Научная статья на тему 'Критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности'

Критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕР / ВОЛОНТЕР КУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / КРИТЕРИИ И УРОВНИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ КУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / VOLUNTEER / VOLUNTEER OF CULTURAL AND SPORT ORIENTATION / ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE / CRITERIA AND LEVELS OF ETHNIC AND CULTURAL COMPETENCE OF VOLUNTEERS OF CULTURAL AND SPORT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Мария Константиновна

Описаны критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности, позволяющие количественно и качественно измерить данную сложную личностную характеристику в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности к добровольческой деятельности в условиях культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий, предполагающих участие представителей множества этносов, и в случае необходимости оптимизировать данный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санина Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности»

М.К. САНИНА (Сочи)

критерии и уровни формирования

этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности

Описаны критерии и уровни формирования этнокультурной грамотности, позволяющие количественно и качественно измерить данную сложную личностную характеристику в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности к добровольческой деятельности в условиях культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий, предполагающих участие представителей множества этносов, и в случае необходимости оптимизировать данный процесс.

Ключевые слова: волонтер, волонтер культурноспортивной направленности, этнокультурная грамотность, критерии и уровни этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.

Обеспечение этнокультурной преемственности через формирование этнокультурных знаний, превращение культурного потенциала в достояние каждого человека необходимы потому, что без освоения опыта, накопленного в прошлом, не может быть успешной подготовки поколений к реальной жизни. В контексте нашей проблемы формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности требуется для эффективной, подлинно гуманистической добровольческой деятельности в условиях многонациональности массовых мероприятий. Поскольку культурно-массовые и физкультурно-спортивные мероприятия характеризуются мультикультурностью, правомерно говорить о потребности в мульти-культурном образовании, ориентированном на ознакомление волонтера с этническими культурами различных народов, с представителями которых ему предстоит взаимодействовать.

В процессе естественного межнационального взаимодействия, смоделированного в рамках мультикультурного образования, волонтер сталкивается с несколькими явлениями. Во-первых, при условии общности и «пересечении» сознаний наблюдается очевидная

близость культур. Во-вторых, налицо культурная двухфокусность, амбивалентность, диалогичность: один и тот же факт добровольцы интерпретируют в представлениях своей и чужой культуры, принимая их как равные ценности, не отторгая иное представление и в конечном счете обретая умение рассматривать мир с максимальной толерантностью. Очевидно, одной из характеристик волонтеров с высоким уровнем этнокультурной грамотности является то, что Л.М. Лузина и P.P. Кондратов называют «способностью личности к диалогическому мышлению».Последнее требует формирования особого качества личности, которое А.К. Маркова и Т.К. цветкова называют «динамической позицией».

Динамическая позиция личности с высоким уровнем этнокультурной грамотности есть «способность личности видеть ситуацию не только со своей эгоцентрической позиции, но и с позиций всех ее участников, учитывая их разнообразные интересы» [3; 8]. наряду с динамической позицией и способностью личности к диалогическому мышлению существует целый ряд важных характеристик, облегчающих взаимопонимание в процессе усвоения этнокультурных знаний: эмпатия, способность выдерживать параллельно возникающие ожидания, общительность, устойчивость к стрессовым ситуациям, творческое начало в решении проблем и многоаспектная толерантность. эти свойства мы расцениваем как психологический катализатор, облегчающий процесс развития этнокультурной грамотности технологически и делающий обучение менее продолжительным.

В работах ведущих отечественных педагогов и психологов В.А. Лекторского, В. Леонтьевой, А.А. Погодиной, В.В. Шалина и др. [4; 5; 9] многоаспектная толерантность расценивается как наиболее комплексное понятие из вышеперечисленных, включающее такие компоненты, как контактность, доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии), высокий уровень эмпатии, экстравертность, дивергентность мышления, отсутствие стереотипов, предрассудков, тревожности, мобильность действий, вежливость (учтивость), терпение, доверительность, социальная активность.

Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности имеет своей целью и результатом, наряду с углублением и систематизаци-

© Санина М.К., 2011

ей теоретических знаний об особенностях своей и иных этнокультур, развитием умений межнационального взаимодействия, изменения психологических характеристик добровольцев, трансформацию их личности на когнитивном уровне. Последние необходимы для того, чтобы эффект от включения волонтеров в межнациональное взаимодействие во время прохождения многонациональных культурномассовых и физкультурно-спортивных мероприятий был максимальным за счет нового психологического взгляда на реалии своей и иных культур.

Сложность изучаемого явления и необходимость его всесторонней оценки потребовали выделения критериев оценки сформирован-ности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Понятие «критерий» восходит к греческому ^Ш^п - «средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо» [2]. В данном определении нет указания на количественную природу критерия. Аналогично трактует критерий И.Д. Андреев, определяя его как «основной признак, по которому одно решение выбирается из множества возможных» [1]. В Словаре иностранных слов и Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой критерии рассматриваются в качестве мерила, оценки, суждения. Значит, под ними можно понимать «объективную количественную меру некоторого явления» [7, с. 294]. Критерий выражает высший уровень изучаемого явления, служит идеальным образцом, сравнивая с которым реальные явления можно установить степень их соответствия идеалу. Для этого критерий должен быть развернутым, т.е. включать наиболее мелкие единицы измерения, показатели, позволяющие «измерять» действительность в сопоставлении с идеалом.

Взяв за основу структуру этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности, включающую теоретические этнокультурные знания; умения и навыки эффективного межнационального взаимодействия в процессе добровольческой деятельности; личностные эмоциональнопсихологические качества, влияющие на эффективность выполнения поставленных задач при оказании помощи в организации и проведении культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий, мы определили критерии ее сформированности.

1. когнитивный критерий основан на качестве и количестве теоретических этнокультурных знаний, необходимых для эффективной добровольческой деятельности с участниками и гостями культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий другой национальности, т.е. сведений о наиболее важных универсалиях различных этнических культур, систематизирующих культурноспецифическую информацию (концепты, отношения, ценности). Когнитивный критерий выражается в знании истории, религии, мировоззрения, обычаев и традиций своего народа, национальной культуры этносов, участвующих в культурно-спортивном мероприятии; норм, принципов и требований гуманистической этики, прав человека и народов; межэтнических и межнациональных конфликтов и причин их возникновения; особенностей национальных и межнациональных отношений в регионе и стране.

2. предметно-деятельностный критерий позволяет судить о наличии необходимых для эффективной волонтерской деятельности умений межнационального взаимодействия и степени освоенности добровольцем способов выполнения профессиональных задач в условиях мультикультурности массовых культурно-спортивных мероприятий. Эти умения обеспечиваются совокупностью приобретенных в процессе обучения теоретических этнокультурных знаний.

3. эмоционально-психологический критерий предполагает высокий уровень этнической толерантности, умение с уважением воспринимать проявления иных культур, пусть даже и негативно оцениваемые в рамках морально-ценностных ориентиров собственной культуры; относиться к представителям иной культуры и самой культуре с эмпатией, не судить ее по законам собственной культуры; понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки нужной культурно значимой информации; абстрагироваться от морально-ценностных ориентиров собственной культуры при оценке культурного многообразия массовых культурноспортивных мероприятий.

Механизмом перевода данных качественных показателей в количественные в нашем исследовании явились уровни сформирован-ности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Согласно теории уровневого подхода, совершенствование системного целого представля-

ет собой последовательность ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Каждая ступень, отличаясь от всех других, является некоторым специфическим целым. Следовательно, динамическая структура целого представляет собой закономерный порядок следования его состояний.

Каждый уровень включает специфическую нагрузку, которая определяется на основе показателей описанных критериев. Выбор процедуры выделения уровней сформирован-ности этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности осуществлялся в рамках системно-целостного подхода, на базе идеи уровней формирования целостности системы, проходящей в своем развитии ряд этапов - от зарождения отдельных элементов и их группировки к объединению всех элементов в систему (О.А. Абдуллина, В.Б. Беспалько, Ю.Г. Татур).

Мы приняли трехуровневую шкалу оценки этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, а также критерии, по которым оценивается уровень сформированности такой грамотности.

низкий уровень (этнокультурная дезориентация) этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности характеризуется отсутствием знаний об особенностях как своей и чужой этнической культуры; отсутствием интереса к истории и культуре своего и иных народов; отторжением, неприятием культуры других народов; отсутствием потребности в познании себя как субъекта этноса; низким уровнем этнической идентификации. Низкий уровень этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности обусловлен в основном индивидуальным опытом, влиянием семьи, школы, определенными культурнобытовыми условиями жизни. Представления о мультикультурном социуме, о реальных межнациональных отношениях поверхностны. Отсутствуют умения межнационального взаимодействия в добровольческой деятельности; не освоены методы и технологии волонтерской деятельности в условиях мультикультурности культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий; нет умений проектирования деятельности, направленной на оказание помощи участникам и гостям иной национальности. В стандартных ситуациях межнационального взаимодействия волонтеры

низкого уровня этнокультурной грамотности в основном проявляют сдержанность в оценке других и определенную лояльность. этнотолерантные отношения у них затруднены.

Волонтеры со средним уровнем (этнокультурная ориентация) отличаются положительной, но не всегда устойчивой оценкой себя как субъекта этноса. Для этих добровольцев характерно стремление к самопознанию и самосовершенствованию через постижение особенностей культуры родного народа, других этносов, мира. Основные мотивы при этом - самоутверждение и достижение намеченной цели. Их оценки представителей другой национальности в основном адекватны. Они признают и принимают множественность культур (культурный плюрализм), считают обязательным проявлять сдержанность к разнообразным социокультурным группам. знания о своем этносе и других народах находятся на уровне функциональной грамотности, недостаточно систематизированы, поэтому такие волонтеры не очень хорошо владеют умениями и навыками применения различных технологий работы с людьми другой национальности. У них слабо развито умение анализировать и проектировать добровольческую деятельность по оказанию помощи участникам и гостям массовых мероприятий, представителей иной культуры. Готовность взять на себя ответственность в решении конфликтов на национальной почве неустойчивая, но наблюдается стремление к повышению уровня этнокультурных знаний.

высокий уровень (активная жизненная позиция) этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности предполагает их стремление к соблюдению в добровольческой деятельности этических норм по отношению к представителям других этносов. Волонтеры данного уровня имеют уже осознанные сформированные цели муль-тикультурного понимания общества, адекватную оценку себя как субъекта этноса; учитывают и принимают оценку других. у них ярко выражен интерес к познанию своей и других культур, развито устойчивое стремление к выполнению заданий, требующих знаний особенностей и специфики культур различных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия. Они испытывают потребность в самосовершенствовании через познание культуры своего народа и иных этносов, осознают необходимость формирования эт-

нокультурной грамотности для эффективного выполнения задач волонтерской деятельности в условиях многонационального общества. Добровольцы с высоким уровнем этнокультурной грамотности проявляют активность в поиске эффективных путей решения проблем межнациональных взаимоотношений в нестандартных условиях. Для них характерны высокая степень проявления сопереживания окружающим, независимо от их принадлежности к какой-либо национальности, культуре, эмоциональная отзывчивость, рефлексивное выполнение задач добровольческой деятельности, отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля добровольческой деятельности в условиях мультикультурных массовых мероприятий, высокий уровень развития способности управлять собой и контролировать свои эмоции в любой ситуации межнационального взаимодействия.

Выделенные нами критерии и уровни сформированности этнокультурной грамотности позволяют не только количественно и качественно измерить ее в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности к добровольческой деятельности в условиях культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий, предполагающих участие представителей множества этносов, но и в случае необходимости оптимизировать данный процесс.

литература

1. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного познания. М. : Наука, 1979.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

3. Голованова И.А. Пути формирования меж-культурной коммуникативной компетенции на факультете повышения лингвистической квалификации // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сб. научн. тр. МГЛУ. М., 1999. Вып. 444. С. 32-37.

4. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопр. философии. 1997. N»11. С. 46-54.

5. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высш. образование России. 1999. № 4. С. 37-38.

6. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. № 4. С. 83-87.

7. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

8. Цветкова Т.К. Теоретические проблемы лингводидактики : монография. М. : Компания «Спутник», 2002.

9. Шалин В.В. Толерантность. Ростов н/Д., 2000.

Criteria and levels of formation of ethnic cultural competence of volunteers of cultural and sport orientation

There are described the criteria and levels of ethnic cultural competence formation, which allow quantitative and qualitative changing of the suggested complicated personal characteristics in the process of training of volunteers of cultural and sport orientation for voluntary work in the conditions of cultural mass and sport events, which suppose the participation of numerous ethnic cultures representatives, and to optimize the process if needed.

Key words: volunteer, volunteer of cultural and sport orientation, ethnic and cultural competence, criteria and levels of ethnic and cultural competence of volunteers of cultural and sport orientation.

гл. плиев

(Волгоград)

вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы

Обозначены актуальные задачи трудового воспитания старшеклассников в условиях школы, уточнены сущностные характеристики и условия работы ученических учебно-производственных бригад для эффективного решения воспитательных и производственных задач.

Ключевые слова: адаптация, модель, оптимизация, предприимчивость, самоуправление, система, субъектность, учебно-производственная бригада, функция.

Курс на усиление практической ориентации современного общего среднего образования был намечен в законодательных документах последних десяти лет (Федеральная программа развития образования, 1999 г.; Нацио-

© Плиев Г.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.