Научная статья на тему 'К ПОНЯТИЮ И ПРИЗНАКАМ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ'

К ПОНЯТИЮ И ПРИЗНАКАМ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
747
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗИ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / "МАСТЕР ФРАНШИЗА"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдурахманова Тахмина Джамолиддиновна

Статья посвящена рассмотрению понятия международного франчайзинга, соотношения франчайзинга с договором коммерческой концессией, а также проведено сравнительное исследование разновидностям франчайзинга по характеру франшизной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION OF FRANCHISING IN PRIVATE INTERNATIONAL LAW AND ITS SYMPTOMS

Article deals with the nation of international franchising, relations wish the franchise agreement of commercial concession, as well as a comparative study of the species in nature franchise franchising activities.

Текст научной работы на тему «К ПОНЯТИЮ И ПРИЗНАКАМ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ»

К ПОНЯТИЮ И ПРИЗНАКАМ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Абдурахманова Т. Дж.

Российско-Таджикский (славянского) университет

С приобретением независимости Республика Таджикистан переходит к новым рыночным отношениям, в связи, с чем появляются новые, ранее неизвестные методы осуществления предпринимательской деятельности. Одним из методов осуществления предпринимательской деятельности является институт франчайзинга, который в последние годы активно проникает в экономику нашей страны.

Что же представляет собой франчайзинг? На данный вопрос можно ответить, прибегая к различным источникам и научным исследованиям. В Оксфордском словаре английского языка 1933 года, указано, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а franchises - ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. Так, в XIX в. в Британии король предоставлял права(франшизу) горожанам продавать свои товары на рынках и ярмарках, что данные привилегии формировали основу франчайзинговой системы [1]. На сегодняшний день понятие франчайзинг ученые излагают по-разному.

По мнению М. Мендельсона«франчайзинг — это система маркетинга и дистрибьюторства, при которой независимый предприниматель (франчайзи) за плату получает право распространять товары или оказывать услуги другой стороны (франчайзера) в соответствии с установленными стандартами и практикой франчайзера, а также с его помощью» [5]. Суть франчайзингапо мнению автора состоит в предоставлении известной компанией другому предприятию, только начинающему собственный бизнес на рынке, права вести предпринимательскую деятельность, аналогичную деятельности франчайзера, с использованием уже отработанной технологии, именитого товарного знака, с возможностью обучения персонала и получения необходимых консультаций, в течение определенного времени и на оговоренной территории.

Специалисты ВОИС понимают франчайзинг как договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен за вознаграждение [6].

По словам Ф. Филиной, «франчайзинг — это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого компания-франчайзер (правообладатель) представляет франчайзи (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франчайзинговым договором» [10].

Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) понимает под франчайзингом «договорные отношения, между франчайзером и франчайзи, где франчайзер предлагает или обязуется проявлять постоянный интерес к деятельности франчайзи в таких сферах, как ноу-хау и обучение персонала, тогда как франчайзер осуществляет собственную деятельность под общим фирменным наименованием, форматом и/или процессом, которым владеет и контролирует франчайзер, и вложил или вложит существенные инвестиции в это предприятие из собственных ресурсов» [7].

Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) предоставлено аналогичное определение [6]: «Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании». Анализируя точку зрения РАФ, можно сделать вывод о том, что франчайзи на условиях договоренности, покупает франшизу, дабы получить право использовать имя компании, ее репутацию, маркетинговые технологии, продукт и услуги. Франчайзи делает все необходимое для предоставления такого же товара, услуги, что и имеет с большой репутацией франчайзер, дабы не испортить репутацию последнего. Причем франчайзер предоставляет все необходимые условия, либо обеспечивает франчайзи необходимой информацией о производстве, чтобы товары и услуги на рынке выступали в таком же качестве и виде, что у франчайзера.Это своего рода аренда, так как франчайзи не является полным

владельцем товарного знака, а имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются в договоре франчайзинга и являются предметом переговоров.

Следовательно, Франчайзер (франшизодатель) — это крупная компания, которая предоставляет лицензию или передает право пользования своим товарным знаком, ноу-хау и операционной системой.Франчайзи (франшизополуатель) — это физическое или юридическое лицо, которое покупает франшизу дл создания своего бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франшиза - это целая бизнес-система, которую франчайзипокупает у франчайзера.

М. Мендельсон правильно указывает, что по общему правилу франчайзер — это крупная предпринимательская организация (нередко транснациональная корпорация), обладающая мощными ресурсами интеллектуальной собственности, которые она использует для организации франшизного бизнеса, лицензионной передачи прав своим франчайзи, выступления в роли их эксклюзивного координатора, наставника, консультанта и контролера их текущих предпринимательских операций [5].

На основе вышеизложенногоможно выделить три разновидности франчайзеров, различающихся по своей специализации, также по характеру франшизной деятельности.

Первая разновидность - это когда франчайзерсам поставляетфранчайзи оборудование, товары, материалы и обеспечивающий их полным набором фирменного маркетингового обслуживания, методов и приемов сбыта. Можно дать названияфранчайзер- изготовитель.

Вторая разновидность - франчайзер выполняет по отношению к франчайзи те же функции, что и франчайзер первой разновидности, но с обозначением их средствами индивидуализации, в результате чего внедоговорную ответственность перед потребителями несет тоже он, а не изготовитель товаров.Именуем франчайзер-оптовик.

Третья разновидность - по сути франчайзер не продаетфранчайзи ни товаров, ни услуг. Он предоставляет им только нематериальные блага — объекты интеллектуальной собственности. Используя их, франчайзи самостоятельно организуют дистрибьюторскую деятельность, покупая товары у поставщиков, одобренных франчайзером, либо сами изготавливают товары или предоставляют услуги по его лицензии.

При подборе терминологии франчайзинга, зачастую авторы описывают его как льготное предпринимательство, а участников - как пользователя франшизы. В частности, Джон Стэнворт и Брайан Смит определяют франчайзинг как способ осуществления предпринимательской деятельности, используемыеиностранными компаниями, намеревающиеся создатьобширную сеть однородных предприятий (франшизной сети). Эта сеть имеет торговую марку, которая объединяет многих предпринимателей, соблюдающих одинаковые условия, стиль, методы и формы продаж товаров или оказания услуг [9].

М. Шестакова понимает под франчайзингом «систему контрактных отношений, при которых одна сторона — франчайзер — на определенных условиях предоставляет другой стороне — франчайзи — использовать свое имя (торговую марку, знак обслуживания, товарный знак, технологию ведения бизнеса и т.д.) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности франчайзи» [11].

С.А. Силинг рассматривает франчайзинг, во-первых, как форму длительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная организация предоставляет индивидуальному предпринимателю или малому предприятию лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории на срок и на условиях, определенных договором. Во-вторых, как процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий [8].

В рамках этого общего типа ученые по франчайзинговой системе С.А. Сосна и E.H. Васильевавыделяют несколько способов получения франшизы [7]: «Прямая франшиза» и «Мастер франшиза».

Согласно «Прямой франшизе» Франчайзер напрямую продает франшизу предпринимателю (франчайзи), где его географическое расположение находится на одной территории. Суть заключается в том, что франчайзер продает одну франшизу и

наблюдает за ее раскручиванием. Если все идет по плану, то франчайзер может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

Отношения по «Мастер франшизе» возникают, только тогда, когда международный франчайзер для развития своего бизнеса на другой территории, продает исключительные права одному франчайзи. Следовательно, франчайзи становится субфранчайзером на данной территории, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти).Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии.

В соответствии с вышеназванными двумя способами получения франшизы, можно классифицировать франчайзинг на несколько видов:

Франшиза на продажу товара или готовой продукции («товарный франчайзинг» — productfranchise) - это один из способов ведения предпринимательской деятельности, при котором одна сторона изготовитель продукции или товара (франчайзер) предоставляет право другой стороне (франчайзи)продавать свою продукцию под своей торговой маркой на одной определенной территории.

Как верно отметил М.Л. Варданян, что товарный франчайзинг характеризуется продолжительными деловыми отношениями между франчайзером и франчайзи, включающими не только товары, услуги и торговую марку, но и полноформатный набор предпринимательского сотрудничества, а также стратегию маркетинга и планирование, операционные учебные материалы и стандарты, контроль качества и продолжительные двусторонние связи [2].

Действительно если товары, выпускаемые франчайзи не имеют торговой марки франчайзера, то эти отношения не входят в категорию франяайзинга. Так, как было выше замечено, что товарный франчайзинг представляет собой передачу исключительных прав франчайзи на реализацию товара, где владелец франшизы становится единственным представителем торговой марки франчайзера и берет на себя обязательство приобретать товары, которые не создают конкуренцию франшизодателю. В данном случае ключевым моментом этих отношений является торговая марка изготовителя.

Примером товарного франчайзинга может служить GeneralMotors, Ford, Zenger -является родоначальником товарного франчайзинга, также в рамках товарного франчайзинга можно отнести крупные предприятия, универмаги, гипермаркеты с широким ассортиментом продукции - при условии, что у них есть общий стиль и форма обслуживания.

В Республике Таджикистан товарный франчайзинг появился совсем недавно. Так компания «Ашан Россия» подписала договор франчайзинга по запуску сети гипермаркетов «Ашан» в Таджикистане. Договор подписан с подразделением французской компании Schiever в Таджикистане. Российское подразделение «Ашан» будет поставлять в Таджикистан произведенные в России товары под собственными торговыми марками. Первый магазин под вывеской «Ашан Сити» будет открыт в Душанбе в 2015 году. Его площадь составит около 5 тыс. кв. м, а ассортимент будет насчитывать 12 тыс. товаров. Затем в Таджикистане в течение пяти лет будут открыты по франшизе еще несколько гипермаркетов «Ашан».

Франшиза на производство товара («франчайзинг торговой марки» - trade-namefranchise) - это способ предпринимательской деятельности, при котором компания - правообладатель (франчайзер) предоставляет франчайзи исключительное запатентованное право производить продукцию, и сбыт товара на оговоренной территории. Исключительное запатентованное право включает в себя товарный знак, рецептуру, оборудование, рекламный фонд при производстве и сбыте продукции, технологию и фирменный компонент сырья.

Все крупнейшие компании как Coca-Cola, Pepsi и др. работают именно по этому принципу. Отказавшись от расходов на транспортировку готового продукта, франшизодатели предпочли продавать франшизополучателю свои запатентованные сиропы и концентраты или их формулы вместе с правом производства из них фирменных напитков. По данной схеме работают компании по производству продуктов питания («Mars», «Nestle», «Danone»), компании по производству косметики и бытовой химии («Procter&Gamble»).

Франшиза на определенный вид деятельности (например, «сервисный франчайзинг», «деловой франчайзинг» или «франчайзинг бизнес-формат» — business-

formatfranchise) - это способ ведения предпринимательской деятельности, при котором франчайзи приобретает право открыть собственное схожее предприятие под торговым знаком франчайзера. При деловом франчайзинге франшизополучатель берет на себя обязательства полностью подражать тому же формату франшизного бизнеса, что и у франшизодателя.

Примером делового франчайзинга может служить сфера обслуживания и ресторанный бизнес. Впервые в России деловой франчайзингпоявился с момента появления научно-производственной фирмы «Дока», закусочные быстрого обслуживания («Grillmaster», «Carrols», «MacDonald's», «Ростикс», «Русское бистро»), рестораны и кафе, специализирующиеся на приготовлении пиццы, бутербродов, морепродуктов, комплексных обедов («BaskinRobbins», «Subway», «Kentucky Fried Chicken»). В Республике Таджикистан примером может служить сфера гостиничного обслуживания «Hayat Regency Dushanbe», «Sheraton Dushanbe Hotel»; кафе быстрого обслуживания «NY Fried Chicken», «Southernfried Chicken Tajikistan», «Mr. Burger».

По нашему мнению из всех названных видов франчайзинговой системы, самым выгодным видом предпринимательской деятельности в сфере франшизы является -франчайзинг бизне-фрмата. Так как франшизополучатель приобретает не только право открыть собственное аналогичное предприятие, но и готовую идею, раскрученный бренд, маркетинг и рекламный фонд. При этом он берет на себя большую ответственность и обязательство соблюдать все технические требования, стандарты и условия обеспечения качества.

В итоге исследования можно сделать следующий вывод касательно понятия договора международного франчайзинга: это крупная система отношений, в которой одна сторона компания - изготовитель (франшизодатель), предоставляет другой стороне франшизополучателю комплекс исключительных прав (в том числе товарный знак, фирменное наименование, ноу-хау) принадлежащего франшизодателю в целях продажи товара, производства продукции и открытия собственного аналогичного бизнеса на оговоренной территории в обмен на финансовое вознаграждения, врамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами договора.

Литература:

1. Purvin Jr. RL. Fraud en las franquicias. México: CESCA, 1995. 55 р.

2. Варданян М.Л. Франчайзинг как форма привлечения иностранных инвестиций в предпринимательской деятельности // Закон. 2006 . № 9. С. 130-134.

3. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. № 12. 127 с.

4. Колесников В.В. Построение франчайзингового бизнеса. Курс для правообладателей и пользователей франшиз. СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

5. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу. М.: Сибли Интернэшнл, Инк. 1995. 170 с.

6. Российская ассоциация франчайзинга. Путеводитель по франчайзингу в России. М., 2004. 50 с.

7. Сосна С.А., Васильева E.H.. Франчайзинг Коммерческая концессия. М. ИКЦ «Академкнига», 2005. 75 с.

8. Силинг С.А. Практикум по франчайзингу для российскихпредпринимателей. СПб.: ЮНИТИ, 1997. 55 с.

9. Стэнворт Дж., Брайан С. Франчайзинг в малом бизнесе // пер с англ. под ред. Л.Н. Павловой. М.: Аудит. 1996. 76 с.

10. Филина Ф. Франчайзинг: правовые основы деятельности. М.: Гросс Медиа, 2008. 92 с.

11. Шестакова М. Развитие франчайзинга в России. М.: Бизнес-предложения. 2009. 125 с.

К ПОНЯТИЮ И ПРИЗНАКАМ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ

ЧАСТНОМ ПРАВЕ

Статья посвящена рассмотрению понятия международного франчайзинга, соотношения франчайзинга с договором коммерческой концессией, а также проведено сравнительное исследование разновидностям франчайзинга по характеру франшизной деятельности.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзи, коммерческая концессия, «прямая франшиза», «мастер франшиза», «товарный франчайзинг».

DEFINITION OF FRANCHISING IN PRIVATE INTERNATIONAL LAW AND ITS

SYMPTOMS

Article deals with the nation of international franchising, relations wish the franchise agreement of commercial concession, as well as a comparative study of the species in nature franchise franchising activities.

Keywords: franchising, franchise, franchisees, commercial concession, "direct franchise", "master franchise", "marketable franchise".

Сведения об авторе: Абдурахманова Тахмина Джамолиддиновна, преподаватель кафедры международного права и сравнительного правоведения Российско-Таджикского (славянского) университета, e-mail: animhat_88@mail.ru

About author: Abdurahmanova Tahmina, teacher of chair of international law and comparative jurisprudence, Russian-Tajik (Slavonic) University

ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДЕЛЕ, В ГРАЖДАНСКОМ

ПРОЦЕССЕ ТАДЖИКИСТАНА

Фозилов Н. Н.

Таджикский национальный университет

Развитие гражданского процессуального законодательства свидетельствует о неодинаковом подходе законодателя к урегулированию правового статуса этих лиц в разные исторические периоды. В судебной практике это не редко приводило к определенным затруднениям при определении процессуального положения субъектов гражданского судопроизводства. Точное определение процессуального положения лиц, участвующих в деле, правильное отнесение их к той или иной правовой категории субъектов гражданского судопроизводства имеет первостепенное значение в обеспечении законности в данной сфере государственной деятельности, в полном, всестороннем установлении всех обстоятельств дела, действительных взаимоотношений, прав и обязанностей сторон. В зависимости от процессуального положения, целей и задач лиц, участвующих в деле, закон наделяет их разным объемом процессуальных прав и обязанностей [1, с. 36].

Отсюда изучение и научная разработка вопросов становления и развития правового института лиц, участвующих в деле, а также выявление предпосылок его дальнейшего развития имеет существенное теоретическое и практическое значение.

Для определения понятия института лиц, участвующих в деле, в гражданском процессе Таджикистана необходимо уяснить значение понятия лиц, участвующих в деле.

В Декретах о суде [2], в Положениях о народном суде от 30 ноября 1918 года и от 21 октября 1920 [3], других нормативных правовых актах, первых лет Советской власти в области гражданского процессуального права термин лица, участвующие в деле не употреблялся [4]. Но в упомянутых нормативных правовых актах были закреплены многочисленные нормы права, регулирующие правовое положение отдельных категорий лиц, участвующих в деле, таких как стороны, третье лица и судебные представители.

Впервые термин лица, участвующие в деле был использован в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1923 года [5] (ст.ст. 110, 112, 235), который действовал на территории нынешнего северного Таджикистана, входившего в состав Туркестанской АССР [6, с. 59], а также БНСР, составной частью, которой были современный центральный и южный Таджикистан. Однако в упомянутом законе не был определен точный состав, а также общие права и обязанности данных лиц, что способствовало затруднениям в судебной практике и теории, при определении круга лиц, участвующих в деле, их конкретных общих прав и обязанностей. Вопрос о точном составе, общих правах и обязанностях лиц, участвующих в деле, в гражданском процессе был разрешен Основами гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, который был принят 8 декабря 1961 года на седьмой сессии Верховного Совета СССР и введен в действие с 1 мая 1962 года [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.