Научная статья на тему 'Фортификационные сооружения XV–XX веков как планировочный элемент современного города'

Фортификационные сооружения XV–XX веков как планировочный элемент современного города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
490
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонительные сооружения / фортовый пояс / градостроительный потенциал / Карельский перешеек / Северное Приладожье / реконструкция городской ткани / «шведский след» / defensive structures / fortification belt / town planning potential / Karelian Isthmus / Northern Ladoga area / reconstruction of urban tissue / «Swedish trace»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Д Л. Валентинова, А К. Моргунов, С Ф. Муратов, В А. Баженова

В ходе сравнительного анализа оборонительных сооружений XV–XX веков были выявлены особенности связи этих сооружений с планировкой городов и их градостроительный потенциал. Были рассмотрены шведские бастионные крепости XV–XVIII веков в городах Карельского перешейка и Северного Приладожья, их структура, характер связи с внешним городом и возможности поиска их влияния на градостроительную структуру современных русских городов. В ходе исследования пришедших в XIX веке на смену бастионным сооружениям фортовых поясов были выявлены особенности их расположения, существующее и потенциальное влияние на планировочную структуру периферии современного города, рассмотрены перспективы актуализации практического использования фортовых поясов в современном градостроительстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fortifications 15th – 20th centuries as a planning element of a modern city

The article is devoted to the 15th – 20th centuries defensive structures, peculiarities of the connection with cities planning and their urban planning potential. Were considered Swedish 15th – 18th centuries bastions of Karelian Isthmus and Northern Ladoga, their structure, the type of the connection with the outer city and their influence on the urban structure possibility. The investigation of the 19th century fort belts revealed their location peculiarities and the existing and potential impact on the planning structure of modern city periphery. Were discussed the prospects for updating the fortified belts in urban planning practical use.

Текст научной работы на тему «Фортификационные сооружения XV–XX веков как планировочный элемент современного города»

Д.Л. Валентинова, А.К. Моргунов, С.Ф. Муратов, В.А. Баженова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0019

D.L. Valentinova, A.K. Morgunov, S.F. Muratov, V.A. Bazhenova

Фортификационные сооружения XV-XX веков как планировочный элемент современного города

Fortifications 15th - 20th centuries as a planning element of a modern city

Ключевые слова: оборонительные сооружения, фортовый пояс, градостроительный потенциал, Карельский перешеек, Северное Приладожье, реконструкция городской ткани, «шведский след».

Keywords: defensive structures, fortification belt, town planning potential, Karelian Isthmus, Northern Ladoga area, reconstruction of urban tissue, «Swedish trace».

Аннотация: В ходе сравнительного анализа оборонительных сооружений XV-XX веков были выявлены особенности связи этих сооружений с планировкой городов и их градостроительный потенциал. Были рассмотрены шведские бастионные крепости XV-XVIII веков в городах Карельского перешейка и Северного Приладожья, их структура, характер связи с внешним городом и возможности поиска их влияния на градостроительную структуру современных русских городов. В ходе исследования пришедших в XIX веке на смену бастионным сооружениям фортовых поясов были выявлены особенности их расположения, существующее и потенциальное влияние на планировочную структуру периферии современного города, рассмотрены перспективы актуализации практического использования фортовых поясов в современном градостроительстве.

Abstract: The article is devoted to the 15th - 20th centuries defensive structures, peculiarities of the connection with cities planning and their urban planning potential. Were considered Swedish 15th - 18th centuries bastions of Karelian Isthmus and Northern Ladoga, their structure, the type of the connection with the outer city and their influence on the urban structure possibility. The investigation of the 19th century fort belts revealed their location peculiarities and the existing and potential impact on the planning structure of modern city periphery. Were discussed the prospects for updating the fortified belts in urban planning practical use.

Оборонительные сооружения ХУ-ХХ веков - ключевые элементы в проектировании города. Начиная с крепостных стен бастионного типа и заканчивая отдельно стоящими фортификационными сооружениями, планировочная структура города в большей или меньшей степени подчиняется их конфигурации.

Важной ступенью в развитии фортификационных форм явилось появление огнестрельного оружия с применением пороха. Взаимодействие фортификации XV-XVIII веков и артиллерии проявляется в рельефе профиля оборонительных сооружений, замене круглой формы плана башен на полигональную. Одним из родоначальников новой фортификации становится германский художник и инженер Альбрехт Дюрер. Новым оборонительным сооружениям конца XV - XVIII веков он присваивает такие черты, как:

1) стремление к продольной обороне рвов и стен;

2) замена узких и высоких башен на широкие и приземистые бастеи (в будущем бастионы) - важные опорные пункты;

3) большие и защищенные от огня и обстрела помещения внутри них для размещения гарнизона и боеприпасов.

Позже бастионные крепости приобретают новый элемент - гласис, отделявший весь город от пояса военных сооружений и оказавший большое влияние на проектирование городов. Ширина гласиса могла составлять от нескольких десятков до сотен метров, определялась дальностью эффективного огня стрелкового оружия и была в среднем около 150 метров. Гласис - это плоская, полого опускающаяся насыпь, лишенная растительности, кроме травы. На гласисе было запрещено возводить постройки, заниматься выращиванием сельскохозяй-

ственных культур, но был обязателен выпас скота, чтобы трава не росла слишком высокой. Кроме того, гласис играл и маскировочную роль. Наблюдение с уровня земли от подошвы гласиса не давало возможности разглядеть крепостные сооружения вплоть до бастионов.

Несмотря на запреты, в мирное время горожане использовали гласис для огородов, полей, иногда строили дома и хлева для скота. Причиной этому был дефицит пахотной земли в перенаселенной Европе.

Крепость соединялась с городскими и пригородными территориями за ее пределами через равелины. Такие пропускные пункты были самым слабым местом крепости и поэтому большинство из них имело только один вход, редко - два или три. Вход всегда располагался посередине куртины, то есть на валу между бастионами. Ширина и высота воротного проема допускала одновременный проезд только одной повозки. В планировке города равелин имел важное значение, так как всегда ориентировался углом на исторически важную дорогу, соединявшую экономические города-центры. Так визуально закреплялось значение стратегически важной дороги.

К XIX веку с увеличением дальнобойности огнестрельного оружия бастионные крепости теряют свою актуальность, поэтому среда вокруг крепостей видоизменяется, начинает застраиваться, пробиваются новые входы к городу в стенах, а следовательно, формируются новые городские оси.

Таким образом, пространственная структура оборонительных сооружений XV-XVIII веков имеет ярко выраженный кольцеобразный характер, что отражается в дальнейшем на планировке города - в основном за стенами бастионной крепости. А выразительный

остроконечный силуэт крепости с новыми пропускными пунктами формирует оси-дороги от углов бастионов, разбивая, таким образом, плотную застройку на кварталы.

Полноценное использование в современном городе средневековых бастионных укреплений требует выявления таких этапов городского развития (которые влияли на «ядро» города, его первоначальную структуру и последующие изменения), как смещение и разрастание центра, формирование периферийных районов.

Средневековые и более поздние крепости Карельского перешейка, Северного Приладожья, Эстляндии и Финляндии представляют собой многовековое переплетение новгородской и шведской традиций, которое наложило особый отпечаток на разрастающиеся вокруг крепостей города.

При исследовании пространственного влияния шведской крепости на планировочную структуру русского города выявляется инструментарий адаптации шведских фортификационных сооружений к современной планировке. Планировка русского города учитывала расположение шведской крепости: осевые линии улиц направлялись на характерные точки оборонительных сооружений - на внешние или внутренние углы бастионов.

Например, если наложить историческую карту Кек-сгольма 1642 года на существующий градостроительный план современного Приозерска (рис. 1), можно проследить, как изменялась структура города. С изменением политического контекста менялся облик города, но крепость, несмотря на утраченное прямое назначение, продолжала влиять на городскую структуру. Так, осевые линии, проходящие по улицам Комсомольской, Исполкомовской, Жуковской, направлены соответственно на шпицы бастионов Пипер и Фам и северо-восточную куртину. В Выборге дорожная ось направлена по улице Прогонная на доминанту города - башню Святого Олафа (рис. 1).

Приозерек Выборг

Рис. 1. Шведская крепость в планировке современного города

Видовые оси улиц Нарвы ориентированы на бастионы Нарвской крепости и Нарвского замка (рис. 1). Таллиннское шоссе ведет на главную доминанту города -донжон Длинный Герман. Улица Малми направлена на шпиц бастиона Фортуна, улица Пауля Кереса - на шпиц бастиона Триумф, улица Образования - на фланк бастиона Фама. Архитектоника внутреннего города повторяет очертания крепости.

В 1835 году бастионная крепость Пярну перестала удовлетворять требованиям военных и была исключена из реестра защитных сооружений Российской империи. Большую часть земляных бастионов срыли, используя землю для засыпания рвов, а камень - для создания набережной и мола. Планировочная структура средневекового города была сохранена. Для Пярну характерна лучевая застройка, улицы направлены на фланги и шпицы крепостных бастионов (рис. 1).

Исследуя исторические пласты формирования градостроительной структуры города, выявляя используемые при этом методы оптимизации городских пространств, обусловленных культурными кодами, можно выявить «шведский след» в планировочной структуре русских городов.

В XIX веке появляется необходимость бороться с рикошетным огнем, разрушающим бастионы. Поэтому города типа «крепости-лагери», состоящие из крепостной ограды с бастионами и пояса фортов, удаленных от крепости на 1,5-3 км, уже не отвечали требованиям обороны. Отказ от бастионного фронта привел к формированию полигонального.

С увеличением дальности артиллерийского огня форты выдвигаются всё дальше от города. В новой планировке форты становятся самостоятельными, отдельно стоящими опорными пунктами. Эти сооружения в большинстве случаев «замыкают» город в кольцо, из-за чего получили название «фортовый пояс».

Строительство подобных фортификационных сооружений восходит к идеям французского военного инженера конца XVIII века Марка Рене де Монталамбера. А широкой популярностью такие сооружения стали пользоваться после окончания наполеоновских войн, когда многие европейские страны начали возобновлять военную защиту стратегически и экономически важных городов.

В 1870-е годы фортовый пояс строится в 4-6 км от города-крепости, с расстоянием между фортами 3-4 км. В 1880-е - удаленность от крепости составляет в среднем 13 км, а расстояние между фортами варьируется в зависимости от особенностей рельефа. Новая структура города получает название «большая или маневренная крепость». Пространство между фортами и крепостными стенами служило плацдармом для действия подвижного резерва.

Градостроительный потенциал фортов второй половины XIX века все еще мало изучен и требует особого внимания при проектировании периферийной зоны городов. Стратегическое расположение фортов, историческая и культурная их ценность могут сделать периферию инвестиционно привлекательной и, таким образом,

развить прилегающие к городу территории. Этим обуславливается актуальность изучения фортовых поясов.

Если у городов с крепостями XV-XVIII веков зависимость при проектировании обусловливалась тем, с какой стороны подходит враг и какая внешняя дорога (или дороги) важны для инфраструктуры, то расположение фортовых поясов XIX-XX веков диктовалось только дальностью артиллерийского огня.

Таким образом, в городах, имеющих оба типа военных сооружений, происходит столкновение двух принципов градостроительного образования:

1) дороги оборонительные сооружения застройка в зависимости сначала от существующих дорог и городской планировки, потом от протяженности крепостной стены, а после утраты значения оборонительных сооружений - застройка от остроконечного профиля бастионов;

2) оборонительные сооружения — дорога — застройка от «ядра», фортов и новой дороги.

К 1890-м годам с появлением фугасных бомб фортовый пояс XIX-XX веков теряет актуальность. Из-за ликвидации фортов в XX веке сохранить особенности планировочной структуры оборонительных сооружений удалось лишь немногим городам: бельгийским: Антверпен, Намюр; немецким: в земле Эльзас-Лотарингия (сегодня территория Франции) - Мец, Тьонвиль, Страсбург; в Западной Германии - Кельн, Кобленц; в Восточной Пруссии - Кенигсберг; в Пруссии (сегодня территория Польши) - Торунь, Познань;

французским: Верден, Туль, Эпиналь, Бельфорт, Париж, Безансон, Мобёж, Реймс;

российским: в Прибалтике - Динабург (Даугавпилс), Выборг, Кронштадт, Новогеоргиевск, Ивангород; в Западных губерниях - Варшава, Гродно, Ковно, Осовец; в Болгарии - Плевен; на Дальнем Востоке - Порт-Артур (Далянь), Владивосток, остров Русский.

Рис. 2. Пример планировки городов у фортового пояса

Тип1 Тип 2

* ¿О

Рис.3. Соединение фортовых поясов. Принципиальная схема

Сегодня часть фортов выполняет функции музея, склада, спортивного комплекса, однако градостроительный потенциал сооружений, за редкими исключениями, все еще не раскрыт.

Для выявления градостроительного потенциала фортовых поясов второй половины XIX века необходимо проанализировать особенности их расположения и с помощью сравнительного анализа выявить влияние на планировочную структуру современных городов. Это позволит, в свою очередь, предложить новые варианты градостроительных решений, а не только придать иные функции фортификационным сооружениям, доказав их пространственную и эстетическую универсальность. В результате фортификационные кольца смогут подчеркнуть уникальность города, стать периферийными центрами единой кольцевой линейной структуры.

На основе сравнительного анализа планировки городов с фортами второй половины XIX века было выявлено три типа организации пространства у фортовых поясов:

У фортового пояса проходит кольцевая железная дорога (например, Бухарест, Кёльн и др.). Такой тип, как правило, строго ограничен железной дорогой со стороны города и со временем приобретает автомобильную дорогу, дублирующую железнодорожные пути. На подобных прифортовых территориях распространено образование зеленого пояса (рис. 3) как способа экологизации зоны с высокой плотностью дорожных сетей.

У фортового пояса проходит кольцевая автомобильная дорога (например, Ингольштадт). Это способствует развитию пригородных территорий и уникальной трассировки дорог возле каждого форта (рис. 3). В то же время формируется естественная граница застройки городской среды;

В городе есть крепостная стена бастионного типа и фортовый пояс XIX века или два фортовых пояса: первый пояс XVIII века - у крепостных стен, второй пояс XIX века - в пригороде (например, Антверпен, рис. 3). Такому типу свойственно движение «из центра - в область», соединяющее бастионы и форты или форты двух оборонительных поясов.

С точки зрения градостроительства фортовый пояс - это:

• визуальная граница, сдерживающая рост города, или

• опорная система - драйвер развития периферии города;

• культурная доминанта городской периферийной зоны и

• многофункциональная в своем использовании структура;

• инструмент децентрализации города или

• система центров новых поселений.

Фортовый пояс второй половины XIX века отличается

гибкостью в своем использовании как пространственно, так и функционально. Таким образом, в зависимости от той или иной градостроительной политики фортовый пояс может удовлетворить любые потребности. А это, в свою очередь, доказывает не только актуальность

изучения влияния таких оборонительных структур на планировочную структуру города, но и актуальность их практического использования в градостроительстве.

Как крепостная стена имеет определенное влияние на планировку города, в первую очередь благодаря своей кольцеобразной форме, так и любая другая форма оборонительных сооружений привносит свои изменения в городскую ткань. Опережая момент разрастания города, можно предположить, что комплекс фортового пояса будет играть не меньшую роль при проектировании периферии города, чем оборонительные сооружения XV-XVIII веков в структуре центральной части города в настоящее время.

Библиография:

1. Буйницкий Н. Современное состояние долговременной и временной фортификации / Н. Буйницкий, Ф. Голенкин, В. Яковлев. - Санкт-Петербург: Тв-во худож. печати, 1913.

2. Величко К. Оборонительные средства крепостей против ускоренных атак / К. Величко. - Санкт-Петербург, 1892.

3. Глинка-Янчевский С. Основные положения долговременной фортификации крепости-лагеря / С. Глинка-Янчевский. -Санкт-Петербург: типография Э. Арнгольда, 1886.

4. Губинская К.Ю. Градостроительные традиции и особенности формирования историко-градостроительного генетического кода г. Выборга в XIII-XX столетиях: специальность 05.23.20: диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры / Ксения Юрьевна Губинская; С.-Петерб. гос. архитек-тур.-строит. ун-т. - Санкт-Петербург, 2018. - 129 с.

5. Еленевский Е.П. Планы городов Карелии XVII - первой половины XIX в. / Е.П. Еленевский, И.М. Миронов; Гос. музей Карел. АССР. -Петрозаводск: Госиздат Карельской АССР, 1960. - 32 с.: ил.

6. Кюи Ц. Краткий исторический очерк долговременной фортификации: с атласом из 40 листов чертежей / Ц. Кюи. - Санкт-Петербург, 1897.

7. Ласковский Ф. Курс долговременной фортификации / Ф. Ла-сковский, Н. Болдырев. - Москва, 1864.

8. Нефедов В.А. Архитектурно-ландшафтная реконструкция как средство оптимизации городской среды: специальность 18.00.04: диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры / Нефедов Валерий Анатольевич; С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Санкт-Петербург, 2005. - 329 с.: ил.

9. Теляковский А. Фортификация / А. Теляковский. - Санкт-Петербург: типография И.И. Глазунова, 1855.

10. Яковлев В.В. История крепостей / В.В. Яковлев. - Москва: ACT; Полигон, 2000. - 401 с. - (Военно-историческая библиотека). -ISBN 5-237-051766.

11. Schroeter, J. Technik des Befestigungswesens (Sonderabdruck der Kultur der «Gegenwart», IV, 12 / J. Schroeter. - Berlin, 1913.

О.А. Суслова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0020

O.A. Suslova

Принципы формирования рядовой исторической застройки в градостроительном ансамбле горы Митридат в городе Керчи

The principles of the formation of ordinary historical buildings in the town-planning ensemble of Mount Mithridat in the city of Kerch

Ключевые слова: рядовая историческая застройка, русское градостроительство, градостроительный ансамбль, архитектура Керчи.

Keywords: ordinary historical buildings, Russian town planning, town planning ensemble, Kerch architecture. Аннотация: Тема статьи связана с особенностями формирования рядовой исторической застройки города Керчи. Рассматривается ее роль в композиции, использование тех или иных архитектурных и градостроительных приемов, а также факторы, их обуславливающие.

Abstract: The article is devoted to the peculiarities of the formation of ordinary historical buildings in the city of Kerch. Its role in composition, the use of certain architectural and urban planning techniques, as well as the factors that determine it, are considered.

Принципы формирования рядовой исторической застройки русских городов были достаточно широко исследованы многими историками архитектуры и градостроительства. Их работы в основном относятся к области изучения образцового строительства, представленной трудами таких авторов, как С.С. Ожегов, Е.А. Белецкая и др. [2, 7]. Истории развития и композиционным особенностям градостроительного ансамбля Керчи также посвящен ряд исследований. Наиболее полно раскрывает данный вопрос в своих публикациях М.Б. Михайлова[5, 6] Но если первая тема не могла охватить всего разнообразия региональных вариаций, то вторая не уделяла достаточного внимания обывательским строениям, выделяя лишь уникальные объекты. Как исследователя, обратившегося к рядовым частным

зданиям, можно, пожалуй, упомянуть только И.И. Кро-ленко, детально изучившего застройку Керчи при разработке Исторического опорного плана центральной части города. Важно, что он отметил ценность и интерес кварталов на горе Митридат, не только определив в своем проекте данную территорию как охранную зону, но и назначив для нее режим комплексной регенерации [1].

Керчь, как и другие русские города, строилась по единому регулярному плану, который был разработан одесским архитектором Ф. Шалем в 1821 г. и затем исправлен уже керченским городовым архитектором А. Дигби в 1834 и 1837 годах. Первый проект, в отличие от всех последующих, практически не включал в градостроительный ансамбль гору Митридат. Дигби же спроектировал и учел в генеральном плане Большую Митридатскую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.