ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ
Л. А. ЛЮБИМОВА, Е. В. ПЛОТНИКОВА
В статье анализируются проблемы и перспективы развития франчайзинга в индустрии туризма. Автор раскрывает концепцию создания франчайзинговых сетей в России как наиболее цивилизованную форму работы в туристском бизнесе.
Ключевые слова: франчайзинг, туристский бизнес, франчайзинговые турагентские сети.
Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Рыночные преобразования оказали решающее влияние на кардинальные изменения в сфере услуг. Постоянное обострение конкуренции вынуждает туристские предприятия искать новые прогрессивные формы работы, бороться за качество услуг и обслуживания клиентов. Развиваются интеграционные процессы, направленные на повышение эффективности бизнеса. Одной из форм, наиболее широко распространенной в экономически развитых странах, позволяющей повысить эффективность работы как крупного, так и малого бизнеса, является интеграция на основе франчайзинга. Данная форма интеграции сочетает способность восприимчиво, быстро и гибко реагировать на запросы рынка небольшого частного предприятия с помощью раскрученной торговой марки, технологических достижений и гарантий крупной компании.
В мировой рыночной системе франчайзинг является самым быстрорастущим методом организации бизнеса. Популярность франчайзинга объясняется эффективностью и высокой устойчивостью бизнеса вновь образующихся предприятий. Франчайзинг выгоден для бизнеса, так как с его помощью ежегодно создается множество мелких предприятий, новых видов услуг, новых экспортных возможностей. Благодаря поддержке крупных компаний, заинтересованных в стабильной работе своих предприятий-операторов, банкротств в этой категории мелких фирм существенно меньше.
Кроме того, франчайзинг выгоден для общества в целом, так как он существенно расширяет
рынок труда, позволяет более полно удовлетворить потребительский спрос и оперативно реагировать на его изменение [5].
Одним из главных факторов, определяющих развитие франчайзинга, является рост сферы услуг, на которой в основном и сосредоточен франчайзинг. Рост сферы услуг во многих странах, где развивается франчайзинг, является долгосрочной тенденцией. Другой благоприятный внешний фактор - готовность все большего числа прибыльных организаций развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что является средством, способствующим осуществлению их стратегий диверсификации и проникновения на рынок. Некоторые из них нуждаются в квалифицированных и опытных сотрудниках, а другие хотят максимизировать потенциальную прибыль от своего рынка сбыта.
Об успешности франчайзинговых предприятий в сфере услуг свидетельствует широкое их распространение более чем в 70 странах мира, в том числе и в России. В настоящее время практика этой формы бизнеса в нашей стране еще не получила широкого распространения, что во многом объясняется недостаточной изученностью данной модели бизнеса. Работа исключительно по западным образцам без должной адаптации к специфике российской экономики уже начала давать сбои, поэтому актуальной проблемой является разработка отечественной модели франчайзинга, а также методическая проработка ее основ.
Возникновение франчайзинга в наиболее типичной форме относят к началу XIX в. Тогда возникла так называемая система связанных домов, которую использовали пивовары Англии для поддержания нужного объема продаж. Система «связанных домов» оказалась эффективным ком-
мерческим механизмом и существует до сих пор. Получив наибольшее распространение в XX в., сегодня франчайзинг является наиболее динамично расширяющейся и быстро меняющейся бизнес-системой. Он практикуется как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.
Единого исчерпывающего определения франчайзинга в мире не сложилось ввиду того, что в разных странах он приобрел специфические особенности. Слово «франчайзинг» происходит от французского слова «franchise» (франшиза) и означает «льгота, привилегия, освобождение от налогов, взносов» [1]. «Привилегия» (от лат. Privile-gium) означает исключительное право, преимущество [3]. Данное содержание этого термина и послужило основанием использования его в качестве основополагающего в названии системы бизнес-интеграции предприятий на основе франчайзинга в области распределения продуктов и услуг.
В соответствии с определением Российской ассоциации развития франчайзинга, «франчайзинг» - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает периодические, как правило ежемесячные, взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет предпринимателю сферы услуг вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области» [4].
Современный экономический словарь дает определение франчайзингу, как «смешанной форме крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими (франчайзи) на право, привилегию
действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь, франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе» [1].
С. А. Силинг характеризует франчайзинг как «форму продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и на условиях, определенных договором», а также как «процесс создания, поддержания и развития франшизной системы посредством владельцев независимых предприятий» [6].
Для российской экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением. Отсутствие правовой базы является главным тормозом в развитии франчайзинговых отношений среди участников российского туристского рынка. В настоящее время основное отличие российских франшизных систем от зарубежных - одновременное расширение бизнеса за счет создания франшизных точек и развития корпоративных предприятий франчайзера. Это объясняется тем, что большинство российских предприятий начинает расширять бизнес посредством франчайзинга уже при наличии собственной развитой сети. Франчайзинг для них является одним из элементов дальнейшего развития системы. Немаловажными отличиями российского фрачайзинга от общепринятой практики являются отказ от применения единого договора франчайзинга и отсутствие возможности заключать договоры на долгий срок [7].
Тем не менее, в России на сегодняшний день наиболее цивилизованной формой работы в туристском бизнесе являются франчайзинговые сети. Первая сеть турагентств, которая строит свою работу на принципах франчайзинга, начала свою деятельность в 1998 г. - сеть агентств «Магазин горящих путевок». Сегодня это самая крупная сеть на российском рынке. В нее входят 49 московских агентств (11 из них - собственные) и 120 агентств, расположенных в различных регионах России, а также в Азербайджане, Белоруссии, Латвии и Украине.
В апреле 2004 г. на рынке появилась франчайзинговая сеть агентств по продаже пляжного отдыха «Велл» (проект А. Озолиня, владельца сетей «Магазин горящих путевок» и «Машина вре-
мени»). Установленный размер роялти для московских агентств в первый год работы составил ежемесячно 25 % от комиссии плюс (в среднем) 150 долл. США, во второй год - 30 % плюс 100 долл. США (в среднем), в третий год - 35 %. Для региональных агентств месячная плата составляет 10 % плюс в среднем 100 долл. США.
«Путевочка» - франчайзинговая структура, которая размещается в сети магазинов экономического класса «Пятерочка» (в 2003 г. сеть включала 260 магазинов, из них 198 в Москве и Санкт-Петербурге). Данная сеть предполагает специализироваться на продаже поездок на массовые направления: в Египет, Турцию, Испанию.
В сентябре 2004 г. руководители ООО «101 ФАИН» объявили о новом франчайзинговом проекте под названием «101 страна отпусков». Создатели проекта считают, что франшиза - это интеллектуальный продукт, существенно увеличивающий эффективность (доходность и качество) функционирования турагентств и повышающий их защищенность.
На первом этапе проекта предполагается создать объединение как свободное сообщество юридических лиц. Собственное имя фирмы сохраняется. Для вступления в сеть необходимо наличие лицензии на туристскую деятельность, договора на аренду помещения или аналогичного документа, наличие телефона и подключения к Интернету, обязательства предоставлять скидки по дисконтной карте сети и принимать участие в проводимых сетью тренингах. Первые 100 вступивших в сеть московских турфирм освобождаются от внесения вступительного взноса, ежемесячная плата составит 400 долл. США.
На втором этапе проекта планируется введение единых внутрисетевых стандартов, вступительных взносов и привлечение туристских фирм из регионов. Ставится задача в течение трех-пяти лет объединить под брендом «101 партнер - один успех» не менее 10 % турагентств России.
Компания «ТЕЗ ТУР» предпочла развитие собственных розничных сетей, используя в работе единую рекламную политику и полный контроль над офисами продаж [2].
Сейчас рынок туристических услуг переполнен. Цены практически у всех одинаковы, с точностью до 5-10 %. Новых идей не наблюдается, секретов не осталось. Работать все умеют, скидки у туроператора получить может каждый. А конкуренция растет. Поэтому стали появляться франшизы для действующих турагентств, которые просто увеличивают их привлекательность. Например, одна из таких - «Царское путешест-
вие» - играет на чувствах потребителей и позволяет выделиться среди подобных себе.
Таким образом, несмотря на существующие сложности, данная модель развития туристского бизнеса доказала свою состоятельность. Как правило, российские сети используют все преимущества франчайзингового механизма: единый бренд, единую рекламную и ценовую политику, строгий отбор участников сети, обучение персонала. В настоящее время 25 % всех турагентств являются участниками подобных сетей. Практика показывает, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развиваться дальше. С другой стороны, франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена.
Успех франчайзинга базируется на следующих основных принципах:
- постоянное сотрудничество, доступность и высокая степень доверия партнеров;
- взаимовыгодность и открытость отношений;
- готовность решать проблемы путем переговоров, восприятие критики;
- реализм в оценках;
- профессионализм, выражаемый в компетентности франчайзера и незаурядности внедряемой бизнес-стратегии;
- равенство, выражаемое в том, что франчайзи являются самостоятельными юридическими лицами, а не наемными работниками франчайзера;
- совместное присутствие на рынке;
- оказание поддержки и обмен информацией, что позволяет разрабатывать перспективные планы, внедрять новые рационализаторские предложения и идеи, способные приносить прибыль и улучшить конкурентоспособность;
- высокая степень предпринимательской инициативы;
- планирование и прогнозирование перспектив системы;
- обеспечение конкурентных преимуществ;
- взаимная ответственность;
- регулярность и честность платежей;
- взаимная работа сторон-участников над формированием резерва прочности бизнеса для обеспечения преодоления кризисных ситуаций;
- ориентация на долгосрочную перспективу;
- соблюдение правил работы с конфиденциальными сведениями;
- поддержание сторонами-участниками высокой репутации своей торговой марки;
- отлаженная система поставок;
- поддержка высокого уровня контроля.
В заключение необходимо отметить, что создание франчайзинговых сетей в настоящее время является перспективным направлением развития российских сетевых туристских структур. Безусловно, развитие туризма достаточно сложно прогнозировать на длительную перспективу, но для успешного развития рынка туристских услуг очень важно быстрое приспособление к различным изменениям в экономике, политике, потребностях, что является первостепенной задачей для малых предприятий. В условиях нестабильной экономики туристские предприятия не должны ограничиваться использованием какой-либо одной концепции управления турфирмами, сложившимися на рынке. Целесообразно применять оптимальные на конкретный период времени сочетания различных форм и методов управления, учитывая конкретные условия на туристском рынке и детально приспосабливая их к собственным потребностям.
Литература
1. Андрошук Г., Денисюк В. Франчайзинг: определения, преимущества, перспективы. М., 1997. С. 190.
2. Барзыкин Ю. Кризис подтолкнет к созданию эффективных механизмов развития туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2008. № 2.
3. Карих Е. В. Государство. Франчайзинг. М., 2002. С. 15-19.
4. Колесников В. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей. М., 2002. С. 53-54.
5. Кочетков Г. Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса. М., 2006. С. 102.
6. Практикум по франчайзингу для российских предпринимателей / под ред. С. А. Силинга. СПб., 1997. С. 197.
7. Чудновский А. Д., Жукова М. А., Сенин В. С. Управление индустрией туризма России в современных условиях. М., 2007.
* * *
PROBLEMS AND PROSPECTS OF FRANCHISING DEVELOPMENT IN THE TOURIST INDUSTRY
A.Yu. Lyubomudrova, E.V. Plotnikova
In article problems and prospects of franchising development in the tourist industry are analyzed. The authors examine the concept of franchising networks creation in Russia as the most civilized form of work in tourist business.
Key words: franchising, tourist business, franchising tourist-agency networks.