СИСТЕМА ФРАНЧАЙЗИНГА В ГОСТИНИЧНЫХ И ТУРИСТСКИХ КОМПЛЕКСАХ
Цинь Цзюнь
В статье исследована система франчайзинга в гостиничных и туристских комплексах, представлено развитие франчайзинга в России.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзи, франчайзинговый договор, франчайзинговые платежи.
Франчайзинг - вид предпринимательской деятельности, основанный на договоре, согласно которому франчайзор передает франчайзи права на пользование его торговой маркой на платной основе (франчайзинговые платежи).
Франчайзи (пользователь, франшизо-держатель, франчайзо-получатель) - компания, получающая права на использование торговой марки франчайзора.
Франчайзор (франшизодатель, франчайзер, правообладатель) - компания, имеющая известную торговую марку, передающая плату за ее использование франчайзи.
Франшиза - это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. Под франшизой также понимается полная бизнес-технология, франчайзинговый пакет [1].
Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания и т. д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей [2].
Франчайзинговые платежи - все отчисления (платежи) франчайзи (пользователя) франчайзеру (правообладателю) в соответствии с принятой в России классификацией и правилами бухгалтерского учета можно разделить:
- на разовые, первоначальные единовременные платежи (в литературе по франчай-
зингу их называют вступительным взносом), которые производятся из собственных (заемных) средств франчайзи (пользователя) и рассматриваются как долгосрочные инвестиции капитального характера в нематериальные активы, совершаемые, как правило, до начала выпуска и реализации продукции или услуг по договору коммерческой концессии (франшизе);
— на периодические отчисления в зависимости от объемов продаж (оборота, прибыли), которые, в свою очередь, должны рассматриваться как текущие в соответствии с условиями договора, производственные расходы (платежи), связанные с производством и реализацией продукции, что позволяет, соответственно, включать эти периодические отчисления в себестоимость производства работ (оказания услуг) [1].
Франшизная гостиница может управляться самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны администрации цепи. В договоре франшизы администрация цепи (франчайзер) предоставляет франшизной гостинице (франчайзи) право на использование символа (марки), ноу-хау и системных структур цепи (в организации деятельности, управлении, обучении персонала, снабжении и т. п.), а франшизная гостиница обязана оплатить эти права путем первоначального взноса за франчайзинг (стоимость покупки франчайзинга) и периодических платежей (вознаграждений за франчайзинг).
Франчайзинговый договор по продаже лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети считается одним из наиболее успешных в мировой практике. При этом оператор не управляет гостиницами и не изменяется собственник.
Франчайзинг может базироваться на контракте на управление, включающем не-
сколько договоров - на использование торговой марки, на предоставление персонала и ноу-хау, на участие в системах бронирования, на техническое обслуживание и т. д. В качестве примера можно назвать «Шератон Невский Палас». Сеть принимает обязательства по внедрению эффективной модели менеджмента в отеле, и ее вознаграждение напрямую зависит от достигнутого уровня доходов гостиницы.
Наиболее распространен вариант договора, по которому оплата услуг отельного оператора складывается из вступительного взноса (для высококлассных отелей 100-150 тыс. долл.), роялти (4-8 % валовой операционной прибыли), отчислений на маркетинговые цели и комиссионных за использование каналов сбыта [2].
К основным преимуществам организации деятельности турфирмы или гостиницы на основе договора франчайзинга с известной компанией можно отнести следующие:
— экономию средств на продвижении услуг франчайзи (франшизодержателем, франчайзополучателем), поскольку бренд уже известен и признан на рынке;
— гарантию высокого качества услуг благодаря разработанным франчайзером (франшизодателем) процедурам и стандартам обслуживания;
— гарантию компетентного управления за счет постоянного контроля со стороны франчайзера;
— подключение фирмы к международным системам бронирования и включение в директорий франчайзера;
— обучение персонала, общую маркетинговую политику и рекламу и т. д.
Выделяют несколько видов франчайзинга (табл. 1).
Флагманом отечественного франчайзинга остается сектор розничной торговли - в нем задействовано свыше 30 % от общего числа франчайзеров в России и более 35 % российских франчайзи. На втором месте -сектор общественного питания (27 % франчайзеров и 22 % франчайзи). Замыкает тройку лидеров сфера услуг - 12 % франчайзеров и 16 % франчайзи.
В среднем по России на одного франчайзера приходится около 6 франчайзи. Больше половины систем можно отнести к небольшим (по классификации журнала Economist к таковым относятся системы с менее чем 30 точками). 28 % франшиз принадлежат крупным предприятиям, насчитывающим более 100 операторов. В целом существует тенденция к укрупнению франчайзинговых систем.
Таблица 1
Типология видов франчайзинга
Вид франчайзинга Содержание
Товарный франчайзинг Предоставление франчайзи права реализации товара под торговым знаком франчайзера, производимого либо маркированного франчайзером
Производственный франчайзинг Получение франчайзи права производить и реализовывать товары под торговым знаком франчайзера
Деловой франчайзинг Франчайзи создает и развивает бизнес по модели и при участии франчайзера с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства (сфера обслуживания, обучения, общественного питания)
Корпоративный франчайзинг Франчайзи оперирует не отдельным предприятием, а их сетью с использованием наемных менеджеров
Конверсионный франчайзинг Способ расширения сети, при котором самостоятельное предприятие присоединяется к сети одного из франчайзеров
Районный франчайзинг Франчайзи получает право осуществлять свои операции в рамках определенного района в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия
Субфранчайзинг Получатель генеральной франшизы получает право в качестве франчайзера заключать договоры с новыми франчайзи
Сервисный франчайзинг Основным товаром является услуга. (По мнению А.В. Рыковой - сочетание товарного и производственного франчайзинга, хотя правильней говорить о товарном франчайзинге, ибо услуга - разновидность товара)
Франчайзинг бизнес-формата Комплексный вид франчайзинга
Свыше 97 % операторов работает со стационарных точек. Количество мобильных и надомных франчайзи невелико. Около 60 % франчайзеров применяют мастер-франшизу (тип соглашения, при котором права на заключение франшизных соглашений переходят к франчайзи, который в таком случае становится мастер-франчайзи).
В России при создании гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети: отель «Националь» (сеть «Ье Royal Meridien»); московские гостиницы «Марриотт Ройял», «Марриотт Грандъ», «Тверская» (сеть «Marriott»); отель «Холидэй Инн Виноградове» (сеть «Holiday»). При данной форме сотрудничества мировая гостиничная сеть не занимается вопросами менеджмента в отдельно взятой гостинице. Так, например, три московских отеля сети «Marriott» управляются компанией «Interstate», а гостиница «Националь» является муниципальным предприятием.
Широкое развитие франчайзинг получил также и у туристских фирм: американская сеть туроператоров «Carlson Wagonlits» (объединяет около 3,5 тыс. компаний), «Thomas Cook», «TUb, «Nekkerman». В настоящее время франчайзинг в той или иной форме существует более чем в 80 странах. Крупнейшими экспортерами, осуществляющими торговлю по соглашениям о франчайзинге, считаются США, Канада, Япония, Австралия, Франция, Германия и Великобритания. Другим видом межфирменного обмена является заключение между организациями индустрии туризма контрактов на управление [1].
Франчайзер обычно склоняется к заключению прямых франчайзинговых договоров в стране, имеющей общие границы со страной франчайзера. Если страны географически отдалены, то сотрудничество становится затруднительным и требует больших трансакционных издержек, поэтому франчайзер будет склоняться ко второй форме франчайзинга (косвенной). При этом степень страновых различий (разные языки, законы, религии, традиции, пристрастия потребителей, условия для предпринимательской деятельности) наряду с другими факторами оказывает
влияние на выбор франчайзером варианта франчайзинга.
Франчайзинг предлагает современные отработанные технологии ведения бизнеса, что позволяет избежать ошибок организационно-технического характера. Вместе с тем франчайзинг как организационно-экономический инструмент требует стабильной законодательной основы, которой в нашей стране пока нет. Для российских предпринимателей вхождение во франчайзинговую сеть связано с наличием относительно небольшого стартового капитала (для внесения разового сбора), однако получить кредит на эти цели непросто.
Система франчайзинга должна найти в российских условиях широкое применение в организации и управлении гостиничным хозяйством, поскольку она не требует изменения формы собственности.
Освоение нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории российского государства и за его пределами.
Франчайзинг в России делает первые шаги. С его развитием предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации
1. Зайцова И.А. Менеджмент в сервисе и туризме. М., 2008.
2. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. М., 2007.
Поступила в редакцию 10.08.2008 г.
Qin Jun. The system of franchising in hotel and tourist complexes. The article investigates the system of franchising in hotel and tourist complexes and researches into franchise development in Russia.
Key words: franchising, franchisee, franchise agreement, franchise payments.