Научная статья на тему 'Ренессанс в градостроительстве Белоруссии XVI - первой половины XVII века'

Ренессанс в градостроительстве Белоруссии XVI - первой половины XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1241
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕНЕССАНС / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / КРЕПОСТЬ / КОМПОЗИЦИЯ / СИМВОЛИКА / RENAISSANCE / TOWN-BUILDING / FORTRESS / COMPOSITION / SYMBOLICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чантурия Ю. В.

Интерес европейского архитектуроведения к истории градостроительства на обширных землях восточных славян обусловлен, с одной стороны, национальной самобытностью этого явления, а с другой его византийскими корнями и сильнейшим влиянием западной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Town-Building of the Renaissance in Byelorussia in the XVIth and first half of the XVIIth Century

The article describes the appearance and evolution of the Renaissance city-planning that had replaced the regular medieval art for town-building in the central region of Great Lithuanian principality, regarding the general European historical and cultural context. There were defined the geometrical and metrological peculiarities of planning and spatial compositions, their connections with antique examples and Italian Mannerism. The use of the Christian symbols in city structure have been revealed which took place in ranks of common theological foundations of forming the European capitals.

Текст научной работы на тему «Ренессанс в градостроительстве Белоруссии XVI - первой половины XVII века»

Ренессанс в градостроительстве Белоруссии XVI - первой половины XVII века. Ю.В.Чантурия

Интерес европейского архитектуроведения к истории градостроительства на обширных землях восточных славян обусловлен, с одной стороны, национальной самобытностью этого явления, а с другой - его византийскими корнями и сильнейшим влиянием западной культуры.

У истоков развития градостроительства на белорусских землях лежала архитектура древнерусских княжеств: Полоцкого, Туровского, частично Владимиро-Волынского. Города имели типичную иерархическую структуру, которая в своем полном выражении включала детинец с кромом, окольный город, укрепленный или неукрепленный посад, дополненные пригородными монастырями.

В середине XIII века зародилось новое государство со столицей в Новогрудке, а затем в Вильно - Великое княжество Литовское (ВКЛ). Политической целью ВКЛ было объединение западных княжеств Древней Руси и балтских, этнически литовских территорий. К XV веку при князе Витовте оно простиралось от Балтийского моря до средней части современной Украины, включая Подолию, Киевскую и Северскую земли, и от Белостока в нынешней Польше до Вязьмы и Орла.

В XIV - первой половине XVI века планировочная структура городов сохраняла древнерусские черты. Однако при этом начинают проявляться принципиально новые процессы урбанизации, первичное время проникновения которых из Западной Европы в изучаемый регион установить трудно из-за отсутствия изобразительных документов. Суть новаций заключалась в создании новых или реконструкции старых городов на регулярных началах с организацией прямоугольной уличной сети. Отличительной чертой планировочного метода стала тенденция максимального упорядочения селитебной территории. Создавалась геометрически простая, четкая конфигурация плана, система унифицированных прямоугольных земельных участков, квадратная торговая площадь с отходящими от углов улицами - продолжениями ее сторон. В зарубежной историографии этого явления, характерного для всей Западной и Центральной Европы, формировавшаяся планировка часто именуется готической, имеющей средневековое происхождение.

В 1569 году Великое княжество Литовское и Польское королевство объединились в одно государство - Речь Посполи-тую. С конца XVI века в ВКЛ постепенно усиливалась католическая экспансия и полонизация, сопровождавшиеся контрреформацией и вытеснением православия. В последние десятилетия XVI века в крае появились образцы ренессансного градостроения. Этому способствовали укрепившиеся после создания нового государства политические и культурные контакты с Западной Европой, религиозное идейное единство с Италией, а также строительство, с учетом достижений фортификационного зодчества, мощных городов-крепостей. Широкомасштабные военные действия велись в период войны Московского государства с ВКЛ (1534-1537) и Ливонской войны (15581583), войны Речи Посполитой со Швецией (1600-1629) и Россией (1609-1618, 1632-1634 и 1654-1667).

Градостроительство Возрождения конца XVI - первой половины XVII века ярко воплотилось в возведении частновладельческих и государственных укрепленных поселений, имея при этом пространственно-планировочные различия с регулярными средневековыми приемами строительства населенных мест. Эти приемы не только предшествовали Ренессансу, но в своих стилевых проявлениях существовали одновременно с ним, что служило важнейшей особенностью региона.

Тенденции, общие для европейского процесса распространения ренессанса, отражены в планировке селитебных территорий Быхова, Глуска, Мира, Несвижа, Полоцка. Проникновению градостроительства Возрождения способствовало знакомство крупных феодалов - заказчиков возведения своих укрепленных резиденций - с достижениями передового европейского оборонительного зодчества. В Не-свиже закладка каменного замка и города-крепости при нем с бастионными системами фортификации осуществлена приглашенным из Италии архитектором-иезуитом Джован-ни Бернардони сразу после того, как в 1580-1581 годах крупнейший магнат и владелец Несвижа Николай Радзивилл посетил эту страну.

Один из градоформирующих факторов организации городов-резиденций - личностные творческие особенности заказчиков, которые отличались высокой образованностью и широким культурным, а иногда профессионально архитектурным кругозором. Досконально знал проблемы зодчества Н.Радзивилл. Доказательством служит дневник его путешествия по Святым местам, Сирии и Египту, в котором приведены многочисленные профессиональные наблюдения по вопросам градостроительства. Он обладал богатейшей библиотекой и вместе с придворным архитектором - автором планировки Несвижа, его укреплений и основных зданий Дж.Бернардони - имел в своем распоряжении теоретические трактаты Витрувия, Л.Б.Альберти, С.Серлио, труды по фортификационному зодчеству К.Хетио, Дж.Катанео, Р.Ве-гетиа, Дж.Б.Белуччи. Несвижский иезуитский костел 15871593 годов, первое сооружение в стиле барокко в Восточной Европе, создан под влиянием римского храма Иль Дже-зу начала 1580-х годов Дж.Виньолы и образцового фасада барочной базилики, опубликованного С.Серлио в 1559 году [1, с. 161].

Градостроительные проблемы затрагивались и в находящихся в Радзивилловском собрании работах по военному искусству Оносандрео, Ю.Липсиуса, А.Поссевины и в особенности Дж.Ботера - «Саиэе с1еИа дгапСена с1еИе а'йа» («Источник величия городов») [2, с. 35-54; 3, с. 167; 4, с. 22, 26, 64, 69, 70, 177]. На развитие архитектуры ВКЛ в целом существенно повлиял профессиональный трактат «Краткое учение о строительстве усадеб, дворцов, замков согласно с небом и польскими обычаями», вероятно, составленный образованным вельможей своего времени Л.Опалиньским и изданный в 1659 году в Кракове [5].

В Великом княжестве Литовском, как вообще в Европе, показателем идейной преемственности древнеримских принципов организации города служило использование двух основных взаимно перпендикулярных планировочных осей, составлявших крест или Т-образное пересечение: «cardo», ориентированной с севера на юг, и «decumanus» - с запада на восток.

Другой признак ренессансной планировки - размещенная на перекрестке осей близкая к квадрату торговая и ра-тушная площадь, в качестве прообраза имевшая форум римского военного поселения. От готических образцов она отличалась трактовкой планировочных осей симметрии как коммуникационных и видовых коридоров, завершенных цен-трично расположенным на площади объемом.

Примерами для композиций белорусских городов иногда служили произведения итальянского маньеризма второй половины XVI века. Подтверждением этому является использование характерного приема организации уличной сети - создание условных геометрических центров схождения групп почти параллельных улиц. Рядом трассированные магистрали постепенно сближались между собой, а точка схождения находилась на значительном удалении, за пределами поселения. В Несвиже наблюдались три таких центра, располагавшихся «равновесно» по разные стороны от прямоугольника оборонительных валов. Аналогичное решение имел итальян-

ский город Гуасталла, спроектированный Д.Джунти в 1549 году [3, с. 164, 166; 6, с. 114]. Рассматриваемый планировочный прием развился позже, в эпоху Барокко, хотя первые примеры встречались в европейском градостроении уже в XVI веке. К ним относятся частновладельческие города Пфальц-бург во Франции, заложенный в 1570 году, где система сближавшихся улиц пересекалась параллельными направлениями, Саббионета в Италии, созданная в 1561 году по проекту Дж.Катанео и Д.Джунти [3, с. 166; 7, с. 107].

Основной чертой некоторых городов была двухчастность, наличие селитебной территории и размещенной на удалении феодальной резиденции, включавшей замок, позже дворец с парком. Такая двухчастность была обусловлена вероятным усилением оборонной мощи поселения с самостоятельными поясами укреплений замка и селитебного района, разделенных обширным обводнением; социально-политическим противостоянием магнатской и ратушной властей, интересов феодальной элиты и торгово-ремесленного сословия; стремлением владельца города сформировать обособленную аристократическую среду обитания. Двуединство структуры свойственно и некоторым великокняжеским городам с резиденцией наместника центральной власти, а в последующем - неукрепленным поселениям эпохи Просвещения.

Рассматривая влияние западноевропейского градостроительства Нового времени на белорусское зодчество, вообще

Рис. 1. План 1812 года г. Глуска (Российский государственный военно-исторический архив). 1 - замок; 2 - монастырь бернардинцев, 1667 год; 3 - гостиный двор

Рис. 3. Бастионная крепость в трактате А.Фрейтага (по Т.Зарембской)

Рис. 2. Идеальная система оборонительных сооружений города в трактате А.Фрейтага 1631 года (по Т.Зарембской)

Рис. 4. Бастионная крепость в трактате А.Фрейтага (по Т.Зарембской)

2009

63

4

Рис. 5. Гуасталла. Проект планировки города Д.Джунти, 1549 год

Рис. 6. План Несвижа в конце XVI - начале XVII века (гипотетическая реконструкция автора).

1 - замок Радзивиллов, заложен в 1583 году;

2 - ратуша и торговые ряды, около 1596 года. Коллегиум иезуитов:

3 - костел Божьего Тела 1587-1593 годов, 4 - учебные и жилые корпуса 1586-1599 годов; 5 - Замковые ворота конца XVI века; 6 - монастырь бернардинцев с костелом св. Екатерины 1598-1604 годов; 7 - Минские ворота конца XVI века; 8 - Виленские ворота конца XVI века; 9 - церковь Св. Троицы конца XVI века; 10 - синагога; 11 - Клецкие ворота конца XVI века;

12 - монастырь бенедиктинок с костелом св. Евфимия 1590-1596 годов;

13 - Слуцкие ворота конца XVI века; 14 - место позднейшего бастиона

расширение ренессансных, а позже - барочных традиций в направлении запад-восток, нельзя не отметить дальнейшее продвижение этих явлений в Россию. Примечательны отдельные факты, позволяющие представить земли ВКЛ как субстрат, хотя и вторичный, с которого осуществлялось распространение на восток типичных «европеизмов», интерпретированных белорусской культурой. Этому способствовало длительное ведение военных действий на территории княжества в период войны России с Речью Посполитой. Известно, что принимавший в них участие царь Алексей Михайлович интересовался зодчеством. Отдельные архитектурные детали он также приказывал вывозить в Москву (мраморные колонны из дворца Радзивиллов) [8, с. 29]. Будучи в Полоцке, монарх посетил православный Богоявленский монастырь [9, с. 29], церковь которого представляла собой тогда храм-крепость с элементами готики и ренессанса. На строительстве Коломенского дворца в 1667-1668 годах работали резчики, выехавшие с белорусских земель. В качестве образцов они, очевидно, использовали сборники европейских гравюр, что видно в убранстве фасадов и интерьеров дворца [8, с. 29].

В планировке поселений эпохи Возрождения, помимо воспроизведения языческих образов (заимствованные римлянами из этрусской культуры взаимно перпендикулярные оси), использовалась христианская символика, имевшая в качестве источника книги Ветхого и Нового Завета. Несвиж обладал планом, близким к квадрату; примерно посередине каждой его стороны находились крепостные ворота, связанные с ренессансными кардо и декуманусом, а в центре территории -ратуша, доминирующая вертикаль композиции. Пророк Иезекииль (Ветхий Завет, гл. 48) приводит описание идеального города, соответствующего божественному откровению -квадратного в плане, с 12 воротами, размещенными крестообразно по трое на четыре стороны света, и священным храмом в центре. Аналогично видение Небесного Града Иерусалима в Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова (Новый Завет, гл. 12), где в центре Града помещен престол Св. Троицы.

В Несвиже только четверо ворот, однако они также располагались крестом и отмечались высокими оборонными башнями. Внутри квадрата городского плана, по его углам

были сооружены соответственно три католических монастыря и одна церковь. Так, с каждой стороны существовало по три объемно-пространственных доминанты, что ассоциативно могло связываться также с тремя элементами в каждой из четырех стен Небесного Иерусалима. Наподобие библейских прообразов центральное место плана занято самым важным в смысловом отношении элементом структуры. То обстоятельство, что это не храм, а светская постройка, может отражать гуманистические основы культуры Возрождения, утверждение божественной сущности человека и общества. Вышеизложенное косвенно подтверждается документом иезуитского ордена 1673 года, в котором говорится о Несвиже: «Город этот отмечен христианским благочестием и католической символикой. В четырех углах есть четыре благочестивые базилики и кляштора словно для защиты мощных укреплений перед собой» (Archivum Кошапиш Societatis Iesu w Rzymie. Tom Polonika 75. Encomium, k. 194) [3, с. 166].

В градостроительной композиции Несвижа конца XVI - начала XVII века сочетались пространственные компоненты: квадрат мощных каменных стен с четырьмя входами посередине сторон или несколько смещенными к углу, храмовые комплексы по углам квадрата, важнейшее сооружение в геометрическом центре плана. При всем различии размеров занимаемой территории, объемного построения, пропорций и стилевых характеристик нельзя не заметить сходства указанной схемы Несвижа с почти одновременно созданной композиционно-планировочной схемой царского дворца XVII века в московском Кремле. Структура дворца была уподоблена образу Небесного Града [10, с. 220; 11, с. 281283]. Различные корпуса формировали периметр квадрата и внутренний двор. По углам ансамбля соответственно возвышались четыре собора и церкви, а в центре двора также находился собор. Входы на территорию группировались по три в четырех местах посередине сторон квадрата или сдвинутыми к его углам. Совокупности черт подобия священному образцу в приведенных примерах различны, но близки между собой.

Планировка конца XVIII-XIX века и важнейшие сооружения Несвижа достаточно известны. В настоящей работе на основе анализа исторических источников реконструирован план города на период его создания в конце XVI - начале XVII века. Выявлены положения, позволяющие по-новому оценить формально-типологические, стилевые генетические и идейные особенности композиции города. Стало очевидным, что заложенный в 1586-1616 годах план селитебного района приближался к квадрату с двумя прямыми углами, тупым и острым и тре-

мя одинаковыми сторонами(1350 м между крайними углами бастионов).

Установлены признаки принадлежности градостроительной композиции к культуре Возрождения. От углов квадратного рынка отходили по две улицы - продолжения сторон площади, что свидетельствовало о готическом формообразовании. Однако центричное размещение ратуши с торговыми рядами на оси симметрии площади и показанная на гравюре 1604 года

Рис. 7. Ламбезис. План части города (по А.Бунину). 1 - кардо, 2 - декуманус

Рис. 8. Эльблонг (Польша). Система бастионов и рвов, планировка внутрикрепостной территории в 1630 году (по В.Калиновскому)

Рис. 9. Антверпен. Оборонительная система города, изображенная в трактате А.Фрейтага (по Т.Зарембской)

протяженная перспектива проспекта, ориентированная на ра-тушный фасад, определили уже ренессансный образ пространственного построения. Римско-античными реминисценциями являлись квадратный план всей крепости и Т-образная структура в виде кардо и декумануса, где роль кардо выполнял упомянутый проспект, связывавший площадь с дворцом Радзивилла, а декумануса - протяженная улица от Виленских городских ворот к Слуцким. Как в древнеримском военном лагере Ламбези-

Рис. 10. Город-крепость Быхов в начале XVII века (реконструкция автора).

Рис. 11. Быхов. Идеализированная схема градостроительной композиции крепости в начале XVII века

се, основанном императором Адрианом во II в. н.э., как в Остии I в. до н.э. или Тимгаде, заложенным при Траяне во П в. н.э. [12, с. 89-91], отрезок кардо в пределах застроенной территории был значительно короче декумануса. Более того, наподобие Ламбезиса, внутри прямоугольника крепостных стен кардо составлял одну треть от длины декумануса.

Взаимное положение античной Т-образной схемы улиц и общественной площади (форум в Тимгаде, преторий в Лам-безисе), которая примыкала к декуманусу с противоположной от кардо стороны, имея кардо как ось симметрии, не вызывает сомнения в источнике заимствования при формировании ренессансной композиции. Постановка крепостных ворот в виде высотных монументальных сооружений по концам взаимно перпендикулярных основных коммуникаций также представляла собой римскую традицию.

Обнаруживается принцип геометрически ясной компоновки пространственных элементов. Расстояния от Клецких до Замковых городских ворот и между последними и проезжей башней дворца Радзивиллов равны между собой. Середина главного фасада ратуши лежит точно на пересечении диагоналей городского плана, соединяющих оконечности угловых бастионов, и оси, проходящей через проемы Замковой и Клецкой воротных башен. На общей окружности с центром посередине ратушного фасада находятся Виленские, Клецкие и Слуцкие ворота, а также алтарные части бернардинского костела и Троицкой церкви.

Так, в планировочной композиции крепости центр основного фасада здания магистрата трактовался как определяющее звено, «формообразующая» точка. В дальнейшем эта художественная особенность была осознана и преемственно воспринята в романтизированных пространственных структурах классицизма.

В пространственную организацию города была заложена пластическая концепция, которая может свидетельствовать о принципах высотной композиции идеального поселения Ренессанса. Углы городского плана фиксировались культовыми комплексами как крупными вертикальными доминантами. Эта диагональная структура постановки объемных ориентиров с ратушей посередине подчеркивалась наличием возле храмов свободных пространств площадей, которые не только укрепляли диагональную схему, но и со-

здавали необходимые пространственные «паузы», усиливали напряженный контраст архитектурных масс монастырей и окружающей мелкомасштабной жилой среды. Культовые площади решались каждый раз по-своему, обнаруживая большие возможности варьирования взаимного положения храма, других монастырских сооружений, крепостной стены, фронта жилых зданий. Принцип выявления диагоналей квадрата дополнялся крестообразным характером постановки иных вертикальных акцентов, не имевших перед собой площадей - проезжих башен.

Композиционная идея дополнялась тем, что все пространственное «поле» города было свободным от доминант, имея низкий горизонт жилой застройки, а строго цент-рично возвышалась бесспорно главная стройная вертикаль - шестиярусная башня ратуши с купольным завершением. Остальные крупные объемно-пространственные элементы образовали композиционно активный периметр города, усиленный силуэтом высоких каменно-земляных укреплений (этот замысел несколько нарушился, когда в XVII веке недалеко от ратуши были построены доминиканский монастырь и униатская церковь). Если центр закреплялся только одной, но впечатляюще высокой формой, то система акцентов «ожерелья» раскрывалась следующим образом: многоярусная башня костела бернардинцев в сочетании с тремя малыми башнями жилого монастырского корпуса - Замковые ворота - высокий купол на барабане иезуитского костела - изящная башенка главного фасада коллегиума - Слуцкие ворота - купол бенедиктинского костела (позже башня главного фасада, дополненная затем многоярусной колокольней) -Клецкие ворота - двускатные или аттиковые завершения двух зданий синагоги - высокая кровля церкви оборонного типа с четырьмя угловыми башнями - Виленские ворота. Широко развернутая ренессансная композиция отличалась центричностью, которая сочеталась с прямоугольной планировочной основой и визуально напряженным контуром из доминирующих комплексов, поражавших многообразием форм.

Кроме городов с прямоугольным абрисом селитебного района и обособленно размещенным замком-резиденцией существовала группа овальных в плане крепостей с внутренней цитаделью - Быхов, Минск, Слуцк и др. На примере реконструкции планировки Быхова на начало XVII века прослеживаются

композиционные и метрологические особенности ренессан-сных городов.

При разбивке плана поселения в качестве единицы измерения использовалась литовская сажень (1,947 м), а большинство линейных параметров было кратно модулю - 5 саженям. Для придания живописности планиметрической композиции уличной сети размеры прямоугольных кварталов дифференцировались. Формировались их ритмические ряды, подчиненные функциональной и художественной логике композиции.

Рис. 12. Слуцк. План города в XVII - начале XVIII века (реконструкция автора).

1 - фрагмент замка и место Успенского(?) православного собора 1490 года;

2 - дворец Радзивиллов; 3 - приходский костел 1419 года; 4 - монастырь бернардинцев, 1639 год (по другим данным - 1671 год), 1734, 1793 годы;

5 - церковь Воскресения XVI - начала XVII века (до 1612 года); 6 - церковь св. Варвары XVI - начала XVII века (до 1612 года); 7 - церковь Рождества Христова XVI - начала XVII века (до 1612 года); 8 - приходский костел Св. Духа начала XVIII века с богадельней; 9 - православные церкви (св. Михаила, св. Симеона, св. Константина, св. Стефана - все XVI - начала XVII века, до 1612 года; и др.); 10 - каменная синагога; 11 - деревянная синагога; 12 - собор св. Николая (?) XV-XVI веков (до 1553 года); 13 - торговые лавки; 14 - ратуша, аптека; 15 - лютеранская церковь с богадельней; 16 - Спасо-Преображенский монастырь XVI - начала XVII века (до 1612 года); 17 - женский Ильинский монастырь XVI - начала XVII века (до 1612 года); 18 - церковь св. Георгия XVI -начала XVII века (до 1612 года); 19 - костел, учебные и жилые корпуса коллегиума иезуитов 1710-1720-х годов; 20 - церковь св. Иоанна XVI - начала XVII века (до 1612 года); 21 - церковь Воздвижения Креста XVII века; 22 - кальвинский збор 1617 года с семинарией и богадельней; 23 - цитадель; 24 - старый дворец Радзивиллов. Сплошными красными линиями показаны умозрительные оси, соединяющие бастионы и храмы, штрих-пунктирными красными линиями -умозрительные оси, соединяющие проезжие башни и храмы

В Быхове в структуре оборонительного пояса земляных бастионов, валов и рвов был сооружен замок-цитадель, имевший многоярусную башню. Будучи главной вертикалью города, она выполняла роль центра схождения условных планировочных радиусов - осей симметрии бастионов полукольцевой линии укреплений. Кроме того, на объемно-пространственные акценты замка ориентировались коммуникационно-видовые коридоры, основные улицы, трассированные через ворота в поясе укреплений.

Наконец, характерной чертой градостроительной композиции был функционально обусловленный художественный контраст. Крупномасштабная система земляных укреплений сопоставлялась с измельченными кварталами внутренней территории; последние сочетались также с огромной, пересекающей весь город площадью. Кроме этого, радиаль-но-полукольцевая основа крепости противопоставлялась ортогональной уличной сети.

Иными чертами отличался Слуцк. Для него характерна мно-гослойность градостроительных культур. Идеальный образец ренессансного овалообразного оборонительного пояса, включавший систему пятиугольных бастионов, куртин, рвов и цитадели, сочетался с прямоугольной, готической по происхождению схемой улиц. Это сочетание дополнялось присутствием внутри оборонительного пояса нерегулярной средневековой планировки, относящейся к верно-дуговому и прямоугольно-прямолинейному формальным типам.

Предположительно, в структуру и образ крепости была заложена градозащитная семантика храмов разных конфессий и посвящений. Возможно, она выражалась размещением бастионов как символов обороноспособности крепости таким образом, что умозрительные прямые, соединяющие между собой их центральные углы, пересекали не менее одного культового здания. Этому же принципу подчинялась постановка проезжих башен.

В заключение отметим, что города-крепости XVI - первой половины XVII века центрального региона Великого княжества Литовского представляли достижения ренессансного градостроительства Восточной Европы. Творчески опираясь на великие образцы фортификационной урбанистики Италии, Нидерландов, Франции, Германии и других стран, регионально своеобразное зодчество на землях современной Белорусии внесло заметный вклад в развитие архитектуры эпохи, в процессы исторического накопления общеевропейского культурного наследия.

Литература

1. Kowalczyk J. Sebastiano Serlio a sztuka polska. Wroclaw, Warszawa, Krakow, Gdansk: Zakl. narodowy im. Ossolinskich, 1973.

2. Bernatowicz T. «Biblioteka jest jedna ozdoba»: Mikolaj Radziwill i ksiazki// Badania ksiegozbiorow Radziwillow: Materjaly miedzynarod. sesji / Min.Kultury i Sztuki. Warszawa, 1996, s. 35-54.

3. Bernatowicz T. Nesvisium metropolis dukatus. Nieznany przyklad urbanistyki manierystycznej // Artes atque humaniora: Studia Stanislao Mossakowski sexagenario dicata: Zb. art. Warszawa: In-t sztuki Polsk. Akad. nauk, 1998, s. 161-167.

4. Zarembska T. Poczatki polskiego pismiennictwa urbanistycznego. Warszawa, Lodz: Panst. Wyd. naukowe, 1986, 475 s.

5. Krotka nauka budownicza dworow, palacow, zamkow podlug nieba i zwyczaju polskiego / Oprac. A. Milobedzki. Wroclaw: Zakl. im. Ossolinskich, 1957.

6. Confurius G. Sabbioneta // Klar und Lichtvoll wie eine Regel: Planstadte der Neuzeit vom 16. Bis 18. Jahrhundert. Karlsruhe, 1990.

7. Szablowski J. Domniemana rola Sabbionety w sztuce polskiej okresu manieryzmu //Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagiellonskiego: Prace z historii sztuki. Krakow: Nakl.Univers. Jagiell., 1962. Prace 45. Z.1. s. 105-142.

8. Бусева-Давыдова И.Л. К интерпретации идейного замысла Коломенского дворца // Архитектура мира: Материалы конференции «Запад - Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». М., 1993. Вып. 2, с. 28-31.

9. Зорин Н. Минувшее и настоящее города Полоцка. Полоцк, 1910.

10. Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим: историко-гра-достроительное исследование. М., «Сол Систем», 1994.

11. Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади / Под ред. М.В.Посохина, В.И.Балдина, В.В. Богданова, Л.А. Давида, С.М. Земцова, В.Н. Иванова, В.Я.Либ-сона, Г.В.Макаревича, С.М.Матвеева, С.С.Подъяпольского, А.А.Савина, Н.Н.Соболева, Ю.С.Яралова. М., «Искусство», 1982.

12. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. М., «Стройиздат», 1979. Т. 1.

The Town-Building of the Renaissance in Byelorussia in

the XVIth and first half of the XVIIth Century.

By Yu.V.Chanturia.

The article describes the appearance and evolution of the Renaissance city-planning that had replaced the regular medieval art for town-building in the central region of Great Lithuanian principality, regarding the general European historical and cultural context. There were defined the geometrical and metrological peculiarities of planning and spatial compositions, their connections with antique examples and Italian Mannerism. The use of the Christian symbols in city structure have been revealed which took place in ranks of common theological foundations of forming the European capitals.

Ключевые слова: ренессанс, градостроительство, крепость, композиция, символика.

Key words: Renaissance, town-building, fortress, composition, symbolics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.