Научная статья на тему 'Больше походов - хороших и разных! (опыт организации и проведения массовых туристско-краеведческих походов и экскурсий со школьниками)'

Больше походов - хороших и разных! (опыт организации и проведения массовых туристско-краеведческих походов и экскурсий со школьниками) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
559
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДИКА / ОРГАНИЗАЦИЯ / TOURIST / TURIST-STUDY OF LOCAL LORE WORK / ORGANIZATION / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Костерев Николай Александрович

Данная статья посвящена методике организации совместных туристско-краеведческих походов: школа и учреждение дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

More trips is good and different! (experience of organizing and conducting mass tourist-study of local lore hikes and excursions for schoolchildren)

Given article is devoted to a procedure of the organization of joint tourist-study of local lore campaigns.

Текст научной работы на тему «Больше походов - хороших и разных! (опыт организации и проведения массовых туристско-краеведческих походов и экскурсий со школьниками)»

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТИСЬ

УДК 371.219:371.8.061

Н. А. Костерев

БОЛЬШЕ ПОХОДОВ - ХОРОШИХ И РАЗНЫХ! (опыт организации и проведения массовых туристско-краеведческих походов и экскурсий со школьниками)

Данная статья посвящена методике организации совместных туристско-краеведческих походов: школа и учреждение дополнительного образования детей.

Given article is devoted to a procedure of the organization of joint tourist-study of local lore campaigns.

Ключевые слова: туристский поход, туристско-краеведческая работа, методика, организация.

Keywords: tourist, turist-study of local lore work, a procedure, the organization.

12 декабря 2012 года президент Российской Федерации В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию так определил перспективы дополнительного образования: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать. Школа не просто передаёт набор знаний. Думаю, вы со мной согласитесь: качественное обучение без воспитания невозможно. Я прошу Правительство подготовить программу полноценного развития в школе воспитательной компоненты, и в первую очередь она должна быть современной.

Нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря, специальные познавательные туристские маршруты для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребёнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи».

Именно организацию таких познавательных туристских походов для школьников мы бы и хотели рассмотреть в данной работе.

Сложившаяся в нашей стране система туристско-краеведчес-кой работы со школьниками доказала свою полезность и значимость. Однако это не мешает ей в последнее время терять свою востребованность как в детской среде, так и среди педагогов. Причин этому много, в том числе и потеря преемственности в обучении педагогических кадров основам туризма и краеведения. А это привело к потере не только интереса педагогов к использованию возможностей туризма в учебно-воспитательной работе, но и к формированию установки о трудоемкости проведения походов, излишней бюрократизации при их организации, опасности проведения туристских походов даже в Московском регионе.

В то же время появление в федеральных государственных образовательных стандартах времени на внеурочную деятельность делает возможным и перспективным использование при этом всех потенциальных возможностей туристско-краеведческой деятельности.

Классической формой туристско-краеведческой работы являются 1-3-дневные туристские походы, позволяющие решать многие педагогические и туристские задачи. Однако в последние годы в силу разных причин количество таких походов уменьшается. Одни из причин такого снижения, особенно для начинающего педагога, - это неуверенность в своих действиях на маршруте, боязнь заблудиться и потеряться в лесу, уронить авторитет. Ведь можно и заблудиться, и не справиться с детьми, и попасть в конфликтную ситуацию с местным населением.

Вот в таких случаях мы и рекомендуем объединять школьные группы в совместном походе, который проводит специалист-профессионал учреждения дополнительного образования. Опыт проведения таких походов в ГБОУ Центр внешкольной работы «Раменки» накоплен с 2007 года.

Данная статья посвящена методике организации таких совместных походов.

Подготовка

Подготовка начинается в начале каждого учебного года, когда мы составляем годовой план проведения совместных мероприятий: походов, экскурсионных прогулок, тренировок по туристской технике. В плане определяются даты, маршрут и тема похода (приложение 1).

Сегодня уже сложилась традиция, что походы мы проводим в 4-е воскресенье месяца, а экскурсию - в 3-е воскресенье. Суббот-

ние дни для походов оказались неудобными, многие школы и педагоги в этот день работают.

Выбор маршрутов обусловлен тематикой походов. В последние время походы в течение всего года посвящены одной теме, в 2011-2012 году - это 70-летие Битвы за Москву.

Первые маршруты мы выбирали такие, которые нам самим известны и проверены. Но постепенно список таких маршрутов расширялся. Мы с нашими детскими группами специально проходили маршруты с целью разведки и проверки их. Так, маршрут в Нефедьево, сначала в декабре 2007 года прошла группа «Младшие инструктора туризма» под моим руководством. Это был наш разведочный поход, тогда мы посмотрели, как и где лучше пройти, какие памятники есть на маршруте, где удобно сделать обеденный привал и т. п. По результатам похода мы составили описание пути и краеведческое описание боевых действий в декабре 1941 года, проходивших в Нефедьево. Эти описания были размещены на нашей странице в Интернете. А уже в 2008 году по нему мы провели 6 туристских групп округа.

Годовой план совместных туристско-краеведческих мероприятий мы рассылаем по электронной почте в школы, школы-интернаты, учреждения дополнительного образования нашего округа. Также он вывешивается на нашем сайте в Интернете.

Ежемесячно мы направляем в эти образовательные учреждения информационный лист о наших мероприятиях на каждый месяц, в котором также сообщаем о дате, маршруте и теме похода. Этот информационный лист мы рассылаем и по адресам педагогов-туристов нашего округа. Для получения более подробной информации о походе педагогу необходимо обратиться к нам (по телефону, электронной почте) и сообщить о своем намерении присоединиться к походу.

Для этих педагогов готовится и высылается по электронной почте подробная информация о предстоящем походе: «Памятка участника похода» (приложение 2). В памятке подробно расписываются: маршрут, краеведческая справка, график, время встречи, условия проезда, стоимость, необходимое снаряжение, правила безопасности, прилагается схема маршрута.

Подготовка к проведению совместного похода включает в себя подготовку текстов для бесед о достопримечательностях маршрута, вопросы краеведческих викторин по материалам похода

(приложение 3). Готовится картографический материал, который будет выдан группам на маршруте. Как правило, это карта масштаба в 1 см - 1 км. Если на маршруте есть участок с более подробной картой спортивного ориентирования, то используем и её (приложение 4). Полезно также использовать дополнительно к имеющейся карте снимки из космоса, взятые в Интернете. На них изображены последние изменения местности, не отраженные в карте: новые дачные участки, вырубки, дороги и т. п.

Если у туристских групп школы возникают проблемы с туристским снаряжением, то мы, конечно, оказываем им помощь, выдавая костровые принадлежности, каны. Накануне похода мы ещё раз созваниваемся с педагогами, уточняя состав групп, выходящих на маршрут.

Проведение похода

Встреча групп назначается у пригородных касс на станции отправления. Это оказалось удобнее, чем встречаться в метро: в случае опоздания какой-либо группы все остальные успевают спокойно купить билеты. И билеты легче покупать не всем сразу, а по мере прихода групп.

В электричке стараемся разместиться в разных вагонах, чтобы всем успеть войти и выйти.

После прибытия на начальную станцию мы проводим инструктаж по прохождению маршрута. Если много групп и всем тяжело собраться, то инструктируем руководителей, если получается, то всех участников. По карте показываем маршрут, места привалов и обеда, достопримечательности. Рассказываем о порядке движения, определяем последовательность групп в колонне, напоминаем правила безопасности в пути.

На маршруте. Порой возникают проблемы по организации движения всех групп по маршруту. Дети перемешиваются, им сложно идти только в составе своей группы: сильные вырываются вперед, слабые постепенно оттягиваются назад, а руководитель не всегда может управлять своей группой. На этот момент нужно обращать особое внимание руководителей групп, очень четко доводить до них мысль, что группа должна идти вместе, компактно.

А уже наша задача как организаторов такого совместного похода слабые группы поставить впереди, а сильные - замыкающими. Силы группы мы примерно представляем по предыдущим походам, по возрасту. Но можно и в ходе похода вносить коррективы,

меняя порядок движения. Например, до обеда всех ведет одна группа, после обеда - другая.

Хорошо когда есть общий замыкающий для всех групп - наш сотрудник или группа нашего опытного педагога. Тогда легче управлять всем строем и есть уверенность, что никто не потеряется в пути.

Обычно для связи между руководителями групп мы используем сотовые телефоны. Использование раций оказалось менее удобным из-за их ненадежности (во всяком случае тех, которые есть у нас).

Особое внимание надо обратить при движении вдоль шоссейных дорог, при переходе шоссе. Стараемся соблюдать правила дорожного движения, контролируем участников, чтобы они не выходили с обочины, не шли толпой и т. п. При переходе дороги останавливаемся, поджидаем всех отставших. Здесь лучше действовать по принципу «Не спеши». Крайние руководители перекрывают дорогу с двух сторон и все группы вместе шеренгой переходят шоссе.

Привалы. На привалах надо сразу же объявить руководителям и детям стороны горизонта: в какую сторону в туалет могут пойти мальчики, в какую - девочки. На обеденном привале - в эти же стороны ходят за дровами. Это надо объявить сразу по приходе на привал первой группы и потом по приходе последней группы.

Обеденный привал. Сразу же необходимо с руководителями определиться по времени привала. Иначе из-за опоздавшей одной группы все будут ждать их. Время обеда будет зависеть от многих факторов: общей продолжительности светового времени, как удачно доехали, за сколько дошли до обеда, сколько ещё осталось, «опаздываем - не опаздываем».

Мы стараемся выбирать место и время обеденного привала так, чтобы можно было развести костер. Даже если тепло, все сухие, у нас есть термоса - все равно костер как элемент туристкой романтики должен быть.

Место для костров и привалов выбирать там, где много дров, лучше сухих и еловых, чтобы можно было обойтись без топора и пилы. У нас сейчас в Подмосковье, из-за нашествия жуков-короедов, таких мест много, на всех наших маршрутах проблем с дровами нет.

Есть проблемы с питьевой водой. Для совместных походов мы рекомендуем каждому участнику иметь бутылку питьевой воды

из расчета 1 литр на человека. На некоторых маршрутах мы проходим мимо родников, и здесь можно заполнить свои пустые бутылки (например, в Красногорске, Рождествено). Используя воду, надо следить, чтобы ее хватило еще и помыть руки, и залить костер после обеда. Обязательно при этом наличие саперной лопаты, которой надо снять дерн, потом закопать костер. Мы рекомендуем группам взять свою лопату, но и сами берем саперную лопату и выдаем ее всем желающим. В конце обеденного привала мы обходим все группы и проверяем, в каком виде осталось костровое место (костер, мусор и т. д.). Эту оценку можно сделать и как элемент соревнования между группами.

На обеденном привале мы проводим конкурс на лучший бутерброд. Лучшую команду при этом мы награждаем призом. Если постараться, то можно добиться того, что и другие команды на обеденном привале тоже проведут какой-либо конкурс, игру и т. п. У нас практиковались проведение различных викторин, краеведческие и экологические конкурсы, конкурс узлов, стрельба из пневматического пистолета. Также подобные конкурсы можно провести на платформе, ожидая обратную электричку.

Памятные места. При проведении совместных походов по местам боев мы обязательно посещаем братские могилы, памятники местным жителям, погибшим в Великой Отечественной войне. При этом мы организуем небольшой митинг с рассказом о событиях, произошедших здесь, возложением цветов, фотографированием. Если в нашем составе есть группы, специализирующиеся на военно-патриотических акциях, мы просим их помочь в организации таких митингов.

Краеведческую информацию о памятных местах на маршруте мы рассказываем сами или наши воспитанники непосредственно около объекта, всем группам сразу. При этом стараемся использовать потенциал присутствующих с нами педагогов.

При самостоятельном осмотре памятников архитектуры, посещении церквей необходимо заранее определиться с руководителями групп о времени осмотра.

Музеи на маршруте. Конечно, посещение музея в походе - это хорошо. Но к этому надо подготовиться и учесть ряд моментов. Хорошо, если музей сможет принять всех одновременно. Так было у нас в Красногорском музее немецких антифашистов. Всех наших участников (50 человек) музей принял одновременно в два потока:

с 1-го этажа на 2-й и со 2-го - на 1-й. В противном случае первый поток после посещения музея будет ждать остальных.

Одним из стандартных решений при этом будет посещение музея в конце похода, как это было в походе в Снегири. На финише мы выходим к музею, смотрим все доступные памятники, выставку танков, братские могилы и др. Затем, кто хочет, идет в музей, остальные могут самостоятельно уехать домой.

Подведение итогов. По результатам этих походов группы готовят отчеты в виде фоторепортажей, заметок, статей в Интернете, видеоматериалов (приложение 5). Эти материалы затем участвуют в конкурсах «Вековые кольца России», «Фронтовые дороги», на фестивале «Юные таланты Московии». Лауреатами этих конкурсов стали группы под руководством Г. П. Никоновой (ЦВР «Раменки», маршрут в Дунино), под руководством Г. Ю. Хоботова (школа № 816, маршрут в Крюково и в Шолохово).

Описания наших совместных походов собраны в сборнике «Маршруты походов по Подмосковью по местам боевой славы». Важно ещё и то, что педагоги школ узнали эти маршруты и смогут их проходить в дальнейшем самостоятельно.

Хочется отметить и ещё один аспект таких походов - это профориентация наших воспитанников. На таких маршрутах они знакомятся с профессиями гида, инструктора, проводника, экскурсовода. На этих маршрутах наши старшие воспитанники чувствуют ответственность за идущих за нами, помогают новичкам в сложных погодных условиях развести костер, заготовить дрова и т. п.

Рекомендации

Опыт проведения совместных походов позволил нам сделать следующие рекомендации.

Протяжённость таких маршрутов выбирается в пределах 15 км, обычно 10-12 км, так, чтобы маршрут был доступен даже для неподготовленного школьника. И это, как правило, поход на 1 день, хотя были у нас варианты и с 2-дневными походами с ночевкой (в Крюково - Середняково в мае). Но и в этом случае мы оставляем возможность желающим пройти только 1 день: либо 1-й и потом уехать домой, либо приехать на 2-й день. Двухдневный поход с ночевкой может быть предложен как итоговый, по результатам предыдущих походов.

Количество человек на маршруте мы не ограничиваем, лишь бы справился со своей группой педагог. Возможно и присутствие

одного педагога, без детей, для знакомства с маршрутом и последующим самостоятельным его прохождением.

Выбор транспорта. Опыт показал, что для проезда к началу маршрута и отъезда с него лучше использовать электричку. С автобусом могут быть проблемы, особенно если в походе несколько групп. Так у нас было в походе в Архангельское, когда мы уезжали на проходящих автобусах несколькими рейсами. И если все же автобусов не избежать (например, Марфино), лучше, чтобы маршрут заканчивался автобусом, чтобы каждая группа самостоятельно выезжала в Москву. Хорошо строить маршрут так, чтобы выезжать с конечной остановки автобуса (например, Середняково). Если автобус будет в начале, то получается, что первые приедут и будут ждать, когда приедут остальные.

Таким образом, организация и проведение таких совместных походов доступны учреждениям дополнительного образования, в которых есть подготовленные туристские кадры педагогов.

Выводы

Чтобы нам решить задачу, поставленную в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года о развитии специальных познавательных туристских маршрутов для детей, доступных каждому ребёнку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи, нужно:

1. Обобщить опыт московских педагогов по организации и проведению туристских походов, выбрать рекомендуемые маршруты походов в зависимости от возраста детей и познавательной нагрузки на маршруте.

2. Издавать сборники таких маршрутов, чтобы они были доступны каждому педагогу (аналогично, как это было сделано для экскурсионных маршрутов по Москве). Это могли бы быть сборники, как тематические (для учителя литературы, географа и т. п.), так и по направлениям железных дорог (Киевское направление, Белорусское и т. п.).

3. Учреждениям дополнительного образования, практикующим туристско-краеведческую направленность, проводить совместные походы для образовательных учреждений города.

4. Для стимулирования познавательной составляющей походов по результатам краеведческой, исследовательской, проектной и т. п. работ школьников на маршрутах туристских походов проводить конференции, олимпиады, конкурсы.

5. Проводить курсы повышения квалификации педагогов в объеме 144 часов по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», утвержденной приказом Министерства общего и профессионального образования РФ № 769 от 23 марта 1998 г.

Приложение 1

План проведения совместных туристско-краеведческих мероприятий в 2012-2013 учебном году

Методический Центр по туристско-краеведческой работе с учащимися Западного округа в течение 2012-2013 учебного года проводит для туристско-краеведческих групп школ и учреждений дополнительного образования округа экскурсионные прогулки по Москве, тренировки по технике туризма, походы выходного дня по Подмосковью. Маршруты походов включают знакомство с памятниками природы и культуры, посещение музеев. Приглашаем туристско-краеведческие группы школ и Центров дополнительного образования принять участие в этих походах.

Руководителями походов и тренировок являются педагоги Центра внешкольной работы «Раменки» Наталья Викторовна Близнюкова, Николай Александрович Костерев, Галина Петровна Никонова.

График проведения совместных туристских мероприятий

Дата Маршрут Тема

23.09.12 Подольск - Щапово - Дубровицы - Война 1812 г., памятники

Подольск архитектуры

30.09.12 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

14.10.12 Мешково - Валуево - Картмазово Война 1812 г.

21.10.12 г. Малоярославец Война 1812 г.

28.10.12 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

18.11.12 Кремль - Красная площадь Экскурсионная прогулка

25.11.12 Лесной городок - Изварино-Мичури- Война 1941 г., памятники

нец архитектуры

09.12.12 Скоротово - Дунино - Звенигород Рубеж Славы, музей Пришвина

16.12.12 Китай-город Экскурсионная прогулка

23.12.12 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

13.01.13 Захарово - Скоротово Музей А. С. Пушкина

20.01.13 Белый город (западная часть) Экскурсионная прогулка

27.01.13 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

10.02.13 Расторгуево - Суханово - Бутово Памятники архитектуры

17.02.13 Белый город (северная часть) Экскурсионная прогулка

24.02.13 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

Дата Маршрут Тема

10.03.13 Картмазово - Коммунарка Памятники истории

17.03.13 Белый город (восточная часть) Экскурсионная прогулка

14.03.13 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

14.04.13 Опалиха - Николо-Урюпино - Наха- День космонавтики, па-

бино мятники архитектуры

21.04.13 Замоскворечье (западная часть) Экскурсионная прогулка

28.04.13 Тренировка (техника пешего туризма) По заявке ОУ

12.05.13 Беседы - Остров - Мисайлово Памятники архитектуры и истории

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19.05.13 Замоскворечье (восточная часть) Экскурсионная прогулка

Для участия Вашей группы в походе просим Вас заранее узнавать о времени и месте встречи. Возможно изменение даты и места мероприятия.

Приложение 2

Памятка участника совместного похода 30 октября 2011 года

1. Совместный поход пройдет по маршруту: ст. Тушино (Рижское направление) - ст. Миитовская (г. Дедовск, электричка) - Рождествено -Жевнево - Снегири - музей - ст. Снегири - ст. Тушино (электричка). Общая протяженность маршрута - 11 км.

Краеведческие объекты на маршруте:

• Дедовск: передний край обороны декабря 1941 г., остатки окопов.

• Рождествено: 8 декабря 1941 г. в результате кровопролитных боев село было освобождено частями 9-й гвардейской дивизии 16-й армии. Отступая, немцы подожгли все дома в селе, побросав в огонь раненых и пленных красноармейцев. Здесь установлен памятник на братской могиле, памятный знак около школы, восстановлена церковь Рождества Христова (1823 г., классицизм).

• Снегири: во время Битвы за Москву - крайняя точка наступления немецко-фашистских войск на Волоколамском направлении. Здесь оборонялась и наступала 9-я гвардейская дивизия 16-й армии. Есть истори-ко-военный музей (8-231-6-62-84), экспозиция танков и артиллерии времен войны, мемориал советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам-сибирякам, погибшим в Афганистане и в Чечне, братские могилы советских воинов, часовня Дмитрия Солунского. Здесь же могила дважды Героя Советского Союза генерала А. П. Белобородова, бывшего командира 9-й гвардейской дивизии.

Посещение музея в Снегирях - в конце похода, самостоятельно, по желанию группы. Краеведческую информацию и описание маршрута смотрите в Интернете: http://tyr-zo.narod.ru/mos/snegiri2.html.

После Рождествено (7 км) планируется горячий перекус с приготовлением чая на костре (1.0-1.5 часа). Воду для чая нужно принести с собой (по 1 литру на человека).

2. Собираясь в поход, необходимо издать приказ по образовательному учреждению о походе, провести инструктаж участников по правилам безопасности в походе, оформить медицинский допуск на участников.

3. Необходимое групповое снаряжение:

аптечка, компас, карта, блокноты, ручки, фото, цветы;

для обеда: каны, костровые принадлежности, пила, топор, саперная лопата, спички, растопка, костровой тент от дождя.

4. Место встречи, время:

Метро «Тушинская» - выход из 1-го вагона на платформу «Тушино» в сторону Истры у пригородных касс в 09.30.

Электричка до ст. Миитовская отправляется в 09.55. Стоимость полного билета - 49 руб. 50 коп. Льготные билеты продают по справкам из школы. Время в пути - 30 мин.

Обратное возвращение: от ст. Снегири на электричке до ст. Тушино (стоимость - 49 руб. 50 коп., время в пути - 35 мин. Примерное время возвращения в Москву: к 18-19 часам. Расписание от ст. Снегири: 16.51; 17.32; 18.18; 18.37.

5. Правила поведения в транспорте:

• всем держаться вместе, рядом с руководителем;

• не допускать безбилетного проезда;

• в автобус, электричку входить всем вместе, не допускать отставания участников;

• своим поведением не мешать пассажирам.

6. Правила поведения на маршруте:

• порядок движения групп определяет руководитель совместного похода, назначая ведущую и замыкающую группы;

• идти только в составе своей группы, не перемешиваясь с другими группами;

• интервал между группами не менее 20 метров;

• в каждой группе иметь направляющего (ведущего) и замыкающего;

• руководитель группы должен иметь возможность видеть и контролировать всех своих участников;

• руководитель группы обеспечивает безопасность своей группы.

При движении по шоссе:

• группа идет компактно, по обочине, колонной по одному по левой стороне шоссе навстречу транспорту.

• шоссе переходится шеренгой по команде крайнего с левой стороны.

7. На привале:

• при приготовлении чая на костре необходимо соблюдение правил экологии, пожарной безопасности, правил безопасности в походе;

• после привала место костра необходимо залить водой, засыпать землей, весь мусор сжечь или унести с собой;

• каждая команда на привале организует для других команд какую-либо игру, конкурс и т. п.

Руководитель похода - Н. А. Костерев (8-916-292-43-57)

Приложение 3

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА « СНЕГИРИ»

Группа_

1. В боях за какое село недалеко от Снегирей командир дивизии вспоминал пословицу: «Жизнь прожить - не поле перейти»?

а) Дедовск, б) Крюково, в) Рождествено, г) Селиваниха, д) Снегири

2. Когда началось наступление Красной Армии у Снегирей?

а) 5 декабря, б) 6 декабря, в) 7 декабря, г) 8 декабря, д) 9 декабря

3. Какую деревню в районе Снегирей приказал освободить сам Сталин?

а) Дедово-Талызино, б) Крюково, в) Снегири

4. Откуда прибыла на защиту Москвы 78-я стрелковая (9-я гвардейская) дивизия?

а) с Дальнего Востока, б) из Средней Азии, в) из Сибири, г) с Украины

5. В Снегирях радом с братскими могилами воинов, погибших в декабре 1941 года, находится могила командира 9-й гвардейской стрелковой дивизии. Как его фамилия?

а) Белобородов, б) Доватор, в) Жуков, г) Конев, д) Рокоссовский

6. Кто командовал Западным фронтом во время битвы за Москву? а) Буденный, б) Ворошилов, в) Жуков, г) Сталин, д) Фрунзе

7. Какая военная песня была написана во время боев в районе Снегирей?

а) «Вставай, страна огромная», б) «Гренада», в) «Землянка», г) «У деревни Крюково», д) »Эх, дороги»

8. Где сражались 28 панфиловцев?

а) Бородино, б) Дубосеково, в) Снегири, г) Истра

9. В декабре 1941 года под Волоколамском погиб советский танкист, подбивший к тому времени 52 немецких танка - больше, чем кто-либо за все время войны. Как его фамилия?

а) Белобородов, б) Егоров, в) Катуков, г) Лавриненко, д) Талалихин

10. Мемориал на рубеже обороны в Снегирях изображает: а) орудие, б) самолет, в) солдата, г) танк

11. Посёлок Снегири находится от Москвы на... а) западе, б) севере, в) юге, г) востоке

12. В каком году была Битва за Москву? а) 1941, б) 1942, в) 1943, г) 1944, д) 1945 Правильных ответов_

Приложение 4

Картографический материал для совместного похода

Приложение 5

Статьи-воспоминания участников совместного похода

Великой Победе посвящается (команда туристов 5Б класса ГОУ СОШ № 1238. Командир - Михаил Ройтман)

Раннее осеннее утро 30 октября 2011 года. Мы собираемся у школьного крыльца. Мы - это ребята из 5Б класса. Что же заставило нас встать так рано?

Сегодня отправляемся в наш первый в школьной жизни совместный поход по маршруту: ст. Тушино (Рижское направление) - ст. Миитовская (г. Дедовск) - Рождествено - Жевнево - Снегири - музей - ст. Снегири -ст. Тушино. Общая протяжённость маршрута - 11 км.

Вроде все как всегда: шутки, смех, но чувствуется какое-то легкое волнение. Что нас ждет? Мы ведь идем не просто в свой первый поход, а пройдем по местам боев декабря 1941 года. Боев великой войны советского народа с фашистами, когда решалась судьба не только нашей столицы, а всей страны.

В путь! Чем ближе мы к месту сбора команд туристов Западного округа, тем тише разговоры, на лицах появляется сосредоточенность. Как примут нас, новичков? Но что это? Знакомые лица ребят 5Б из соседней школы № 1456. «Это хороший знак»! - решили мы и выдохнули облегченно.

Перестук колес электрички приближает к цели: городу Дедовску, переднему краю обороны декабря 1941 г., к тем местам, где были остановлены фашисты.

«Готовность номер один!» - звучит команда руководителя совместного похода Николая Александровича Костерева. «Всегда готовы!» - отвечаем мы и с рюкзаками спускаемся вниз, строимся в колонну и начинаем движение. А лес обступает нас со всех сторон, как бы спрашивая: «А сможете пройти маршрут?» Да, сможем, ведь мы же команда!

Лес зовет и манит нас своей осенней красотой: только могучие ели, как всегда, горды и неприступны. Настроение лирическое, хочется остановиться и слушать, слушать этот прекрасный лес. Лесная дорога ведет в глубину леса, стараясь запутать и сбить с пути. Но «запутать» - это не про нас. У нас другая задача! Пройти по боевому пути 9-й гвардейской дивизии 16-й армии, которой командовал дважды Герой Советского Союза генерал А. П. Белобо-родов (это он со своими солдатами остановил здесь фашистов и не дал приблизиться к Москве больше ни на пядь). Вспомнить тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины. Это благодаря им над нами мирное небо. В семье каждого из нас были участники Великой войны, и память о них передается из поколения в поколение. Разве можно забыть великий подвиг нашего великого народа? Это будет предательством по отношению к павшим и выжившим на фронтах. Этого никогда не будет! Поэтому мы здесь!

Склоняем головы у памятника на братской могиле села Рождествено, у мемориала советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам-сибирякам в Снегирях. Какая-то особенная тишина наступает в такие моменты, невозможно ее передать словами.

Наш поход продолжается. Невольно убыстряем шаг, так хочется быстрее дойти до привала. А там дым костра с его веселым разговором, кан с душистым чаем, печеная картошка, жареный на огне хлеб. Все дружно собирают дрова для костра. И вот уже языки пламени охватили кан... А какой красивый «чайный стол» накрыли наши девочки! Как вкусен чай с дымком!

Вдруг объявляют конкурс на лучший бутерброд похода. Мы, конечно же, приняли в нём участие! С нетерпением ждали объявления результатов конкурса! Ура! Удача сегодня нам сопутствовала. Бутерброд Оли Доценко занял I место.

Быстро летит время. Пора в обратный путь. Немного грустно. Но впереди у нас еще много туристских троп.

Поход в Снегири (Евгений Попов, 7 А класс ГОУ СОШ № 1726)

30 ноября мы пошли в поход. От нашей школы № 1726 было 10 человек. Это был большой поход совместно с другими школами.

Цель похода - пройти путь, который прошли войска Советской Армии во время Великой Отечественной войны на Волоколамском направлении, держали оборону, защищая Москву.

Сначала мы от станции «Тушинская» на электричке доехали до станции «Миитовская», затем наш путь проходил через лес, мы все распределились по школам, руководители школ наметили, кто за кем идёт, и выбрали

первых, которые нас вели по карте и компасу. На пути мы увидели много воронок от снарядов. Когда мы прошли через лес, вышли и увидели большое поле вблизи села Рождествено. В середине поля стоял памятник морякам-дальневосточникам. Они воевали в этих местах во время Московской битвы и многие погибли. Подойдя к памятнику, все возложили цветы и почтили память воинов минутой молчания.

Руководитель похода нам сказал, что мы сейчас пройдем через поле к селу Рождествено, проделывая такой же путь, как и наши солдаты. Из леса воины по полю совершили марш-бросок и освободили деревню от немцев. На этом поле до сих пор находят предметы, оставшиеся со времён Московской битвы. Пройдя через деревню, мы вышли к церкви, около которой находится братская могила, там выгравированы фамилии погибших воинов, защищавших эти места.

После мы немного прошлись вдоль шоссе и зашли в лес, где устроили привал. Развели костёр, отдохнули.

Через час мы направились к конечной точке нашего похода «Снегири»: во время Битвы за Москву - крайняя точка наступления немецко-фашистских войск на Волоколамском направлении. Здесь оборонялась и наступала 9-я гвардейская дивизия 16-й армии. На этом месте находится военно-исторический музей, экспозиция танков и артиллерии времен войны, мемориал советским воинам и погибшим жителям окрестных деревень, воинам-сибирякам, погибшим в Афганистане и в Чечне, братские могилы советских воинов, часовня Дмитрия Солунского. Здесь же могила дважды Героя Советского Союза генерала А. П. Белобородова, бывшего командира 9-й гвардейской дивизии.

В парке много танков разных времён. В танки каждый из нас мог залезть и увидеть, что находится внутри. Мне очень понравился этот поход, я узнал много интересного о тех событиях 1941 года. Я считаю, что всем надо ходить в такие походы по местам боевой славы, чтобы понимать, как нелегко досталась победа!

УДК 910.26:908

В. А. Локтев

ФОТОГЕОГРАФИЯ КУЗБАССА

Детально рассмотрены интерактивные, дидактические материалы по краеведению Кузбасса в фотовопросах. Использование учебно-методического комплекса позволяет сделать процесс усвоения обучающимися знаний о своем крае более эффективным средством развития интеллектуально-познавательных способностей. Комплекс может претендовать на титул «классического краеведческого исследования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.