Научная статья на тему 'Фотогеография Кузбасса'

Фотогеография Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГЕОГРАФИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИССЕМИНАЦИЯ / ФОРМЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ / DIDACTIC PRINCIPALS / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / DISSEMINATION / FORMS OF LOCAL LORE WORK / PHOTOGEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Локтев Валерий Алексеевич

Детально рассмотрены интерактивные, дидактические материалы по краеведению Кузбасса в фотовопросах. Использование учебно-методического комплекса позволяет сделать процесс усвоения обучающимися знаний о своем крае более эффективным средством развития интеллектуально-познавательных способностей. Комплекс может претендовать на титул «классического краеведческого исследования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Локтев Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Photogeography of Kuzbass

There was made detailed analysis of interactive, didactic materials on local lore in photo quests. Usage of educational and methodical complex allows making the process of assimilation of knowledge about own land by students more effective tool of development of intellectual and cognitive abilities. Complex could claim to the title of «classic local lore of research».

Текст научной работы на тему «Фотогеография Кузбасса»

первых, которые нас вели по карте и компасу. На пути мы увидели много воронок от снарядов. Когда мы прошли через лес, вышли и увидели большое поле вблизи села Рождествено. В середине поля стоял памятник морякам-дальневосточникам. Они воевали в этих местах во время Московской битвы и многие погибли. Подойдя к памятнику, все возложили цветы и почтили память воинов минутой молчания.

Руководитель похода нам сказал, что мы сейчас пройдем через поле к селу Рождествено, проделывая такой же путь, как и наши солдаты. Из леса воины по полю совершили марш-бросок и освободили деревню от немцев. На этом поле до сих пор находят предметы, оставшиеся со времён Московской битвы. Пройдя через деревню, мы вышли к церкви, около которой находится братская могила, там выгравированы фамилии погибших воинов, защищавших эти места.

После мы немного прошлись вдоль шоссе и зашли в лес, где устроили привал. Развели костёр, отдохнули.

Через час мы направились к конечной точке нашего похода «Снегири»: во время Битвы за Москву - крайняя точка наступления немецко-фашистских войск на Волоколамском направлении. Здесь оборонялась и наступала 9-я гвардейская дивизия 16-й армии. На этом месте находится военно-исторический музей, экспозиция танков и артиллерии времен войны, мемориал советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам-сибирякам, погибшим в Афганистане и в Чечне, братские могилы советских воинов, часовня Дмитрия Солунского. Здесь же могила дважды Героя Советского Союза генерала А. П. Белобородова, бывшего командира 9-й гвардейской дивизии.

В парке много танков разных времён. В танки каждый из нас мог залезть и увидеть, что находится внутри. Мне очень понравился этот поход, я узнал много интересного о тех событиях 1941 года. Я считаю, что всем надо ходить в такие походы по местам боевой славы, чтобы понимать, как нелегко досталась победа!

УДК 910.26:908

В. А. Локтев

ФОТОГЕОГРАФИЯ КУЗБАССА

Детально рассмотрены интерактивные, дидактические материалы по краеведению Кузбасса в фотовопросах. Использование учебно-методического комплекса позволяет сделать процесс усвоения обучающимися знаний о своем крае более эффективным средством развития интеллектуально-познавательных способностей. Комплекс может претендовать на титул «классического краеведческого исследования».

There was made detailed analysis of interactive, didactic materials on local lore in photo quests. Usage of educational and methodical complex allows making the process of assimilation of knowledge about own land by students more effective tool of development of intellectual and cognitive abilities. Complex could claim to the title of «classic local lore of research».

Ключевые слова: фотогеография, дидактические принципы, информационно-коммуникативные технологии, диссеминация, формы краеведческой работы.

Keywords: photogeography, didactic principals, information and communicative technologies, dissemination, forms of local lore work.

Край родной,

Ты сердцу близок,

Не сыскать тебя милей!

Скажешь так,

Как только выйдешь

На простор родных полей.

Здесь встречаю я С поклоном

Берёзку, ивушку, пихту, Значит,

Видеть я достоин Вот такую красоту!

В. Локтев

Краеведение получило в наше время новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с изучением своего края, его географии, истории, культуры, населения, имеет важное значение в воспитании любви к своему краю, гражданственности, патриотизма.

В связи с внедрением регионального компонента в структуру и содержание как географического, так и дополнительного образования, краеведение приобретает все большее значение в обучении.

Необходимость изучения своей малой родины в первую очередь связана с большими возможностями краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.

Предлагаемые дидактические материалы по краеведению -результат обобщения опыта педагога-организатора Валерия Алек-

сеевича Локтева, накопленного за 25-летний период работы. Работа построена на основе систематизации материалов по региональному компоненту, а также является логическим продолжением предыдущей туристско-краеведческой работы. Основная цель изучения регионального компонента - создание у школьников целостного представления о своей малой родине как части единого природ-но-территориального комплекса.

Создание интерактивного комплекта подсказала практика подготовки городских соревнований по туризму и краеведению, а также участие в областных слетах туристов-краеведов-экологов. Основу материалов также составляет большая исследовательская работа автора в краеведческих маршрутах, экспедициях, походах и экскурсиях по родному краю. Они ориентированы на применение знаний и умений и проверку уровня их сформированности. Задания рассчитаны на непродолжительное время выполнения, их можно использовать на разных этапах занятия: в начале - с целью проверки, в середине и конце - для закрепления изученного материала. Они могут выполняться индивидуально, парами и группами; рассчитаны на воспроизведение знаний на узнавание (репродуктивный уровень). Часть заданий предполагает работу с картой, учебником, схемами, таблицами, рисунками (задания тренировочного характера). Кроме того, имеются творческие задания, направленные на самостоятельную работу, раскрытие причинно-следственных связей.

В качестве методологической основы использованы положения современной теории познания, идеи гуманизации и гуманитаризации образования, теории системного подхода к содержанию образования, теоретические подходы к изучению общих способностей личности и методологическая сущность логико-информационного подхода.

В настоящее время вышло много различной литературы по краеведению Кузбасса - это учебники, методические пособия, рабочие тетради Л. И. Соловьева, географические атласы по географии Кузбасса С. Д. Тивякова, туристско-краеведческая литература Ю. И. Ионова, М. М. Шевалье, В. Я. Северного, О. С. Андреевой, И. В. Гуляева, Ю. В. Дьяконова, В. Б. Попка, Е. В. Тузовского и других краеведов и журналистов области. Краеведами города Кал-тан подготовлен также ряд учебно-методических пособий по краеведению города и области: «Калтан. Историко-географический обзор», «Водные маршруты юга Кузбасса», «Пещеры Мрассу», «Краеведческая тетрадь».

К сожалению, несмотря на наличие разнообразной литературы по краеведению, слабо проработана дидактическая база. Поэтому была поставлена задача восполнить этот пробел.

Материалы созданы с целью развития познавательного интереса к краеведению Кузбасса не только школьников, но и всего населения нашего края. Основные задачи, которые решают данные материалы:

1) восполнить пробел дидактической литературы по краеведению Кузбасса;

2) способствовать познанию своего края;

3) проверить и закрепить знания обучающихся по краеведению Кемеровской области.

Новизна работы заключается в создании дидактических материалов, которые представляют собой фотовопросы по основным разделам географии Кузбасса. Причем вопросы составлены таким образом, что обучающиеся могут найти ответ, посмотрев на фотографию, отражающую суть вопроса. Кроме того, дается подсказка в виде количества букв в ответе, а иногда и некоторые буквы, вставленные в ответ. Все это придает вопросам занимательный характер и активизирует познавательный интерес читателей. В конце всех разделов дается рекомендательный список литературы для обучающихся, с помощью которой они могут найти ответы в случае затруднений ответов на вопросы.

Материалы составлены с учетом общедидактических принципов наглядности и доступности. Кроме того, материалы основываются и на других принципах, вытекающих из общедидактических требований к процессу обучения. К этим принципам относятся:

- принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с учебными предметами школьной программы (география, биология, природоведение, история, культурологические дисциплины);

- принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов к каждой теме краеведческих пособий;

- принцип учета возрастных особенностей школьников при подборе краеведческого материала, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике;

- принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения с помощью краеведческого материала новых сведений, нового знания.

Учитывая психологические особенности усвоения материала школьниками, можно сказать, что наглядный материал служит как бы внешней опорой внутренних действий, совершаемых ребенком под руководством педагога в процессе овладения знаниями. Введение в обучение наглядности должно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента: 1) какую конкретную роль наглядный материал должен выполнять в усвоении и 2) в каком отношении находится предметное содержание данного наглядного материала к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Материалы переведены в интерактивные тесты различного уровня сложности, а методический краеведческий сайт «Фотогеография Кузбасса» может быть доступен любому гражданину. Адрес сайта https://sites.google.com/site/loktevva/.

Практическая значимость заключается в создании материалов, позволяющих сделать процесс усвоения обучающимися знаний о своем крае эффективным средством развития интеллектуально-познавательных способностей.

Особенностью дидактических материалов является их интерактивность, так как подобных методических продуктов по краеведению, построенных по принципам наглядности и доступности и переведенных в интерактивное состояние (используя средства Интернета), в Кузбассе не создано.

Актуальность дидактических материалов определяется, с одной стороны, целями и задачами, с другой - необходимостью формирования у обучающихся чёткого понятия физико-географической характеристики края. Материалы включают следующие разделы:

• физико-географическое положение;

• исследователи Кузнецкой земли;

• геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые;

• климат;

• реки;

• растительность;

• животный мир;

• памятники природы Кузбасса;

• города;

• символы нашего края.

Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения

природы. Предлагаемые варианты заданий призваны активизировать познавательную деятельность обучающихся, объединяя теоретические знания учебного материала, полученные при изучении краеведения как на уроках, так и во внеурочных занятиях.

Структура материалов охватывает вопросы по всем основным разделам географии Кемеровской области и может быть использована при работе с обучающимися разных возрастных групп.

Дидактические материалы по краеведению тесно связаны с использованием новейших компьютерных технологий. Поэтому в разработанном комплекте по краеведению все задания построены с использованием ИКТ. На своих занятиях и в организации краеведческой работы используют тесты, составленные в программах Ni Tester, Mu test, видеотесты, тесты в программе Word и тренировочные мультимедийные презентации. Применение информационных, компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся.

Цели применения электронных тестов:

1. Повышение мотивации к изучению предмета.

2. Повышение наглядности при передаче новой информации.

3. Развитие навыков работы с информацией.

4. Помощь в построении партнерской модели отношений «учитель - ученик».

5. Повышение интенсивности тренинга.

6. Ускорение и повышение качества контроля уровня знаний.

7. Дидактические материалы для самостоятельной работы.

Программа Ni Tester позволяет составить тесты с учетом

возможностей класса и отдельного ученика. Количество заданий не ограничено.

Программа MyTest X работает с девятью типами заданий:

одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа (чисел), ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв. Задание типа «да/нет» легко можно получить, используя тип с одиночным выбором. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.

В программе имеются богатые возможности форматирования текста вопросов и вариантов ответа.

С помощью программ MyTest X можно организовать как локальное, так и сетевое тестирование. При сетевом тестировании результаты тестирования могут быть переданы по сети в модуль «Журнал», а могут быть отправлены по электронной почте.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer). Также имеется дополнительный модуль MyTestBuilder для создания автономных тестов в формате exe.

Модуль тестирования (MyTestStudent) является «плеером тестов». Он позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе.

Программа Word кроме ее обычного использования дает возможность создания двух разных тестов, которые можно использовать для проведения мониторинга результатов обученности каждого обучающегося.

Тесты, созданные в виде презентации, носят тренировочный характер и составлены через гиперссылки. Обучающиеся сами овладевают знаниями или закрепляют материал, используя гиперссылки в презентации.

И наконец, видеотесты. Создание такого рода тестов подсказала практика подготовки команды краеведов к областному слету юных краеведов-экологов. В них сочетается звуковое сопровождение с фотографией животных и их названием. Таким образом, была решена проблема подготовки к соревнованиям.

Система работы с использованием ИКТ и интернет-технологий имеет действительно ряд преимуществ:

1) дает обучающимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования;

2) способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т. п.);

3) повышает мотивацию учения;

4) развивает у обучающихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Дидактические материалы по краеведению Кузбасса можно использовать в таких формах краеведческой деятельности, как се-

минары, олимпиады, экскурсии, выставки, экспедиции, походы, краеведческие профильные смены, соревнования и конкурсы, турслеты.

Наличие ответов и иллюстрированных заданий делают использование материалов удобным на практике. Привлекая интерактивные средства обучения, материалы можно выводить на экран и использовать в классе, группе, на занятиях творческих объединений. Кроме того, проверка знаний обучающихся не ограничивается только предложенными вопросами. Педагог может по образцу и сам составить подобные задания, используя свои собственные фотоматериалы и опыт, что даст дополнительную возможность пополнить и углубить дидактическую базу по географии нашей области.

Краеведческие вопросы опробованы автором на турист-ско-краеведческих мероприятиях, организуемых Центром туризма и краеведения «Азимут» дома детского творчества Калтанского городского округа, а также при подготовке к областным турист-ско-краеведческим конкурсам и соревнованиям.

Дидактические материалы могут помочь заинтересованным лицам: учителям географии, педагогам дополнительного образования соответствующего профиля, всем любителям путешествовать и познавать родной край - в проведении краеведческих мероприятий, внеклассных занятий и школьных уроков по темам регионального компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.