Закон и право. 2022. № 2. С. 132-134. Law and legislation. 2022;(2):132-134.
Научная статья УДК 343.123.1
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-132-134
NIION: 1997-0063-2/22-094 MOSURED: 77/27-001-2022-2-294
Формы взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений
Динара Якубовна Бегова1, Рамидин Славикович Кчибеков2
1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, Махачкала, Россия
Аннотация. Статья посвящена формам взаимодействия органов предварительного следствия и дознания. Рассматриваются проблемные вопросы, возникающие при взаимодействии данных органов. Ключевые слова: уголовный процесс, предварительное следствие, дознание, органы дознания. Для цитирования: Бегова Д.Я., Кчибеков Р.С. Формы взаимодействия следователя с органами дознания при расследовании преступлений // Закон и право. 2022. № 2. С. 132—134. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-2-132-134.
Original article
Interaction of the investigator with the bodies of inquiry in the investigation of crimes
Dinara Ya. Begova1, Ramidin S. Kchibekov2
1 2 Law Institute of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia
Abstract. The article is devoted to the forms of interaction between the bodies of preliminary investigation and inquiry. The problematic issues arising from the interaction of these bodies are considered. Keywords: criminal process, preliminary investigation, inquiry, bodies of inquiry.
For citation: Begova D.Ya., Kchibekov R.S. Interaction of the investigator with the bodies of inquiry in the investigation of crimes // Law and legislation. 2022;(2):132—134. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-132-134.
I I остаточно важным вопросом, который I I затрагивается и материалах правоприме-/ 1нт1т^ё!ной практики и научной литературе, явЛяется форма межведомственного взаимодействия органов предварительного следствия и дознания.
На основе анализа положений различных ведомственных документов, а также уголовно-процессуального законодательства можно отметить, что основными формами взаимодействия является процессуальное и организационное сотрудничество.
© Бегова Д.Я., Кчибеков Р.С. М., 2022.
Процессуальное взаимодействие основано на использовании инструментов, предоставляемых уголовно-процессуальным законодательством и представляющее собой определенные методы и средства по их координации.
Например, к таким процессуальным формам относятся:
1) подготовка и последующее направление соответствующих запросов от следователей для органов дознания, в которых отмечается необходимость совершения ряда процессуальных действий, закрепленных в УПК РФ;
2) оказание взаимопомощи со стороны органов дознания следователям в момент производ-
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
ства ряда следственных действий, например, помощь в производстве обыска, когда дознаватель может на основании своего опыта предложить какие-нибудь подсказки;
3) направление информации из органа дознания, в которой содержатся сведения о производстве в отношении соответствующих категорий лиц определенных оперативно-розыскных действий;
4) дача поручений по организации поиска имущества, на которое может в последующем быть наложен арест и оно может понадобиться для восстановления нарушенных прав отдельных участников уголовного судопроизводства;
5) осуществление оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц, по которым была направлена информация из следственных органов, а также по которым проверялась соответствующая информация уголовно-правового характера;
6) дача следователем специального поручения по поиску лиц, которые скрылись в ходе производства по уголовным делам;
7) иные формы методического и координационного взаимодействия, которые могут возникнуть в результате их взаимодействия между собой.
А.П. Кругликов отмечает, что организационное взаимодействие охватывает случаи, которые регулируются подзаконными ведомственными актами соответствующих министерств, ведомств и т.п. В них приведен порядок взаимодействия между органами следствия и дознания, а также регламентирован ряд важнейших вопросов по организации расследования преступлений, а также по проведению различных совместных мероприятий [2].
Организационные формы взаимодействия включают следующие мероприятия по взаимодействию между органами следствия и органами дознания:
1) предоставление органами дознания информации следователям о совершении на их территориальном участке, который находится в их ведомственном контроле, преступлений либо о необходимости совершения каких-либо следственных действий;
2) перенаправление от органов дознания сведений, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, для того чтобы принималось решение о необходимости возбуждения уголовного дела;
3) предоставление результатов оперативно -розыскных мероприятий, которые были получены дознавателями, следователям и руководству следственных органов;
4) планирование проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий, а также необходимых следственных действий, которые находятся в производстве у следователей, чтобы имелась возможность более эффективно расследовать преступление;
5) проведение анализа сведений, которые были получены в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных и иных процессуальных действий;
6) иные способы и средства взаимодействия по вопросам организации и координации своей деятельности при противодействии преступности.
Как указывает A.B. Зеликов, «сотрудники следственных подразделений в отдельных случаях злоупотребляют своими полномочиями и поручают органам дознания выполнение таких действий, которые вполне могут осуществить сами. A когда следователь перекладывает свои обязанности на органы, это, естественно, вызывает негативное отношение со стороны последних и ведет к конфликтным ситуациям на практике» [1, с. 87].
Проведенное исследование взаимодействия следственных органов и органов дознания позволяет нам прийти к выводу о том, что это одна из наиболее важных сфер для последующего перспективного развития предварительного расследования в Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что до настоящего времени остаются определенные пробелы, которые касаются вопроса по установлению границ этого взаимодействия, что вызывает необходимость законодательного разрешения данного вопроса.
Список источников
1. Зеликов A.B. Об актуализации взаимодействия органов предварительного расследования с органами дознания в российском судопроизводстве // Закон и право. 2009. № 10.
2. Кругликов А.П. Следователь — орган предварительного следствия в современном уголовном процессе России // Российская юстиция. 2017. № 7. С. 34—36.
LAW & LEGISLATION • 02-2022
References
1. Zelikov A. V. On the actualization of the interaction of the bodies of preliminary investigation with the bodies of inquiry in Russian legal proceedings // Law and legislation. 2009. № 10.
2. Kruglikov A.P. Investigator — preliminary investigation body in the modern criminal process of Russia // Russian justice. 2017. № 7. Pp. 34—36.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.
ISBN: 978-5-238-02629-9
Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.
Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.
Информация об авторах
Бегова Д.Я. — кандидат юридических наук Кчибеков Р.С. — магистрант
Information about the authors
Begova D.Ya. — candidate of law Kchibekov R.S. — master's student
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 01.10.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.
The article was submitted 01.10.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022