Научная статья на тему 'Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства'

Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3067
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черемных Марина Беталовна

С каждым днем все больше растет популярность франчайзинга. Это обусловлено тем, что предпринимателю, работающему в данной бизнес-системе не приходится начинать бизнес «с нуля», Он работает с торговой маркой, которая уже знакома покупателям и пользуется стабильным спросом. Сегодня все большее число прибыльных организаций развивает свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства»

Франчайзинг как стратегия развития малого предпринимательства

Черемных Марина Беталовна аспирант, ассистент кафедры предпринимательства Ставропольский государственный аграрный университет

Che.212@mail.ru

Аннотация: С каждым днем все больше растет популярность франчайзинга. Это обусловлено тем, что предпринимателю, работающему в данной бизнес-системе не приходится начинать бизнес «с нуля», Он работает с торговой маркой, которая уже знакома покупателям и пользуется стабильным спросом. Сегодня все большее число прибыльных организаций развивает свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок.

Ключевые слова: франчайзинг, коммерческая концессия

Abstract: every day more and more growing popularity of franchising. This is due to the fact that the employer, working in this business system does not have to start a business «from scratch», He works with the trademark, which is already familiar to buyers and enjoy stable demand. Today an increasing number of profitable organizations are developing their business through the sale of franchises, which is a means of contributing to the implementation of their strategies of diversification and market penetration.

Key words: franchising, commercial concession

Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без

которой экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни является подлинной основой жизни страны с рыночной системой хозяйствования. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Мировой опыт показывает, что малое предпринимательство играет весьма важную роль в хозяйственном прогрессе. На сегодняшний день малый бизнес является наиболее массовым сегментом частного сектора экономики, оставаясь подчас единственной возможностью для большей части населения реализовать свой предпринимательский потенциал.

По данным службы государственной статистики по Ставропольскому краю на малый бизнес приходится более трети имущества всех хозяйствующих субъектов края, около 35% выручки от реализации, 17,8% прибыли рентабельно работавших предприятий, около трети задолженности постав-тттикам, 19,2% - задолженности по налоговым платежам.

Около двух третей прибыли малого бизнеса приходится на предприятия оптовой и розничной торговли, 12% - на сельское хозяйство, 7,3% - на операции с недвижимым имуществом и предоставлением услуг [1].

Для повышения устойчивости всей экономической системы России малое предпринимательство должно непрерывно развиваться. Но сегодня оно сталкивается с рядом определенных трудностей. Это обусловлено отсутствием благоприятных условий для малого бизнеса в существующем законодательстве и тем, что предприниматели, занятые в этой сфере, зачастую, имеют не высокий уровень экономических и юридических знаний. Это часто приводит вновь создаваемые малые предприятия к банкротству.

Франчайзинг можно рассматривать как один из способов решения проблемы устойчивости малых предприятий.

Сегодня франчайзинг является эффективным способом ведения бизне-

са. Для франчайзеров - это возможность расширения бизнеса, а для франчайзи - способ стать владельцем. Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых действенных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

В российской законодательной базе практически отсутствует термин «франчайзинг». Вместо него используется понятие «коммерческая концессия». Согласно главе 54 Гражданского кодекса [2] «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д.». Но эти понятия далеко не являются синонимами. Развитие франчайзинга существенно сужается из-за отсутствия правовой базы. В России франчайзинг получил широкое распространение в сфере питания, образовательных услуг, розничной торговли,туризма, фитнеса и др. [3].

В основном, в отечественной литературе экономисты определяют франчайзинг как форму предпринимательства, основанную на системе взаимоотношений, закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзор) предоставляет возмездное право действовать от своего имени другой стороне (франчайзи).

При этом авторы Леонов А. и Деев В. считают, что франчайзинг, в первую очередь, способствует расширению рынка сбыта [4]. К. Фулоп обращает внимание на то, что термин франчайзинг часто используется парал-

лельно с термином лицензирование [5]. Рыкова И.В. выделяет обязанности передающей стороны оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечении технической и консультационной помощи [6]. По мнению автора Рубе В.А. основным признаком, составляющим определение франчайзинга является форма гибридного институционального соглашения [7].

Но на наш взгляд наиболее полно раскрывают сущность франчайзинга экономисты Майлер А.З. и Куликов С.А. Они определяют франчайзинг как форму передачи прав другому лицу, с помощью которой владелец товаров или услуг обеспечивает организацию и расширение сети продажи указанных товаров и/или услуг. Товары и/или услуги идентифицируются с именем (торговой маркой) франчайзора, а процесс их продажи им контролируется. Франчайзор обеспечивает франчайзи квалифицированную помощь в обучении персонала, в закупках комплектующих, материалов, оборудования и т.д., в аренде помещений и оборудования, в маркетинговых исследованиях и пр» [8].

По данным Международной Ассоциации Франчайзинга [9] в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1,2 млн. франчайзи, объем продаж сетей составляет 2,1 трлн. долларов США, занятость около 18 млн. человек.

Как и в любой бизнес-системе у франчайзинга можно найти свои преимущества и недостатки. Но в данном случае необходимо отдельно рассматривать плюсы и минусы для обеих сторон.

Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества Недостатки

Для франчайзера:

1. Возможность экономии капитала и трудовых ресурсов. 1. Необходимость непрерывной работы с франчайзи.

2. Нацеленность франчайзи на положительный результат 2. Обеспечение постоянного контроля франчайзи.

3. Уменьшение коммерческих рисков. 3. Предоставление франчайзеру недействительных отчетов.

4. Франчайзер не сталкивается с вопросами управления, подбора и обучения персонала каждой франшизной точки. 4. Снижение качества продукции будет отражаться на на всей системе франчайзинга.

5. Бизнес развивается быстрее, т.к. франчайзер использует чужие управленческие и финансовые ресурсы.

Для франчайзи:

1. Приобретенная франшиза дает возможность стать предпринимателем, а не наемным работником. 1. Необходимо наличие начального капитала.

2. Получение готового бизнеса. 2. Ограничение свободы действий.

3. Франчайзи использует известный товарный знак или бренд. 3. Франшизный договор, заключаемый на несколько лет, ограничивает возможность быстрого выхода из данной бизнес-системы.

4. Наличие широкой рекламы.

5. Помощь и поддержка франчайзера.

6. Решаются вопросы финансирования. Франчайзер может быть гарантом для получения кредита.

7. Франчайзер помогает в снабжении.

Система франчайзинга привлекает внимание малого бизнеса, безусловно, являясь выгодной для предпринимателей, работающих в данном секторе экономики.

Франчайзи, как владелец, будет заинтересован в положительном результате и минимизации затрат в отличие от наемного руководителя. Собст-

венный капитал франчайзера практически не участвует в расширении бизнеса, следовательно, уменьшается коммерческий риск. Франчайзи покупает готовый бизнес, который уже занимает на рынке определенную нишу, зарекомендован с положительной стороны и опробован на практике. Т.е., франчайзи гарантированно покупает надежный бизнес, не тратя время и деньги на продвижение товара на рынок.

При покупке франшизы франчайзи пользуется готовыми рекламными и маркетинговыми программами франчайзера. Таким образом, франчайзи рекламирует свой товар при помощи более масштабной рекламы, чем другие обычные предприятия.

В процессе работы, для того, чтобы франчайзи мог начать свой бизнес в кратчайшие сроки, франчайзер оказывает помощь и поддержку, обеспечивает необходимыми методическими материалами, дает четкие инструкции по материалу, оборудованию, поставщикам, технологии ведения дел, проводит обучение, консультирует и совместно решает возникающие проблем;

Во всем мире считается, что бизнес в формате франчайзинга наиболее надежный, чем свободное предпринимательство. Франчайзер, как заинтересованная сторона может выступать в качестве гаранта для получения кредита или лизинга. Поэтому банки и лизинговые организации охотнее работают с франчайзи по сравнению другими предпринимателями.

Франчайзер предоставляет возможность приобретения расходных материалов, комплектующих изделий, сырья как у самой компании, так и у постоянных поставщиков. Таким образом, система снабжения становится надежной и выгодной.

Несмотря на явные преимущества, франчайзи может столкнуться с рядом проблем.

Во франчайзинге органичена свобода действий по сравнению с обычным предпринимательством. Контроль над деятельностью франчайзи, одобрения для многих видов сделок, требования и указания франчайзера предусмотрены франшизным договором. Большинство людей не работают в дан-

ном формате, потому что предпочитают самостоятельно принимать решения. Но для тех, кто разумно строит партнерские отношения с франчайзером, ограничение свободы действий не может стать серьезным недостатком. Фран-шизинговую бизнес-систему нельзя попробовать начать, а затем просто бросить. В российском малом предпринимательстве характерной чертой является большая диверсификация деятельности. Типичны случаи, когда один предприниматель сразу занимается несколькими видами деятельности, у него есть возможность «попробовать их на успех». То, что не очень получается, отпадает само собой. Путем естественного отбора возникает некая специализация малых предприятий. Договор франшизы заключают обычно на срок от нескольких лет до нескольких десятков лет. В данном случае невозможно "попробовать" и бросить бизнес, если не понравилось без существенных материальных потерь. С другой стороны возникает некоторая неопределенность при планировании будушего франчайзи, что связано с ограниченностью срока действия франшизного договора.

Основная негативная составляющая для франчайзеров заключается в необходимости продуманной кропотливой работы с франчайзи, т.к. в целом успех бизнеса фактически зависит от них. Обеспечение непрерывного эффективного контроля франчайзи для гарантий высокого качества и продуктивного ведения бизнеса также можно отнести к основному недостатку данной бизнес-системы для франчайзера.

Основой экономического успеха франчайзера является высокая репутация франшизной системы. Сохранение и поддержание данной репутации бизнеса весьма важно.

Кроме этого, для каждого франчайзера существует опасность недобросовестного поведения франчайзи. В качестве примера можно привести занижение финансовых показателей с целью уменьшения роялти -периодические платежи, которые франчайзи выплачивает франчайзеру.

Разрыв договора франшизы под каким-нибудь благовидным предлогом и продолжение бизнеса под другим брэндом является наиболее частым примером недобросовестного поведения франчайзи.

Существует также и третий участник франчайзинга - это потребитель.

К преимуществам потребителя можно отнести: увеличенные часы работы, высокий уровень и личное участие франчайзи в обслуживании, расширение франшизных торговых точек, разнообразие выбора, постоянство цен, повышенная вероятность покупки качественного товара.

Негативные стороны для потребителя проявляются в ограничении конкуренции, вследствие этого происходит сужение выбора потребителя. Если франчайзи будет недостаточно хорошо обучен, то это может отразиться на качестве товара и уровне обслуживания.

Анализируя основные положительные и отрицательные стороны для всех сторон-участников франчайзингового бизнеса, можно сделать вывод, что указанные недостатки являются лишь естественной платой за получение вышеназванных преимуществ.

Для экономики страны в целом франчайзинг имеет много положительных особенностей.

Франчайзинг предусматривает эффективную систему обучения малого бизнеса. Ни в одном университете предприниматель не сможет получить такое качественное практическое обучение от опытных и заинтересованных в успехе своих "учеников" преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Несмотря на то, что в сравнении с западными странами франчайзинг в России развивается медленно, перспективы его развития самые благоприятные.

Библиографический список:

1. Служба государственной статистики по Ставропольскому краю -http ://www. stavstat.ru

2. Гражданский кодекс. Глава 54. Коммерческая концессия

3. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. - 2008. - № 15. - с. 122-165.

4. А. Леонов, В. Деев. Франчайзинг в России: перспективы развития // Журнал "Люди дела XXI", 2007.

5. Фулоп К. Франчайзинг. Маркетинг. - Санкт- Петербург: «Питер», 2002. - с. 13.

6. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. - М.:»Современная экономика и право», 2000. - с. 14.

7. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. - М.: ТЕИС,

2000. с. 116.

8. Майлер А.З., Куликов С.А. Пособие по франчайзингу. - М.: РАРФ,

2001. - с. 5.

9. Международная Ассоциация Франчайзинга - http://franchise.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.