УДК 330.322
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ КРИЗИСА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
© Наталья Сергеевна ХОРОШАВИНА
Королевский институт управления, экономики и социологии, г. Королев, Московская область, Российская Федерация, кафедра управления, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected]
В статье представлены статистические данные развития малого предпринимательства в России в период кризиса, рассмотрены проблемы кредитования малых предприятий. В этой связи франчайзинг изучен как инструмент стабилизации экономики и развития малого предпринимательства. Раскрыты преимущества франчайзинга для малых предприятий, изучены проблемы его реализации для субъектов малого предпринимательства. Особое внимание уделяется динамике и тенденциям развития франчайзинга в России в период кризиса.
Ключевые слова: франчайзинг; коммерческая концессия; малый бизнес.
В настоящее время важную роль в стабилизации экономики России играют малые предприятия. Именно они обеспечивают жизнеспособность и эффективность функционирования национальной экономики, определяют основные направления и параметры ее дальнейшего развития и роста. Именно малые предприятия способны наиболее быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, оперативно реагировать на возникающие проблемы и быстро принимать необходимые управленческие решения. Они дают возможность разрабатывать и реализовывать гибкую стратегию хозяйственной деятельности. Развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов экономического роста и инновационного обновления страны.
Негативное влияние на функционирование малых предприятий в России оказал финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. Его воздействие на малый бизнес привело к таким явлениям, как снижение доступности заемных финансовых ресурсов, снижение платежеспособного населения, снижение стоимости национальной валюты. Все это привело к замедлению темпов роста основных показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства. В условиях кризиса многие малые предприятия были вынуждены значительно сокращать масштабы своей деятельности.
По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, начиная с 2008 г. происходит снижение практически всех показателей, характеризующих развитие малого предприни-
мательства в России. В то же время количество зарегистрированных малых предприятий в первом квартале 2008 г. сократилось в 4 раза. Вследствие этого снизилась среднесписочная численность работников малых предприятия и объем оборота.
В первом квартале 2010 г. ситуация немного стабилизировалась, хотя до уровня 2007 г. еще далеко. Темпы снижения показателей не такие большие, а объем оборота даже увеличился на 3,5 %.
Следует отметить, что основные проблемы малых предприятий в условиях кризисных явлений носили, прежде всего, финансовый характер. И в этих условиях, помимо указанных негативных явлений, ситуация осложнялась отсутствием доступа к банковскому кредитованию.
В отличие от крупных и средних предприятий, малый бизнес не так зависит от банковского финансирования. У малого бизнеса велика потребность не в долгосрочных, а в краткосрочных и среднесрочных кредитах. В то же время кризис значительно ограничил ресурсы банковского сектора и кредитные организации оказались не в состоянии удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. Более того, программы кредитования малого бизнеса были свернуты или существенно ужесточены банками в первую очередь. В частности, по данным Минэкономразвития России, за первое полугодие 2008 г. темп прироста кредитования субъектов малого предпринимательства составил около 31 %, а во втором полугодии этот показатель упал до 2,7 %.
Ситуация с финансированием малого бизнеса начала немного меняться в лучшую сторону только к концу 2009 г. Так, согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 г. для 15 % предпринимателей привлечь заемные средства стало относительно просто (в январе 2009 г. аналогичная доля составляла лишь 8 %). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно или невозможно, сократилось (56 % в ноябре против 75 % в январе 2009 г.).
Данные рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ-РА», свидетельствуют уже о приросте в первом полугодии 2011 г. объемов кредитов, выданных банками малому и среднему бизнесу, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 40 %. Однако до уровня докризисного кредитования сектора все равно еще очень далеко. Проблема с привлечением заемных средств для малого предпринимательства по-прежнему остается довольно острой.
В этих условиях важным фактором преодоления кризисных явлений в малом предпринимательстве может стать франчайзинг. Данная форма сотрудничества дает массу преимуществ для малых предприятий. В первую очередь, они получают раскрученный бизнес, который уже приносит определенный доход и не требует затрат средств и времени на его рекламу, маркетинговых исследований, разработки и регистрации собственного товарного знака и торговой марки, отработки технологии ведения бизнеса, а также на ведение переговоров и поиске партнеров.
Во-вторых, малые предприятия получают определенный уровень защищенности от конкурентов на территории действия франчайзингового соглашения. Кроме того, они обеспечены постоянной технической, консультативной и финансовой поддержкой, как на этапе развития бизнеса, так и в процессе его функционирования, а также имеют упрощенный доступ к кредитным ресурсам, т. к. в этом случае франчайзер может выступать в роли гаранта в кредитных отношениях.
Специалисты в области российского рынка инвестиций прогнозируют в ближайшее время значительное увеличение объема франчайзинговых сделок. Если посмотреть статистику развития франчайзинга с 1995 по 1999 г., в течение первых четырех лет его
существования в России на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 г., за 2 года - 37, а за один 2002 г. - уже 29. В период с 1995 по 2005 г. число франчайзинговых систем возросло почти в 6 раз. При этом значительно улучшилось качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
Начало глобальной рецессии, всеобщего экономического спада сказалось негативным образом на рынке франчайзинга. Проблемы с кредитованием, снижение покупательской способности населения имели неблагоприятное воздействие на франчайзеров. За 2009 г. франчайзинговые программы приостановили около 120 компаний. С другой стороны, в отсутствии возможности получить кредиты и иное финансирование многие малые предприятия обратили внимание на франчайзинг, как стратегию развития собственного бизнеса. Финансовый кризис подстегнул как франчайзеров, так и франчайзи, заставив первых и вторых увеличить свою активность. На фоне проблем с получением кредитов, замедления роста сетей, снижения оборотов и ухода с рынка некоторых игроков франчайзеры стали крайне заинтересованы в привлечении инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В условиях кризиса многие компании, которые раньше отвергали франчайзинг, спешно начали формировать предложения по продаже франшиз. Более 200 франшиз в 2010 г. - «новые» для российского инвестора - франчайзи. Появилось много новых международных и российских брендов, которые стали предлагать франчайзинг, в т. ч. - Burger King, Dunkin’ Donuts, H&M, Gap, New Look, River Island, Kika, «Крошка РУ», «Щетка»,
Moncassa, Mr. Stillini, ORMATEK.
Вместе с тем в период кризиса стали более востребованы франшизы эконом-класса: в т. ч. предприятия общественного питания, торговые точки, предлагающие товары по сниженным ценам, и пр. По сравнению с 2009 г. наметился рост франшиз в сфере услуг.
За полтора последних года количество франшиз увеличилось на 21 %. В настоящее время в России работает 485 франчайзеров и более 20 тыс. франчайзинговых точек. Рос-
сия входит в число лидеров по темпам развития франчайзинга, однако по-прежнему сильно отстает от развитых стран по общему количеству. Лидером рынка франчайзинга является США - в стране работает около 750 тыс. франчайзинговых предприятий. В тройку входят Китай и Австралия.
Прирост российского рынка франчайзинга за последний год составил около 98 %. Больше половины франчайзинговых систем в стране работают уже более 5 лет, 43,5 % — это молодые франшизы. Около 62% рынка занимают отечественные бренды. Наибольшее развитие получили системы с минимальными вложениями на открытие точки (от 1 до 5 млн руб.).
Что касается распространения франчайзинга по территории России, то здесь следует отметить неравномерность его распределения. В 2010 г. более 72 % российских франчайзоров было сосредоточено в Москве, 13 % - в Санкт-Петербурге, в других городах России - 15 %. Вместе с тем региональных франшиз появляется все больше.
Таким образом, франчайзинг в России набирает все больше оборотов и имеет благоприятные перспективы развития. Но, несмотря на все преимущества франчайзинга, в России сложилась такая ситуация, когда молодые фирмы и начинающие предприниматели не спешат открывать свой бизнес под маркой известной компании и становиться ее составляющей. По данным статистики в нашей стране много франчайзеров, но мало тех, кто работает под их торговыми марками, - на 400 франчайзеров в России приходится всего 2500 франчайзи. Тогда как в других странах эти показатели больше на порядок. Например, в Канаде 850 владельцев франшиз имеют 80 тыс. партнеров, а в США с 2400 франчайзерами работают 760 тыс. бизнесменов. Это объясняется наличием ряда трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес, решивший работать по системе франчайзинга.
В первую очередь, это наличие солидного начального капитала, необходимого потенциальным франчайзи. В среднем паушальный взнос на рынке франшиз составляет 100-150 тыс. долл. и более. Вместе с тем только 19 % потенциальных франчайзи располагает капиталом в 150-500 тыс. долл.. 36 % - могли бы вложить в дело до 45 тыс. долл., 34 % - от 45 тыс. до 150 тыс. долл. В
то же время в странах с развитым рынком франчайзинговых сделок паушальный взнос не превышает, как правило, 10 % от общего размера инвестиций. Если же он равен половине всех вложений или превышает их, это должно насторожить франчайзи. Скорее всего, продавцам таких франшиз важно лишь продать их, а дальнейший успех партнера их интересует мало.
Второй немаловажной проблемой, с которой может столкнуться предприниматель, решивший начать дело по франчайзинговой системе, является наличие дорогостоящих, но откровенно слабых брэндов или несерьезных франшиз. Но даже при условии сильного брэнда компания-франчайзер должна иметь хорошо отработанные технологии ведения бизнеса и обеспечивать постоянное сопровождение франчайзи. В нашей стране, зачастую, франчайзинговые сделки заканчиваются на этапе продажи франшизы и что будет дальше с франчайзи, мало кого интересует.
Третья проблема, которую хотелось бы отметить, заключается в несовершенстве законодательства в области франчайзинговых сделок. В современной правовой системе России термин «франчайзинг» встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга [5]. Однако понятие «коммерческая концессия» значительно уже понятия «франчайзинг». Поэтому франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, т. е. на «обходных» правовых схемах. Отсюда возникает правовая незащищенность как франчайзеров, так и франчайзи.
Ну и наконец, большая часть проблем франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи [5].
В заключение хотелось бы сказать, что преодоление указанных проблем и реализация возможных перспектив развития франчайзинга в России требует комплексного подхода, учитывающего многогранный опыт стран с развитым рынком франчайзинговых систем и особенности современного этапа экономической трансформации России.
Вместе с тем использование франчайзинга как особого экономического механизма гармоничного объединения достоинств малого и крупного бизнеса может существенно ускорить процесс стабилизации российского малого предпринимательства и стать одним из инструментов, позволяющих преодолеть последствия кризиса в данном сегменте и повысить его эффективность.
1. Земляков Д.Н., Макашев М. О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса. М., 2003.
2. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2007, 2008, 2009, 2010 гг. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад.
3. Рынок франчайзинга: итоги 2009 г., прогноз 2010-2012 гг. Аналитический отчет.
4. Что ждет российский франчайзинг? Свой бизнес. иКЬ: http://www.mybiz.ru/school.html
5. иЯЬ: http://www.financial-lawyer.ru/newsbox/ franchayzing/148-309.html
6. иКЬ: http://www.rusfranch.ru/franchising/fran
chising_in_russia/market_overview.php
Поступила в редакцию 6.04.2012 г.
UDC 330.322
USAGE OF FRANCHISING TO OVERCOME EFFECTS OF CRISIS IN SMALL BUSINESS
Natalia Sergeyevna KHOROSHAVINA, Korolyov Institute of Management, Economy and Sociology, Korolyov, Moscow region, Russian Federation, Management Department, Candidate of Economics, Associate Professor, e-mail: [email protected]
The article presents the statistics of small business development in Russia during the crisis, the problems lending to small businesses are examined. In this connection, franchise was studied as a tool of economic stabilization and development of small businesses. The advantages of franchising for small businesses, explored the problems of its implementation for subjects of small businesses are revealed. Particular attention is paid to the dynamics and trends in the development of franchising in Russia during the crisis.
Key words: franchise; commercial concession; small businesses.