Научная статья на тему 'Особенности подготовки спортивных волонтеров'

Особенности подготовки спортивных волонтеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2109
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПОРТИВНЫЕ ВОЛОНТЕРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ВОЛОНТЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Галицын Сергей Викторович, Вдовина Валентина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы подготовки волонтеров физкультурно-спортивных событий. В ходе педагогических наблюдений выявлены характерные особенности деятельности спортивных волонтеров. Изучение существующей системы подготовки волонтеров и их отношения к данному виду деятельности осуществлялось в ходе опроса. Определены особенности педагогических программ для организации волонтерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьяконова Тамара Михайловна, Галицын Сергей Викторович, Вдовина Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of sports volunteers'' training

In this article the authors research the problems of physical-and-sports events volunteers’ training. During the pedagogic research, we found out peculiarities of sports volunteers’ activity. During the survey, we researched the existing system of volunteers’ training and their attitude towards this activity. We determined peculiarities of pedagogic programs for organization of volunteers’ activity.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки спортивных волонтеров»

8. Дорохов, Р.Н. Основы и перспективы возрастного соматотипирования / Р.Н. Дорохов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 10-12.

9. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты биологического развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Ратмир Николаевич. - М., 1985. - 30 с.

10. Дорохов, Р.Н. Телосложение спортсмена / Р.Н. Дорохов, Л.П. Рыбчинская. - Смоленск : [б. и.], 1977. - 85 с.

11. Зайцев, А. А. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук : 14.00.51 / Зайцев Александр Анатольевич. - М., 2006. - 46 с.

12. Сулимов, А.А. Типовой подход к физическому совершенствованию школьников / А.А. Сулимов, О.Ю. Чернякова. - Смоленск : [б. и.], 1998. - 35 с.

13. Таннер, Дж. Рост и конституция человека: биология человека / Дж. Таннер. - М. : Мир, 1968. - 612 с.

REFERENCES

1. Bashkirov, P.N. (1962), Doctrine about physical development of the person, publishing house of MSU, Moscow.

2. Harrison, D., Uayner D., Tanner D. and Barnikot, N. (1968), Human biology, World, Moscow.

3. Bubnenkova, O.M. (2009), "Interrelation of a dimensional and component variation with changes of fatty mass of girls of 5-10 years", Education, health, sport: Collection of scientific works, Smolensk, pp. 12-15.

4. Bubnenkova, O.M. (2007), Nonconventional pedagogical approach to physical training of girls of 5-10 years with obesity, dissertation, Smolensk.

5. Bunak, B.B. (1941), Anthropometry, Uchpedgiz, Moscow.

6. Dardanova, N. A. (2011), Individualization of process of physical training of children of 5-7 years for school on the basis of the accounting of somatic types and options of biological development, dissertation, Smolensk.

7. Dorokhov, R.N. and Petrukhin V. G. (1991), Technique of somatotypes of children and teenagers, Malakhovka.

8. Dorokhov, R.N. (2000), "Bases and prospects of an age somatotypes ", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 10-12.

9. Dorokhov, R.N. (1985), Somatic types and options of biological development of children and teenagers, dissertation, Moscow.

10. Dorokhov, R.N. and Rybchinskaya, L.P. (1977), Athlete's Constitution, Smolensk.

11. Zaytsev, A.A. (2006), Biological justification of the concept of development of components of readiness under influence the somatotypes specific of changes of the growing organism of sportswomen of command and game types, dissertation, Moscow.

12. Sulimov, A.A. and Chernyakova, O.YU. (1998), Standard approach to physical improvement of school students, Smolensk.

13. Tanner, J. (1968), Growth and constitution of the person: Human biology, World, Moscow.

Контактная информация: olabuma@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.09.2015.

УДК 796.071.424

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ ВОЛОНТЕРОВ

Тамара Михайловна Дьяконова, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет (ФГБОУ ВПО «ДВФУ») г. Владивосток; Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Валентина Владимировна Вдовина, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ФГБОУВПО "ДВГАФК"), г. Хабаровск

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы подготовки волонтеров физкультурно-спортивных событий. В ходе педагогических наблюдений выявлены характерные особенности деятельности

спортивных волонтеров. Изучение существующей системы подготовки волонтеров и их отношения к данному виду деятельности осуществлялось в ходе опроса. Определены особенности педагогических программ для организации волонтерской деятельности.

Ключевые слова: педагогическая технология, спортивные волонтеры, профессионально важные качества волонтеров.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p96-101

PECULIARITIES OF SPORTS VOLUNTEERS' TRAINING

Tamara Mikhailovna Dyakonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern Federal University, Vladivostok; Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valentina Vladimirovna Vdovina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far Eastern State Academy of Physical Education, Khabarovsk

Annotation

In this article the authors research the problems of physical-and-sports events volunteers' training. During the pedagogic research, we found out peculiarities of sports volunteers' activity. During the survey, we researched the existing system of volunteers' training and their attitude towards this activity. We determined peculiarities of pedagogic programs for organization of volunteers' activity.

Keywords: pedagogical technology, sports volunteers, important professional skills of volunteers.

Волонтерское движение стало неотъемлемым атрибутом международных и всероссийских спортивных соревнований. Система подготовки спортивных волонтеров является актуальной проблемой в настоящее время. С целью выявления характерных особенностей деятельности спортивных волонтеров были проведены педагогические наблюдения (хронометраж) за выполнением их трудовых функций (на примере подготовки к Чемпионату мира по хоккею с мячом 2015 года в г. Хабаровске). В результате анализа полученных данных были выявлены направления работы спортивных волонтеров:

I. Направление - EVS (Event Venue Services)

EVS - направление, которое занимается управлением зрительских потоков. Общая задача волонтеров направления EVS - сделать пребывание гостей на «Ерофее» как можно более приятным и удобным, создать настроение.

Объект: арена «Ерофей» г. Хабаровск и прилежащая территория.

Работа волонтеров делится по трем зонам:

1). Прилежащая к арене «Ерофей» территория (маршруты от ближайших автобусных остановок, автопарковка, 4 входа).

Задача волонтеров - первичное информирование: указание направление, ориентирование гостей в пространстве, приветствие.

2) Холлы арены «Ерофей».

Задача волонтеров - работа с точечными задачами и конкретными вопросами: проверка зрительских билетов, коммуникация с клиентскими группами и ориентирование людей в пространстве

3) Чаша арены и трибуны.

Задача волонтеров - рассадка гостей и создание настроения: указание направления, ориентирование в секторах, помощь людям с инвалидностью, раздача рекламных материалов, эмоциональная поддержка.

Требуемые качества и навыки: коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость, хорошая информированность об арене «Ерофей», Чемпионате мира и городе Хабаровске.

II. Направление - Логистика

Логистика - направление, которое обеспечивает качественные транспортные потоки мероприятия.

Объекты работы: аэропорт «Новый» (г. Хабаровск), арена «Ерофей», транспортные маршруты.

Работа волонтеров делится по четырем суб-направлениям:

1) Встреча в аэропорту.

Задача волонтеров - создание первое впечатление от мероприятия, уделить внимание всем прибывающим гостям: встреча гостей в зоне прилета, помощь с багажом, информирование о маршрутах, объектах, координация движения, помощь в организации трансфера.

2) Брендирование - создание образа Чемпионата мира.

Задача волонтеров - обеспечение визуального образа: установка рекламных конструкций (баннеры, пресс--воллы и др.), мобильных выставочных систем (ролл-апы, стойки и др.), распространение печатной продукции (плакатов, стикеров и др.), бренди-рование транспорта Чемпионата.

3) Операторы по перемещению.

Задача волонтеров - обеспечение погрузо-разгрузочных работ: при возведении временных сооружений и ограждений для распределения зрительских и сервисных потоков, в оказании помощи разгрузки-погрузки инвентаря и материалов для бесперебойной работы Чемпионата.

4) Ассистенты.

Задача волонтеров - координация транспортных потоков: помощь в составлении графиков движения транспорта Чемпионата, контроль соблюдения этих графиков, обеспечение транспортных нужд гостей Чемпионата.

Требуемые качества и навыки: хорошая физическая подготовка, стрессоустой-чивость.

III. Направление - взаимодействие со СМИ

Взаимодействие со СМИ - направление, которое обеспечивает бесперебойное освещение Чемпионата мира в средствах массовой информации.

Объект работы: арена «Ерофей»

Работа волонтеров делится по двум суб-направлениям:

1) Организация рабочего пространства представителей СМИ.

Под «рабочим пространством» понимаются места непосредственной работы представителей СМИ: залов для пресс-конференций, микст-зона, места размещения в чаше и пр.

Задача волонтеров - создание комфортных условий для работы представителей СМИ: помощь в доставке, установке, настройке оборудования; обеспечение рабочего места канцелярскими товарами, водой и др. необходимыми вещами; содействие во время рабочего процесса; помощь в работе с участниками мероприятий.

2) Аккредитация СМИ.

«Аккредитованные СМИ» - это представители СМИ (журналисты, фотографы, операторы и пр.), получившие официальное право (разрешение) на освещение Чемпионата мира в определенный день.

Задача волонтеров - контроль присутствия на мероприятии только аккредитованных представителей СМИ: проверка разрешений на корректность, помощь размещении, обеспечение правильного перемещения внутри арены, оказание содействия в процессе работы.

Требуемые знания и навыки: коммуникабельность, активность, стрессоустойчи-вость. Предпочтительно наличие опыта в журналистике, PR, знание английского языка (от уровня Intermediate).

IV. Направление - Event (Мероприятия).

Event — направление, которое обеспечивает проведение мероприятий в поддержку Чемпионата мира.

Объекты работы: городские площадки, арена «Ерофей».

Работа волонтеров делится по трем зонам:

1) Церемонии открытия и закрытия Чемпионата мира.

Задача волонтеров - содействие в проведении Церемоний: помощь за кулисами творческим специалистам, помощь техническому персоналу, обеспечение массовости Церемоний.

2) Холлы арены «Ерофей».

Задача волонтеров - заполнение свободного времени зрителей: проведение различных конкурсов, акций в поддержку Чемпионата мира.

3) Городские площадки.

Задача волонтеров - создание праздничного настроения за пределами «Ерофея», популяризация Чемпионата мира: координирование зрительских потоков, проведение конкурсов, акций.

Требуемые качества и навыки: коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость, хорошая информированность об арене «Ерофей», Чемпионате мира и городе Хабаровске.

V. Направление - Размещение

Размещение - направление, которое обеспечивает комфортное проживание клиентских групп в местах размещения (отели).

Объект работы: отели для команд, делегаций и других клиентских групп.

Задача волонтеров - оказание всесторонней поддержки клиентским группам во время их пребывания в местах размещения: помощь в заселении/выселении, ориентирование в пространстве, информационное сопровождение (о Чемпионате мира, «Ерофее», Хабаровске и пр.), помощь в координации транспортных потоков между объектами Чемпионата, выполнение мелких запросов представителей клиентских групп во время их пребывания.

Требуемые качества и навыки: коммуникабельность, гибкость, хорошая информированность о Чемпионате мира, знание английского языка (от уровня Intermediate).

VI. Направление - Экскурсии

Экскурсии - направление, которое обеспечивает разработку и проведение маршрутов для организованных и неорганизованных групп людей.

Объект работы: 4 маршрута (2 по городу, 2 с выездом за город).

Задача волонтеров - разработка и проведение 4 маршрутов экскурсий (на русском и английском языках) для организованных и неорганизованных групп людей, знание исторических и современных фактов о г. Хабаровске, Хабаровском крае, Дальнем Востоке.

Требуемые качества и навыки: коммуникабельность, гибкость, основы анима-торства, хорошая информированность о Чемпионате, знание английского языка (от уровня Intermediate).

VII. Направление - VIP

VIP - направление, которое обеспечивает сопровождение делегаций высокопоставленных гостей Чемпионата мира.

Объекты работы: аэропорт, места размещения, арена «Ерофей» и прочие, посещаемые VIP-персонами во время Чемпионата мира.

Задача волонтеров - обеспечение комфортного пребывания VIP-персон во время Чемпионата мира: встречи и проводы, сопровождение во время перемещения по городу и между объектами Чемпионата мира, информационная поддержка, лингвистические услуги, услуги протокола.

Требуемые качества: коммуникабельность, знание основ дипломатического протокола, хорошая информированность о Чемпионате мира и его объектах, знание английского языка (уровень Advanced).

VIII. Направление - Работа с командами

Работа с командами - направление, которое обеспечивает сопровождение спор-

тивных делегаций во время Чемпионата мира.

Объекты работы: аэропорт, места размещения, арена «Ерофей» и прочие, посещаемые VIP-персонами во время Чемпионата мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задача волонтеров - обеспечение комфортного пребывания спортивных делегаций во время Чемпионата мира: встречи и проводы, сопровождение во время перемещения по городу и между объектами Чемпионата, информационная поддержка, лингвистические услуги.

Работа на арене «Ерофей» включает ориентирование в пространстве: расположение раздевалок, выходов на лед, мест для разминки, медицинских кабинетов, мест с оборудованием для точки/ремонта/замены спортивного инвентаря, конференц-залов, судейских/секретарских, - и сопровождение представителей делегаций.

Требуемые качества и навыки: коммуникабельность, хорошая информированность о Чемпионате мира и его объектах, знание английского языка (Advanced).

IX. Направление - Офис

Офис - направление, которое обеспечивает взаимодействие между руководителями (Организационным комитетом) и волонтерами Чемпионата мира.

Объекты работы: офисы в центре города и на арене «Ерофей».

Задача волонтеров - помощь менеджерам и организация связи между волонтерами и руководителями: курирование социальных сетей, информирование волонтеров с помощью различных средств связи (телефон, электронная почта), прием входящих звонков и совершение исходящих звонков руководителям волонтеров и членам организационного комитета, помощь в решении экстренных вопросов, ведение баз данных и обеспечение необходимой документальной работы.

Требуемые качества и навыки: знание пакета программ MS Office, умение пользоваться оргтехникой, умения работы с социальными сетями и знание способов продвижения в них, знание правил делового телефонного общения. Ответственность и внимательность.

В результате анализа и обобщения результатов, полученных в ходе педагогических наблюдений, определены особенности волонтерской деятельности. По мнению экспертов, волонтерская деятельность является ненормированной с высоким уровнем социальной активности, психоэмоциональными напряжениями, требующей проявления высокой работоспособности, коммуникативности, дисциплинированности и ответственности. И, как правило, сопровождается заболеваниями дыхательной системы опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта.

С целью выявления отношения волонтеров к их деятельности был проведен опрос по специально разработанной анкете.

Анализ полученных данных показал, что большая честь респондентов получают стипендию и подрабатывают в свободное от учебы время. Занимаясь волонтерской деятельностью, многие работали в социальной и культурно-досуговой сфере, имея навыки юриспруденции и психологической помощи. Всего 18% опрошенных обладали специальными знаниями в области физкультурно-спортивной деятельности.

Приоритетными направлениями волонтерской деятельности для 42% респондентов является молодежная среда, 40% физкультурно-спортивная деятельность, 36% культурно-досуговая сфера. Далее будущие волонтеры отметили экологическую деятельность, правозащиту и социальную помощь. В меньшей степени это касается международного сотрудничества, образовательной деятельности.

Опыт работы у всех небольшой - менее года. Стараются не пропускать подобных добровольческих акций. Как правило, предпочитают смешанные формы работы (индивидуальная и групповая). Большая часть волонтеров являются студентами вузов и ссузов и, следовательно, выступают от них. Однако не в каждом учебном заведении существуют волонтерские организации.

Среди причин, побудивших заниматься волонтерской деятельностью, отмечают, прежде всего, бескорыстное желание помочь, получение новых навыков, альтруизм. Далее по степени важности: возможность практики/стажировки по специальности, самореализация, возможность приобрести новые знакомства. И в меньшей степени - сегодня заниматься данным видом деятельности престижно, сегодня заниматься данным видом деятельности модно, льготы при обучении в ВУЗе.

Большая часть волонтеров отметили, что практически не отказываются от волонтерской деятельности, им интересно добровольческое движение, но при этом планируют заниматься волонтерством пока обучаются в вузе.

Таким образом, в ходе проведенного исследования были выявлены характерные особенности деятельности спортивных волонтеров, которые необходимо учитывать при разработке педагогических технологий и методик по их подготовке к требуемой деятельности.

Контактная информация^аИ7ш74@тай.ги

Статья поступила в редакцию 29.09.2015.

УДК 796.07

ИЕРАРХИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА

Сергей Александрович Жарков, преподаватель, Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, доцент,

начальник кафедры, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России, Волгоград)

Аннотация

В статье на основе анализа ответов на вопросы разработанной анкеты сотрудников уголовного розыска, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России определена иерархия профессионально важных физических способностей в профессиональной деятельности оперуполномоченных. Так, установлено, что для полицейских уголовного розыска важнейшей физической способностью является ловкость, поэтому развитие ловкости должно быть положено в основу разработки методик и программ их профессионально-прикладной физической подготовки.

Ключевые слова: физические способности, профессионально-прикладная физическая подготовка, сотрудники уголовного розыска.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.09.127.p101-104

HIERARCHY OF PROFESSIONALLY IMPORTANT PHYSICAL ABILITIES OF THE

CRIMINAL INVESTIGATORS

Sergey Aleksandrovich Zharkov, the lecturer, Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

Head of the Department, Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia

Annotation

On the basis of the analysis of the responses to the questions of the designed questionnaire for the criminal investigation employees, cadets and students of the educational institutions of the Russian Interior Ministry the authors defined the hierarchy of the professionally important physical abilities in the professional work of the criminal investigators. Thus, it was found that for the police criminal investigation department the most important physical ability is dexterity skill so the training of dexterity should be the basis for development of the methods and programs for the professionally applied physical preparation.

Keywords: physical abilities, professional-applied physical preparation, staff of the Criminal In-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.