Научная статья на тему 'ФРАНЧАЙЗИНГ'

ФРАНЧАЙЗИНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4785
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНЧАЙЗИ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алабухин Вадим Борисович

В статье рассматривается история возникновения франчайзинга, основные понятия связанные с данным видом деятельности, положительные и отрицательные моменты, возникающие у сторон, заключивших договора франчайзинга, рассмотрены некоторые аспекты работы по франчайзингу в российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRANCHISING

The article examines the history of franchising, the main concepts associated with this type of activity, positive and negative aspects arising from the parties that have concluded franchise agreements, some aspects of franchising work in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ФРАНЧАЙЗИНГ»

Алабухин Вадим Борисович

Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, г. Москва, Российская Федерация

ФРАНЧАЙЗИНГ Аннотация

В статье рассматривается история возникновения франчайзинга, основные понятия связанные с данным видом деятельности, положительные и отрицательные моменты, возникающие у сторон, заключивших договора франчайзинга, рассмотрены некоторые аспекты работы по франчайзингу в российской экономике.

Ключевые слова:

франчайзинг, франчайзер, франчайзи, коммерческая концессия, правообладатель, пользователь.

Alabukhin Vadim Borisovich

Institute of International Law and Economics named after A.S.Griboyedov,

Moscow, Russian Federation

FRANCHISING Abstract

The article examines the history of franchising, the main concepts associated with this type of activity, positive and negative aspects arising from the parties that have concluded franchise agreements, some aspects of franchising work in the Russian economy. Keywords:

franchising, franchisor, franchisee, commercial concession, copyright holder, user.

В современном мире постоянно идет поиск новых эффективных форм предпринимательства и вариантов извлечения максимальной прибыли с наименьшими рисками. Одной из таких форм в развитии предпринимательской деятельности, стал «франчайзинг», который в российском законодательстве обозначен дефиницией «коммерческая концессия». В настоящей публикации мы рассмотрим понятие франчайзинга, историю его возникновения, преимущества и недостатки этого вида коммерческой деятельности, рассмотрим его место в экономическом развитии страны.

Понятие франчайзинга

Сначала разберемся в этимологии слова «франчайзинг». Считается, что оно произошло от старофранцузского слова franc, что означало «свободный». Немного позднее стало использоваться слово franchir, которое означало «освобождать». И лишь после этого, спустя некоторое время оно появилось в английском языке как franchise и стало означать «право на совершение чего-то». Характерная особенность значения этого слова заключается в том, что данное право именно передается, дарится, а не приобретается, как нечто само собой разумеющееся.

Если рассматривать франчайзинг в общем, то это временная передача в пользование товарного знака, коммерческого обозначения, технологии производства и т. д. (то, что обозначают франшизой). Во франчайзинговом соглашении оговариваются условия пользования франшизой, которую

предоставляет франчайзер, второй стороной соглашения является франчайзи (сторона, которая будет пользоваться франшизой). Соглашения по-своему содержания варьируются от самых простых до очень сложных, которые будут содержать мельчайшие условия пользования франшизой. В соглашении оговаривается условия оплаты пользования франшизой (она может быть разовой, либо периодической, которая может составлять определенный процент от валовой выручки). В соглашении может отсутствовать оплата пользования франшизой, но тогда, как правило, франчайзи закупает у франчайзера определенное количество товара (работ, услуг).

В соглашении отдельно оговариваются правила и условия пользования товарным знаком, коммерческим обозначением. Эти правила и условия могут быть достаточно свободными (оговаривается их использование франчайзи в какой-либо конкретной отрасли), так и очень жёсткими (условия использования франчайзи определенного оборудования в строгом соответствии с правилами франчайзера — начиная от типоразмеров полок до использования определенной униформы служащих).

Самое интересное, что все эти понятия лежат вне правового поля нашей страны. В российском законодательстве такие понятия просто отсутствуют. Вместо них используются термины, созданные на основе слов русского языка: франчайзер называется правообладатель, а франчайзи - пользователь. А вот соглашение, которое они закрепляют, называется договором коммерческой концессии.

Филип Котлер (американский экономист и маркетолог, профессор международного маркетинга Келлоггской школы менеджмента Северо-Западного университета) выделяет следующие элементы франчайзинга [3, с.575].

Франчайзер предоставляет товарный знак, секреты своего производства (ноу-хау) за определенные отчисления, при этом может обеспечиваться поставка материалов, сырья, товаров, а таже проводится обучение персонала.

Франчайзи использует предоставленную франшизу за определенную плату, при этом он несёт затраты на подготовку, запуск и работу своего предприятия.

Франшиза — система, включающая комплекс исключительных прав и правил организации бизнес-процесса, разработанный франчайзером.

Паушальный взнос (от нем. Die Pauschale - «целиком, в целом; в общем и целом»») — это определенная сумма, которую выплачивает франчайзи первоначально, она, как правило, составляет от 9 до 11 % от общих начальных затрат.

Роялти — периодический платеж (как правило ежемесячный) за франшизой. Он обычно составляет 2-6 % от валовой выручки франчайзи, также платеж может быть фиксированный, либо нулевой (на условиях, оговоренных во франчайзинговом соглашении).

Рекламный взнос — как правило ежемесячный платёж для проведения кампаний по рекламе и маркетингу в целом по бренду. Обычно составляет 1-3 % от валовой выручки, либо фиксированная сумма, оговоренная в соглашении.

Франчайзинг можно разделить по следующим формам;

Прямой франчайзинг. Это передача исключительных прав по ведению коммерческой деятельности с использованием франшизы на определенной территории.

Субфранчайзинг. При этом франчайзер передает франчайзи право заключать субфранчайзинговые соглашения с третьими лицами на определенной соглашением территории.

Мастер-франшиза. По пониманию близок к субфранчайзингу, но применяется для больших международных сетей (при этом определенной территорией являются обычно либо страна, либо группа стран). В этом случае осуществляется полная, эксклюзивная передача прав и полномочий франчайзера мастер-франчайзи.

Обратный. В этом случае франчайзи выполняет роль агента, который берет товар на реализацию у франчайзера, при этом получает доход в виде определенного процента от оборота своего предприятия. Для франчайзи такой способ позволяет сильно снизить первоначальные затраты, так как заполнение товаром магазина, является одной из основных статей инвестиций при открытии предприятия. Такой способ франчайзинга в России использует X5 Retail Group (бренды «Пятерочка» и "Перекресток) с 2010 года.

Мягкий франчайзинг. В таком виде франчайзинга франчайзи вносит только половину средств на открытие предприятия, оставшиеся расходы берет на себя франчайзер, при этом за франчайзи сохраняется возможность выкупа доли партнера. Такой вариант использует компания Mail Boxes Etc. [6]. В некоторых случаях компании франчайзеры вносят до 100 % необходимых инвестиций для открытия предприятия, при этом на франчайзи возлагается только управление текущей деятельностью открытого предприятия.

Различают также следующие виды франчайзинга:

Товарный. При этом франчайзи получает право на реализацию товаром под торговой маркой франчайзера, который как правило и выпускает эти товары. Его применяют в торговой сфере. В соглашении определяется схему продаж, ассортимент товаров и оговариваются подробные правила использования товарного знака.

Производственный (промышленный). В этом случае франчайзи получает исключительное право на процесс производства, продажу выпускаемой продукции. По соглашению франчайзи получает технологию производства и исходное сырье, при этом оговариваются жесткие требования к технологическому процессу, объёму производства, контролю качества, устанавливается план продаж, схема повышения квалификации служащих, полнота и порядок предоставления отчетности.

Сервисный. Франчайзи приобретает исключительные права на оказание определенных видом услуг под знаком обслуживания франчайзера, в свою очередь франчайзер поставляет оборудование, рекламные материалы и предоставляет маркетинговую схему. Кроме поддержки, франчайзер, как правило, осуществляет контроль за работой франчайзи. Пример сервисного франчайзинга может служит сеть химчисток.

Бизнес-формат. Франчайзер предоставляет исключительные права на франшизе и лицензию на организацию этого вида предпринимательской деятельности. Соглашение описывает концепция развития бизнеса, правила и инструкции для обучения сотрудников, требования к внешнему и внутреннему оформлению, устанавливает униформу персонала. Дополнительно оговариваются вопросы рекламы, формы, правила ведения и предоставления отчетности, возможные варианты с поставщиками товара.

История возникновения франчайзинга

Концепция франчайзинга в современном понимании зародилась в 1840-е годы, когда германские пивовары стали предоставлять владельцам таверн франшизы, дающие право эксклюзивной продажи пива того или иного производителя.

Предшественником современной формы франчайзинга считается система продаж и обслуживания швейных машин «Зингер». Создателя компании «Singer Sewing machine company» Исаак Зингер (Isaak Zinger) считают создателем современной формы франчайзинга. В 1851 года, фирма Исаака Зингера стала заключать со своими представителями соглашения по предоставлению франшизы, в соответствии с соглашением представители получали право на реализацию и обслуживание швейных машин на определённой территории.

Как полагают многие это был момент появления первой франчайзинговой сети. Фирма Зингера обеспечила непрерывный выпуск швейных машин, сохраняя конкурентные цены, при этом была

получена системы сервиса, которая реализовывала, обслуживала и ремонтировала швейные машины на всей территории США. Первые франшизы, по существу, представляли собой дистрибьюторские соглашения, в условиях которых была прописана обязанность франчайзи дополнительно обслуживать и ремонтировать швейные машины.

Удачный опыт Зингера, спустя несколько десятков лет, переняла компания «Дженерал моторс» (General Motors), которая в 1898 году организовала дилерскую сеть. Реализацией автомобилей «Дженерал Моторс» занимались как специализированные фирмы, так и не имеющие к этому никакого отношения, например велосипедные магазины. В дальнейшем систему франчайзинга стали применять и другие автопроизводители, в том числе и Генри Форд (Henry Ford).

Бурное развитие стандартного товарного франчайзинга началось в США в 1920-х годах. После экономического кризиса 1930 года в США франчайзинг стали использовать нефтеперерабатывающие компании. С этого времени появились сетевые бензоколонки, которые принадлежали независимым франчайзи.

После Второй мировой войны система франчайзинга стала набирать популярность в гостинично-ресторанном бизнесе. Началось все с интереса продавца мультимиксеров Рэя Крока (Ray Kroc) к маленькому ресторану быстрого питания, имеющему большую популярность и расположенному в Сан-Бернардино на западе США. Крок увидел возможность развития своего бизнеса и выкупил лицензию у братьев Макдональдов. Согласно лицензии Крок получил право на открытие ресторанов быстрого питания такого же формата, с таким же названием. В 1955 году в городке Дес-Плейнз (штат Иллинойс) Крок открыл первый ресторан быстрого питания McDonald's и начал реализацию франшизы на открытие ресторанов в других штатах США. Таким образом появился франчайзинг делового формата (Business Format Franchisings) в его современном виде, когда вместе с франшизой передаётся целая система ведения бизнеса.

С того времени множество мелких и средних компаний начали работу по франшизе. К 1970 году объем продаж таких компаний составил 27 % от общего объема розничных продаж в США. Но вместе с тем, появилось большое количество липовых франшиз - фирм с недостаточным капиталом и слабым управлением, что привело к большому количеству обманутых и разорившихся франчайзи. Это подтолкнуло к созданию Международной ассоциации франчайзинга и Европейской ассоциации франчайзинга, что привело к развитию регионарных ассоциаций.

История франчайзинга в России.

В России и СНГ франчайзинг появился в начале 1990-х годов. Первый франчайзинг в России организовал Владимир Довгань с франшизами «Дока-хлеб» и «Дока-пицца». Предприятие «Дока» в Тольятти в 1990 начало выпуск оборудования, покупатели которого получали не только мини-пекарни, но и готовые бизнес-технологии. В 1994 году Владимир Довгань опубликовал книгу «Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Практическое пособие для предпринимателей» [2, c.229], описав в нем теорию и практику реализации. С 1990 по 1994 годы под брендами «Дока-пицца» и «Дока-хлеб» работало более 800 пекарен по всему СНГ. В 1995 году резко подорожали электричество и металл, что привело к закрытию производства, а вместе с ним и первой российской франчайзинговой сети. В 1997 году компания «Дока-хлеб» была признана банкротом.

Следующей компанией, которая начала активно продвигать рынок франчайзинга в России, стала компания ГМР «Планета гостеприимства» — в 1997 году они вышли на рынок с мастер-франшизой «Sbarro». В том же году начала работу ГК «Спортмастер», которая реализовывала зарубежные спортивные бренды (Kettler, Columbia, o'Neil), и затем начала создавать свои сетевые магазины («Footerra», «Спортландия»). Активное развитие получила франшиза VKO — туроператора, который позже обеденившись с Mostravel и «Вояж Киев» образовали «TUI Россия и СНГ».

В том же году была создана Российская Ассоциация франчайзинга.

Кризис 2008 года сильно ударил по рынку франчайзинга — в течение 2008—2009 года многие компании либо прекратили свою франчайзинговую деятельность, либо покинули рынок России. Восстанавливаться ситуация начала только к 2010 году, а в 2011 году количество франчайзеров почти в 2 раза превысило докризисные показатели.

Кризис конца 2014 года отразился в первую очередь на компаниях, зависящих от импортных поставок. Это значительно повлияло на рынок франчайзинга в России. По итогам рейтинга портала БиБосс [4] большинство зарубежных бренды одежды ушли во вторую половину сотни лучших франшиз, освободив верхние строки российским производителям, также минимально пострадали компании, не зависящим от импорта — сфера услуг и IT-предприятия.

События 2022 года сильно повлияли на франчайзинговые сети с участием зарубежных франчайзи. Многим пришлось частично или полностью уйти с рынка России. Помощь российским предпринимателям оказало правительство РФ приняв постановление о параллельном импорте.

Преимущества и недостатки франчайзинга

Рассмотрим сначала преимущества, которые получают предприниматели, использующий систему франчайзинга.

Франчайзер имеет следующие преимущества:

1. Рост дела не требует усложнения менеджмента. Региональным менеджментом занимаются партнёры, заинтересованные высоким доходом, которые также несут часть репутационных и деловых рисков. Это упрощает администрирование для франчайзера.

2. Снижается потребность в капитале. Франчайзи подбирают и обучают своих сотрудников за свой счет, осуществляют контроль качества, делают местную рекламу, закупают оборудование и расходники. А это дополнительные вложения в структуру дела правообладателя, которые не требуют усилий по их привлечению финансов и контролю их использования.

3. Скорость роста. Благодаря тому, что франчайзинг позволяет компаниям открывать собственные представительства, не усложняя при этом менеджмент и не неся серьезных финансовых затрат - франчайзинг позволяет расти и развиваться намного быстрее, чем если делать это полностью собственными силами, и намного дешевле, чем если идти путем слияния и поглощения других компаний.

4. Роялти и увеличение продаж. Кроме периодической оплаты в соответствии с соглашением, ожидаем рост реализации основной продукции, в связи с обязанности франчайзи приобретать определенное количество товара для реализации. Получение стабильной прибыли дает возможность планировать развитие на будущее.

5. Реклама. Развитие и расширение франчайзинговой сети служит отличной рекламой бренда, которая не требует финансовых вложений.

Преимущества для франчайзи заключаются в следующих аспектах:

1. Использование проверенной бизнес-системы. Как правило франчайзер размещает на рынке франшизу, которая отработана, имеет позитивный деловой опыт с хорошей репутацией.

2. Возможность выбора отрасли. Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Обязательным этапов заключения договора франчайзинга является преддоговорной по раскрытию информации, который должен быть осуществлен не позднее 154 дней до момента подписания или оплаты, эта информация дает полную картину о франчайзере, франшизе и возможных рисках.

3. Возможность снизить риски. Открывая предприятие по франшизе, франчайзи становится частью системы с отработанными принципами работы и проверенными правилами, а это значительно

снижает риски по сравнению с открытием собственного дела.

4. Удачный выход на рынок обеспечен. Востребованность это один из важных факторов успешного продвижения бизнес-проекта. Покупая франшизу франчайзи, получает успешный бизнес-проект, деловую репутацию, опыт работы и лояльных предприятию клиентов.

5. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг. Начиная работать во франчайзинговой сети, предприниматель получает четкую маркетинговую программу, вкладывает средства в рекламу только на местном уровне.

6. Получение доступа к базе знаний франчайзера. Приобретая франшизу, франчайзи, получает подробные инструкции по ее эффективному применению, которые основаны на опыте работы франчайзера, получает консультации и указания при возникновении экстренных ситуаций.

7. Гарантированная система поставок. Франчайзер для эффективного развития сети предоставляет своим франчайзи гибкую систему скидок, чтобы обеспечить им наилучшие условия работы.

8. Диверсификация. Покупка франшизы может быть вариантом диверсификации из смежной отрасли, что позволяет снизить затраты и время на расширение дела.

В области франчайзинга присутствуют и недостатки.

Франчайзер в ходе своей деятельности подвержен следующим рискам:

1. Потеря эксклюзивности. Франчайзор передает свою интеллектуальную собственность всем франчайзи, и с ростом сети становится всё сложнее осуществлять защиту коммерческой информации.

2. "Взращивание"конкурентов. Возможны случаи, когда бывшие партнеры по окончанию срока действия договора не будут продлевать его, но продолжат использовать полученную информацию в своей предпринимательской деятельности.

3. Возможность потери репутации. Контроль за деятельностью франчайзи весьма затруднён, например в сфере услуг или общественного питания. При этом проблема партнера, такая как плохо приготовленная еда или неаккуратно сделанная прическа - влияет на деловую репутацию всего бренда и всей сети.

4. Доход меньше, чем от собственной сети. При развитии сети предприятий без участия партнеров-франчайзи компания получает всю прибыль от деятельности каждого предприятия. В случае франчайзинга зарабатывать получается только на роялти, которое составляет лишь какую-то долю от чистой прибыли предприятия.

5. Ограничения в развитии. Многие модели франчайзинга подразумевают предоставление эксклюзивных прав на территорию. В случае, если партнер окажется недостаточно активным, компания-франчайзор лишает себя возможности увеличить темпы развития на этой территории, пока не истечет договор с партнером, за которым закреплены эксклюзивные права.

Но и для франчайзи присутствуют следующие недостатки:

1. Франчайзи обязан выполнять правила и ограничения, в соответствии с подписанным договором, даже если на его взгляд они не приносят пользы.

2. Закупки материалов и товаров производятся у поставщиков, согласованных с франчайзером, а это ограничивает доступ к свободному рынку.

3. Франчайзер может установить жесткие условия для выхода из сети, включая запрет на работу с конкурирующих предприятиями на определённый срок или на определённой территории.

4. Франчайзи не могут влиять на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, при этом могут быть вынуждены их оплачивать. А значит их финансы могут использоваться не наилучшим способом.

Франчайзинг в российском праве.

В российском законодательстве отсутствует такое понятие, как «франчайзинг». Компании используют разные способы оформления франчайзинговых отношений, но наиболее популярным является договор коммерческой концессии, используемый в российском законодательстве.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» статья 1027, глава 54, говорит «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)»[1, с.410]. При этом сторонами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные, как индивидуальные предприниматели.

Однако, хотя в российском законодательстве и уделено место понятию коммерческой концессии, законодателями заложены слабые места в данном виде договорных отношений.

Перечислим некоторые слабые места коммерческой концессии:

1. Отсутствие защиты со стороны законодательства в случаях, когда предприятия пользователя оказываются убыточными из-за действий субъективного характера (некомпетентного руководства, несоблюдение стандартов и т. п.), при этом недобросовестные пользователи дискредитируют весь бренд в целом.

2. Отсутствие защиты со стороны законодательства в случаях, когда пользователи выходят из договора коммерческой концессии и открывают собственное дело, используя свой уникальный бренд, но при этом используются технологии, стандарты и рекомендации, которые им предоставил правообладатель в своей сети. При этом бывшие партнёры превращаются в прямых конкурентов, и самый доступный способ предотвратить такое развитие событий — это предоставление неполных данных о своей бизнес-системе, что в свою очередь может повлиять на жизнеспособность предприятия.

3. Согласно "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая)" статья 1034, глава 54, «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии». Такой вид ответственности подразумевает совместное ведение дела, а договор коммерческой концессии предполагает, что пользователь обладает большей самостоятельностью, чем филиал головной компании. Правообладатель контролирует только те стороны хозяйственной деятельности своего пользователя, которые предусмотрены договором коммерческой концессии — он не может заходить за его рамки и не может воспрепятствовать пользователю, даже если в его деле присутствует недобросовестность. При этом ответственность за нарушение правообладатель и пользователь несут вместе.

4. Одна из основных проблем коммерческой концессии являются преддоговорные отношения по раскрытию информации и защита будущего пользователя от недобросовестных правообладателей. Предприниматель вынужден сам собирать информацию о правообладателе, которая как правило весьма скудна. И ему приходиться принимать решения исключительно на свой страх и риск, не имея никаких гарантий.

Однако при всех существующих проблемах франчайзинга (коммерческой концессии) в России и во всем мире быстро развивается. Многие известные компании успешно развиваются, используя франчайзинг.

В России франчайзинговой деятельностью известны компании 1С (в 2020 году насчитывается порядка 7000 франчайзи [5], X5 Retail Group — 16 385 универсама «Пятёрочка», 910 супермаркетов «Перекрёсток», 57 гипермаркета «Карусель» (на 30 сентября 2020 года). Компания METRO Cash & Carry открыла программу франчайзинга в 2010 году и сейчас насчитывает более 6000 магазинов по всей Европе. В России компания предлагает франшизу продуктовых магазинов «Фасоль» (на конец 2020 года более 1500 магазинов).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что франчайзинговая (для России это коммерческая концессия) деятельность постепенно неуклонно набирает свою популярность и массовость. И хотя законодательство России необходимо совершенствовать в направлении развития франчайзинга, такой вид ведения бизнеса и в дальнейшем будет востребован в экономическом развитии нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

2. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. Практическое пособие для предпринимателей / Сульповар Л.В. (науч. ред.), Замолдинова Н.В., (ред.). Тольятти: Дока-Пресс, 1994. 229 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 2004. 575 с.

4. Рейтинг Т0П-100 франшиз компании БИБОСС, архив 2015 г. [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://beboss.ru/rating/2015, свободный. - (дата обращения: 23.08.2022)

5. Сеть партнёров фирмы 1С. [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1c.ru/rus/firm1c/franch.htm, свободный (дата обращения: 26.08.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Франшиза Mail Boxes Etc. [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.mberussia-franchising.com, свободный. - (дата обращения: 23.08.2022)

© Алабухин В.Б., 2022

Данилова Инна Ильинична

Студентка юридического факультета Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова

e-mail: idanilovy@gmail.com

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕЗУМПЦИИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В НАЛОГОВОМ ПРАВЕ

Аннотация

В Налоговом кодексе РФ, в статье 22, посвященной обеспечению и защите прав налогоплательщиков, закреплено, что налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Таким образом, объектом административной и судебной защиты в налоговом праве признаются не только права налогоплательщиков, но и их законные интересы.

Правовым инструментом, позволяющим налогоплательщику реализовать свои законные интересы и при этом не допускающим злоупотребление правом со стороны этого же налогоплательщика, которое могло бы привести к нарушению таким поведением прав и законных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.