УДК 72.03+725.96
Ф. Ю. Тышковский
Фортификационная структура как архитектурно-художественный каркас города-крепости на примере Выборга
Целью исследования является доказательство гипотезы о том, что фортификация на протяжении всего времени своего бытования была неразрывно связана с архитектурой городов-крепостей - являлась их архитектурно-художественным каркасом. В статье исследуются архитектурно-художественные особенности Выборгской крепости в XIII-XX вв. в контексте основных этапов эволюции фортификационной архитектуры. Ключевыми задачами исследования ставятся анализ хронотипологии фортификации; анализ эволюции архитектурно-художественной и образной компоненты фортификации; выявление на каждом этапе главенства фортификационной структуры в формировании архитектурного ландшафта городов-крепостей: планировочной структуры, объемно-пространственной структуры, композиции и силуэта застройки, соотношения между городскими пространствами, композиционно-видовых связей (панорам), соотношения природного и созданного человеком окружения. Ключевые слова: фортификация; Выборгская крепость; город-крепость; идеальный город; архитектурный ландшафт; архитектурно-художественный каркас
Philip Tyshkovskiy
Fortification Structure as an Architectural
and Artistic Framework of a Fortress
City on the Example of Vyborg
The purpose of the study is to prove the hypothesis that fortification throughout the entire time of its existence was inextricably linked with the architecture of
fortress cities - it was their architectural and artistic framework. The object of research is the architectural and artistic development of the Vyborg fortress of the 13th-20th centuries in the context of the main stages of the evolution of fortification architecture. The key objectives of the study are: analysis of the chronotypology of the fortification; analysis of the development of the architectural, artistic, and image components of the fortification; identification at each stage of the primacy of the fortification structure in the formation of the architectural landscape of fortress cities: the planning structure, the spatial structure, the composition and silhouette of the building, the relationship between urban spaces, compositional and specific relationships (panoramas), the relationship of the natural and artificial environment. Keywords: fortification; Vyborg fortress; fortress city; ideal city; architectural landscape; architectural and artistic framework
В последние годы на факультете архитектуры Санкт-Петербургской академии художеств в качестве тем дипломных проектов бакалавров и магистров по направлениям подготовки «Архитектура» и «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия» все чаще выступают фортификационные комплексы. Тематика охватывает такие города-крепости, как Выборг, Кронштадт, Калининград (Кёнигсберг), Приозерск и другие.
Однако широкому кругу людей фортификация известна прежде всего не как вид искусства и тип архитектуры, а как инженерная наука об искусственных закрытиях и преградах. Из-за этого фортификация крайне плохо интегрирована в искусствознание и историю архитектуры и едва ли обладает архитектурно-художественной проблематикой. Об этом следующим образом пишет Ю. Е. Ревзина: «.. .несмотря на целый ряд попыток органично вписать фортификацию в историю архитектуры и градостроительства. она занимала и занимает в этой области маргинальное положение» [5]. Причины этого «выпадения» выделяются в первую очередь методологические, основная проблема заключается в правомерности применения к ней сложившихся в искусствознании методов анализа и исследования, стилевой и жанровой принадлежности.
Целью статьи является доказательство гипотезы о том, что фортификация на протяжении всего времени своего бытования была неразрывно связана с архитектурой защищаемых ею городов - являлась
архитектурно-художественным каркасом ансамбля города-крепости и, соответственно, находилась в системе «всеобщей архитектуры». Предмет исследования - этапы архитектурно-художественного развития Выборгской крепости в ХШ-ХХ вв. как основы формирования архитектурного ландшафта Выборга в контексте эволюции фортификационной архитектуры. Ключевыми задачами исследования ставятся анализ хронотипологии [10], эволюции архитектурно-художественной и образной компоненты фортификации; выявление на каждом историческом этапе главенства фортификационной структуры в формировании архитектурного ландшафта городов-крепостей.
В связи с этим следует сформулировать два понятия: «архитектурный ландшафт города» и «архитектурно-художественный каркас города». Под архитектурным ландшафтом следует понимать планировочную и объемно-пространственную структуру, композицию и силуэт застройки, соотношение между городскими пространствами, композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения. Архитектурно-художественный каркас города-крепости можно определить как структурно-упорядоченную систему, обладающую градоформирующим и преобразующим жизненную среду значением. Он является результатом анализа архитектурного ландшафта и выявления первостепенного значения фортификационной структуры в каждом его аспекте.
Рассмотрим роль оборонительных сооружений в архитектурном ландшафте городов-крепостей в контексте философских концепций и основных этапов, принятых в истории архитектуры.
1-й этап. Древний мир. Формируются города-крепости с оборонительными сооружениями башенно-стенового типа. Оборонительная система Древнего Вавилона VI в. до н. э., включающая три ряда стен общей протяженностью более восемнадцати километров, восемь ворот и дорогу Мардука (дорогу смерти), трактуется как уникальный памятник архитектуры, формирующий уникальный архитектурный ландшафт.
2-й этап. Античность. Сохраняется башенно-стеновой тип оборонительных сооружений города-крепости. В IV в. до н. э. благодаря трудам Платона складывается античная концепция идеального
города-государства [4], которую в I в. до н. э. дополняет Витрувий в «Десяти книгах об архитектуре» [1]. В «Законах» Платон следующем образом пишет о роли фортификации в формировании архитектурного ландшафта города: «Что касается городских стен... то надо с самого начала, при строительстве жилищ, так располагать частные дома, чтобы весь город представлял собой одну сплошную стену; при этом доброй защитой будет служить однородность и сходство всех домов, выходящих на улицу. Приятно было бы видеть город, имеющий облик единого дома; к тому же его. было бы чрезвычайно легко охранять.» (Платон. Законы. Книга VI. 778-779 ). Возникают новые типы городов-крепостей: греческий акрополь и римский лагерь - ка-струм (лат. castrum, уменьш. castellum), которые неразрывно связаны с городским архитектурным ландшафтом, градостроительным стилем и эстетикой (Афины, Флоренция, Турин, Лукка, Вена и др.).
На территории Швеции в 1-^ вв. н. э. возникают протозамки на вершинах холмов - «форнборги» (Торсбурген, Халикко, Борго, Экеторп и др.). На основе некоторых форнборгов впоследствии возникают средневековые замки и города-крепости, например, холм Тоомпеа в Таллине, Домская горка (Тоомемяги) в Тарту. Исследователи К.-Э. Торс и В. Ниссиля поднимают вопрос о существовании форнборга на месте Выборгского замка до XIII в. [12]. Доказательство этой гипотезы означает, что первоначальный форнборг на Замковом (Воловьем) острове предопределил композиционные и объемно-пространственные характеристики будущего городского ансамбля.
3-й этап. Средневековье. Башенно-стеновой тип укреплений достигает наивысшего расцвета. Приобретая статус города, поселение было обязано начать возведение оборонительного периметра, выполняющего в первую очередь защитные и налоговые функции. С развитием христианского вероучения и под влиянием трудов Отцов Церкви город приобретает образ августиновского укрепленного «града Божьего» на земле, становится прообразом иррациональной духовной эстетики. Возникают новые типологии - феодальные и орденские замки: западноевропейские «борги», «бурги» и «берги» (отсюда Выборг, Гамбург, Кёнигсберг, и т.д.), английские «честер» и «кастер» (от лат. castrum), возникшие на
месте каструмов (отсюда Ланкастер, Дорчерстер и др.); славянские «детинцы» и укрепленные монастыри и т.д.
Образцом шведского феодального борга может служить Выборгский замок с башней Св. Олафа XIII в. Поныне мы имеем дело с композиционным и смысловым центром городского ансамбля, определяющим планировочную и объемно-пространственную структуру города и являющимся основной градостроительной доминантой, которая обуславливает силуэт и панорамы. Ярчайшим примером средневекового нерегулярного периметра служат ныне утраченные стены и башни Каменного города, возведенные в 1470-х гг. по распоряжению регента Швеции Эрика Аксельссона Тотта (ил. 1). Дошедшие до наших дней элементы - Круглая башня и башня Ратуши - формируют небесную линию старого города, а дорегулярная планировочная структура и трассировка стен Каменного города по-прежнему прочитываются, в особенности юго-восточный участок.
4-й этап. Возрождение. К XV в. с быстрым развитием артиллерии башенно-стеновой тип укреплений сменяется бастионным. Наступает время architettura universalis ('всеобщей архитектуры'), когда, по выражению В. Скамоцци, архитектура как наука и как вид искусства осмыслялась в едином пространстве [13]. Архитекторы-философы формулируют в трактатах парадигму идеального города (citta idealis), главенствующую вплоть до конца XVIII в. Это прежде всего мастера эпохи итальянского Возрождения: Л.-Б. Аль-берти, А. Аверлино, Ф. ди Джорджо Мартини, братья да Сангал-ло Старшие, Б. Перуцци, М. Санмикеле, П. Катанео, Б. Лорини, В. Скамоцци.
Примечателен вклад художников в проектирование фортификационных сооружений городов. Достаточно вспомнить А. Дюрера, написавшего в 1527 г. трактат «Руководство к укреплению городов, замков и теснин» [2], где его идеальные города принимают образ то платоновского круглого города, то архаичного римского лагеря; «биоморфные» укрепления Микеланджело; Леонардо да Винчи, занимавшегося как практической (реконструкцией Кастелло Сфор-цеско в Милане после смерти Филарете), так и изобретательской деятельностью в области механики.
Архитектурный ландшафт идеальных городов полностью определялся бастионными укреплениями. Фортификационная архитектура конструировалась по схожим объемно-пространственным и композиционным принципам, что гражданская или культовая. Это в полной мере иллюстрирует трактат Антонио Аверлино [9], где оборонительные постройки Сфорцинды возводятся Филарете в ранг шедевров эпохи Ренессанса. Цитадель в планировочном аспекте уподобляется кафедральному собору, а в архитектурно-художественном его превосходит.
Формируются региональные школы, имеющие свои принципиальные стилевые особенности: староитальянская (первая половина XVI в.), новоитальянская (вторая половина XVI в.), немецкая (вторая половина XVI - первая половина XVII в.), староголландская (конец XVI - первая половина XVII в.).
В Выборге первые бастионы Каменного города (Вассерпорт и Нейпорт), заменившие одноименные башни, были возведены в 1589 и 1592 гг. в стиле староитальянской школы по проектам голландца Петера Хертига и итальянца Антонио Розетти [3]. Рогатая крепость (Горнверк) была построена шведскими фортификаторами Андреасом Маалари и Иоаганном де Мессом в 1560-1580-х гг. уже в духе новоитальянской школы. Город получил асимметричное развитие на восток. Впервые в исследованиях Выборга найден прототип такого новаторского композиционного, планировочного и объемно-пространственного решения - проект города-крепости на возвышении из трактата П. Катанео 1554 г. [11, cap. XIIII, fol. 17] (ил. 2). Для наглядности достаточно визуально сопоставить его с аксонометрическом «рисунком Стренга» 1644 г., выполненным в рамках проекта Андерса (Андреаса) Торстенссона по перепланировке Каменного города со спрямлением средневековой сетки улиц и поквартальной разбивкой (ил. 3). Таким образом, архитектурный ландшафт Выборга приобретает качественно новые характеристики идеального города эпохи Возрождения, неизбежно подстраиваясь под конкретную географическую ситуацию.
5-й этап. Новое время. Уже во второй половине XVII в. на смену человеку Возрождения приходит специалист, на смену
architettura universalis приходит architectura civilis и architectura militaris - архитектура гражданская и военная [14]. С XVIII в. строительство укреплений все больше ориентируется на развитие артиллерии. На основе авторского стиля мастеров фортификации складываются следующие школы: новоголландская (вторая половина XVII в.) под влиянием М. ван Кухорна (ил. 4), шведская (вторая половина XVII в.) благодаря Э. Дальбергу; французская (вторая половина XVII - первая половина XVIII в.), связанная с именем маршала С. ле П. де Вобана; Школа военных инженеров в Мезьере (вторая половина XVIII в.).
В Выборге примером шведской школы фортификации служит реконструкция Выборгской крепости в 1702-1710 гг. под руководством капитана Л. Стобеуса. Примером синтеза школ де Вобана и Ван Кухорна является русская крепость Корон-Санкт-Анна (Ан-ненские укрепления), возведенная в 1730-х - 1740-х гг. по проекту французского военного инженера А. де Кулона. Вследствие данных преобразований сохраняется главенство укреплений в архитектурном ландшафте города, но коренным образом меняется композиционная структура, получившая значительное развитие на запад (ил. 5). Из-за преобладания бастионных укреплений сильно меняются панорамы и силуэт, упрощаясь, однако сохраняя основные доминанты и общую уравновешенность. В это время градостроительный стиль и композиционная целостность городского ансамбля достигает своего наивысшего расцвета (ил. 6).
Проблема сноса городских укреплений резко встала перед большинством средневековых западноевропейских городов с конца XVII в. и достигла пика к середине XIX в., не обойдя Выборг [7]. Переломным стал 1859 г., когда был отдан приказ к сносу укреплений Главной крепости. Снос продолжался вплоть до 1913 г. Уцелел лишь бастион Панцерлакс и основания куртин приморского фронта. Можно заключить, что массовый снос укреплений - невосполнимая утрата уникального культурного наследия, определяющего жизненную среду Выборга.
С XVIII в. в Выборге началось формирование инфраструктурных комплексов-ансамблей Военного ведомства, дошедших до
нас практически в аутентичном виде [6]. Их значительное количество, композиционная и объемно-пространственная завершенность играют важнейшую роль в формировании архитектурно-художественного каркаса города (ил. 7). Аналогом такого решения служит Санкт-Петербург, военная инфраструктура которого предопределила формирование города.
С XIX в. происходит закат фортификационной архитектуры бастионного типа и переход к фортовому, разработанному маркизом де Монталамбером. Примерами служат фортовые позиции Восточно-Выборгских укреплений, возведенные в 1863-1870-х гг. по проекту русского фортификатора Э. И. Тотлебена, Западная сухопутная и обширная морская фортовая позиции на островах Выборгского залива и Тронгзундского архипелага, крайне плохо исследованные. Ввиду этих значительных изменений была утрачена целостность архитектурного ландшафта в рамках самого города и сформировался новый архитектурный ландшафт в дисперсных границах фортовой крепости - городской агломерации (ил. 8), обладающий совершенно новыми объемно-пространственными, композиционными и тектоническими характеристиками, формирующими новые панорамы, визуальные связи, соотношения между городским и природным пространством, практический потенциал которых до сих пор не раскрыт.
6-й этап. Новейшее время. С началом Первой мировой войны крепости «уходят под землю» в окопы, а фортификация становится чисто инженерной дисциплиной, отдаляясь тем самым от художественной проблематики. Фортовые сооружения трансформируются в укрепленные районы. В современной войне все большую роль играют информационные и кибертехнологии. Фортификация как дисциплина исчезает даже с кафедр военно-инженерных вузов. Тем не менее художественный образ города-крепости живет, проектируются здания и даже целые города, философски переосмысляются композиционные, планировочные и объемно-пространственные приемы: проект города Читтанова в Модене (2003 г., арх. М. Беллини), кольцевые автомобильные и железные дороги как прообраз современной городской стены - КАД, КАД-2, МКАД и т.д.
В ходе проведенного исследования становится очевидным главенство фортификационной структуры в формировании архитектурного ландшафта городов-крепостей на всех исторических этапах. Фортификация, без которой город был немыслим вплоть до XX в., имеет не только утилитарно-практическое, но и художественно-эстетическое значение. Тем самым подтверждается выдвинутая гипотеза о том, что фортификация всегда являлась и продолжает являться частью «всеобщей архитектуры». Ее ценность в истории архитектуры не вызывает сомнений.
Выборгская крепость - выдающееся, но недостаточно исследованное произведение архитектуры, которое определяет градостроительный, архитектурно-художественный и стилевой комплекс города Выборга на протяжении более чем семи веков. Утрата городских укреплений и последующее их невыявление приводит к деструкции исторической городской среды, что влечет за собой распад целостного художественного ансамбля города-крепости.
Современная деятельность в отношении городов-крепостей должна заключаться прежде всего не в реставрации дискретных объектов культурного наследия, а в сохранении комплексного архитектурного ландшафта и выявлении архитектурно-художественного каркаса, исторически сформированного укреплениями, что в дальнейшем найдет практическое применение в архитектурной и реставрационной деятельности, создании охранных зон, музейном деле, культурно-просветительской деятельности и туризме. Могут применяться различные методы: археологические, консервационные, реставрационные, приспособление под современное использование и т.д. Примером апробации данной методики является проектное предложение музейного каркаса Выборга, сформулированное в рамках магистерской работы автора в 2020 г. [8] (ил. 9).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Репринт 1936 г. М. : Архитектура-С, 2006. 328 с.
2. Дюрер А. Наставление к укреплению городов // Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты : в 2 т. / пер. и комм. Ц. Г. Нессельштраус. Т. 2. Л. ; М. : Искусство. 1957. С. 97-118.
3. Пилипчук И. В. Комплект чертежей Выборгской крепости Л. К. Сто-беуса от 17 (18) марта 1703 г. как основа для реконструкции внешнего вида городских укреплений Выборга в XV-XVII вв. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2018. № 19 (2). С. 170-179.
4. Платон. Государство // Платон : Собр. соч. : в 4 т. Т. 3. Ч. 1 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. 752 с.
5. Ревзина Ю. Е. Архитектура, война и география: фортификация XVI-XVIII веков в Европе и России. М. : Архитетура-С, 2016. 344 с.
6. Тышковский Ф. Ю. История и перспективы развития инфраструктурных комплексов Военного ведомства в Выборге // Архитектон: известия вузов. 2020. № 3(71). URL: http://archvuz.ru/2020_3. Doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-7 (дата обращения: 04.06.2021).
7. Тышковский Ф. Ю. Снос городских стен - перспектива, необходимость или «градостроительное варварство»? На примере ансамбля города-крепости Выборг // Архитектура и архитектурное наследие : тезисы межвузовской научной конференции 14-16 декабря 2020. СПб. : СПб. академия художеств, 2021. (В печати.)
8. Тышковский Ф. Ю. Фортификация и инфраструктурные комплексы Военного ведомства в границах укреплений XIII-XVIII вв. как основа музейного каркаса г. Выборга : автореф. дис. ... маг. арх. : 07.04.01. СПб., 2021. 19 с.
9. Филарете (Антонио Аверлино). Трактат об архитектуре / пер., прим. В. Л. Глазычев. М. : Русский университет, 1999. 448 с.
10. ЯковлеваН. А. Жанровая хронотипология. Теоретические основы и методика жанрового анализа живописи : учеб. пособ. СПб. : Планета Музыки, 2020. 228 с.
11. Cataneo P. I quattro primi libri d'architettura di rietro cataneo senese. Venezia, 1554.
12. H0dneb0 F. Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder fra vikingtid til reformasjonstid. Bd 16 : Skudehandel-stadsskatter. Oslo : Gyldendal. 1971. S. 678-680.
13. Scamozzi V. The Idea of Universal Architecture. Amsterdam : Architecture & Natura Press, 2003. 308 р.
14. Sturms L. Ch. Architecture Civilis-Militaris. Augspurg [Augsburg] : Lotter, Johann Jakob. Druk; Wolff, Jeremias ; Erben, 1754. 80 p.
1. Каменный город. 1560-1580 гг. Реконструкция по чертежу О. Гангиуса 1637 г. Из кн.: Ruuth J. W. Viborgs Stads Historia. Bd 1. Helsingfors: Helsingfors centraltryckeri och bokbinderi aktiebolac. 1906. S. 133
2. П. Катанео. Проект города-крепости на возвышении. 1554. Из трактата «I quattro primi libri d'architettura». Libro primo. Cap. XIIII. Fol. 17
3. План Выборга. Аксонометрический «рисунок Стренга». По квартальному плану А. Торстенссона. 1644. Национальный архив Швеции (Riksarkivet). SE/RA/420571/02/1/0204:00001
4. А. Фрайтаг. Схемы бастионных укреплений. 1631. Из трактата «Architectura Militaris nova et aucta». Fig. 76
5. Генеральный план Выборгской крепости. 1818. Фрагмент. Национальный архив Финляндии (ММА). Фонд: VeSA Улршгш Иплойш- ja rakennшspiirшstшsten arkisto. Опись: 16:2, 4:3 VeSA Viipшrin linnoitшs- ja rakennшspiirшstшkset. Дело: 6 МТ Viipшrin linnoitшkset. Viipшrin linnoitшsalшeen paaasemakaava. Rakennшsten 1шейе1о Режим доступа: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kшid=5294170
6. Проспект Выборгской крепости с восточной стороны. 1780. Атлас «Изображение крепостей Санкт-Петербургского департамента». РГА ВМФ. Из кн.: Мильчик М. И., Кауппи У Р. Выборг - столица Старой Финляндии. Форзац
7. Часть генерального плана г. Выборга с показанием будущего расположения квартирующих войск. 1902. Фрагмент. Национальный архив Финляндии (ММА). УКР-2/6:40. Режим доступа: http://digi.narc. fi/digi/view.ka?kuid=2022477
8. Генеральный план Выборгской крепости. 1906 г. Национальный архив Финляндии (ММА)УКР-3/31:186. Режим доступа: http://digi.narc. fi/digi/view.ka?kшid=8153254
9. Музейный каркас г. Выборга. Проектное предложение. 2019. Схема из магистерской диссертации автора