Научная статья на тему 'Архитектурно-пространственный анализ памятников фортификации ХVII - ХVIII ст. , центральной и юго-восточной Украины'

Архитектурно-пространственный анализ памятников фортификации ХVII - ХVIII ст. , центральной и юго-восточной Украины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕПОСТИ ХVII - ХVIII СТ / ДОЛГОСРОЧНАЯ ФОРТИФИКАЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ КРЕПОСТЕЙ / АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ КРЕПОСТЕЙ / ФОРТЕЦі ХVII - ХVIII СТ / ДОВГОСТРОКОВА ФОРТИФіКАЦіЯ / ТИПОЛОГіЯ ФОРТЕЦЬ / АРХіТЕКТУРНО-ПРОСТОРОВА КОМПОЗИЦіЯ ФОРТЕЦЬ / FORTRESS XVII - XVIII ST / LONG-TERM FORTIFICATION / THE TYPOLOGY OF CASTLES / ARCHITECTURAL AND SPATIAL COMPOSITION OF THE FORTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров М.Ю.

В статье предпринята попытка сделать наиболее общую классификацию фортификационных сооружений ХVII - XVIII cт., произвести анализ развития в градостроительном, типологическом, архитектурно-пространственном, конструктивно-техническом и художественным аспектах фортификационных сооружений ХVII - ХVIII ст., а также разработать рекомендации по сохранению и экспонированию крепостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architectural and spatial analysis of the seventeenth and fortification monuments

The article attempts to make the most general classification fortifications XVII-XVIII centuries to analyze the development in an urban, typological, architectural and spatial, structural and technical and artistic aspects of the fortifications of the XVII-XVIII century and to develop recommendations for the conservation and exhibition of fortresses.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-пространственный анализ памятников фортификации ХVII - ХVIII ст. , центральной и юго-восточной Украины»

теплоiзолящl в стiнах i перекриттях дозволяе влаштувати з огороджувальних конструкцш своeрiдний термос, який в закритому сташ може зберiгати тепло до 2 - 3 дiб, не вимагаючи додаткового опалення, що iстотно знижуе витрати на енергоноси.

• Швидкий всесезонний монтаж, висока продуктивмсть прац1. Каркасне бущвництво на основi ЛСТК може здiйснюватися всесезонно. Бригада з 3 - 4-х людей може зiбрати повшстю коробку будiвлi площею 150 - 200 м2 за 2 - 3 тижш. Для складання всiх елеменпв будiвлi необхiдно мати тiльки найпростiшi електроiнструменти (електродриль, шуруповерт), тому що вс елементи з'еднуються за допомогою болтiв та самонарiзних гвинтiв. Що дозволяе збшьшити темпи будiвництва в 1,5 - 3 рази, скоротити транспорты витрати в 2 - 3 рази.

• НадШшсть г довговгчшсть. Металоконструкци вiдрiзняються високою надшшстю i довговiчнiстю, втiлюючи в бущвнищга найкращi якостi металу. Антикорозiйний захист на основi цинкового покриття гарантуе вщсутшсть корози на десятки роюв при використаннi технологи ЛСТК.

• Мала вага конструкцт. Вага квадратного метра несучого сталевого каркаса будiвлi знаходиться в межах 20 - 25 кг, а вага квадратного метра готового будинку в середньому становить 150 кг. Ця перевага дозволяе знизити витрати на фундаменти, розширити можливосп бущвництва на просадних грунтах, застосовувати ЛСТК при реконструкцп будинюв (в тому чи^ i сильно ослаблених), здiйснювати будiвництво в умовах тюно! мюько1 забудови без застосування важко! вантажошдйомно1 технiки.

• ВогнестШюсть. Вогнестшюсть конструкцiй забезпечуеться плитковим матерiалом обшивки, кiлькiсть шарiв яко! може бути пiдiбрано оптимальним чином шд конкретнi протипожежнi вимоги. Висока вогнестшюсть будiвель та споруд з ЛСТК досягаеться завдяки використанню при бущвнищи вогнестiйких витратних матерiалiв. Будiвлi з ЛСТК мають III стушнь вогнестiйкостi.

Дослiджено транспортний потенцiал та вантажопотоки головних мапстралей Укра1ни, вивчеш особливостi об'емно-модульно1 технологи будiвництва з метою модершзаци транспортно1 системи Украши застосуванням об'емно-модульних мотелiв. З дослщжень можна зробити висновок, що об'емно-модульш мотелi найкраще розташовувати на перетиш двох магiстралей: мiжрегiонального значення i мiжнародного транспортного коридору, що утворюють транспортний вузол.

Дiлянка повинна знаходитися на вщсташ 40 хв. доступност вiд центру мiста i 6 - 8 год. мiж об'емно-модульними мотелями.

Ц заходи допоможуть розвантажити iнтенсивнiсть дорожнього руху та зменшити аварiйнiсть на дорогах, а також об'емно-модульш мотелi надають можливiсть гарного вщпочинку автомобiлiстам, що 1дуть на далек вiдстанi.

ВИКОРИСТАНА Л1ТЕРАТУРА

1. Адам Ф. М. Особенности монтажа быстровозводимых зданий. Монтажные и специальные работы в строительстве. М., 2001. - С. 12 - 16.

2. Адам Ф. М. Результаты обследования состояния модульных малоэтажных быстровозводимых жилых домов по технологии фирмы «БУК» // Строительные материалы, оборудование и технологии XXI века. - Москва, 2005. - № 1 (72). - С. 48 - 49.

3. Асаул А. Н., Казаков Ю. Н., Быков В. Л., Князь И. П., Ерофеев П. Ю. Теория и практика использования быстровозводимых зданий. - СПб. : Гуманистика, 2004. - 463 с.

4. Савенко В. Я. Транспорт i шляхи сполучення / В. Я. Савенко. - К., 2008 г. - 157 с.

5. Статичний щорiчник Дншропетровсько1 область - М. : СИ, 2010 г. - 205 с.

6. Петрова Е. В. Статистика автомобильного транспорта / Е. В. Петрова. - М., 2010 г. -192 с.

УДК 72.01:711.01/.09

АРХИТЕТКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПАМЯТНИКОВ ФОРТИФИКАЦИИ ХУИ-ХУШ ст. ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮГОВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ

М. Ю. Назаров, асп.

Ключевые слова: Крепости ХУП - ХУШ ст., долгосрочная фортификация, типология крепостей, архитектурно-пространственная композиция крепостей

Актуальность. Один из важных заданий отечественной историографии - осмысление прошлого Украины как неотъемлемой составляющей европейского и всемирного исторического процесса. И хотя независимая Украина имеет статус независимой державы весьма малый (по историческим меркам) возраст, процессы становления, борьба за независимость уходит своими корнями в XVII - XVIII вв. Национальная освободительная война 1648 - 1654 гг. стала началом трехвековой борьбы за независимость. Именно поэтому изучение исторического наследия XVII - XVIII вв так важно в формировании самосознания и национальной идентификации граждан. Другой аспект актуальности данной работы развитие промышленности и техники в рассматриваемый период привело к тому, что огнестрельное оружие, совершенствуясь, становится основным оружием всех армий. Совершенствование огнестрельного оружия, его баллистических свойств, скорострельности, убойности, дальности действия и разрушительности, качественное и количественное изменение армий и другие факторы обусловливали изменение форм и способов ведения военных действий, что соответственно сказалось на организации фортификационных сооружений. Именно в этот период происходит обособление оборонительного строительства и превращение его в специальную отрасль военно-инженерного искусства.

Постановка проблемы. Цель настоящего исследования - систематизировать весь имеющийся материал и на базе его комплексного анализа реконструировать процесс развития в градостроительном, типологическом, архитектурно-пространственном, конструктивно-техническом и художественным аспектах фортификационных сооружений XVII - XVIII ст, а также разработать рекомендации по их сохранению и экспонированию.

Рассматривается развитие фортификации Европы (Италия, Франция, Польша, Германия), Нидерландов, Российского государства, а также Османской империи. Выбранные европейские страны и Нидерланды определили ход развития фортификационных сооружений XVII -XVIII ст. В рассматриваемый период определяющим фактором планировочной и конструктивной систем фортификации является технологические особенности ведения боя и осады с применением артиллерии. Появление огнестрельного оружия, в частности пушек повлияло на изменение форм фортификации. Отказ от башен, нависающих элементов наружных стен. Сначала появление ронделей, после бастионов. Дальность стрельбы пушек 200 метров в начале и 400 с их совершенствованием, задали метрический модуль расположения бастионов относительно друг друга. Это повлияло на стандартизацию элементов фортификационных сооружений. Основное внимание, ввиду малой дистанции стрельбы тогдашней артиллерии, было обращено на организацию ближней обороны. Большие и громоздкие обозы армии позволяли передвигаться лишь по существующей системе дорог и путей. Расположение крепостей на территории центральной и юго-восточной Украины обусловлено коммуникационными особенностями. Располагались на транспортных путях, вдоль водоемов, на берегах рек.

При проектировании и возведении фортификационных сооружений важнейшую роль играли природно-ландшафтные характеристики местности: наличие рельефа, господствующих высот, а также природных водоемов. Природно-ландшафтные условия являются основополагающими в формировании пространственной структуры крепости, ее композиции, архитектурного облика, организации внутренних пространств.

Возвышенности, холмы, участки высоких берегов издавна играли и играют роль активных компонентов архитектурно-пространственной композиции. Долины рек, небольших водных потоков и оврагов часто являлись природными рубежами, с расположением на них оборонительных сооружений. Морфология ландшафта рассматриваемой территории - степь, плоский рельеф, овраги, реки и ручьи, низкий горизонт. Расположение крепостей на плоском рельефе, продиктовало геометрически правильные формы, характерные для центральной части Украины, изменение конфигурации плана сооружения возможно лишь с рельефными условиями - неправильная форма участка, рельефные перепады. Расположение крепостей вдоль рек и водоемов. Использование водоемов в качестве элемента фортификации.

Рис. 1. Элементы долгосрочных фортификационных систем Х¥П - Х¥Ш ст.

Три вида градостроительных систем: город-крепость, Сечь, крепость. Крепость в городах является композиционным ядром, скелет города. Города-крепости - крепость определила развитие и планировочную структуру города. В создании архитектурных ансамблей городские укрепления - их расположение, конфигурация и характер - играли существенную роль. Военнооборонительные требования влияли на построение планировочной сетки города главным образом тем, что определяли направление основной магистрали к укрепленным воротам, через которые проходили въезды и выезды из города. Значение городских ворот как опорных пунктов, которые «держат» сетку основных улиц, а через них и всю планировочную систему с кварталами и площадями, можно видеть на ряде примеров. Крепости зачастую являлись первой ступенью в основании города. В дальнейшем они оказывались на периферии городских земель, в их середине или непосредственном соседстве с жилой территорией. Все эти три типа широко употреблялись в градостроительной практике. В рассматриваемый период строили новые крепости, либо приспосабливали старые, к новым условиям ведения боя. Построенные на новом месте крепости отвечали современным требованиям фортификации. Имели, как правило, правильную конфигурацию. В центральной Украине принято было сносить старую крепость и строить новую, либо на новом месте (Кодак). Реконструируемые крепости - характерно для южной части современной Украины (Крым, Одесская область). Приспособление существующих крепостей, введение в них элементов современной фортификации.

В течение XVII вв. В основном была распространена бастионная система. Крепости бастионного начертания появились в России на пол века позже, чем в Европе. Можно предположить, что было вызвано тем, что в Российской империи начала XVII века отсутствовала регулярная армия, отсутствие финансирование и планирования систем фортификации. Остроги получили наибольшее распространение в виде укреплений прямоугольного плана, с тыновой оградой, четырьмя башнями по углам и одной надвратной. На окраинах государства - южных рубежах российского государства сохранялась тенденция к возведению относительно менее сложных и мощных крепостей.

В дальнейшем усовершенствовании бастионной системы приняли участие инженеры почти всех европейских армий. Основное внимание, ввиду малой дистанции стрельбы тогдашней артиллерии, было обращено на организацию ближней обороны. К началу ХУШ в, сформировалось два типа крепостей - это непосредственно укрепленные пункты, несущие в себе лишь военные функции, и города крепости. Города крепости можно подразделить тоже на две категории. Первая - поселения имеющие цитадель, вторые - не имеющие цитадель, но окруженные по периметру мощными укреплениями. Такое подразделение крепостей сохранялось на протяжении всего ХУШ в.

По мнению Л. М. Тверского с развитием огнестрельного оружия предпочтение получает четвероугольная форма укреплений, а при значительных размерах города - многоугольная (полигональная). Фортификационные сооружения Украинской линии укреплений представляли собой небольшие бастионы, которые как отмечалось выше выгоднее было выполнять в виде четырехугольника.

Большинство крепостей (в основном бастионного типа) имели земляные валы. Как пишет Энгельс в статье по истории фортификации, отказ от каменной кладки был продиктован техникой ведения боя «Значительная высота вала, который был весь облицован или обложен камнем, открывала прямому неприятельскому огню эту обложенную камнем поверхность, обычно высотою от 15 до 20 футов, отчего, конечно, эта каменная кладка быстро разрушалась. Мы увидим, что нужно было почти два века, чтобы искоренить этот предрассудок и убедить в преимуществе не покрытых камнем земляных укреплений, - и это после того, как Нидерланды доказали всю бесполезность каменной кладки».

Конструктивно фортификационные сооружения рассматриваемого периода представлены следующими типами крепостей: Древо-земляными; Вало-каменными; Каменно-деревянными. Земляной вал имеет уклон 30°, щебеночный - до 50°, каменный - до 70°, каменная стена -до 90°. Стоит отметить, что некоторые фортификационные сооружения эволюционировали за время своего существования Замена первоначальных деревянных, точнее, дерево-земляных крепостей на крепости каменные присходила не за один период, а в большинстве случаев поэтапно. На этих этапах и появлялись крепости комбинированного типа: частью каменные, частью еще деревянные. «Окаменение» крепостей могло начинаться с различных оборонительных сооружений. Время возникновения комбинированных крепостей, время их исчезновения (например, с превращением крепости в полностью каменную) и, естественно, продолжительность существования были в каждом случае различными. При этом не все из тех дерево-земляных крепостей, которые вступали на путь «окаменения», достигали его конца. Одни из них были разгромлены и не восстановлены, другие, поздно вступив па путь

Рис. 2. Графический анализ плана крепости Украинской линии укреплений.

«окаменения», дошли до нас в не менее руинированном виде. Большинство каменных крепостей не имеют ныне видимых следов своего «комбинированного прошлого».

Выводы. Современное использование фортификационных сооружений XVII - XVIII ст. центральной и юго-восточной Украины, с учетом нормативно-правовой документации действующей на территории Украины, видится в включении памятников в ландшафтно-рекреационную зону, с возможностью устройства музейно-экспозиционной деятельности с учетом градостроительной ситуации, и места расположения памятника.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Тимофеенко В. И. Города Северного Причерноморья во второй половине XVIII в. - К. : Наукова Думка, 1984.

2. Вечерский В. В. Спадщина мютобудування Украши. - К. : НД1Т1АМ-Головкшвархггектура, 2003. - 560 с.

3. Вечерський В. В. Архтектура й мiстобудiвна спадщина доби Гетьманщини. Формування, дослщження, охорона. К. : НД1Т1АМ- Головкшвархтектура, 2001. - 350 с.

4. Яковлев В. В. История крепостей / Яковлев В. В. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000. - 400 с

5. Бунин А. В. История градостроительного искусства. - т 1. - М., 1953.

6. Шперк В. Ф. История фортификации. - М. : ВИА, 1957.

7. Энгельс Ф. Фортификация «New American Cyclopedia», 1860. - т. VII, С. 612 - 622. УДК 711.4:711.55

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОСЕЛ И ПУТИ ИХ ЭВОЛЮЦИИ

В. В. Воробьев, к. арх., доц., Д. А. Бондаренко, студ.

Ключевые слова: гармония, экология, экосела, классификация, эволюция

Постановка проблемы. Современная цивилизация по праву может называться городской, поскольку в развитых странах мира от 60 до 90 процентов населения сконцентрировано в городах. Это вызвано экономикой общества потребления и несет в себе неразрешимые экологические проблемы. Под угрозу поставлено само существование человечества.

Существует несколько путей решения проблемы. Первый из них, и главнейший, связан с духовной и ментальной сутью человека. Второй опирается на развитие технологий. Третий актуализирует переход на симбиотические модели союза с природой, при обязательном учете первых двух. В том числе сначала предполагается переход на молекулярные модели питания, а нескоко позже - на полево-энергетические.

В арсенале первого пути - отказ от общества потребления и переход к экологическому обществу с индивидуально-адресной схемой жизнеобеспечения. Далее - переход к эниообществу и, наконец, к безопорно-голографическому обществу и последующим моделям социумов. Изменение ментальности населения (отказ от эгоцентризма и антропоцентризма по отношению к Природе друг к другу, полный отказ от мегаполисов и их тотальный демонтаж, переход на малые сверхтехнологичные экопоселения, дисперсно рассредоточенные в природном пространстве) - стартовая установка на этом пути.

Философско-метафорическая, идеализированная версия первого пути показана в художественном фильме «Зеленая планета».

К сожалению существуют аморальные, бесчеловечные модели ликвидации так называемого «лишнего» населения на Земном шаре - программа «золотого миллиарда» и некоторые другие.

Апологеты второго пути утверждают, что ставка на развитие технологий объективна, что она приведет к полному освобождению человека от подавляющего числа видов деятельности в области управления, производства, обслуживания, обучения, сельского хозяйства и других. До 95 % современных профессий при этом исчезнут за ненадобностью. Освободившееся время и исчезновение болезней, увеличение продолжительности жизни и другие блага, следующие из этого тезиса, приведут к неизбежности новой парадигмы жизни с переходом на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.