УДК 338.48 DOI: 10.12737/11296
франчайзинговые инструменты как фактор развития туризма в рф
Ганебных Елена Викторовна, аспирант, ассистент кафедры менеджмента и маркетинга,
ganebnykh@mail.ru,
ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет», г. Киров, Российская Федерация
Статья посвящена изучению особенностей развития туристской индустрии в России путем франчайзинга туристских услуг. Туристская сфера услуг во всем мире претерпевает большие изменения, связанные с развитием информационных технологий и общим ростом конкуренции. Сегодня мы можем наблюдать два противоположных процесса: с одной стороны, туристские услуги становятся год от года доступнее все более широкому кругу лиц, с другой — туристы постепенно отказываются от услуг туроператоров. Происходит общее расширение туристского рынка, возрастает конкуренция, увеличиваются расходы на маркетинг, возникает необходимость постоянного обновления, формируются категории коммерческой тайны, возникают ноу-хау, сокращается жизненный цикл участников туристского рынка. Все это порождает необходимость объединения усилий организаций и создание системы кооперированных связей в различных их проявлениях и видах. Статья рассматривает краткую историю развития туристского франчайзинга в РФ, отражает структуру франчайзинговых отношений рынка туристских услуг, организационную структуру франчайзинга в туристской отрасли, а также определяет место франчайзинга туристских услуг в общей классификации форм франчайзинга. В статье подробно рассмотрена специфика данного вида франчайзинга, связанная с особенностями туристского бизнеса России. Отдельное внимание уделено вопросу ценообразования в деятельности туроператоров, а также его влиянию на эффективное функционирование франчайзинговых сетей. В целом франчайзинг рассматривается как одно из наиболее жизнеспособных направлений диверсификации в сфере туроператорских и турагентских услуг. Актуальность подобной постановки вопроса повышается в связи с кризисными явлениями в российском выездном туризме, развитие которых может привести к существенному сокращению профессиональных участников туристского рынка, сокращению занятости в секторе, снижению налогооблагаемой базы.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзинг туристских услуг, туристский франчайзинг, ценообразование туроператоров
Благодарность. Автор выражает благодарность научному руководителю, д.э. н., профессору кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВПО «ВятГУ» Т. А. Бурцевой.
Введение. Франчайзинг — это не только инструмент мультипликации успешного бизнеса, но и механизм кооперации возможностей. Туристская сфера услуг во всем мире претерпевает большие изменения, связанные с развитием информационных технологий и общим ростом конкуренции. Потребители сегодня все чаще предпочитают самостоятельно организовывать свой отдых посредством индивидуального бронирования необходимых услуг: авиаперелетов, отелей, экскурсий и пр. Развитие систем лояльности, маркетинговые мероприятия перевозчиков и отельных сетей также стимулируют потребителей туристских услуг избегать посредников в цепочке организации своего отдыха. Таким образом, мы
наблюдаем два противоположных процесса: с одной стороны, туристские услуги становятся год от года доступнее все более широкому кругу лиц, с другой — туристы постепенно отказываются от услуг туроператоров. В настоящее время франчайзинг может рассматриваться как механизм диверсификации рынка туруслуг, как формат сохранения малого туристского бизнеса, ситуация в котором резко обострилась в связи с проблемами экономики и кризисом в выездном российском туризме. В этой связи исследование особенностей реализации франчайзинга приобретает в настоящее время особую актуальность.
Научный инструментарий исследования. Статья является результатом теоретического
исследования специфики франчайзинга как экономического явления, а также проведенных качественных и количественных исследований примеров реализаций франчайзинговых схем в российском туризме.
Основные результаты исследования. Особенностью деятельности туристских операторов является оптовая закупка мест на всех этапах туристского продукта: организация чартерных рейсов или выкуп больших блоков мест в самолетах, организация трансферов большими туристскими автобусами, выкуп больших блоков комнат в отелях, а иногда и отелей целиком, вплоть до строительства собственных сетей отелей и т.д. Организация сопутствующих (перекрестных) продуктов (экскурсий, мероприятий) также происходит на эксклюзивных условиях, либо осуществляется собственными силами. Очевидно, что туроператор минимизирует свои издержки благодаря особым оптовым ценам. В таких условиях на массовых направлениях туроператор может предложить туристу идеально скомпонованный туристский пакет по более низкой цене, чем если бы турист бронировал такой тур самостоятельно. Однако на направлениях, не пользующихся массовым спросом, данная выгода либо становится очень незначительной, либо исчезает совсем.
Таким образом, происходит общее расширение туристского рынка, возрастает конкуренция, увеличиваются расходы на маркетинг, возникает необходимость постоянного обновления, формируются категории коммерческой тайны, возникают ноу-хау, сокращается жизненный цикл участников туристского рынка [4]. Все это порождает необходимость объединения усилий организаций и создание системы кооперированных связей в различных их проявлениях и видах.
Первоначально развитие франчайзинга в России пошло по пути товарного франчайзинга, то есть фактически произошла конверсия дилерских «мультибрендовых» сетей в монобрендовые салоны, работающие под известной торговой маркой. При этом франчайзер стал предоставлять более гибкие условия поставок, а франчайзи брать на себя обязательства по сбыту согласованных объемов продаж, на первом этапе даже без уплаты роялти. Франчайзинг в сфере услуг вообще стал развиваться несколько позже — в начале 2000-х гг. через построение сетей, обслуживающих программное обеспечение, открытие фитнес-клубов и салонов красоты. Развитие франчайзинга туристских услуг
долгое время не было заметно. Активный рост как общего числа туристских компаний (рис. 1), так и франчайзинговых турагентств происходит с 2009 г.
Рис. 1. Число турфирм на территории Российской Федерации, единиц
На начало 2013 г. на рынке туристских услуг работали 13 компаний, имеющих около 4,5 тысяч франчайзинговых партнеров в целом. Размеры франчайзинговых сетей изображены на рис. 2 [1].
Рис. 2. Размеры франчайзинговых сетей (количество франчайзи в каждой сети)
Структура франчайзинговых отношений рынка туристских услуг имеет особенности. Франчайзером не всегда выступает туроператор, формирующий туристский продукт. В половине случаев турфирма-франчайзер является консолидатором турпродуктов нескольких туроператоров и обладает собственными ноу-хау в области программного обеспечения по поиску и подбору турпродуктов и в области продаж.
Таблица 1
Сравнительная характеристика товарного и сервисного франчайзинга
Показатель Товарный франчайзиг Сервисный франчайзинг Франчайзинг турфирм
1 Паушальный взнос нет да нет
2 Франчайзер - поставщик продукта да нет да
3 Франчайзер - поставщик технологии, ноу-хау нет да да
4 Уникальный продукт да нет нет
5 Инвестиции на закупку продукта да нет нет
Франчайзер-консолидатор обычно ведет независимую от туроператоров-поставщиков маркетинговую политику. Поэтому суть франчайзинга консолидатора представляет собой товарную (сбытовую) схему.
В какой-то мере данное утверждение является справедливым и для сетей туроператоров, поскольку если туроператор оказывает услуги по формированию турпродукта, то франчайзи не принимают участия в данном процессе, а лишь реализуют готовые турпродукты, скомплектованные франчайзером. Сравнительная характеристика товарного и сервисного франчайзинга изображена в таблице 1.
Однако следует понимать, что турпродукт не является материальным товаром, а является набором услуг по перевозке, предоставлению временного места проживания, питания, экскурсионного обслуживания и пр. Несмотря на структурную схожесть франчайзинга турфирм с товарной (сбытовой) схемой, и в силу специфики учета туристской продукции деятельность турагентств также принято относить к сфере услуг
Организационная структура франчайзинга сферы туристских услуг изображена на рис. 3.
Общее понимание франчайзинга в сфере туристских услуг в целом совпадает с общепринятой формой, онако, как и в любой отрасли, специфика бизнеса отражается на составе фран-чайзингового пакета.
1. Паушальный взнос в схеме франчайзинга турфирм либо отсутствует совсем, либо составляет условную сумму от 12000 до 100000 рублей. Однако туроператоры предъявляют определенные требования к размеру и месту расположения офиса по работе с клиентами, наличию необходимых коммуникаций и квалифицированных сотрудников с опытом работы в турбизнесе. Данные требования выполняют функции «входного билета» так же, как и паушальный взнос, однако не являются платежом франчайзеру, а остаются в активе франчайзи.
2. Финансовая модель франшизы. Финансовая модель туристской франшизы выглядит следующим образом. Туроператор закладывает в стоимость турпакета процент комиссии тура-
Рис. 3. Организационная структура франчайзинга туристских услуг
гентства, обычно около 12—14% (более высокий по сравнению с процентом, уплачиваемым независимым турагентствам — 7—10%). Туроператор формирует прогрессивную шкалу комиссий: чем больше объемы реализации турпродуктов, тем выше объем комиссии, который может достигать 18% от стоимости каждой реализованной путевки. В случае если франчайзер имеет специальные предложения по отдельным турпакетам (например, владеет отелем), франчайзи имеет дополнительную комиссию за реализацию таких турпродуктов. Относительно роялти у франчайзеров турбизнеса единодушия нет. Некоторые франчайзеры не требуют уплаты роялти, а регулируют плановые объемы продаж посредством прогрессивной шкалы комиссий. Другие туроператоры включают в условия договора концессии ежемесячную уплату взносов за использование бренда — роялти. Размер ежемесячного платежа роялти обычно рассчитывается по формуле, связанной с выполнением планов продаж и составляет в среднем от 3000 до 75000 рублей в зависимости от региона и сезона.
3. Фирменный стиль бренда. Во франчайзинге турфирм франчайзер обычно предоставляет франчайзи бренд-бук, содержащий информацию о фирменном стиле компании, ее логотипы, фирменные цвета и особенности работы с ними. Часто франчайзер также предоставляет дизайн-проект офиса, обслуживающего клиентов либо типовые образцы таких дизайнов. Оформление помещения производится франчайзи за свой счет, а франчайзер обеспечивает турфирму фирменной атрибутикой, и иногда вывеской. Предоставление франчайзером вывески является немаловажным фактором, т.к. ее стоимость часто сопоставима со стоимостью внутренней отделки помещения.
4. Адаптация и развитие персонала. Кроме указанного выше требования о наличии квалифицированных опытных сотрудников, обслуживающих потребителей, франчайзер организует регулярное обучение персонала по направлениям деятельности головной компании, а также бронированию туристского продукта. Квалификация персонала является ключевым фактором эффективности деятельности компании в структуре сервисного франчайзинга. Поэтому франчайзер организует для сотрудников франчайзи так называемые «рекламные туры» («инфо-туры») — командировки в места размещения туристов с целью личного ознакомления с предлагаемыми услугами. В рекламных турах менеджеры турфирм посещают отели и экскур-
сии, оценивают уровень питания, обслуживания и других сервисов в местах размещения для более квалифицированной работы с потребителями. Рекламные туры обычно предлагаются по значительно сниженной цене, потому что отельеры заинтересованы во включении своих отелей в программы рекламных туров и предоставляют места размещения либо с огромными скидками, либо вообще бесплатно. Франчайзер также заинтересован в повышении качества обслуживания потребителей и росте продаж, поэтому предоставляет рекламные туры по себестоимости.
5. Мотивационная программа для персонала. Одним из важнейших требований к будущему франчайзи является наличие сотрудников с опытом работы в туриндустрии не менее 2 лет. Не секрет, что заработная плата менеджеров турагентств складывается из комиссии за реализованные турпродукты. Учитывая сезонность туристской деятельности, а также наличие (либо отсутствие) базы постоянных клиентов турагентства, доходы персонала турагентств невысоки и нестабильны. В 2013 году в кировских турфирмах работало 325 человек основного персонала (из них 73,5% — женщины), из которых 74 сотрудника имели профессиональное туристское образование (в 2012 г. — 58). Целью любой моти-вационной программы для персонала является повышения привлекательности работы в компании, построение долгосрочных отношений с менеджерами высокого профессионального уровня, удержание в компании квалифицированных кадров. Мотивационные программы для персонала турагентств сводятся к различного рода поощрениям за реализацию плановых показателей турпродуктов: начисление бонусных баллов (от 0,5% до 5,3% от стоимости тура) за реализацию туров, предоставление бесплатных туров для менеджеров-победителей конкурсов по продаже туров на определенные направления, в определенные отели.
6. Технологии, рецептура, ноу-хау. Сервисный франчайзинг в целом характеризуется наличием у франчайзера определенных уникальных технологий, рецептур, ноу-хау. В сфере туристского бизнеса основным ноу-хау франчайзера является поисковая система бронирования туров по различным характеристикам. Самостоятельные турагентства, не являющиеся франчайзи, часто пользуются программным обеспечением, позволяющим вести поиск туров среди предложений большого количества туроператоров сразу, такими как ruSPO (ruspo.ru), Хит-тревел (hittravel.
ги) и Туристская поисковая система (turpoisk.ru). Данные системы позволяют в очень доступной форме сравнить аналогичные предложения туроператоров и быстро найти оптимальное предложение. Франчайзи в турбизнесе обязан реа-лизовывать туры своего франчайзера в случае, если у него есть направление, интересующее потребителя. Для этого франчайзер предоставляет собственное программное обеспечение, позволяющее не только просматривать информацию о турах, но и запрашивать онлайн сведения о наличии мест на рейсах и в отелях, составлять сложные индивидуальные туры, осуществлять их онлайн бронирование. Одновременно с этим турагентство-франчайзи имеет персонального менеджера или службу «горячей» поддержки франчайзера по всем интересующим вопросам. Структура программного обеспечения (ПО) туроператоров очень похожа не только функционалом, но и интерфейсом. Но в силу наличия авторских прав каждого туроператора на свое ПО, можно считать его уникальной технологией.
Пример интерфейса поисковой системы туроператора приведен на рис. 4. Еще одним ноу-хау туроператоров является возможность
моментального подтверждения туров от отелей. Для этого туроператор синхронизирует свою поисковую систему с системами бронирования отелей, и при поступлении заявки ее обработка происходит в автоматическом режиме, без участия персонала. Данный функционал важен при реализации так называемых «горячих» туров, когда до вылета остается 1—3 дня, и крайне важна быстрая обработка заявки.
7. Товарные группы и ассортиментная политика. Каждый туроператор имеет специализацию: пляжный отдых, экскурсионные туры, паломнические туры, экзотические туры и т.д. Все анализируемые туроператоры-франчайзеры специализируются на пляжном отдыхе. Таким образом, ассортиментная политика туроператора включает в себя:
- географию туров (страны и регионы, в которые туроператор формирует туры);
- географию вылетов из различных городов России;
- различные уровни сервиса на принимающей стороне;
- различные уровни мест размещения на принимающей стороне.
Рис. 4. Поисковая система туроператора.
Турфирма-франчайзер в обязательном порядке включает во франчайзинговый договор условие о приоритетном бронировании туров франчайзера в случае присутствия в его ассортименте географического направления турпродукта [2]. Таким образом, турагентство-франчайзи имеет возможность сотрудничать с другими туроператорами, но лишь в рамках направлений, которые не предоставляет франчайзер. При этом конкурентная борьба приводит к ситуациям, когда идентичные турпаке-ты стоят по-разному у разных туроператоров, и преимущество не всегда на стороне франчайзера. Однако франчайзи обязан бронировать более дорогой продукт в ущерб интересам потребителя. При запросе потребителем конкретных авиаперевозчиков или мест размещения может оказаться, что франчайзер не сотрудничает с требуемыми партнерами или имеет менее выгодные условия, чем другой туроператор. Задачей менеджера турагентства является переориентация потребителя на другой продукт, предлагаемый их франчайзинговой сетью, или фирма теряет клиента.
Любой туроператор стремится максимизировать свою прибыль в условиях рыночной конкуренции. В этих целях туроператоры постоянно осваивают новые направления выездного туризма, минимизируют издержки через строительство собственных отелей, улучшают качество обслуживания путем расширения финансовых возможностей приобретения туров (кредит, рассрочка), способов оплаты (наличные, безналичные, онлайн оплата банковскими картами, электронными деньгами, оплата в офисах крупнейших сетевых точек приема платежей), вариантов доставки документов (курьер, почтовая доставка, выдача в аэропорту перед вылетом), обслуживания по прилету принимающей стороной (фирменные автобусы, профессиональные трансфер-мены, отельные гиды, экскурсоводы) и прочее.
8. Ценовая политика. Вопрос ценообразования нужно рассматривать на основании взаимоотношений, которые складываются между туроператором и турагентом. Туроператор самостоятельно формирует туристский продукт и определяет его стоимость на основании своих затрат, с учетом рыночных цен, которые сложились в данном регионе на продажу путевок. Цена туристского продукта ассортимента выездного туризма обычно фиксируется в валюте — долларах США или евро. При этом оплата
туристского продукта производится в рублях по внутреннему курсу туроператора, который обычно формируется по формуле:
Курс туроператора = Курс ЦБ РФ + 3%.
Цена турпродукта франчайзера публикуется на веб-сайте туроператора, и является общедоступной: потребитель имеет возможность самостоятельно убедиться в стоимости тура. Фран-чайзи не имеет права повышать стоимость тура, однако не ограничивается в предоставлении скидок в пределах своей комиссии, то есть за свой счет.
Ценообразование в сфере туристских услуг имеет ряд особенностей:
1) в структуре туристской отрасли фактически отсутствует само понятие оптовых цен. Турагентство (независимо от того, является ли оно франчайзи или работает самостоятельно) работает с конечными розничными ценами, имея при этом различный процент комиссии, зависящий от ряда факторов;
2) в формировании цены на турпродукт также учитывается психологический фактор, т.к. клиенты не должны испытывать отрицательных эмоций в связи с этим. Период конца 2014 — начала 2015 г. показал, что несмотря на рост курса основных валют, туроператоры стараются максимально сгладить разницу, не просто индексируя цены на турпродукты, а снижая ее валютный эквивалент;
3) в России выездной туризм носит ярко выраженный сезонный характер, что связано с особенностями климата страны с учетом летних отпусков. В связи с этим ценообразование в российском туризме подвержено сезонной дифференциации;
4) в стоимость туристской услуги должны быть включены условные стоимости нетоварных видов продуктов, таких как природные уникальные объекты, памятники истории и архитектуры, заповедники и национальные парки. Оценка стоимости данных услуг носит весьма условный характер, что также отражается на ценообразовании туристского продукта;
5) цена на туристские услуги имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом является себестоимость сформированного туристского продукта, а верхний предел определяется спросом на данный туристский продукт.
Таким образом, величина цены на турпродукт определяется его стоимостью и спросом на этот продукт. Кроме того, на цену турпродукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания, исполь-
зуемое транспортное средство, форма обслуживания (групповая или индивидуальная), конъюнктура рынка туристских услуг, сезонность предоставления услуг, эффективность рекламы и т.п.
В. Семинихин [5] определяет цену турпродукта на одного туриста, то есть стоимость турпутевки, по формуле
(C + T + R-D-K)
Р =-* к,
Рсис + Guide
где:
Р — цена турпродукта;
С — себестоимость услуг, входящих в турпро-дукт;
Т — косвенные налоги;
R — прибыль туроператора;
D — акционные скидки на отдельные виды услуг;
К — комиссионное вознаграждение турагента;
Pax — количество туристов в группе;
Guide — количество лиц, сопровождающих группу;
k — коэффициент «горячего тура», отражающий близость наступления периода потребления турпродукта.
Очевидно, что цены на турпродукт должны ориентироваться не на среднего туриста, а на определенные типовые группы. Например, снижение цены на турпродукт ведет к росту спроса и оказывает рекламное воздействие на покупателя. В свою очередь, улучшение рекламы может способствовать увеличению цены на турпродукт.
Уровень цен значительно влияет на объем реализации турпродукта. Однако это влияние имеет свою специфику, обусловленную следующим:
- потребление турпродукта осуществляется в свободное время, которое имеет для туриста самостоятельную ценность и которого у него не так уж и много. Как следствие — особая избирательность, повышенные требования и чувствительность к качеству и цене турпродукта;
- между моментом продажи турпродукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени, что находит свое отражение в политике цен: например, вводится дополнительное страхование туристов от инфляции, плохой погоды и т.д.
Кроме указанных особенностей ценообразования, при формировании цены на туристский продукт следует учитывать следующие факторы:
- цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость туристского продукта (например, экскурсии туристы заказывают и оплачивают дополнительно в соответствии со своими желаниями);
- при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе: чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
- цена туристского продукта зависит от возрастного состава туристов: так, детям и школьникам предоставляются значительные скидки с цены на многие услуги;
- прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат (размер процента зависит от спроса на данный турпродукт и может колебаться от 5 до 100% и более).
При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и проводится анализ ценовой политики конкурентов. Из существующих методов установления цен наиболее распространен рыночно-ориентированный метод ценообразования, который рассматривает уровень издержек не как основу для установления цены, а как ее ограничитель. Издержки показывают нижний предел цены, а величина спроса — верхний.
Выбор ценовой стратегии турфирмы также зависит от «срока годности» туристского продукта, в котором отражается изменение спроса на разных этапах существования продукта. При формировании цены турпродукта, франчайзер опирается также на прогнозные планы реализации своих туристских продуктов. Основываясь на этом, туроператор бронирует или выкупает блоки мест на чартерных авиарейсах, в отелях и так далее. Однако возможны рыночные ситуации, когда оператор не успел реализовать туры, и несет убытки от предоплаченных, но не реализованных мест. В целях минимизации рисков туроператор снижает цену тура по мере приближения периода его потребления, ориентируясь на количество оставшихся, невыкупленных мест. Так называемые «горячие туры» с датами вылета в течение 1—3 дней часто реализуются по цене ниже себе стоимости.
Выводы
1. Франчайзинг как механизм диверсификации туристских технологий может стать наиболее приемлемым в условиях быстро меняющегося рынка туризма в РФ, кризиса выездного ту-
ризма на фоне общеэкономических трудностей последнего года.
2. Франчайзинг является формой консолидации усилий и мультипликации успешного бизнеса, увеличивает шансы на выживание отдельных профессиональных участников рынка и на развитие сферы национального туризма в целом.
3. Туристский франчайзинг имеет пограничное положение между товарным и сервис-
ным франчайзингом, сочетая в себе элементы обоих видов.
4. Успешная реализация франчайзинговых стратегий зависит от сбалансированности «фран-чайзингового пакета», включающего в себя: паушальный взнос, финансовую модель франшизы, фирменный стиль бренда, адаптацию и развитие персонала, мотивационную программу для персонала, технологию/рецептуру/ноу-хау, ассортиментную и ценовую политику.
Литература
1. Бренды «на развес»: как туроператоры вербуют турагентства во франчайзинг // Profi.Travel. 10.02.2014/: http:// profi.travel/news/754/details (дата обращения: 14.02.2014).
2. Танебных Е. В. Управление функцией контроля в системе франчайзинговых отношений // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5 (2). С. 436-440.
3. Колинченко М. В. Франчайзинг как эффективная форма преодоления кризиса в сфере услуг // Материалы Международного молодежного научного форума «Л0М0Н0С0В-2011» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, К. К. Андреев, М. В. Чистякова. М.: МАКС Пресс, 2011.
4. Маркетинговое исследование франчайзинг в России — перспективы в условиях кризиса / Step by Step. 2009. 85 с.
5. Семинихин В. Ценовые стратегии турфирм // Аудит и налогообложение. 2010. № 7.
franchising instruments as a factor of tourism development in the russian federation
Ganebnykh Elena Viktorovna, PhD graduate student, Assistant Professor at the Department of Management
and Marketing, ganebnykh@mail.ru,
Vyatka State University, Kirov, Russian Federation
The paper studies the features of the development of the tourist industry in Russia focusing on franchising in tourist services. The tourism services sector worldwide is undergoing big changes associated with the development of information technology and a general increase in competition. Today we can observe two opposite processes: on the one hand, tourism services are accessible from year to year by an increasing number of individuals, on the other hand, the tourists are moving away from the services of tour operators. There is a general expansion of the tourist market, increased competition, increased spending on marketing, there is a need for continuous updating, trade secrets and know-how are developing, while there is a decreasing the life cycle of the participants of the tourist market. All this creates the need to bring together organizations and the creation of cooperative relations in their various forms and types. The article considers the brief history of the development of tourist franchising in Russia, reflects the structure of franchising market of tourist services, the organizational structure of the franchise in the tourist industry, as well as the place of tourist services franchise in the general classification of the forms of franchising. The article discussed in detail the specifics of the type of franchise-related features of tourist businesses in Russia. Special attention is paid to the issue of pricing in the activities of tour operators, as well as its impact on the effective functioning of franchise networks. On the whole franchise is regarded as one of the most viable areas of diversification in the field of tour operator and travel agent services. The relevance of such issue raises due to the crisis in the Russian outbound tourism, the occurrence of which can lead to a significant reduction of professional participants of the tourist market, the reduction of employment in the sector, reducing tax receipts.
Keywords: franchise, franchising in tourist services, tourist franchise, tour pricing
References
1. Brendy «na razves»: kak turoperatory verbuiut turagentstva vo franchaizing [Brands «sold by weight»: how tour operators recruit travel agencies in franchising] // Profi.Travel. 10.02.2014/ http://profi.travel/news/754/details [Accessed on February 10, 2014].
2. Ganebnykh E. V. Upravlenie funktsiei kontrolia v sisteme franchaizingovykh otnoshenii [Management control function in the system of franchise relationships] // Ekonomika i predprinimatel'stvo. [Economy and Entrepreneurship] 2014. № 5 (2). pp. 436-440.
3. Kolinchenko M. V. Franchaizing kak effektivnaia forma preodoleniia krizisa v sfere uslug [Franchising as an effective way of overcoming the crisis in the services sector] // Proceedings of the International Youth Science Forum «L0M0N0S0V-2011» / Otv. red. A. I. Andreev, A. V. Andriianov, E. A. Antipov, K. K. Andreev, M. V. Chistiakova. M.: MAKS Press, 2011.
4. Marketingovoe issledovanie franchaizing v Rossii — perspektivy v usloviiakh krizisa [Marketing research of franchising in Russia — Perspectives from the crisis] / Step by Step. 2009. 85 p.
5. Seminikhin V. Tsenovye strategii turfirm [Pricing strategies of travel agencies] // Audit i nalogooblozhenie. [Audit and Taxation] 2010. № 7.