УДК 37.035.6 Санина Мария Константиновна
кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики довузовского образования филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
Санин Сергей Алексеевич
старший преподаватель кафедры теории и методики довузовского образования филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ М ЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Sanina Maria Konstantinovna
PhD in Education Sciences, Head of the Department for Theory and Methodology of Pre-University Education,
Sochi branch of the Russian State Social University
Sanin Sergey Alekseevich
Senior Lecturer, Department for Theory and Methodology of Pre-University Education,
Sochi branch of the Russian State Social University
EDUCATIONAL POTENTIAL OF VOLUNTEERING ACTIVITIES IN FORMATION OF INTERNATIONAL COMMUNICATION HABITS AND ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS
Аннотация:
Раскрывается потенциал волонтерской деятельности в формировании навыков межнационального взаимодействия и этнокультурной грамотности студентов. Данное понятие в условиях мультикуль-турного общества отнесено авторами именно к педагогическим средствам высшей школы, поскольку направлено на активизацию самостоятельной работы студента с представителями различных национальностей и самопознание себя как части этноса. Этнокультурная грамотность волонтера рассматривается как часть его общей культуры и представляет собой сложную систему, состоящую из таких компонентов, как: этнокультурные знания, умения межнационального взаимодействия, эмоционально-психологические характеристики волонтера.
Ключевые слова:
волонтерская деятельность, потенциал, культура межнационального взаимодействия, этнокультурная грамотность.
Summary:
This article reveals a potential of volunteering activities in formation of international interaction habits and ethno-cultural competence of students. The volunteering activity in the context of multicultural society is referred by the authors to the educational means of higher school, since it is focused on activation of students’ independent work with representatives of various nationalities and identification of oneself as a part of an ethnos. The ethno-cultural competence of the volunteer is considered as a part of one’s general culture. It is a complex system including such components as: ethno-cultural knowledge, skills of international interaction, emotional and psychological characteristics of the volunteer.
Keywords:
volunteering activities, potential, culture of international interaction, ethno-cultural competence.
На современном этапе развития мультикультурного общества не вызывает сомнения необходимость формирования у студентов навыков межнационального взаимодействия и этнокультурной грамотности.
Известно, что система обучения в высшей школе испытывает на себе влияние экономических, социальных и культурных факторов; может иметь различную эффективность в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях мультикультурного общества: ценностные ориентации, знания и умения, получаемые студентами в процессе аудиторного обучения, могут не соответствовать требованиям реальной практики работы в данном регионе, области. Однако, по справедливому высказыванию В.Е. Кассихиной, «для равноправного развития и жизнедеятельности в обществе любая личность нуждается в межкультурном образовании, которое поможет понимать других людей и адаптироваться к условиям жизни в многонациональном обществе» [1].
Навыки межнационального взаимодействия можно приобрести только в процессе многократного общения с представителями иных этносов, через волонтерскую деятельность. Вот почему мы посчитали целесообразным говорить о педагогическом потенциале волонтерской деятельности в формировании этнокультурной грамотности.
К сожалению, в настоящее время наблюдается слабое развитие эффективных программ молодежного волонтерского движения в организациях образования и центрах досуга, отсутствие для большинства студентов прямого доступа к информации о возможностях участия в волонтерских программах, что создает серьезное препятствие для участия в общественно полезной деятельности, являющейся значительным фактором этнотолерантного развития молодежи.
Для того, чтобы подчеркнуть заключенные в каком-либо феномене возможности, в профессиональной терминологии используется термин «потенциал». Достаточно полно он раскрыт С.М. Вишняковой: «это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [2].
Ключевым, с учетом сущности и содержания понятия волонтерской деятельности, является то, что оно открывает возможности ее рассмотрения через призму педагогических средств, включаемых в образовательный процесс высшей школы в целях снижения тех трудностей, которые возникают в процессе воспитания духовно-нравственной, этнотолерантной личности.
Волонтерскую деятельность в условиях мультикультурного общества следует отнести именно к педагогическим средствам, поскольку она направлена на активизацию самостоятельной работы студента с представителями различных национальностей и самопознания себя как части этноса. Основанием для этого является то, что волонтерская деятельность удовлетворяет необходимым требованиям, предъявляемым к средствам активизации самостоятельной работы: она обеспечивает включение активных мыслительных процессов, стимулирует активность, направленную на овладение системными этнокультурными знаниями и умениями межнационального взаимодействия, способствует формированию этнокультурной грамотности и этнической толерантности.
Деятельность волонтера, работающего в условиях многонационального социума, требует определенных личностных характеристик. В подтверждение этому необходимо привести слова К.Д. Ушинского: «Повлиять на личность другого человека сможет лишь высокоразвитая личность» [3].
На основе работ Ирины Зимней [4], можно утверждать, что фундамент, называемый общей культурой, у волонтеров уже заложен. Волонтеры - это люди с активной жизненной позицией, готовые к выполнению общественно значимых работ. Они осознанно несут ответственность за себя и за благополучие окружающих.
С учетом задач, решаемых добровольцем в условиях мультикультурности, необходимые ему качества группируют следующим образом: осведомленность; этнотолерантное отношение к людям; морально-этический уровень; организаторско-коммуникативные способности; нервнопсихологическая выносливость; отношение к себе. Каждая из указанных групп качеств не является однородным психологическим образованием, а представляет собой сложное собрание относительно независимых друг от друга психологических характеристик.
Для нас важно, что выделенные качества успешно развиваются по мере участия в волонтерской деятельности: желание сделать добро ставит волонтера, бескорыстно отдающего свой труд, в позицию нравственного выбора, при котором высшей ценностью для него выступает другой человек, независимо от того, какой он национальности и вероисповедания. Следовательно, добровольное стремление помочь более слабому человеку, не прося ничего взамен, связано с проявлением милосердия и этнотолерантности как разновидностей гуманистических ценностей.
Поскольку этнокультурная грамотность волонтеров является частью их общей культуры, она, по нашему мнению, представляет собой сложную систему, состоящую из таких компонентов, как: этнокультурные знания, умения межнационального взаимодействия, эмоционально-психологические характеристики волонтера.
К этнокультурным знаниям как элементу этнокультурной грамотности волонтеров мы относим информацию об особенностях и специфике культуры определенного этноса (его традициях, ценностях, морали и устоях поведения), необходимую добровольцам для оказания эффективной безвозмездной помощи в обслуживании массовых мероприятий и толерантной жизнедеятельности в мультикультурном обществе в целом.
Обладание этнокультурными знаниями предполагает этнокультурную компетентность волонтеров культурно-спортивной направленности, которая, по мнению Т.В. Поштаревой, проявляется в признании ими принципа культурного плюрализма, наличии знаний о других народах и культурах, понимании их своеобразия и ценности [5].
Под способностями межнационального взаимодействия мы подразумеваем следующие умения:
- устанавливать контакт с людьми различной национальности;
- использовать традиционные, общепринятые модели поведения в ситуации взаимодействия с представителями отличной от своей национальности;
- воспроизводить и осваивать новые этнокультурные знания, виды и формы волонтерской деятельности;
- ненавязчиво проявлять интеллектуальное любопытство, интерес к чужой культуре и с его помощью ориентироваться даже в незнакомой культурной среде.
Наконец, к психологической составляющей этнокультурной грамотности относится набор таких личностных эмоционально-психологических характеристик волонтера, как:
- способность этнической самоидентификации;
- высокий уровень этнической толерантности, умение уважительно воспринимать проявления иных культур, пусть даже и негативно оцениваемые в рамках морально-ценностных ориентиров собственной культуры;
- терпение и владение собой в ситуациях недопонимания в процессе переработки и анализа культурно значимой информации, не укладывающейся в собственном мировидении;
- волевые устремления при решении проблем межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности на межкультурном уровне; инициативность, смелость, принципиальность при вступлении в диалог с представителями иной этнической культуры, при разработке стратегий поведения с ними, при оценке ее представителей, минуя существующие стереотипы;
- проявление эмпатии к представителям иной культуры и самой культуре, принятия ее с должным уважением, без попыток судить по законам культуры собственной.
Совокупность выделенных структурных компонентов (этнокультурные знания, умения межнационального взаимодействия и эмоционально-волевые качества волонтера) и является, на наш взгляд, комплексным понятием этнокультурной грамотности.
Можно утверждать, что понятие «этнокультурная грамотность» выражает возможности, позволяющие волонтеру самостоятельно и эффективно решать задачи, возникающие в процессе добровольческой деятельности в условиях поликультурного общества. В этой связи развитие волонтерской деятельности в образовательных организациях, волонтерских центрах представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у молодежи социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей, культуры межэтнического взаимодействия. Волонтерские центры как институт социализации должны обеспечивать гармонизацию межнациональных отношений, стать тем поликультурным образовательным пространством, которое включает в себя совокупность условий, оказывающих внимание на формирование личности, уважающей нормы и принципы иной культуры, готовой к эффективному межнациональному взаимодействию и сохраняющей при этом свою этническую самобытность.
Ссылки:
1. Кассихина В.Е. Педагогические условия развития национального самосознания в рамках образовательной гуманистической парадигмы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. С. 18-21.
2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М., 1999. С. 130-131.
3. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 2002. Ч. 2. С. 98.
4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высш. образование сегодня. 2005. № 11. С. 14-20.
5. Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. 2005. № 3. С. 35-42.