Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЕЙ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНШИЗА / ФРАНЧАЙЗИНГ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА / ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ФРАНЧАЙЗИНГЕ / FRANCHISE / FRANCHISING / FACTORS OF FRANCHISING DEVELOPMENT / STATE SUPPORT PROGRAMS / LEGISLATION ON FRANCHISING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Артем Вадимович

Франчайзинг выступает как один из способов ведения предпринимательской деятельности, который применяется во всем мире. В России франчайзинговая деятельность начала активно развиваться с 1990-х годов. И, в данный момент, все еще находится в стадии активного развития, не достигая уровня международных лидеров по темпам роста. Основной причиной отставания является тот факт, что франчайзинговая деятельность относительно новый для России способ ведения предпринимательской деятельности, а также то, что в России все еще не сформированы нормы и законы, регулирующие франчайзинговую деятельность и взаимоотношения между франчайзером и франчайзи. В статье проведено исследование зарубежного опыта развития франчайзинговой деятельности в странах, являющихся мировыми лидерами по темпам роста франчайзингового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND MAINTENANCE OF FRANCHISING NETWORKS

Franchising is one of the ways of doing business, which is used all over the world. In Russia, franchising activities have been actively developing since the 1990s. And, at the moment, it is still in the stage of active development, not reaching the level of international leaders in terms of growth rates. The main reason for the lag is the fact that franchising is a relatively new way of doing business in Russia, as well as the fact that Russia has not yet formed rules and laws governing franchising activities and the relationship between the franchisor and the franchisee. The article deals with the study of foreign experience in the development of franchising activities in countries that are world leaders in terms of the growth rate of the franchise market.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ СЕТЕЙ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Зарубежный опыт развития и поддержания франчайзинговых сетей

Кузнецов Артем Вадимович,

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

E-mail: opasnostic2@mail.ru

Франчайзинг выступает как один из способов ведения предпринимательской деятельности, который применяется во всем мире. В России франчайзинговая деятельность начала активно развиваться с 1990-х годов. И, в данный момент, все еще находится в стадии активного развития, не достигая уровня международных лидеров по темпам роста. Основной причиной отставания является тот факт, что франчайзинговая деятельность относительно новый для России способ ведения предпринимательской деятельности, а также то, что в России все еще не сформированы нормы и законы, регулирующие франчайзинговую деятельность и взаимоотношения между франчайзером и франчайзи. В статье проведено исследование зарубежного опыта развития франчайзинговой деятельности в странах, являющихся мировыми лидерами по темпам роста франчайзингового рынка.

Ключевые слова: Франшиза, франчайзинг, факторы развития франчайзинга, программы государственной поддержки, законодательство о франчайзинге

Франчайзинг за последние годы стал одним из популярных способов организации бизнеса. Сейчас франчайзинговые сети представляют собой спектр самых разных товаров и услуг начиная от промышленного производства и заканчивая образовательными и развлекательными учреждениями.

Основываясь на данных Международной ассоциации франчайзинга, на сегодняшний день в ми-ромой экономике насчитывается более 17 тысяч франчайзеров и более 1,2 миллиона франчай-зи. Количество сотрудников, занятых в сегменте франчайзинга составляет около 12 млн чел.

Термин «франшиза» происходит от французского слова «franchise», которое обозначает «льгота, привилегия». Распространение данный термин получил в 19 веке, когда англоязычные страны позаимствовали французское слово для обозначения франчайзингового вида деятельности.

В научной литературе приводится ряд определений понятия франчайзинг и франшиза.

Так, Е.Р. Гудим определяет франчайзинг как договорные отношения, между крупными предпринимателями и более мелкими предпринимателями основывающихся на предоставлении комплекса разрешительных прав (франшиза), включающего в себя обязательства по реализации продукции крупного предпринимателя, используя лицензии товарный знак головной фирмы, в том числе с соблюдением ее технологий производства, маркетинговой политики и иных фирменных элементов головной компании [2, 29 с.].

А.В. Плотников рассматривает понятие франчайзинга как реализацию маркетинговой стратегии компании, которая подразумевает передачу франчайзером или основой компанией исключительных прав (франшизу) на ведение производственно-коммерческой деятельности независимому предпринимателю (франчайзи) с целью реализации своей продукции и услуг. У франчайзера сохраняются права контроля над качеством бизнеса франчайзи. Но, в то же время, появляются обязанности предоставить франчайзи маркетинговую стратегию, произвести обучение сотрудников франчайзи и иные обязанности, связанные с ведением основной деятельности франчайзи [3, 14 с.].

Таким образом франчайзинговые сети представляют собой совокупность предприятий (фран-чайзи), осуществляющих свою деятельность от имени головной компании (франчайзера) на основании договора, который предусматривает вы-

сз о

со £

m Р

сг

от А

плату франчайзи единовременного паушального взноса и периодических выплат роялти за предоставление права фразчайзи на использование товарного знака, маркетинговой стратегии, корпоративных правил, а также за реализацию продукции от имени франчайзера.

История развития франчайзинговых сетей берет свое начало в Соединенных Штатах Америки в конце 19-го века и связана с именем Исаака Меррита Зингера, которых основал компанию по изготовлению швейного оборудования. Развитие его компании Zinger как франчайзинговой сети началось с «Объединения швейных машин», основанное самим Зингером и его партнером Эдвардом Кларком, которое давало право предприятиям, входившим в его состав право осуществлять продажу своей продукции под маркой Zinger. Благодаря созданию «Объединения швейных машин» Зингер смог значительно увеличить прибыль своей компании за счет продажи прав на пользование именем своей компании.

Следующей компанией, которая по примеру Zinger решила развиваться как франчайзинговая сеть, стала General Motors, предложившая своим действующим партнерам дилерство (распространение товаров за счет их выкупа у основного производителя с дальнейшей перепродажей), поскольку реализовывать свои автомобили самостоятельно компания не могла из-за недостатка денежных средств. Следуя по примеру General Motors дилерскую систему, стала развивать компания Ford.

Однако примеры Zinger, General Motors и Ford не совсем соответствуют привычному пониманию франчайзинга. Привычный формат франчайзинговой сети зародился в 1920-х годах, когда оптовые компании стали реализовывать свои товары через более мелкие розничные магазины [1, 25 с.].

В настоящее время, когда мы говорим о франчайзинговых сетях, то одной из первых компаний, которые приходят на ум является McDonald's, доля ресторанов, открытых по франшизе, которой составляет около 90%.

Поскольку такой вид бизнес-отношений как франчайзинг стал набирать популярность в США, то возникла необходимость законодательного регулирования данного вида коммерческой деятельности.

Рассматривая актуальное законодательство США о франчайзинге, то в настоящее время оно разделено на федеральное законодательство и законодательство отдельных штатов. Сейчас остаются актуальными два федеральных закона: закон об автомобильном дилерском франчайзинге (Automobile Dealer Franchise Act of 1956), регулирующий розничную продажу автомобилей и закон ^ о нефтесбытовой рыночной практике (Petroleum "i Marketing Practices Act of 1978), регулирующий e производственно-коммерческую деятельность автоколонок и заправочных станций. еЗ Что касается законов штатов, то они не регу-5в лируют конкретные отрасли, которые затрагивают

франчайзинговые сети, а рассматривают отношения сторон по заключению соглашения. Примером этому может служить обязательство франчайзера об отправлении, за семь дней до заключения договора, франчайзи письмо с перечнем установленных в законе сведений о франчайзере. В ином случае, соглашение о приобретении франшизы признается незаконной [4, 27 с.].

Федеральная торговая комиссия США (FTC) -независимое агентство, являющееся основным органом, осуществляющим контроль взаимоотношений между франчайзером и франчайзи. По инициативе данного агентства были разработаны и приняты «Правила франчайзинга». Это перечень требований к франчайзеру по предоставлению необходимой для заключения договора информации франчайзи. К данным требованиям относятся:

- наименование компании франчайзера, ее известность и значимость на рынке;

- качественные и количественные показатели деятельности компании франчайзера;

- инновационные направления деятельности компании;

- уровень профессиональной подготовки кадров;

- маркетинговая стратегия, стоимость ее реализации и издержки;

- обязательства франчайзера в отношении франчайзи по оказанию помощи в старте бизнеса;

- затраты;

- обязательства сторон;

- срок действия соглашения.

Помимо «Правил франчайзинга» в США существует «Типовой ряд предложений по предоставлению льготного предложения по франшизе» (UFOC), который представляет собой документ, состоящий из 23 пунктов, содержащих информацию, на основании которой франчайзи принимает решение о заключении соглашения. В UFOC следует выделить несколько принципиально важных пунктов:

- указание названия компании франчайзера, предшественников и филиалов, с указанием организационно-правовой формы, опыта работы франчайзера и ключевых сотрудников компании за 5 лет;

- перечень судебных процессов франчайзера;

- сведения о банкротстве;

- размер паушального взноса, роялти и иных взносов, а также размер первоначальных инвестиций и финансирования;

- информация о допустимых ограничениях поставки необходимого оборудования и товаров;

- обязательства франчайзи и франчайзера;

- информация о территориальном расположении франчайзи;

- информация о возможности использования товарного знака;

- финансовая отчетность франчайзера за последние 3 года;

- информация о контрагентах [6, 84 с.].

Таким образом, законодательство США в сфере франчайзинга направлено на защиту франчайзи от ложной информации о франчайзере. Данный факт является ключевым звеном в развитии франчайзинговых сетей в США, поскольку чем добросовестнее и успешней франчайзер, тем больший интерес он вызывает у потенциальных фран-чайзи, за счет которых он получает прибыль.

Несмотря на то, что США стали родоначальником такой системы бизнес-отношений, страны Европы также отличаются наличием большого количества разнообразных франчайзинговых сетей.

Наиболее преуспевающей в развитии и распространении франчайзинговых сетей в Европе стала Франция. Успешность развития франчайзинговых сетей во Франции обусловлен рядом факторов, к которым относятся: законодательное регулирование франчайзинга, использование передовых технологий производства, наличие расширенного рынка, благоприятное региональное расположение, высокий жизненный уровень населения.

Законодательство Франции предусматривает осуществление коммерческой деятельности в сфере франчайзинга на основании Закона Франции № 89-1008 «О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования», которых, по аналогии с UFOC США, призван защитить потенциальных фран-чайзи от неполной и недостоверной информации о франчайзере.

Помимо этого, во Франции существует Французская Федерация Франчайзинга, цель функционирования которой состоит в предоставлении правовой помощи франчайзи только собирающимся или начавшим франчайзинговую деятельность. Данная организация предусматривает создания ряда стимулирующих положений в соглашении о приобретении франшизы для франчайзи. Так, в соглашении о приобретении франшизы могут быть указаны положения об ограничении количества розничных магазинов продукции франчайзера с целью ограничения конкуренции на конкретной территории, положения о вознаграждении за вступление в партнерскую сеть, а также бонусы за соответствия торгового оборота плановым показателям франчайзера [7, 104 с.]. Таким образом, помимо стандартных условий сотрудничества франчайзера и франчайзи, франчайзи во Франции получает дополнительные выгоды от приобретения франшизы, которые повышают его прибыль.

Также во Франции на регулярной основе проводятся выставки Franchise Expo Paris, Top Franchise в Марселе и Mapic в Каннах, на которых представлены актуальные франшизы [5, 372 с.]- Участие в данных выставках дает возможность представить франчайрезам свои конкурентные преимущества и заинтересовать наибольшее количество потенциальных франчайзи, а для франчайзи создает особую площадку, на которой он может подобрать для себя наиболее подходящих вариант франшизы.

Что касается Великобритании, то британский рынок франшиз не отстает от Франции. Развитие франчайзинговых сетей в Великобритании происходит на основании ряда факторов, аналогичных с французскими. Развитых характер законодательства Великобритании позволяет регламентировать отношения франчайзера и франчайзи, которые закреплены в Законе «О финансовых услугах». Согласно данному нормативно-правовому акту, франчайзинг в данном случае выступает в качестве соглашения между франчайзером и франчайзи о ведение предпринимательской деятельности, получении прибыли от предоставления права пользования торговой марки, дизайна или иной интеллектуальной собственности, а также репутации.

По аналогии с США и Франции, в Великобритании также существует организация, регулирующая взаимоотношения франчайзера и франчай-зи - Британская Ассоциация Франчайзинга (БАФ). Данная организация предусматривает следующие права и обязательства для франчайзера и фран-чайзи в рамках соглашения о франчайзинге:

- право франчайзера устанавливать срок действия договора, во время которого франчайзи получает возможность пользоваться франшизой;

- обязательство франчайзера осуществлять контроль деятельности франчайзи в течение всего срока действия договора;

- обязательство франчайзера осуществлять поддержку франчайзи в организации бизнеса, обучения персонала, сбыта и управлении;

- обязательство франчайзи своевременно выплачивать франчайзеру паушальный взнос, роялти и иные платежи.

Основываясь на характеристиках регулирования франчайзинга в США, Франции и Великобритании, можно отметить, что у этих трех стран схожие меры поддержки и развития франчайзинго-вых сетей, которые заключаются в создании экономических и правовых условий для организации бизнеса, а также в создании организации-посредника, регулирующего отношения франчайзера и франчайзи.

Несмотря на то, что США в настоящее время является лидером рынка франшиз, стоит отметить, что открытость европейских границ позволяет создать особые условия для распространения бизнеса, в том числе и франчайзинговых сетей, что может стать причиной лидерства Европы на рынке франшиз, поскольку в европейских странах происходит интеграция рынков, что значительно упрощает открытие новых предприятий на основании договора о франчайзинге в соседних государствах.

Литература

1. Гатин Р.С. Возникновение и развитие франчайзинга / Р.С. Гатин, Г.С. Сагдеева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #8 (53), 2018.- 2425 с.

сз о

со £

m Р

сг

от А

2. Гудим Е.Р. Коммерческая концессия, франчайзинг, франшиза: соотношение понятий / Е.Р. Гудим // Современные инновации № 7(21) 2017.- 28-30 с.

3. Плотников А.В. Франчайзинг как вид экономических отношений между субъектами управления / А.В. Плотников // Практический маркетинг № 2 (240). 2017.- 14-21 с.

4. Потапова О.А. Франчайзинг в США: опыт развития / О.А. Потапова // Банковские услуги, № 2, 2016.- 26-32 с.

5. Сотникова С.А. Франчайзинговые бизнес-системы в зарубежных странах (на примере Франции) / С.А. Сотникова, Н.И. Иванова // Наука XXI века: актуальные направления развития № 1-1, 2017.- 371-374 с.

6. Сюняев И.Р. Защита пользователей от недобросовестных действий и сокрытия информации правообладателем по договору коммерческой концессии / И.Р. Сюняев // Общество: политика, экономика, право, 2017.- 82-85 с.

7. Шкутько О.М. Международный франчайзинг: современные тенденции и мировой опыт / О.М. Шкутько // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов, 2015.- 100-106 с.

FOREIGN EXPERIENCE OF DEVELOPMENT AND

MAINTENANCE OF FRANCHISING NETWORKS

Kuznetsov A.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the

President of the Russian Federation

Franchising is one of the ways of doing business, which is used all over the world. In Russia, franchising activities have been actively developing since the 1990s. And, at the moment, it is still in the stage of active development, not reaching the level of international leaders in terms of growth rates. The main reason for the lag is the fact that franchising is a relatively new way of doing business in Russia, as well as the fact that Russia has not yet formed rules and laws governing franchising activities and the relationship between the franchisor and the franchisee. The article deals with the study of foreign experience in the development of franchising activities in countries that are world leaders in terms of the growth rate of the franchise market.

Keywords: Franchise, franchising, factors of franchising development, state support programs, legislation on franchising.

References

1. Gatin R.S. The emergence and development of franchising / R.S. Gatin, G.S. Sagdeeva // Eurasian Union of Scientists (ESU) # 8 (53), 2018, 24-25 p.

2. Gudim E.R. Commercial concession, franchising, franchise: the ratio of concepts / E. R. Buzzing // Modern innovations № 7 (21) 2017.- 28-30 p.

3. Plotnikov A.V. Franchising as a type of economic relations between the subjects of management / A.V. Plotnikov // Practical Marketing No. 2 (240). 2017.- 14-21 p.

4. Potapova O.A. Franchising in the USA: Development Experience / O.A. Potapova // Banking services, No. 2, 2016.- 26-32 p.

5. Sotnikova S.A. Franchising business systems in foreign countries (on the example of France) / S.A. Sotnikova, N.I. Ivanova // Science of the XXI century: actual directions of development № 1-1, 2017.- 371-374 p.

6. Syunyaev I.R. Protection of users from unfair actions and concealment of information by the copyright holder under a commercial concession agreement / I.R. Syunyaev // Society: politics, economics, law, 2017, 82-85 p.

7. Shkutko O.M. International franchising: modern trends and world experience / O.M. Shkutko // Economic Bulletin of the University. Collection of scientific works of scientists and graduate students, 2015.- 100-106 p.

Q.

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.