Научная статья на тему 'Паломничество и экскурсии религиозной тематики'

Паломничество и экскурсии религиозной тематики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1154
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛОМНИЧЕСТВО / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трифонова Ирина, Решетникова Анастасия

Авторы статьи рассказывают о развитии религиозного туризма в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Трифонова Ирина, Решетникова Анастасия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilgrimage and religious excursions

The authors of the paper tell about the spread of religious tourism in our country.

Текст научной работы на тему «Паломничество и экскурсии религиозной тематики»

лечебно-оздоровительного туризма в Беларуси. В результате:

■ поскольку сокращаются государственные дотации и обостряется рыночная конкуренция, многие здравницы стремятся диверсифицировать предлагаемый турпродукт, постоянно внедряют новые виды лечебно-оздоровительных услуг, повышают качество и разнообразие питания, досуговых программ;

■ налажено активное взаимодействие санаторно-курортных учреждений с туристскими фирмами, что позволило внедрить рыночные механизмы продвижения турпродукта лечебно-оздоровительного туризма;

■ в условиях рыночного функционирования существенно активизировалась маркетинговая деятельность санаторно-курортных организаций;

■ растет популярность краткосрочного отдыха, что соответствует общемировой тенденции повышения спроса на уикендные туры.

Таким образом, в ходе реформирования санаторно-курортного хозяйства Беларуси достигнуты первые позитивные результаты: здравницы приобретают опыт рыночного ведения бизнеса, формируют конкурентоспособное предложение, повышается уровень обслуживания, отрасль довольно успешно интегрируется в национальный и мировой туристский рынок. ■

Паломничество и экскурсии

религиозной тематики

Ирина Трифонова,

старший

преподаватель

кафедры

экономической

географии

зарубежных стран

географического

факультета

Белорусского

государственного

университета

Анастасия Решетникова,

старший

преподаватель

кафедры

экономической

географии

зарубежных стран

географического

факультета

Белорусского

государственного

университета,

магистр

естественных наук

Религиозный туризм как одна из форм конфессиональных отношений в условиях современной глобализации приобретает все большие масштабы, в том числе на территории Беларуси. Выделяют несколько основных направлений его развития:

■ познавательные экскурсии для ознакомления с религиозными центрами и объектами, ориентированные на массовую аудиторию;

■ организация детских и молодежных лагерей религиозной направленности (лагеря христианской молодежи и др.);

■ событийные мероприятия религиозного характера (тематические торжества, фестивали и др.);

■ миссионерство с целью пропаганды того или иного вероисповедания;

■ паломничество верующих людей к святым местам, включая как однодневные, так и более протяженные многодневные пешие, велосипедные и автобусные путешествия [1].

Главными предпосылками развития религиозного туризма в Беларуси явились преобразования, происходившие в последние десятилетия XX и начале XXI в. С середины 1980-х гг. религиозно-этническое самосознание народа значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни. Этому способствовали ее демократизация и пересмотр отношений между церковью и государством.

В целом в современной Беларуси усиливаются религиозность населения, миссионерская деятельность общин протестантских

конфессий, увеличивается роль традиционных направлений христианства - православия и католицизма, возрождаются иудаизм, лютеранство, ислам. Согласно последним социологическим исследованиям, около половины белорусов считают себя верующими. Из них 82% - православные, 12% - католики, 6% - представители иных конфессий.

Специфика религиозной ситуации определяется прежде всего геополитическим положением нашей страны - она находится на стыке западной и восточной цивилизаций, где в разные исторические периоды доминировали католицизм и православие.

Поликонфессиональная структура белорусского общества складывалась на протяжении более чем тысячи лет и существенно повлияла на формирование нашей культуры, ментальности, традиций. Опыт нашего государства, в котором органично существуют более 25 различных конфессий и религиозных направлений, уникален.

Взаимоотношения двух главных религий Беларуси - православия и католицизма - носили, как правило, толерантный характер. Православное население до Брестской церковной унии 1596 г. значительно преобладало по численности над местными католиками, иудеями, мусульманами, протестантами. В XVII - XIX вв. православные переходили в униатство, во многом воспринявшее православные традиции, церковные ритуалы и использовавшее в культовой практике церков-но-славянский и живой народный старобелорусский языки. В конце XVIII в. униаты составляли до

70% всех жителей Беларуси, католики - около 15%, православные -6%, иудеи - 7%, протестанты и другие - около 2%. В 1839 г. Брестская уния на землях Беларуси (также Литвы и большей части Украины) была ликвидирована, а униатская церковь присоединена к Русской православной церкви. В XX в. православное население в нашей стране вновь стало доминировать. Сегодня в состав Белорусской православной церкви (БПЦ) входит свыше 45% всех религиозных общин, 12 епархий, 34 монастыря (табл. 1). Католическая церковь включает 4 епархии, 11 римско-католических миссий, на территории республики действуют 25 орденов.

На современном этапе развития общества в религии стали видеть гарантию стабильности, незыблемость духовных устоев, возрождение национальных традиций. Это послужило предпосылкой для активизации религиозного туризма в Беларуси, наиболее распространенными формами которого стали паломничество и экскурсии религиозной направленности. Во время таких поездок верующие могут познакомиться со старинными храмами и монастырями, местами жизни выдающихся религиозных деятелей, поклониться чтимым иконам (чудотворным, плачущим, мироточивым), нетленным мощам святых и мучеников за веру, другим святыням, посетить культовые криницы и валуны, каменные кресты, поучаствовать в религиозных службах, побеседовать со священниками, побыть послушниками (потрудиться в помощь монахам) и др.

Богатая история и уникальное историко-культурное наследие страны, связь с важными событиями европейской истории и выдающимися людьми - основа ресурсного потенциала для развития религиозного туризма.

На территории республики зарегистрированы 3374 религиозных общины, в распоряжении которых находятся 2664 храма, 671 из которых - историко-культур-

ные памятники. Мировое значение этих архитектурных объектов подтверждено авторитетными экспертами ЮНЕСКО. В культовом зодчестве представлены образцы романского стиля и готики, барокко и классицизма, модерна и эклектики. В список Всемирного наследия с 2005 г. включен Фарный костел с криптой, которая служила усыпальницей Радзи-виллов, в Несвиже. На внесение в список претендуют Борисоглебская (Коложская) церковь XII в. в Гродно, Спасо-Евфросиньевская церковь и Софийский собор в Полоцке, Николаевский монастырь в Могилеве, оборонные храмы в Сынковичах под Слонимом и Ка-маях под Поставами, деревянные церкви Полесья.

Неотъемлемую часть религиозной культуры составляют природные объекты, в первую очередь святые источники. Среди них многие, например Голубая криница в Славгородском районе и Полыковичская - в Могилев-ском, являются памятниками природы республиканского значения. Ежегодно тысячи людей устремляются к святым источникам, целебную силу которых подтверждают как духовные лица, так и ученые.

Паломничество - странствие верующих для поклонения святым местам - одна из старейших форм туризма. Ее зарождение было связано с формированием в мире основных религиозных течений. По приблизительным данным, ежегодно насчитывается более 220 млн паломников, из них 150 млн - христиане, 50 млн - мусульмане, буддисты и 20 млн - представители других вероисповеданий.

К странствованию верующих побуждают различные мотивы. Основных целей при этом три: проведение религиозного обряда или участие в таковом; поклонение святому месту, храму, мощам; духовное совершенствование. Причем путешественники убеждены, что молитва или обряд должны быть связаны с определенным местом, природным или рукотворным объектом, имеющим

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь

Фарный костел в Несвиже

какое-либо отношение к божеству или почитаемому явлению.

В республике насчитывается около 50 центров паломничества христиан (64% принадлежат Православной церкви, 36% - Римско-католической). Чаще всего люди посещают святые места, где находятся чудотворные иконы (46%), святые источники (30%) и купели при них (10%) [2].

Основные центры паломничества и религиозно-познавательных туров для представителей православной конфессии - Жи-ровичский Свято-Успенский мужской монастырь с чудотворной Жировичской иконой Божией

о

X X

5

X

Паломничество

Матери, полоцкий Спасо-Евфро-синьевский монастырь, где находятся мощи святой Евфросинии Полоцкой, минский Свято-Духов кафедральный собор - главный православный храм Беларуси, где хранятся мощи святой Софии, княгини Слуцкой, и чудотворная Минская икона Божией Матери, и др. При епархиальных управлениях БПЦ созданы специальные отделы, призванные заниматься организацией поездок для верующих. Синодальный паломнический отдел БПЦ предлагает около 50 маршрутов, знакомящих со святынями нашей страны.

Представителей католической конфессии более всего привлекают такие центры, как Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии с чудотворной иконой Божией Матери Будславской, гродненские костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток и др. Важным объектом паломничества, включая протяженные пешие пилигримки, является также д. Росица (Верхнедвинский район) - место мученической гибели от рук фашистских оккупантов ксендзов Юрия Каширы и Антония Лещевича. На уровне епархий Римско-католической церкви уполномоченные координаторы разрабатывают

и организуют путешествия по таким объектам. Характерно, что многие программы проводятся на белорусском языке.

Помимо христианских религиозных объектов на территории республики существуют активно посещаемые паломниками центры иудаизма. Религиозный и сочетающийся с ним ностальгический туризм могут стать важным звеном в структуре туристского продукта Беларуси. Особенно активны паломники-хасиды, последователи религиозного течения, возникшего во второй половине XVIII в. на Украине и широко распространившегося на белорусских, литовских и польских землях. Святые для хасидов места рассеяны по всей Беларуси, но особое значение для паломников имеют два города -Пинск и Столин, где зарождался каролин-столинский хасидизм. В Воложине два века действовала духовная академия для евреев, где обучались будущие раввины со всего мира. В настоящее время представители еврейской общины съезжаются в нашу страну для поклонения могилам великих знатоков Торы, раввинов и цадиков. В Беларуси есть места, имеющие непреходящее значение для мирового еврейства - Воложин, Мир, Радунь, Слоним, Витебск,

о

X X

5

X

Новогрудок, где сохранились синагоги, школы по подготовке раввинов, а также могилы праведников [3].

География паломничества на территории Беларуси достаточно широка: практически в каждой области есть почитаемые места. Более всего их сосредоточено в Гродненской и Минской областях. Крупнейшие центры - Жировичи, Будслав и Полоцк - имеют национальное значение, сюда каждый год устремляются тысячи верующих не только из республики, но и из-за рубежа.

Наиболее древние места паломничества, сохранившиеся и активно развивающиеся в настоящее время, - исторические центры белорусских земель в раннем средневековье Полоцк и Туров.

Путешествия верующих в Полоцк связаны со строительством в середине XI и созданием в XII в. Спасо-Преображенского монастыря (ныне Свято-Евфроси-ньевский), первой настоятельницей которого стала Евфросиния Полоцкая, причисленная в 1984 г. Православной церковью к Собору белорусских святых. Нетленные мощи святой ныне покоятся в Свято-Евфросиньевской церкви в Полоцке, куда были доставлены в 1910 г. Паломничество в этот город зародилось в XII - XIII вв. как вид путешествий в монастыри, а в XX в. превратилось в странствие для поклонения мощам. Религиозные туры часто приурочены к какой-либо определенной дате. Ежегодно 5 июня верующие приезжают поклониться святым мощам небесной покровительницы Белой Руси преподобной Евфросинии Полоцкой.

Странствия в Туров исторически были также связаны с монастырской деятельностью Православной церкви. В XII в. город стал одним из центров православия на Руси. Был создан Борисоглебский монастырь, связанный с житием святителей Кирилла, Лаврентия и Мартина Туровских. В начале XVI в., по некоторым источникам, в Турове насчитывалось около 80 церквей. В XIX - первой половине XX в.

Икона Божьей Матери Минской

он превратился в местечко, но поток верующих, правда, не столь интенсивный, как ранее, сохранился за счет поклонения знаменитым каменным крестам. По легенде, они приплыли в Туров вверх по течению из Киева в X в., но поклонение им началось лишь в середине XIX в. В то время на старом кладбище был обнаружен растущий из земли каменный крест. Сакрализация этого объекта продолжается и поныне.

Крупнейший центр православного паломничества в Беларуси - Свято-Успенский мужской монастырь в д. Жирови-чи (Слонимский район Гродненской области). В нем находится древняя чудотворная святыня -Жировичский образ Божией Матери. Икона очень мала и представляет собой овал размером с детскую ладонь (43x56 мм). Это нерукотворный образ из яшмы светло-серого цвета с барельефом Пречистой Богоматери, на правой руке держащей младенца Иисуса Христа. Примечательно, что Жировичская икона входит в 100 самых значимых православных образов мира. 20 мая православные празднуют ее день. Численность паломников, посещающих Жировичи, достигает примерно 1 млн в год.

Жировичский мужской монастырь интересен и как памятник архитектуры XVII - XVIII вв. В составе монастыря Свято-Успенский собор с колокольней, Явленская и Крестовоздвиженская церкви,

Икона Божией Матери Жировичской

здание семинарии, жилой корпус, хозяйственные постройки, плодовый сад, огород, пруд. Архитектурный ансамбль монастыря имеет нерегулярную планировку, живописную объемно-пространственную композицию и выраженный силуэт, который создают купальные и башенные церкви. В архитектуре сочетаются черты барокко, рококо и классицизма.

Один из важнейших центров паломничества для католиков -Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии с чудотворной иконой Божией Матери Будславской (Мядельский район Минской области). За свою длинную историю храм вместе

Икона Божией Матери Будславской

с верующими пережил много событий, сохранив Божью славу и достоинство. История свидетельствует, что чудесное объявление Богоматери отцам-бернардинцам произошло на этом месте еще в 1588 г. Местные старожилы рассказывают, что во все времена шли к Матери Божией Будслав-ской верующие со всех сторон Беларуси и из-за рубежа, но только в 1992 г. впервые за многие годы паломничество было официально разрешено.

В Будславе с 1589 г. существовали костел и монастырь бернардинцев. Здесь в 1613 г. находилась икона, позднее дважды перенесенная в новопостроенные камен-

Будслав

о

X X

5

X

Таблица 1. Конфессиональная структура Республики Беларусь, 2012 г.

о

X X

5

X

Религиозное Общины Храмы

направление Общее число Процент Общее число

Православие 1567 46,4 1301

Протестантизм 1025 30,4 Нет данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Католицизм 479 14,2 451

Иудаизм 53 1,6 7

Ислам 25 0,7 6

Другие 225 6,7 -

Всего 3374 100 2664

ные костелы. Хроника монастыря свидетельствует, что в 1598 г. икона была подарена в Риме Папой Климентом VIII минскому воеводе Яну Пацу.

Находившаяся в деревянном костеле икона сразу стала объектом поклонения простых людей, прославилась чудесами и благодатью и в 1635 г. была перенесена в главный алтарь. История и чудеса иконы были описаны приором Элевтерием Зелеевичем в книге «Зодиак на земле» (Вильно, 1650). Первое чудо, зафиксированное в 1617 г., -возвращение зрения пятилетнему Иосафату Тышкевичу, который позже стал известным священником-кармелитом. В тот же день Реджинальд Тышкевич избавился от эпилепсии, которая мучила его семь лет. Всего Зелеевич описал 42 чудесных оздоровления.

Ежегодно в начале июля в Будславе проходит фест в честь пребывания тут чудотворной иконы, собирающий примерно 35 тыс. человек. Общий поток туристов составляет примерно около 50 тыс. в год.

Важная роль в развитии паломничества и в организации туров религиозно-познавательного характера принадлежит соответствующим отделам православных и католических епархий, Иудейскому религиозному объединению в Республике Беларусь. Паломнический отдел Минской Епархии предлагает большое разнообразие маршрутов. Одним из наиболее популярных является маршрут: Свято-Благовещенский монастырь в Лядах -Свято-Покровская церковь в Дзержинске - могила Блаженной Валентины в д. Крысово. Есть и

более отдаленные: Свято-Николаевский храм в Логойске -Свято-Преображенская церковь в д. Порплище - кафедральный собор Рождества Богородицы, где хранится чудотворная икона Божией Матери «Умиление»; православные святыни Витебска; Ратомка - Заславль - Красное -Молодечно - Вилейка и др.

В рамках соглашения между государством и церковью, подписанного в 2003 г., в нашей стране реализуется такое новое направление, как возрождение религиозного туризма. Экскурси-онно-познавательные туры религиозной тематики предполагают посещение духовных центров, где путешественники смогут увидеть культовые объекты, побывать в музеях и на выставках.

Наибольшим спросом среди туров религиозно-познавательного характера пользуется путешествие в Полоцк, широкую известность приобрела также экскурсия Минск - Слоним (осмотр исторического центра) - Жировичи (посещение действующего мужского монастыря, духовной семинарии). Очень популярны туры в Могилев и посещение Свято-Никольского женского монастыря с Николаевской церковью, Полыковичской крыницы, в Миоры, где можно побывать в Миорском костеле и этнографическом музее, а также в д. Мосар Глубокского района Витебской области.

В Национальной программе развития туризма определены два основных направления дальнейшего формирования религиозного туризма. Во-первых, это поклонение главным мировым святыням (для православных и иудеев - Святой Земли, для

католиков - Гроба Господня и Рима, для мусульман - Мекки и Медины). Во-вторых, посещение святых мест на территории республики как жителями страны, так и иностранцами.

Поездки за рубеж, связанные с религией, пока не очень распространены среди белорусов, однако в последнее время все большую популярность приобретают путешествия в Израиль, Италию, Польшу, Россию, Украину и некоторые другие страны. Религиозный туризм оказывает большое эмоциональное воздействие на человека. Многие люди возвращаются из поездок не просто отдохнувшими, а преображенными, разрешившими жизненные противоречия.

Беларусь с точки зрения религиозного туризма уникальна. Она не только стоит на перекрестке европейских дорог - на белорусской земле пересекаются и пути к Богу: здесь сохранились и мирно сосуществуют различные конфессии. Каждая из религий оставила свой духовный и материальный след, внесла заметный вклад в развитие нашей национальной культуры, отраженный в культовой архитектуре, почитаемых реликвиях, святых местах. Белорусские святыни и религиозные центры привлекают многочисленных паломников и туристов. Поликонфессиональный многоплановый характер сакрального историко-культурного наследия страны создает широкие возможности для развития религиозного направления как во внутреннем, так и в международном туризме. ■

Литература

1. Решетников Д.Г. География туризма Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие - Мн., 2011.

2. Trifonova I. Peculiarities of confessional structure and tendencies of religious tourism in Belarus // Conditions of the foreign tourism development in Central and Eastern Europe. V.10. Tourism in geographical environment. - Wroclaw, 2008. - P. 377-385.

3. Хвагина Т. Положительные примеры организации паломнического туризма нам показывают Украина, Польша и Литва // Туризм и отдых, 2012, №38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.