Научная статья на тему 'Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса  для начинающего предпринимателя'

Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
12223
662
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
франчайзинг / франшиза / франчайзи / франчайзер / паушальный взнос / роялти / взаимоотношения / бизнес / рынок. / franchising / franchise / franchisee / franchisor / lump-sum fee / royalties / relationship / business / market.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морсина Елизавета Владимировна

В статье рассмотрены основные понятия франчайзинга, критерии отбора франшиз, их виды, оценка франчайзинговой системы. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchising as a way of doing business for a beginner

The article describes the basic concepts of franchising, the criteria for the selection of franchises, their types, and evaluation of the franchise system. Franchising as one of the ways of doing business allows a novice at business to simplify the organization of business significantly and ensure business development in the long term.

Текст научной работы на тему «Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

ART 194027 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14027 УДК 338.46

Морсина Елизавета Владимировна,

магистрант Тульского филиала ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Тула liza.kurguzova@mail.ru

Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя

Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия франчайзинга, критерии отбора франшиз, их виды, оценка франчайзинговой системы. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса позволяет начинающему предпринимателю значительно упростить организацию бизнеса и обеспечить развитие бизнеса в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзи, франчайзер, паушальный взнос, роялти, взаимоотношения, бизнес, рынок. Раздел: (04) экономика.

На сегодняшний день одним из способов начать свое дело является покупка готовой модели компании. Но почему люди хотят получить в свою собственность бизнес? Для этого необходимо понять, что лежит в основе данного решения. Во-первых, это деньги. Это желание их заработать, а также во что-нибудь вложить. Во-вторых, это статус и карьера. Когда ты работаешь в компании, то продвижение по карьерной лестнице занимает годы, а вот в собственном бизнесе вы сразу становитесь главой компании, кроме того, с ростом компании пропорционально повышается ваш социальный статус. В-третьих, покупка готового бизнеса - это раскрытие творческого потенциала. Успех ведения бизнеса - отличная возможность для самореализации, так как это отражает ваши цели и интересы [1].

Поэтому наиболее эффективный инструмент для достаточно быстрого развития бизнеса - франчайзинг.

Что такое франчайзинг? Франчайзинг - это такой вид взаимоотношений между экономическими субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (паушальный взнос и/или роялти, а возможно, и при отсутствии таковых) исключительное право ведения определенного вида бизнеса с использованием разработанной бизнес-модели, а также бренда.

Франчайзи - тот, кто покупает франшизу, приобретает у франчайзера набор идей, как наладить бизнес-процессы, право именоваться брендом, логотип, интерьер, принципы обучения персонала.

Франчайзер, соответственно, тот человек, который продает франшизу. Сделка по франшизе приносит выгоды каждому ее участнику.

Простыми словами, франшиза - это право пользования брендом, технологиями, внутренними документами и нормами, секретами компании, которые уже проверены другими собственниками.

Для аналогичной системы существует франчайзинговый пакет, который включает в себя: право использования бренда; обучение персонала; технологию; оборудование и сырье; бренд-бук; бизнес-бук.

Паушальный взнос - это стартовый единоразовый платеж, который вносится сразу при покупке. Составляет от 5 до 10% от общей суммы инвестиций в открытие бизнеса.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

Роялти - это регулярные, ежемесячные платежи (процент от дохода) по условиям договора, роялти могут установить фиксированным. Есть такие франшизы, в которых отсутствует роялти, но это может отразиться на другой статье расходов, в части закупки товаров.

Существует три вида роялти:

1. Процент с выручки (удерживается от 5 до 30% ежемесячно).

2. Процент наценки товаров.

3. Фиксированный роялти.

Франшиза - это хороший способ заработать. Например, у вас есть пекарня в одном городе, потом вы открываете еще четыре пекарни в разных городах. В каждой точке (пекарне) есть человек, который купил права на бренд, и он же управляет, отвечает за работу. А вы следите за процессом работы дистанционно и получаете прибыль: чем больше представителей, тем выше доход.

По такой схеме работают многие. Первая пиццерия «Додо Пицца» открылась в 2011 г. Франчайзинг запустился в 2013 г., на сегодняшний день открыто 330 франшизных предприятий, собственных предприятий - 16. Инвестиционные вложения во франшизу составляют от трех миллионов рублей в зависимости от выбранного формата. Рентабельность бизнеса - от 10 до 25%. Окупаемость - от одного года. Доходность пиццерии составляет 17-20% от оборота. Окупаемость достигается за 1-2 года [2].

Начинающий предприниматель, при покупке франшизы быстрее выходит на рынок и получает прибыль. При этом он не задумывается о закупках, маркетинге - об этом уже позаботилась готовая модель бизнеса.

Выбор франшизы - это долгий и сложный процесс. Начинающих предпринимателей обычно беспокоит вопрос о подходящей сфере франчайзинга. Необходимо оценить свои возможности, потенциал рынка, а также проверить франчайзера.

Разберем, какие типы франшиз бывают. Выделяют три основных типа:

1. Бизнес-франшиза. Наиболее популярный способ франчайзинга. Франчайзер предоставляет начинающему предпринимателю технологии ведения дела, торговую марку, знания, готовый маркетинг. Примеры франшиз «Додо Пицца», Subwey.

2. Товарная. Франчайзи имеет право на продажу товаров бренда, который изготавливает франчайзер. Известные товарные франшизы - Audi или другие автомобильные компании, марки одежды: Ostin, Brittel.

3. Производственная. Франчайзер предоставляет право на производство и продажу товаров с использованием его бренда и товарного знака. Также франшиза позволяет франчайзи создавать уникальный товар, развивать торговые отношения. Производственная франшиза хорошо известна в производстве безалкогольных напитков - Coca Cola.

На франчайзинговом ранке сегодня представлено 3000 франшиз, которые активно развиваются в разных отраслях.

Самые популярные сферы деятельности по франшизе: в торговой сфере (сетевые магазины, брендовые бутики одежды и обуви), доля на рынке 45%, в области услуг (агентства недвижимости, турагентства, медицинские центры, салоны красоты) и сфере общественного питания.

Итак, как же правильно выбрать франшизу?

1. При выборе франшизы необходимо определить инвестиционные вложения.

Паушальный взнос - это только часть затрат на развитие и ведение бизнеса. Необходимо вложить средства в оборудование, разрешительную документацию, подготовку помещения, в первую закупку, зарплаты. В ряде франшиз - расходы на оформление, обучение, дизайн-проекты.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

В таблице представлены некоторые популярные бренды пиццерий - мини-каталог франшиз по инвестициям и сроком окупаемости.

Стоимость и окупаемость франшизы

Название фран- Паушальный Роялти, % Суммарные инве- Срок окупаемо-

шизы взнос, тыс. руб. стиции сти, годы

Додо Пицца 350 000 3-5 3 000 000 1

Pizza Celentano 400 000-800 000 2 2 000 000 1

Papa Johns 1 000 000 6 10 000 000 2

Domino's Pizza 2 000 000 7 15 000 000 2

2. Определитесь, кто будет управлять бизнесом: вы сами вы или просто вложите деньги?

3. Проанализируйте местный рынок, а именно [3, 4]:

1) численность населения (потенциальную аудиторию);

2) спрос на товар или услугу;

3) особенности поведения потребителей на данном конкретном рынке [5-7];

4) конкуренцию;

5) торговую марку. Основная причина покупки франшизы - это право выступать под хорошо известным и уже зарекомендовавшим себя брендом. Чем известнее бренд, тем больше клиентов можно привлечь.

4. Оценка франчайзинговой системы

Выбрав франчайзера, необходимо проверить:

1) юридические аспекты. В российском законодательстве есть определение: коммерческая концессия - то же самое, что и франчайзинг. Для заключения договора коммерческой концессии необходимо убедиться, что товарный знак зарегистрирован. Договор заключается в письменной форме и регистрируется в Роспатенте согласно статье 1027 ГК РФ. Если договор не будет зарегистрирован, он признается недействительным;

2) выплаты. К выплатам относятся паушальный взнос (стартовая компенсация) и роялти. В паушальный взнос обычно закладывают аренду помещения, обучение сотрудников, расходы на маркетинг, исследование конъюнктуры рынка. Размер паушального взноса обозначает франчайзер. Стоит отметить, что существуют франшизы без паушального взноса. В данном случае франчайзи выступает дилером под маркой продавца.

Размер роялти выплачивается как процент от оборота продаж. Роялти могут быть фиксированными или устанавливаются в зависимости от выручки. Также роялти могут быть скрытыми, то есть уже заложенными в цену товара.

Иногда роялти нет. Если франчайзер пытается охватить наибольшее количество франчайзи, то может исключить рояли из коммерческой концессии. Еще существуют скрытые франчайзи, их включают в стоимость продукции, которую франчайзер предоставляет франчайзи;

3) систему поддержки. Прежде чем подписать договор, проверьте наличие пункта о поддержке. Многие франчайзеры говорят о поддержке, но реально ее не оказывают. Если данный пункт прописан в документах, требуйте от франчайзера реальность предоставленной помощи;

4) требования к поставщикам оборудования, расходных материалов. Почти у всех франчайзеров есть свои поставщики, с которыми они давно сотрудничают. Неудивительно, но поставщики играют на этом и «задирают» ценник на свой продукт/услугу. Чтобы разрешить эту ситуацию, предложите франчайзеру компромисс в выборе поставщика, а за результат будет отвечать франчайзи;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

5) наличие контроля. Существует такая система, как «тайный покупатель». Это говорит о том, что такая компания действительно заинтересована в развитии своего франчайзингового бизнеса;

6) льготные условия сотрудничества: предлагает ли франчайзер специальные скидки, отличающиеся от скидок, которые будет предлагать оптовик;

7) коммуникации. Необходимо пообщаться со всеми главными ключевыми сотрудниками. Это поможет вам убедиться в надежности партнера. Всю необходимую информацию можно найти у действующих франчайзи, например:

- удовлетворены ли они франшизой;

- соответствует ли реальный результат планируемому;

- плюсы и минусы работы с франчайзером;

- регулярно ли осуществляется поставка товара;

- какая поддержка оказывается франчайзером и т. п. [8]

Подытожим самые значимые критерии выбора франшизы:

1. Коммерческий аспект - популярность торгового знака, конкурентоспособность бизнеса, уникальность продукции.

2. Финансовый аспект - вступительный взнос, роялти, расходные материалы, затраты на поставщиков и рекламу.

3. Поддержка со стороны франчайзера.

4. Охват действующих франчайзинговых компаний.

По статистике, 25% предпринимателей не представляют, как работают франшизы: что можно и нельзя делать, если ими занимаешься. Если начинающий предприниматель решает купить франшизу, ничего не зная о ней, его ждут неприятности.

Но для каждой из сторон на франчайзинговом рынке есть свои плюсы и минусы.

Для франчайзера можно выделить следующие преимущества:

- Рост бизнеса не требует жесткого менеджмента. За риски во франчайзинге отвечают региональные менеджеры, которые несут ответственность. Это облегчает менеджмент для головной компании.

- Снижается потребность в капитале. Франчайзер не обременен трудностями, связанными с рядом расходов, которые есть у обычных игроков: рекрутинг, обучение, контроль качества.

- Роялти и увеличение продаж. Кроме взноса за франшизу, вполне могут увеличиться продажи ключевой продукции, поскольку франчайзи обязаны закупать указанные в контракте партии товара, расходные материалы и т. д.

- Маркетинг. Отличная узнаваемость бренда без дополнительных финансовых затрат.

Для франчайзи покупка франшизы также имеет ряд плюсов:

- Франчайзи покупает готовый бизнес, поэтому он сразу оценивает эффективность бизнеса и оценивает свои возможности и риски. Не нужно тратить время и деньги на маркетинговые исследования. Все это уже заложено во франшизе.

- Бренд - это инструмент по подтверждению потребительских ожиданий. Потребители готовы переплачивать большие деньги за бренд независимо от качества товара. Открывая компанию под громким именем знаменитого бренда, предприниматель сразу же получает готовый поток лояльных клиентов.

- Вся интеллектуальная собственность переходит франчайзи во время открытия бизнеса. Франчайзи изначально знает о всех предстоящих расходах, которые иногда возникают по неопытности и незнанию всех нюансов у начинающих бизнесменов. Поэтому затраты при запуске минимальные.

- Возможность сократить риски. Предприниматель в своей деятельности всегда сталкивается с большим количеством всевозможных рисков, что объясняется самой сущностью предпринимательской деятельности [9, 10]. При открытии бизнеса с

ниегп

issn 2304-120X Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

научно-методический электронный журнал

уже готовой бизнес-моделью начинающий предприниматель становится частью компании и получает гарантию того, что потенциальные риски уже просчитаны и франчайзер сможет решить все возникающие проблемы.

- Рекламная поддержка. Реклама - это очень дорогой продукт. Иногда затраты на рекламу равны стоимости франшизы. Поэтому все заложено во франчайзинговом пакете. Все бесплатно предоставит франчайзер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Всесторонняя помощь и развитие. Франчайзеры всегда будут помогать своим франчайзи грамотными советами и рекомендациями, поскольку для франчайзера важен успех и своего бизнеса.

Теперь о минусах.

1. Жесткий регламент сотрудничества

Франчайзи обязан неукоснительно соблюдать все требования, установленные договором коммерческой концессии, даже если это не идет бизнесу на пользу.

2. Ограниченный выбор поставщиков

Долгосрочное сотрудничество франчайзера и поставщиков ущемляет свободу выбора франчайзи при покупке товара у определенных поставщиков.

3. Условие о неконкуренции

Франчайзер может установит временной тайминг на выход из бизнеса, одновременно запрет на открытие собственного конкурирующего предприятия в течение некоторого времени и на определенной территории, а также заключать договор с конкурентами франчайзера.

4. Одностороннее расторжение договора

При несоблюдении определенных правил договора и некорректном ведении бизнеса франчайзер вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, в противном случае -подать в суд и получить компенсацию из-за незаконного использования логотипа.

5. Устранение компании-франчайзера

Большая часть юридических лиц на экономическом рынке не застрахована от банкротства. Зачастую франчайзер осознает, что его сеть не приносит ожидаемых результатов. Чаще всего ликвидация или реорганизация франшиз происходит в кризисный период, когда продаваемые бизнес-схемы не выдерживают проверки временем [11].

Подведём итоги: открытие бизнеса по франшизе - самый выгодный способ начать собственный бизнес с минимальными рисками для начинающих предпринимателей. Самые востребованные франшизы с объемом инвестиций от 400 тысяч до 5 миллионов рублей. Если иметь подобный капитал, то через 1,5-3 года возможно окупить все вложения и выйти на доход от 40 до 700 тысяч рублей ежемесячно, но не стоит забывать о том, что необходимо регулярно платить роялти.

В России очень большой выбор интересных франшиз. Главное - внимательно проанализировать франчайзера, условия сотрудничества перед подписанием договора.

Ссылки на источники

1. Новицкий М., Мельников А., Кузнецова М. Старт в бизнесе. Купить готовый бизнес или открыть по франшизе? // ИТД «СКИФИЯ», 2017.

2. Бизнес-журнал БИБОСС. - URL: https://www.beboss.ru/franchise/2389-franshiza-dodo-picca.

3. Митяева О. А., Швецов С. А., Ильяшенко С. Б. Инвестиционный потенциал региона как фактор экономического роста // Российское предпринимательство. - 2018. - Т. 19. - № 11. - С. 3503-3512.

4. Леонова Ю. Г. Методические аспекты оценки эффективности функционирования торговой организации на основе клиентоориентированного подхода // Современные тенденции и перспективы развития торговой отрасли Российской Федерации. - Уфа: Аэтерна, 2016.

5. Красюк И. А. Научно-практические основы организации розничной торговой сети в регионах // Экономика и предпринимательство, 2013. - № 8(37).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Морсина Е. В. Франчайзинг как один из способов ведения бизнеса для начинающего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - 0,4 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2019/194027.htm.

6. Митяева О. А. Методическое обеспечение оценки конкурентоспособности услуг на рынке сотовой связи: дис. ... канд. экон. наук / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - М., 2012.

7. Митяева О. А. Методическое обеспечение оценки конкурентоспособности услуг на рынке сотовой связи: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. - М., 2012.

8. Крупнейшая в рунете площадка для молодых, энергичных и целеустремленных людей - «Би-би-эф». - URL: https://bbf.ru/magazine/15/3968/

9. Митяева О. А. Специфика рисков малых предпринимательских структур сферы торговли // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2018. - № 1. - С. 171-173.

10. Саркисова Е. А. Риски в торговле. Управление рисками. - М.: Дашков и К, 2012.

11. Бизнес-журнал БИБОСС. - URL: https://www.beboss.ru/franchise/wiki/112 franchayzing.

Elizaveta Morsina,

Graduate Student, Tula branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula liza.kurguzova@mail.ru

Franchising as a way of doing business for a beginner

Abstract. The article describes the basic concepts of franchising, the criteria for the selection of franchises, their types, and evaluation of the franchise system. Franchising as one of the ways of doing business allows a novice at business to simplify the organization of business significantly and ensure business development in the long term.

Key words: franchising, franchise, franchisee, franchisor, lump-sum fee, royalties, relationship, business, market. References

1. Novickij, M., Mel'nikov, A. & Kuznecova, M. (2017). "Start v biznese. Kupit' gotovyj biznes ili otkryt' po franshize?", ITD "SKIFIYA" (in Russian).

2. Biznes-zhurnal BIBOSS. Available at: https://www.beboss.ru/franchise/2389-franshiza-dodo-picca (in Russian).

3. Mityaeva, O. A., Shvecov, S. A. & Il'yashenko, S. B. (2018). "Investicionnyj potencial regiona kak faktor ekonomicheskogo rosta", Rossijskoe predprinimatel'stvo, t. 19, № 11, pp. 3503-3512 (in Russian).

4. Leonova, Yu. G. (2016). "Metodicheskie aspekty ocenki effektivnosti funkcionirovaniya torgovoj organi-zacii na osnove klientoorientirovannogo podhoda", Sovremennye tendencii i perspektivy razvitiya torgovoj otrasli Rossijskoj Federacii, Aeterna, Ufa (in Russian).

5. Krasyuk, I. A. (2013). "Nauchno-prakticheskie osnovy organizacii roznichnoj torgovoj seti v regionah", Ekonomika ipredprinimatel'stvo, № 8(37) (in Russian).

6. Mityaeva, O. A. (2012). Metodicheskoe obespechenie ocenki konkurentosposobnosti uslug na rynke sotovojsvyazi: dis. ... kand. ekon. nauk, Rossijskij ekonomicheskij universitet im. G. V. Plekhanova, Moscow (in Russian).

7. Mityaeva, O. A. (2012). Metodicheskoe obespechenie ocenki konkurentosposobnosti uslug na rynke sotovoj svyazi: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk, Rossijskij ekonomicheskij universitet im. G. V. Plekhanova, Moscow (in Russian).

8. Krupnejshaya v runete ploshchadka dlya molodyh, energichnyh i celeustremlennyh lyudej - "Bi-bi-eF. Available at: https://bbf.ru/magazine/15/3968/ (in Russian).

9. Mityaeva, O. A. (2018). "Specifika riskov malyh predprinimatel'skih struktur sfery torgovli", Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta, № 1, pp. 171-173 (in Russian).

10. Sarkisova, E. A. (2012). Riski v torgovle. Upravlenie riskami, Dashkov i K, Moscow (in Russian).

11. Biznes-zhurnal BIBOSS. Available at: https://www.beboss.ru/franchise/wiki/112 franchayzing (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 22.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 25.03.19

Принята к публикации Accepted for publication 25.03.19 Опубликована Published 30.04.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Морсина Е. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.