UDC 378.162.15
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ХОЛИСТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
© 2018
Богословский Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методики информационного и технологического образования Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, e-mail: [email protected]) Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания Аниськин Сергей Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, магистрант факультета математики, физики и информатики Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. На основе результатов анализа особенностей современных социально-экономических преобразований происходящих в информационном обществе под влиянием научно-технического прогресса определяется потенциал холистичной образовательной среды педагогического университета в решении задач качественной подготовки кадров учителей-предметников, востребованных работодателем. Исследуются возможности педагогического моделирования и проектирования холистичной среды педагогического вуза как информационной инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающей приобретение студентами широкого спектра апробированных временем поведенческих стереотипов, полезных и выгодных человеку в различных жизненных ситуациях и позволяющих ему реализовать систему ценностных ориентаций. Отмечается необходимость и обязательность акцентирования проектировщиков холистичной образовательной среды на её адекватности и соответствии абстрактному объекту. Анализируются проблемы компетентности подготавливаемого педагогическим университетом учителя-предметника в области информационной деятельности. Подчеркивается необходимость и важность формирования и развития информационной культуры личности обучающегося в условиях информационной инфраструктуры образовательного учреждения, как социокультурной реальности, воздействующей на все стороны жизнедеятельности человека и определяющей его индивидуальные потребности и мотивы, в идеальном случае на уровне саморефлексии. Характеризуются обобщенные функции информационной инфраструктуры образовательного учреждения (генерирование информации, хранение, распространение и восприятие), заложенные в основу холистичной образовательной среды педагогического университета. Выделяются наиболее продуктивные индикаторы и показатели разрешения противоречий между разноуровневой предметной и информационной подготовкой учителя-предметника. Резюмируется возможность решения проблем моделирования, проектирования и создания холистичной образовательной среды педагогического университета, в основе которой лежит информационная инфраструктура образовательного учреждения, на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях.
Ключевые слова: холистичная образовательная среда; информационная инфраструктура образовательного учреждения; педагогическое моделирование и проектирование; информационная культура; подготовка учителей-предметников в педагогическом университете; компетентностно-ориентированная парадигма образования.
DESIGNING OF THE HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN INFORMATION INFRASTRUCTURE OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY
© 2018
Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of Department of information and technological education Russian State Pedagogical University of A.I. Herzen (191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48, e-mail: [email protected]) Aniskin Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of mathematics, physics and informatics Dobudko Tatyana Valeryanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of informatics, applied mathematics and technique of their teaching Aniskin Sergey Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, master student of the Faculty of mathematics, physics and informatics Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, st. Maxim Gorky, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. Based on the results of the analysis of the characteristics of modern socio-economic transformations occurring in the information society under the influence of scientific and technical progress, the potential of the holistic educational environment of the pedagogical university in solving the problems of high-quality training of teachers of subject-specific subjects demanded by the employer is determined. The possibilities of pedagogical modeling and designing a holistic environment of a pedagogical high school as an information infrastructure of an educational institution that provide students with the acquisition of a wide range of time-tested behavioral stereotypes that are useful and beneficial for a person in various life situations and allow him to realize a system of value orientations are explored. The necessity and obligation to emphasize the designers of a holistic educational environment on its adequacy and compliance with an abstract object is noted. The problems of competence of the subject teacher trained in the pedagogical university in the field of information activities are analyzed. The necessity and importance of the formation and development of an information culture of an individual student in the information infrastructure of an educational institution, as a sociocultural reality affecting all aspects of human life and determining its individual needs and motives, ideally at the level of self-reflection, is emphasized. Characterized are the generalized functions of the information infrastructure of an educational institution (information generation, storage, distribution, and perception), which form the basis of the holistic educational environment of a pedagogical university. The most productive indicators and indicators for resolving the contradictions between the multilevel subject and information training of the subject teacher are highlighted. The possibility of solving the problems of modeling, designing and creating a holistic educational environment of a pedagogical university, based on the information infrastructure of an educational institution, at the methodological, theoretical and applied levels is summarized.
Keywords: holistic educational environment; information infrastructure of the educational institution; pedagogical modeling and design; information culture; training of subject teachers in a pedagogical university; competence-oriented paradigm of education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Совре-
Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatyana Valeryanovna and other pedagogical
DESIGNING OF THE HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN INFORMATION ... sciences
менные социально-экономические перемены, происходящие в постиндустриальном информационном обществе в очень короткие временные сроки, обусловленные стремительностью темпов научно-технического прогресса, для подавляющего большинства людей прежней индустриальной эпохи, информационная сфера которых была весьма существенно ограничена, значительно превосходят масштабы прошлых или прогнозируемых будущих перемен. В таких условиях человек неизбежно сталкивается с проблемой определения наиболее эффективных и продуктивных механизмов формирования социальной компетентности личности, обеспечивающих комфортные условия жизнедеятельности индивида в зависимости от оперативного и правильного реагирования на раздражители социума и радикальные изменения социо- и инфоноосферы, личностно-мотивированного изменения стереотипов информационного поведения, а значит и уровня информационной культуры личности, как одной из наиболее значимых ценностей для субъектов информационного общества.
Безусловно, что это обстоятельство имеет особую ценность для преподавателей образовательных учреждений всех уровней, готовящих своих учеников для жизни, профессиональной деятельности и самореализации в условиях информационного общества. Поэтому в повседневной профессиональной деятельности педагога социальный, общекультурный, гуманный, экономический, предметный, воспитательный, экологический и другие компоненты должны быть основоопределяю-щими составляющими, наряду с технологическим и информационным, компонентами. Как отмечается А.Ю. Кравцовой, это утверждение сохраняет свою актуальность практически с конца 80-х годов XX века, когда один из апологетов теории постиндустриального общества Д. Белл констатировал вступление человечества в информационную эру, характеризующуюся не только развитием средств и способов коммуникаций, а и новыми принципами социальной и технологической организации [1; 2]. По сути, в этом случае мы имеем дело с социальной информатикой, изучающей по выражению К.К. Колина «социальные аспекты процесса информатизации общества, а также их воздействие на условия жизни и действия людей в принципиально новой для них информационной среде» [3].
Социальная информатика, как один из обязательных разделов образовательной области «Информатика», представляет субъектам образования широкий спектр апробированных временем поведенческих стереотипов, полезных и выгодных человеку в различных жизненных ситуациях и позволяющих ему реализовать систему ценностных ориентаций. Конечно же, система личностных ценностей определяется человеком индивидуально и является его личным делом, однако такая предметная область, как «Социальная информатика», реализуемая в условиях продолжающейся информатизации образования уже на уровнях интернетизации, цифровизации, онлайнизации, виртуализации и кибернетизации этой важнейшей сферы социума, помогает обучающимся реально и адекватно воспринимать окружающую действительность и является одной из основ его развития в условиях современного информационного общества.
В целом можно с уверенностью сказать, что для современной стадии развития человеческой цивилизации, характеризующейся сверхбыстрыми темпами научно-технического прогресса, выражающегося в развертывании научно-технической революции, и высоким динамизмом социально-экономических процессов, характерно и специфично фронтальное сближение новых перспективных информационных технологий с жизнью. Информационные процессы повсеместно занимают адекватное историческому времени место в формировании общечеловеческих ценностей, в выработке общих подходов и путей для сохранения земной цивилизации и стабильного развития мира. В такой ситуации на одно 18
из первых мест выходит проблема формирования адекватного динамике социально-экономических процессов климата информационного динамизма в образовательной сфере, определяющего эффективную и продуктивную информационно-образовательную среду образовательных учреждений, в том числе и педагогических университетов, для успешного формирования и развития информационной компетентности и одноименной культуры обучающихся.
При этом, необходимо учитывать то обстоятельство, что информационная культура человека не может быть сведена только лишь к системе знаний в области информационно-коммуникационных технологий и информационных процессов, а ценностно для личности проявляется в их деятельном эффективном применении, основывающемся на активно-преобразовательном отношении к окружающей действительности. Поэтому очевидно, что в условиях нынешнего информационного общества информационная культура является обязательной и неотъемлемой частью совместной деятельности субъектов образования, а успешность формирования и развития этого важнейшего качества у педагогов тесно взаимосвязано с необходимостью определения наиболее рациональных подходов к моделированию и проектированию эффективной информационно-образовательной среды педагогического университета. С учётом приведенных выше обстоятельств можно предположить, что такая среда должна в полной мере отвечать холистичным требованиям системной интегративности, обеспечивающим синергию и эмерджентность (новое системное качество) учебно-воспитательного процесса для подготовки востребованных работодателем учителей (бакалавров и магистров педагогического образования). Несомненно, такая структурно-функциональная модель холистичной информационно-образовательной среды позволит обеспечить не только педагогическому университету, а и той информационной инфраструктуре образовательного учреждения, в которой будет работать его выпускник - учитель-предметник, ведущее позиционирование в системе непрерывного педагогического образования [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемам моделирования и проектирования оптимальной информационно-образовательной среды школы и вуза, в условиях которой можно было бы успешно решать вопросы компетентностной образовательной парадигмы подготовки обучающихся к продуктивной и комфортной жизнедеятельности в современном информационном обществе, посвящены многие работы учёных-педагогов и психологов [5-27]. Условно их можно поделить на работы, посвященные решению общепедагогических и психологических проблем (С.И. Архангельский, Н.В. Бордовская, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Р.С. Немов, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, и др.) и исследования в области традиционных, современных и перспективных компьютерных информационно-коммуникационных технологий, результаты которых используются образовательными учреждениями для создания своих информационно-образовательных сред (В.П. Беспалько, И.В. Роберт, И.Г. Захарова, В.А. Извозчиков, Е.С. Полат, Е.И. Машбиц, Л.И. Миронова, В.В. Лаптев, Б.С. Гершунский, Г.К. Селевко, Л.С. Гребнев, Г.Р. Юнусова и др.).
Так, например, В.А. Сластениным в основу процесса подготовки специалиста в образовательной среде вуза положены профессиограммы, представляющие собой описательную модель профессиональных качеств выпускника, дающие возможность прогнозировать конечные результаты его обучения и воспитания [28]. А.К. Маркова, выделяя личностный компонент в структуре общей профессиональной деятельности специалиста, Scientific Vector of the Balkans. 2018. № 1
предлагает деятельностную и личностную модели его подготовки в вузе и определяет последнюю как совокупность качеств, обеспечивающих самореализацию личности в производственной сфере и в сфере саморазвития [29]. Некоторые исследователи при моделировании и проектировании образовательной среды считают её моделью приближённый образ конструируемого объекта, по сути, абстрактного оригинала, который отражает среду обучения и воспитания лишь частично. Ведь при всех достоинствах компьютерного и математического моделирования и проектирования даже самые совершенные и идеальные модели или проекты образовательной среды не смогут отразить всех её специфических закономерностей в силу того, что эта среда является основоо-пределяющим (базовым) элементом процессов обучения и воспитания личности [30].
Грамотно и правильно спроектированная педагогическая модель должна однозначно определять те компоненты, которые входят в исследуемый объект, явление или процесс (систему), подробно и детально обозначать связи между компонентами объекта и модели. Следовательно, проектирование информационно-образовательной среды педагогического вуза, являющейся основой основ современного разномасштабного образовательного пространства, в котором осуществляются личностные (человеческие) взаимосвязи не только между непосредственными субъектами образования - преподавателями и студентами, а и родителями, представителями администрации и общественности и их взаимодействие с «информационно-методическим обеспечением образовательного процесса на базе информационной системы вуза» [31, с. 27], может рассматриваться как действие по созданию лишь приближённой модели исследуемого объекта.
При проектировании педагогической модели, каковой, собственно, и является холистичная образовательная среда педагогического университета, внимание проектировщиков должно акцентироваться на её адекватности и соответствии абстрактному объекту, реальная продуктивность которого может быть подтверждена только практикой использования в подготовке будущих учителей. Поэтому с учётом сложности и многомерности создаваемого педагогического проекта он может представлять собой систему, служащую в определенной степени весьма эффективным, но в недостаточной степени проверенным инструментарием для исследования другой системы. Вместе с тем, педагогическое проектирование образовательного процесса, происходящего в этой среде, вполне возможно путём использования четырёхуровневых моделей: структурной, принципиальной, функциональной и параметрической. При таком подходе к решению проблемы проектирования холистичной информационно-образовательной среды педагогического университета её проект можно будет рассматривать как теоретико-концептуальную имитацию и теоретико-схематическое воспроизведение информационной системы, отражающей принципы организации и функционирования объектов, явлений, процессов среды [32].
В этом случае будет значительно упрощен процесс исследования возможности практического применения модели холистичной информационно-образовательной среды и получения планируемых результатов на стадии педагогического проектирования, суть которого заключается в «выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта» [33].
Формирование целей статьи (постановка задания). К числу основных целей и задач информационной деятельности субъектов образования можно отнести опережающее отражение и обеспечение потенциальных личностных информационных потребностей педагогов и обучающихся актуальной и правильной учебно-пред-
метной, научно-исследовательской, воспитательной, общекультурной и иной квалифицированной информацией в конкретной образовательной ситуации. При этом, в каждом конкретном случае предметом образовательной информационной деятельности преподавателей и студентов является лишь некоторое необходимое множество информационных материалов, а с появлением новой информации может изменяться и потребность участников информационного обмена и, соответственно, конкретный предмет информационной деятельности, генерирующий новый уровневый виток развития информационной культуры личности в зависимости от условий той инфраструктуры, в которой она находится.
Понимая под информационной культурой личности, создаваемую людьми социокультурную реальность, которая воздействует на все стороны жизнедеятельности человека и определяет индивидуальные потребности и мотивы, в идеальном случае на уровне рефлексии, мы считаем, что ныне для студентов педагогических университетов - будущих учителей особенно актуален ценностный ориентир на обязательность формирования и развития информационной культуры в условиях информационной инфраструктуры образовательного учреждения. В качестве подтверждения этого довода можно привести мнение Г.Р. Юнусовой, которая отмечает «недостаточную компетентность будущих учителей в сфере готовности к развитию информационно-компьютерной культуры учащихся, что порождает явное противоречие между теорией и объективными потребностями практики» [34].
С позиции проблемы, вынесенной в заглавие нашей статьи понятие «инфраструктура» можно трактовать как «комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющий подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающий производство (производственная инфраструктура) и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества (социальная инфраструктура)» [35, с. 165]. Исходя из этого, можно определить информационную инфраструктуру образовательного учреждения как комплекс средств, систем, методов и технологий его информационно-образовательной среды, имеющий подчиненно-направленный учебно-воспитательному процессу характер и обеспечивающий эффективные, продуктивные и комфортные условия жизнедеятельности образовательного учреждения. Имеющийся у нас опыт педагогической деятельности позволяет утверждать, что именно в рамках подобной информационной инфраструктуры образовательного учреждения и осуществляется информационная деятельность субъектов образования. Кроме того, предлагаемый вариант дефиниции феномена информационной инфраструктуры образовательного учреждения позволяет в полной мере учитывать не только материальные (средства обучения), а и человеческие ресурсы (педагоги, обучающиеся) той педагогической системы, каковой является педагогический университет. Последнее же полностью соответствует определению педагогической технологии (технологии образования) в интерпретации ЮНЕСКО, согласно которому она представляет собой «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» [Цит. по: 36, с. 119-120].
С учётом приведённых рассуждений цель нашей статьи можно сформулировать как попытку условной си-нонимизации информационной инфраструктуры образовательного учреждения высшего образования (педагогического университета) с его проектируемой холистич-ной образовательной средой, которую мы определяем как системно-интегративный комплекс традиционных, современных и перспективных образовательных информационных и коммуникационных технологий, аналоговых и цифровых средств их реализации, учебных,
Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatyana Valeryanovna and other pedagogical
DESIGNING OF THE HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN INFORMATION ... sciences
научных и иных бумажных и электронных ресурсов, в том числе программного обеспечения и программно-методических комплексов учебного назначения; средств их создания, хранения и обеспечения дистанционного (сетевого) и непосредственного доступа к информации, необходимой субъектам образования; а также традиционных технических средств обучения, лабораторного, учебно-производственного и специального оборудования; библиотечных и музейных фондов; учебных, научно-исследовательских, опытно-экспериментальных, социокультурных и других объектов инфраструктуры вуза [37; 37].
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Очевидно, что формирование образовательной информации в условиях такой холистичной образовательной среды педагогического университета всегда будет связано с документализацией научного и предметного знания, закреплением этого знания в соответствующих дидактических и методических материалах и последующей реализацией этих материалов посредством электронно-коммуникативных средств, систем и технологий обучения. Такая документализация является первым этапом практически любого информационного процесса в образовательных системах, который оказывает существенное влияние на все остальные (получение, накопление, поиск, трансляция и ретрансляция информации). На этом этапе осуществляется аналитическая обработка или раскрытие содержания образовательной информации. Несомненно, что обеспечение учебно-воспитательного процесса дидактическим и методическим материалом является важнейшим компонентом, сопровождающим материализацию решения образовательных задач и предоставляющим субъектам образования возможность оперативного и системного контроля этого действия и хранения информационных материалов на различных стадиях непрерывного педагогического образования. При этом, цели и задачи применения новых перспективных информационных и коммуникационных технологий и ожидаемые результаты заключаются в совершенствовании образовательных структур, введении единообразия в методы работы с информацией на всех стадиях.
По сути, процесс подготовки и распространения образовательной информации оказывается тем механизмом, крайне необходимым преподавателям и студентам, который трансформирует знание (информацию), циркулирующее по каналу «образование», в перечень практических действий (технологию). В этом случае информация может рассматриваться не только как статичное логическое, языковое отображение абстрактной и реальной действительности, а как динамичное передаваемое знание, транслируемое адресатам, потребителям, пользователям (обучающим и обучающимся), которое принимает благодаря документализации и коммуникационным процессам форму строгой и упорядоченной образовательной информации. Фактически, преобразование и передача информации в условиях холистичной образовательной среды, как информационной инфраструктуры образовательного учреждения, осуществляются в процессе информационной деятельности, субъектов среды, выполняющей преобразовательную (преобразование знания в образовательную информацию), накопительную (хранение информации), коммуника-тивно-интегративную (передача и переработка информации), управленческую (распределение информации) и обслуживающую (информационное обеспечение) функции [4; 7; 12; 14].
В настоящее время автоматизация образовательной информационной деятельности осуществляется, в основном, по трём последним функциям. Однако главный эффект в этой деятельности достигается тогда, когда создаются условия для автоматизации процессов преобразования и накопления знаний. Прежде всего, это 20
зависит от развития средств интеллектуального интерфейса конечного пользователя с информационной системой и достижений в области формирования баз знаний в условиях проектируемой как информационная инфраструктура холистичной образовательной среды вуза. Ожидаемый максимально полный эффект, соответствующий нынешним тенденциям цифровизации и онлайнизации образования, будет достигаться здесь, очевидно, только с повсеместным широким внедрением компьютеров пятого поколения, локальных сетей передачи данных, универсальных и развитых средств ввода и отображения информации, которые смогут эффективно заменить некоторые традиционные и современные составляющие холистичной образовательной среды. Общим направлением работ для достижения максимальной эффективности от автоматизации и интернетизации информационной деятельности субъектов образования станет при этом создание целостных информационно-технологических систем обработки данных, т.е. систем, охватывающих и основные, и вспомогательные процессы их получения, хранения, обработки и применения для решения насущных задач учебно-воспитательного процесса. При таком наполнении материальными (техническими и технологическими) и идеальными (знани-евыми и информационными) ресурсами проектируемой холистичной образовательной среды их эффективное использование субъектами образования и интегрирование учебной, методической, научной, общекультурной и социальной информации в различных процессах (например, в комплексных образовательных программах) становится важным качественным фактором повышения эффективности во всех сферах образовательной деятельности [5].
Образовательное учреждение (школа, колледж, вуз) и его информационная инфраструктура производит информацию в различных ее видах. Причем чем выше уровень автоматизации процессов управления образовательными процессами, тем больше информации проходит через образовательное учреждение. При этом, элементарный информационный процесс состоит, как правило, из четырех основных видов деятельности: генерирование информации, ее хранение, распространение и восприятие. Охарактеризуем обобщенные функции информационной инфраструктуры, которую мы заложили в основу холистичной образовательной среды педагогического университета. По-нашему мнению, к ним будут относиться:
- общая обработка информационных материалов, их верификация и оформление;
- локальное хранение информационных материалов;
- электронная почта и системы электронного обучения;
- обработка персональных данных субъектов учебно-воспитательного процесса;
- создание учебных, воспитательных, научных и иных информационных материалов, их полиграфическое, видео- или электронное копирование и воспроизведение;
- объединение электронной и вербальной коммуникаций участников образовательного процесса;
- обмен информацией между базами данных;
- ввод данных;
- ведение персональных баз данных;
- генерация отчетов по обработке данных;
- управление электронными и бумажными информационными ресурсами;
- осуществление оперативного и постоянного (систематического) контроля организации учебно-воспитательного процесса;
- передача информационных материалов (трансляция и ретрансляция в режимах онлайн и офлайн);
- обеспечение наглядного представления статичных и динамичных электронных презентаций (экранных проекций учебного, исследовательского, воспитатель-
ного содержания);
- работа со средствами реализации образовательных информационно-коммуникационных технологий;
- служба консультаций и поддержки учебно-воспитательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской работы студентов;
- обмен локальной и персонализированной информацией;
- служба телекоммуникаций и дистанционного обучения [4; 5; 6; 11; 38].
Обратимся теперь к проблеме компетентности учителя-предметника, подготавливаемого педагогическим университетом, в области информационной деятельности.
Смена парадигмальных установок в педагогической науке и профессиональном мышлении со знаниево-ори-ентированных стереотипов на компетентностно-ориен-тированные вскрывает несоответствие между быстрыми изменениями информационных картин мира, изменением методологии и технологии образовательного процесса и инерционностью профессионального сознания учителей-практиков, ориентированных в основном на частные изменения, что вступает в определенные, порой достаточно серьёзные, противоречия с требованиями работодателей. Показателями кризиса информационной компетентности учителей в таких ситуациях являются два основных противоречия. Первое - между степенью личностной и профессиональной адаптивности учителя к изменяющимся условиям профессионально-педагогической деятельности в условиях компетентностной парадигмы обучения и динамикой информационной реальности. Второе - между степенью развитости у учителей системного взгляда на информационную картину мира и, следовательно, возможностями формирования их поведения в информационной образовательной среде, с одной стороны, и степенью интегративности процессов, определяющих постоянно меняющуюся информационную картину мира [22, 25, 26, 38].
В целом же развитие холистичной образовательной среды педагогического университета как информационной инфраструктуры образовательного учреждения характеризуется постоянными процессами разрешения социальных, педагогических и технологических противоречий. Достаточно длительные этапы этих процессов часто заканчиваются созданием новых структурно-функциональных образований в холистичной образовательной среде вуза таких, например, как:(компьютерные лаборатории и центры, медиатеки, мультимедийные учебные аудитории и т.п. При этом каждый новый структурный компонент информационной инфраструктуры образовательного учреждения является не только практическим выражением внедрения новых информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, а и определяет уровень системно-интегративного (синергетического) коммуникативного потенциала в развитии холистичной образовательной среды университета. В соответствии с диалектическим принципом единства устойчивости и изменчивости происходит не только простое замещение (включение, отрицание, замена) ранних элементов информационной инфраструктуры новыми, а их сложное переплетение в рамках развивающейся структуры холистичной информационной образовательной среды с одновременной дифференциацией элементов структуры среды по характеру реализуемых функций. В таких ситуациях каждый элемент реализует локальный информационный процесс, являясь при этом составной частью более общей структуры, в которой реализуются глобальные процессы [4].
В частности, к таким процессам, можно, отнести:
- реализацию проекта холистичной образовательной среды педагогического университета, т.е. её создание в функциях микромодели информационной картины мира;
- формирование и содержательное совершенствование информационно-коммуникационного и информационно-технологического тезауруса;
- вычленение функций холистичной образовательной среды педагогического университета;
- создание программно-методических систем преподавания основ вычислительной техники, информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие предметных, профессионально-педагогических и общекультурных компетенций учителей в системе непрерывного педагогического образования;
- формирование и развитие информационной культуры субъектов образования.
Также в качестве весьма эффективных и продуктивных индикаторов и показателей разрешения вышеуказанных противоречий можно выделить следующие характеристики профессионально-педагогической компетентности учителя в области образовательных информационно-коммуникационных технологий:
- способность педагога к критической оценке и интеграции личного и постороннего опыта деятельности в современной холистичной образовательной среде, как в информационной инфраструктуре образовательного учреждения;
- стремление к формированию и развитию личных творческих качеств, дающих возможность генерации педагогических идей в холистичной образовательной среде с целью получения инновационных педагогических результатов, а также создание собственной информационной среды;
- наличие необходимого, достаточно высокого, уровня общей коммуникативной (в т.ч. и в области информационного взаимодействия посредством электронно-коммуникативных средств, систем и технологий) культуры, теоретических представлений и опыта организации эффективного информационного взаимодействия, осуществляемого в диалогическом или полилогическом режимах;
- достаточная степень сформированности уровня рефлексивной культуры, личностная потребность к саморефлексии и к совместной рефлексии с другими субъектами информационного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе;
- обладание методологической культурой, навыками информационного мышления, моделирования хо-листичного информационного пространства и прогнозирования результатов собственной информационной деятельности;
- готовность к совместному продуктивному информационному взаимодействию с субъектами образования, приобретению научного и социального опыта;
- освоение культуры получения отбора, хранения, воспроизведения и преобразования способов представления, передачи и интеграции учебной, научной, воспитательной, культурно-просветительской, иной информации (в т.ч., в рамках своей предметной области);
- способность к выработке индивидуального стиля информационного поведения, адекватного современной компетентностной образовательной парадигме [4; 5; 37; 38].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Решение проблем моделирования, проектирования и создания холистичной образовательной среды педагогического университета, в основе которой лежит информационная инфраструктура образовательного учреждения должно осуществляться на методологическом, теоретическом и прикладном уровнях.
При этом методологический уровень будет характеризоваться следующими основными составляющими:
- методологическими основами проектирования и конструирования холистичной информационной образовательной среды и инфоноосферной эдукологии, с
Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, Aniskin Vladimir Nikolaevich, Dobudko Tatyana Valeryanovna and other DESIGNING OF THE HOLISTIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS AN INFORMATION ...
последующей разработкой основ кибернетической педагогики;
- осуществлением методологического подхода к определению роли социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических и физиолого-медицинских факторов использования образовательных информационно-коммуникационных технологий;
- результатами сравнительного анализа научного обоснования систем информационной подготовки специалистов в области образования в России и других странах;
- разработкой тезауруса образовательных информационно-коммуникационных технологий, как системы однозначных терминов и понятий, необходимых для осуществления продуктивных интерактивных коммуникаций в холистичной образовательной среде между субъектами учебно-воспитательного процесса.
Сформированность теоретического уровня должна определяться наличием таких показателей, как:
- дидактические и психологические принципы конструирования содержательных блоков образовательных информационно-коммуникационных технологий и процессов их освоения;
- формулирование закономерностей эффективного функционирования холистичной образовательной среды;
- определение основ информационной инфраструктуры образовательного учреждения и информационного обеспечения системы непрерывного педагогического образования;
- разработка вопросов логического построения учебных курсов, определяющих формирование информационной культуры будущего учителя;
- изучение, условий реализации и проблем внедрения системного подхода в учебно-воспитательный процесс;
- обоснование структуры комплексных методик обучения.
На прикладном уровне должны обеспечиваться следующие действия:
- создание информационной инфраструктуры системы непрерывного педагогического образования;
- информационное обеспечение образовательного процесса;
- формирование умений, навыков и компетенций для освоения инфоматериальных компонентов образовательного процесса;
- исследование способов, методов и технологий повышения эффективности преподавания учебных дисциплин, формирующих у студентов представления об информационной картине мира;
- разработка учебных планов, рабочих программ, учебников, учебных пособий и методических рекомендаций, соответствующих требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подготовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М.: Образование и Информатика, 2003. 232 с.
2. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Кочетова Н.Г. Формирование технологической культуры и социальной компетентности учителя в условиях современной информационно-образовательной среды: Учебное пособие. СПб.; Самара: Изд-во СГПУ, 2006. 256 с.
3. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 350 с.
4. Богословский В.И., Васильев А.А., Плещенков И.Н., Тумалева Е.А. Современное информационное общество и учитель // Вестник КГПУ им. НА. Некрасова. Вып. 3. 1998. С. 7-10.
5. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект): Уч. пос. / Под общ. ред. В.А. Извозчикова. СПб: «Образование», 1997. 211 с.
6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пед. о-во России, 2002. 512 с.
7. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
9. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 304 с.
10. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2002. 352 с.
11. Борк А. «История» новых технологий в образовании / Пер. с англ. П.В. Нуждина. М.: Российский открытый университет, 1990. 27 с.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: «Академия», 2002. 272 с.
13. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994. 205 с.
14. Barnes S.B. Computer-Mediated Communication: Human-to-Human Communication across the Internet. Boston: Allyn and Bacon, 2002. 347 p.
15. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986. 80 с.
16. Гребнев Л.С. Современные информационные технологии в российском образовании: состояние и перспективы // Экономика образования. 2002. № 6. С. 22-23.
17. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.
18. Филатова Ю.С., Казаринов А.С. Роль и функции специальной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 297-300.
19. Ивинская М.С. Повышение качества образования на основе использования электронной информационно-образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 73-75.
20. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
21. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
22. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 269-272.
23. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.
24. Сергиевская И.Л. Технология создания информационной образовательной среды в системе военно-технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 108-116.
25. Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В., Пугач О.И. Организационно-технологические аспекты формирования и развития информационно-образовательной среды современного вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 309-312.
26. Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Контроль и педагогическая оценка в условиях современной электронной информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 36-40.
27. Панюкова Е.В., Мкртычев С.В. Облачные технологии как инструмент формирования персональной информационной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 343-346.
28. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
29. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. 312 с.
30. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.
31. Миронова Л.И. Подготовка бакалавров к разработке и использованию информационно-методического обеспечения на базе процессного подхода системы менеджмента качества: автореф. дисс. ... докт. пед. наук, М., 2018. 44 с.
32. Аниськин В.Н. Педагогическое моделирование, проектирование и конструирование холистичной информационно-образовательной среды вуза // Математическое, естественнонаучное образование и информатизация: материалы международной научно-практической конференции. Самара; М.: СФМГПУ, МГПУ, 2015. С. 45-51.
33. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. URL: www. rusnauka.com (дата обращения: 20.11.2018).
34. Юнусова Г.Р. Информатизация образования как основа развития информационно-компьютерной культуры студентов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=18161 (дата обращения: 20.11.2018).
35. Гусаков В.Г., Дереза Е.И. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ. Минск: Белорус. наука, 2008. 576 с.
36. Пищова А.В. Современные образовательные технологии: основные характеристики, классификации, возможности применения в высшей школе // Учёные записки: сб. рец. науч. тр. Белорусского гос. ун-та физ. культуры / гл. ред. М.Е. Кобринский. Минск: БГУФК, 2009. Вып. 12. С. 119-128.
37. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза. // Высокотехнологичная информационно-образовательная среда. СПб.: Книжный Дом, 2015. С. 140-146.
38. Аниськин В.Н., Богословский В.И., Бусыгина А.Л., Добудько Т.В. Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности технологии концентрированного обучения в повышении качества подготовки студентов в условиях холистичной образовательной среды вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 239-243.