УДК 37.035
Плиев Гурам Александрович
кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Освещены актуальные задачи трудового воспитания обучающихся в условиях образовательных учреждений, уточнены сущностные характеристики и условия работы учебно-производственных бригад для эффективного решения воспитательных и производственных задач.
Ключевые слова: адаптация, модель, оптимизация, предприимчивость, самоуправление, система, субъект-ность, учебно-производственная бригада, функция.
Кфс на усиление практической ориентации современного образования был намечен в законодательных документах, определяющих образовательную политику в Российской Федерации. Основным результатом деятельности образовательных учреждений должны стать выпускники, которые умеют анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, владеют навыками самореализации.
Как видно, «образовательный модернизм» весьма прагматически рассматривает проблему подготовки молодежи к труду. В такой её постановке заметна всякая попытка отказа от трудового воспитания. Снижение роли трудового воспитания проявляется в сокращении учебного и внеаудиторного времени, отводимого на рудовую подготовку, и в разрыве педагогических связей трудовой деятельности с учебно-воспитательным процессом, в их замене экономическими и коммерческими устремлениями педагогов и воспитанников, и в отсутствии педагогического прогнозирования дальнейшего развития ситуации. В таком случае ценностно-нравственная подготовка молодежи отдана на откуп рыночной стихии, где главной движущей силой нередко является хищничество, рвачество, погоня за наживой любой ценой. Опрос молодежи выявил, что из числа мотивов, заставляющих заниматься предпринимательством, большинство (более 50%) опрошенных выбрали «лёгкие деньги». Примерно столько же отметили торговлю как синоним предпринимательства.
По мнению В.В. Серикова традиционная для отечественной педагогики проблема трудовой подготовки молодежи в новых условиях не снимается, а открывается в новом аспекте, что требует соответственно принципиального преобразования целевых, содержательных и процессуальных характеристик системы трудового воспитания [6, с. 4].
Отправным моментом для проектирования новой системы выступает представление о психологических механизмах рыночной адаптации человека. Рынок, определяет В.В. Давыдов, это сфера деловых инициатив и предпринимательского рис-
ка, своеобразный тренинг экономической самостоятельности и проявления интеллектуальной незаурядности [1, с. 4]. Особенности рыночных отношений состоят в соперничестве, борьбе за достижение наивысших выгод, преимуществ, за более удобные условия производства и сбыта товаров, спонтанности рыночных процессов, высокой степени непредсказуемости перемен. Поэтому, утверждает В.В. Давыдов, в условиях рынка найдут себя люди деловые. Среди характерологических свойств делового человека, обусловленных природой рыночной экономики, одно из ведущих мест занимает предприимчивость [5, с. 41-42].
В данной статье дано научное представление одного из возможных вариантов трудового воспитания обучающейся молодежи. С этой целью отметим, что трудовое воспитание мы понимаем как систему активного взаимодействия педагогов и обучающихся, направленную на формирование свойств личности школьников путем управления их активностью в учебно-познавательной деятельности через организацию деятельности субъектов.
К педагогической системе в числе прочих предъявляется требование её максимальной педагогической эффективности. Поэтому целесообразно обратиться к мнению В.С. Ильина о характере педагогической системы, обладающей потенциальной развивающей возможностью. По степени влияния на развитие личности ученый различает три вида педагогических систем. Менее сложными педагогическими системами являются система обучения по отдельному предмету, система внеаудиторной воспитательной работы, организуемой куратором при активном участии коллектива и актива группы. Большими возможностями обладает система учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, образующейся единством обучения и внеучебной образовательно-воспитательной работы (общепедагогическая система). Наибольшими возможностями развития личности обладают социально-педагогические системы [2, с. 9-10].
На вопрос, чем отличается социально-педагогическая система от других её разновидностей, В.С. Ильин замечает, что ей присущи деятельность
© Плиев Г.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
15
ПЕДАГОГИКА
и отношения субъектов, но взятые в аспекте педагогического целеполагания и педагогического це-леосуществления. Она как особое социальное целое обладает собственными законами развития: закон социальности (социальной обусловленности) воспитания, закон сложно-структурной организации, закон активности его субъектов.
В уточнённом варианте трактовка социальной сущности педагогической системы представлена В.Н. Максимовой. По утверждению автора социальность педагогического явления выражается следующими законами: общественной направленностью целей и функций обучения; наличием коллективных субъектов деятельности (молодежного и педагогического коллективов); реализацией своих функций через коллективный характер формирования личности; производностью от более крупных общественных систем, что определяет воспроизведение сложившихся в обществе производственных отношений и приобщение к ним обучающихся в процессе учебно-познавательной деятельности [4, с. 34].
Положением, реализация которого определяет степень целостности всей педагогической системы, служит утверждение В.С. Ильина о том, что при целостном подходе организация социально-педагогической системы должна отличаться следующими свойствами: степень выполнения основной своей функции - обеспечение развития личности; единство целей, средств их достижения и результата, единство её структуры и функции; она развертывается в соответствии с требованиями объективных закономерностей её функционирования и развития: чем более структура и функции системы адекватны её целям и средствам, чем более структура активных состояний личности адекватны структуре целей системы, тем, при прочих равных условиях, более успешно решается задача формирования личности; ей присущи развитые силы самодвижения, система внутренних противоречий: противоречие между востребовательностью личностного качества и глубиной осознания этого требования; противоречие между целями воспитания и отношением к ним воспитуемых, характером их деятельности и поведения [3, с. 14].
Теперь необходимо осуществить адаптацию общих законов развития и свойств целостности социально-педагогической системы к трудовому воспитанию.
Одной из приоритетных функций современного трудового воспитания должна быть интеграция выпускников образовательных учреждений в структуры рыночной экономики, реализация которой эффективным образом, как указывалось выше, будет осуществляться, если предприимчивость человека характеризуется способностью управлять собой; настойчивостью в ведении дел; здравым смыслом и умением идти на риск; способностью решать возникающие проблемы; умением управлять, ис-
пользовать свои возможности и потенциал сотрудников для достижения цели; социальной ответственностью; гармонией ума и воли.
Формированию предприимчивости в учебном процессе содействует выполнение заданий нескольких видов, первым из которых нужно выделить задачи с недостающими или лишними данными. Обучающийся оказывается перед необходимостью самостоятельно определить минимум значимых условий, исходя из особенности ситуации и характера принимаемого решения.
Ценным для развития предприимчивости могут быть задания на обоснованный выбор оптимального выхода из ситуации из числа возможных, оценка принятого кем-то решения в экстремальных нравственных, социальных, экономических обстоятельствах.
Заметную действенность на воспитание рассматриваемого качества оказывает подбор или создание самими воспитанниками ситуаций с альтернативными решениями.
Формированию системного взгляда человека на реальную ситуацию, развитию у него ориентации в многочисленных факторах и их взаимных связях, здравому подходу к принятию решения способствуют задачи на оптимизацию. Они являются моделями практических ситуаций, в которых достижение некоторого результата может быть осуществлено не единственным способом, а приходится отыскивать наилучший. Заметим, что в различных ситуациях наилучшими могут быть совершенно различные решения. Всё зависит от выбранного или заданного критерия оптимальности.
Изучение основ экономических знаний в учебном процессе целесообразно начинать с введения основных понятий, таких как товар, деньги, рынок, конкуренция, себестоимость, основные фонды, оборотные фонды, оборотные средства, фонд оплаты труда, прибыль, цена, рентабельность и др.
Однако предприимчивости не научишь только в учебном процессе. Как бы теория ни была изучена и как бы её ни приближали к реалиям жизни, это всё-таки только модель. Самые достоверные результаты можно получить исходя из реальной сферы деятельности человека. Стержнем предпринимательского образования должна стать практи-ко-деятельностная модель обучения. Для этого необходимо предусмотреть включение обучаемых в различные виды учебно-производственно-коммерческой деятельности предпринимательской направленности, которая включала бы весь цикл сферы производства, финансов, разработки и создания изделия, рекламу и т.д. Немалая роль в эффективности развития личности здесь принадлежит правильному выбору организационной формы трудовой деятельности - учебно-производственные бригады как структурного подразделения в системе хозяйственных отношений базового учреждения.
16
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Виды таких отношений, в которых разрешено участие обучающихся, приведены в общей нормативно-технической документации для образовательных учреждений.
Особое значение в организации бригады имеют личностные субъект-субъектные взаимодействия. Этот педагогический интерес обусловлен рядом факторов. Во-первых, в рамках такого взаимодействия реализуются отношения руководитель-производитель, управленческий коллектив-коллектив производителей, производитель - производитель и т.д. Во-вторых, этот вид взаимодействия позволяет раскрыть сущность важнейших понятий предпринимательской деятельности как цель, содержание, формы, методы, условия, гарантия, ответственность.
В качестве основных признаков субъектности мы выделяем: осознание себя как члена коллектива; осознание цели взаимодействия как необходимой для достижения; наличие достаточных и гарантированных знаний и представлений о партнёрах как субъектах совместной деятельности; знание своих прав и обязанностей, нормативных актов, определяющих характер и условия взаимодействия; наличие практического опыта совместной деятельности; способность к самоанализу и корректировка процесса достижения целей взаимодействия.
Деятельность учебно-производственной бригады осуществляется не сама собой, автоматически, а посредством самоуправления. Опыт показывает, что успешно влиять на самоуправление можно только при объединённых усилиях преподавателей, кураторов групп и заказчиков. Педагогическая поддержка самоуправления состоит в обучении актива: распределять производственные задания в зависимости от количества членов бригады, технических операций, способностей каждого; осуществлять пооперационный и окончательный контроль за выполняемой работой; организовывать в бригаде взаимопомощь; проводить производственные совещания и т. п.
К показателям, наиболее полно характеризующих образовательную эффективность учебно-производственных бригад, относим: производитель-
ность труда (выработка); качество продукции; трудовая дисциплина; умение бережно расходовать сырьё, другие материальные ресурсы, инструмент; умение эксплуатировать технику (обеспечение максимальной фондоотдачи при сохранении длительной работоспособности машин); умение оперативно и производительно перестраиваться на новую технологию; умение быстро перестраиваться на новое оборудование; активность в управлении производством и организации более производительного труда; участие в рационализации; умение кооперировать с вой труд; общественная активность; способность к руководству коллективом бригады, участка, группой товарищей для организации производительного труда; стремление к постоянному обновлению знаний.
Библиографический список
1. Давыдов В.В. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. - 1991. - № 7.
2. Ильин В.С. Проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода / Воспитание школьников в процессе обучения. Сб. науч. трудов. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1978. - 144 с.
3. Ильин В.С. О структуре педагогической теории // Педагогические основы комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу. Сб. науч. трудов. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1979. - 168 с.
4. Максимова В.Н. Учебный процесс как социально-педагогическая система // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Сб. науч. трудов. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1977. - 152 с.
5. Попов В.Д. Социальный психоанализ субъектов российского рынка // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 5.
6. Сериков В.В. Личностный подход в воспитании делового человека // Проблемы трудового воспитания молодежи в современных условиях: Тез. докл. Рос. науч.-практ. конф. 10-13 окт. 1995 г. -Волгоград: Перемена, 1995. - 104 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
17