Научная статья на тему 'Формы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскной службы в целях обнаружения признаков коррупционного преступления'

Формы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскной службы в целях обнаружения признаков коррупционного преступления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / следователь / коррупционные преступления / operational search activity / investigator / corruption crimes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казимагомед Сефикурбанович Сефикурбанов, Абдулмагомед Ахмедович Абдулаев

Статья посвящена вопросам взаимодействия сотрудников оперативно-розыскных служб со следователем при проведении оперативных мероприятий, таких, как оперативные наблюдения, прослушивание, а также задержание подозреваемых или обыск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Казимагомед Сефикурбанович Сефикурбанов, Абдулмагомед Ахмедович Абдулаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of interaction of the investigator with the staff of the operational search service in order to detect signs of a corruption crime

The article is devoted to the issues of interaction between employees of operational search services and the investigator during operational activities, such as operational surveillance, eavesdropping, as well as detention of suspects or searches.

Текст научной работы на тему «Формы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскной службы в целях обнаружения признаков коррупционного преступления»

Закон и право. 2024. № 2. С. 289-293. Law and legislation. 2024;(2):289-293.

Научная статья УДК 343.123.1

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-289-293 EDN: https://elibrary.ru/CZHYGG

NIION: 1997-0063-2/24-121 MOSURED: 77/27-001-2024-2-321

Формы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскной службы в целях обнаружения признаков коррупционного преступления

Казимагомед Сефикурбанович Сефикурбанов1, Абдулмагомед Ахмедович Абдулаев2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия 1 2 crimprocces@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам взаимодействия сотрудников оперативно-розыскных служб со следователем при проведении оперативных мероприятий, таких, как оперативные наблюдения, прослушивание, а также задержание подозреваемых или обыск.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, следователь, коррупционные преступления.

Для цитирования: Сефикурбанов К.С., Абдулаев А.А. Формы взаимодействия следователя с сотрудниками оперативно-розыскной службы в целях обнаружения признаков коррупционного преступления // Закон и право. 2024. № 2. С. 289—293. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-289-293 ЕБЫ: Ы^:// elibrary.ru/CZHYGG

Original article

Forms of interaction of the investigator with the staff of the operational search service in order to detect signs

of a corruption crime

Kazimagomed S. Sefikurbanov1, Abdulmagomed A. Abdulaev2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia 1 2 crimprocces@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the issues of interaction between employees of operational search services and the investigator during operational activities, such as operational surveillance, eavesdropping, as well as detention of suspects or searches.

Keywords: operational search activity, investigator, corruption crimes.

For citation: Sefikurbanov K.S., Abdulaev A.A. Forms of interaction of the investigator with the staff of the operational search service in order to detect signs of a corruption crime // Law and legislation. 2024;(2):289—293. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-289-293 EDN: https://elibrary.ru/CZHYGG

Расследование в своей основе представляет собой деятельность по поиску сведений о фактических данных и получению доказательств. Этот процесс детерминируется как характером преступления, его криминалистическим механизмом, так и прямым противодействием следователю и иными факторами.

© Сефикурбанов К.С., Абдулаев А.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024

Для получения информации на начальном этапе расследования имеет значение характер следственной ситуации, и, прежде всего, совершено ли преступление в условиях очевидности (в присутствии свидетелей), в отсутствие свидетелей или тайно. В двух последних случаях получение полной информации только путем производства следственных действий затруднительно, а иногда и просто невозможно. Для следователя в таких случаях важна и необходима ориен-

тирующая информация об источниках фактических данных и самих этих данных. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные действия [1, с. 199-237].

Орган полиции использует в работе по установлению подозреваемого, по выявлению источников фактических данных и самих фактических данных различные гласные и негласные средства. Перечень этих действий дан в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»: обследование помещений, установление личности, прослушивание телефонных переговоров и др. В распоряжении оперативных работников находятся различные справочно-информационные учеты: лиц, ранее судимых, без вести пропавших, неопознанных трупов, похищенных вещей и др. С использованием названных и других средств органы, занимающиеся оперативно-розыскной деятельностью, могут осуществлять розыскные мероприятия, задерживать вооруженных преступников, выявлять и пресекать готовящиеся преступления. В расследовании путем оперативно-розыскных мероприятий выявляется лицо, совершившее преступление, свидетели, местонахождение похищенного имущества и иных предметов, другие источники фактических данных.

Доказательства получают путем производства следственных действий. Оперативно-розыскные действия (ОРД) обеспечивают этот процесс, делают его более целенаправленным и результативным. Сочетание близких по содержанию, но различных по возможности поиска средств получения информации повышает возможности расследования, делает его более эффективным. Таким образом, сотрудничество следователя с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, объективно необходимо.

Взаимодействие — это согласованное использование процессуальных и не процессуальных средств для повышения эффективности их применения [1, с. 77—90].

Взаимодействие практически обязательно:

1) когда данные о преступлении получены в ходе оперативно-розыскной деятельности;

2) не выявлено лицо, подозреваемое в совершении преступления;

3) проводится розыск скрывшегося подозреваемого, обвиняемого;

4) при попытке обвиняемого противодействовать ходу расследования.

Вся согласованная деятельность следователя с органом дознания (под ним в данном случае понимаются в основном органы внутренних дел) называется сотрудничеством. Сотрудничество предполагает координацию, взаимодействие и содействие. Содействие в производстве следственных действий предусматривает участие работников органа дознания в следственных действиях, их обеспечение: материально-техническое, научно-техническое, кадровое и проч.; охрану места следственного действия, охрану (конвой) участников; предоставление транспорта, подбор участников и другие действия, носящие обеспечивающий, вспомогательный характер. Нередко все такое сотрудничество называют взаимодействием. Координация — согласование направления самостоятельных действий.

Под взаимодействием понимается согласованная по месту, времени, участникам и тактике осуществления деятельность следователя, оперативных и иных служб органа дознания в расследовании.

Взаимодействие — согласованное сочетание следственных и оперативно-розыскных действий. Взаимодействие предусматривает использование различных средств — процессуальных и не процессуальных — для достижения целей расследования. Необходимость во взаимодействии возникает тогда, когда путем производства только следственных действий сложно установить обстоятельства расследуемого уголовного дела.

Согласованность в действиях следователей и оперативных работников предполагает уяснение ими целей расследования, отдельного следственного действия или их сочетания. Общая цель, как правило, — установление определенных обстоятельств (например, причастности конкретного лица к совершению преступления). На основе общей цели формируется и общий тактический замысел: способы достижения целей, способы осуществления действий. Определяется организация совместных или согласованных различных действий: полномочия участников, пределы действий каждого, связи и др. [1, с. 44—48].

Объем и содержание взаимодействия зависят от целей и организационно-правовых форм согласованной деятельности следователя и органа дознания.

Взаимодействие позволяет организованно использовать средства и силы в расследовании, как процессуальные, так и не процессуальные, согласованно сочетать их со следственными действиями, всесторонне и полно исследуя различ-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

ные обстоятельства, преодолевая противодействие заинтересованных лиц.

Правовой основой взаимодействия служат нормы уголовно-процессуального закона: статьи 38, 157, 163 и 210 УПК РФ. Согласно закону взаимодействие возможно и до возбуждения уголовного дела, в процессе предварительной проверки. Названные нормы процессуального закона о деятельности органов дознания в расследовании содержат основные вопросы согласованной работы следователя и сотрудников этих органов. Дополняют и конкретизируют их Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственные нормативные акты: приказы и инструкции МВД России, Председателя Следственного комитета РФ и Генерального прокурора РФ.

Особенность взаимодействия заключается в том, что работники органа дознания могут участвовать в следственных действиях, производить их самостоятельно по поручению следователя. Следователь же не вправе осуществлять оперативно-розыскные действия или участвовать в них. Он может участвовать только в розыскных действиях гласного характера (засада, патрулирование и др.) в случае крайней необходимости.

Взаимодействие следователя с органом дознания строится на основе принципов законности, руководящей роли следователя, разделения функций следователя и оперативных работников, согласованности, соответствия научно-практическим рекомендациям.

Принцип законности означает, что главные вопросы взаимодействия основаны на процессуальном законе: орган дознания вправе (при отсутствии следователя) возбудить дело и произвести неотложные следственные действия (осмотры, обыски, допросы и др.). После вступления в расследование следователя орган дознания обязан осуществлять мероприятия по установлению лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах, а также выполнять по его поручению розыскные и следственные действия.

Руководящая роль следователя в расследовании вытекает из требований процессуального закона о его самостоятельности и персональной ответственности за ход и результаты предварительного следствия. Организация расследования, в том числе и взаимодействия, — обязанность следователя. Доказывание по уголовному делу с целью установления истины осуществляет следователь. Остальные подвиды деятельности в расследовании, включая и оперативно-ро-

зыскную, подчинены доказыванию. Вследствие этого следователь является руководителем расследования.

Следователь ставит перед органом полиции вопросы, которые необходимо выяснить путем оперативно-розыскных действий. Выбор этих действий, равно как организация и тактика их производства, органом дознания осуществляется самостоятельно. Лишь розыскные действия гласного характера могут быть конкретизированы следователем.

Согласованность действий базируется на процессуальном подчинении оперативных работников следователю в отдельном конкретном расследовании, на соблюдении каждым участником взаимодействия дисциплины и на возможности и необходимости своевременного обмена информацией. Орган дознания обязан предоставлять следователю всю собираемую в ходе оперативно-розыскной деятельности информацию. Вопрос о ее относимости должен решать следователь.

Соответствие взаимодействия научно-практическим рекомендациям означает использование передовых, оптимальных в данном случае способов и методов совместной деятельности, положений методики расследования данного вида преступлений; учет характера следственной ситуации; неразглашение сведений, полученных оперативным путем, и др.

Условиями оптимального взаимодействия являются не только названные принципы и их фактическая реализация, но и:

■ активность взаимодействия до полного раскрытия преступления;

■ активное использование каждым участником всех имеющихся возможностей для достижения целей расследования;

■ персональная ответственность каждого за свои действия и за выполнение поручений, указаний и требований следователя.

Сложность расследования обусловливает характер и объем взаимодействия следователя с органом дознания. В большинстве случаев взаимодействие носит непостоянный характер, касается лишь основных, узловых вопросов расследования: выявление источников фактических данных, главным образом свидетелей; выявление подозреваемого, проверка его причастности к совершению преступления, его изобличение. Поэтому следователь и орган дознания организационно работают отдельно, согласованно решая возникающие в ходе расследования вопросы. Конкретные задачи ставятся:

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 02-2024

а) в поручениях следователя органу дознания;

б) в ходе участия работников органов дознания в следственных и организационно-подготовительных действиях;

в) при планировании реализации результатов оперативно-розыскных действий в доказывании.

Поручения следователя органу дознания — наиболее распространенная процессуальная форма взаимодействия. Следователь дает письменное поручение начальнику органа дознания, который направляет его для исполнения сотруднику органа. В поручении указывается, по какому уголовному делу, какие обстоятельства нужно установить или какие вопросы выяснить, иногда оговаривается срок исполнения. Давая задание, следователь должен исходить из научно-практических рекомендаций по расследованию данного вида преступлений и реальных возможностей органа дознания. Задание должно быть конкретным.

В случае поручения производства следственного действия указывается, какое действие, где и когда надлежит исполнить; при необходимости дается общая характеристика тактики предстоящего следственного действия. Следователь не должен поручать оперативным работникам выполнение тех следственных действий, которые составляют основное содержание расследования: осмотры мест происшествий, допросы подозреваемого и др. Такие действия он обязан производить лично.

Поручения следователя должны быть своевременными. По одному делу он может давать несколько поручений, в том числе и по разным вопросам.

Зачастую следователь дает письменное поручение органу дознания после того, как первоначальные действия не привели к установлению подозреваемого. Однако поручения должны даваться по мере возникновения в них необходимости.

Вторая распространенная форма взаимодействия следователя с органом дознания — участие сотрудников органа дознания в следственных и организационно-подготовительных (организационно-технических) действиях. Оно весьма разнообразно: совместный выезд на место происшествия в составе следственно-оперативной группы; участие оперативного работника в осмотре места происшествия, в обыске и других следственных действиях; совместное обсуждений доказательственной и иной информации по делу, построение следственных версий и плани-

рование расследования; возбуждение уголовного дела и планирование расследования на основе оперативно-розыскных данных; участие в производстве тактических операций и проч.

Участие в следственных действиях бывает полным и фрагментарным. Во втором случае оперативный работник обычно участвует в части следственного действия (чаще — осмотра места происшествия), получает необходимую информацию, поручение следователя.

План расследования составляет следователь. Участие оперативных работников в этом сложном процессе способствует всесторонности и полноте расследования. При большом объеме оперативно-розыскной работы составляется отдельный план ее осуществления. Однако в любом случае этот план должен быть согласован с планом расследования по делу.

Обсуждение информации по делу, конкретизация и определение целей расследования могут носить формы деловых совещаний следователя и оперативных работников органов дознания. Такие совещания чаще всего проводятся на первоначальном этапе расследования, а в дальнейшем — в зависимости от сложности расследования — по мере необходимости.

Организация первоначального этапа расследования имеет свою специфику. В расследовании некоторых преступлений тактические операции этого этапа планируются заранее, определяется участие оперативных работников, дежурных частей органов внутренних дел, следователей. В иных видах тактических операций участие названных органов планируется следователем.

Результаты оперативно-розыскных мероприятий при определенных условиях могут использоваться в доказывании. Процесс этот имеет свою специфику. Следователь совместно с оперативным работником должен планировать формы и содержание реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании. Это обусловлено необходимостью не только конспирации оперативно-розыскной деятельности, но и оптимизации расследования, ибо тактика сочетания следственных и оперативно-розыскных действий — важнейший элемент взаимодействия.

В расследовании могут складываться сложные следственные ситуации, когда требуется производство многочисленных следственных действий в короткий отрезок времени, т.е. практически параллельно. Объем следственной и оперативно-розыскной работы бывает очень ве-

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

лик. В таких условиях поручения и указания следователя органу дознания могут носить систематический характер, а само взаимодействие протекать в условиях постоянного делового контакта. Возникает объективная необходимость производства определенной части или всего расследования организационно, а в известной степени и процессуально, единой группой, состоящей из следователя (нескольких следователей) и оперативных работников.

В соответствии с уголовно-процессуальным законом создается следственная группа. Один из следователей назначается ее руководителем. Процесс образования следственно-оперативной группы процессуальным законом подробно не регламентирован, однако ведомственными нормативными актами он предусмотрен. Теория криминалистики и практика давно пошли по пути создания именно следственно-оперативных групп, т.е. групп следователей (одного следователя), оперативных работников. Следственно-оперативная группа создается постановлением руководителя следственного органа, она является временным процессуальным формированием. В группу входят один или несколько следователей (малые, средние, большие и супергруппы — до ста и более следователей), в том числе из разных ведомств, оперативные работники, участковые инспекторы и иные сотрудники органов дознания.

Созданная таким путем следственно-оперативная группа отличается от одноименного временного организационного формирования, создаваемого на период дежурств и осуществления неотложных следственных и иных действии, хотя организационная структура той и другой во многом совпадают.

В следственно-оперативной группе обязательно процессуальное подчинение всех участников ее руководителю. Все они работают под

его руководством. Поручения и указания руководителя даются, как правило, в устной форме, в условиях постоянного делового сотрудничества. Оперативные работники имеют своего старшего, сохраняют самостоятельность в части использования форм и методов осуществления оперативно-розыскных действий.

В малых группах (до четырех — пяти следователей) существует жесткая централизация: все основные процессуальные и организационные решения принимает руководитель группы. Он же производит основные процессуальные действия: допросы подозреваемых, обвиняемых и др. Распределение обязанностей между следователями может быть различным: по обвиняемым, по эпизодам преступной деятельности, по видам следственных действий (допросы, назначение экспертиз и др.).

Общая задача группы ставится в постановлении о ее создании и конкретизируется на совещании сразу же после ее образования. В больших группах создается штаб, который учитывает, анализирует всю информацию и передает членам группы. Оперативные работники в таких группах обычно закрепляются за следователями и работают по их поручениям.

Список источников

1. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: Науч.-метод. пособие / Под ред. А.И. Дворкина. М., 2006. С. 199—237.

References

1. The investigator's desk book. Tactical techniques for conducting an inspection of the scene and interrogations in the investigation of crimes of various categories: Scientific method. stipend / Edited by A.I. Dvorkin. M., 2006. Pp. 199—237.

Информация об авторах

Сефикурбанов К. С. — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Абдулаев А.А. — магистрант 3-го года обучения

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 10.11.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the authors

Sefikurbanov K.S. — candidate of legal sciences, associate professor of the department of criminal procedure and criminalistics

Abdulaev A.A. — 3rd year master's student

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 10.11.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.