Научная статья на тему 'Вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы'

Вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА / СУБЪЕКТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА / ФУНКЦИЯ / ADAPTATION / MODEL / OPTIMIZATION / ENTERPRISE / SELF-GOVERNMENT / SYSTEM / LEARNING AND PRODUCTION TEAM / FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плиев Гурам Александрович

Обозначены актуальные задачи трудового воспитания старшеклассников в условиях школы, уточнены сущностные характеристики и условия работы ученических учебно-производственных бригад для эффективного решения воспитательных и производственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы»

нокультурной грамотности для эффективного выполнения задач волонтерской деятельности в условиях многонационального общества. Добровольцы с высоким уровнем этнокультурной грамотности проявляют активность в поиске эффективных путей решения проблем межнациональных взаимоотношений в нестандартных условиях. Для них характерны высокая степень проявления сопереживания окружающим, независимо от их принадлежности к какой-либо национальности, культуре, эмоциональная отзывчивость, рефлексивное выполнение задач добровольческой деятельности, отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля добровольческой деятельности в условиях мультикультурных массовых мероприятий, высокий уровень развития способности управлять собой и контролировать свои эмоции в любой ситуации межнационального взаимодействия.

Выделенные нами критерии и уровни сформированности этнокультурной грамотности позволяют не только количественно и качественно измерить ее в процессе подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности к добровольческой деятельности в условиях культурно-массовых и физкультурноспортивных мероприятий, предполагающих участие представителей множества этносов, но и в случае необходимости оптимизировать данный процесс.

литература

1. Андреев Н.Д. Теория как форма организации научного познания. М. : Наука, 1979.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

3. Голованова И.А. Пути формирования меж-культурной коммуникативной компетенции на факультете повышения лингвистической квалификации // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации: сб. научн. тр. МГЛУ. М., 1999. Вып. 444. С. 32-37.

4. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопр. философии. 1997. .№11. С. 46-54.

5. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высш. образование России. 1999. № 4. С. 37-38.

6. Новичков В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. № 4. С. 83-87.

7. Ожегов С.И., Шведова И.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

8. Цветкова Т.К. Теоретические проблемы лингводидактики : монография. М. : Компания «Спутник», 2002.

9. Шалин B.B. Толерантность. Ростов н/Д., 2000.

Criteria and levels of formation of ethnic cultural competence of volunteers of cultural and sport orientation

There are described the criteria and levels of ethnic cultural competence formation, which allow quantitative and qualitative changing of the suggested complicated personal characteristics in the process of training of volunteers of cultural and sport orientation for voluntary work in the conditions of cultural mass and sport events, which suppose the participation of numerous ethnic cultures representatives, and to optimize the process if needed.

Key words: volunteer, volunteer of cultural and sport orientation, ethnic and cultural competence, criteria and levels of ethnic and cultural competence of volunteers of cultural and sport orientation.

гл. плиев

(Волгоград)

вариант модели трудового воспитания старшеклассников как социально-педагогической системы

Обозначены актуальные задачи трудового воспитания старшеклассников в условиях школы, уточнены сущностные характеристики и условия работы ученических учебно-производственных бригад для эффективного решения воспитательных и производственных задач.

Ключевые слова: адаптация, модель, оптимизация, предприимчивость, самоуправление, система, субъектность, учебно-производственная бригада, функция.

Курс на усиление практической ориентации современного общего среднего образования был намечен в законодательных документах последних десяти лет (Федеральная программа развития образования, 1999 г.; Нацио-

© Плиев Г.А., 2011

нальная доктрина образования, 2000 г.; Стратегия модернизации содержания общего образования, 2001 г.). Основным результатом деятельности образовательных учреждений должны стать выпускники, которые умеют анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, владеют навыками самореализации. Как видно, «образовательный модернизм» рассматривает проблему подготовки школьной молодежи к труду весьма прагматически. В такой ситуации заметна всякая попытка отказа от трудового воспитания. Снижение роли трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе проявляется в сокращении учебного и внеурочного времени, отводимого на трудовую подготовку, разрыве педагогических связей трудовой деятельности и учебно-воспитательного процесса, замененных экономическими и коммерческими устремлениями педагогов и воспитанников, в отсутствии педагогического прогнозирования дальнейшего развития ситуации. В таком случае ценностно-нравственная подготовка подрастающего поколения отдана на откуп рыночной стихии, где главными движущими силами нередко являются эгоизм и стремление к выгоде. Опрос учащихся показал, что из числа мотивов предпринимательской детельности большинство (более 50%) опрошенных выбрали «легкие деньги». Примерно столько же отметили торговлю как аналогичное предпринимательству явление.

По мнению В.В. Серикова, традиционная для отечественной педагогики проблема трудовой подготовки молодежи в современных условиях не снимается, а открывается в новом аспекте, что требует принципиального преобразования целевых, содержательных и процессуальных характеристик трудового воспитания [6, с. 4]. Отправным моментом для проектирования новой системы выступает представление о психологических механизмах рыночной адаптации человека. Рынок, по определению В.В. Давыдова, это сфера деловых инициатив и предпринимательского риска, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявления интеллектуальной незаурядности [1, с. 4]. Особенности рыночных отношений состоят в соперничестве, борьбе за достижение наивысшей выгоды, преимуществ, за более удобные условия производства и сбыта това-

ров, спонтанности рыночных процессов, высокой степени непредсказуемости перемен. В.В. Давыдов утверждает, что в условиях рынка найдут себя люди деловые. Среди характерных свойств делового человека, обусловленных природой рыночной экономики, одно из ведущих мест занимает предприимчивость [5, с. 41-42].

В данной статье представлено научное описание одного из вариантов модели трудового воспитания старшеклассников. Отметим, что трудовое воспитание мы понимаем как систему активного взаимодействия учителя и учащихся, направленную на формирование свойств личности школьников путем управления их активностью в учебно-познавательной деятельности через организацию деятельности субъектов.

К моделируемой педагогической системе в числе прочих предъявляется требование максимальной педагогической эффективности. В связи с этим целесообразно обратиться к мнению В.С. Ильина о характере педагогической системы, обладающей потенциальной развивающей возможностью. По степени влияния на развитие личности ученый различает три вида педагогических систем. Менее сложными педагогическими системами являются обучение по отдельному предмету, внеклассная воспитательная работа, организуемая классным руководителем при участии коллектива и актива класса. Широкими возможностями обладает система учебно-воспитательной работы школы, образующейся единством обучения и внеучебной образовательно-воспитательной работы (общепедагогическая система). Наибольшие возможности развития личности школьников предоставляют социальнопедагогические системы [2, с. 9-10].

Говоря о специфике социально-педагогической системы, В.С. Ильин замечает, что ей присущи деятельность и отношения субъектов, но взятые в аспекте педагогического целеполагания и целеосуществления. Как особое социальное целое она обладает собственными законами развития: закон социальности (социальной обусловленности) воспитания, закон сложно-структурной организации, закон активности субъектов.

В уточненном варианте трактовка социальной сущности педагогической системы представлена В.Н. Максимовой. По утверждению автора, социальность педагогического явления выражается в следующих зако-

нах: общественной направленности целей и функций обучения; наличии коллективных субъектов деятельности (ученического и педагогического коллективов); реализации функций через коллективный характер формирования личности; производно-сти от более крупных общественных систем, что определяет воспроизведение сложившихся в обществе производственных отношений и приобщение к ним учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности [4, с. 34].

Положением, реализация которого определяет степень целостности всей педагогической системы, является утверждение В.С. Ильина о том, что при целостном подходе организация социально-педагогической системы должна отличаться следующими свойствами:

- степенью выполнения своей основной функции - обеспечения развития личности;

- единством целей, средств их достижения и результата, структуры и функции;

- разворчиванием в соответствии с требованиями объективных закономерностей функционирования и развития: чем более структура и функции системы соответствуют ее целям и средствам, а структура активных состояний личности - структуре целей системы, тем более успешно (при прочих равных условиях) решается задача формирования личности;

- развитыми силами самодвижения, системой внутренних противоречий (между востребованностью личностного качества и глубиной осознания этого требования, целями воспитания и отношением воспитуемых к ним, характером их деятельности и поведения) [3, с. 14].

Необходимо осуществить адаптацию общих законов развития и свойств целостности социально-педагогической системы к трудовому воспитанию. Одной из приоритетных функций современного трудового воспитания должна быть интеграция выпускников школы в структуры рыночной экономики. Этот процесс осуществляется эффективно, если, как указывалось выше, предприимчивость человека характеризуется способностью управлять собой и идти на риск; настойчивостью в ведении дел; здравым смыслом; способностью решать проблемы; умением управлять, использовать свои возможности и потенциал сотрудников для достижения цели; социальной ответственностью; гармонией ума и воли.

Формированию предприимчивости в учебном процессе содействует выполнение заданий нескольких видов. Среди них нужно выделить задачи с недостающими или лишними данными. Учащийся оказывается перед необходимостью самостоятельно определить минимум значимых условий, исходя из особенности ситуации и характера принимаемого решения. Ценными для развития предприимчивости могут быть задания на обоснованный выбор оптимального выхода из ситуации, оценка принятого кем-то решения в экстремальных нравственных, социальных, экономических обстоятельствах. Заметное действие на воспитание рассматриваемого качества оказывает подбор или создание самими учащимися ситуаций с альтернативными решениями.

Формированию системного взгляда на реальную ситуацию, развитию ориентации в многочисленных факторах и их взаимных связях, здравого подхода к принятию решения способствуют задачи на оптимизацию. Они являются моделями практических ситуаций, в которых достижение некоторого результата может быть осуществлено многими способами, из которых приходится выбирать наилучший. Заметим, что в различных ситуациях целесообразными могут быть совершенно различные решения. Все зависит от выбранного или заданного критерия оптимальности.

Изучение основ экономических знаний в учебном процессе необходимо начинать с введения основных понятий, таких как «товар», «деньги», «рынок», «конкуренция», «себестоимость», «основные фонды», «оборотные фонды», «оборотные средства», «фонд оплаты труда», «прибыль», «цена», «рентабельность» и др. Однако предприимчивости невозможно научить только в учебном процессе. Как бы ни была теория изучена и как бы ее ни приближали к реалиям жизни, это все-таки модель. Самые достоверные результаты можно получить, исходя из реальной сферы деятельности человека. Стержнем предпринимательского образования должна стать практико-деятельностная модель обучения. Для этого необходимо предусмотреть включение обучаемых в различные виды учебно-производственно-коммерческой деятельности предпринимательской направленности, которая включала бы весь цикл сферы производства, финансов, разработки и создания изделия, рекламу и т.д. Немалая роль в эффективности развития личности принадлежит правильному

выбору организационной формы трудовой деятельности - учебно-производственной бригады как структурного подразделения в системе хозяйственных отношений базового учреждения. Виды таких отношений, в которых разрешено участие старшеклассников, приведены в общей нормативно-технической документации для образовательных учреждений. Особое значение в организации бригады имеют личностные субъект-субъектные взаимодействия. этот педагогический интерес обусловлен рядом факторов. Во-первых, в рамках такого взаимодействия реализуются отношения «руководитель - производитель», «управленческий коллектив - коллектив производителей», «производитель - производитель» и т.д. Во-вторых, этот вид взаимодействия позволяет раскрыть сущность таких важнейших понятий предпринимательской деятельности, как «цель», «содержание», «формы», «методы», «условия», «гарантия», «ответственность».

В качестве основных признаков субъект-ности мы выделяем осознание себя членом коллектива; понимание цели взаимодействия как необходимой для достижения; наличие достаточных и гарантированных знаний и представлений о партнерах как субъектах совместной деятельности; знание своих прав и обязанностей, нормативных актов, определяющих характер и условия взаимодействия; существование практического опыта совместной деятельности; способность к самоанализу и корректировка процесса достижения целей взаимодействия.

Деятельность учебно-производственной бригады осуществляется не сама собой, автоматически, а посредством ученического самоуправления. Опыт показывает, что успешно влиять на самоуправление можно только при объединенных усилиях учителей технологии, классных руководителей и заказчиков. Педагогическая поддержка самоуправления состоит в научении актива распределять производственные задания в зависимости от количества членов бригады, технических операций, способностей каждого; осуществлять пооперационный и окончательный контроль за выполняемой работой; организовывать взаимопомощь в бригаде; проводить производственные совещания и т. п.

К показателям, наиболее полно характеризующим образовательную эффективность ученических учебно-производственных бригад, мы относим производительность труда (выработку); качество продукции; трудовую

дисциплину; умения бережно расходовать сырье, другие материальные ресурсы, инструмент, эксплуатировать технику (обеспечение максимальной фондоотдачи при сохранении длительной работоспособности машин), оперативно и производительно перестраиваться на новые технологии и оборудование; активность в управлении производством и организации более производительного труда; участие в рационализации; общественную активность; способность кооперировать свой труд, руководить коллективом бригады, участка, группой товарищей для организации производительного труда; стремление к постоянному обновлению знаний.

литература

1. Давыдов В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Сов. педагогика. 1991. № 7.

2. Ильин В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения: сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А. С.Серафимовича,

1978.

3. Ильин В.С. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу: сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича,

1979.

4. Максимова В.Н. Учебный процесс как социально-педагогическая система // Совершенствование учебно-воспитательного процесса: сб. науч. тр. Волгоград : ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1977.

5. Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 5.

6. Сериков В.В. Личностный подход в воспитании делового человека // Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях : тез. докл. рос. науч.-практ. конф. Волгоград, 10-13 окт. 1995 г. Волгоград : Перемена, 1995.

Variant of the model of labour education of senior pupils as a social and pedagogic system

There are marked out the aims of labour education of senior pupils in the conditions of school, specified the essential characteristics and work conditions of school learning and production teams for effective solving of educational and production tasks.

Key words: Adaptation, model, optimization, enterprise, self-government, system, learning and production team, function.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.