Научная статья на тему 'Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы'

Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
870
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетний / следователь / инспектор / следственно-оперативная группа / расследование уголовного дела / minor / investigator / inspector / investigative task force / investigation of a criminal case

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николюк Вячеслав Владимирович, Гусев Владимир Александрович

Актуальность исследования заключается в том, что сама постановка в таком плане вопроса, суть которого авторы статьи попытались передать уже в ее названии, заведомо придает его рассмотрению дискуссионность. Следственно-оперативная группа является классической формой взаимодействия следователя и полиции при расследовании уголовных дел в целом и при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетним или в отношении несовершеннолетнего, в частности. Принимая во внимание специфичность деятельности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, компетенцию, знания, умения и навыки, необходимость его участия в процессе раскрытия и расследования преступлений указанной категории не вызывает сомнений. Вместе с тем, поскольку инспектор по делам несовершеннолетних не является должностным лицом, уполномоченным осуществлять следственные действия и (или) проводить оперативно-розыскные мероприятия, необходимы веские причины (при первом восприятии они не так уж и очевидны) для его включения в состав следственно-оперативной группы. Постановка проблемы: учитывая актуальность и объективную необходимость участия инспектора по делам несовершеннолетних в следственно-оперативной группе, созданной, например, для раскрытия и расследования резонансных, серийных преступлений, совершенных в отношении малолетних, возникает целый ряд вопросов, решение которых представляет научный и практический интерес. В частности, какие обязанности возлагаются на инспектора по делам несовершеннолетних как на члена следственно-оперативной группы; целесообразно и законно ли делегирование инспектору по делам несовершеннолетних полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий, производству конкретных следственных, иных процессуальных действий, т. е. поручение предпринять уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные действия; какие особенности имеет участие инспектора по делам несовершеннолетних в межведомственных следственно-оперативных группах. Цель исследования: изучить предпосылки и правовую основу участия инспектора по делам несовершеннолетних в следственно-оперативной группе, определить процессуальный статус инспектора по делам несовершеннолетних как участника следственно-оперативной группы, его полномочия и формы участия в расследовании преступления. Методы исследования: общенаучные (логический, исторический, системный, а также анализ и синтез), частнонаучные (структурно-функциональный, сравнительно-правовой, метод толкования). Результаты и ключевые выводы: взаимный обмен информацией между инспектором по делам несовершеннолетних и следователем повышает эффективность расследования уголовных дел, а также способствует своевременному предупреждению противоправной деятельности с участием несовершеннолетних. Взаимодействие следователя с инспекторами по делам несовершеннолетних при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних в рамках следственно-оперативной группы осуществляется в различных формах и на протяжении длительного периода времени предусмотрено ведомственными и межведомственными нормативными актами, а также согласуется с уголовно-процессуальным законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николюк Вячеслав Владимирович, Гусев Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Involvement of the Inspector for Juvenile Affairs of Internal Affairs Bodies to Participate in the Work of the Investigative Task Force

The relevance of the study lies in the fact that the very formulation of the question in such a plan, the essence of which the authors of the article tried to convey already in its title, obviously gives its consideration a debatable nature. The investigative task force is a classic form of interaction between the investigator and the police in the investigation of criminal cases in general and in the investigation of crimes committed by a minor or against a minor, in particular. Taking into account the specificity of the activities of the inspector of the juvenile affairs unit of the internal affairs bodies, competence, knowledge, skills and abilities, the need for his participation in the process of disclosure and investigation of crimes of this category is beyond doubt. At the same time, since the inspector of juvenile affairs is not an official authorized to carry out investigative actions and (or) conduct operational search activities, good reasons are needed (at first perception they are not so obvious) for his inclusion in the investigative task force. Problem statement: given the urgency and objective need for the participation of the inspector of juvenile affairs in the investigative task force, created, for example, for the disclosure and investigation of resonant, serial crimes committed against minors, a number of issues arise, the solution of which is of scientific and practical interest. In particular, what duties are assigned to the inspector of juvenile affairs as a member of the investigative task force; is it expedient and lawful to delegate to the inspector of juvenile affairs the authority to conduct operational investigative measures, the production of specific investigative and other procedural actions, i.e. the instruction to take criminal procedural and operational investigative actions; what features does the participation of the inspector of juvenile affairs in interdepartmental investigative and operational groups. The purpose of the study: to study the prerequisites and legal basis for the participation of the inspector of juvenile affairs in the investigative task force, to determine the procedural status of the inspector of juvenile affairs as a member of the investigative task force, his powers and forms of participation in the investigation of a crime. Research methods: general scientific (logical, historical, systemic, as well as analysis and synthesis), private scientific (structural-functional, comparative-legal, method of interpretation). Results and key conclusions: the mutual exchange of information between the juvenile affairs inspector and the investigator increases the effectiveness of the investigation of criminal cases, and also contributes to the timely prevention of illegal activities involving minors. The interaction of the investigator with juvenile inspectors in criminal proceedings involving minors within the investigative task force is carried out in various forms and for a long period of time is provided for by departmental and interdepartmental regulations, and is also consistent with criminal procedure legislation.

Текст научной работы на тему «Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы»

Николюк Вячеслав Владимирович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра № 5, Всероссийский научно-исследовательский институт

МВД России,

Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1 E-mail: nvv .ru

Гусев Владимир Александрович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел

Российской Федерации, заместитель начальника (по научной работе), Омская академия МВД России, Российская Федерация, 644092, г. Омск,

пр. Комарова, д. 7 E-mail: GusevVA@mail.ru

Научная специальность: 5.1.4. Уголовно-правовые науки

УДК 343.1

DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-93-100

Дата поступления: 16 ноября 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.

Vyacheslav Vladimirovich Nikolyuk,

Doctor of Law, Professor, Honored Scientist

of the Russian Federation,

Chief Researcher of the Research Center № 5,

All-Russian Research Institute of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Russian Federation, 121069, Moscow,

Povarskaya st., 25, building 1

E-mail: nvv 56@mail .ru

Vladimir Aleksandrovich Gusev,

Doctor of Law, Professor, Honored Employee

of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation,

Deputy Head (for Scientific Work),

Omsk Academy of the Ministry

of Internal Affairs of Russia,

Russian Federation, 644092,

Omsk, Komarova Av., 7

E-mail: GusevVA@mail.ru

Scientific Specialty: 5.1.4. Criminal Law Sciences

Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы

Involvement of the Inspector for Juvenile Affairs of Internal Affairs Bodies to Participate in the Work of the Investigative Task Force

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что сама постановка в таком плане вопроса, суть которого авторы статьи попытались передать уже в ее названии, заведомо придает его рассмотрению дискуссионность. Следственно-оперативная группа является классической формой взаимодействия следователя и полиции при расследовании уголовных дел в целом и при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетним или в отношении несовершеннолетнего, в частности. Принимая во внимание специфичность деятельности инспек-

Abstract

The relevance of the study lies in the fact that the very formulation of the question in such a plan, the essence of which the authors of the article tried to convey already in its title, obviously gives its consideration a debatable nature. The investigative task force is a classic form of interaction between the investigator and the police in the investigation of criminal cases in general and in the investigation of crimes committed by a minor or against a minor, in particular. Taking into account the specificity of the activities of the inspector

94

тора подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, компетенцию, знания, умения и навыки, необходимость его участия в процессе раскрытия и расследования преступлений указанной категории не вызывает сомнений. Вместе с тем, поскольку инспектор по делам несовершеннолетних не является должностным лицом, уполномоченным осуществлять следственные действия и (или) проводить оперативно-розыскные мероприятия, необходимы веские причины (при первом восприятии они не так уж и очевидны) для его включения в состав следственно-оперативной группы.

Постановка проблемы: учитывая актуальность и объективную необходимость участия инспектора по делам несовершеннолетних в следственно-оперативной группе, созданной, например, для раскрытия и расследования резонансных, серийных преступлений, совершенных в отношении малолетних, возникает целый ряд вопросов, решение которых представляет научный и практический интерес. В частности, какие обязанности возлагаются на инспектора по делам несовершеннолетних как на члена следственно-оперативной группы; целесообразно и законно ли делегирование инспектору по делам несовершеннолетних полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий, производству конкретных следственных, иных процессуальных действий, т. е. поручение предпринять уголовно-процессуальные и оперативно-розыскные действия; какие особенности имеет участие инспектора по делам несовершеннолетних в межведомственных следственно-оперативных группах.

Цель исследования: изучить предпосылки и правовую основу участия инспектора по делам несовершеннолетних в следственно-оперативной группе, определить процессуальный статус инспектора по делам несовершеннолетних как участника следственно-оперативной группы, его полномочия и формы участия в расследовании преступления.

Методы исследования: общенаучные (логический, исторический, системный, а также анализ и синтез), частнонаучные (структурно-функциональный, сравнительно-правовой, метод толкования).

Результаты и ключевые выводы: взаимный обмен информацией между инспектором по делам несовершеннолетних и следователем повышает эффективность расследования уголовных дел, а также способствует своевременному предупреждению противоправной деятельности с участием несовершеннолетних. Взаимодействие следователя с инспекторами по делам несовершеннолетних при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних в рамках следственно-оперативной группы осуществляется в различных формах и на протяжении длительного периода времени предусмотрено

of the juvenile affairs unit of the internal affairs bodies, competence, knowledge, skills and abilities, the need for his participation in the process of disclosure and investigation of crimes of this category is beyond doubt. At the same time, since the inspector of juvenile affairs is not an official authorized to carry out investigative actions and (or) conduct operational search activities, good reasons are needed (at first perception they are not so obvious) for his inclusion in the investigative task force.

Problem statement: given the urgency and objective need for the participation of the inspector of juvenile affairs in the investigative task force, created, for example, for the disclosure and investigation of resonant, serial crimes committed against minors, a number of issues arise, the solution of which is of scientific and practical interest. In particular, what duties are assigned to the inspector of juvenile affairs as a member of the investigative task force; is it expedient and lawful to delegate to the inspector of juvenile affairs the authority to conduct operational investigative measures, the production of specific investigative and other procedural actions, i.e. the instruction to take criminal procedural and operational investigative actions; what features does the participation of the inspector of juvenile affairs in interdepartmental investigative and operational groups.

The purpose of the study: to study the prerequisites and legal basis for the participation of the inspector of juvenile affairs in the investigative task force, to determine the procedural status of the inspector of juvenile affairs as a member of the investigative task force, his powers and forms of participation in the investigation of a crime.

Research methods: general scientific (logical, historical, systemic, as well as analysis and synthesis), private scientific (structural-functional, comparative-legal, method of interpretation).

Results and key conclusions: the mutual exchange of information between the juvenile affairs inspector and the investigator increases the effectiveness of the investigation of criminal cases, and also contributes to the timely prevention of illegal activities involving minors. The interaction of the investigator with juvenile inspectors in criminal proceedings involving minors within the investigative task force is carried out in various forms and for a long period of time is provided for by departmental and interdepartmental regulations, and is also consistent with criminal procedure legislation.

ведомственными и межведомственными нормативными актами, а также согласуется с уголовно-процессуальным законодательством.

Ключевые слова: несовершеннолетний; сле- Keywords: minor; investigator; inspector; investi-дователь; инспектор; следственно-оператив- gative task force; investigation of a criminal case. ная группа; расследование уголовного дела.

Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ1 (ст. 20 и 21) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее — ОВД) отнесены к субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На подразделения по делам несовершеннолетних ОВД законом возложена обязанность осуществления индивидуальной профилактической работы в отношении более десяти проблемных категорий несовершеннолетних (ст. 5). Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД располагают огромным массивом криминологической и иной юридически значимой информации, способны объективно оказывать содействие органам предварительного расследования в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних. Это и предопределяет необходимость взаимодействия следователей и подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, реализующих соответственно функции расследования преступлений и профилактики правонарушений несовершеннолетних. Действуя присущими им способами, органы предварительного расследования и подразделения по делам несовершеннолетних ОВД вырабатывают и совершенствуют формы согласованной, а порой и совместной деятельности по уголовным делам с участием несовершеннолетних.

В направленных Министерством внутренних дел (далее — МВД) СССР более сорока лет назад в практические органы «Методических рекомендациях об организации взаимодействия следователей органов внутренних дел с должностными лицами инспекций по делам несовершеннолетних в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними» уже в первом абзаце обращено внимание на необходимость и значимость указанного взаимодействия, обусловленного общностью стоящих перед ними задач. «Цель

1 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

этого взаимодеиствия, — отмечалось в данном документе МВД СССР, — в объединении усилий, направленных на полное выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетними, принятие эффективных мер к их устранению». Такой же подход реализован в «Методических рекомендациях об организации взаимодействия следователей, работников уголовного розыска и инспекций по делам несовершеннолетних в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними», адресованных следователям, работникам уголовного розыска и инспекций по делам несовершеннолетних Указанием МВД СССР № 1/4876 от 27 августа 1986 г.

Наставление о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов от 13 мая 2003 г., действовавшее более 10 лет, и сменившая его Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 2013 г. (далее — Инструкция № 845/2013 г.) также пронизаны идеей тесного и постоянного сотрудничества следователя с инспектором по делам несовершеннолетних (далее — инспектор ПДН) при возбуждении и расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних. При этом был снят запрет на исполнение поручения дознавателя, следователя о производстве отдельных следственных действий инспекторами ПДН в пределах их компетенции и в соответствии со ст. 38—41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Многолетняя практика расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних выработала различные формы взаимодействия следователя с инспектором ПДН. Отдельные из них нашли закрепление в нормативных актах МВД России (до этого — в нормативных актах МВД СССР). В данной статье наше внимание привлекла такая форма взаимодействия,

96

как включение сотрудника ПДН в состав следственно-оперативной группы (далее — СОГ).

В соответствии с ч. 1 ст. 163 УПК РФ производство предварительного следствия по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено следственной группе. При этом к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). Здесь необходимо акцентировать внимание на трех важных нюансах.

Во-первых, речь в УПК РФ идет исключительно о сотрудниках оперативных подразделений, к которым подразделения по делам несовершеннолетних ОВД не относятся.

Во-вторых, в УПК РФ применяется исключительно формулировка «следственная группа», которая создается на основании отдельного постановления, и в нем указываются «все следователи, которым поручено производство предварительного следствия», тогда как «должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность», могут быть «привлечены» к работе следственной группы, т. е. в состав такой группы они не включаются и в постановлении не указываются.

В-третьих, не во всех случаях уголовные дела с участием несовершеннолетних представляют повышенную сложность или связаны с большим объемом расследования, а потому формирование следственных групп по каждому такому делу не вызывается необходимостью.

Таким образом, можно сделать вывод, что следственная группа состоит только из следователей и к ее работе могут привлекаться исключительно оперативные сотрудники, в связи с чем включение в следственную группу инспектора ПДН формально не основано на предписаниях ст. 163 УПК РФ. Соответственно участие сотрудника ПДН как члена СОГ, созданной со ссылкой на ст. 163 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого также не отвечает требованиям уголовно-процессуального законодательства.

В связи с этим в ведомственных нормативных актах предпринимаются попытки компенсировать отсутствие законодательных норм, регулирующих участие различных служб и подразделений правоохранительных органов в расследовании преступлений.

Так, приказом МВД России от 29 апреля 2015 г. № 495дсп утверждена Инструкция по организации совместной деятельности подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел (далее — Инструкция № 495/2015). В п. 15 Инструкции № 495/2015 закреплено, что «при необходимо-

сти в целях разрешения вопросов организационного и материально-технического характера и наиболее эффективного функционирования следственной группы начальником ОВД издается приказ об обеспечении деятельности следственной группы». Представляется, что такая формулировка позволяет включить в такой приказ инспектора ПДН, который, например, по указанию следователя обеспечит участие несовершеннолетнего, его законного представителя, педагога или психолога в следственных действиях.

Необходимо отметить, что такой подход согласуется с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которым следователь уполномочен по расследуемому им уголовному делу давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ), производстве отдельных следственных действий, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Одной из форм содействия инспектором ПДН следователю в производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого может быть исполнение поручения следователя о доставлении его и законного представителя в место проведения допроса, а также присутствие при допросе в целях обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого. Это может оказаться целесообразным в случаях, когда в допросе не участвует законный представитель, педагог или психолог. Присутствие инспектора ПДН на допросе несовершеннолетнего подозреваемого фиксируется в протоколе следственного действия. В рамках такой формы содействия следователю инспектор ПДН не вправе задавать допрашиваемому вопросы и делать замечания на протокол допроса [5, с. 9—10].

Инструкция № 495/2015 предлагает также такую форму совместной деятельности при расследовании уголовных дел, как создание дежурных и специализированных СОГ (п. 7). Учитывая проблематику статьи, научный и особый интерес для нас представляют специализированные СОГ, которые создаются «для раскрытия отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, серийных преступлений, преступлений прошлых лет и иных преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены, а также для производства расследования и оперативного сопровождения конкретного уголовного дела».

Создание и деятельность СОГ, что подтверждается правоприменительной практикой, представляет собой эффективную форму взаимодействия следователей и оперативных сотрудников, особенно на начальном этапе

досудебного производства. При этом важным фактором эффективности деятельности СОГ является: создание условий для взаимопонимания, взаимной помощи и взаимной выручки между ее участниками; концентрация усилий группы на решающем участке расследования [9, с. 70-79].

Специализированная СОГ создается приказом начальника ОВД, при этом «ее состав определяется в каждом конкретном случае обстоятельствами, характером и особенностями совершенного преступления» и может включать в себя не только сотрудников оперативных, но и «иных подразделений полиции» (п. 11 Инструкции № 495/2015).

Создание и деятельность СОГ рассматривает в качестве одной из основных форм взаимодействия следователя с ОВД при расследовании преступлений против семьи и несовершеннолетних С. А. Куемжиева [6, с. 218]. Автор отмечает, что СОГ представляет собой форму постоянного сотрудничества следователей, оперативных работников, специалистов. При этом остается неясным, о каких специалистах идет речь. Очевидно, что смысл включения в состав СОГ оперативного сотрудника заключается в том, чтобы обеспечить своевременное проведение им ОРМ по уголовному делу. Инспектор ПДН не уполномочен проводить ОРМ, однако способен в кратчайшие сроки выявить местонахождение несовершеннолетнего и его родителей (опекунов), обеспечить их доставление к следователю. В связи с этим, основываясь на толковании положений указанной Инструкции и придерживаясь линии на максимально возможное комплексное применение всех сил и средств в борьбе с преступностью, считаем, что инспектор ПДН может быть включен приказом начальника ОВД в состав СОГ.

Примечательно, что в совместном Указании Генпрокуратуры России от 28 июня 2002 г. № 37/21 и МВД России от 3 июня 2002 г. № 1/4025 «О мерах по предупреждению повторной и групповой преступности несовершеннолетних» предписывается для раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, вызвавших большой общественный резонанс, создавать следственно-оперативные группы (п. 1.4), и при этом уже в следующем пункте (1.5) предлагается исключить факты возложения на инспекторов ПДН обязанностей, не связанных с их основной деятельностью. Полагаем, что эти и ряд других предписаний данного Указания в своей совокупности также позволяют сделать вывод о возможном включении инспекторов ПДН в состав соответствующих СОГ.

Безусловно, следователь и инспектор ПДН не образуют следственно-оперативную группу,

поскольку ни следователь, ни инспектор ПДН не являются субъектами оперативно-розыскной деятельности. Поэтому легитимация на региональном уровне локальными нормативными актами такой организационной формы взаимодействия, как СОГ, в составе которой орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, не представлен, а в нее включен инспектор ПДН, не уполномоченный на ведение такой деятельности [2, с. 31-32], не коррелирует с уголовно-процессуальным законодательством, ведомственными и нормативными правовыми актами. Тем более что все вышеуказанные и иные ведомственные, межведомственные акты безальтернативно предписывают включать в состав СОГ сотрудников оперативных подразделений, тогда как сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних могут быть включены по усмотрению руководителя ОВД, по приказу которого создается СОГ.

В связи с анализом правовых аспектов участия инспектора ПДН в СОГ нельзя не обратиться к опыту МВД Республики Беларусь, которое провело эксперимент по учреждению участкового уполномоченного милиции, наделенного одновременно компетенцией участкового инспектора милиции, участкового инспектора инспекции по делам несовершеннолетних и оперуполномоченного уголовного розыска. Треть участников данного эксперимента при анкетировании указали, что в их служебной деятельности возникало много сложностей, связанных с участием в СОГ [10, с. 63-68].

Необходимо четко разграничивать понятия «следственная группа» и «следственно-оперативная группа», не допуская их отождествления. Мы солидарны с учеными, которые полагают, что анализ ст. 163 УПК РФ не дает оснований говорить о СОГ как о некой процессуальной форме существования следственной группы, и даже сам факт привлечения к ее деятельности оперативных сотрудников никоим образом не влияет на высказанное положение [8, с. 116-117].

В то же время Б. Т. Безлепкин, комментируя п. 2 ст. 163 УПК РФ, ошибочно, на наш взгляд, отмечает, что в случае привлечения оперативного сотрудника к работе следственной группы такую группу принято называть следственно-оперативной [1]. Следует согласиться с В. Г. Кучкиной, которая, проведя сравнительный анализ следственной и следственно-оперативной групп, показала их существенное различие по целому ряду признаков: по правовым основаниям и порядку создания, по их составу и срокам действия, по функциональному назначению [7, с. 2-5].

Как справедливо отмечает В. О. Захарова, следственную группу нельзя отождествлять

98

с такой непроцессуальной формой взаимодействия, как следственно-оперативная группа: если создание следственных групп направлено на установление организационных связей между лицами, выполняющими общий для них вид деятельности, то образование СОГ — это организационная форма взаимодействия должностных лиц, выполняющих разные виды правоохранительной деятельности и объединенных для достижения общей для них цели в процессе раскрытия и расследования преступлений [4, с. 3—7].

Некоторые ученые высказывают мнение, что Инструкция № 845/2013 запретила включать инспектора ПДН в состав СОГ, полагая, что данное обстоятельство негативно сказывается на раскрытии по горячим следам преступлений, где есть информация о возможном участии в преступлении несовершеннолетнего [3, с. 168].

Необходимо отметить, что указанный выше приказ (п. 5) запрещает привлечение инспекторов ПДН «для дежурств в СОГ немедленного реагирования», то есть в дежурных (!) СОГ, прежде всего из соображений не допустить выполнение ими обязанностей, не связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Такой подход рационален и оправдан.

Во-первых, после суточного дежурства инспектор ПДН вправе отдыхать следующие сутки и фактически в течение двух суток он не будет выполнять свои прямые должностные обязанности.

Во-вторых, указанный приказ не запрещает привлекать инспекторов ПДН к участию в специализированных СОГ, сформированных для раскрытия особо тяжких резонансных преступлений, совершенных несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.

Расследование уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, отнесено к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК РФ) (п. «г» ч. 2 ст. 151 УПК РФ). В связи с этим создаваемые специализированные СОГ для раскрытия указанных особо тяжких резонансных преступлений являются межведомственными. В состав таких СОГ традиционно входят следователи СК РФ и работники ОВД — оперативные уполномоченные уголовного розыска, инспектор ПДН.

Так, приказом начальника УМВД России по Курганской области и руководителем Следственного управления СК РФ от 26 января 2012 г. создавалась постоянно действующая СОГ для раскрытия особо тяжкого преступления, предусмотренного п. «а», «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убиты мать и ее малолетняя дочь), в сле-

дующем составе: 5 следователей СК РФ, включая следователя-криминалиста, 10 оперативных сотрудников уголовного розыска и старший инспектор ПДН. Кроме пункта о назначении руководителя СОГ, приказ не содержит каких-либо положений, касающихся организационных форм взаимодействия следователей с оперативными сотрудниками, инспектором ПДН, а также оперативных сотрудников с инспектором ПДН. Авторы приказа, как представляется, исходили из того, что полномочия членов СОГ, их права и обязанности регламентируются федеральными законами (УПК РФ, Законом об ОРД, Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), ведомственными нормативными актами. Приказ об образовании СОГ с приведенным содержанием носит чисто организационно-управленческий характер.

Существует также практика издания региональных межведомственных приказов, тематику которых составляют положения о взаимодействии следователей СК РФ и подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Структура и содержание этих документов однотипны. По сути своей они представляют собой различные варианты компиляции соответствующих предписаний профильных законов и ведомственных нормативных актов.

Например, приказом руководителя Следственного управления СК РФ по Алтайскому краю и начальника ГУ МВД России по Алтайскому краю от 16 мая 2013 г. утвержден Порядок взаимодействия следственных отделов следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю и подразделений по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел Алтайского края по вопросам предупреждения, раскрытия ирассле-дования преступлений несовершеннолетних. Данный документ ценен тем, что в нем рассматривается исключительно порядок взаимодействия следователя СК РФ с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД при возбуждении и расследовании уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, т. е. указаны конкретные, облеченные в организационно-правовые формы прямые контакты следователя с инспекторским составом ПДН. В основном такие контакты призваны обеспечить своевременный обмен информацией, которая может оказаться полезной для раскрытия совершенного преступления и предупреждения новых преступлений.

Большинство положений данного приказа дублируют в соответствующей части содержание действовавших на момент издания приказа ведомственных нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы взаимодействия следователя с подразделениями по делам несо-

вершеннолетних на разных этапах уголовного процесса. В частности, в него вошли многие рекомендации Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденного приказом МВД России от 18 мая 2003 г. № 313дсп.

Несмотря на то что СОГ является одной из основных форм взаимодействия следователя и органа дознания, в анализируемом документе вопросы организации и деятельности СОГ вообще не упоминаются. По этой причине позиция регионального правоприменителя в части включения в состав СОГ работников ПДН также не прояснена.

Подводя итоги рассмотрения теоретических, правовых, организационных и прикладных аспектов участия инспекторов ПДН в работе СОГ, считаем возможным поделиться следующими важными, с точки зрения авторов, наблюдениями и выводами.

1. Обладая большим и разносторонним объемом сведений, имеющих юридическое и криминологическое значение, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД способны оказывать содействие следователю и позитивно влиять на качество предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. В свою очередь, в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях и расследования уголовных дел следователи получают информацию, которая может использоваться в принятии подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД мер к предупреждению преступлений несовершеннолетних. Указанные обстоятельства предопределяют необходимость взаимодействия следователя с инспекторами ПДН, реализующими соответственно функции расследования преступлений и профилактики правонарушений несовершеннолетних.

2. Установка на постоянное и реальное взаимодействие следователя с инспекторами ПДН при производстве по уголовным делам с участием несовершеннолетних поддерживается

на протяжении многих десятилетий многочисленными и постоянно обновляемыми ведомственными и межведомственными нормативными актами. В них фактически закреплены и сохранены оправдавшие себя на практике многие организационные формы взаимодействия, участие инспекторов ПДН в работе следственной и оперативно-следственной группы. Подобный подход согласуется с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в соответствии с которой следователь вправе получать содействие органа дознания при осуществлении процессуальных и следственных действий.

3. Содействие инспектора ПДН следователю проявляется в самых разнообразных формах: принятие мер к явке по вызовам следователя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, их законных представителей к месту производства следственного действия; присутствие при допросе в целях обеспечения надлежащего поведения подозреваемого, обвиняемого; оказание помощи в приглашении для участия в следственных действиях педагога или психолога; установление по поручению следователя лиц, пострадавших от домашнего насилия, преступлений против половой неприкосновенности и др.).

4. Ведомственные и межведомственные нормативные акты, принципиально допуская привлечение инспекторов ПДН к участию в работе следственной группы, весьма скептически относятся к приложению их усилий в рамках дежурств в составе группы немедленного реагирования. В противном случае на инспекторов ПДН возлагалось бы выполнение обязанностей, не связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, и отнимало бы у них значительную часть рабочего времени.

5. В практике расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, включение инспекторов ПДН в состав создаваемых СОГ для раскрытия таких преступлений (резонансных, серийных) стало скорее правилом, чем исключением. В этой связи уже давно назрела потребность в подготовке на основе изучения соответствующего опыта практических рекомендаций в помощь инспекторам ПДН, участвующим в работе СОГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

References:

1. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: постатейный. 15-е изд., перераб. и доп. Москва, 2021.

2. Давыдов С. И. Взаимодействие следователя с подразделениями по делам несовер-

1. Bezlepkin B. T. Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii: postatejnyj. 15-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2021.

2. Davydov S. I. Vzaimodejstvie sledovatelya s podrazdeleniyami po delam nesovershennolet-

100

шеннолетних как гарантия соблюдения их прав в процессе раскрытия и расследования преступлений // Обеспечение прав участников уголовного судопроизводства с ограниченными возможностями: компенсаторный подход: материалы Международной научно-практической конференции (18—19 июня 2021 г., г. Красноярск). Красноярск, 2021. Ч. 2.

3. Дутов Н. Ю, Ахмедов У. Н. Алгоритм взаимодействия дознавателя органов внутренних дел с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними // Вестник Воронежского института МВД России. 2020. № 4.

4. Захарова В. О. Коллективные формы расследования: от принятия решения до рекомендаций // Российский следователь. 2021. № 9.

5. Зимин Р. В. Содействие органов дознания следователю при производстве предварительного следствия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2008.

6. Куемжиева С. А. Концептуальные основы групповой методики расследования преступлений против семьи и несовершеннолетних: дис. . д-ра юрид. наук. Краснодар, 2020.

7. Кучкина В. Г. Сравнительный анализ следственных и следственно-оперативных групп // Российский следователь. 2011. № 24.

8. Можаева И. П., Степанов В. В. Организационные основы деятельности следователя по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений: монография. Москва, 2007.

9. Торбин Ю. Г., Усачев А. А, Плеснева Л. П. Формы взаимодействия следователя с органами дознания на начальном этапе досудебного производства // Lex Russica (Русский закон). 2020. № 3.

10. Федчук И. Л., Янчин В. О. Перспективы совершенствования деятельности участковых инспекторов милиции в Республике Беларусь // Административное право и процесс. 2021. № 9.

Для цитирования:

Николюк Вячеслав Владимирович, Гусев Владимир Александрович. Привлечение инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к участию в работе следственно-оперативной группы // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 93-100.

nih kak garantiya soblyudeniya ih prav v processe raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij // Obespechenie prav uchastnikov ugolovnogo su-doproizvodstva s ogranichennymi vozmozh-nostyami: kompensatornyj podhod: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj kon-ferencii (18—19 iyunya 2021 goda, g. Krasnoyarsk). Krasnoyarsk, 2021. Ch. 2.

3. Dutov N. Yu., Ahmedov U. N. Algorithm of interaction of the investigator of internal affairs bodies with inspectors of juvenile affairs units in investigation of crimes committed by minors // Vestnik of Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia. 2020. № 4.

4. Zaharova V. O. Collective investigation forms: from decision-making to recommendations // Russian Investigator. 2021. № 9.

5. Zimin R. V. Sodejstvie organov doznaniya sledo-vatelyu pri proizvodstve predvaritel'nogo sledst-viya: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2008.

6. Kuemzhieva S. A. Konceptual'nye osnovy grup-povoj metodiki rassledovaniya prestuplenij pro-tiv sem'i i nesovershennoletnih: dis. ... d-ra yu-rid. nauk. Krasnodar, 2020.

7. Kuchkina V. G. Comparative analysis of investigative and investigative-operational groups // Russian Investigator. 2011. № 24.

8. Mozhaeva I. P., Stepanov V. V. Organizacionnye osnovy deyatel'nosti sledovatelya po raskrytiyu, rassledovaniyu i preduprezhdeniyu prestuplenij: monografiya. Moskva, 2007.

9. Torbin Yu. G, Usachev A. A, Plesne-va L. P. Forms of interaction between an investigator and bodies of inquiry at the initial stage of pre-trial proceedings // Lex Russica. 2020. № 3.

10. Fedchuk I. L, Yanchin V. O. Prospects of the improvement of operations of district police inspectors in the Republic of Belarus // Administrative Law and Procedure. 2021. № 9.

For citation:

Nikolyuk Vyacheslav Vladimirovich, Gusev Vladimir Aleksandrovich. Involvement of the Inspector for Juvenile Affairs of Internal Affairs Bodies to Participate in the Work of the Investigative Task Force // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 93-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.