Научная статья на тему 'Религиозные традиции сельского населения Беларуси, их трансформация и проявление на белорусско-российском пограничье (по материалам опросов молодёжи)'

Религиозные традиции сельского населения Беларуси, их трансформация и проявление на белорусско-российском пограничье (по материалам опросов молодёжи) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ / ПОГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / RURAL / RELIGIOUS TRADITIONS / BORDER REGION / ETHNO-CONFESSIONAL PROCESSES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гурко (Верещагина) Александра Владимировна

Статья посвящена религиозным традициям сельского населения трёх областей Республики Беларусь (Могилёвской, Витебской и Гомельской) по материалам опросов, проведённых в 2015 г. на тему «Этнокультурные традиции молодёжи на белорусско-российском пограничье». В ходе исследования сделан вывод, что конфессиональные предпочтения сельской молодёжи имеют свои региональные отличия, которые выражаются в явном преобладании православных традиций, а также имеют региональную специфику пограничной территории. Религиозность в сельской местности носит семейный характер, что, вероятно, связано и с отдалённостью храмов и с возможностью посещения церкви только по большим религиозным праздникам в связи с занятостью сельских жителей круглый год. Отмечается прекрасное знание молодёжью местных святынь (икон, храмов, могил почитаемых людей). Ответы молодых респондентов свидетельствуют о сохранении остатков языческих верований (заговоры, ритуальные действия с целью защиты скота, дома и семьи) и сочетании их с православными святынями и обрядами, что является, в частности, характерным для мировоззрения жителей Восточного Полесья. Фиксируется возрождение традиционной конфессиональной структуры в регионе, нарушенной десятилетиями господства атеистической идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS TRADITIONS OF RURAL POPULATION IN BELARUS, THEIR TRANSFORMATION AND MANIFESTATION ON THE BELARISIAN-RUSSIAN BORDERLANDS (BASED ON SERVEYS AMOUNG YOUTH)

This article deals with the religious traditions of the rural population of the three regions of Belarus (Mogilev, Vitebsk and Gomel) and is based on surveys conducted in 2015 on the topic "Ethno-cultural traditions of the youth at the Belarusian-Russian borderlands." It is concluded that the confessional preferences of rural youth have their own regional differences, which are expressed in a clear predominance of Orthodox traditions, as well as have a regional specifcity of the border area. Religion in the countryside is a family matter, which is probably due to the remoteness of churches: often it is possible to attend religious services only on major religious holidays. The youth is well aware of the local holy sites (icons, churches, graves of honored people). Answers of the young respondents indicate preserving the of some pagan beliefs (spells, rituals to protect homes, family), and they combine with the Orthodox values and rituals, which is a peculiar characteristic for the people of East Polessia.

Текст научной работы на тему «Религиозные традиции сельского населения Беларуси, их трансформация и проявление на белорусско-российском пограничье (по материалам опросов молодёжи)»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

УДК 392.1(474+476)

А. Вл. Гурко (Верещагина)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ, ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ И ПРОЯВЛЕНИЕ НА БЕЛОРУССКО-РОССИЙСКОМ ПОГРАНИЧЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОПРОСОВ МОЛОДЁЖИ)

Статья посвящена религиозным традициям сельского населения трёх областей Республики Беларусь (Могилёвской, Витебской и Гомельской) по материалам опросов, проведённых в 2015 г. на тему «Этнокультурные традиции молодёжи на белорусско-российском пограничье». В ходе исследования сделан вывод, что конфессиональные предпочтения сельской молодёжи имеют свои региональные отличия, которые выражаются в явном преобладании православных традиций, а также имеют региональную специфику пограничной территории. Религиозность в сельской местности носит семейный характер, что, вероятно, связано и с отдалённостью храмов и с возможностью посещения церкви только по большим религиозным праздникам в связи с занятостью сельских жителей круглый год. Отмечается прекрасное знание молодёжью местных святынь (икон, храмов, могил почитаемых людей). Ответы молодых респондентов свидетельствуют о сохранении остатков языческих верований (заговоры, ритуальные действия с целью защиты скота, дома и семьи) и сочетании их с православными святынями и обрядами, что является, в частности, характерным для мировоззрения жителей Восточного Полесья. Фиксируется возрождение традиционной конфессиональной структуры в регионе, нарушенной десятилетиями господства атеистической идеологии.

Ключевые слова: сельское население, религиозные традиции, пограничный регион, этноконфессиональные процессы.

В Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси выполняется совместный белорусско-российский проект «Сохранение традиций и трансформации крестьянской культуры на бел орусско-российском пограничье (Могилёв — Гомель — Витебск — Смоленск — Псков — Брянск)» по договору Г15Р-012 от 04 мая 2015 г. Одна из задач, поставленных перед исследователями — изучить региональную специфику религиозных традиций сельского населения на белорусско-российском пограничье.

В течение ХХ — начале ХХ1 вв. был накоплен богатый эмпирический и теоретический материал, данные многочисленных полевых этнографических исследований, которые позволяют дать представление об особенностях природной и архитектурной среды, демографических, конфессиональных, языковых и социальных процессов, этнического самосознания приграничного населения Беларуси и России и сопредельных славянских стран. Это явилось результатом активного сотрудничества этнологов РАН и НАН Беларуси. Так, совместно с учёными Института этноло-

гии и антропологии Российской академии наук (Р. А. Григорьевой, М. Ю. Мартыно-вой и др.) белорусские этнологи в 2000—2016 гг. исследовали белорусско-российское пограничье. Результаты совместной работы были опубликованы в коллективной монографии «Беларуска-рускае паграшчча. Этналапчнае даследаванне» (2005). В 2012 г. по результатам проведённых исследований и сравнительного анализа этнических процессов и этнокультурных взаимодействий на территории Гродненской и Калининградской областей был издан научный сборник «Границы, культуры и идентичности. Этнология восточнославянского пограничья / редактор-составитель М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2012. 440 с.».

Проблемы становления и формирования религиозных традиций в белорусской деревне можно найти в ряде работ этнологов, историков, филологов, фольклористов (М. Ф. Пилипенко, А. В. Гурко, Г. И. Касперович, И. В. Чаквина, Т. И. Кухаронак, Л. М. Соловей, В. А. Василевича, А. М. Ненадовца, В. М. Сысова, А. Ю. Лозки, В. А. Федосика, А. П. Грицкевича, В. М. Конана, Л. В. Левшун, А. А. Мельникова, В. В. Григорьевой, А. М. Филатовой, С. А. Подокшина, Е. С. Прокошиной, В. И. Новицкого, И. И. Третьяка и др.). В последние десятилетия было опубликовано несколько монографий (Токць С. Беларуская вёска у эпоху зменау. Мшск, 2007; Носевич В. Традиционная белорусская деревня в европейской перспективе. Минск, 2004), в которых исследователи отрицают возможность сохранения традиционной культуры в деревне, полагая, что за советский период она полностью исчезла и сохранилась в лучшем случае на уровне мифологии и обрядности, в очень фрагментарном виде. Они именуют эти процессы трансформации белорусской деревни как «конец традиционной деревни», «разрушение традиции».

Данное исследование должно помочь опровергнуть эти утверждения и показать, что изменения, происходящие в современном обществе, оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в современной деревне, но не уничтожают традиционную культуру. Можно подытожить, что в сельском регионе население всегда сохраняло свои этнокультурные традиции, составной частью которых является религия. Религиозные традиции являются важным фактором в формировании этнического самосознания. Научная значимость исследования обусловлена и тем, что полученные данные позволят ответить на вопрос о месте религиозных традиций в массовом сознании, повседневной жизни населения белорусской деревни. Таким образом, цель данной публикации — исследовать и обобщить данные о региональных особенностях сохранения, трансформации и возрождения традиционных и новых элементов религиозности сельского населения в трёх областях Беларуси (Могилёвской, Витебской и Гомельской), продемонстрировать специфические черты конфессиональной структуры и религиозной жизни сельского населения Беларуси на белорусско-российском пограничье. Кроме этого, поставлена ещё одна задача — определение региональных особенностей духовной культуры сельского населения Беларуси и России на основе их сравнительного анализа.

Религиозные традиции сельского населения Беларуси имеют свои особенности, связанные с историей страны, с конфессиональной структурой, с этнокультурными процессами в прошлом и настоящем. Специфическими чертами религиозной жизни сельского населения Беларуси со средневековья и до нашего времени можно считать общественные сельские молебны в честь святых и икон («братчины», в наше время «иконы-свечи»), почитание пятниц, особенно десятой от Пасхи, переплетение черт

православной и католической обрядности, а также чрезвычайную религиозность населения, которая сохранялась даже в период господства атеистической идеологии.

В духовном бытии крестьянина религиозность занимает значительное место и проявляется в двух аспектах — внешнем и внутреннем. Внешний аспект выражается в ряде церковных праздников, религиозных обрядах и канонах, которые регламентируют сельскохозяйственный год и занятия сельскохозяйственным производством. Внутренний аспект — это проявления религиозности сельского жителя, связанные с представлениями об окружающей природе и почитании именно тех святых и святынь, которые связаны с занятиями сельскохозяйственным производством и с обеспечением хорошего урожая [4].

В Беларуси издревле отмечались следующие праздники: (по православному церковному календарю, новый стиль) 30 марта — день св. Зосимы и праздник пчеловодов, 6 мая — день св. Юрия — праздник пастухов, 10 ноября — день Параскевы Пятницы, покровительницы ткачества, 14 ноября — праздник кузнецов, 22 мая и 19 декабря — день св. Николая — покровителя земледельцев, пастухов и конюхов, три Спаса (14, 19 и 29 августа). Постоянной составляющей таких праздников и ритуалов являются элементы магии, дающие гарантию в благоприятном исходе действий человека. Так, во время всех больших праздников белорусского христианского календаря даже в ХХ в. выполнялись языческие по происхождению обряды, цель которых — обеспечение благополучия семьи и хорошего урожая, приплода скота и избавление от болезней, несчастий.

Сельское население пограничных белорусско-российских территорий обладает специфическими чертами традиционной культуры, в т. ч. религиозных традиций и конфессиональной структуры, что является следствием многовековых этнокультурных взаимодействий с участием представителей таких этнических групп, как русских, украинцев, поляков, евреев, татар, латышей и др. В современной этнокон-фессиональной структуре трёх областей на фоне традиционного доминирования православных общин (в Могилёвской области — 135, Гомельской — 230, Витебской — 272 общины Белорусской Православной Церкви), присутствуют представители таких этноконфессиональных общностей, как русские-старообрядцы, поляки-католики, евреи-иудеи, татары-мусульмане, немцы-лютеране. Так, по данным Моги-лёвского облисполкома в области зарегистрированы 7 старообрядческих общин, 23 общины Римско-католической церкви, 16 иудейских общин, 1 община Армянской Апостольской церкви, 4 евангелическо-лютеранские общины, 1 мусульманская община. По данным Гомельского облисполкома в области действуют 21 община РКЦ, 4 общины Евангелистско-лютеранской Церкви, 1 мусульманская, 2 общины Старообрядческой Церкви, 8 иудейских религиозных общин. По данным Витебского облисполкома, в Витебской области зарегистрированы 93 католические общины, 18 общин старообрядцев, 5 общин ортодоксального иудаизма, 4 общины прогрессивного иудаизма, 4 общины мусульман.

Наличие специфических черт конфессиональной структуры и религиозной жизни сельского населения исследуемого пограничного региона были подтверждены данными опросов среди студентов вузов трёх областей, проведённых в 2015 г. на тему «Этнокультурные традиции молодёжи на бел орусско-российском пограничье». Студенческая аудитория была выбрана исходя из принципа мобильности молодёжной группы, а также для того, чтобы исследовать процессы трансляции религиозных

традиций из поколения в поколение и восприятия молодёжью новаций в современной крестьянской культуре на белорусско-российском пограничье.

Было опрошено 50 студентов исторического факультета Могилёвского государственного университета (уроженцев Мстиславского, Дрибинского, Быховского, Белыничского, Славгородского, Бобруйского, Круглянского, Могилёвского и Хотим-ского районов); 50 студентов исторического факультета Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины (уроженцев Буда—Кошелевского, Гомельского, Добрушского, Лельчицкого, Брагинского, Калинковичского, Речицкого районов); 50 студентов строительного факультета Полоцкого государственного университета (уроженцев Оршанского, Толочинского, Глубокского, Полоцкого, Витебского, Лиоз-ненского, Шумилинского, Верхнедвинского, Браславского, Городокского, Докшицко-го, Чашникского, Поставского районов) [1].

Согласно полученным данным, общее количество респондентов, которые соотносят себя с той или иной конфессией больше, чем представлено по данным Института социологии НАН Беларуси (вместо 56,4 % доли верующего населения Беларуси до 80—90 % в опрошенной группе). При этом наибольшее количество респондентов, которые относят себя к верующим (практически 100 %) было в Гомельской области. Это подтверждает тезис о высоком уровне религиозности сельского населения.

Подавляющее большинство респондентов во всех трёх областях (от 76 в Витебской до 88 % в Гомельской области) соотносят себя с православными традициями, что соответствует общим социологическим данным по этноконфессиональной структуре Беларуси. При этом в Витебской области достаточно большее количество опрошенных (14 %) соотносит себя с католицизмом. В Гомельской области 1 респондент соотнёс себя с католицизмом, 1 студент указал, что он — язычник, 1 — старообрядец, 1 — атеист. Таким образом, фиксируется наличие в этноконфессиональной структуре белорусско-российского пограничья на фоне преобладающих православных традиций таких конфессий, как католицизм, старообрядчество и даже неоязыческие представления.

Количество респондентов, которые соотносят себя с православной традицией

респонденты Могилевской области

респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

Рис. 1. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, соотносящих себя с православной религией

На вопрос «Какие святые и святыни, связанные с сельскохозяйственными занятиями, почитаются в Вашей местности?» утвердительно ответили 60 % респондентов из Могилёвской области; 76 % — из Гомельской области; 50 % респондентов из Витебской области. При этом во всех трёх областях практически все студенты отметили такие праздники, как день св. Николая; три Спаса (14, 19 и 29 августа), день св. Юрия, день Параскевы Пятницы.

На вопрос о знании местных святынь (икон, храмов, могил почитаемых людей) в Могилёвской области дали положительный ответ 34 % опрошенных. Это следующие ответы: «Рака и крест Ефросиньи Полоцкой, Софийский собор, Спасская церковь» (м., 25 лет, агрогородок Жерносеки Полоцкого р-на, прав., бел.); «Икона Белыничской Богоматери, Никольский храм» (ж., 20 лет, агрогородок Светиловичи, прав., бел.); «Собор Александра Невского, монастырь в Пустынках (Свято-Успенский Пустынский монастырь Мстиславской епархии Могил. обл.) (ж., 20 лет, д. Му-лино Мстиславского района, прав., бел.); Святая Матрёна (ж., 20 лет, г. п. Лиозно Витебской обл.., прав., бел.). Ответы были очень разнообразными: костёл в д. Кня-жицы, Икона Казанской Богоматери, храм св. Троицы, церковь св. Николая (м., 20 лет., д.Тростан Хотимского района, прав., бел.); Церковь Петра и Павла; «Икона святой Богородицы в д. Барколабово» (м. 20 лет, д. Кузьковичи, прав., бел.); «Проща в Осиповичском районе. Маленькая церковь. Легенда про трёх старцев» (ж., 20 лет, д. Протасевичи, прав., бел.); Костёл Божьего Тела в Несвиже, Ефросиньевская церковь; Икона Божьей Матери Ушачская.

В Гомельской области на вопрос о знании местных святынь дали положительный ответ 56 % опрошенных. Это следующие ответы: «Церковь св. Андрея в Гомеле», «Иконы св. Николая, Юровичская икона, св. Ефросинья Полоцкая, св. Матрёна» (ж., 25 лет, агрогородок Урицкое, кат., полька, студентка); «Свято-Троицкая церковь» (ж., 20 лет, студентка, д. Крупец, прав., бел.); «Храм св. мученика Иоанна» (ж., 20, студ., прав. бел, а/г Нивы); «Икона св. вмч Параскевы-Пятницы, Свято-Троицкий храм» (ж., 25, прав., бел., студ., д. Губичи Буда-Кошелевского р-на), «Борисо-Глеб-ская церковь» (д. Лунин Лунинецкого р-на); «Крыница в д. Селец» (г. Будо-Кошеле-во, м., 30, высш., прав., бел.); «Могила священника середины ХХ в.» (ж., 20, студент., прав., бел., д. Старый Крупец); «Свято-Покровский женский монастырь, местноч-тимый список иконы «Благодатное небо» (м., 20 лет, студент, прав., бел., Хойники), «Крест в Турове» (ж., 25, прав., бел., студент, Октябрьский р-н Гомельской обл.).

В Витебской области студенты, не будучи историками по специальности (как в двух предыдущих областях), показали прекрасное знание молодёжью своей региональной и общей истории (78 % опрошенных), что, возможно, является следствием хорошего развития туристской инфраструктуры региона и, соответственно, краеведческой работы. Перечень ответов был очень обширный: Собор Ефросиньи Полоцкой (Спасо-Ефросиньевский Собор), Борисов Камень, Крест Ефросиньи Полоцкой, Храм Петра и Павла, Успенский Собор в Витебске, криница в Сенно, церковь св. Николая в Сенно, костёл в Ремнях (Городокский р-н), Вознесенская церковь в Лиозно, костёл Иоанна Крестителя в д. Волколата (Докшицкий р-н), могила Я. Дроздовича, Свято-Покровская церковь в г. Толочин, св. криница в Друцке, Оршанский Лавро-Кутеинский монастырь, криничка в д. Бобруйщина Глубокского р-на, Икона Божьей Матери Браславской Владычицы озёр.

Знание местных святынь молодыми респондентами Могилевской, Гомельской и Витебской областей

1

0% 20% 40% 60% 80% 100%

респонденты Витебской области

респонденты Гомельской области

респонденты Могилевской области

Рис. 2. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей,

знающих местные святыни

На вопрос «Участвуете ли Вы в крестных ходах по случаю церковных праздников или отдельных событий?» в Могилёвской области положительный ответ дали 26 % респондентов, в основном девушки; в Гомельской области положительный ответ дали 36 % — самое большое количество опрошенных. Как отмечено в комментариях, эти крестные ходы проводились на религиозные праздники Рождество Христово, Пасху, Радуницу, Медовый и Яблочный Спасы, на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В Витебской области положительный ответ дали наименьшее количество респондентов — 22 %. Согласно ответам студентов, крестные ходы проводились во время паломничества к мощам Ефросиньи Полоцкой (Полоцкий р-н), пилигримки в Будслав (а/г Бабиновичи Лиозненского р-на), паломничеств к святыням в Будслав, в Польшу и Литву (а/г Новка Полоцкого р-на).

Количество молодых верующих, принявших

участие в крестных ходах по случаю церковных

праздников

40%

30% респонденты

Могилевской области

20% 10% 0% респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

Рис. 3. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, принявших участие в крестных ходах по случаю церковных праздников

На вопрос «Выполняются ли в Вашей семье религиозные обряды (крещение, похороны, венчание). Какие с Вашей точки зрения существуют особенности в выполнении этих обрядов в Вашей местности?», молодые респонденты в большинстве своём ответили утвердительно — от 98 % в Могилёвской области до 76 % в Витебской области. При этом большая часть студентов отметила обряд крещения. Некоторые ответы подтвердили чётко осознанную студентами (будущими историками) связь между религиозной обрядностью и этнической идентичностью: «Да, все обряды соблюдаются, это дань традициям» (ж., 20 лет, бел., прав., Рогачевский р-н Гомельской обл.); «Да. По примеру наших предков» (ж., 20 лет, Чериковский р-н, прав., бел.).

Рис. 4. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, которые ответили положительно на вопрос о выполнении в семье церковных обрядов

Региональные особенности в выполнении религиозных обрядов (в основном, погребения) отметила незначительная часть респондентов со следующими комментариями: «Отличия в том, что обряд похорон отходит от традиции» (м., 20 лет, Чаус-ский р-н, белорус, индуист); «Есть различия при обряде похорон; крест ставят у головы» (м., 25 лет, Мстиславский р-н, прав., бел.); «Проводятся похороны по традиции дедов» (м., 20 лет, бел., прав., д. Лужесно Витебского р-на, студент ПГУ).

В Гомельской области региональные особенности в выполнении религиозных обрядов отметили шесть человек со следующими комментариями: «Различные традиции сопровождения покойника, выкупа, венчания, крестин» (ж., 20 лет, бел., прав., д. Дуровичи,); «На свадьбе делят каравай, родители кормят молодых мёдом и наливают чарку, когда встречают молодых у порога» (ж., 25 лет, г. п. Октябрьский, прав., бел., высш.); «Да, у нас традиционная семья, каждый обряд имеет особенности» (ж., 20 лет, г. Хойники, прав., бел., студент). Остальные респонденты (88 %) отметили, что «все обряды выполняются, как говорится в православной церкви». Большая часть респондентов отметила, что региональных особенностей в выполнении обрядов нет.

На вопрос «Какие действия с целью защиты дома, скота, земли, семьи от бедствий, несчастий, болезней, Вы знаете и выполняете?» в Могилёвской области поло-

Количество молодых респондентов, которые положительно ответили на вопрос о вы полнении в семье церковных обрядов

респонденты Могилевской области респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

жительно ответили 26 % респондентов, в Гомельской области — 42 %; в Витебской области — 36 %. Студенты прокомментировали свои ответы следующим образом: «С целью защиты дома над входом в дом висит икона» (Хотимский район); «Обереги и иконы приобретены в церкви, у батюшки благословлены. Читаю некоторые молитвы» (д. Шапаевка Могилёвской обл.); «Читаем молитвы»; «Подкова висит на воротах» (агрогородок Шаребки); «Я не знаю, но знает мать заговоры» (а/г Светиловичи); «Батюшка освящает», «Бабушка шепчет» (Осиповичский р-н); «Прочитать молитву, освятить водой» (Друцк); «Свечи громничные, иконы из монастыря» (а/г Мишневи-чи Шумилинского р-на); «Оберег, икона, молитва» (а/г Богданово Сенненского р-на); «От сглаза подолом периодически обтираемся» (д. Передолы); «Икона, обереги» (а/г Хобцы Сенненского р-на).

По материалам опросов находит подтверждение характеристика религиозных взглядов крестьянина как архаичных, связанных с язычеством — древней религией белорусов. Так, на вопрос о действиях с целью защиты дома, скота, земли, семьи от бедствий, несчастий, болезней, одна из студенток ответила, что это обряды, связанные с домовым (Хотимский р-н). Больше всего ответов, которые свидетельствуют о сохранении остатков языческих верований (заговоры, ритуальные действия с целью защиты скота, дома и семьи) и сочетании их с православными церковными святынями и обрядами, получены в Гомельской области. В меньшей степени оттенок дохристианских верований носят ответы студентов из Полоцкого университета, что свидетельствуют о том, что ритуалы и обряды апотропейного характера в основном носят церковный канонический характер, в отличие от населения Восточного Полесья, где до настоящего времени существует языческо-православный синкретизм. Лишь один ответ содержит чёткое размежевание церковных канонических традиций с остатками языческих верований: «Мы — православные христиане. Таких действий не выполняем. Для нас защита — это крестное знамение и молитва, Евангелие, иконы Спасителя и Матери Божией» (м., 20 лет, студент, прав., бел., г. Хойники Гомельской обл.).

Количество респондентов, которые знают и выполняют действия с целью защиты дома и семьи от несчастий и болезней

20%

0%

Рис. 5. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, знающих и выполняющих действия с целью защиты дома и семьи от несчастий и болезней

респонденты Могилевской области

респонденты Гомельской области

респонденты Витебской

На вопрос «Укажите религиозные праздники, которые отмечаются в Вашей семье» практически все респонденты в Могилёвской (100 %) и Гомельской (98 %) областях единодушно признали, что в их семьях отмечаются такие праздники, как Пасха, Рождество Христово, Троица, Спасы, Радуница. В Витебской области подавляющее большинство респондентов (88 %) отметили, что в их семьях отмечаются праздники, однако 12 % респондентов отрицательно ответили на этот вопрос.

Количество молодых респондентов, в чьих семьях отмечаются религиозные праздники

респонденты Могилевской области

респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

Рис. 6. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, в чьих семьях отмечаются религиозные праздники

По данным опросов, характерной особенностью верующей части сельской молодёжи является её активное принятие обрядовой стороны религиозной жизни в семье и пассивное принятие церковной традиции в религиозной общине (участие в богослужениях, крестных ходах, паломничестве, посещение церкви, соблюдение постной традиции и соблюдение запрета на работу в воскресенье). Это подтверждают ответы респондентов Могилёвской области на вопрос, как часто они посещают храмы. Так, 50 % опрошенных студентов сообщили, что они посещают храм время от времени, в основном по религиозным праздникам; 48 % дали ответ, что они вообще не посещают храмы. И только один человек сообщил, что посещает церковь регулярно (м., 20 лет, прав. бел., Могилевская обл.). В Гомельской области два человека сообщили, что посещают церковь регулярно. Большую часть (60 %) составляют те респонденты, которые дали ответ, что они посещают храм время от времени, в основном по религиозным праздникам. 16 % респондентов дали ответ, что они вообще не посещают храмы. В Витебской области 56 % опрошенной молодёжи дали ответ, что они вообще не посещают храмы. Таким образом, для верующей части сельской молодёжи Витебской области характерным является достаточно редкое посещение храмов, в большинстве случаев на большие церковные праздники.

Подобное поведение соотносится с утверждением социологов о своеобразии культового поведения современных верующих, идентифицирующих себя с православной религией, которое проявляется в неоднозначном отношении к участию в цер-

ковной жизни и соблюдению норм церковного поведения. Происходит определённый возврат к религиозным процессам середины 1990-х гг., когда по данным социологов «религиозное возрождение» осуществлялось в своеобразной форме поисков себя не в церкви, а скорее рядом с церковью [7].

Количество молодых респондентов, которые посещают храм во время религиозных

/

20%

0%

праздников (время о'

т времени)

респонденты Могилевской области

респонденты Гомельской области

П респонденты Витебской

\

1

Рис. 7. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, посещающих храм во время религиозных праздников

На вопрос «Каких церковных традиций Вы придерживаетесь?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа) в Могилёвской области 50 % респондентов, в Гомельской области 74 %, в Витебской области 58 % ответили, что это — молитва. Меньшая часть студентов (в Могилёвской и Гомельской области — 16 %, в Витебской — 14 %) выбрали причастие. Признали, что посещают исповедь 12 % респондентов Могилёвской области, 30 % Гомельской, 24 % опрошенных в Витебской области. Соблюдают пост 12 % респондентов в Могилёвской области, 18 % в Гомельской, 10 % в Витебской области. Необходимо отметить, что именно в Гомельской области было получено достаточно много опросных листов, в которых респонденты отмечали все варианты ответа, что свидетельствует о воцерковлённости молодых верующих. Один респондент отметил, что он принимал участие в таинстве соборования.

Не соблюдает церковные традиции 38 % респондентов в Могилёвской и Витебской областях, 12 % в Гомельской.

На вопрос 30 «Соблюдаете ли Вы посты и насколько строго?» в Могилёвской области утвердительно ответили 24 %, в Гомельской области 16 %, в Витебской области 26 %, отметив, что «не строго». Остальные респонденты отрицательно ответили на этот вопрос. Лишь пять человек заявили, что строго соблюдают пост.

Количество молодых респондентов, которые не выполняют церковные обряды

респонденты Могилевской области респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

Рис. 8. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей,

не выполняющих церковные обряды!

Количество молодых респондентов, которые "не строго" соблюдают пост.

респонденты Могилевской области респонденты Гомельской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

респонденты Витебской области

1

Рис. 9. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей,

«не строго» соблюдающих пост

На вопрос «Соблюдаете ли Вы запрет на работу в воскресенье (или субботу)?», в Могилёвской и Гомельской областях дали утвердительный ответ 40 % респондентов, в Витебской области 32 % опрошенных студентов. При этом респонденты пояснили, что делают это «время от времени». Большая же часть студентов не соблюдает воскресенье как день отдыха, установленный и почитаемый как четвертая заповедь из десяти, перечисленных в Библии («Помни день субботний, чтобы святить его»), («В седьмой день Господь отдыхал от творения»). Подобное поведение соотносится с утверждением социологов о своеобразии культового поведения современных ве-

рующих, идентифицирующих себя с православной религией, которое проявляется в неоднозначном отношении к участию в церковной жизни и соблюдению норм церковного поведения. Как уже отмечалось, происходит определённый возврат к религиозным процессам середины 1990-х гг. [7]. Причины этому — последствия долгого господства атеистической идеологии в обществе, которое оставило после себя пробелы в религиозном воспитании целых поколений.

Количество молодых респондентов, которые соблюдают запрет на работу в воскресенье

респонденты Могилевской области респонденты Гомельской области

респонденты Витебской области

1

Рис. 10. Доля молодых респондентов из Могилёвской, Гомельской и Витебской областей, соблюдающих запрет на работу в воскресенье

На вопрос «Какие блюда готовят в Вашей семье на религиозные праздники?» в Могилёвской области ответы студентов были следующими: «Кутья, Канон» (Дри-бинский р-н), «Борщи, каши, пироги» (Быховский р-н), «Блины» (Осиповичский р-н), «Пасха, куличи, утка» (г. п. Краснополье), «Блины, оладки, пасха»; «Пасха, красим яйца, печем булки, на Масленицу — блины» (Могилёвский р-н); «Рисовая каша, булки, кутья» (г. п. Круглое); «Блины печём на Деды»; «Вареные яйца, куличи, мед, компот, салат» (Полоцкий р-н), «Клецки, оливье». Многие респонденты отметили «драники».

На вопрос «Какие блюда готовят в Вашей семье на религиозные праздники?» ответы, как и в других регионах пограничья, в Гомельской области были самыми разнообразными: большая часть студентов отметила «куличи, пироги», «бабка, вареники, колдуны, драники», «пасхальные куличи, рулет с маком, крестики с повидлом с изюмом», «борщ, кисель, каша», «кутья в Рождественский сочельник, булки с маком на Пасху» (г. п. Хойники), «каша, куличи, маца, сырники с маком» (г. п. Ивенец Минск. обл.); «Холодец, запеченная рыба и птица, пироги. блины» (а/г Нивы); «яичница» (а/г Еремино); «деруны, пампушки, драники» (д. Щедрино). Многие респонденты дали следующий ответ: «Те же блюда, что и на светские праздники».

В Витебской области ответы были следующими: «куличи», «поливка, булки, каши», «холодец, яйца крашеные и куличи», «Булки на Пасху мама печёт, на Рождество — куличи», «свекольник, клецки, холодец на Рождество». Был и такой комментарий: «Толью традыцыйныя стравы».

Таким образом, по данным опросов, характерной особенностью верующей части сельской молодёжи трех областей (Могилёвской, Витебской и Гомельской) является активное принятие обрядовой стороны религиозной жизни в семье и достаточно пассивное принятие церковной традиции в религиозной общине (посещение церкви, соблюдение постной традиции и соблюдение запрета на работу в воскресенье). В большинстве своём религиозные традиции в семье поддерживаются и передаются через старшее поколение, особенно старших женщин — бабушек. Фиксируется возрождение традиционной конфессиональной структуры в пограничном регионе.

Особенностью религиозных традиций сельского населения Беларуси является сохранение языческих верований, смешанных с каноническими православными, особенно в Восточном Полесье. Значительную роль в этом имеет просветительская и краеведческая деятельность работников культуры и местных органов власти, направленная на сохранение нематериального культурного наследия, включения его в список ЮНЕСКО, развитие туристской инфраструктуры пограничных территорий Беларуси. Это обряды «Гукання вясны», «Чырачка» в д. Тонеж Лельчицкого р-на, обряд «Юраусю карагод» в д. Погост Житковичского р-на Гомельской области и др.

Что же касается характеристики пограничных областей России (Брянской, Псковской и Смоленской) и Беларуси, то в силу общей конфессиональной истории белорусско-российского пограничья (например, истории канонического православия и старообрядчества), конфессиональная структура имеет некоторые сходные черты (преобладание православных традиций, наличие старообрядческих общин), а также некоторые отличия, связанные с отсутствием большого количества католических общин в пограничных областях России. Пограничная территория характеризуется сохранением традиций совместного проживания представителей православных и старообрядцев, а также традициями межконфессиональных взаимоотношений, при отсутствии конфликтов на религиозной почве [5, с. 302].

Сельское православное население белорусско-российского пограничья (и России, и Беларуси) объединяют некоторые черты обрядового своеобразия староверов, которые сохраняются и в настоящее время. Это особенности погребально-поминальной обрядности (время календарных поминок, воздержание от еды и питья на кладбище, установка креста в ногах, время похорон на третий день, употребление савана) [5, с. 306].

Второй аспект религиозности сельского населения на пограничной территории России — это «народная религиозность», сохранение языческих верований, смешанных с каноническими православными. Некоторые российские исследователи характеризуют это явление как «сельский оккультизм», который представляет собой «ритуал со смешением в нём элементов старого язычества (одушевлением сил природы) и христианского обращения к Богу, посредством Богородицы и святых. Данное смешение приводит к тому, что в религиозном сознании простого деревенского человека спокойно уживаются представления двух пластов русской культуры, древнеязы-ческой и православной. Причём благодаря чёткому разделению «сфер влияния», они прекрасно сосуществуют и приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни» [8]. Подобное явление фиксируется и в приграничных областях Беларуси, что ранее отмечалось нашими исследованиями [3 ].

Третий аспект проблемы — это влияние религиозности на этнические процессы. В 2008—2011 гг. совместными усилиями российских и белорусских учёных про-

водились исследования в пограничных областях. Были опрошены 600 учащихся в Брянской и 350 учащихся в Гомельской областях. Были заданы вопросы о становлении этнической идентичности. 20 % молодых людей считают важными интегрирующими факторами (наряду с общностью происхождения, общими традициями и обрядами) религию. Российский исследователь Р. А. Григорьева делает вывод, что религия, а большинство относит себя к православию, постепенно становится мощным консолидирующим фактором и усиливает этническую идентичность даже в тех случаях, когда религиозные обряды не соблюдаются [2].

На белорусско-российском пограничье большое значение приобретают сакральные атрибуты, которые нередко не имеют границ. Так, например, 17 декабря 2012 г. православные святыни, в числе которых чудотворный образ Божией Матери Толгской, ковчеги с мощами святителя Игнатия Брянчанинова и блаженной Матроны Московской, прибыли в Туровскую епархию из Ярославской, где они постоянно хранятся. Святыни находились в Свято-Михайловском кафедральном соборе Мозы-ря с 22 декабря 2011 г. по 3 января 2012 г. Российские исследователи отмечают и некоторые обряды, такие, как «Свеча», получившие распространение в пограничных белорусско-русских областях. По их определению, «обряд представляет собой сложный религиозный ритуальный комплекс, соединяющий отдельные мотивы продуцирующей и защитной магии, а также фольклорные «реплики» отдельных элементов православного богослужения (проскомидия) и традиционных для католичества обрядов почитания чудотворных статуй» [6].

Таким образом, сравнительный анализ религиозности сельского населения на пограничной территории России и Беларуси показывает, что сельское население пограничных белорусско-российских территорий обладает традиционной этноконфес-сиональной структурой, складывание которой является результатом многовековых этнокультурных взаимодействий с участием представителей разных этнических групп. Для Беларуси характерным является толерантное отношение к представителям разных конфессий при наличии конфессионально смешанных семей (православных и католиков), разных церковных обрядов и праздников, которые традиционно отмечаются по двум календарям — григорианскому и юлианскому. Пограничная территория России характеризуется сохранением традиций совместного проживания представителей православных и старообрядцев, а также традициями межконфессиональных взаимоотношений при отсутствии конфликтов на религиозной почве.

Общей чертой современной этноконфессиональной структуре пограничных областей Беларуси и России является доминирование православных общин, а также наличие старообрядческих общин. Важным отличительным признаком этноконфес-сиональной структуры белорусских территорий является значительное количество католических общин, особенно в Витебской области (зарегистрированы 93 католические общины), что является следствием нахождения части районов Витебщины до 1939 г. в составе Польши.

Можно выделить как один из отличительных аспектов религиозности сельского населения на пограничной территории Беларуси и России процесс возрождения традиционной конфессиональной структуры, разрушенной десятилетиями доминирования атеистической идеологии. При этом для Беларуси характерен более высокий уровень религиозности сельского населения (до 90 %), активное принятие населением обрядовой стороны религиозной жизни в семье и достаточно пассивное принятие

церковной традиции в религиозной общине. Происходит возрождение роли священника в общественной жизни.

Можно отметить влияние религиозности на современные этнические процессы на белорусско-российском пограничье, на становление этнической идентичности, когда религия становится мощным консолидирующим фактором и в Беларуси, и в России. При этом большое значение приобретают сакральные атрибуты, которые нередко становятся этническими и национальными символами (как, например, Крест преподобной Ефросинии Полоцкой).

На современном этапе происходит процесс трансформации государственно -церковных отношений, который выражается во взаимодействии местных органов власти с церковью, сближении светской и церковной истории пограничных территорий, в деятельности региональных учреждений культуры Беларуси и России по возрождению и сохранению традиционных праздников (нередко с включением дохристианских элементов).

Литература

1. Архив Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси. Фонд 6. Оп. 13. Д. 3.

2. Григорьева Р. А. На перекрестке культур трех восточнославянских народов // Границы, культуры и идентичности. Этнология восточнославянского пограничья / Редактор-составитель М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 50-51.

3. Гурко А. Вл. Праздники церковного календаря в Мозырско-Припятском Полесье // Этнокультурные процессы Восточного Полесья в прошлом и настоящем. Минск: Беларуская навука. С. 389-390.

4. Кузнецов С. В. Религиозно-нравственные основания русского крестьянского хозяйства // Православие и русская народная культура / Ред. Ю. Н. Квашнин, С. С. Крюкова. Книга 3. М., 1994. С. 236.

5. Листова Т. А. Взаимодействие конфессий на российско-украинско-белорусском пограничье / На перекрестке культур трех восточнославянских народов // Границы, культуры и идентичности. Этнология восточнославянского пограничья / Редактор-составитель М. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 261-328.

6. Мороз А. Б. Обряд «Свеча» на белорусско-русском пограничье: терминология, структура, функции // Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике — проблемы и перспективы: Сб. ст. / Ред. кол.: М. В. Ахметова (отв. ред.), О. В. Белова, А. Б. Мороз, Н. С. Петрова. М.: Гос. респ. центр рус. фольклора, 2015. С. 131-141.

7. Основные закономерности в религиозном сознании населения Республики Беларусь в современных условиях: Социологические исследования, учитывающие тенденции религиозного поведения населения и ценностные ориентации представителей различных христианских конфессий в период после Чернобыльской катастрофы / Авт. И. Н. Дунаева, Л. Г. Новикова, Н. Б. Дмитрович, С. И. Ар-тюх. Минск: Общ-во «Библейская лига», 1995. С. 35-37.

8. Унрау В. В. Религиозность в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 40. С. 62-68.

Об авторе

Гурко (Верещагина) Александра Владимировна — доктор исторических наук, доцент, заведующая отделом народоведения, Центр исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси (г. Минск, Беларусь).

E-mail: ver-aliaksandra@vandex.ru

A. Hurko (Vereshchagina)

RELIGIOUS TRADITIONS OF RURAL POPULATION IN BELARUS, THEIR TRANSFORMATION AND MANIFESTATION ON THE BELARISIAN-RUSSIAN BORDERLANDS (BASED ON SERVEYS AMOUNG YOUTH)

This article deals with the religious traditions of the rural population of the three regions of Belarus (Mogilev, Vitebsk and Gomel) and is based on surveys conducted in 2015 on the topic "Ethno-cultural traditions of the youth at the Belarusian-Russian borderlands. " It is concluded that the confessional preferences of rural youth have their own regional differences, which are expressed in a clear predominance of Orthodox traditions, as well as have a regional specifcity of the border area. Religion in the countryside is a family matter, which is probably due to the remoteness of churches: often it is possible to attend religious services only on major religious holidays. The youth is well aware of the local holy sites (icons, churches, graves of honored people). Answers of the young respondents indicate preserving the of some pagan beliefs (spells, rituals to protect homes, family), and they combine with the Orthodox values and rituals, which is a peculiar characteristic for the people of East Polessia.

Key words: rural, religious traditions, border region, ethno-confessional processes.

About the author

Prof. Aliaksandra Hurko (Vereshchagina), Head Department of Ethnology Center of Belarusian Culture Studies, Language and Literature of the NAS of Belarus, Minsk, Belarus.

E-mail: ver-aliaksandra@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2016г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.