортивных мероприятий.
Регулятивно-деятельностная (нормативная) функция этнокультурных знаний проявляется в соблюдении системы норм и требований мультикультурного спортивного сообщества ко всем своим членам, представителям различных национальностей. Главная задача регулятивнодеятельностной функции этнокультурных знаний волонтеров культурно-спортивной направленности - поддержать социальное равновесие в мультикультурном спортивном сообществе, а также между отдельными группами людей различных национальностей в интересах достойного проведения спортивного мероприятия, создания благоприятного психологического микроклимата и достижения высоких спортивных результатов. Регулятивно-деятельностная (или нормативная) функция этнокультурных знаний волонтеров культурно-спортивной направленности поддерживается такими находящимися в их структуре нормативными системами, как мораль и право, традиции, обряды, обычаи и образцы поведения своего и иных народов. Выступая оценочной характеристикой степени соответствия поведения и добровольческой деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности социально-нравственным нормам и принципам, этнокультурные знания регулируют характер волонтерского движения в условиях мультикультурного спортивного сообщества.
S3
Благодаря функции формирования культуры межэтнического взаимодействия волонтеры, участники и гости - представители различных этносов - взаимно обогащаются. Общение между волонтерами и гостями иной национальности строится по принципу диалога этнокультур, в результате чего происходит обмен этнокультурными знаниями и, как результат, рост в человеке его личностной культуры.
К психологическим функциям этнокультурных знаний относятся психологическая защита, комфортность и гедонистическая функция. Функция психологической защиты является наиболее значимой из всех функций этнокультурных знаний. Чтобы осуществлять добровольческую деятельность по обслуживанию массовых культурно-спортивных мероприятий, волонтер должен прежде всего определить конкретные источники внешней опасности. например, волонтер испытывает затруднения при взаимодействии с представителем конкретного этноса, отличного от своего. При этом ощущение тревожности волонтера может трансформироваться во враждебность по отношению к этому человеку. Принятие мер предосторожности обеспечит их позитивное общение, а следовательно, и эффективное выполнение волонтером своих обязанностей. С этой целью волонтеру необходимо изучить особенности культуры того этноса, с представителем которого происходит взаимодействие, особенности этикета и гостеприимства. Одновременно у волонтера вырабатываются представления об образе его действий в мультикультурном спортивном сообществе, который направлен на избежание и преодоление опасности. Благодаря функции психологической защиты волонтер, обслуживающий массовые культурно-спортивные мероприятия, получает такой образ мультикультурного спортивного сообщества, в котором все элементы структурированы и соотнесены с ним самим, так что каждое его действие является компонентом общей структуры.
Качество исполнения волонтером своих обязанностей по отношению к участникам и гостям - представителям иной этнокульту-ры - зависит от того, насколько ему комфортно при взаимодействии с ними, что, в свою очередь, обусловлено уровнем его этнокультурных знаний. Следовательно, они выполняют функцию комфортности: высокий уровень этнокультурных знаний волонтера обеспечивает удобство, спокойствие, положительное эмоциональное состояние при межнациональном взаимодействии. Этнокультурные знания выполняют также гедонистическую функцию. Гедонизм в переводе с греческого означает на-
слаждение. В процессе добровольческой деятельности при позитивном взаимодействии с представителями различных национальностей волонтер получает удовольствие от взаимного обогащения этнокультурных знаний. Удовольствие способствует формированию потребности волонтера в мультикультурном общении, что обеспечивает активность оказания добровольческой помощи в обслуживании и организации массовых культурно-спортивных мероприятий.
Таким образом, можно заключить, что этнокультурные знания волонтеров культурноспортивной направленности включают совокупность объективных знаний и представлений об этнической культуре своего и других народов, ценностное отношение к ней, готовность к позитивному межкультурному взаимодействию, позволяющие в дальнейшем формировать толерантность к инонациональным участникам и гостям соревнований, и выполняют ряд функций (педагогические, социальные и психологические), необходимых для эффективной реализации добровольческой деятельности в условиях мультикультурности.
литература
1. Палаткина Г.В. Мультикультурное воспитание молодежи в пространстве России // Мультикультурное образование молодежи: принцип эт-нотолерантности : монография / Д.С. Батарчук, Н.М. Борытко, Е.В. Гетманская [и др.]; под ред. проф. Г.В. Палаткиной. Астрахань : изд. дом «Астраханский университет», 2007.
2. Подласый и.П. Педагогика: новый курс. М. : Владос, 2003.
3. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2004.
4. Федеральный закон «О филантропии, меценатстве и волонтерстве» (любое изд.).
Functions of ethnic and cultural knowledge in the work of volunteers of cultural and sport direction
There is specified the notion "volunteer ”, revealed the content of the notion "volunteers of cultural and sport direction”, substantiated the necessity of development of ethnic and cultural knowledge of these volunteers for effective voluntary work in the conditions of multiculture. There are described the functions of ethnic and cultural knowledge in the work of volunteers of cultural and sport direction.
Key words: volunteer, volunteers of cultural and sport direction, ethnic and cultural knowledge, functions of ethnic and cultural knowledge of volunteers of cultural and sport direction.