УДК 338.2
Санина Мария Константиновна Sanina Maria Konstantinovna
преподаватель кафедры теории и методики довузовского образования филиала Российского государственного социального университета в г. Сочи тел.: (918) 408-38-99
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ КУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
lecturer of the chair of theory and methodic of pre-higher school education, affiliate of Russian State Social University in Sochi tel.: (918) 408-38-99
TECHNOLOGY OF FORMING ETHNOCULTURAL LITERACY OF VOLUNTEERS OF CULTURAL AND SPORTING ORIENTATION
Аннотация:
В статье описана технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, рассматриваемая автором как продуманный во всех деталях, специально организованный педагогический процесс, включающий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов и средств обучения, описание планируемых результатов и направленный на достижение высокого (активной жизненной позиции) уровня знаний об особенностях и специфике культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоциональнопсихологической готовности волонтера к добровольческой деятельности в условиях мультикультурности.
Ключевые слова:
волонтер, волонтер культурно-спортивной направленности, этнокультурная грамотность, технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
The summary:
The technology of forming ethnocultural literacy of volunteers of cultural and sporting orientation which the author regards as a detailed and specially ar-ganized pedagogical process including the special jet and grouping of forms, methods, ways, modes and means of training, the description of the planned results and directing to the achievement of a high (an active life attitude) standard of knowledge of the cultural peculiarities and specific character of both one's own and other nations, the skills and habits of the international reciprocal action and the emotional and psychological readiness of a volunteer for the voluntary work under the conditions of the conditions of the multiculturalism has been described in the article.
Keywords:
volunteer, volunteer of the cultural and sporting orientation, ethnocultural literacy, technology of forming of ethnocultural literacy of cultural and sporting orientation.
Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности предполагает выбор наиболее эффективного (в пределе оптимального) варианта управляемого учебно-воспитательного процесса в соответствии с заданными критериями и целями, то есть оптимизацию [1, с. 17]. Оптимизация как компонент учебно-воспитательной деятельности рассматривается через призму педагогической технологии.
В понимании и употреблении понятия «педагогическая технология» существуют большие разночтения.
- Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
- Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
- Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
- Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
- Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
Анализ работ различных авторов (В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, И.П. Волкова, Б.Т. Лихачева, Т.С. Назаровой, Г.К. Селевко, В.М. Шепель и других) дает нам возможность говорить о том, что педагогическая технология - это «продуманный во всех деталях» (В.М. Монахов), то есть специально организованный педагогический процесс, включающий «специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств» (Б.Т. Лихачев), «описание планируемых результатов» (И.П. Волков) и обеспечивающий «комфортные условия для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
В нашем исследовании мы придерживаемся позиций В.М. Монахова, Б.Т. Лихачева, И.П. Волкова и рассматриваем технологию формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности как продуманный во всех деталях, специально организованный педагогический процесс, включающий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов и средств обучения, описание планируемых результатов и направленный на достижение высокого (активной жизненной позиции) уровня знаний об особенностях и специфике культуры своего и иных народов, умений и навыков межнационального взаимодействия и эмоционально-психологической готовности волонтера к добровольческой деятельности в условиях мультикультурности.
Создавая нашу технологию, мы учитывали:
- специфику и особенности проведения культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий, предполагающих многонациональный состав участников и гостей;
- сходства и различия культур стран-участниц;
- опыт проведения подобных мероприятий;
- возможности конкретной личности, ориентируясь на уникальность и самобытность родной культуры, развитие ее способности к принятию и пониманию ценностей культуры иных этносов (этнической толерантности), самосовершенствованию, саморегуляции и рефлексии при межнациональном взаимодействии в процессе добровольческой деятельности;
- адаптационные возможности человека к добровольческой деятельности с представителями различных этнических культур, рас, конфессий;
- содержание образования, которое в его современном понимании охватывает не только науку, но и всю человеческую культуру, куда педагогическая наука входит как одна из важнейших составляющих, наряду с искусством, социальным опытом и традициями, религией и другими ценностями.
Разрабатываемая педагогическая технология предполагает:
- систематизированное применение оптимальных средств обучения и воспитания;
- логичное деление педагогического процесса на взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы;
- пошаговую координацию и синхронизацию действий по их выполнению и коррекции.
На первом этапе проектирования технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности были определены цели, определяющие характер и системную упорядоченность отдельных технологических шагов и операций.
Исследуемая нами технология спроектирована для реализации целей, ориентированных на развитие у волонтеров культурно-спортивной направленности эмоционально-ценностного отношения к этнической культуре своего и иных народов; на развитие теоретических этнокультурных знаний, умений и навыков межнационального взаимодействия в процессе реализации добровольческой деятельности по организации и проведению культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий; способностей и личностных качеств, необходимых для эффективности данного вида деятельности.
Этап целеполагания - необходимое, но недостаточное условие проектирования технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Характер волонтерской деятельности, ее специфика определяют необходимость отбора и структурирования этнокультурного содержания в контексте реализации добровольческой деятельности в условиях многонациональности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий. Исходя из этого, следующим этапом проектирования технологии выступили отбор и структурирование этнокультурного содержания в контексте волонтерской деятельности в условиях многонациональности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий.
Следующий этап проектирования и конструирования технологии формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности предполагает разработку процессуальной стороны этнокультурной подготовки: определение этапов, их целей, задач и средств достижения планируемых результатов. Определение конкретных технологических этапов и их последовательности осуществлялось на основе логики процесса формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности.
Следует отметить, что каждый из этапов имеет своеобразные цели, задачи, средства, результаты и условия, которые обеспечивают их реализацию. Вместе с тем работа по тем или иным этапам может иметь временные точки пресечения. Так, диагностические мероприятия проводятся и на исходно-диагностическом этапе, и на основном этапе (для мониторинга результатов). Мотивационная работа может осуществляться не только на начальном этапе работы, но и во время реализации программы.
Анализ структурных элементов этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности позволил нам сформулировать технологическую цепочку формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности, которую целесообразно разделить на три этапа. Основанием для этого является логика формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности. Переход от одного этапа процесса к другому связан с достижением определенного уровня сформированное™ элементов этнокультурной грамотности.
Технология формирования этнокультурной грамотности волонтеров культурноспортивной направленности состоит из трех этапов.
Первый (мотивационно-когнитивный) этап включает: цель (стимулирование интересов к добровольческой деятельности и систематизация их знаний об особенностях и специфике культур своего и иных этносов), методы (кросс-культурный, моделирование, реконструкция, упражнения), средства (программа курса «Этнокультурная грамотность в деятельности волонтеров культурно-спортивной направленности»), результат (сформированные этнокультурные знания и интерес к их пополнению), условия (создание гуманистических, этнотолерантных отношений в социальном учреждении, где обучаются волонтеры различных национальностей; этнокультурная направленность процесса обучения волонтеров с учетом специфики добровольческой деятельности в условиях массовых культурно-спортивных мероприятий), средства контроля (модифицированная «Тестовая беседа» С.А. Банкова, опросник).
Второй (деятельностно-творческий) этап включает: цель (формирование умений позитивного межэтнического взаимодействия с представителями иной национальности), методы (диалога, культурный ассимилятор, проектов), средства (групповая дискуссия, анализ проблемных ситуаций; дидактические, творческие, и организационно-деятельностные игры; тренинговые занятия «Особенности поведения волонтера в условиях мультикультурности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий», выполнение проектов), результат (владение волонтерами культурно-спортивной направленности технологиями позитивного межнационального взаимодействия, решения межнациональных конфликтов, использование в своей добровольческой деятельности аналитических способностей по оказанию услуг в условиях многонациональности культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий), условия (вовлечение добровольцев в практическую деятельность мультикультурной направленности; организация и выполнение совместных творческих заданий), средства контроля (модифицированная методика «Личностных достижений» П.А. Шептенко, Г.А. Ворониной.
Третий (рефлексивно-преобразующий) этап включает: цель (формирование психологической составляющей этнокультурной грамотности), методы (эмпатии, рефлексии, контраста), средства (практические занятия «Другой не значит - плохой», «Культура межнационального общения», «Разные лица предрассудка», тренинги толерантности, психодрама и социодрама), результат (сформированные личностные эмоционально-психологические качества, способствующие эффективной волонтерской деятельности в условиях многонациональности культурномассовых и физкультурно-спортивных мероприятий), условия (открытость национальной системы подготовки волонтеров культурно-спортивной направленности, построенной на диалоге культур; совместный анализ решения различных проблем межнационального взаимодействия в реальных и имитируемых ситуациях в процессе волонтерской деятельности по организации и проведению культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий), средства контроля (методика «Диагностический тест отношений» (ДТО); тест «Семантический дифференциал»; «Программа наблюдений за проявлением этнотолерантности-интолерантности» (Г.В. Палаткина) и другие).
Данная педагогическая технология представляет собой интеграцию различных технологий, ее можно отнести к разряду политехничной, поскольку в ней взаимодействуют монотехнологии различных авторов. Однако представленная технология не является статичной, она может быть динамична и вариативна.
Ссылки: References (transliterated):
1. Дьяченко И.И. Оптимизация управления учебным 1. D'yachenko I.I. Optimizatsiya upravleniya uchebnym познанием: автореф. канд. пед. наук. Л., 1970. poznaniem: avtoref. kand. ped. nauk. L., 1970.