Научная статья на тему 'Туристско-экскурсионный потенциал малых исторических городов Гродненской области и его современное использование'

Туристско-экскурсионный потенциал малых исторических городов Гродненской области и его современное использование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2107
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туристско-экскурсионный потенциал малых исторических городов Гродненской области и его современное использование»

Д. Г. Решетников

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Гродненская область выделяется среди других регионов Беларуси высокой концентрацией ценных объектов историко-культурного наследия, включая памятные места значимых исторических событий, уникальные архитектурные памятники различных стилей, мемориальные места, связанные с жизнью выдающихся деятелей истории и культуры [1]. Значительная часть богатого историко-культурного потенциала Гродненской области сосредоточена в многочисленных малых и средних исторических городах региона, густая сеть которых отражает локализацию средневековых центров ремесел и торговли на пересечении древних торговых путей.

Туристские центры, формирующиеся на базе малых исторических городов Гродненской области, имеют выгодное рекреационногеографическое положение на пограничье со странами Европейского Союза. Следует особо подчеркнуть ключевую роль, которую играли земли Белорусского Понеманья в формировании и развитии Великого княжества Литовского - одного из крупнейших и наиболее влиятельных государств средневековой Европы. Общность историко-культурного развития обусловливает особый интерес к наследию региона у жителей сопредельных государств -Польши, Литвы, России.

Характерной чертой Гродненской области является важная роль малых и средних городов в социально-экономическом развитии и региональной системе расселения. На территории области насчитывается около 30 малых и средних городских поселений. Регион обладает наиболее широкими возможностями для разработки туристско-экскурсионных маршрутов, посвященных знакомству с историко-архитектурными памятниками и культурными традициями малых городов - так называемых "местечек". Исходя из ценности историко-культурного наследия, территориальной концентрации объектов экскурсионного показа, особенностей туристско-географического поло-

жения, достигнутого уровня развития инфраструктуры, малые и средние исторические города Гродненской области можно разделить на несколько типологических групп:

- перспективные туристско-экскурсионные центры международного значения: Мир, Новогрудок, Слоним;

- туристско-экскурсионные центры национального значения: Волковыск, Гольшаны, Дятлово, Ивье, Любча;

- туристско-экскурсионные центры регионального значения: Зельва, Кореличи, Ост-ровец, Ошмяны, Свислочь, Сморгонь.

Новогрудок - один из древнейших городов Беларуси, обладающий значительным историко-культурным потенциалом. Важным фактором развития Новогрудка как туристского центра является выгодное туристско-географическое положение города в зоне часовой транспортной доступности от трансъевропейского коммуникационного коридора Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск -Москва, в непосредственной близости от важных туристских центров (Мир, Лида, Слоним), в совокупности с которыми Новогрудок формирует ареал высокой концентрации объектов экскурсионного показа, перспективный для создания специальной туристской территории (архитектурно-исторический парк). Исторически Новогрудок развивался как торгово-ремесленный центр на пересечении сети оживленных дорог на Вильно, Гродно, Сло-ним, Несвиж. На протяжении веков Новогруд -ский замок служил важным звеном в основной линии замковых укреплений Великого княжества Литовского, что позволяет включать посещение города в тематические экскурсионные программы "Замки Беларуси", "Замки Великого княжества Литовского".

Привлекательное расположение города на холмах Новогрудской возвышенности придает ему уникальный живописный ландшафтно-архитектурный силуэт и делает более выразительным облик основных объектов показа. В окрес-

тностях города создан республиканский ландшафтный заказник "Новогрудский", в зоне получасовой доступности находится республиканский ландшафтный заказник "Свитязянский", а также крупнейшая в регионе река Неман.

Транспортно-географическое положение Новогрудка частично осложняется отсутствием железнодорожного сообщения, что ограничивает потоки посетителей, особенно путешествующих в неорганизованной форме. Город расположен в 22 км от железнодорожной станции на линии Лида - Барановичи.

Материалы археологических раскопок свидетельствуют о том, что первое поселение на территории Новогрудка возникло уже в конце Х в. Первое упоминание о Новогрудке относится к 1044 г. и связано с походом киевского князя Ярослава Мудрого на Литву. В XII-XIII вв. в Новогрудке были хорошо развиты торговля и ремесла ( обработка железа, кости, янтаря).

В середине XIII в. Новогрудок становится первой столицей Великого княжества Литовского (ВКЛ) - одного из крупнейших и наиболее могущественных государств средневековой Европы. Именно в Новогрудке 6 июля 1253 г. состоялась коронация первого правителя ВКЛ - балтского вождя Миндовга, со дня которой ведется отсчет истории княжества. Сегодня в Новогрудке нет памятника королю Миндовгу, но одним из объектов экскурсионного показа в исторической части города является курган со старинными захоронениями ("гора Миндовга"), где, согласно легенде, покоятся останки убитого заговорщиками первого правителя княжества.

День коронации Миндовга является государственным праздником в соседней Литовской Республике, однако, эта важная памятная дата не используется должным образом в туристско-экскурсионной деятельности в Беларуси и, прежде всего, в Новогрудке. Характерно, что даже в 2003 г., в дни 750-летия этого исторического события, положившего начало развитию Великого княжества Литовского, возможности проведения масштабных культурномассовых событий (фестивалей, праздников) и организации специализированных событийных туров для привлечения белорусских и зарубежных туристов были упущены.

На вершине самого высокого холма Новогрудской возвышенности (Замковая гора,

325 м) в XIII - XVI вв. в несколько этапов был построен мощный каменный замок с семью башнями. На территории замка в XIV в. была возведена Замковая церковь, в которой с 1581 г. по 1775 г. проходили заседания Трибунала ВКЛ (высший апелляционный суд). Рядом находился двухэтажный каменный дворец. Замок неоднократно выдерживал осады крестоносцев, крымских татар, в XVII в. его штурмовали войска российского царя Алексея Михайловича, в XVIII в. - шведские войска Карла XII. В результате многочисленных войн сохранились руины лишь двух башен Новогрудского замка. Сохранившиеся руины башен и фрагменты каменных замковых стен даже в сегодняшнем состоянии обладают не только исторической ценностью, но и внешней выразительностью, которая подчеркивается своеобразным рельефом города. Сохранившиеся фрагменты замка служат историческим фоном для регулярного проведения фестивалей средневековой культуры "Новогрудский замок".

Архитектурное наследие Новогрудка включает также комплекс храмов различных конфессий. Борисоглебская церковь была возведена в 1519 г. на фундаменте древнего храма XII в. на средства гетмана ВКЛ Константина Острожского, позже неоднократно перестраивалась. В интерьере храма выделяется каменный иконостас XVIII в. В XVII-XIX вв. храм принадлежал униатам, при нем действовал ба-зилианский монастырь. После заключения в 1596 г. Брестской (церковной) унии в Новогруд -ке размещалась резиденция униатских митрополитов Речи Посполитой.

Новогрудский Фарный костел первоначально был построен в 1395 г. по указанию князя Витовта из дерева на месте бывшего языческого капища. В этом деревянном храме в 1422 г. венчались король Польши Владислав II (Ягай-ло) и белорусская княжна Софья Гольшанская. Потомки от их брака продолжили знаменитую королевскую династию Ягеллонов, которая правила Польшей с 1386 по 1572 г. В 1723 г. на месте деревянного костела построен каменный храм в стиле барокко. В нем в 1799 г. был крещен выдающийся поэт Адам Мицкевич. В храме находится саркофаг с останками 11 сестер монашеского ордена назаретянок, расстрелянных фашистами в 1943 г. в окрестностях Новогрудка. Ря -дом с костелом в память о невинных жертвах установлен мемориальный знак.

Костел Михаила Архангела - памятник барокко, построенный в 1724 г. как костел при монастыре доминиканцев. При монастыре с конца XVIII в. до 1830-х гг. действовала доминиканская школа, в которой учились Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, Ян Чечот (не сохранилась). Храм имеет пышный барочный интерьер, богато украшенный лепниной. В главном алтаре находится икона святого Михаила Архангела - небесного покровителя Ново-грудка, изображенного на гербе города. Мемориальный знак с изображением городского герба установлен рядом с Замковой горой.

Помимо христианских церквей и костелов, в Новогрудке сохранились храмы других конфессий, что указывает на полиэтнический состав населения города на протяжении многих веков. В конце XIV в. князь ВКЛ Витовт поселил в городе и его окрестностях татар, которые в XV в. построили в Новогрудке мечеть. До настоящего времени сохранилась действующая мечеть середины XIX в. В окрестностях Новогрудка расположена деревня Ловчицы -известное место многовекового проживания татар, исторический центр паломничества мусульман на белорусских землях (деревянная мечеть, культовая могила пастушка Контуся -объект религиозного поклонения).

На протяжении веков в белорусских местечках, включая Новогрудок, проживала значительная еврейская диаспора, занимавшаяся торговлей и ремеслом. До середины ХХ в. в Новогрудке действовала синагога. О трагической судьбе евреев Новогрудка в период Второй Мировой войны и уникальном случае успешного массового побега из гетто рассказывает экспозиция Музея истории Новогрудско-го гетто, открывшегося в 2007 г.

На центральной площади Новогрудка (ранее - торговая площадь) сохранились торговые ряды - памятник общественной архитектуры эпохи классицизма (1812 г.). Расположенное на площади здание универмага построено на историческом месте Новогрудской ратуши.

Помимо исторического значения Ново-грудка как первой столицы ВКЛ, он известен как город юности Адама Мицкевича. В Ново-грудке ценители поэзии могут посетить ряд объектов, связанных с жизнью и творчеством знаменитого литератора: Дом-музей А. Мицкевича, Фарный костел, где он был крещен, До-

миниканский костел, в школе при котором учился будущий поэт, Курган Бессмертия, насыпанный в память о литературном гении Беларуси и Польши в 1924-1931 гг., памятник А. Мицкевичу (1992 г). На старом Новогрудском кладбище похоронены члены семьи поэта.

Дом-музей А.Мицкевича был открыт в Новогрудке в 1938 г. В июне 1941 г. здание музея было разрушено фашистской авиацией, восстановлено в 1955 г Обновленная экспозиция создана совместно с Варшавским литературным музеем имени А. Мицкевича в 1993 г. В музее действуют 7 экспозиционных залов, которые в 2006 г. посетили 18,5 тыс. человек.

В окрестностях Новогрудка находится живописное озеро Свитязь, воспетое в поэзии А. Мицкевича. В деревне Валевка рядом с озером родилась мать поэта. В соседнем Барановичском районе в деревне Заосье, где появился на свет А. Мицкевич, создан Дом-музей поэта. Неподалеку находится Тугановичский парк - место романтических встреч А. Мицкевича со своей возлюбленной - Марылей Верещака, а также "камень филаретов" - место встреч участников тайного студенческого общества XIX в. : Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечот, Игнат Домейко и др. Действует литературный экскурсионный маршрут "Тропами Адама Мицкевича".

Экскурсионные программы выходного дня по памятным местам жизни великого поэта могут быть реализованы на туристских рынках Польши и Литвы (расстояние от Новогрудка до Вильнюса составляет 150 км, до границы с Польшей - 160 км). Однако, эти возможности ограничивают усложненные погранично-визовые формальности, недостаточный уровень развития инфраструктуры, почти полное отсутствие предложения сувенирной продукции вблизи объектов показа, недостаточное рекламноинформационное обеспечение, включая материалы на польском и литовском языках.

При этом ключевое значение в сфере продвижения туристского продукта на внешних рынках имеет не визовый фактор, а содержательная привлекательность, ценовая доступность и рекламно-информационная поддержка туристско-экскурсионных программ для жителей соседних стран. Характерно, что потоки польских туристов по памятным местам Мицкевича в Беларуси, потенциально

представляющим для них значительный интерес, реально были незначительными и до введения визового режима в 2003 г.

Возможности формирования конкурентоспособного туристского продукта города ограничены в связи с недостаточной развитостью туристской инфраструктуры и, прежде всего, сети гостиниц и кафе (действуют две малые гостиницы "Новогрудок" и "Панский дом ").

Предприятия гостинично-ресторанного хозяйства Новогрудка не в состоянии обеспечить единовременный прием и обслуживание даже 2-3 автобусных групп туристов. Следует отметить отсутствие возможности приобретения сувениров вблизи основных достопримечательностей, при этом Дом-музей А.Миц-кевича не имеет юридических прав на реализацию буклетов и иной сувенирной продукции. В целом Новогрудок, являясь одним из наиболее живописных и богатых достопримечательностями городов Беларуси, в настоящее время фактически не выделяется среди других районных центров республики по объему доходов и количеству созданных рабочих мест в туристском секторе. Исходя из существующего уровня инфраструктуры, действующие туристско-экскурсионные маршруты ("Тропами Адама Мицкевича", "Архитектурные памятники Мира и Новогрудка", "Дорога замков") строятся таким образом, что Новогру-док посещается экскурсионными группами кратковременно, на протяжении не более 2-3 часов, без потребления основных доходообразующих услуг размещения и питания, приобретения сувениров и др.

Важным элементом туристско-экскурсионного потенциала Новогрудка является возможность организации событийных культурно-развлекательных программ различного тематического содержания. В городе регулярно (раз в два года) проводится фестиваль средневековой культуры "Новогрудский замок". Необходимо более активно использовать юбилейные исторические даты для проведения культурных мероприятий, направленных на привлечение туристов. В июле 2011 г. город отметит 500-летие получения магдебур-гского права, в 2008 г. - 210-летие со дня рождения А. Мицкевича.

Одним из перспективных туристско-экскурсионных центров международного значения

в Гродненской области является поселок Мир, где хорошо сохранилась историческая застройка, уникальный памятник зодчества - Мирский замковый комплекс и ряд других ценных историко-архитектурных объектов. Городской поселок Мир имеет выгодное расположение в б км от трансъевропейского коммуникационного коридора Париж - Берлин - Варшава - Брест -Минск - Москва, в зоне двухчасовой доступности от Минска, в непосредственной близости от важных туристских центров (Новогрудок, Не-свиж) в сочетании с которыми он представлен в программах наиболее популярных в Беларуси экскурсионных маршрутов.

Строительство Мирского замкового ком -плекса в 1520-е гг. начал Юрий Ильинич, а в конце XVI в. продолжили его новые владельцы -Радзивиллы. Замок является выдающимся памятником военно-оборонительной архитектуры, сочетающим черты готики и ренессанса. В оформлении замковых стен и пяти башен широко представлены декоративные элементы (оштукатуренные белые ниши, контрастирующие с красным фоном кирпичных стен, аркатурные пояса и др.). Декоративные элементы на всех пяти башнях не повторяются. Расположенные вблизи замка природные элементы ( пруд, парк) усиливают эмоциональное восприятие ландшафтно-архитектурного комплекса.

Мирский замок в 2000 г. стал первым памятником Беларуси, внесенным в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и является одной из наиболее известных и посещаемых достопримечательностей Беларуси. В настоящее время завершаются работы по реставрации замка, в результате которых уникальный архитектурный комплекс будет сохранен, восстановлен и дополнен современными туристскими функциями (гостиничные номера и др.) в соответствии с современной международной практикой использования историкоархитектурных комплексов в целях размещения туристов и организации культурно-развлекательных программ.

В юго-западной башне замка оборудована экспозиция филиала Национального художественного музея, которая не отличается богатым набором экспонатов, но ее посещение оставляет сильные впечатления от переходов по узкой винтовой каменной лестнице в замковой башне, обходной галерее с возмож-

ностью обзора окрестностей и внутреннего замкового двора с высоты стен.

В 2002 г. под эгидой ЮНЕСКО в поселке Мир проведен международный семинар по разработке плана действий по развитию культурного туризма на базе замкового комплекса.

Располагая набором памятников международного значения, Мир не имеет развитой туристской инфраструктуры. В поселке действует единственная низкокатегорийная гостиница "Мир" (25 мест) и кафе "Рогнеда" (80 мест), название и дизайн интерьера которого совершенно не связаны с историей местечка. Исходя из емкости гостиничной базы, в Мире сегодня практически невозможно организовать прием и размещение группы туристов в составе 40-45 человек. Это обстоятельство ограничивает современные возможности развития поселка как туристского центра организацией кратковременных экскурсионных и культурноразвлекательных программ в сочетании с реализацией сувениров.

Вместе с тем, следует отметить, что Мир-ский замок как наиболее известный и посещаемый туристский объект является едва ли не единственным историко-архитектурным памятником Беларуси, рядом с которым организована регулярная торговля сувенирами, продажа прохладительных напитков и т.п., предлагаются услуги экскурсионного обслуживания, фотографирование с рыцарской атрибутикой и др.

В Мире на протяжении последних лет проводились Дни белорусской письменности, рыцарские турниры, концерты звезд белорусской и зарубежной эстрады и классической музыки и другие культурно-массовые мероприятия. Туристская компаниия "Белинтурист-Мир" в летние выходные дни 2005 г. впервые в Беларуси попыталась организовать регулярно действующий цикл "Программы живой истории у стен Мирского замка". Познавательноразвлекательный цикл включал рыцарские турниры, исполнение средневековой музыки и танцев, знакомство с традиционными ремеслами Беларуси и другие акции согласно установленному расписанию, удобному для туристов и организаторов путешествий. Проблемы в организации подобных акций в Беларуси во многом связаны с ограниченным объемом туристско-экскурсионных потоков и соответствующего платежеспособного спроса. Коли-

чество посетителей Мирского замка составляет менее 100 тыс. человек, среди которых преобладают школьники. Для сравнения отметим, что Тракайский замок в Литве ежегодно посещают около 250 тыс. экскурсантов, а наиболее известные замки Луары во Франции (Шамбор, Шенонсо, Амбуаз) - по 500-900 тыс. человек. Таким образом, потенциальный объем платежеспособного спроса посетителей Мирского замка и его зарубежных аналогов несопоставим, что ограничивает предпринимательскую активность местного частного сектора.

При проектировании туристско-экскурсионных программ, следует учитывать, что, помимо замкового комплекса, Мир располагает рядом других ценных достопримечательностей. Часовня-усыпальница последних владельцев замка Святополк-Мирских построена в 1904 г. в стиле модерн, украшена мозаичным панно с изображением Спаса, требует завершения реставрации. Возможна реконструкция разрушенного дворца Святополк-Мирских и его использование как музейногостиничного комплекса.

Костел святого Николая, построенный в 1599-1605 гг. на средства Николая Радзивилла Сиротки, сочетает черты готики и ренессанса. У стен костела находится могила отца всемирно известного ученого, национального героя Чили Игната Домейко. Родиной Игната Домей-ко является деревня Медвядка Кореличского района, расположенная неподалеку от Мира.

На центральной площади местечка находится Троицкая церковь, первоначально возведенная в XVI в. и перестроенная после пожара в 1865 г. в ретроспективно-русском стиле.

Типичной чертой белорусского местечка, которая нашла отражение в Мире, является соседство на протяжении многих веков христианских храмов с культовыми постройками других религий. К сожалению, деревянная Мирская мечеть не сохранилась. Зато и сегодня северо-западную часть центральной торговой площади местечка занимает уникальный культовый архитектурный комплекс из "холод -ной" и "теплой" синагоги и здания бывшей иешивы (высшее религиозное учебное заведение в иудаизме, предназначенное для духовной подготовки раввинов). Мирская иешива, действовавшая в период с 1815 г. по 1939 г., получила международную известность, в ней

обучались сотни представителей различных европейских стран. Иешивы с названием "Мир" после Второй мировой войны были открыты в Иерусалиме и Нью-Йорке, что говорит о международном признании Мирского центра иудаизма. Кроме того, местечко Мир является родиной известного средневекового философа-просветителя Соломона Маймона и бывшего президента Израиля Залмана Шаза-ра. Значительное культурное наследие еврейской диаспоры позволяет рассматривать Мир также как перспективный центр развития этнического (ностальгического) туризма для посетителей из Израиля.

Слоним - древний город, расположенный на реке Щара на пересечении оживленных исторических торговых путей из Вильнюса и Риги на Брест и Львов, из Белостока на Минск, из Гродно на Пинск. Туристскую привлекательность города усиливает расположение в его окрестностях таких выдающихся историко-культурных объектов, как Жировичский Свято-Ус -пенский мужской монастырь с наиболее почитаемой в Беларуси чудотворной иконой, а также уникальный Сынковичский храм оборонного типа начала XV в., претендующий на включение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно археологическим исследованиям, Слоним возник в XI в., но впервые в письменных источниках город упоминается в Ипатьевской летописи в 1252 г. С конца XIII в. укрепленным центром Слонима служил Верхний замок, построенный на левом берегу Щары. С ростом города в XIV в. неподалеку от Верхнего был построен Нижний замок. Слонимские замки просуществовали до конца XVIII в.

Средневековый Слоним являлся одним из крупнейших центров ремесел, торговли и культуры в ВКЛ. В 1531 г. Слониму было предоставлено городское самоуправление согласно магдебургскому праву. Город получил герб: на голубом поле изображение золотого льва с серебряным крестом.

В XVI в. Слонимом владели Хрептовичи, Воловичи, Сапеги. На рубеже XVI-XVП вв. старостой Слонима был известный исторический деятель канцлер ВКЛ Лев Сапега, при котором в городе был создан первый ткацкий ремесленный цех. С середины XVII в. Слоним становится владением известной династии Огинских.

Экономический и культурный расцвет Слонима пришелся на вторую половину XVIII в. -период бурной деятельности гетмана ВКЛ слонимского старосты Михаила Казимира Огинс-кого, дяди знаменитого дипломата и композитора Михаила Клеофаса Огинского.

Стратегически важное положение города на пересечении торговых путей в XVIII в. упрочилось, благодаря проведению по инициативе Михаила Казимира Огинского в 17671783 гг. масштабного строительства среди полесских болот 53-километрового канала, соединившего через Ясельду и Щару бассейны Черного и Балтийского морей и превратившего Слоним в важную торговую пристань на Щаре. В период строительства канала в пределах Сло-нима был выпрямлен рукав реки Щара и включен в ландшафтную композицию перед главным фасадом дворца Огинского.

М. К. Огинский основал в городе дворцовую резиденцию, типографию, создал театральную труппу и капеллу, балетную и музыкальную школы, построил несколько мануфактур по производству тканей, ковров, гобеленов. Одноэтажный каменный дворец Огинско-го был построен в 1770-е гг. на месте прежнего деревянного дворца Сапег, насчитывал 116 комнат и роскошный парадный "Зал богинь" в стиле рококо. Между дворцом и выпрямленным рукавом Щары располагалось здание театра, который имел арену, приспособленную для постановки массовых сцен, включая театральные баталии всадников. Канал использовался для постановки водных феерий. Театр Огинского получил широкую известность в Речи Посполитой. В конце XVIII в. артисты Слонимского и Гродненского театров составили основную труппу Варшавского балета. Помимо местных крепостных и вольных артистов, в Слонимском театре неоднократно выступали приглашенные профессиональные итальянские и польские актеры и исполнители. Современники называли Слоним "Полесскими Афинами". После вхождения Слонима в состав Российской Империи его роль культурного центра угасает, приходит в запустение, а позже разрушается и дворцово-парковый комплекс Огинских с уникальным театром.

Важную роль в промышленном развитии Слонима в XIX - начале XX вв. сыграла деятельность известного предпринимателя

Войцеха Пусловского и его потомков, построивших в поместье Альбертин усадебно-парковый комплекс и основавших ряд производств: кирпичное, лесопильное, столярное, суконное, мукомольное, метизное, чугунолитейное и др.

Наиболее ценными сохранившимися историко-архитектурными памятниками Сло-нима являются: культовые комплексы в стиле барокко ( костел Святого Андрея 1775 г., костел бернардинок 1664-1670 гг., костел бернардинцев 1639-1645 гг. - ныне православная Свято-Троицкая церковь, здание синагоги 1642 г., срочно требующее реставрации), историческая застройка центральной площади каменными жилыми домами XVIII - нач. XX в., а также памятники общественной и жилой архитектуры (ратуша XVIII в., аустерия XVIII в., усадебно-парковый комплекс Альбертин XIX в.). Наиболее ярким культовым памятником барокко с оригинальной пластикой главного фасада и пышными интерьерами является костел Святого Андрея.

К сожалению, в городе нет памятника Михаилу Казимиру Огинскому, а большинство архитектурных памятников, созданных благодаря его усилиям, не сохранились. Создание в Слони-ме памятника М. К. Огинскому явилось бы важным шагом в деле возрождения и пропаганды историко-культурного наследия Беларуси.

В городе действует Слонимское бюро путешествий и экскурсий (филиал предприятия " Гроднотурист"), Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, гостиница "Щара", Слонимский районный краеведческий музей, музейная экспозиция "Белорусское местечко".

Богатая история города, наличие сохранившихся историко-архитектурных памятников, близкое соседство Жировичского монастыря и Сынковичского храма-крепости, хорошая транспортная доступность способствуют привлечению в Слоним экскурсионных потоков. Вместе с тем, ограниченный ряд объектов, подготовленных к экскурсионному показу (многие не сохранились или требуют реставрации) и неразвитость туристской инфраструктуры ограничивают программы посещения города кратковременной экскурсией по историческому центру с интерьерным показом 1-2 храмов. Как правило, туристы не совершают в Слониме ночлег, абсолютное большинство экскурсионных групп не пользуется

услугами общественного питания в кафе и ресторанах города, не имеет возможности приобрести сувениры вблизи основных достопримечательностей, где предусмотрен выход группы из автобуса (костел Святого Андрея и др.).

В отличие от Новогрудка и Мира, более крупный город Слоним, вошедший в историю музыкально-театрального искусства Восточной Европы, в настоящее время практически не имеет значимых событий культурной жизни (фестивали и т.п.), которые бы регулярно привлекали в город туристов и способствовали бы популяризации его культурного наследия. В сложившейся ситуации древний Слоним сегодня играет роль одного из пунктов однодневных экскурсий (Слоним - Жировичи - Сын-ковичи), а во многих случаях служит лишь ориентиром для паломников и туристов, направляющихся в Жировичский монастырь.

Дятлово - типичное западнобелорусское местечко с богатой историей, насчитывающей более пяти столетий, и сохранившейся традиционной исторической застройкой. Местечко впервые упоминается в 1498 г., когда знаменитый исторический деятель гетман ВКЛ князь Константин Острожский получил от Великого князя ВКЛ Александра Ягеллончика земли на реке Дятловке и основал здесь двор Здзятел. В начале XVII в. местечко переходит во владение известного исторического деятеля ВКЛ Льва Сапеги. На средства Сапег в 1624-1646 гг. в Дятлово был возведен каменный барочный костел Вознесения Девы Марии - один из наиболее ценных архитектурных памятников барокко в Гродненской области. Костел отреставрирован и является привлекательным объектом показа.

В период Северной войны между Россией и Швецией на протяжении 1707-1708 гг. в Дятлово находилась штаб-квартира одного из российских военачальников, сподвижника Петра I - Александра Меньшикова. Петр I также провел в Дятлово несколько недель в 1708 г.

В 1685 г. Дятлово становится владением рода Радзивиллов, при которых в 1751 г. на месте бывшего деревянного замка Сапег итальянскими архитекторами был построен элегантный 2-этажный каменный дворец в стиле позднего барокко с оригинальной пластикой фасадов. Рядом с дворцом заложен парк пейзажного типа и создан декоративный пруд на реке Дятловке. Дворец сохранился до наших дней,

требует проведения реставрационных работ, но возможен его экстерьерный показ.

В настоящее время Дятлово располагает комплексом сохранившихся архитектурных памятников, включая дворец Радзивиллов с парком и водной системой, костел Вознесения Девы Марии, центральную торговую площадь с традиционной исторической застройкой домами ремесленников и торговцев XVШ-XIX вв., которые, смыкаясь друг с другом, создают выразительную целостную архитектурную композицию. Сохранившаяся историческая застройка Дятлова в значительной степени соответствует представлениям о традиционной архитектуре белорусского местечка и представляет собой уникальный ценный памятник градостроительства [2].

В Дятлово установлен памятник И. Ю. Фи-лидовичу, который зимой 1942 г. в Липичанской пуще повторил подвиг Ивана Сусанина - завел вглубь лесного массива отряд из 300 фашистов, где оккупанты погибли, не найдя обратной дороги. Филидович был расстрелян фашистами, но не выдал места дислокации партизан и расположение лесного госпиталя. Неподалеку в Липичанской пуще действовала партизанская группировка, одна из крупнейших в Беларуси. Сохранились элементы оборонительной линии, а также партизанские землянки.

С историей Дятловщины, народным бытом и ремеслами знакомит экспозиция Дят-ловского районного историко-краеведческого музея. В Дятлово действуют гостиница "Липи-чанка", районная база детско-юношеского туризма и краеведения.

Вместе с тем, сегодня памятники Дятлова не включены в предлагаемые на туристском рынке Беларуси регулярно действующие маршруты экскурсий, культурно-исторический потенциал города фактически не задействован в познавательном туризме.

Перспективы туристского развития города следует связывать с расширением туристско-экскурсионных потоков по направлениям: Лида - Дятлово - Слоним и Новогрудок - Ново-ельня - Дятлово - Слоним, а также с использованием потенциала вторичных центров туристского спроса (санаторий "Радон" емкостью свыше 600 мест в 10 км от города). Представляется перспективным позиционирование города Дятлово как ключевого историко-культур-

ного и инфраструктурного центра в регионе заказника "Липичанская пуща" - уникальной экотуристской территории.

Ближайшим к Дятлову историческим местечком является Новоельня, известная с XVI в. Расположенное в живописной холмистой местности у слияния рек Молчадь и Ят-ранка среди обширных сосновых лесов, местечко Новоельня еще с 1930-х гг. развивалось как курортно-рекреационный центр. Первоначально здесь в санаторных корпусах отдыхали польские офицеры и чиновники, в июне 1941 г. до оккупации размещался интернациональный оздоровительный лагерь для детей зарубежных антифашистов, в конце Великой Отечественной войны - госпиталь для воинов Советской армии, позже действовал крупный санаторный комплекс из нескольких корпусов в сосновом лесу на берегу водохранилища. В пределах поселка официально выделена территория курорта республиканского значения "Новоель-ня", приоритетный характер развития которого закреплен в Национальной программе развития туризма Республики Беларусь.

Любча - бывшее частновладельческое местечко, возникшее в начале XV в. и принадлежавшее известным магнатским династиям: Хрептовичам, Г аштольдам, Кишкам, Радзивил-лам. Согласно старинной легенде, красивое название было дано городу первым правителем ВКЛ Миндовгом, который встретил здесь свою любовь - юную красавицу Марту, будущую королеву.

Любча имеет выгодное туристско-географическое положение, которое определяется соседством (26 км) с Новогрудком - туристско-экскурсионным центром международного значения; расположением на западном рубеже Налибокской пущи - перспективной эко-туристской территории; размещением в живописной местности на берегу Немана. Любча исторически являлась звеном протяженной цепи торгово-ремесленных местечек-пристаней на берегах Немана (Могильно, Свержень, Щорсы, Любча, Докудово, Белица, Мосты).

В 1590 г. Любча получила магдебургское право и герб: на голубом поле серебряная подкова с тремя золотыми крестами и двумя серебряными рыбами. В XVII в. в местечке действовала типография. На рубеже XVI-XVII вв. на насыпном холме на высоком левом берегу

Немана был возведен готическо-ренессансный каменный замок с четырьмя мощными угловыми башнями, окруженный с трех сторон глубоким рвом, который заполняли водой Немана. С четвертой стороны естественным оборонительным рубежом служил Неман. Со стороны местечка замок прикрывал каменный протестантский храм XVI в. (не сохранился). Сохранились две башни замка, земляные валы и рвы. Интерес у туристов вызывает уникальный замковый флюгер с датой "1581" и четырьмя геральдическими символами, включая герб владельцев замка. Любчанский замок в XVI в. выдержал штурмы войск Ивана Грозного, а также казаков Ивана Золотаренко. В первой половине XVIII в. вблизи замка создан парк регулярного типа площадью около 4 га.

Начиная с 2003 г. силами общественности (благотворительный фонд "Любчанский замок", Белорусская ассоциация студентов-ар-хитекторов, молодежная общественная организация "Псторыка") в Любче в летние сезоны регулярно организуются волонтерские лагеря, участники которых занимаются работами по реставрации замково-паркового комплекса и благоустройству прилегающей территории. Реконструкция замково-паркового комплекса в Любче силами молодежи на принципах волонтерского участия является важным знаком возрождения национального самосознания. Опыт общественного участия в возрождении архитектурных памятников может быть использован в Гольшанах, Крево, Щорсах и др.

Любчанский народный музей, открытый в 1964 г в местной школе, является одним из крупнейших школьных музеев Гродненской области.

Учитывая современное полуразрушенное состояние замкового комплекса и более выгодное транспортно-географическое положение конкурирующих туристско-экскурсионных центров со средневековыми замками (Мир, Несвиж, Новогрудок), Любча в настоящее время может позиционироваться не в качестве целевого пункта экскурсионно-познавательных путешествий, а, скорее, как один из объектов загородных историко-архитектурных и краеведческих туристско-экскурсионных маршрутов (Новогрудок - Вселюб - Любча -Лавришево - Щорсы).

В местечке Щорсы Новогрудского района, расположенном в 10 км от Любчи, сохра-

нились руины дворцово-паркового комплекса Хрептовичей, построенного по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко в XVIII в. в стиле барокко. Сохранились фундаменты дворца, хозяйственные постройки, фрагменты парка пейзажного типа. В библиотеке дворца Хрептовичей, насчитывавшей 20 тыс. томов редких книг, неоднократно бывали Адам Мицкевич, Владислав Сырокомля, работал библиотекарем после возвращения из сибирской ссылки фольклорист Ян Чечот.

Местечко Вселюб Новогрудского района известно своим уникальным готическим костелом (1433 г.) - одним из древнейших католических храмов Беларуси.

Бывшее местечко Лавришево, расположенное в 7 км от Новогрудка, известно как историческое место возникновения первого православного монастыря на белорусских землях. Рукописное иллюстрированное Лавришевское Евангелие XIV в. является уникальным памятником белорусской средневековой культуры (хранится в Национальном музее Чарторийс-ких в Кракове, Польша). Согласно церковной легенде, монастырь был основан преподобным Елисеем около 1225 г. Согласно иной легенде, монастырь был основан в 1260 г. сыном Мин-довга князем Войшелком (в предполагаемом монашестве - Лавриш), который жил при монастыре некоторое время. Исторические постройки монастыря не сохранились. В 1913 г. на предполагаемом месте основания православной святыни была построена деревянная церковь, вскоре разрушенная в Первую мировую войну. В 2003 г. на ее месте была возведена каменная церковь, с которой началось возрождение православного монастыря. При монастыре живут несколько монахов, сюда приезжают паломники. Монастырь стоит на правом берегу Немана и соединен уникальным разводным деревянным мостом (действует специальный механизм) с деревней Лаврише-во, расположенной на левом берегу реки, где рядом с церковью установлен памятник преподобному Елисею Лавришевскому (1996 г.).

Туристско-экскурсионные возможности Любчи, Щорсов и Вселюба следует рассматривать не только с позиций степени сохранности архитектурных памятников, которая является невысокой. Эти исторические местечки расположены в исключительно жи-

вописной местности Новогрудского края, где к Неману и его притокам с востока подступают обширные лесные массивы Налибокской пущи с разнообразной флорой и фауной, богатым региональным фольклорно-этнографическим наследием, многочисленными легендами и преданиями, интересной топонимикой. В этой связи целесообразно развитие в регионе сельского и экологического туризма, включение Любчи, Щорсов и Вселюба не только в маршруты архитектурно-исторических экскурсий, но и в программы региональных эколого-краеведческих туров.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что малые города Гродненской области обладают значительным историкокультурным потенциалом. Важными факторами, определяющими перспективы продвижения малых городов Гродненской области как туристских центров, является их выгодное транспортно-географическое положение и относительно высокая территориальная концентрация ценных объектов показа, что позволяет разрабатывать привлекательные компактные туристско-экскурсионные маршруты с насыщенным зрительным рядом.

Вместе с тем, возможности формирования конкурентоспособного туристского продукта малых городов Гродненской области ограничены в связи с недостаточной развитостью туристской инфраструктуры. В результате для современного туристско-экскурсионного использования малых исторических городов региона характерны следующие черты:

- относительно низкая по сравнению с развитыми туристскими регионами европейских стран интенсивность туристско-экскурсионных потоков, что обусловливает незначительный объем платежеспособного спроса на туристские услуги и товары в малых исторических городах и ограничивает деловую активность предпринимательского сектора в сфере туризма. Вместе с тем, в последние годы отмечается положительная тенденция увеличения объемов туристско-экскурсионных потоков;

- доминирование в социально-демографической структуре туристско-экскурсионного обслуживания школьников и учащихся, что обусловливает особенности динамики экскурсионных потоков - их концентрацию в периоды начала и окончания учебного года, весен-

них и осенних каникул (годовой цикл), выходные дни (недельный цикл). Следует также учитывать, что туристский продукт, ориентированный на детско-юношескую аудиторию, как правило, реализуется с минимальным уровнем прибыли и рентабельности в целях обеспечения его социальной доступности;

- несмотря на наличие богатого экскурсионного потенциала, в том числе уникальных объектов, отражающих общность историкокультурного развития Беларуси с сопредельными странами, удельный вес иностранных посетителей в структуре туристско-экскурсионных потоков остается крайне низким, что указывает на необходимость совершенствования инфраструктуры и рекламно-информационного обеспечения, упрощения пограничных формальностей;

- в результате неразвитости инфраструктуры и ограниченного количества подготовленных к показу достопримечательностей, основной формой программ обслуживания посетителей в малых исторических городах является кратковременный осмотр нескольких наиболее ценных историко-архитектурных объектов, иногда в сочетании с посещением музейной экспозиции. В последние годы следует отметить положительный опыт проведения фестивалей средневековой культуры (Новогрудок, Мир), привлекающих значительное количество туристов в основном в неорганизованной форме.

В настоящее время организованные туристские группы в малых исторических городах региона, как правило, не совершают ночлег и не пользуются услугами ресторанов и кафе, во многих городах не имеют возможности приобретения сувенирной продукции вблизи посещаемых достопримечательностей. В результате остаются незадействованными основные доходообразующие элементы индустрии туризма: средства размещения, предприятия общественного питания и розничной торговли сувенирной продукцией и другими туристскими услугами и товарами. Основная часть доходов от организации туристско-экскурсионных программ принадлежит туристским фирмам и транспортным предприятиям Минска и других крупных городов - центров спроса, тогда как сами малые исторические города, обладая уникальными туристскими ресурсами, фактически не имеют экономичес-

ки значимых финансовых поступлений от кратковременного приема туристско-экскурсионных групп [3].

В результате неразвитости в малых исторических городах туристской индустрии рыночного типа, местные администрации ориентированы в большей степени на поиск возможностей привлечения средств государственного бюджета, а не на разработку устойчивых механизмов самофинансирования за счет совместного развития государственного и частного туристского сектора. В этой связи представляется целесообразным внедрение механизма конкурсного распределения госбюджетных средств малым городам на основе разработки инвестиционных программ развития туризма, включающих проекты частных инвесторов.

Представляется целесообразной разработка детальных программ развития туризма в

каждом из малых исторических городов - центров туризма международного и национального значения с учетом туристско-экскурсионного потенциала городов и их административных районов с указанием перечня первоочередных и перспективных мероприятий по развитию туристской инфраструктуры и предполагаемых источников финансирования работ. В развитии экскурсионной деятельности в малых исторических городах необходимо использование современных подходов к интерпретации историко-культурного наследия на основе использования анимационных технологий, внедрения принципа "знакомство через действие" (участие туристов в фестивалях, реконструкциях исторических событий, фольклорно-этнографических мероприятиях, обучение традиционным ремеслам, дегустации блюд народной кухни и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2006 - 2010 гг. - Мн., 2006.

2. Локотко А.И. Историко-культурные регионы Беларуси. - Мн., 2002.

2. Туризм в Беларуси: Учебное пособие / Гайдукевич Л. М., Тарасенок А. И., Решетников Д. Г. и др. - Мн.: БГУ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.