Научная статья на тему 'Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия'

Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5256
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / МИРОВАЯ ПРАКТИКА ФРАНЧАЙЗИНГА / ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЕЙ / РАЗВИТИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ / FRANCHISING / WORLD FRANCHISE PRACTICE / ADVANTAGES OF FRANCHISE NETWORKS / FRANCHISE DEVELOPMENT IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашева Наталья Евгеньевна

Представлена мировая практика применения франчайзинга как метода развития бизнеса в экономике различных стран, его значимость и преимущества. Дан анализ развития франчайзинговых отношений последнего десятилетия в Российской Федерации, а также прогноз их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Franchising Development in Russia: Last Decade Conclusion

The world practice of franchising application as a method of business development in different countries economies is presented in the article as well as its significance and benefits. Analysis of franchising interactions of the last decade in Russian Federation is given, forecast of its development is done.

Текст научной работы на тему «Анализ развития франчайзинга в России: итоги последнего десятилетия»

Лукашева

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ: ИТОГИ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ

Успешность развития бизнеса с помощью стратегии франчайзинга признана во всем мире. Производственные компании, работающие на потребительском рынке, а также в сферах общественного питания, предоставления услуг, транспорта по достоинству высоко оценивают франчайзинг в качестве инструмента привлечения инвестиций. В настоящее время франчайзинг широко распространен во всем мире и занимает прочные позиции в коммерческих отношениях, в корне изменив темпы развития сотен и тысяч фирм сначала в США, а затем и более чем в 100 странах мира. Франчайзинг - это метод развития бизнеса в сфере продажи товаров и услуг, при котором одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) право ведения бизнеса под своим товарным знаком, используя разработанную бизнес-модель за определенную плату. В течение последних лет франчайзинг доказал, что даже в период экономического спада, - это жизнеспособный метод реализации товаров и услуг, который может оказать весьма позитивное влияние на экономическое развитие. Результаты подтверждаются статистическими данными: франчайзинго-вую схему ведения бизнеса используют более 500000 предприятий США в 65 отраслях экономики и тем самым обеспечивают около 42 процентов розничных продаж в стране ежегодно [1].

Как эффективное средство для расширения сети продаж и поддержки малого бизнеса франчайзинг популярен в странах Европы, в Австралии и многих других частях света. Некоторые крупные компании-франчайзеры имеют по несколько сотен партнеров-франчайзи, способствуя развитию сетей своих предприятий и широкому распространению своих товаров и услуг. Кроме того, договор франчайзинга является самостоятельным объектом правового регулирования более чем в восьмидесяти странах мира [2].

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начи-

546

нающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. В США в период с 1980 г. по 2003 г. количество франшизных торговых точек увеличилось на 146%, возрастая в среднем на 6% ежегодно. Это было связано с приходом франшизных предприятий на смену самостоятельно функционирующим в самых разнообразных отраслях, таких как быстрое питание, банковское дело, интернет-услуги, ремонт автомобилей, офтальмология. Фактически сегодня в Америке новая франшизная точка открывается каждые восемь минут. За последние годы темпы роста увеличивались в геометрической прогрессии. С 1980 г. по 1991 г. число подобных предприятий в американской экономике выросло всего лишь на 28%, в то время как с 1995 г. по 2005 г. на 92% [3].

Темпы роста международного франчайзинга выглядят еще внушительней, что заставило Комитет палаты представителей по вопросам малого бизнеса определить франчайзинг как самый быстрорастущий вид американского экспорта. В настоящее время около 560 американских компаний имеют более 60 000 зарубежных франшизных точек. В ближайшие десять лет 90% всех франчайзеров страны планируют выйти на международный рынок, а примерно половина всех франчайзи, появившихся за последнее десятилетие, находятся за пределами США. Популярность франчайзинга объясняется его значительными положительными качествами.

Бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или цепи франчайзинга.

Франчайзинг имеет ряд положительных особенностей, которые позволяют более эффективно и надежно организовать государственную поддержку малого предпринимательства. Сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу. Ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Развитие международного франчайзинга влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

В связи с изложенным, можно сделать вывод о пользе государственной поддержки франчайзинга в России, так как его развитие:

• повысит общую культуру предпринимательских отношений;

• повысит правовую защищенность малого предпринимательства;

547

• будет способствовать созданию новых рабочих мест;

• будет способствовать приобретению новыгс идей, методов и технологий в малом бизнесе;

• повысит эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом;

• создаст комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без организации каких-либо специальных учебных структур и программ;

• привлечет значительные иностранные инвестиции в российскую экономику.

Развитие франчайзинга в России в период 1995-2005 гг. шло относительно медленными темпами. К сожалению, российское законодательство не является стимулирующим и поддерживающим франчайзинг, а в некоторый аспектах - даже препятствует его развитию. Мировой опыт франчайзинга насчитывает более 100 лет. В России такой способ организации бизнеса вошел в практику лишь в 1993 г. С 1995 г. по 1999 г., в течение первых лет существования франчайзинга в России на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, т.е. в среднем по 8 новыгс франшиз в год. С 2000 г. по 2001 г., за 2 года - количество франшиз почти удвоилось, а только за один 2002 г. появилось 29 новых франшиз. На рисунке представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 г. по 2009 г. [10, 11]

Рисунок. Количество франшизных систем в России по годам нарастающим итогом

Период 2007-2008 гг. можно считать особым в развитии франчайзинга среди российских предпринимателей, именно в эти года поя-

548

вилось особенно много компаний, предлагающих «дутые франшизы». Такие франчайзеры, как правило, не обеспечивают своих партнеров необходимой поддержкой из-за отсутствия опыта работы, в таких франшизах отсутствуют качественная документация, регламентирующая взаимоотношения партнеров, прозрачная структура компании, постоянный штат работников.

Развитие франчайзинга сегодня объясняется рядом причин:

• значительно повысился интерес предпринимателей к диверсификации бизнеса;

• среди крупных компаний возросло понимание преимуществ развития в регионах России с помощью франчайзинга;

• предпринимательская среда стала более информированной о значительных выгодах применения франчайзинга прежде всего для самих предпринимателей;

• в последнее время очень активно возводятся крупные торговые центры в регионах России.

Ситуация на рынке продаж франшиз резко меняется в сторону основного закона рынка: спрос рождает предложение. Если в начале двухтысячных годов потенциальные франчайзеры сначала избирали для себя стратегию развития в формате франчайзинга, и только после этого приступали к разработке пакетов и продвижению франшиз, то в поледние годы многие компании-франчайзеры озаботились разработкой франшизного пакета именно после неоднократных обращений потенциальных франчайзи, а некоторые решились на разработку уже после того, как опробовали некую комбинацию франчайзинга с независимыми партнерами.

Другим явным показателем успешного развития франчайзинга в России является стремление все большего числа уже действующих франчайзеров к совершенствованию существующих франчайзинго-вых пакетов. Отточенный и выверенный пакет - залог успешных, долгосрочных и беспроблемных отношений с франчайзи. Избегая несовершенства законодательной базы, многие компании отказываются от договоров коммерческой концессии, как формы оформления отношений с франчайзи, в пользу пакета других, более конкретизированных в гражданском праве договоров. Происходит это в основном из-за проблем с регистрацией договоров коммерческой концессии, сроки которой достигают порой 8-10 месяцев. А до регистрации договора франчайзер не может официально получить оплату с фран-чайзи (в частности, паушальный взнос), не может начать деятельность по развитию франчайзинговой сети. На сегодняшний день договор коммерческой концессии - не единственный и далеко не самый попу-

549

лярный на сегодня вид оформления взаимоотношений франчайзера и франчайзи, несмотря на вступившую в силу 01.01.2008 г. часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и связанные с этим изменения в его 54 главе «Коммерческая концессия» [5].

Так, в соответствии со статьей 1031 ГК РФ правообладатель обязан был выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Какие лицензии должен был выдать франчайзер, и что подразумевалось под "их оформление в установленном порядке" больше участникам бизнеса разбираться не придется. Кроме того, упоминания в статье 1036 ГК РФ о ссылках в отношениях с третьими лицами также упразднены, ведь обычно содержащие конфиденциальную информацию договора являются недоступными для третьих лиц.

Очевидно, вступление в силу части IV ГК РФ и связанные с этим изменения в 54 главе ГК РФ были связаны с необходимостью приведения некоторых положений в соответствие с новой частью ГК РФ, хотя и имели исключительно положительный эффект [6]. Однако необходимость совершенствования законодательного регулирования остается острым вопросом, и для ускорения развития российского рынка франчайзинга необходимо принять ряд серьезных мер, связанных с корректировкой законодательства.

По оценке Российской ассоциации франчайзинга в 2003 г. на российском рынке действовало около 100 франчайзеров. Как уже отмечалось, в 2008 г. было успешно создано более 400 компаний. Тенденции их развития в отраслевом разрезе по количеству компаний-франчайзеров, могут быть представлены следующим образом [8]:

• торговля товарами народного потребления - 55% (в 2007 г. -45%), безусловный лидер - торговля одеждой;

• общественное питание - 20% (в 2007 г. - 28%);

• сфера сервиса и услуг - 18% (12% в 2007 г.);

• другое - 7%.

Для сферы услуг и сферы общественного питания 2007 г. не был столь успешным - новых предложений франшиз в этих отраслях появилось немного. Но именно эти сферы бизнеса лидируют во франчайзинге во всем остальном мире. Например, франчайзинг услуг в европейских странах в среднем составляет 40-45 % от общего числа франшиз, что существенно больше, чем представлено на сегодняшний день в России. Связано это, прежде всего, с проблемой охраны интеллектуальной собственности.

Проблема, которую действительно сложно решать в России - это охрана информации. Механизм подобной охраны законодательством

550

предусмотрен, однако реализация франшиз в сфере услуг сопряжена со значительными рисками. Франчайзи, получив всю информацию от франчайзера, может попросту перестать сотрудничать с компанией и продолжить свою деятельность самостоятельно, используя наработки, ноу-хау компании-франчайзера. Именно поэтому реализация франшиз в сфере услуг требует наиболее тщательной проработки механизмов удержания партнеров в сети. Рынок франчайзинга в сфере общественного питания уже в 2008 г. был представлен опытными игроками (Ростик C - KFC, Планета Суши, IL Patio, Гин-но-таки, Якитория, Стардок^, Елки-Палки и др.). Началось активное продвижение франшизы Sbarro. Новых концепций появилось очень мало и, в основном, за счет региональных франчайзеров. Например, компания «Алендвик» (г. Пермь) и их концепции «Пельмешки да вареники», Viva la Pizza и др.

Изменился и потенциальный инвестор-франчайзи. Возрос спрос на франшизы в сфере розничной торговли. Это происходит в основном благодаря строительству в регионах России современных торговых центров, а также решению многих розничных франчайзеров развиваться в дальних регионах и небольших городах не самостоятельно, а с помощью франчайзинга. В 2008 году региональный франчайзи был особенно активен. К сожалению, г. Москва, а часто и другие крупные города, «закрыты» для продажи франшиз, так как компании предпочитают выходить на эти площадки самостоятельно.

Потенциальный франчайзи также стал более информирован и все чаще и чаще на переговорах звучат следующие вопросы к франчайзерам. Как они собираются развивать бренд? Какая планируется рекламная кампания? Какая поддержка будет оказываться франчайзи? Финансовые показатели торговых точек, в том числе франчайзинговых?

Интересно то, что многие компании предоставляют эти данные при продаже франшизы, хотя закон не предусматривает раскрытия подобной информации перед потенциальными пользователями -франчайзи. Открытость на начальном этапе переговоров - залог успешных продаж и долгосрочного сотрудничества.

Также интересна следующая тенденция: около 20% инвесторов -потенциальных франчайзи, обратившихся за покупкой франшизы в 2008 г., уже являются действующими франчайзи других компаний, часто из различных сфер деятельности, что говорит о популярности франчайзинга, а также о наработанном положительном опыте его реализации в России.

Франчайзинг зачастую рассматривают в качестве инвестиционного инструмента. Ниже будут описаны доказавшие свою эффек-

551

тивность в российской практике методики определения основных финансовых параметров франчайзингового проекта.

Работая на открытом рынке, каждая компания проходит через несколько этапов становления: выход на рынок с новым продуктом, занятие своей «рыночной ниши», экстенсивное увеличение рыночной доли на данном региональном рынке, интенсивное распространение продукта, и наконец, рост рынка сбыта, вывод продукта на национальный уровень. Большинство российских компаний испытывают трудности именно на последнем этапе. Здесь либо теряются темпы роста, так как вывод на рынки филиалов и представительства влечет за собой крупные расходы и затраты времени для появления на новом рынке фирм-конкурентов, либо при попытке партнерства с зарекомендовавшим на новом рынке крупным предпринимателем происходит продажа ему всего бизнеса.

Франчайзинг позволяет успешно избежать подобных рисков, в том числе на российских рынках. Компания, желая инвестировать свободные средства с максимальной отдачей, по сути рассматривает потенциальных инвесторов, готовых начать свой бизнес с минимальными рисками, и организует свою франчайзинговую сеть. Приобретая у предпринимателя франшизу, инвестор получает право осуществлять бизнес в рамках франчайзинговой сети под единой торговой маркой, получая при этом организованный бизнес, известную торговую марку и целую систему поддержки, минимизируя тем самым свои риски. Компания-франчайзер в свою очередь становится головным центром целой сети своих региональных «двойников», привлекая мощный предпринимательский ресурс в лице инвесторов, покупающих франшизу, т.е. право осуществлять определенную экономическую деятельность с использованием принципа франчайзинга. Успешность ведения описанной выше системы доказана тысячами иностранных компаний (таблицу).

По данным Российской ассоциации франчайзинга около 50% российских компаний могут успешно развиваться, использовав стратегию франчайзинга, в том числе в Москве и Московской области -свыше 120 компаний. По статистике из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, а из фирм, созданных в рамках франчайзинга - только 14% [8].

Франчайзинг показывает высокую эффективность в отраслях с невысокой степенью риска, вход в которые не является дорогостоящим. Так, в отраслях, где стоимость создания отдельного предприятия исчисляется миллионами долларов, франчайзинг используется крайне редко (крупные торговые центры с многочисленным персоналом). Исключение составляет гостиничный бизнес.

552

Таблица

Место России в мире по развитию франчайзинга на начало 2010 г.

Страна Количество франчайзеров Кол-во франчайзи Кол-во объектов сетей Количество занятых в сетях (чел.) Процентное соотношение к ОБР (ВВП страны), %

Россия 485 8615 20731 277480 н/д

США 2200 250000 854511 21000000 15

Великобритания 842 34800 34800 465000 н/д

Франция 1369 51600 53002 82587 н/д

Германия 960 58000 58000 452000 н/д

Бразилия 1643 79988 н/д н/д н/д

Корея 2500 240000 н/д 1200000 8,5

Япония 1231 230822 н/д 2500000 0,4

Китай 4000 260000 н/д 2400000 8,7

Австралия 1000 70000 н/д н/д н/д

Финляндия 265 6800 6800 42000 3,5

* н/д — нет данны1х

Источник: По данным компании Е.Ы.Т.О. и Всемирного совета по франчайзингу (ЖРС) [13].

Несмотря на высокую капиталоемкость и, соответственно, значительную стоимость, вход в отрасль для потенциально франчайзи достаточно привлекателен ввиду высокой ликвидности отеля как объекта собственности.

Однако в большинстве случаев высокая капиталоемкость франшизного предприятия выступает в качестве сдерживающего фактора. Приобретая такое предприятие, потенциальный франчайзи вынужден сокращать степень диверсификации своих финансовых ресурсов, концентрируя их в одном направлении, что влечет за собой повышенные риски для франчайзи, с одной стороны, и недоинвестирование франшизного предприятия, с другой - со всеми вытекающими последствиями уже для франчайзера. То же самое относится к наличию повышенных внешних неподконтрольных франчайзи рисков, таких как изменение общеэкономических условий, процентных ставок и т. д.

Что касается франчайзинговой сети в целом, то операции на многочисленных рынках, т.е. диверсификация экономических условий, способствуют снижению рисков и стабилизации дохода франчайзера, а значит ценность франчайзинга возрастает по мере территориальной экспансии.

Исследование Луисвилльского Университета показало, что применение в 1991-1993 гг. франчайзинга в экономике США помогло избежать экономического кризиса. Именно поэтому управление по делам малого бизнеса США уделяет особое внимание данному фор-

553

мату предпринимательской деятельности, осуществляя государственную поддержку франчайзинга.

Анализируя опыт построения оптимальной, безрисковой, социально ориентированной структуры экономически развитых стран, доля малого бизнеса в создании ВВП которых доходит до 80%, можно сделать вывод о том, что фрачайзинг является одним из важнейших механизмов развития малого бизнеса. Ведь даже абсолютно неподготовленный к предпринимательству человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело, используя франчайзинг. Суть данной формы предпринимательства предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу.

Во многих развитых странах франчайзингу уделяется особое внимание и поддержка со стороны законодательной и исполнительной власти. Открытие франчайзинговых предприятий наряду с созданием новых рабочих мест означает дальнейшую легализацию предпринимательской деятельности, повышение собираемости налогов. Ведь любой франчайзер, исходя из своих договорных интересов, тщательно контролирует франчайзи на предмет финансовой прозрачности операций и достоверности его отчетности.

В РФ это особенно важно в связи со значительным количеством непрозрачных по ряду критериев компаний, а также общепринятыми большинством предприятий «нецивилизованными» стандартами ведения бизнеса. С этими факторами связана незначительная инвестиционная активность иностранных инвесторов.

Запуск франчайзингового проекта позволяет снять системное ограничение при развитии собственного успешного бизнеса и интенсивно распространить положительный подтвержденный рыночной практикой опыт. Впрочем, ситуация довольно быстро меняется. По данным Российской ассоциации франчайзинга, в 2007 г. в России появилось более 30 новых франшизных систем. О своем намерении выйти на российский рынок заявили более 10 зарубежных франчайзинговых сетей. По сути, период 2004-2007 гг. стал более успешным для российского франчайзинга, чем предыдущие 10 лет его существования (считается, что первая франшиза в РФ была продана в 1993 г. компанией «Baskin Robins»). Выручка компаний, работающих на основе франчайзинга, в России в 2005 г. превысила 15 млрд. долл. Правда, оборот собственно франчайзинговых точек можно оценить всего в 3,5-4 млрд. долл., но и этот показатель достаточно существенен для отечественной экономики [12].

Франчайзинг в России наиболее активно развивается в туристическом и ресторанном бизнесе, а также в ритейле. Мировая практика

554

подтверждает, что эти отрасли смогут сохранить свои лидирующие позиции и в будущем. При этом франчайзинг с 2005 г. начал активно развиваться в образовании и медицине. В ближайшие 3 года в этих сферах может появиться до 20 новых франшизных систем. Кроме того, франчайзинговые проекты появятся в строительстве, транспорте и пищепроме (кондитерская отрасль, мясопереработка), производстве товаров народного потребления. Причем франчайзинг будет отходить от простой продажи лицензий (коммерческой концессии), предполагая тесное сотрудничество франчайзера и франчайзи. Не исключено, что преобладающей формой взаимодействия будет предоставление франчайзеру определенной доли в уставном капитале компании-франчайзи.

Рост франшиз за 2008 г. был обусловлен в первую очередь популярностью франчайзинга в торговле одеждой и ростом предложений именно в этой сфере бизнеса. Выгоды развития сети путем открытия фирменных магазинов одежды по франшизе очевидны: снижается уровень затрат (по сравнению с собственной сетью), быстрый рост, повышение капитализации бренда. Франчайзинг в этой сфере особенно выгоден для производителей, ведь реализация продаж возрастает в несколько раз в самые короткие сроки. Появляется возможность открыть торговую точку даже в тех городах, в которых компания и не планировала открыть собственные магазины. С помощью франчайзи сети захватывают региональные рынки, оставаясь при этом в столице и крупных городах.

Проблемы, связанные с развитием франчайзинговых сетей, - отдельная большая тема. Здесь и невозможность контролировать денежные потоки франчайзи в условиях преобладания «серой» бухгалтерии (хотя деятельность франчайзинговых компаний более легитимна, чем других аналогов), и неспособность франчайзера обеспечить необходимую поддержку своим партнерам, и угроза для репутации бренда из-за некорректной работы региональных представителей.

Впрочем, все эти вопросы решаемы - ведущие франчайзинговые сети и консультанты накопили достаточный опыт для предотвращения проблемных моментов еще на стадии формирования фрачайз-проекта. Гораздо более значимый момент для российского франчайзинга связан с затруднительностью продажи франшиз.

Исследование 15 франчайзинговых компаний позволило выделить ряд причин слабой продажи франшиз [9]. Всего в процессе исследования было выявлено более 20 факторов, сдерживающих развитие франчайзинговых сетей, наиболее существенными и значимыми из которых являются следующие.

555

• Завышенный паушальный взнос (первоначальный платеж за приобретение фрашизы) и роялти (ежемесячный платеж за пакет услуг франчайзера) - инвестор-франчайзер рассчитывает на доходность вложений, которая находится на уровне не ниже 30% годовых. Это достаточно низкий для малого и среднего бизнеса показатель, но предприниматели готовы мириться с ним за счет более низких рисков вложения средств в реализацию франчайз-проектов. Франшизы, обеспечивающие доходность ниже 30% годовых, продать очень сложно.

• Отсутствие дополнительных услуг для франчайзи - инвестор не готов платить только за лицензию, он ожидает предоставления дополнительных консультационных услуг (в т. ч. бухгалтерских и юридических), помощи в поиске помещения, поставок товара и оборудования и т. д.

• Непрозрачность бизнеса франчайзера для франчайзи - у большинства франчайзеров отсутствуют информационные меморандумы и типовые бизнес-планы для франчайзера, сети не предоставляют потенциальным инвесторам сведений об экономике точек, некоторые из них доходят до того, что на первых этапах переговоров не сообщают сведений о размере паушального взноса и роялти, средней сумме инвестиций. Эти моменты воспринимаются возможными партнерами исключительно негативно.

• Стремление к чрезмерному контролю франчайзи - инвесторы являются предпринимателями, им не всегда нравится то, что франчайзер, не всегда знакомый с условиями того или иного региона, диктует жесткие правила построения ценовой политики, ведения бизнеса и т.д. К тому же, такой подход нередко ведет к снижению эффективности франчайзинговой точки. Франчайзер должен постараться найти золотую середину между контролем франчайзи (последствия его чрезмерной свободы могут негативно сказаться на развитии сети -пример, банкротство пермского партнера сети «Пятерочка») и предоставлением ему необходимой предпринимательской свободы.

• Стремление ограничить права собственности франчайзи - нередко сети ставят своим франчайзи условия, за счет которых региональные партнеры ограничиваются в правах собственности. Помещения они могут получить только на условиях субаренды, а оборудование - в лизинг. При таком подходе франчайзи всегда может лишиться своего бизнеса и его основных активов, что категорически не устраивает предпринимателей.

Сильная сторона франчайзинга - его инвестиционная привлекательность. Франчайзинговый проект может выступать эффективным инвестиционным инструментом. У любой компании на пути развития возникает проблема привлечения финансового капитала. Наибо-

556

лее очевидным путем решения выступает получение кредита под бизнес-план, подготовленный в соответствии с требованиями кредитной организации. Однако для компаний среднего бизнеса практически невозможно привлечь финансирование под проект создания региональной сети филиалов или собственных торговых представительств. В основном это связано с критериями отбора финансируемых проектов. Средний бизнес, как правило, не получает такого финансирования, так как его программы развития сопровождаются высоким риском провала. Предпринимателю невозможно гарантировать перед банком управляемость и судьбу собственного филиала (особенно если их несколько), расположенного на большом удалении от центрального офиса фирмы. Масштаб подобного проекта таков, что в сотни раз превышает стоимость активов заявителя, и поэтому ни один банк не выдаст кредит компании, которой в таких масштабах нечем ответить по своим обязательствам.

Однако при применении франчайзинга объем поступающих инвестиций может быть сопоставим с банковским кредитованием. Например, сеть туристических агентств «Путёвочка», организованных как управляющая компания, привлекает частных инвесторов к покупке туристических агентств, существующих в рамках единой франчайзинговой сети. Своим франчайзи (непосредственным инвесторам) она оказывает бухгалтерские, технические, юридические, НЯ-услуги при работе туристического агентства. Стоимость франшизы составляет 15 тыс. долл. (Заявленный компанией рост составляет открытие 60 агентств в год).

Следовательно, при открытии в течение одного года такого количества агентств привлекается финансирование объемом около 900 тыс. долларов. При этом создается структура, обладающая всеми преимуществами сети. Ни одна компания без внушительных по стоимости активов (недвижимость, оборудование и т.п.) в свой первый год работы не смогла бы получить такой кредит. Уже в 2008 г., после полутора лет работы, сеть туристических агентств «Путевочка» смогла привлечь почти 300 тыс. долл. инвестиций, развиваясь на основе франчайзинга [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Применение и развитие франчайзинга в регионах уже способствует содействию инновационного развития, внедрению новых бизнес-технологий, стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры. Региональная экспансия практически каждого крупного франчайзера вызывает повышение конкуренции, а, следовательно, разработку и внедрение инновационных бизнес-стандартов со стороны местных бизнесменов, вынужденных адаптироваться к новому уровню

557

качества работы. Большинство небольших региональных предприятий при появлении в регионе зарекомендовавших себя брэндов сталкивается с необходимостью применять инновационные методы работы с целью дальнейшего развития своих бизнес-проектов.

Особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2010 г. можно назвать только несколько российских городов и регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке [16].

Использование франчайзинга снижает трансакционные издержки, связанные с мониторингом, поиском, сервисом, защитой прав собственности, агентскими издержками деятельности посредника, повышает эффективность рекламы, внедрения технических и технологических новшеств, увеличивает объем продаж и прибыль предприятий, что в совокупности способствует развитию экономики в целом.

Фраичайзинговая форма организации бизнеса, как никакая другая, позволяет распределить экономические риски между основным предприятием и его партнерами. Характерная особенность франчайзинга в том, что основной риск, связанный с трансакционными издержками несет только франчайзер и только на первоначальном этапе организации бизнеса. На этапе расширения бизнеса франчайзинг благодаря широко разрекламированной торговой марке и отработанным условиям продаж позволяет практически исключить указанный риск в целом. Именно это наряду с достигаемой при франчайзинге экономией затрат на рекламу и других трансакционных издержек и обеспечивает широкое распространение франчайзинга [17].

Применительно к франчайзингу трансакционные издержки выступают в виде:

• издержек мониторинга. Поскольку брэнд, или торговая марка, является одним из базовых условий существования франчайзинга, он нуждается в защите. Оппортунистическое поведение франчайзи, его стремление исказить объем продаж, присвоить незаработанную выручку, сэкономить на издержках производства путем снижения качества способны дискредитировать торговую марку, что негативно скажется на доходности всей франчайзинговой сети. Для исключения оппортунистического поведения франчайзи франчайзер (собственник франшизы) вынужден вкладывать средства в мониторинг (финансовый аудит, контроль качества на местах и т.д.);

558

• издержек поиска, которые связаны с поиском и оценкой потенциальных франчайзи на местном рынке, ведением переговоров с ними, а также подготовкой и согласованием контракта (франшизного соглашения). Качественный подбор франчайзи способствует сокращению издержек мониторинга;

• издержек сервиса, которые возникают в процессе передачи бизнес-формата, т.е. технологии и опыта, и имеют две составляющие: постоянную, связанную с кодифицированием бизнес-формата в форму инструкций и процедур, и переменную, обусловленную обязательствами по предоставлению технической и организационной помощи как на рабочем месте франчайзи, так и в компании-франчайзере на постоянной основе;

• издержек защиты прав собственности (нарушения прав эксклюзивности на определенной территории или в определенный период времени), которые возрастают при бизнес-формате, поддающемся копированию, и снижаются в случае его высокой специфичности;

• агентских издержек деятельности посредника.

Наличие посредника (субфранчайзи) способствует как снижению издержек мониторинга, поиска и сервиса, так и появлению издержек новых видов. Помимо издержек, связанных с оппортунистическим поведением посредника, масштаб которого неизмеримо выше, чем у отдельного франчайзи, возникают затраты, обусловленные снижением эффективности управленческих воздействий в отношении франчайзи, свойственные многоуровневым системам. Кроме того, замена или исключение субфранчайзера потребует затрат на установление непосредственных контактов между франчайзером и отдельными франчай-зи.

Франчайзинговые сети выступают также в качестве каналов трансфера инноваций, в которых компания-франчайзер выступает разработчиком инноваций, а компания-франчайзи их потребляет и внедряет. Для стабильного развития франчайзеру необходимо создать систему стандартов, отвечающую современным рыночным условиям, и организовать механизмы контроля за оказываемыми услугами.

Предъявляемые к франчайзи требования расширяют личные возможности предпринимателей, изменяют их взгляд на качество профессиональных знаний, способствуют внедрению их способностей и про-

559

фессиональных навыков, что помогает распространению инноваций как внутри конкретной франчайзинговой системы, так и вне ее.

Так как бизнес большинства крупных франчайзеров постоянно развиваются с учетом все повышающейся требовательности клиентов к качеству услуг, само присутствие франчайзера в регионе изменяет потребительские требования клиентов, что вынуждает использовать новые методы работы даже тех участников рынка, кто никогда не собирался работать по франчайзингу. Таким образом, появление на том или ином региональном рынке франчайзинговых схем довольно сильно меняет саму структуру этого рынка.

С 2007 г. значительно возросла активность регионов России по развитию франчайзинга. В территориальном аспекте региональные франчайзеры составят значительную конкуренцию федеральным сетям на местах, благодаря большей узнаваемости их брендов в конкретном регионе и лояльности локального потребителя. Развитие франчайзинга в регионах влечет за собой появление новых продуктов и услуг, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости населения, увеличение уровня налоговых поступлений, насыщение регионов высококачественными товарами, услугами и современными управленческими технологиями ведения бизнеса. Кроме того, это позволит повысить активность в предпринимательской среде, повысит правовую защищенность малого предпринимательства, культуру предпринимательских отношений, а также создать системы практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ.

Для региона присутствие крупных франчайзеров крайне выгодно как по чисто экономическим причинам (создание значительного числа рабочих мест, вовлечение более широких слоев населения в современные экономические процессы, развитие в регионе третичного сектора экономики), так и на более широком уровне (постепенное нивелирование различий в степени экономического развития регионов и центра, качественные преобразования в развитии региона в целом, особенно в части инфраструктуры услуг, товаров и работ).

Помимо вышеперечисленного, присутствие крупных франчайзеров в регионе в значительной степени увеличивает его инвестиционную привлекательность, в том числе и для зарубежных инвесторов, в довольно значительной степени ориентирующихся на присутствие в регионе известных брэндов. В свою очередь, привлекательность региона для франчайзера определяется не только рыночно-финансовыми показателями, но и макроэкономической ситуацией в регионе в целом, а также рядом факторов, напрямую влияющих на развитие франчайзинга в регионах, - ко-

560

личество крупных городов в регионе, наличие сформировавшихся рынков сбыта продукции/потребления услуг, экономико-географические условия.

Заинтересованность администрации региона в развитии франчайзинга проявляется в частности:

• в законодательно-правовой инициативе, осуществляемой как в содействии с федеральными органами, так и независимо (например, в местных налоговых льготах для франчайзеров или франчайзи);

• в предоставлении льготных условий кредитования франчайзи местными банками, региональные льготы крупных государственных и коммерческих банков, обусловленные инвестиционной привлекательностью региона или целевыми программами его развития;

• в сотрудничестве администрации региона и франчайзеров в области информационного обеспечения (анализ маркетинговой и экономической ситуации в регионе силами соответствующих структур, поиск и подбор региональных партнеров, консультирование представителей франчайзеров и местных франчайзи, содействие в контроле за соблюдением технологий). Помощь в успешной адаптации франчайзинговых схем к условиям данного конкретного региона. Организация форумов, конференций и семинаров, посвященных развитию франчайзинга в регионе;

• в содействии в кадровом обеспечении местных франчайзи. Организация учебных центров, центров переподготовки и повышения квалификации сотрудников местных предприятий, создание кадровых служб, создание специализированных баз данных;

• в улучшении взаимодействия федеральной и региональных схем поддержки малого бизнеса, что, безусловно, повысит конкурентоспособность региональных франчайзи по отношению к предприятиям, ведущим региональную экспансию путем открытия корпоративных филиалов;

• в наличии в регионе отделения Российской Ассоциации Франчайзинга, местной франчайзинговой ассоциации и/или ассоциации франчайзи.

Действенными мерами, принимаемыми региональной администрацией для развития франчайзинга в регионах, могут стать:

• установление контактов с отсутствующими в регионе крупными франчайзи с целью привлечения последних в регион и/или совместной выработки нормативных документов по организации франчайзинга в регионе; содействие местным крупным предриятиям с целью расширения их присутствия в других регионах с использованием франчайзинговых схем;

561

• поиск зарубежных франчайзеров с целью привлечения в регион дополнительных инвестиций и подбор для них местныгс потенциальных франчайзи; организация субфранчайзинга и помощь при запуске пилотныгс франшиз в регионе; помощь в организации технических вопросов, например, в логистике и банковском обслуживании региональных франчайзи;

• организация форумов, конференций и семинаров, посвященных развитию франчайзинга;

• обеспечение льготных условий аренды производствен-ных/торговы1х площадей для франчайзи, а также возможностей для их долгосрочной аренды, лизинга, или приватизации.

По данным компании Б.М.Т.О. и Всемирного совета по франчайзингу (WFC) Россия заняла третье место по показателю роста франчайзинга за период 2007-2010 гг. Рост за последние три года составил 98% и является самым высоким показателем среди стран Европы и США. По состоянию на 2010 г. в стране успешно работают 485 франчайзеров, 8 615 франчайзи, а число занятого населения в них составило 277,5 тыс. чел. (см. таблицу).

Итак, перспективность развития франчайзинга в российских регионах, а также важность его развития для повышения эффективности и привлекательности региональных проектов не оставляет никаких сомнений. Объединение усилий региональной администрации, науки, бизнеса и консалтингового сообщества в интересах формирования и реализации стратегических региональных приоритетов будет только способствовать этому.

Прогноз развития франчайзинга в России весьма благоприятный. Сохранится стремительный рост числа предлагаемых франшиз - не менее 20% (напрмер, в Европе эта цифра скромнее - от 4 до 10% в год). Лидером, несомненно, останется франчайзинг в сфере розничной торговли. Однако, по сравнению с 2009 г. рост числа франшиз в этой сфере не будет таким стремительным.

Мировой опыт доказал, франчайзинг эффективно развивает конкурентную среду в предпринимательской сфере, активизирует деятельность по развитию бизнеса в инновационном направлении, что является актуальным на период становления инновационных процессов в России, ведь именно малые предприятия легче адаптируются к изменениям. В первую очередь, для организации и активизации инновационных процессов, необходимо обеспечение определенных условий:

• создание экономической среды, в которой инновации будут являться необходимым и достаточным условием для успешной конкуренции на рынке;

• обеспечить развитие конкурентной среды;

562

• расширение видов хозяйственной деятельности, требующих

внедрения инноваций. Таким образом, будет запущена цепочка необходимых для активизации инновационной деятельности преобразований: обеспечение востребованности инноваций на рынке - развитие научных исследований разработок - повышение конкурентоспособности предприятий за счет реализации проведенных исследований - повышение спроса на инновации -повышение финансирования инновационной деятельности. Результатом развития вполне может стать формирование мощного слоя развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития.

Инструментами создания таких условий служат прямое и косвенное бюджетное финансирование, кредиты, налоговые льготы и субсидии субъектам предпринимательской деятельности. Однако наибольшую комплексность в достижении поставленных целей имеет группа нетрадиционных финансовых инструментов таких, как лизинг, факторинг, франчайзинг.

Литература и информационные источники

1. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны. Справочно-правовая база Консультант Плюс (по состоянию на 1 февраля 2010 г.).

2. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом. 2001 . № 1.

3. Скотт А Шейн. От мороженого к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. Днепропетровск: Баланс бизнес букс, 2006.

4. Рыкова И.В. Современное состояние франчайзинга в России: экономический и правовой аспект. Школа профессионального Франчайзинга, г. Москва, http://www.fpsr.ru/

5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с изменениями от 06 декабря 2007).

6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 N 14-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2009).

7. Действующий член Российской Ассоциации Франчайзинга Магазин Франшиз Deloshop, http ://www.frshop.ru

8. Российская ассоциация франчайзинга, http://www.rarf.ru

9. Департамент развития франчайзинга компании DELOSHOP (www.frshop.ru)

10. Myler A. Current trends in the franchising world. Electronic resource. URL: http://www.pmoney.ru/txt.asp?sec=1550&id=1798874&pg=2.

11. Майлер А. Об особенностях франчайзинга в России. http://russia-business.ru/page/show/articles/franchise/dr3.html

12. Веретенников И. Франчайзинг как инвестиционный инструмент: критерии эффективности; http://2b.finam.ru/library

13. Российская ассоциация франчайзинга. Место в мире http://ru.rusfranch.ru/raf/place_in_the_world.php

14. Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2009. №4(6). С. 14-21.

15. Шехирев А.В. Проблемы франчайзинга в Российской Федерации // Вопросы новой экономики, 2010. № 3. С. 51-53.

16. Брялина Г.И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса, Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета // Вестник №1, 2011.

17. Максимчук E. Риск в сфере производства // РИСК, 2002. №11. С. 16.

563

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.