Научная статья на тему 'Актуальное состояние и проблемы развития франчайзинга в России'

Актуальное состояние и проблемы развития франчайзинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зенина Л. В.

Данная статья освещает уровень развития франчайзинга в России. Автор проводит сравнительный анализ показателей, характеризующих развитие франчайзинга, развитых и развивающихся стран. В статье обозначены аспекты, препятствующие развитию франчайзинга в России, и определены некоторые пути решения актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальное состояние и проблемы развития франчайзинга в России»

- Получить консультацию, решить проблему.

- Развлечение.

Почти все общение с вашими пользователями должно быть направлено на повышение лояльности, так как именно постоянный клиент приносит компании основную прибыль.

Алгоритм эффективного продвижения сайта в интернете, с постоянным повышением конверсии на сайте выглядит следующим образом:

f Постановка / корректировка целей и определение контрольных показателей интернет-маркетинга

1

Мониторинг сайта и накопление первичных данных. Аудит сайта.

1

Формирование месячной программы совершенствования интернет-сайта

4

Внесение корректив, отчет по проделанной работе. Отслеживание результатов изменения ключевых показателей

1

■ Анализ результатов проведенных работ, презентация

Рис. 1. Алгоритм эффективного продвижения сайта в интернете

Список литературы:

1. http://galleo.ru/articles/s2.

2. http ://adminpab. ru/konkursy/prodvizhenie -neizbezhno. html.

3.http://www.viarts.ru/forum/poiskovaya-optimizaciya-seo.

4. http://murketolog.ru/conversion_rate.

5. http://konyakov.ru/2012/01/17/sotialnye-seti-sravnenie->>Facebook>>-vkontakte-i-twitter.

АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ

© Зенина Л.В.*

ООО «СТРЕМЛЕНИЕ», г. Москва

Данная статья освещает уровень развития франчайзинга в России. Автор проводит сравнительный анализ показателей, характеризующих

* Оценщик 1 категории.

развитие франчайзинга, развитых и развивающихся стран. В статье обозначены аспекты, препятствующие развитию франчайзинга в России, и определены некоторые пути решения актуальных проблем.

Франчайзинг в современном понимании представляет собой вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату право вести бизнес под его товарным знаком (брендом), используя разработанную бизнес-модель.

Предпосылки франчайзинговых отношений можно обнаружить в учреждении системы гильдии в Лондонском Сити в XII веке. Однако принято считать, что основы современного франчайзинга заложил изобретатель Исаака Зингера (Isaak Merritt Singer, род. в 1811 г. в Нью-Йорке), фирма которого с 1853 г. стала взимать плату с розничных торговцев (франшизополучателей) зингеровских изделий за предоставляемое им (пользователям франшизы) право продавать продукцию правообладателя (швейные машинки, 100 долл. за единицу изделия) и обслуживать конечных потребителей (домохозяек) по всей территории США [1].

Согласно данным ТПП США, 97 % франчайзинговых предприятий преодолевают пятилетний период и продолжают успешно работать в дальнейшем, в то время как в среднем около 60 % нефранчайзинговых предприятий прекращают свою работу в тот же период [2].

Для франчайзера стратегия развития через франчайзинг позволяет:

- увеличить обороты деятельности,

- минимизировать операционные риски,

- оптимизировать собственные трудовые ресурсы,

- использовать для развития чужой капитал, соответственно, потребность в заемном капитале может сократиться;

- выйти на новые рынки сбыта.

Франчайзи получает возможность использовать наработанные и опро-бированные методики организации процессов снабжения, контроля на всех уровнях, реализации. Модель франчайзинга будет обеспечивать рост ценности реализуемых товаров / услуг за счет лояльности, знании потребителей.

По статистике, франшиза помогает раскрутиться в 8-9 случаях из 10.

Франчайзинг способствует развитию «серединной» прослойки бизнеса между крупными компаниями и мелким предпринимательством, по сути, способствуя росту конкуренции на рынке.

В рамках государства франчайзинг можно рассматривать как положительное явление, так как рост количества франшиз и франчайзи способствует увеличению предпринимательской деятельности, денежного оборота.

Ежегодно публикуются рейтинги франчайзеров по количеству точек. Примечательно, что в рейтинге ТОП 500 европейских франшиз[3] первые 73 компании имеют более 1 000, а первые 15 компаний - более 8 тыс.

Необходимо обратить внимание на то, что доминирующая доля франшиз приходится на США. Считается, что бурное развитие франчайзинга в этой стране началось после появление франчайзинга бизнес-модели McDonald's.

Отдельно стоит рассмотреть показатели отрасли в США, поскольку система франчайзинга в США является самой развитой в мире. IFA публиковала в 2011 г. отчет [4], в котором указывается, что в США в 2012 г. число предприятий, работающих по франшизе, достигло 736 114 штук.

"Число сотрудников ^^Число предприятий

Объем произведенных товаров/услуг Объем произведенных товаров/услуг

Рис. 1. Динамика развития франчайзинга в США [5]

Несмотря на снижение точек продаж и количества сотрудников, занятых в данной отрасли, произошедших после мирового финансового кризиса 2008 года, снижение объема произведенных товаров и услуг произошло только в 2009 году относительно 2008. При этом объем производства на одного сотрудника в отрасли за весь период с 2007 года ни разу не снижался, а по итогам пятилетнего периода вырос на 14 %. Это характеризует франчай-зинговую систему США как высокоэффективную, способную противостоять серьезным макроэкономическим потрясениям, что благодаря хорошо работающим рыночным механизмам и грамотно выстроенным законодательным рамкам позволило франчайзинговой отрасли оптимизироваться и увеличить производительность труда.

Несмотря на общее замедление экономического роста в мире после кризиса 2008 года, франчайзинг продолжает расти внушительными темпами в большинстве стран мира, причем не только в развивающихся странах, но и в развитых странах мира.

Развитие франчайзинга в Бразилии, Китае, Индии происходит довольно стремительно.

Лидером по количеству франшиз и действующих франчайзи является Китай. Темпы роста количества франшиз в Китае впечатляющие: за 2000-

2009 гг. количество франшиз увеличилось примерно в 10 раз, достигнув в 2009 г. отметки 4 000 [6]. Более трети франшиз приходится на сектор розничной торговли.

Согласно данным Бразильской ассоциации франчайзинга (ABF), за 20082010 гг. количество франчайзинговых операций увеличилось почти на 50 %.

30

10

40

100 90

80

60 § 50 §

40

20 10

2006 200" 2008 2009 2010 2011

2006 200 7 2008 2009 2010 2011

•Число сотрудников ^ Выручка Число предприятий Выручка

Рис. 2. Динамика развития франчайзинга в Бразилии [7]

За 5 лет годовая выручка предприятий выросла вдвое, а отношение выручки к числу работников выросло в 1,5 раза. Это означает, что рынок в Бразилии находится в фазе роста и далек от насыщения и на фоне развитых стран имеет значительно больший потенциал.

Поведение рынка франчайзинга в Европе так же демонстрирует общий растущий тренд, несмотря на кризисные явления и проблемы еврозоны. Европейский рынок неоднороден и, анализируя его, можно выделить страны, имеющие динамично развивающиеся рынки франчайзинга.

Рис. 3. Динамика развития точек франчайзинга и количества сотрудников, занятых в сфере франчайзинга в Европе [8-14]

Точками роста на рынке Европы, безусловно, являются Германия, Польша, Турция - эти рынки показывают рост эффективности продаж и производительности труда, а так же общую положительную динамику роста количества точек продаж и выручки.

Увеличение числа сотрудников, работающих в системе франчайзинга, в большинстве стран не сопровождался одновременным ростом продаж, за исключением стран-локомотивов описанных выше. Сильнее всего данное явление проявилось в Великобритании, и за 5 лет производительность труда в отрасли упала на 29 %.

Анализируя динамику прибыли франчайзинговой сферы стран ЕС, можно отметить рост объемов доходов Германии на фоне относительно стабильных показателей прочих рассматриваемых стран:

70,0

60.0

8 40,0 ¡=•30,0 А 20,0

10,0 0,0

^^Францгы ^^Великобритания^^Германия

^^ Голландия ^"Испания Италия

Рис. 4. Динамика прибыли франчайзинговой отрасли в Европе [8-14]

Обобщая общемировые данные можно отметить, что вне зависимости от развитости франчайзинговой отрасли в каждой стране, рынки показывали либо стагнацию, либо рост, в отличие, например, от сырьевых отраслей. Развивающиеся же рынки имеют существенный потенциал роста для развития, что делает данную отрасль привлекательной для инвестиций и значимой в рамках общегосударственного масштаба экономики.

В странах СНГ развитие франчайзинга происходит неравномерно:

- в Белоруссии, по данным Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» [15], законодательно возможность заключать договоры франчайзинга появилась только в 2005 году. С этого времени было зарегистрировано только 109 договоров франчайзинга от 37 франчайзеров, в том числе 20 местных;

- франчайзинг в Украине развивается с середины 1990-х, однако настоящий бум начался в 2004 году. Официально понятие «франчайзинга» в Украине не закреплено, но в Гражданском и Хозяйствен-

ном кодексах присутствуют нормы, касающиеся коммерческой концессии. В настоящее время принципы франчайзинга используют (или только планируют это делать) порядка 450 компаний в 90 отраслях [16];

- считается, что казахский франчайзинг обязан свои появлением заводу Coca-Cola, который был открыт в 1994 году по сублицензии турецкого лицензиара марки. За 2008-2011 гг. оборот франчайзинга в Казахстане превысил 1 млрд. долл. По данным Центрально-азиатского агентства по франчайзингу и лицензированию, в республике по мировым франшизам работает 480 предприятий, действует более 150 франчайзинговых систем, и более тысячи точек [17];

- развитие франчайзинга в Узбекистане находится на начальном этапе развития. К числу действующих франчайзинговых систем относятся «1С:Бухгалтерия», система Paynet, сеть ресторанов «Бек», соков «Лебедянский». Американское агентство по международному развитию (USAID) разработало концепцию развития франчайзинга в Киргизстане еще в 1996 году. Но развития эта концепции не получила, единичные франчайзинговые точки представлены в Бишкеке;

- по уровню франчайзирования бизнеса Молдова является одним из лидеров постсоветского пространства [18]. Республика Молдова является одной из трех стран, наряду с США и Румынией, которые узаконили франчайзинг отдельным нормативно-законодательным актом (Закон «О франчайзинге» 1335-XIII от 01.10.97.). На основе франчайзинга работают точки 1C, McDonald's, Hugo Boss, Petrom, Xerox, Coca-Cola, UPS, DHL и другие.

- в 2007 г. в Азербайджане начала работать своя Ассоциация франчайзинга, в 2009 г. подписавшая соглашению, целью которого является изучение опыта франчайзинга в Греции и Азербайджане, эффективное развитие и изучение этого опыта, внедрение международной системы франчайзинга на рынках этих стран, а также информационный обмен между ассоциациями [19];

- данные о развитии франчайзинга в Армении и Грузии найти достаточно сложно;

- развитие франчайзинга в Туркмении и Таджикистане крайне слабое или фактически отсутствует.

Как вид стратегического развития бизнеса франчайзинг в России начал развиваться в начале 1990-х гг. Считается, что первым российским франчайзером является В. Довгань, раскручивавший бренды «Дока пицца» и «Дока хлеб», а первой иностранной франшизой является франшиза компании Baskin Robins, продавшая первую франшизу в Москве в 1993 г.

Гражданский кодекс РФ регулирует договор коммерческой концессии с 1 марта 1996 г. нормами гл. 54. Первый договор коммерческой концессии в

России был зарегистрирован в Роспатенте 20 июня 1996 г. - это договор между компанией «Колгейт Палмолив» (США) и пользователем АО «Ком Палм» (РФ). Предметом договора являются 35 изобретений (по семи выданы патенты), семь промышленных образцов и 60 товарных знаков [20].

Более интенсивно франчайзинг начал развиваться после 2005 г Это можно проследить по количеству сообщений в СМИ, динамика количества которых приведена на рис. 5.

850

Рис. 5. Количество сообщений о франчайзинге в месяц в СМИ

(газеты, журналы, информагентства радио и телевидение) по данным компании «Медиология» (http://www.mlg.ru), шт. [21]

На привлекательность идеи франчайзинга в России обратили внимание после кризиса 2008 г., когда эффект синергии позволил франчайзерам преодолеть последствия экономических явлений с меньшими потерями.

Однако темпы роста количества компаний, работающих по условиям фрачайзинга, остаются медленными. На середину 2012 г. в России насчитывалось 607 франшиз и 22 014 франчайзи., на конец 2011 г. Роспатент зарегистрировал 2 769 договоров коммерческой концессии [22].

По основным показателям, характеризующим уровень развития франчайзинга в конкретной стране, Россия пока значительно отстает не только от стран-лидеров, но и от стран со «средним» развитием франчайзинга, что будет проиллюстрировано далее.

К проблемам, препятствующим развитие франчайзинга в России, относятся:

- проблемы нормативно-правового регулирования, в том числе касающиеся защиты интеллектуальной собственности;

Существует множество разногласий относительно трактовки основных понятий, регулирующих франчайзинг, пробелы нормативно-правовых актов. В трудах отечественных юристов и профессионалов отрасли отсутствует единство мнений по поводу содержания терминов «франчайзинг», «фран-

шиза», «договор коммерческой концессии» применительно к российским правовым и бизнес нормам, а также классификации договора коммерческой концессии, регламентируемым гл. 54 КГ РФ, в частности рассматриваются различия и схожести договора коммерческой концессии с лицензионными, агентскими договорами, договорами комиссии простого товарищества, цес-сионнымие соглашениями, договора дистрибьюции, договорам об оказании услуг [23-27]. В годовом отчете Роспатена РФ договора коммерческой концессии включены в группу лицензионных договоров и до 2011 г. в отдельную группу договоров не выделялись [22].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор считает необходимым конкретизировать и уточнить перечень составляющих комплекса исключительных прав, в частности относительно секрета производства (ноу-хау), обеспечить защиту интересов франчайзи от навязывания невыгодных условий, а также доработать нормы, регулирующие досрочное расторжение договора или отказа от возобновления им договора франчайзинга. Важными вопросами, по мнению автора, являются урегулирование отношений концессионера и концедента, возникающие при передаче секретов производства (ноу-хау) либо в случае отказа передавать данную информацию, либо передаче ненадлежащим образом или в неполном объеме; урегулирование сроков и возможных штрафных санкций, касающиеся перечисления всех необходимых платежей франчайзеру, освещение ситуации возможных взаимозачетов, порядка урегулирования споров. Таким образом, существует необходимость в принятии федерального закона, регулирующего все аспекты франчайзинговых отношений, в том числе применяемую терминологию и дифиницию понятий.

- высокий порог для входа предпринимателей во франчайзинг и фактически отсутствие льготных программ кредитования франчайзин-говых программ;

В зарубежной банковской практике льготное кредитование для развития франчайзингового предприятия явление не новое, довольно распространенное. В России, во-первых, существует высокая степень вероятности получения отказа для новоявленного фрачайзера в кредитовании, во-вторых, в случае положительного решения ставка по кредиту будет в среднем в 2 раза выше зарубежных программ кредитования. Мировой опыт показывает, что сотрудничество франчайзинговых систем и банков является взаимовыгодным. Как правило, роль банков заключается не только в кредитовании франчайзи, входящих во франчайзинговую систему, банки также на основе договоров с франчайзерами оказывают и консультационные услуги, касающиеся организации франчайзинговой системы. Ряд зарубежных банков предоставляют бесплатно корпоративное программное обеспечение для разработки бизнес-плана, облегчающее процесс работы над данным документом и взаимодействие с кредитной организацией.

- низкий уровень предпринимательской активности, нехватка кадров;

- нехватка предложений качественной коммерческой недвижимости, высокие ставки аренды в пригодных местах;

- бюрократические барьеры, в том числе высокая стоимость разрешений, согласований;

- высокая налоговая нагрузка.

Список литературы:

1. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз [Текст] / В. Колесников. - СПб.: Питер, 2008. - 288 с. - (Серия «Владельцам бизнеса»).

2. Российская Ассоциация Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.rusfranch.ru/franchising/franchising_in_the_world/re-views and statistics.php (дата обращения: 13.10.2012).

3. Franchise Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fran-chiseeurope.com/top500/ (дата обращения: 13.10.2012).

4. International Franchise Association. Franchise Business Index reaches Highest Yearly Gain Since Recession [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchise.org/Franchise-News-Detail.aspx?id=58507 (дата обращения: 20.10.2012).

5. International Franchise Association. Franchise Business Economic Outlook: March 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://emarket. franchise.org/FranchiseBusinessReport2012.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

6. The virtual portal for China business intelligence [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.researchinchina.com/Htmls/Report/2011/6039.html (дата обращения: 04.11.2012).

7. Brazilian Franchising Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portaldofranchising.com.br/Arquivos/2012_graficos_desem-penho franchising ingles.pdf (дата обращения: 04.11.2012).

8. European Franchise Federation. FRANCHISE STATISTICS: September 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eff-franchise.com/IMG/ pdf/Stats_Franchise_Europe_10092010-2.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

9. Deutscher Franchise Verband E.V. Franchise-Ratgeber 2012/2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchiseverband.com/rat-geber2012-online-version (дата обращения: 20.10.2012).

10. Fédération française de la franchise / Les chiffres-clés en France [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchise-fff.com/comprendre-la-franchise/les-chiffres-cles/en-france.html (дата обращения: 20.10.2012).

11. Antonowicz A. Rozwoj franczyzy we Francji i w Polsce - analiza poro-wnawcza, w (red. J. Prochniak, J. Sadkowska): Prace i Materialy Wydzialu Zar-z^dzania Uniwersytetu Gdanskiego «Makroekonomiczne aspekty zarz^dzania w warunkach kryzysu», nr 4/4, Wyd. FRUG, Sopot 2011 [Электронный ресурс]. -S. 263-279/ - Режим доступа: http://antonowicz.wzr.pl/Publikacje/Alicja_Anto-nowicz/Antonowicz_Alicja_UG_2011.pdf (дата обращения: 20.10.2012).

12. Niderlandse Franchise Vereniging. Statistiek [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.nfv.nl/statistiek/ (дата обращения: 20.10.2012).

13. Asociación Española de Franquicias [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franquiciadores.com/estudios.php (дата обращения: 11.11.2012).

14. Assofranchising. Rapporto Assofranchising Italia 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cataloghierivistedigitali.it/pub/VVGKwLo/ index.html (дата обращения: 11.11.2012).

15. Данные Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belfranchising.by/about-franchising/franchising-in-belarus/ (дата обращения: 11.11.2012).

16. Аналитические материалы ООО «Франч» «Франчайзинг в Украине», октябрь 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franch.biz/ files/franch-ua.pdf (дата обращения: 11.11.2012).

17. Аналитические материалы новостного интернет-сайта «Свежие новости Казахстана, сегодня» «Только 4 % казахстанских бизнесменов работают по франшизам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://total.kz/ economics/2012/06/08/tolko_4_kazahstanskih_biznesmeno (дата обращения: 11.11.2012).

18. Аналитические материалы ООО «Франч» «Франчайзинг в СНГ: От Киргизии до Украины: глобальное исследование состояния дел в сфере франчайзинга» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franch.biz/read/ar-ticles/28 (дата обращения: 11.11.2012).

19. Хроника: мировые новости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xronika.az/azerbaijan/1470-azerbajdzhanskaya-i-grecheskaya-associacii. html (дата обращения: 13.10.2012).

20. Еременко В.И., Евдокимова В.И. Совершенствование системы лицензирования в Европейском Союзе // Патенты и лицензии. - 1997. - № 7. -С. 3-36.

21. Данные компании «Медиология» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlg.ru (дата обращения: 04.11.2012).

22. Отчет о деятельности Роспатента за 2011 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rupto.ru/rupto/portal/de8f69c8-8d31-11e1-1ed9-9c8e9921fb2c#1 (дата обращения: 04.11.2012).

23. Сосна С. А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия [Текст] / С.А. Сосна, Е.Н. Васильева. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 375 с.

24. Райников А.С. Договор коммерческой концессии [Текст] / А.С. Рай-ников. - М.: Статут, 2006. - 199 с.

25. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг [Текст] / М. И. Брагинский, В.В. Витрянский. - М.: Статут, 2005. - 1055 с.

26. Кабалкин А.Ю. Толкование и классификация договоров [Текст] / А.Ю. Кабалкин // Российская юстиция. - 1996. - № 7. - С. 13.

27. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. Т. 3 [Электронный ресурс] / Под ред. П.В. Крашенинникова // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс».

ИПОТЕКА КАК ВАЖНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ ПРОБЛЕМ

© Комиссарова Л.А.*

Нижегородский государственный инженерно-экономический институт,

г. Княгинино

Ипотечное кредитование - эффективный метод решения одной из самых значимых социальных проблем - отсутствия доступного жилья. В статье рассмотрены причины недоступности ипотеки для населения, рассмотрены вопросы становления рынка ипотечного кредитования. Дается ответ на вопрос, что мешает развитию ипотеки и какие задачи ставятся для решения данной проблемы.

Переход экономики на инновационный путь развития является основной стратегической задачей нашего государства. И, безусловно, этот переход невозможен без развития интеллектуального потенциала, развития человека как главной производительной силы общества. Именно поэтому модернизация в России должна начинаться с модернизации условий жизни, образования, здоровья и культуры людей. И первое место в этом ряду, безусловно, занимает жилищный вопрос - обеспечение населения современным, доступным, комфортным жильем [1, с. 5].

Необходимость решения жилищной проблемы обусловлена высокой степенью износа жилищного фонда и инженерной инфраструктуры, уровнем монополизма поставщиков жилищно-коммунальных услуг, низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствием эффективных экономических регуляторов управления средой, а также нижеследующим:

1. В городах наиболее остро проявляются проблемы управления жилищной системой, социально-экономические противоречия, затрагивающие интересы значительной части всего населения страны. Следует заметить, что проблема обеспеченности жильем не является менее острой для пространства крупных городов, вопреки сложившемуся мнению. Напротив, особенности крупного города, проявляющиеся в пространственной и социально-культурной среде, роли в хозяйственной системе и административно-политической сис-

* Старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», аспирант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.