Научная статья на тему 'Экономика и управление франчайзинговыми отношениями в деятельности современного бизнеса'

Экономика и управление франчайзинговыми отношениями в деятельности современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИКА / FRANCHISING / FRANCHISING RELATIONSHIPS / BUSINESS STRUCTURES / MANAGEMENT / ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянин А. В., Авдеева И. Л., Головина Т. А.

В условиях высокой конкуренции и неопределённости внешней среды продажи франшизы становится одной из востребованных бизнес-технологий, что обусловлено синергетическим эффектом получаемым от взаимодействия бизнес-структур. Используя франчайзинговую бизнес модель, хозяйствующие субъекты снижают издержки, используют проверенные методы рекламы, получают оригинальный и качественный контент, списки проверенных поставщиков, правила ведения бизнеса. Франчайзинговые компании помогают распространятся инновационным технологиям. Франчайзинг как относительное новое явление в России, помогает обеспечить бизнес своего рода поддержкой. Он предоставляет неоспоримые преимущества, на рынке предлагая продавать или выпускать продукцию под своим именем (брендом). Франчайзинг включает в себя бизнес-модель ведения дел, определенную последовательность с четкими правилами и указаниями, благодаря которым главная родоначальная компания достигла успеха. В статье определено, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие «франчайзинг», а также нормативные акты и законы, регулирующую франчайзинговую деятельность. Поэтому современному бизнесу приходится регулировать свои отношения при помощи договора о коммерческой концессии, в котором не прописываются многие важные моменты, которые в будущем могут повлиять как на владельца франшизы, так и на франчайзи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy and management of franchising relations in the activities of modern business

In conditions of high competition and the uncertainty of the external environment, franchise sales are becoming one of the demanded business technologies, due to the synergistic effect obtained from the interaction of business structures. Using a franchised business model, business entities reduce costs, use proven advertising methods, receive original and high-quality content, lists of trusted suppliers, business rules. Franchised companies help spread innovative technologies. Franchising as a relatively new phenomenon in Russia helps provide business with a kind of support. It provides undeniable advantages in the market offering to sell or produce products under its own name (brand). Franchising includes a business model for doing business, a certain sequence with clear rules and guidelines, thanks to which the main parent company has achieved success. The article determines that at present there is no concept of “franchising” in Russian legislation, as well as regulations and laws governing franchising activities. Therefore, modern business has to regulate its relations with the help of a commercial concession agreement, which does not spell out many important points that in the future can affect both the franchisee owner and the franchisee.

Текст научной работы на тему «Экономика и управление франчайзинговыми отношениями в деятельности современного бизнеса»

А.В. Полянин - профессор кафедры менеджмента и государственного управления, д.э.н., профессор, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

A.V. Polyanin - Professor of the Department of Management and Public Administration, doctor of economic sciences, Professor, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

И.Л. Авдеева - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

I.L. Avdeeva - Assistant professor of the department of management and public administration, аssistant professor Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

Т.А. Головина - заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, д.э.н., профессор, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected]

T.A. Golovina - Head of the of the Department of Management and Public Administration, doctor of economic sciences, Professor, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА ECONOMY AND MANAGEMENT OF FRANCHISING RELATIONS IN THE ACTIVITIES

OF MODERN BUSINESS

Аннотация. В условиях высокой конкуренции и неопределённости внешней среды продажи франшизы становится одной из востребованных бизнес-технологий, что обусловлено синергетическим эффектом получаемым от взаимодействия бизнес-структур. Используя франчайзинговую бизнес - модель, хозяйствующие субъекты снижают издержки, используют проверенные методы рекламы, получают оригинальный и качественный контент, списки проверенных поставщиков, правила ведения бизнеса. Франчайзинговые компании помогают распространятся инновационным технологиям. Франчайзинг как относительное новое явление в России, помогает обеспечить бизнес своего рода поддержкой. Он предоставляет неоспоримые преимущества, на рынке предлагая продавать или выпускать продукцию под своим именем (брендом). Франчайзинг включает в себя бизнес-модель ведения дел, определенную последовательность с четкими правилами и указаниями, благодаря которым главная родоначальная компания достигла успеха. В статье определено, что в настоящее время в российском законодательстве отсутствует понятие «франчайзинг», а также нормативные акты и законы, регулирующую франчайзинговую деятельность. Поэтому современному бизнесу приходится регулировать свои отношения при помощи договора о коммерческой концессии, в котором не прописываются многие важные моменты, которые в будущем могут повлиять как на владельца франшизы, так и на франчайзи.

Annotation. In conditions of high competition and the uncertainty of the external environment, franchise sales are becoming one of the demanded business technologies, due to the synergistic effect obtained from the interaction of business structures. Using a franchised business model, business entities reduce costs, use proven advertising methods, receive original and high-quality content, lists of trusted suppliers, business rules. Franchised companies help spread innovative technologies. Franchising as a relatively new phenomenon in Russia helps provide business with a kind of support. It provides undeniable advantages in the market offering to sell or produce products under its own name (brand). Franchising includes a business model for doing business, a certain sequence with clear rules and guidelines, thanks to which the main parent company has achieved success. The article determines that at present there is no concept of "franchising" in Russian legislation, as well as regulations and laws governing franchising activities. Therefore, modern business has to regulate its relations with the help of a commercial concession agreement, which does not spell out many important points that in the future can affect both the franchisee owner and the franchisee.

Ключевые слова: франчайзинг, франчайзинговые отношения, бизнес-структуры, управление, экономика.

Keywords: franchising, franchising relationships, business structures, management, economics.

Главной целью деятельности хозяйствующих субъектов является получение как можно большего объема прибыли, чего можно добиться посредством производства товаров и услуг высокого качества, рационально сформированной организационной структуры, квалифицированного персонала и др. Однако главным аспектом привлечения большей клиентуры, а, соответственно, и дохода, является узнаваемость бренда.

Для того что бы достичь высоких результатов и сохранить их требуется осуществление вложений в деятельность организации, подходящее образование, наработанный опыт в данной сфере, позволяющий руководству принимать грамотные решения, направленные на снижение различного рода рисков, возникающих в ходе функционирования организации. Однако, зачастую, бизнесмены, которые только начинают свое дело и не имеют опыта в ведении бизнеса, занимаются продвижением организации неэффективно и терпят неудачи.

Для того, чтобы оградить себя от существенных убытков, хозяйствующим субъектам следует обратить свое внимание на возможность приобретения франшизы, так как вероятность получения убытков по результатам деятельности у фирм, созданных в рамках франчайзинга значительно ниже, чем у отдельных вновь образованных предприятий.

Иными словами, актуальность темы исследования заключается в том, чтобы рассмотреть эффективность использования франчайзинга в малом и среднем бизнесе, сравнить 2 варианта руководства бизнеса - с

использованием франчайзинга и с самостоятельным открытием своего дела, без использования франчайзинга.

Для многих российских компаний, которые уже работают по данной системе не одно десятилетие, она стала символом преуспевания и стабильности в бизнесе. Вопрос использования франчайзинга, малоизученная проблема в нашей стране.

Это обусловлено сравнительно небольшим опытом его включения в российский бизнес, в отличие от западных стран и США с более вековым опытом распространения франчайзинга.

Франчайзинговый рынок является одним из наиболее надежных и стабильных моделей развития бизнеса в разных странах. Франчайзинг зародился в конце XIX столетия в США, а в конце XX столетия и в Российской Федерации.

Потребительский спрос и предложение растет, появляются новые виды бизнеса, доступные предпринимателям. За счет готовой модели бизнеса и пакета франшизы, предприниматели имеют проработанные маркетинговые и конкурентные стратегии, а также несут минимальные риски.

Франчайзинг - способ организации бизнес отношений, при котором компания с известным именем на рынке (франчайзер) предлагает независимому предпринимателю или компании (франчайзи) официальное разрешение на использование готовой бизнес модели за определенную плату. Вместе с тем франчайзи получает право использовать имя компании, фирменный стиль и деловую репутацию, оказывать услуги под торговой маркой данной компании.

Выполнение всех установленных правил, предлагаемых франчайзером, позволит франчайзи избежать многих ошибок, получить прибыль и уже проверенные технологии, набраться опыта, не создавая ничего нового.

Система франчайзинговых отношений играет большую роль в обеспечении кооперации между крупными и малыми фирмами, особенно в сфере предоставления услуг. Это интегрированная форма крупного и малого предпринимательства, в которой учитывается необходимый баланс экономических интересов обеих сторон.

Рассмотрим основные понятия и определения:

1. Франчайзер - лицо, как правило, юридическое, собственник прав на франшизу, лицензирует и «продает» (фактически передает в пользование) свою интеллектуальную собственность (торговую марку, ноу-хау и производственную систему), как правило, сначала испробовав ее на собственных точках.

2. Франчайзи - лицо (физическое или юридическое), которое приобретает права на франшизу на определенной территории согласно франчайзингового договора или иного договора, направленного на создание франчайзинговой сети на территории.

3. Франчайзинговый пакет - весь пакет документов, услуг и условий, предложенных франчайзером действующему или потенциальному франчайзи.

4. Бренд - система функциональных, эмоциональных и иных ассоциаций, которая возникает в сознании потребителя припрямом либо косвенном упоминании конкретной торговой марки и/ или фирменного наименования, являющаяся уникальной, значимой и трудно имитируемой.

5. Франчайзинговая сеть - система функциональных, эмоциональных и иных ассоциаций, которая возникает в сознании потребителя при прямом либо косвенном упоминании конкретной торговой марки и/ или фирменного наименования, являющаяся уникальной, значимой и трудно имитируемой.

6. Роялти - отчисления франчайзеру за пользование торговой маркой, ноу-хау и текущей поддержкой франчайзера во время ведения деловой деятельности.

7. Паушальный взнос - единовременная оплата за приобретение готовой концепции бизнес-деятельности, осуществляемой после подписания франчайзингового договора.

Представим в таблице 1 преимущества и недостатки франчайзинга.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества Недостатки

Для франчайзеров 1. Снижение рисков, потому что собственный капитал участвует в меньшей степени, для расширения. 2. Получение дополнительной прибыли. 3. Быстрое расширение бизнеса на новых рынках. 1. Франчайзи должны соблюдать правила, созданные франчайзером, даже если они не представляют большой выгоды франчайзинговой деятельности. 2. Франчайзи должны приобретать материал и товар у поставщиков, назначенных франчайзером.. 3. Для франчайзи, возможно, может быть создан трудный лимит на выход из деятельности. 4. Франчайзи не часто могут осуществить воздействие на вопросы рекламы и маркетинга, однако могут быть обязаны платить рекламным и маркетинговым фирмам, следовательно, их средства могут быть применены не в их лучших интересах.

Для франчайзи 1. Возможность начать новое дело. 2. Приобретение готового бизнеса. 3. Реклама. Товарный знак. 4. Помощь и поддержка, со стороны франчайзера. 1. Ограничение инициативы и свободы действий 2. Нельзя быстро выйти, потому что договор заключен на определенный срок. 3. Зависимость от стабильности, в плане финансов франчайзера.

Обязанности 1. Единая документация. 2. Контроль качества. 3. Постоянная поддержка франчайзи. 4. Передача технической и деловой информации. 1. Следование производственным стандартам. 2. Регулярные выплаты роялти.

По мнению исследователей бизнеса условно систему франчайзинга первой создала королева Испании еще в 15 веке. Однако развитие франчайзинга в современном его смысле началось в США в 19 веке.

Первой коммерческой франшизой стала компания «Зингер», которая продала в 1951 году франшизу на производство швейных машин. В те времена в США сложилась такая ситуация, когда несколько крупных производителей швейных машин постоянно конкурировали друг с другом, не получая при этом заметного преимущества. Тогда владелец компании Зингер и его деловой партнер Эдвард Кларк решили открыть «Объединение швейных машин», куда все входившие в нее коммерческие фирмы на основании купленных им компанией «Зингер» патентов могли производить продукции под маркой «Зингер». Результатом проведенных манипуляций «Зингер» смогла улучшить свои позиции на рынке, и по итогу продажи резко подскочили.

Развитие дистрибьюторских систем продолжалось по мере роста американской экономики и увеличения потребности в товарах массового потребления.

В автомобильной индустрии франчайзинг является одним из старейших. Когда-то компания «Дженерал Моторс», не имела денег для развития своей розничной сети, решила обратиться к региональным дилерам, которые бы продавали автомобили ее производства. В результате даже продавцы велосипедов стали по совместительству торговать автомобилями. Система прижилась и, как известно, используется и в настоящее время.

Крупную систему дилеров использовал Генри Форд, когда ему нужно было за короткие сроки довести до потребителя свою «Модель Т». Времени и денег на создание собственной розничной сети у него не было, поэтому он прибег к помощи региональных посредников, через которых автомобиль и продавался населению. В итоге, Форда ждал успех.

Когда закончилась Вторая мировая война практика франчайзинга, продолжила свое развитие, получив наибольший импульс в ресторанной и гостиничной индустрии. В 50-е годы популярностью пользовались франшизы точек быстрого питания (фастфуд).

В 1955 году была открыта классическая франшиза, а именно сеть ресторанов фастфуда «Макдоналдс». Она была открыта продавцом мульти миксеров Рэем Кроком, который поставлял свою продукцию в ресторан «Макдоналдс». Там он увидел огромные очереди из людей, жаждавших отведать фастфуд именно в этом месте. Крок предположил, что если в его городе «Макдоналдс» пользуется такой популярностью, очевидно, что и в других городах ситуация будет похожей. С этого и началось стремительное нашествие «Макдоналдс» по всему миру.

В 60-е годы прошлого века в Америке франчайзинг развивался огромными темпами. Было открыто огромное количество малых предприятий, которые работали по франшизе. Франчайзинг проник практически во все сферы общественного производства.

Франчайзинг в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, одна из основных - правовое регулирование деятельности. Эффективное развитие франчайзинга невозможно без наличия четкой нормативно правовой - базы.

В законодательстве Российской Федерации понятие «франчайзинг» не существует. В настоящее время, отношения на рынке франшиз регулируются договором коммерческой концессии, который прописан в Гражданском Кодексе Российской Федерации, глава 54 «О коммерческой концессии».

Представим на рисунке 1 факторы, препятствующие развитию франчайзинга в России.

Закрытость данных

Рассмотрим 5 основных рисков при покупке франшизы и способы их избежать [5].

1. Выбор неправильной сферы деятельности. Не стоит выбирать сферу, в которой не разбираетесь или которая не интересна для аудитории города.

2. Выбор ненадежного франчайзера. Оценку рисков выбранной франшизы, следует начинать с проверки репутации франчайзинговой компании. Франшиза подразумевает партнерские отношения между франчайзером и франчайзи. От того, как выполняются обязательства, будет зависеть успех бизнеса.

3. Прибыль ниже заявленной франчайзером. К сожалению, многие предприниматели не осознают, что с приобретением франшизы, никто не дает гарантий на безусловную прибыль и пассивный доход. Но финансовые риски бизнеса по франшизе проконтролировать не сложно. Необходимо строго следовать инструкциям франчайзера. Нет ничего удивительного в том, что бизнес приносит не достаточно или не приносит вовсе прибыль, если объект стоит в точке с низкой проходимостью, а должен находиться в месте с проходимостью, минимум 500 человек в день. Или целевая аудитория бизнеса — молодежь, а франчайзи расположил его в тихом, спальном районе.

4. Юридические ошибки в оформлении документов. Неправильно заполненная документация или вовсе отсутствие договора коммерческой концессии может разорить бизнес. Договор коммерческой концессии заключается лишь на основании зарегистрированного товарного знака. Поэтому нужно проверять есть ли в договоре право на использование товарного знака, его регистрационный номер и дата приоритета. Интересы франчайзи защищает лишь договор коммерческой концессии. Подробнее о нем можно изложено в 54 главе Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии достаточно сложно оформлять и нужно регистрировать в Роспатенте. Некоторые компании предлагают вместо него заключать договор о передаче коммерческих технологий. Но только зарегистрированный договор коммерческой концессии дает право взимать паушальный (общий) взнос и роялти.

5. Допустить ошибку на переговорах с франчайзером. Часто франчайзи во время переговоров не может выдвинуть важные для него условия и оговорить сложные вопросы. В таких случаях дальнейшее сотрудничество может не сложиться, что значительно повышает риски при покупке франшизы.

Рассмотрим современные виды франчайзинга.

1. Товарный франчайзинг предполагает передачу прав на предпринимательскую деятельность с целью продажи и последующего обслуживания товаров, производством которых занимается франчайзор.

Часто именно в товарных франшизах отсутствует паушальный взнос, так как франчайзор заинтересован как можно больше продать своего товара. Следовательно, франчайзор предлагает предпринимателям наиболее выгодные и конкурентоспособные условия для приобретения франшизы. Первыми компаниями, применившими эту модель ведения бизнеса являются Singer Sewing Machine Company и General Motors.

2. Производственный франчайзинг дает право франчайзи не только продавать готовые продукты и

услуги франчайзора, но и заниматься их производством. В свою очередь компания-франчайзор обязана передать технологию и секреты производства товаров. Франчайзи на льготной основе получает от франчайзора необходимое оборудование, а так же всестороннюю поддержку, касающуюся продаж и производства. Договор регламентирует производство и продажу товаров в определенном объеме. Примерами компаний, использующих эту модель являются Coca-Cola и Pepsi.

3. Сервисный франчайзинг применим для сферы услуг. Примером может служить ресторанный бизнес или сеть химчисток. В таком виде предпринимательской деятельности франчайзор обладает запатентованными правами, которые он передает компаниям-партнерам, осуществляющим свою деятельность под товарным знаком правообладателя. Пример реализации сервисного франчайзинга - это компания Hugo Boss.

4. Деловой франчайзинг (или франчайзинг бизнес-формата). Бизнес, осуществляемый по этой модели, ведется по общей с франчайзером методологии, а франчайзи становится частью большой бизнес системы, корпорации. При этом у потребителя возникает понимание единого целого одной компании. Пример такой модели это всемирно известный бренд MacDonalds.

Суть делового франчайзинга заключается в том, что франчайзи получает от правообладателя не только бренд, но и модель, сам механизм ведения деятельности, а так же показывает конкурентные преимущества компании.

Помимо распределения франчайзинга по виду деятельности так же существует классификация по распределению обязанностей между франчайзи и франчайзором.

Далее рассмотрим основные формы франчайзинга.

1. Прямой франчайзинг подразумевает такую форму сотрудничества, при которой одна сторона передает другой стороне напрямую и без посредников права на осуществление деятельности.

2. Последовательная форма франчайзинга. Эта форма предполагает заключение нескольких договоров франчайзинга с последующей выдачей нескольких франшиз, которые выдаются после того, как франчайзи доказывает, что функционирование предприятия осуществляется по нормам, установленным договором. Обычно такая форма возникает только когда, когда между сторонами возникают прочные отношения и франчайзор доверяет франчайзи открытие дополнительных точек.

3. Развитие территории. При такой форме за франчайзи закрепляются исключительные права осуществлять предпринимательскую деятельность на определенной территории. При данной форме франчайзи начинает привлекать субфранчайзи, развивает определенную территорию и заключает договора от имени головной компании. Франчайзи обязан открыть определенное количество точек на территории, определенной договором.

4. Субфранчайзинг. Данная форма франчайзинга предполагает взаимоотношения между тремя сторонами франчайзор-франчайзи-субфранчайзи. Субфранчайзинг заключается в том, что франчайзи является головной компанией для субфранчайзи, потому как франчайзор передает часть прав и свободу выбора территории, на которой франчайзи будет действовать.

5. Мастер-франчайзинг. Этот вид партнерства схож с субфранчайзингом, но главным отличием является передача полных полномочий франчайзора своим франчайзи. При этом франчайзи может продавать франшизу третьим лицам и развивать большую территорию. При таком виде сотрудничества франчайзи выполняет обязательства главного франчайзора по отношению к субфранчайзи.

Организации, использующие франчайзинг, ставят перед собой три стратегические цели:

- наращивание темпов роста;

- региональная экспансия;

- укрепление бренда.

Наращивание темпов роста характеризуется ситуацией, при которой мест реализации продукции становится более чем достаточно, а операционные расходы на продуктивную работу сети начинают сильно беспокоить собственников и вкладчиков, так как на это уходит большая часть прибыли фирмы.

В России есть организации, включающие в себя более 150 предприятий, и для них это проблема является наиболее актуальной в ближайшей перспективе. Фирмам, планирующим стремительный рост, необходимо определить размер собственной сети, а в последствие улучшаться, прибегая к франчайзингу. При этом можно уменьшить расходы практически на всех операционных затратах, например, содержании помещений, зарплате сотрудников, налогов, отчислений на фонд оплаты труда, и др., так как все выше перечисленное ложится именно на франчайзи [3].

К функциям, которые должен выполнять франчайзер, можно отнести обеспечение наличия необходимого объема продукции или сырья на собственном складе и предоставление помощи франчайзи при организации франчайзингового бизнеса, а также в процессе его работы.

Важной тенденцией является транснационализация бизнеса за счет региональной экспансии, выражающующейся в масштабной сети, состоящей из отдельных предприятий, магазинов или офисов, расположенных в разных регионах, однако такую сеть поддерживать не выгодно в связи с высокими операционными расходами. Помимо прочего, любой регион России имеет особенную экономику, администрацию, а также социальную и культурную специфику. Франчайзинговая модель даст возможность, помимо экономии на расходах по поддержанию работы сети, принимать во внимание особенности каждого региона.

Немаловажным является укрепление бренда. Торговая марка образуется посредством значительных

затрат на рекламу, но существует и иной способ: построение сильной фирменной сети. Если предпочтение отдастся второму варианту, необходимо сформировать чёткую запоминающуюся концепцию и общий ассортимент (продуктов или услуг) так, чтобы есть в действительности приобрела вид «фирменной» или, другими словами, стала единой. В организациях собственный ассортимент реализуемых товаров может отличаться, а общая концепция бывает размыта, что является недопустимым для предприятий, построенных по принципу франчайзинга [4].

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что каждый предприниматель, будь он франчайзером или франчайзи, имеет определенные преимущества при использовании франчайзинговой бизнес-модели.

Все проблемы, с которыми предстоит столкнуться франчайзи, а можно разделить на три основные

группы:

- социально-психологические;

- экономические;

- организационно-правовые.

В первую очередь рассмотрим основные проблемы, относящиеся к группе социально-психологических:

- низкий уровень доверия к фрайчайзи;

- ограничение инициативы фрайчайзи;

- невыполнение контракта по договору фрайчайзи;

- потеря репутации.

Проблема отсутствия доверия в франчайзинговых отношениях особенно остро встает именно на территории России, поскольку в большинстве случаев в качестве франчайзера выступают именно иностранные компании. Потенциальный франчайзи не всегда готов начать сотрудничать на условиях полного доверия с представителем другого государства. Если заключить договор франчайзинга, в фундамент, которого не будет заложено доверие между партнерами, следует ожидать скорого прекращения взаимовыгодного сотрудничества.

Немаловажной проблемой является отсутствие как таковой инициативы в руках франчайзи. Приобретение франшизы «убивает» в франчайзи того предпринимателя каким он был раньше. Это происходит в силу того, что при франчайзинговых отношениях франчайзи практически полностью лишается пространства для «творчества». Ему предстоит следовать установленным правилам, которые касаются всех вопросов жизни деятельности предприятия.

Франчайзи должен согласовывать с франчайзером распределение рабочих часов сотрудников, ассортимент продукта и усдут, предлагаемых потребителю.

После рассмотрения ограничения инициатив, которыми наделен франчайзи, следует перейти к франчайзинговому договору, где и закреплены все вышеуказанные положения. Свод правил или стандартов, которые обязаны выполнять все франчайзи без исключения, сформулированы в договоре франчайзинга.

Франчайзи на правах партнеров по бизнесу могут вносить свои предложения по изменению некоторых устоявшихся правил, ставших по тем или иным причинам не пригодными к исполнению, но они не могут по своей воле меня сложившуюся систему отношений.

В заключение группы социально-психологических проблем франчайзинга хотелось бы отметить проблему потери репутации франчайзером. Поскольку вместе с покупкой франшизы франчайзи приобретает бренд, торговую марку, миссию компании и, следовательно, зависит от сложившийся репутации, которая сопутствует любой компании.

Разумеется, приобретая франшизу, предприниматель старается выбрать наиболее перспективное, узнаваемое и популярное имя. Но за его поддержание на мировом рынке ответственность несет именно франчайзер, ведь некоторые действия верхушки франчайзинговой сети могут подорвать сложившееся многими годами имя. В результате чего пострадают все франчайзи которые начали работу с этим брендом.

Существуют основные экономические проблемы, с которыми может столкнуться франчайзи: 1) размер паушального взноса; 2) ежемесячная выплата роялти; 3) определение финансовой состоятельности; 4) нестабильность российской экономики; 5) отсутствие возможности усовершенствования бизнеса.

К первой основной проблеме, с которой сталкивается потенциальный франчайзи можно отнести величину паушального взноса. Паушальный платеж - это первичная необходима плата, за которую франчайзи приобретает права на пользование разработками франчайзера. Поскольку далеко не каждый из предпринимателей, желающих начать работу по франшизе, обладает необходимым стартовым капиталом, возникает потребность в приобретении кредита, из чего следует следующая проблема. Далеко не каждый банк возьмет на себя смелость при выдаче кредита под покупку франшизы.В большинстве случает кредиты банков обусловлены целым рядом условий. Как правило, франчайзи не удастся справиться со своими кредитными обязательствами и это приводит к его банкротству.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая вопрос банкротства, не следует забывать о возможности банкротства самого франчайзера. На стадии выбора франшизы происходит определения наиболее финансово привлекательной франшизы, происходит определение ее финансовой стабильности. Ошибка на данном этапе может привести к нежелательным последствиям для франчайзи. Ведь при банкротстве франчайзера в лучшем случае права на франшизу выкупит другая компания и всем франчайзи придется строит свои отношения уже с новым франчайзером.

Существуют также более глобальные проблемы, с которыми может столкнуться франчайзи. К данным проблемам можно отнести нестабильность экономики страны, в которой осуществляется предпринимательская

деятельность, в нашем случае это Россия. В зависимости от изменения текущего экономического состояния в стране может резко измениться спрос на определенные виды товаров и услуг. А поскольку особенностью франчайзинга является узкая направленность, то неудачный скачек экономики страны может погубить весь построенный бизнес.

Как было сказано ранее, франчайзи сознательно идет на ограничение в своих возможностях для усовершенствования бизнеса, но в большинстве он заранее не осознает размер возможной упущенной выгоды. Примером данного ограничение могут служить отношения с поставщиками товаров или сырья. В качестве уменьшения издержек или себестоимости готовой продукции любой предприниматель будет заинтересован в выборе поставщика с более выгодными условиями, но по условиям франчайзингового договора это невозможно.

К группе организационно-правовых проблем относят: а) проблема передачи фирменного наименования; б) субидиарная ответственность; в) сложная процедура регистрации франшизы.

Одна из организационно-правовых проблем, с которой сталкивается предприниматель при покупке франшизы это проблема передачи фирменного наименования. По российским законам фирменное наименование, во-первых, неотчуждаемо, во-вторых должно указывать на деятельность и правовую форму организации. Другими словами, в случае необходимости передачи фирменного знака, бренда имени франчайзер должен передать и свою правовую форму.

Другая серьезная проблема - это субсидиарная ответственность, которую согласно норм главы 54 Гражданского Кодекса несет российский франчайзер за деятельность франчайзи [1]. Согласно данной главе в случае нарушения прав потребителя последний имеет право обратиться с претензией непосредственно к франчайзеру. Данная проблема заставляет франчайзеров более тщательно подходить к выбору и контролю за потенциальными франчайзи.

Помимо всего прочего в отличие Западных коллег наша страна имеет сложную процедуру регистрацию франшизы. Согласно Гражданскому Кодексу России при заключении договора о франчайзинге необходима его двойная регистрация в регистрационных и патентных органах [1]. Данная проблема лишает франчайзинг его потенциальной привлекательности.

После рассмотрения всех групп проблем можно сделать вывод, что франчайзинг как способ ведения бизнеса помимо множества преимуществ имеет достаточное количество проблем и сложностей. Большинство из вышеуказанных проблем необходимо решать на законодательном уровне. Помимо внешних проблем, оказывающих отрицательное влияние на эффективность франшизы, существуют и внутренние факторы, негативно воздействующие негативно на развитие бизнеса.

Источники:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, глава 54 «О коммерческой концессии»

2. Балышева А.С. Роль франчайзинга в развитии малого и среднего предпринимательства / А.С. Балышева // В сборнике: Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 36-39.

3. Бердина М.Ю Эволюция франчайзинга: от древности до наших дней / М.Ю. Бердина, А.Э. Бердин // Научные исследования и разработки. Экономика. 2019. Т. 7. № 3. С. 18-25.

4. Боркова Е.А Оценка уровня развития франчайзинга в Российской Федерации / Е.А. Боркова, А.И. Якубович, С.А. Нефедова, Г.В. Маначинский // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 3 (48). С. 92-96.

5. Босхомджиева А.Ю Тенденции франчайзинга в мировой экономике / А.Ю. Босхомджиева, Т.М. Шпилина // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 51-4. С. 25-28.

6. Клопова А.А. Анализ состояния франчайзинга на российском рынке, его проблемы и перспективы развития / А.А. Клопова // Наука, техника и образование. 2018. № 1 (42). С. 35-37.

7. Лазаров Б.А. Франчайзинг, как современная форма международного бизнеса и его роль в развитии России / Б.А. Лазаров, К.С. Хасигов // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 4. С. 782-786.

8. Парахина Л.В. Цифровая трансформация экономических систем, продуцирующая международную инвестиционную активность бизнеса / Л.В. Парахина, Н.Е. Поповичева, О.А. Базарнова // Среднерусский вестник общественных наук. 2018. Т. 13. № 2. С. 142-160.

Sources:

1. Civil Code of the Russian Federation, chapter 54 "On commercial concession"

2. Balysheva A.S. The role of franchising in the development of small and medium enterprises / A.S. Balysheva // In the collection: Problems of management of socio-economic systems: theory and practice. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. 2018.S. 36-39.

3. Berdina M.Yu. Evolution of franchising: from antiquity to the present day / M.Yu. Berdina, A.E. Berdin // Research and Development. Economy. 2019.Vol. 7. No. 3. P. 18-25.

4. Borkova E.A. Assessment of the level of development of franchising in the Russian Federation / E.A. Borkova, A.I. Yakubovich, S.A. Nefedova, G.V. Manachinsky // Business. Education. Right. 2019.No 3 (48). S. 92-96.

5. Boskhomdzhiev A.Yu. Franchising trends in the global economy / A.Yu. Boskhomdzhieva, T.M. Shpilina // Trends in the development of science and education. 2019.No 51-4. S. 25-28.

6. Klopova A.A. Analysis of the state of franchising in the Russian market, its problems and development prospects / A.A. Klopova // Science, technology and education. 2018.No 1 (42). S. 35-37.

7. Lazarov B.A. Franchising as a modern form of international business and its role in the development of Russia / B.A. Lazarov, K.S. Khasigov // Actual problems of the modern economy. 2019.No 4.P. 782-786.

8. Parakhina L.V. Digital Transformation of Economic Systems Producing International Investment Activity of a Business / L.V. Parakhina, N.E. Popovicheva, O.A. Bazarnova // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2018.Vol. 13. No. 2. P. 142-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.