Научная статья на тему 'Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз'

Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФГОС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / BASIC GENERAL EDUCATION / PROJECT ACTIVITY / COMPUTER SCIENCE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION / HIGHER EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / DEGREE DESIGN / COURSE DESIGN / TEACHING PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Екатерина Семеновна, Журанова Наталья Анатольевна

Проектная деятельность с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) полагается неотъемлемой и важной частью основного общего образования. Компетентностный подход предполагает, что развитие личности обучающегося не сводится к получению фиксированного набора знаний, тренировки нескольких ключевых умений и навыков. Школьник должен получить связанный с предметными и метапредметными компетенциями опыт деятельности. Естественным механизмом получения такого опыта в условиях ресурсных ограничений (по времени, финансированию, технологической базе) выступает учебный проект. Образовательная область информатики представляет широкий спектр возможностей для организации проектной деятельности обучающихся. Однако на практике наиболее частыми вариантами становятся реферативные работы, презентации компилирующие уже исследованные факты, повторение чужих разработок с незначительными вариациями. Среди основных причин сложившейся ситуации: чрезмерная занятость педагогов, ограниченный стандартными задачами круг их интересов, невозможность получить поддержку со стороны тех родителей, которые в своей деятельности не используют информационные технологии. Рекомендованным и закономерным выходом из данной ситуации видится сотрудничество школы с другими организациями, в частности с вузами. При этом выбор для взаимодействия педагогического вуза имеет целый ряд преимуществ (налаженные связи с преподавателями, двухсторонняя заинтересованность в результатах и др.), которые подробно рассмотрены в статье. Теоретические предположения, изложенные в работе, нашли свое практическое подтверждение в рамках различных механизмов сотрудничества между факультетом математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) и школами города Самары. Некоторые примеры полученных практических результатов также приведены в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Екатерина Семеновна, Журанова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE DIDACTIC POTENTIAL OF DESIGN ACTIVITY ON INFORMATICS IN THE FRAMEWORK OF COOPERATION OF A SCHOOL - PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Project activity with the introduction of new federal state educational standards (GEF) is considered an integral and important part of basic general education. Competence-based approach assumes that the development of a student’s personality is not limited to obtaining a fixed set of knowledge, training of several key skills. The student must obtain experience related to subject and meta-subject competencies. A natural mechanism for obtaining such experience in the context of resource constraints (in time, financing, technological base) is an educational project. The educational field of computer science represents a wide range of opportunities for the organization of project activities of students. However, in practice, the most frequent options are abstract works, presentations that compile facts that have already been studied, the repetition of foreign developments with minor variations. Among the main reasons for the current situation are: excessive employment of teachers, the range of their interests limited to standard tasks, the inability to get support from those parents who do not use information technology in their work. The recommended and logical way out of this situation seems to be the cooperation of the school with other organizations, in particular with universities. In this case, the choice for the interaction of a pedagogical university has a number of advantages (established relations with teachers, bilateral interest in results, etc.), which are discussed in detail in the article. The theoretical assumptions outlined in the work found their practical confirmation within the framework of various cooperation mechanisms between the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics of the Samara State Socio-Pedagogical University (SSSPU) and schools of the city of Samara. Some examples of practical results obtained are also given in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация дидактического потенциала проектной деятельности по информатике в рамках сотрудничества школапедагогический вуз»

педагогически науки

Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Екатерина Семеновна, Журанова Наталья Анатольевна РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

UDC 37.026.9

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛА- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

© 2017

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета

математики, физики и информатики Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: vnaniskin@gmail.com) Добудько Екатерина Семеновна, учитель информатики Школа № 149 имени Героя Российской Федерации А.И. Баранова (443029, Россия, Самара, ул. Солнечная, 27, e-mail: dobudkokat@mail.ru) Журанова Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель информатики Школа № 101 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза С.И. Рябова (443114, Россия, Самара, пр. Кирова, 319, e-mail: zhuranovana@yandex.ru)

Аннотация. Проектная деятельность с внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) полагается неотъемлемой и важной частью основного общего образования. Компетентностный подход предполагает, что развитие личности обучающегося не сводится к получению фиксированного набора знаний, тренировки нескольких ключевых умений и навыков. Школьник должен получить связанный с предметными и метапредметными компетенциями опыт деятельности. Естественным механизмом получения такого опыта в условиях ресурсных ограничений (по времени, финансированию, технологической базе) выступает учебный проект. Образовательная область информатики представляет широкий спектр возможностей для организации проектной деятельности обучающихся. Однако на практике наиболее частыми вариантами становятся реферативные работы, презентации компилирующие уже исследованные факты, повторение чужих разработок с незначительными вариациями. Среди основных причин сложившейся ситуации: чрезмерная занятость педагогов, ограниченный стандартными задачами круг их интересов, невозможность получить поддержку со стороны тех родителей, которые в своей деятельности не используют информационные технологии. Рекомендованным и закономерным выходом из данной ситуации видится сотрудничество школы с другими организациями, в частности с вузами. При этом выбор для взаимодействия педагогического вуза имеет целый ряд преимуществ (налаженные связи с преподавателями, двухсторонняя заинтересованность в результатах и др.), которые подробно рассмотрены в статье. Теоретические предположения, изложенные в работе, нашли свое практическое подтверждение в рамках различных механизмов сотрудничества между факультетом математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) и школами города Самары. Некоторые примеры полученных практических результатов также приведены в статье.

Ключевые слова: основное общее образование, проектная деятельность, информатика, информационно-коммуникационные технологии, ФГОС, высшее образование, педагогическое образование, дипломное проектирование, курсовое проектирование, педагогическая практика.

REALIZATION OF THE DIDACTIC POTENTIAL OF DESIGN ACTIVITY ON INFORMATICS IN THE FRAMEWORK OF COOPERATION OF A SCHOOL - PEDAGOGICAL UNIVERSITY

© 2017

Aniskin Vladimir Nikolaevich, сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67, e-mail: vnaniskin@gmail.com) Dobodko Ekaterina Semenovna, teacher of computer science School No. 149 named after Hero of the Russian Federation A.I. Baranova (443029, Russia, Samara, Solnechnaya st., 27, e-mail: dobudkokat@mail.ru) Zhuranova Natalia Anatolievna, сandidate of Pedagogical Sciences, teacher of computer science School No. 101 with in-depth study of certain subjects named after Hero of the Soviet Union S. I. Ryabov (443114, Samara, 319 Kirov Ave., e-mail: zhuranovana@yandex.ru)

Abstract. Project activity with the introduction of new federal state educational standards (GEF) is considered an integral and important part of basic general education. Competence-based approach assumes that the development of a student's personality is not limited to obtaining a fixed set of knowledge, training of several key skills. The student must obtain experience related to subject and meta-subject competencies. A natural mechanism for obtaining such experience in the context of resource constraints (in time, financing, technological base) is an educational project. The educational field of computer science represents a wide range of opportunities for the organization of project activities of students. However, in practice, the most frequent options are abstract works, presentations that compile facts that have already been studied, the repetition of foreign developments with minor variations. Among the main reasons for the current situation are: excessive employment of teachers, the range of their interests limited to standard tasks, the inability to get support from those parents who do not use information technology in their work. The recommended and logical way out of this situation seems to be the cooperation of the school with other organizations, in particular with universities. In this case, the choice for the interaction of a pedagogical university has a number of advantages (established relations with teachers, bilateral interest in results, etc.), which are discussed in detail in the article. The theoretical assumptions outlined in the work found their practical confirmation within the framework of various cooperation mechanisms between the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics of the Samara State Socio-Pedagogical University (SSSPU) and schools of the city of Samara. Some examples of practical results obtained are also given in the article.

Keywords: basic general education, project activity, computer science, information and communication technologies, federal state educational institution, higher education, pedagogical education, degree design, course design, teaching practice.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Вопросы поиска новых подходов к проектной деятельности

школьников в условиях перехода к новым стандартам образования широко обсуждаются в педагогической, методической литературе [1, 2, 3]. Проектная деятельность,

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobodko Ekaterina Semenovna, Zhuranova Natalia Anatolievna pedagogical

REALIZATION OF THE DIDACTIC POTENTIAL OF DESIGN ... sciences

в числе прочих аспектов [2], видится необходимым условием формирования культуры исследовательской работы обучающихся [4], понимаемой как совокупность когнитивного компонента (опыт исследовательской деятельности, зафиксированный в форме ее результатов - знаний), операционально-деятельностного компонента (опыт осуществления способов исследовательской деятельности в форме способности действовать по образцу - умений), креативного компонента (т. е. опыт творческой деятельности в форме умений принимать эффективные решения в стандартных и нестандартных познавательных проблемных ситуациях при осуществлении учебного исследования - процедур творческой деятельности, ценностно-мотивационный компонента (т. е. опыт эмоционально-ценностных отношений при осуществлении учебного исследования - ценностные ориентации) [4]. Как видно из приведенной структуры, вся исследовательская деятельность рассматривается через призму опыта, именно опыт становится ведущим фактором, определяющим уровень формирования целого ряда предметных и метапредметных компетенций, универсальных учебных действий (в первую очередь личностных и регулятивных).

Однако приобретение такого опыта связано с целым рядом проблем, в первую очередь организационного характера. Так, авторы работы [5] на основании проведенного ими анкетирования констатируют, что «типичными трудностями в организации исследовательской деятельности школьников являются недостаточный уровень знаний и умений педагогов в данной области, нехватка свободного времени как у учителей, так и у учеников. Многие учителя считают, что исследовательская деятельность невозможна без специального оборудования, которым школы пока еще не обладают. Очевидна недостаточная оснащенность школ методической литературой. Однако в целом можно сказать, что часть учителей не стремятся организовать исследовательскую работу с учениками» [5].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Ключевыми аспектами проблемы, с нашей точки зрения, здесь выступает, во-первых, формирование мотивации и готовности педагога к ведению исследовательской деятельности совместно с обучающимися. Закономерно, формирование этой готовности должно вестись на этапе вузовской подготовки. Данная точка зрения находит свое подтверждение в ряде исследований [6-16]. При этом система обучения студентов должна отвечать ряду условий: «расширение традиционного состава субъектов процесса обучения ... включение школьников и учителей... фасилитация профессионального погружения студентов; интеграция учебной и исследовательской деятельности студентов и школьников; использование информационной образовательной среды вуза; создание профессионального контента в процессе обучения.» [7].

Вторым важным аспектом безусловно, выступает организация сотрудничества по линии «школа-вуз». Эта идея также прослеживается в целом ряде работ [17, 18, 19]. Так, авторы работы [19] описывают сложившийся механизм взаимодействия исследовательского центра и гимназии: «В период работы школьного лагеря, в дни осенних каникул, школьники знакомятся с направлениями исследований и разработок, в которых можно выбрать тему для своего проекта. Это происходит в форме презентаций, дискуссий, а далее-решения простых задач, относящихся к выбранному направлению. Школьникам предложены темы, связанные с компьютерным зрением, управлением беспилотными летательными аппаратами, проектированием устройств на базе микроконтроллеров, физическими экспериментами» [19].

Заметим, что при всех преимуществах вышеупо-

мянутых разработок, они носят достаточно элитарный характер: крупный технический вуз или классический университет имеет 1-2-3 подшефные школы, в то время как число общеобразовательных учреждений региона исчисляется в сотнях и тысячах. Региональные программы (в Самарской области это программа «Взлет») также ориентированы, в первую очередь, на отбор одаренных детей и не предусматривают массовое участие школьников.

Формирование целей статьи (постановка задания).

Гипотеза нашего исследования - каждый обучающийся в общеобразовательной школе может получить опыт проектной, исследовательской деятельности за счет эффективной организации сотрудничества педагогического вуза и школы. Эта гипотеза находит свое подтверждение в ходе экспериментальной работы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Педагогический вуз (или факультеты, готовящие будущих педагогов) традиционно тесто связаны с общеобразовательными учреждениями.

Среди схем взаимодействия можно выделить две подгруппы: формальные и неформальные.

Нормативной базой первых выступает договор о сотрудничестве и статус школы в качестве экспериментальной площадки и/или базы практик(и).

Для студентов СГСПУ направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование предусмотрены производственные практики: практика по получению профессиональных умений и опыта производственной деятельности и педагогическая, целью которых является углубление теоретических знаний, получение профессиональных умений и закрепление практических навыков в предметной области, а также приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности. Остановимся подробнее на деятельности студента в ходе практики.

Согласно положениям и программам практики, студент обязан «а) присутствовать на уроках и внеклассных занятиях своей подгруппы, участвовать в их обсуждении; б) организовать внеклассную работу по специальности (изготовление учебных пособий, помощь в оборудовании кабинета, помощь по руководству занятиями кружка, факультатива и т.д.); д) помогать классному руководителю вести воспитательную работу среди учащихся, проверять дневники, а также принимать участие в пропаганде педагогических знаний среди родителей; е) выполнения индивидуального задания...» (из дневника производственной практики студентов СГСПУ).

Уже из данного документа можно понять, что исследовательская, проектная деятельность школьников хотя и является неотъемлемой частью практики (в рубрике «организовывать внеклассную работу по специальности»), но занимает в ней отнюдь не центральное место. Ограничительным фактором выступает и график проведения практики, позволяющий отслеживать достижения обучающихся на протяжении небольшого (4 недели) отрезка времени.

Также к востребованным формальным методам сотрудничества можно отнести работу экспериментальной площадки на базе школы. Такая форма включает консультирование администрации и педагогов, проведение мастер-классов, отдельных факультативов или элективных курсов преподавателями вузов, проведение различных педагогических и методических экспериментов.

Из неформальных методов сотрудничества наибольшее распространение получила занятость по совместительству студентов и преподавателей вуза в общеобразовательных учреждениях. В традициях классического наставничества, преподаватель, работающий в школе часто привлекает студентов-учеников - для проведения кружков, внеклассных мероприятий, Balkan Scientific Review. 2017. № 1

педагогически науки

Аниськин Владимир Николаевич, Добудько Екатерина Семеновна, Журанова Наталья Анатольевна РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

сбора данных в рамках различных дисциплин (особенно методики преподавания), практик, научно-исследовательской работы студентов [20-25]. При всех достоинствах такого подхода он требует сознательности как со стороны студентов (отсутствует внешняя мотивация), так и преподавателя.

При всех его недостатках, именно последний подход стал базисом для разработки предлагаемой нами схемы. Предваряя ее подробное обсуждение, отметим, что и формирование научно-исследовательских компетенций будущих учителей в условиях свободного распространения готовых курсовых, дипломных, рефератов в сети Интернет, представляет собой весьма нетривиальную задачу. Недобросовестные студенты, даже лишенные возможности выполнить прямой плагиат, не брезгуют содержательным, проконтролировать который научному руководителю достаточно сложно. Поэтому основным проверяемым критерием качества научно-исследовательской работы студента становится ее практическая составляющая. Для педагогического образования это в первую очередь методические разработки (система заданий, лабораторные работы, банки тестовых вопросов) и результаты их внедрения.

В 2017 году студенты отделения «Информатика» факультета математики, физики и информатики проходили производственную практику в общеобразовательных школах №101 и №149 города Самары. Студенты, выполняя индивидуальное задание, связанное с тематикой их выпускной квалификационной (бакалаврской) работы, проводили занятия, индивидуальное и групповое консультирование проектов школьников. Среди поставленных перед ними за-дач были: исследовать современные требования к организации внеурочной и проектной деятельности школьников, обеспечить подготовку школьников к самостоятельной исследовательской работе по направлениям «практическое применение схем на базе микроконтроллеров Arduino», «компьютерная 3D графика и промышленный дизайн», «программирование на языке Python». Анализ журнала секции региональной программы «Взлет» подтвердил востребованность выбранных студентами и школьниками направлений исследования, обеспечить регулярное индивидуальное и групповое консультирование обучающих.

Заметим, что на каждом направлении работало по несколько студентов. Данный подход доказал свою эффективность для регулярного проведения занятий, невзирая на высокую заболеваемость обучающихся в осенне-зимний период и особенности расписаний и графиков образовательных организаций. Все выпускные квалификационные работы, проекты школьников были защищены на «отлично», два индивидуальных проекта представлены в региональной программе «Взлет». Опубликованы две статьи, студенты выступили с двумя докладами на межвузовских конференциях. Разработанные методические материалы размещены в информационно-образовательной среде вуза и могут быть использованы для подготовки учащихся к проектной деятельности, методические разработки также стали частью портфолио студентов-будущих учителей.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил основные положения сформулированной выше гипотезы, согласно которой каждый обучающийся в общеобразовательной школе может получить опыт проектной, исследовательской деятельности за счет эффективной организации сотрудничества педагогического вуза и школы. Успешность исследовательской проектной деятельности студентов и учащихся обеспечивается несколькими условиями: 1) предварительной подготовкой учащихся к реализации индивидуальных проектов; 2) тщательным двойным (студентом и школьником) документированием всех этапов проведения работ; 3) совместной работой не-

скольких студентов-консультантов по одному направлению; 4) интеграции полученных учебно-методических материалов в открытую часть информационно-образовательной среды вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Карачев А.А. О новых подходах к проектной деятельности школьников в условиях модернизации общего образования // Вестник НГПУ. 2013. №6 (16). URL: https://cyberlenmka.ru/article/ri/o-noyyh-podhodah-k-proektnoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-usloviyah-modernizatsii-obschego-obrazovaniya (дата обращения: 12.11.2017).

2. Торопова З.В. Обучение школьников проектированию как общеучебному универсальному умению // Человек и Образование. 2012. №1. URL: https://cyberlemnka.ru/articWn/obucheme-shkolmkov-proektirovaniyu-kak-obscheuchebnomu-universalnomu-umeniyu (дата обращения: 12.11.2017).

3. УраеваЛ. В. Проектная деятельность как средство становления социокультурной компетентности школьников //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №129. URL: https://cyberlemnka.m/articWn/ proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-stanovleniya-sotsiokulturnoy-kompetentnosti-shkolnikov (дата обращения: 12.11.2017).

4. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Конференция исследовательских и проектных работ учащихся образовательных учреждений России «Думай глобально — действуй локально» // Эксперимент и инновации в школе. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ konferentsiya-issledovatelskih-i-proektnyh-rabot-uchaschihsya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-rossii-dumay-globalno-deystvuy-lokalno (дата обращения: 12.11.2017).

5. Лукьянова Л. А. Готовность учителей к организации исследовательской деятельности школьников // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2016. №1 (89).

6. Аввакумова И. А., Дударева Н. В. Формирование профессиональной готовности будущего учителя математики к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников // Педагогическое образование в России. 2016. №7.

7. Берсенева О. В. Модель формирования готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников //Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2017. №1 (39).

8. Белова Т.В., Ефимова Е.А. Формирование творческой самореализации будущего педагога как одно из условий адаптации к профессиональной педагогической деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-30.

9. Ярыгина Н.А. Повышение качества образования в магистратуре посредством формирования исследовательской компетенции магистрантов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239.

10. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.

11. Власенко С.В., Корягина О.В. Развитие инновационной деятельности педагога в системе повышения квалификации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 16-18.

12. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 247-250.

13. Власенко С.В., Чемоданова Г.И. Использование инновационных форм организации обучения в современном процессе системы повышения квалификации педагогов //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 113-117.

14. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

15. КорчагинаМ.В., Жаткин Д.Н. Креативность как основа педагогической деятельности будущих педагогов профессионального обучения //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 75-78.

16. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 69-72.

17. Чванова М. С., Малышева Н. В., Киселева И. А., Передков В. М., Самохвалов А. В. Проектная деятельность студентов и школьников на основе кластерного подхода // Вестник ТГУ. 2009. №9.

18. Парменова Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета // Ярославский педагогический вестник. 2016. №1.

19. Ерофеева Н.Е., Мелекесов Г.А., Чикова И.В. Кластерный подход как основа сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе вуз-школа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 126-129.

20. Акмаева Е.А. Педагогическая практика: организация и содержание (из опыта работы кафедры педагогики ПГСГА) //Поволжский педагогический вестник. 2014. № 2 (3). С. 67-70.

21. Третьякова Е.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе педагогической практики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 98102.

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobodko Ekaterina Semenovna, Zhuranova Natalia Anatolievna REALIZATION OF THE DIDACTIC POTENTIAL OF DESIGN ...

pedagogical sciences

22. Платонова Р.И., Неверкович С.Д. Рестроспектива и современные тренды педагогической практики в условиях высшего образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 136-140.

23. Скоморохова Н.А. Гендерный подход в педагогической практике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 94-97.

24. Вдовиченко А.А. Роль предметной практики в подготовке будущих бакалавров педагогического образования по профилю «Математическое образование» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 124-126.

25. Белкина Ю.А. Педагогическая практика студентов в условиях модернизации образования (интегративные тенденции) // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 19-21.

8

Balkan Scientific Review. 2017. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.