Научная статья на тему 'Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования'

Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОЕКТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КВЕСТЫ / PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL REFORMS / EDUCATIONAL PRACTICE / TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL PRACTICE / PROJECTS / EDUCATIONAL QUESTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горностаева Татьяна Николаевна, Горностаев Олег Михайлович

В статье рассматривается понятие образования, влияние реформ образования на его качество, проблема адаптация студентов педагогических вузов к работе в школе вопросы, весьма актуальные для преподавателей педвузов. Авторами проанализирован опыт проведения учебной практики в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета студентами образовательных программ двухпрофильного бакалавриата «Математика и информатика» и «Физика и информатика», как один из вариантов решения проблемы адаптации. В педагогических ВУЗах России согласно Федеральному образовательному стандарту педагогического образования (ФГОС) обязательной является учебная практика, целью которой является получение профессиональных умений и навыков, в том числе, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Педагогические ВУЗы России проводят учебную практику в разных формах: углубление теоретических знаний по профильным дисциплинам; посещение уроков школьных учителей по профильным предметам с последующим анализом; проведение внеклассных мероприятий по предмету. В Школе педагогики ДВФУ учебная практика на первом курсе в последние три года проводится в виде учебно-педагогической, на ней студенты работают с разновозрастными школьниками, проводя с ними образовательные игровые квесты, разрабатывать которые им помогают студенты четвертого курса и магистранты образовательной программы «Дистанционные технологии в образовательной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горностаева Татьяна Николаевна, Горностаев Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forms of the educational practice of bachelors of pedagogical education

The article discusses the concept of education, the impact of educational reforms on its quality, the problem of adaptation of students of pedagogical universities to work at school issues that are very relevant for teachers of higher educational institutions. The authors analyzed the experience of conducting educational practice at the School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University by students of educational programs of the two bachelor degrees «Mathematics and Computer Science» and «Physics and Computer Science», as one of the solutions to the problem of adaptation. In pedagogical universities of Russia according to the Federal educational standard of pedagogical education (FGOS), an educational practice is mandatory, the purpose of which is to obtain professional skills and skills, including primary skills and skills of research activities. Pedagogical universities of Russia conduct educational practice in various forms: the deepening of theoretical knowledge of specialized disciplines; attending school teachers' lessons in core subjects with subsequent analysis; carrying out extracurricular activities on the subject. At the School of Pedagogy of Far Eastern Federal University in the first three years, the educational practice conducted in the form of teaching and pedagogical, students work with schoolchildren of different ages, conducting educational game quests with them, which students of the fourth year and undergraduates of the educational program «Remote Technologies in educational activities».

Текст научной работы на тему «Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 05.02.2019; опубликована 27.03.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Горностаева Т.Н., Горностаев О.М. Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Gornostaeva T.N., Gornostaev O.M. (2019). Forms of the educational practice of bachelors of pedagogical education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/16PDMN119.pdf (in Russian)

УДК 37

Горностаева Татьяна Николаевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики, Уссурийск, Россия Заведующий кафедрой «Информатики, информационных технологий и методики обучения»

Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: gornostaeva.tn@dvfu.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=775399

Горностаев Олег Михайлович

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики, Уссурийск, Россия Доцент кафедры «Математики, физики и методики преподавания» Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: gorrnostaev.om@dvfu.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=301605

Формы проведения учебной практики бакалавров педагогического образования

Аннотация. В статье рассматривается понятие образования, влияние реформ образования на его качество, проблема адаптация студентов педагогических вузов к работе в школе - вопросы, весьма актуальные для преподавателей педвузов. Авторами проанализирован опыт проведения учебной практики в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета студентами образовательных программ двухпрофильного бакалавриата «Математика и информатика» и «Физика и информатика», как один из вариантов решения проблемы адаптации. В педагогических ВУЗах России согласно Федеральному образовательному стандарту педагогического образования (ФГОС) обязательной является учебная практика, целью которой является получение профессиональных умений и навыков, в том числе, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Педагогические ВУЗы России проводят учебную практику в разных формах: углубление теоретических знаний по профильным дисциплинам; посещение уроков школьных учителей по профильным предметам с последующим анализом; проведение внеклассных мероприятий по предмету. В Школе педагогики ДВФУ учебная практика на первом курсе в последние три года проводится в виде учебно-педагогической, на ней студенты работают с разновозрастными школьниками, проводя с ними образовательные игровые квесты, разрабатывать которые им помогают студенты четвертого курса и магистранты образовательной программы «Дистанционные технологии в образовательной деятельности».

Ключевые слова: педагогическое образование; реформы образования; учебная практика; профессиональная подготовка учителя; педагогическая практика; проекты; познавательные квесты

Образование - понятие многостороннее, многоаспектное и противоречивое, это процесс обучения и воспитания, система, в которой передаются и получаются знания и умения, сама совокупность приобретаемых знаний и умений и, наконец, по определению американского психолога и писателя Б.Ф. Скиннера [1], «Образование - это то, что у нас останется, когда все выученное забыто». Но, при любой трактовке этого понятия, важны результаты, которые определяются многими факторами: профессионализмом педагогов, их отношением к процессу обучения, их интеллектуальным и социальным потенциалом, что является, в конечном счете, результатом их педагогического образования, которое последние 40 лет непрерывно реформируют.

Систему Российского образования начали реформировать еще в допетровские времена [2; 3] затем, существенно реформировали в XIX веке, когда было создано Министерство Народного просвещения, не минули реформы образования XX и XXI века, причем, реформировались при этом и сами Министерства. За последние 30-35 лет прочитано великое множество докладов, написана масса статей и монографий [4; 5; 6] как одобряющих, так и резко критикующих реформы образования. Все реформы имели благую цель - улучшить систему образования, подстроить ее под радикально меняющийся социум для «формирования эффективного рынка образовательных услуг, обеспечения конкурентоспособности российского образования и повышения его качества» [7]. Но, как известно, «благими намерениями выстлана дорога в ад». В результате всех этих реформ, за которыми не всегда успевают следовать педагоги среднего и высшего образования, система российского образования впала в неустойчивое состояние. Требуется обеспечить личностно -ориентированный подход к ученику, затем - научить всех школьников выполнять групповые проекты, далее - учить школьников дистанционно, чтобы они могли «образовываться» в удобное для них время, а не ходить на уроки, наконец - занимать в обязательном порядке школьников во внеучебное время дополнительными занятиями. Не минули реформы и педагогов, например, развить у педагогических работников, занимающих административные посты, то есть, директоров и завучей школ, менеджерские компетентности. Возможно, в ближайшем будущем, потребуется развивать только такие компетентности и у школьников, тут уж история, литература, физика - совсем ни к чему.

Мир меняется, несомненно, нужно использовать новые формы и методы преподавания, учитывать, что мы живем в век «информационного взрыва», Интернета и всевозможных гаджетов. Но всё это не означает, что систему образования, которая существовала до «взрыва», надо полностью разрушить.

Вопреки всем реформам, преподаватели педагогических вузов продолжают учить студентов не только выполнять проекты, что нынче очень приветствуется на всех ступенях образования, но и получать знания по предметам, овладевать методикой их преподавания. Однако, даже хорошего знания теоретического материала и методики его преподавания недостаточно, чтобы выпускник педагогического ВУЗа сразу без проблем смог работать в школе. Конечно, у студентов есть педагогическая практика, например, в Школе педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) при обучении на программе

двухпрофильного бакалавриата педагогическая практика до 2018 года проводилась два раза -на четвертом курсе (8 недель) и на пятом (10 недель). В 2018-2019 году учебный план бакалавриата был изменен, вся педагогическая практика была перенесена на пятый курс в рамках проекта «Учитель для Приморья» [8]. Проект направлен на решение проблемы нехватки учителей в Приморском крае. Эту проблему такое прохождение педагогической практики, конечно, не решит, но подготовку студентов ухудшит, так как студенты попробуют себя в роли учителя только один раз, и только на пятом курсе. Если такой опыт окажется по ряду причин неудачным (недобросовестный наставник, сложный педагогический коллектив в школе, «трудные» классы), то это может оттолкнуть выпускника от работы в школе, в результате он лучше пойдет работать продавцом.

Одним из вариантов решения проблемы адаптации студентов к педагогической деятельности является проведение учебной практики как начальной ступени практики педагогической. В Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по педагогическим специальностям, в частности, по «Специальности 032100 Математика»1 учебная практика являлась обязательной, на ее проведение отводится 4-6 недель без указания семестра. Согласно этому стандарту - «учебная практика предусматривается по методике преподавания математики, педагогике и психологии. Во время учебной (пассивной) практики студент наблюдает за работой учебных заведений, приобретая необходимые навыки профессиональной деятельности»1. Это положение педагогическими ВУЗами воспринималось неоднозначно. Например, в статье «Программа педагогической практики в школе»2, утверждается, что «Ознакомительная практика (учебная, пассивная практика) - это практика, направленная на приобретение первичных навыков профессиональной деятельности. На данном этапе целесообразно проводить: чтение спецкурсов по педагогике и психологии, деловых игр, анализ конкретных педагогических ситуаций, тренинги, в том числе по анализу межличностных отношений между учителем и учеником, проведение консультаций по содержанию работы в школах и других учебно-воспитательных учреждениях... В процессе практики студенты должны получить дополнительные стимулы для закрепления устойчивого интереса к профессиональной деятельности учителя». В другой статье «Учебная и производственная практика студентов»3, автор утверждает, что «Учебная практика имеет целью углубить и закрепить теоретические знания студентов, выработать навыки практической и исследовательской работы».

В ГОС ВПО следующего поколения 4 , утвержденных в январе 2005 года для выпускников-специалистов, учебная практика не указана, имеется только педагогическая. В 2009-2011 годах были утверждены уже Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по педагогическому образованию для бакалавриата - однопрофильный

1 Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Специальность 032100 Математика. Утвержден приказом Министерства образования РФ от 14.04.2000 года, № 373 пед/сп [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eduscan.net/standart/050201 (Дата обращения 16.01.2019 г.).

2 Статья на сайте «Инфопедия» - «Программа педагогической практики в школе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infopedia.su/11xd75a.html (Дата обращения 16.01.2019 г.).

3 Статья на сайте «Stud.books.net» - «Учебная и производственная практика студентов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/70159/pedagogika/uchebnaya_proizvodstvennaya_praktika_studentov (Дата обращения 16.01.2019 г.).

4 Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 032100.00 Математика с дополнительной специальностью. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года, № 692 пед/сп (новый) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://flatik.ru/a-g-svinarenko-v3 (Дата обращения 16.01.2019 г.).

четырехлетний5 и двухпрофильный - пятилетний6. В этих стандартах предусмотрена учебная практика, которая определена как «вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую ориентацию обучающихся... она проводится в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося»6. Согласно этим стандартам, педагогические вузы проводили учебную практику в разных формах: углубление теоретических знаний по профильным дисциплинам [9]; посещение уроков школьных учителей по профильным предметам с последующим анализом; проведение внеклассных мероприятий по предмету [10]; проведение научных исследований [11]. В Школе педагогики ДВФУ на двухпрофильных образовательных программах «Математика и информатика» и «Физика и информатика» учебная практика проводилась на первом-втором курсах в форме учебных занятий и предполагала углубление знаний по разделам математики, физики, информатики с элементами учебно-исследовательской работы.

В 2016 году был утвержден Федеральный образовательный стандарт педагогического образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)7, в этом стандарте учебная практика определяется, как «практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности»'.

В таблице 1 отражена динамика изменения форм учебной практики педагогических вузов согласно образовательным стандартам.

Таблица 1

Динамика изменения форм учебной практики

Стандарты педагогического образования Определение учебной практики в стандарте Пояснения к форме проведения учебной практики в стандарте Формы проведения учебной практики в педвузах

ГОС ВПО 2000 г. Учебная практика предусматривается по методике преподавания математики, педагогике и психологии. Во время учебной практики студент наблюдает за работой учебных заведений, приобретая необходимые навыки про фессиональной деятельности. 1) Чтение спецкурсов по педагогике и психологии; 2) Проведение деловых игр; 3) Анализ конкретных педагогических ситуаций; 4) Проведение тренингов, в том числе по анализу межличностных отношений между учителем и учеником; 5) Проведение консультаций по содержанию работы в школах и других учебно-воспитательных учреждениях; 6) Углубление и закрепление теоретических знаний студентов.

5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 (квалификация бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.12.2009 года, № 788. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97487/ (Дата обращения 18.12.2018 г.).

6 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 (квалификация бакалавр). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.11.2011 года № 46. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rf-ot-17012011 -n-46/ (Дата обращения 16.01.2019 г.).

7 Федеральный государственный стандарт высшего образования (ФГОС). 44.03.05 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.02.2016 года, № 91. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://fgosvo.ru/440305 (Дата обращения 16.01.2019 г.).

Стандарты педагогического образования Определение учебной практики в стандарте Пояснения к форме проведения учебной практики в стандарте Формы проведения учебной практики в педвузах

ГОС ВПО 2005 г. Учебная практика не предусмотрена

ФГОС ВПО 2009-2011 г. Учебная практика - вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую ориентацию обучающихся. Она проводится в сторонних организациях, то есть, может быть выездной, или на кафедрах и в лабораториях вуза. Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. 1) Углубление теоретических знаний по профильным дисциплинам; 2) Посещение уроков школьных учителей по профильным предметам с последующим анализом; 3) Проведение внеклассных мероприятий по предмету; 4) Проведение научных исследований.

ФГОС ВО 2015-2016 г. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе, первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности. Способы проведения практики - стационарная и выездная. 1) Профессиональная ориентация и адаптация к условиям и режиму работы учебного учреждения; 2) Формирование первоначальных педагогических умений; 3) Изучение системы планирования воспитательной работы со школьниками в учебных учреждениях; 4) Проведение научных исследований.

В Школе педагогики ДВФУ на образовательных программах «Математика и информатика» и «Физика и информатика» после перехода на новый стандарт теоретическую учебную практику заменили учебно-педагогической, на которой студенты в течение двух недель (это время практики), а некоторые (по желанию) - в течение четырех недель работают с разновозрастными школьниками.

То есть, уже на первых курсах в рамках такой учебной практики студенты приобщаются к работе с детьми, что подготавливает их к педагогической практике на 5 курсе. Кроме адаптации к общению с детьми, студенты получают опыт проведения внеклассных мероприятий, опыт совместной работы со студентами других групп и курсов, опыт разработки проектов и квестов.

В таблице 2 приведены темы образовательных квестов по информатике, разработанных и проведенных в 2016-2018 годах в рамках работы «Центра интерактивного обучения и творчества» Школы педагогики, организованного для школьников.

Таблица 2

Образовательные квесты и проекты по информатике

«Город будущего» «Короткое замыкание» «Сундук с секретом» «Промыслы старого программиста» «Драг-рейсинг» «Рисуем вместе, рисуем все»

Школьники должны собрать робота - «Лего-стража порядка», чтобы победить недружественный искусственный интеллект В этом квесте ребята должны спасти жителей планеты и ее роботов от инопланетян Правильно ответив на вопросы, школьники смогут открыть сундук, обезвредить бомбу и спасти город Ребята должны помочь старому программисту собрать беспроводной компьютер Участвуя в этом проекте, ребята узнают секреты скоростных автомобилей и пробуют свои силы в их виртуальном вождении Школьники на экране компьютера должны нарисовать охраняемых животных Приморского края

Составлена авторами

Проекты: соревновательное мероприятие «Драг-рейсинг» и игра «Город будущего» были разработаны магистрантами 1 курса образовательной программы «Дистанционные технологии в образовательной деятельности, это проекты по робототехнике. В их проведении участвовали как авторы-магистранты, так и студенты первого курса в рамках учебной практики. Участники соревновательного мероприятия «Драг-рейсинг» на основе простейших представлений о скорости, пытались усовершенствовать конструкцию робота и достичь максимальной скорости его передвижения. Участники игры «Город будущего» принимали активное участие в решении важных задач будущего с использованием робототехнических систем. В этих мероприятиях приняли участие 350 ребят из пришкольных лагерей г. Владивостока, г. Уссурийска, с. Пуциловки.

В таблице 3 приведены квесты и проекты по физике для ребят 5-7 классов. Для них студенты подготовили такие образовательные проекты, как «Путешествие по Солнечной системе», в котором школьники-космонавты виртуально посещали различные планеты, «Тайны пиратского острова», в котором команда студентов-пиратов вместе со школьниками проводила эксперименты и опыты, познавая физические процессы и явления, «Академия механики», в котором у ребят формировали навыки научно-технического творчества.

Таблица 3

Образовательные квесты и проекты по физике

Образовательные квесты по физике

«Тайны пиратского острова» «Академия механики «Путешествие по Солнечной системе»

Школьникам предлагаются четыре загадки, разгадав которые они узнают тайны четырех островов, что позволит им собрать карту с дорогой к старинным сокровищам пиратов и их секретам. Ребята учатся делать невероятных животных, живущих в недрах компьютера, эксклюзивные ЦЖ-гаджеты и другие невероятные устройства. Школьники строят свой космический корабль для путешествия и отправляются в научно-познавательную экскурсию по планетам Солнечной системы с демонстрацией опытов.

Составлена авторами

В таблице 4 приведены квесты, проведенные со школьниками средних классов - «Своя игра», «Познай и покори этот мир», «Математика - музыка разума», направленные на развитие кругозора детей, решение нестандартных и логических задач, в конечном счете, развивающие интерес к математике и информатике.

Таблица 4

Образовательные квесты и проекты по математике

«Там, на неведомых дорожках» «Познай, покори этот Мир!» «Своя игра!» «Математика - музыка разума!»

В доступной и занимательной форме ребятам предлагается система увлекательных игр и головоломок с цифрами, математическими знаками и геометрическими фигурами. Разгадав послание с помощью ключа-кода, ребята узнают, что им написал Пират, который попал в Бермудский треугольник. Узнают об опасности и помогут сохранить Землю. Вариант известной игры развлекательного характера, направленной на развитие детей в области математики и информатики. Ребята отгадывали вопросы увлекательных викторин, головоломки по математике. Квест проходил в интерактивной форме с использованием технических средств.

Составлена авторами

Кроме магистрантов, сценарии квестов также разрабатывали студенты 4 курса в рамках дисциплин по выбору по методике математики, физики и информатики. В них участвовали ребята не только из школьных лагерей города Уссурийска (в июне обычно все школы организуют такие лагеря), но также из близлежащих к Уссурийску сел - Раздольное, Чернятино, Покровка, Пуциловка, городов Артема, Владивостока, Находки. Учителя,

привозившие детей, заранее записывали группы по телефону или по электронной почте. Мероприятия проходили в интерактивной форме с использованием технических средств. Например, в июне 2017 года были проведены 11 квестов «Тайны пиратского острова», которые посетили 150 школьников, 8 квестов «Математика - музыка разума» (130 школьников), 12 квестов «Мир логики» (230 школьников), 10 квестов «Рисуем вместе. Рисуем все» (200 школьников), 11 квестов «Тайны пиратского острова» (150 человек) и т. д.

В апреле 2017 и 2018 годов магистранты, обучающиеся по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», образовательная программа «Дистанционные технологии в образовательной деятельности», под руководством преподавателей кафедры информатики, информационных технологий и методики преподавания проводили фестиваль по Ье§о-робототехнике. Первоначально проводилась заочная олимпиада, а затем - очные соревнования по робототехнике, в которых принимали участие школьники города Уссурийска и Приморского края, Станции юных техников, Суворовского училища, всего 8 команд в 2017 году, 7 команд -в 2018. Студенты 4 курса приняли активное участие в проведении данных мероприятий, они выступали в качестве помощников и помогали в проведении квест-игр по информатике для школьников («Промыслы старого программиста» и «Сундук с секретом»).

Студенты 4 курса, посещающие курс по выбору «Воспитательная работа в школе», ежегодно проводят интеллектуальные викторины для школьников по информатике - «Клуб информационно подкованных», по физике - «Эрудит», по математике - «Математический бой», самостоятельно подбирают задания, оценивают их, выбирают жюри, проводят награждения. Им также помогают проводить эти мероприятия студенты младших курсов, которые уже получили опыт работы со школьниками на учебной практике.

Руководители учебной практики отмечают высокую организованность, ответственность и выдержку студентов при проведении таких массовых мероприятии. Студенты хорошо справляются с поставленными задачами и достойно реализуют проекты. Многие из них показали себя с новой, необычной стороны. Кроме того, руководители практики считают, что такая учебная практика дает студентам бесценный опыт общения с детьми, учит их быстро, оригинально и с юмором выходить из нестандартных ситуаций.

Следует отметить, что в последних ФГОС по направлениям подготовки Педагогическое образование 43.03.018 и 44.03.059 2018 года на выбор учебного заведения предлагаются три типа учебной практики - ознакомительная, проектно-технологическая и научно-исследовательская и оставляет за заведением право установить свой тип практики.

Резюмируя сказанное, отметим, что описанные формы проведения педагогической практики в Школе педагогики ДВФУ сочетают в себе традиционный и инновационный подходы и позволяют, хотя бы частично, преодолевать негативные тенденции в подготовке учителей, порождённые непродуманными реформами образования. Студенты, прошедшие указанную выше учебную практику, в этом году вышли на педагогическую практику, итоги которой показывают, что наличие учебной практики значительно упрощает и облегчает педагогическую деятельность студентов. Все они получили хорошие и отличные оценки за

8 Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 года, № 121. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797858/ (Дата обращения 17.01.2019 г.).

9 Федеральный государственный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 25.03.2018 года, № 125. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797864/ (Дата обращения 17.01.2019 г.).

практику, хорошо характеризовались на педагогических советах по итогам как учебной, так и воспитательной работы.

Вместе с тем, следует отметить, что неуклонное уменьшение предметной составляющей специальных дисциплин в ГОС ВПО могло быть частично компенсировано теоретической направленностью учебной практики. ФГОС такой возможности не даёт. Поэтому, дальнейшее совершенствование образовательных стандартов в части учебной практики авторы видят в нахождении оптимального баланса между практической и теоретической составляющими программ практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов, И.И. Биография Фредерика Скиннера // Интернет-журнал «ПсихоПоиск» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psychosearch.ru/masters/frederik-skiner/199-biografiya-frederika-skinnera (Дата обращения 12.12.2018 г.).

2. Леонтьев, А.А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века // Журнал «Русский язык», Газета «Первое сентября», № 33 2001. Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?id=200103304 (Дата обращения 12.12.2018 г.).

3. Гуркина, Н.К. История образования в России (X-XX вв.): Учебное пособие. Санкт-Петербург: СПбГУАП, 2001. - 64 С.

4. Соловьева, С.В., Доронина, Н.Г., Казанцев, Н.М. Реформа науки и образования. Сравнительно-правовой и экономико-правовой анализ // Монография под редакцией академика РАН Т.Я. Хабриевой. Москва - Санкт-Петербург: Нестор - История, 2014

- 476 С.

5. Наука и образование: современные тренды. Серия «Научно-методическая библиотека». Выпуск VIII. Коллективная монография // Гл. ред. О.Н. Широков. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - 496 С.

6. Комашинская, Т.С., Горностаева, Т.Н., Бажина, П.С., Жигалова, О.П. Информационные технологии в системе высшего педагогического образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6. https://mir-nauki.com/PDF/12PDangMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Логинова, А.С. Повышение конкурентоспособности российского высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг. Журнал Инновационные проекты и программы в образовании 2015 г., №1. - С. 1116. Режим доступа: https://publications.hse.ru/articles/161414689 (Дата обращения

16.12.2018 г.).

8. Проект ДВФУ «Учитель для Приморья» охватит почти все районы края. Учительская газета, № 8, 18 августа 2018 года. Режим доступа: http://www.ug.ru/news/25898 (Дата обращения 16.12.2018 г.).

9. Колупаева Н.И. Организация педагогической практики студентов: методические указания к учебно-исследовательской и педагогической практике студентов Института психолого-педагогического образования: методические указания. М.: изд. Директ-Медиа 2015 г. - 238 С.

10. Павлова Я.В., Сакович С.И. Организация педагогической практики в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/80120 (Дата обращения

16.01.2019 г.).

11. Буслова Н.С., Ечмаева Г.А., Клименко Е.В. Современная организация профессионально-практической подготовки бакалавров педвуза // Международный журнал экспериментального образования. М.: изд. Академия естествознания - 2014.

- № 3 (часть 2). - С. 123-133.

Gornostaeva Tatiana Nikolaevna

Far eastern federal university School of education, Ussuriysk, Russia E-mail: gornostaeva.tn@dvfu.ru

Gornostaev Oleg Mihajlovich

Far eastern federal university School of education, Ussuriysk, Russia E-mail: gorrnostaev.om@dvfu.ru

Forms of the educational practice of bachelors of pedagogical education

Abstract. The article discusses the concept of education, the impact of educational reforms on its quality, the problem of adaptation of students of pedagogical universities to work at school - issues that are very relevant for teachers of higher educational institutions. The authors analyzed the experience of conducting educational practice at the School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University by students of educational programs of the two bachelor degrees «Mathematics and Computer Science» and «Physics and Computer Science», as one of the solutions to the problem of adaptation. In pedagogical universities of Russia according to the Federal educational standard of pedagogical education (FGOS), an educational practice is mandatory, the purpose of which is to obtain professional skills and skills, including primary skills and skills of research activities. Pedagogical universities of Russia conduct educational practice in various forms: the deepening of theoretical knowledge of specialized disciplines; attending school teachers' lessons in core subjects with subsequent analysis; carrying out extracurricular activities on the subject. At the School of Pedagogy of Far Eastern Federal University in the first three years, the educational practice conducted in the form of teaching and pedagogical, students work with schoolchildren of different ages, conducting educational game quests with them, which students of the fourth year and undergraduates of the educational program «Remote Technologies in educational activities».

Keywords: pedagogical education; educational reforms; educational practice; teacher training; pedagogical practice; projects; educational quests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.