16. Рогов С. США и эволюция международной финансовой системы // Экономист. 2009. № 3. С. 14.
17. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 71-92.
18. Российский статистический ежегодник. 2011. Стат. сб. Росстат. М., 2011.
19. Россия в цифрах. 2010. Краткий стат. сб. Росстат. М.,2010.
20. Рязанов В. Антикризисная политика в России: стратегические приоритеты и текущие задачи // Экономист. 2009. № 12. С. 3,4.
21. Сен А. Адам Смит и современность // Вопросы экономики. 2011. №11. С. 25-27, 29-31.
22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
О.Н. ЛИСИНА
CD РАН ЧАИ ЗИН Г КАК ФАКТОР УСПЕХА ТУРИСТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК 338.482.2
Рассматриваются особенности франчайзинга на туристском рынке. Автор ашии-зирует развитие туристского рынка в современных условиях и раскрывает преимущества франчайзинговых туристских сетей как djm владельца туристской компании, так и для правообладателя торгового бренда (франчайзера).
Ключевые слови: индустрия туризма, франчайзинг, франчайзинговые туристские сети, франчайзер, требования к турагентствам и менеджерам по туризму.
The article features franchising in the tourism market. The author analyzes the development of the tourism market under current conditions and reveals the advantages of franchising tourist networks, both for the owner of tourism companies and for commercial brand owner (franchisor).
Key words: tourism, franchising, franchise tourism network, the franchisor, the requirements to travel agencies and tourism managers.
Сетевые агентства, строящиеся на прин- торов ограничил сотрудничество с вновь
ципах франчайзинга, весьма успеш- открывшимися туристскими агентствами,
но зарекомендовали себя на рынке ту- В настоящее время наблюдается сле-
ризма. Достаточно сказать, что более дующая тенденция: крупные туропера-
40% розничного рынка в развитых стра- торы в целях обеспечения стабильности
нах — компашш, работающие по схс- туристского бизнеса реализуют турпа-
ме франчайзинга. Сегодня туристский кеты посредством сотрудничества с сс-
бизнес требует высоких организацион- тевыми агентствами, что обеспечивает
ных способностей и умений. Незави- наиболее высокий уровень продаж туров,
симое вхождение на рынок стало нео- Туристы также все больше ориентирует-
правданно рискованным и нерентабель- ся на известные бренды.Отчетливо про-
ным делом. В связи с внесением изме- сматривается ежегодный прирост рынка
нений в Федеральный закон «Об осно- выездного туризма на 10—15%, и потен-
вах туристской деятельности в Россий- цпал этого роста в Poccmi достаточно
ской Федерации» (2007) ряд туропера- велик.
Франчайзинговая схема представляет массу преимуществ владельцу бизнеса. Это и узнаваемый бренд, и опыт управляющей команды. Что представляет собой франчайзинг? Упрощенно его можно охарактеризовать как особый метод или способ коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом (крупной фирмой, достаточно известной, хорошо зарекомендовавшей себя и пользующейся надежной репутацией на национальном или международном рынке) о том, что этот предприниматель (или предприятие) будет вести свои коммерческие операции под именем такой фирмы или под се торговой маркой либо оказывать свои услуги под фирменным знаком обслуживания.
По мнению Е.А. Суханова, «предприниматель-пользователь в отношениях со своими контрагентами-потребителями выступает под маской правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой, давно зарекомендовавшей себя на рынке соответствующих товаров или услуг. Своим клиентам он старается показать, что они приобретают товар или получают услугу, абсолютно тождественную аналогичным результатам деятельности правообладателя, и по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В действительности же такой пользователь, оставаясь независимым участником оборота, осуществляет самостоятельн ую предп ринимательс кую деятельность (хотя и под определенным контролем первоначального правообладателя)» 11 [.
Сеть агентств «Магазин горящих путевок» — одна из наиболее динамично развивающихся туристских франчайзинг-сетей в России. Данный бренд существует с июня 1998 г., когда в Москве предприниматель Андрей Озолинь открыл первый «Магазин горящих путевок». Ма-
газин специализировался на продаже «горящих» туров, которых в тот момент в связи с кризисом было особенно много.
В сентябре того же года «Горящие» состоялись как сеть: в столице начали работу уже четыре офиса под маркой «Магазин горящих путевок». Через год, осенью 1999 г., в сети было уже 8 офисов в прямом управлении и еще 14 открытых по программе франчайзинга, стартовавшей в 1999 г. В 2011 г. российские офисы сети «Магазин горящих путевок» отправили на отдых 390 тыс.туристов, превысив показатели 2010 г. на 28%. Доля сети «Магазинов горящих путевок» на российском рынке выездного туризма составляет 8—9%. Общий оборот сети в 2011 г. достиг 400 млн долл. Сеть «Магазинов горящих путевок» стабильно развивается: на начало 2007 г. в объединение входило 144 офиса, на 1 января 2008 г.— 185 офисов, в начале 2009 г.— 283 офиса, а в начале 2010 г.— 307 офисов. К лету 2010 г. суммарное число офисов сократилось до 271 (менее чем на 12%), что значительно ниже общего падения объемов туристского рынка.
Франчайзинговый туризм широко распространен во всем мире. По принципу франчайзинга созданы большие американские туристские сети Uniglobc travel и Woodsidc travel, европейские TUI, Nekkerman. В России также получили широкое распространение франшизы в туризме, и обе стороны франчайзинговых отношений уже имели возможность оценить все плюсы ведения туристского бизнеса по этой схеме.
В наше время открытие нового дела влечет за собой целый ряд проблем, из-за чего большое количество новых предприятий закрывается в первый год своего существования, так и не сумев наладить бизнес. Неравная конкуренция с большими развитыми субъектами рынка, недостаток опыта предпринимательской деятельности в России и СНГ, недоверие потребителя, связанное с появлением каждой новой фирмы, оказывают-
ся подчас непреодолимыми препятствиями для успешного старта собственного дела. Развить бизнес с нуля крайне сложно, в том числе и в связи со столкновением интересов крупных и мелких компаний. Потребность в постоянном росте известных брендов сводит на нет подавляющее большинство попыток становления небольших предприятий, а развитие их в прибыльное, конкурентоспособное дело и вовсе маловероятно. Метод проб и ошибок, к которому вынуждены прибегать все новые предприниматели в поиске удачной бизнес-модели, крайне редко приносит желаемые плоды. Выходом из ситуации, когда неравная конкурентная борьба и другие сложности начинающего бизнеса встают на пути открытия нового предприятия, есть все более популярная практика франчайзинговых сетей.
Франчайзинг — готовая форма бизнеса, которая учитывает как интересы крупных представителей отрасли, так и малых предприятий, способствует развитию крупных брендов, одновременно давая возможность новым и уже существующим мелким предприятиям создать и развить свое дело в самые сжатые сроки. Одним из главных плюсов этой схемы является возможность открытия собственного бизнеса даже теми предпринимателями, которые до этого никогда не работали в данной сфере или новичками в бизнесе. С помощью франчайзинга можно избежать самых сложных первых шагов в ведении собственного дела, недоверия потребителей к совершенно новому и неизвестному предприятию, исключить риски неправильного построения бизнес-модели.
Смысл франчайзинга заключается в том, что между двумя самостоятельными компаниями ведется сотрудничество на основе договора, при этом одна из компаний, называемая франчайзер, предоставляет другой разработанную систему ведения бизнеса, которая обеспечит новой компании успешный выход на ры-
нок в самые сжатые сроки. Франчайзер при этом сохраняет за собой функции контроля, однако новая компания остается независимым предприятием, используя при этом проверенные временем технологии ведения и управления бизнесом, разработанные профессионалами.
Покупка бизнеса также содержит в себе некоторые риски. Следует знать, что бурное развитие франчайзинговых сетей привело к росту мошенничества в этой сфере деятельности. Чаще всего мошенничество происходит по следующей схеме: в быстром темпе, с помощью широкой рекламной кампании преступники создают видимость бренда, через объявления типа «Продам готовый бизнес» выбрасывают в СМИ предложения сотрудничества, вписав в него самые выгодные условия. Далее, собрав большое количество взносов, исчезают. Мошенники обычно хорошо подготовлены и работают на очень высоком уровне. Поэтому самым простым способом зашиты от них является сотрудничество и подписание концессиального договора только с широко известными, давно работающими компаниями.
Туристский бизнес является одним из самых конкурентных. Около 70% новых турагентств закрылись в связи с нерентабельностью в первые же 2—3 года после своей попытки стать независимыми субъектами рынка. Остальные пытаются преодолеть в своей работе массу сложностей, едва держась на плаву. Начинать туристский бизнес с нуля стало еще сложнее после выхода изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вследствие которых многие туроператоры прекратили свою работу с рядом самостоятельных турагентств, в то же время они продолжают развивать партнерство с сетевыми офисами.
Таким образом, созданы все условия для широкого развития франчайзинговых сетей в случае достаточных наработок компанией успешных методов ведения
бизнеса. Приобретение франшизы дает уверенность, что компания-франчайзер будет обеспечивать офис самыми лучшими ресурсами для работы, ведь для франчайзинговых сетей прибыль агентства является приоритетным направлением деятельности.
Что получает франчайзер, осуществляя продажу франшизы, т.е. продавая разработанную бизнес-модель и оказывая поддержку купившим у него франшизу предприятиям? В первую очередь он получает единую, работающую по созданной им схеме и контролируемую им сеть небольших предприятий. Во франчайзинговой сети значительно уменьшаются финансовые издержки на развитие, по сравнению со случаем, когда компания собственными силами постепенно расширяется на большой территории, без сторонней помощи ведет каждый офис. В условиях франчайзинговой сети франчайзер вкладывает максимальные ресурсы именно в разработку бизнсс-системы с тем, чтобы довести ее до гарантированно прибыльной модели. В этом и за-
ключается основная выгода франчайзера от продажы франшизы.
Взаимоотношения турагентств с координирующим центром туристской сети «Магазин горящих путевок» выявляют ряд требований координирующего центра к менеджерам туристских агентств: умение анализировать проблемную ситуацию, находить общий язык с различными группами клиентов, участие в решении проблем развития массового социального туризма с участием различных слоев граждан, умение оценивать социальную обстановку в целях принятия оптимальных решений при организации различных туров, уровень профессионального роста специалистов сферы туризма, продвижение и реализация туристского продукта и др. При взаимодействии турагентств с туроператорскими компаниями возникают требования к менеджерам туристских агентств: высокий уровень теоретических знаний, большой объем продаж через туроператора, количество повторных обращений в турагентство.
ЛИТЕРАУУРА
1. Гражданское право: учебник. В 4 т. Т. 4 / под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтере Клувер, 2008.
2. Довгань В. Франчайзинг— путь к расширению бизнеса. М., 1994.
3. Меньдельсон М. Руководство по франчайзингу. М., 1995.
4. Мюррей Я. Франчайзинг: типы фран-
шизы, где достать финансы, как добиться успеха. М., 2004.
5. Радник Г. Лыоис. Лицензия на торговый знак. М., 1992.
6. Сайт российской ассоциации франчайзинга. иШ: http://www.rarf.ru
7. Стэнворт Дж.,Смит Б. Франчайзинге малом бизнесе. М., 1996.