Научная статья на тему 'Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза'

Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / TECHNOLOGICAL TRAINING / INTEGRATION OF DIGITAL AND ANALOG TECHNOLOGIES / HOLISTIC APPROACH / HOLISTIC ENVIRONMENT OF AWARENESS-RAISING AND LEARNING / EMERGENCE / SYNERGY / INFORMATION AND TECHNOLOGY AWARENESS / VOCATIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ И АНАЛОГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ХОЛИСТИЧНОСТЬ / ХОЛИСТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич

В статье рассматриваются возможности совершенствования технологической подготовки педагога в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза, создаваемой путём комплек-сирования цифровых и аналоговых технологий и средств их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY-ORIENTED TRAINING OF TEACHERS IN EDUCATIONAL OUTREACH FOR HOLISTIC SCHOOL ENVIRONMENT

This article explores the ways of enhancing the technological training of teachers in holistic awareness-raising university environment caused by the integration of digital and analog technologies and the means of their implementation.

Текст научной работы на тему «Технологическая подготовка педагога в холистичной информационно-образовательной среде вуза»

Профессиональная подготовка специалиста

УДК 378.621.397

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В ХОЛИСТИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

TECHNOLOGY-ORIENTED TRAINING OF TEACHERS IN EDUCATIONAL OUTREACH FOR HOLISTIC SCHOOL ENVIRONMENT

© В.Н. Аниськин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия (Россия, Самара)

© V.N. Aniskin

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В статье рассматриваются возможности совершенствования технологической подготовки педагога в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза, создаваемой путём комплек-сирования цифровых и аналоговых технологий и средств их реализации.

This article explores the ways of enhancing the technological training of teachers in holistic awareness-raising university environment caused by the integration of digital and analog technologies and the means of their implementation.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; технологическая подготовка; комплексирование цифровых и аналоговых технологий; холистичность; холистичная информационно-образовательная среда; эмерджентность; синергетический эффект; информационно-технологическая компетентность; профессионально-педагогическая компетентность.

Keywords: information and communication technologies; technological training; integration of digital and analog technologies; holistic approach; holistic environment of awareness-raising and learning; emergence; synergy; information and technology awareness; vocational and pedagogical competence.

Актуальность технологической подготовки будущего специалиста как обязательного компонента его профессиональной компетентности определяется не только ныне действующими нормативными документами, регламентирующими образовательно-воспитательный процесс вузов. Высокая степень значимости этого критерия профессионализма неоднократно подчеркивалась многими российскими и зарубежными исследователями. Так, С Беренс отмечает, что для эффективного функционирования в информационном обществе недостаточно концентрироваться только на профессиональной деятельности. Необходимо уделять внимание развитию интеллектуальных навыков более высокого порядка, которые требуют аналитических способностей, оценочных дедуктивных, интерпретирующих, позволяющих решать задачи, которые стоят перед обществом в настоящем и встанут в будущем [14]. Замечание ученого подтверждает, что одной

из главных задач для востребованного на рынке труда специалиста является овладение им теми ключевыми компетенциями, которые позволяют не только эффективно выполнять свои профессиональные функции в условиях современного информационного общества, но и осуществлять деятельность в рамках целостного процесса, который, по сути, и является определённой технологией, в нашем случае - образовательной.

В современном информационно-образовательном пространстве (ИОП), степень информатизации и технологизации которого во многом определяется традиционными и перспективными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), одним из основных условий эффективности деятельности педагога является его технологическая компетентность. Она может рассматриваться как определённая система тех знаний, умений и навыков, которые необходимы преподавателю для эффективного применения средств реализации

ИКТ в решении учебно-предметных, воспитательных, научных и иных задач.

В свою очередь, в информационно-образовательной среде (ИОС) конкретного образовательного учреждения технологическая компетентность будет определять уровень технологической культуры педагога, которую можно определить по аналогии с дефинициями, предлагаемыми В.И. Богословским, В.А. Извозчиковым и другими, как свод правил поведения в техносисте-мах, то есть в той части ноосферы, которая охвачена влиянием технических средств и устройств [8]. Достаточно близким к данному варианту трактовки является определение, предлагаемое В.Д. Симоненко и Н.В. Матяш, которые под технологической культурой понимают такую преобразовательную деятельность людей в материальной и духовной сферах производства, когда главным критерием оценки и применения новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека, природы и технологической среды [11]. Учитывая то обстоятельство, что по своей сути любая образовательная технология является информационной, так как в ее основе лежит процесс обмена учебной и иной информацией (знаниями), мы понимаем под технологической культурой преподавателя его способность к практической реализации образовательных технологий в своей повседневной профессионально-педагогической деятельности.

С учетом приведенных определений можно предположить, что необходимость формирования и развития технологической культуры преподавателя объясняется его потребностью в овладении достаточно широким спектром специальных знаний и практических умений, а также определенными эксплуатационными правилами, обеспечивающими правильную ориентацию и комфортные условия в современной ИОС, в системах «человек-компьютер», в овладении методами и средствами информатики как профессионально-значимого инструментария, основывающегося на использовании средств ИКТ.

В настоящее время во многих вузах разработаны и успешно реализуются локальные концепции создания и развития

ИОС, учитывающие специфику и финансовые возможности образовательных учреждений, состояние материально-технической и компьютерной базы конкретного вуза, другие «местные» особенности и обстоятельства. Подобные локальные концепции отличаются целевой ориентированностью на подготовку конкретных специалистов и решение иных задач: воспитательных, социальных, управленческих и других - в специализированной ИОС вуза. Данное обстоятельство, наряду с не всегда рациональной дифференциацией знаний и большим количеством предметов в учебных планах, зачастую слабо интегрируемых в подготовку специалистов, а также вкупе с наличием в вузах большого количества различных по своим дидактическим свойствам и потенциалу аналоговых и цифровых технических средств обучения (ТСО), лабораторного и учебно-производственного оборудования, аппаратных и программных средств ИКТ часто приводит к разбаланси-рованности целостного восприятия субъектами образовательного процесса изучаемых учебных дисциплин, законов, фактов, явлений, процессов. Следовательно, встаёт проблема оптимизации и универсализации ИОС вуза. По-нашему мнению, одним из способов решения данной проблемы может стать холистичная информационно-образовательная среда (ХИОС).

Понятие «холизм» (др.-греч. 'целый, цельный') в широком смысле трактуется в свободной интернет-энциклопедии (Ви-кипедии) как позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям. В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности», разработанную Я. Смэтсом, который ввёл в философский глоссарий термин «холизм» в 1926 г., опираясь на выражение Аристотеля «Целое больше, чем сумма его частей». На холистичных представлениях основывается понятие синергии (греч. 'вместе действующий') - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему. Практическим воплощением идей холизма является возникшее в синергетике понятие эмерджентности (от

англ. emergence - 'неожиданно появляющийся'), которое обозначает возникновение в системе нового системного качества, не сводимого к сумме качеств элементов системы, то есть системного эффекта. Синергетика имеет дело с процессами, где целое обладает свойствами, которых нет ни у одной из частей. Целое в таких системах отражает свойства частей, а части отражают свойства целого. Синергетиче-ский эффект заключается в том, что интеграция и комбинация общих действий даёт гораздо больший эффект, чем сумма индивидуальных действий [4].

Стоит особо отметить, что термин «эмерджентность холистичной информационно-образовательной среды вуза» не является избыточным в тезаурусе образовательных ИКТ, как это может показаться на первый взгляд, по следующим основаниям. Понятие «холистичность», которое мы проецируем на ИОС вуза, в первую очередь определяет особенность ХИОС, образованной путём комплексирования цифровых и аналоговых технологий и средств их реализации. В такой среде ключевым фактором является «комплексирование машин, то есть объединение в систему нескольких универсальных или управляющих цифровых вычислительных машин (ЦВМ) с целью повышения производительности или надёжности» [13]. Понятие же «эмерджентность» по отношению к ХИОС вуза рассматривается нами как содержательное усиление общего термина «эмерджентность холистичной информационно-образовательной среды вуза» в плане акцентирования внимания на дополнительном дидактическом потенциале (системном эффекте) подобной среды (то есть «возникновении у системы новых свойств за счёт взаимодействия составляющих систему узлов» [15]) для реализации синергетическо-го эффекта в образовательном процессе. Поэтому тот «холизм», который трактовался философами как «проблема соотношения части и целого», не отражает нашего подхода к дополнительным возможностям (дидактическим функциям) ХИОС вуза, образованной путём комплексирования цифровых и аналоговых технологий и средств их реализации.

На основе холистичного подхода А.Л. Бусыгина и А.В. Федотов осуществили

систематизацию совокупности элементов структуры холистичной среды образовательного учреждения (ХСОУ) и предложили следующую трактовку этого понятия: ХСОУ - это сложный феномен, представляющий собой синтез системной организации содержательного компонента образования, оптимизации приёмов управления мыслительной деятельностью студента, организации междисциплинарных научных конференций и создания общественных социально-экологических движений, посредством которых осуществляется формирование интегративного мышления учащихся как способа их существования [3]. В основу предложенной ими структурно-функциональной модели ХСОУ легли программы интегральных учебных курсов, одновременно формирующих социально-экономические, социально-экологические, биосферно-этические и психологические (коммуникативные) компетенции специалиста.

Основное отличие характеризуемой в нашей статье ХИОС вуза от вышеописанной ХСОУ заключается в том, что в её структуру заложен принцип комплексиро-вания форм, методов, технологий и средств обучения (в первую очередь, традиционных аналоговых ТСО и современных цифровых средств ИКТ). По-нашему мнению, этот принцип наиболее оптимален для организации концентрированного обучения и достижения более высоких образовательных результатов по сравнению с применением по отдельности самых совершенных современных и перспективных ИКТ. При таком подходе можно с уверенностью говорить о том, что предлагаемая нами ХИОС полностью соответствует критериям, предъявляемым к современному ИОП вуза, основой которого является именно совокупность всевозможных образовательных, учебных, научных и иных информационных ресурсов; средств их разработки, хранения и обеспечения дистанционного и непосредственного доступа и обмена информацией, необходимой участнику образовательного процесса; ТСО, лабораторного и учебно-производственного оборудования; современных и перспективных образовательных ИКТ.

Известно, что профессиональная компетентность специалиста основывается на овладении им соответствующей базой зна-

ний, умений и навыков, необходимых для выполнения своих функциональных и должностных обязанностей. Вместе с тем современному преподавателю для личной конкурентоспособности и востребованности его на рынке труда необходимо владеть определенной суммой профессиональных и культурных ценностей и парадигм, имеющихся на данный момент времени не только в его профессионально-педагогической области, а и в культуре, искусстве, науке в целом. Данное условие определяет и требуемый уровень компьютерной и информационно-технологической грамотности педагога для осознания им необходимости информации, определения средств, технологий и направлений ее поиска, оценки ее эффективности и надежности, а также методов ее использования.

Для решения указанных задач в современном информационном обществе педагог-профессионал просто не сможет обойтись без технологий применения необходимых электронно-коммуникативных средств оперативного поиска, хранения и трансляции информации, влияющих на его профессиональную компетентность. Знание этих средств, умения и навыки их применения необходимы современному преподавателю так же, как и сама информация, чтобы поддерживать свой профессиональный рейтинг на должном уровне. Следовательно, технологическая и информационная культура преподавателя выходит на первый план при определении уровня его профессиональной компетентности. По нашему мнению, тот дидактический потенциал, которым обладает (а применимо к некоторым естественнонаучным учебным дисциплинам и генерирует) ХИОС вуза, наиболее оптимален для формирования этих качеств у педагога.

На факультете математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ФМФИ ПГСГА) работа по формированию и развитию ХИОС выполняется в соответствии с общевузовской концепцией [7]. Целью реализации этой концепции является формирование высокотехнологичной ИОС, необходимой для подготовки востребованных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-технологической компетентности, отвечающей

современным требованиям общественного и социального развития.

Среди принципов реализации концепции особо значимыми для ФМФИ являются поэтапность аппаратно-технологи-ческого обеспечения ХИОС, приоритетность внедрения программных педагогических средств ИКТ и других объектов учебного и учебно-методического назначения. Важнейшими компонентами для ХИОС факультета являются системная интеграция информационных объектов и технологий, а также паритетность системного взаимодействия субъектов образовательного процесса и структурных подразделений вуза. Для реализации концепции было определено четыре этапа: организационно-подготовительный, содержательного проектирования, технологический и оценочный.

На организационно-подготовительном этапе создания ХИОС насыщалась и модернизировалась материально-техническая база, разрабатывалось организационное и нормативно-регламентирующее сопровождение среды, осуществлялась технологическая и дидактическая подготовка преподавателей факультета к эффективному системному взаимодействию.

На этапе содержательного проектирования работа преподавателей и сотрудников была направлена на формирование содержательного наполнения ХИОС учебно-методическими и научно-методическими материалами на электронных информационных носителях для сопровождения образовательно-воспитательного процесса. В этот период были приобретены лицензионные программные средства учебного назначения, например, математический пакет MATHCAD; системы программирования TURBO PASCAL, TURBO PROLOG, LOGO-WRITER, GWBASIC; программы MS OFFICE, MS Internet Explorer, MS EXCEL, VISUAL BASIC, MS SQL Server, MS Access, MS Windows XP Pro, MS FrontPage, Adobe Flash; программные средства Ассемблер, АСТ; программный комплекс «Студент». Эти средства активно используются при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ. Были приобретены также лицензионные программы AnyLojic, Artcam, Word2TeX и TeX2Word.

Технологический этап создания и развития ХИОС характеризовался интенсификацией использования средств ИКТ в образовательно-воспитательном процессе факультета математики, физики и информатики, во внеучебной деятельности студентов факультета, а также внедрением ИКТ в деятельность по оценке образовательных достижений обучающихся. На этом этапе отрабатывались механизмы применения электронных образовательных ресурсов для решения повседневных учебных задач: при организации интернет-экзаменов и проектной деятельности студентов, для введения в учебные планы новых учебных дисциплин на основе ИКТ, например, курсов «ССОРО», «Электронная дидактика», «Проектирование элективных курсов на основе ИКТ» и др. Для организации самостоятельной работы студентов специальностей «Математика» и «Физика» с дополнительной специальностью «Информатика» активно использовались и продолжают использоваться элементы дистанционного обучения. Были внесены соответствующие изменения в рабочие программы учебных курсов «Программное обеспечение ЭВМ», «Основы искусственного интеллекта», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии».

В настоящее время факультет находится на стадии оценочного этапа, то есть проведения мониторинга по определению технической оснащенности ХИОС, определения её содержательного наполнения, а также оценки эффективности деятельности преподавателей ФМФИ по использованию электронных образовательных ресурсов в частности и ИКТ в целом. Нынешний четвёртый этап формирования и развития ХИОС особо важен для того, чтобы определить вектор развития среды факультета в рамках вузовского ИОП.

Проводя предварительный мониторинг достижений ФМФИ в работе по формированию и развитию ХИОС, можно отметить, что в настоящее время в учебно-воспитательном процессе факультета задействовано 6 компьютерных классов на 85 рабочих мест. Три из них - корпоративные, они приобретены за счёт средств факультетов начального образования, управления, экономического и факультета математики, физики и информатики, что под-

тверждает значение принципа паритетности при создании ХИОС. Эти 6 классов обеспечивают соотношение количества студентов ФМФИ к количеству персональных компьютеров (ПК) как 6 : 1, при определяемом концепцией минимальном соотношении 20 : 1. Имеющиеся на ФМФИ 10 мобильных комплектов мультимедийного оборудования (ноутбук, мультимедиа-проектор, экран или интерактивная доска) позволяют проводить учебные занятия, научные конференции, семинары и конкурсы с применением компьютерных презентаций. Всё это, безусловно, оказывает плодотворное влияние на технологическую подготовку будущих педагогов.

Особо стоит отметить тот факт, что оценочный мониторинг организации образовательного процесса ФМФИ на основе использования средств реализации ИКТ показал, что факультет достиг определённых успехов за счёт комплексирования этих средств с целью повышения их дидактического потенциала, то есть за счёт реализации основного принципа ХИОС. Под дидактическим потенциалом современных и перспективных ИКТ мы понимаем их образовательные возможности, включающие в себя как содержательную, так и методическую составляющие учебного процесса, в том числе те принципы, формы, методы и технологии обучения, которые наиболее эффективно и качественно реализуются с использованием ИКТ при формировании и развитии информационной и технологической компетентности обучающихся и обучающих, а также профессиональной и социальной компетентности личности обучающихся в условиях современной развивающей ХИОС. Дидактический потенциал ИКТ определяется совокупностью дидактических свойств и функций средств их реализации (аппаратных и программных), которые могут с максимальной пользой использоваться для дифференциации, индивидуализации и оптимизации подготовки специалистов по определенному требованиями ФГОС ВПО алгоритму формирования и развития их профессиональных компетенций в процессе обучения. Под дидактическими свойствами средств ИКТ подразумеваются их конструктивно обусловленные («природные») возможности, которые могут использоваться

в учебном процессе для его оптимизации, интенсификации и повышения качества подготовки специалистов, а под дидактическими функциями - внешнее проявление названных дидактических свойств в этом процессе.

Комплексирование различных по своим дидактическим свойствам аппаратных и программных средств ИКТ, лежащее в основе ХИОС ФМФИ, не только расширяет и обогащает их дидактический потенциал. В сочетании с методами и формами обучения подобное комплексирование даёт эффект концентрированного обучения, что особенно важно для дистанционной, очно-заочной и заочной технологической подготовки педагогов. Для обеспечения активного освоения студентами учебного материала комбинирование средств ИКТ при комплек-сировании выполняется с учётом особенностей тех форм учебных занятий, на которых они применяются, а также с учётом специфики гуманитарного и естественнонаучного познания [1]. В ХИОС ФМФИ комплекси-рование средств ИКТ выполняется в трёх основных комбинациях:

- традиционные аналоговые ТСО и современные цифровые средства ИКТ;

- средства лабораторного практикума и компьютерные средства ИКТ;

- современные компьютерные и перспективные средства ИКТ.

Примером первой комбинации может служить комплекс аппаратных аналоговых и цифровых средств, включающий в себя: проекционный или обычный телевизор, видеокамеру, видеомагнитофон, цифровую камеру, спутниковый или обычный тюнер, игровую приставку, средства воспроизведения многоканального звука, ПК с приводом DVD-ROM или аппаратным декодером, ноутбук, DVD-проигрыватель или DVD-плеер, мультимедийный проектор, проекционный экран и интерактивную доску. Компоновка комплекса может быть иной в зависимости от характера решаемых учебных задач, финансовых возможностей и других причин. Вместе с тем оптимальный вариант комплекса аппаратуры, которая по своим дидактическим свойствам являлась бы эффективным средством для реализации дидактического потенциала видеокомпьютерной мультимедиа-технологии, представляется

нам именно таким. Данный комплекс может использоваться на лекционных и практических занятиях при изучении студентами практически всех дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных и общих математических, общепрофессиональных и предметной подготовки. Характеризуемый комплекс в ХИОС может обеспечивать выполнение следующих учеб-но-лабораторно-демонстрационных функций и составляющих технологической подготовки будущих педагогов:

- моделирование и демонстрация изучаемого явления, факта, события со звуковыми комментариями приводимого на экране материала;

- проведение детального анализа изучаемого объекта, предмета, имеющего малые размеры или трудно моделируемого;

- изучение компьютерной модели учебного объекта;

- звуковое сопровождение отображаемой на экране графической информации на нескольких языках, приведение текстовых комментариев к рисункам, схемам, таблицам, графикам в режиме субтитров;

- запись на любой используемый ныне информационный носитель текстовой и/или графической информации параллельно в нескольких версиях и вариантах для проведения анализа изучаемых характеристик в динамике;

- обеспечение интерактивного режима просмотра учебных компьютерных слайдов за счет записи разных вариантов развития изучаемых явлений в зависимости от внешних и внутренних воздействий, выбираемых преподавателем или обучающимся;

- создание стандартного и широкоэкранного формата записи и воспроизведения учебной и иной видеоинформации;

- обеспечение оперативного доступа к необходимой информации без лишних временных затрат за счет использования интерактивного меню и др.

Второй комплекс представляет собой комбинацию из 10 ПК, объединенных в локальную сеть, имеющих доступ в Интернет (проводной и Wi-Fi) и размещающихся в учебной лаборатории. В нашем случае ПК размещены в лаборатории электричества

кафедры физики и методики обучения в комбинации с 18 лабораторными установками (работами) для изучения физических явлений, эффектов и законов по учебному курсу «Электричество», лабораторными физическими приборами, оборудованием и макетами для организации демонстрационного эксперимента. В лаборатории также стационарно расположены мультимедийный проектор и интерактивная доска. Комплекс используется для выполнения лабораторных работ студентами ФМФИ, будущими педагогами специальностей «Физика» и «Математика» в цикле физических дисциплин предметной подготовки, а также при организации демонстрационного эксперимента по физике для студентов специальности «Информатика», естественно-географического факультета и факультета физической культуры и спорта, а также для подготовки к ЕГЭ по физике слушателей подготовительных курсов, организуемых Центром довузовской подготовки ПГСГА. Повышение дидактического потенциала ИКТ при подобном комплексировании средств их реализации для оптимизации технологической подготовки будущих педагогов обеспечивается тем, что к уже отмеченным выше возможностям первой комбинации, которые в полном объёме обеспечиваются и данным комплексом, добавляются такие его специфические функции, как сочетание реального и виртуального физического демонстрационного эксперимента; выполнение обучающимися реальных и виртуальных лабораторных работ по физике; обработка, обсчёт и графическое оформление результатов лабораторных работ; использование информационных ресурсов (научного, методического, справочного характера) локальной и глобальной сетей; проведение лекционных, практических и лабораторных учебных занятий для малых групп и подгрупп в специализированном лабораторном помещении.

Третьим примером комплексирования средств ИКТ в ХИОС ФМФИ, повышающим возможности среды в технологической подготовке педагога, являются 3 компьютерных класса общего учебного назначения на 38 рабочих мест без какой-либо предметной привязки, но с установленными в них стационарными мультимедийными проек-

торами и интерактивными досками. Такая комбинация позволяет сочетать в пределах одного учебного занятия теоретические и практические занятия по любой учебной дисциплине. К этой же комбинации относится и комплекс средств ИКТ, включающий в себя ПК, микрофоны, акустическую систему, стационарные мультимедийный проектор и проекционный экран с электроприводом. Данным комплексом с Wi-Fi Интернетом оснащены две лекционные аудитории ФМФИ на 150 мест каждая, в которых помимо лекционных учебных занятий проводятся и самые различные актовые мероприятия: научные и методические конференции, курсовые собрания студентов, презентации и т.п.

В настоящее время материально-техническая оснащённость ХИОС близка к 80% (к сожалению, этот показатель изменяется очень быстро и не всегда в сторону увеличения в зависимости от выработки ресурса имеющимися средствами ИКТ и появления перспективных компьютерных средств и систем), а содержательное наполнение учебных дисциплин электронными образовательными ресурсами и интенсивность использования преподавателями средств ИКТ в своей деятельности составляет порядка 75%. При этом стоит отметить, что работа педагога в условиях ХИОС требует специальных технологических компетенций для их правильной и эффективной эксплуатации, без наличия которых достижение необходимого образовательного результата будет являться труднорешаемой задачей даже с высококвалифицированным ассистентом. Этот акцент мы делаем не только для того, чтобы усилить значимость технологической подготовки педагога, но и чтобы показать, что современная высокотехнологичная развивающая ХИОС является одним из эффективных компонентов такой организационно-методической системы, которая позволяет любому преподавателю, обладающему достаточным уровнем технологической компетентности, использовать по мере необходимости традиционные, современные и перспективные ТСО и ИКТ на своих занятиях.

ХИОС факультета весьма плодотворно влияет на организацию и проведение педпрактики. Так, установочные и итоговые

конференции по педпрактике организуются исключительно с использованием презентационных технологий. Уроки студентов-практикантов проводятся с мультимедийным сопровождением. По итогам педагогической практики студенты представляют созданный ими электронный образовательный ресурс. Сегодня мы можем организовывать и внеучебную деятельность наших студентов с использованием средств ИКТ. Студенты ФМФИ традиционно участвуют в методических семинарах, организуемых различными образовательными учреждениями города. Условия ХИОС ФМФИ позволяют проводить комплексные междисциплинарные государственные экзамены с использованием презентационных технологий. Всё это способствует повышению качества технологической подготовки педагогов.

ХИОС оказывает влияние и на проведение воспитательной работы на факультете. Одним из воспитательных аспектов является необходимость освоения субъектами образовательного процесса, в первую очередь студентами, этической и нормативно-правовой компоненты при использовании ими учебной и иной информации, полученной в условиях ХИОС. Ведь обеспечение свободного доступа к учебным, научным, иным электронным изданиям, информационным ресурсам и программным средствам учебного назначения порождает у субъектов ХИОС и определенную иллюзию легкости и свободы получения информации и оперирования ею. Поэтому, наряду с обязательной ныне процедурой проверки через систему «Антиплагиат» курсовых и дипломных работ будущих педагогов, в условиях ХИОС должно быть предусмотрено обязательное обсуждение вопросов научной нравственности и этики. Важным воспитательным аспектом ХИОС является и расширение при помощи ИКТ границ таких фундаментальных категорий, как знание и язык. Получение и передача знаний при помощи языка является основой коммуникаций в любой педагогической системе, следовательно, участник этой системы в процессе своей подготовки должен овладеть таким качеством, как социокультурная компетенция.

В ХИОС факультета стали уже привычными и систематическими курсы по-

вышения квалификации педагогов-практиков, учителей школ Самары и Самарской области, которые проводятся по именным образовательным чекам. Программы этих курсов включают в себя не только и не столько предметную компоненту, в большей степени они ориентированы на развитие у преподавателей информационно-технологической компетентности. Отзывы педагогов и руководителей образовательных учреждений, в которых они работают, свидетельствуют об эффективности ХИОС ФМФИ для технологической подготовки слушателей курсов. Аналогичные внутри-вузовские курсы, целью которых является совершенствование уровня информационно-технологической подготовленности преподавателей большинства кафедр и факультетов ПГСГА, проводятся в условиях ХИОС ФМФИ с 2006 г. Проведенная работа позволила определить условия формирования и развития технологических умений преподавателей в ХИОС вуза. Основным таким условием является то обстоятельство, что теоретическое технологическое знание, выполняющее методологическую функцию по отношению к практической педагогической деятельности, востребуется преподавателем в том случае, когда теоретические положения образовательных технологий доводятся до приложения к конкретной преподаваемой учебной дисциплине. Кроме того, в результате эксперимента было установлено, что формирование и развитие технологических умений педагога в ХИОС вуза становится эффективным:

- если овладение преподавателем теоретическим технологическим знанием сочетается с его повседневной профессиональной деятельностью;

- теоретическое знание начинает выполнять методологическую функцию по отношению к практической деятельности преподавателя;

- осмысление результатов практической деятельности осуществляется с позиции усвоенного и внедренного в учебный процесс научного знания;

- связь между осмыслением теоретических положений ИКТ и практической их апробацией обеспечивается сознательным,

добровольным участием преподавателя в работе межкафедрального семинара;

- становление индивидуальных, избирательных сознательных связей преподавателя с социальной действительностью, со студентами происходит в процессе коллективного обсуждения и осмысления достигнутых результатов по внедрению педагогических и иных образовательно-информационных технологий в практику;

- формирование и развитие технологических умений преподавателя в ХИОС вуза осуществляется концентрически в единстве с осмыслением достигнутых результатов по подготовке будущих специалистов, и каждый виток такой спирали характеризуется более высоким уровнем овладения технологическим знанием как в теоретическом, так и в практическом планах.

Подтверждением полученных нами результатов может служить мнение Ю.А. Воронина о том, что именно технологическая подготовка поможет заложить основу, на которой впоследствии будут развиваться профессиональные способности [5]. В.Д. Симоненко и Н.В. Матяш подчеркивают, что сегодня технология проникает во все сферы жизнедеятельности человека: в производство, быт, образование, досуг, поэтому современный человек в современном информационно и технологически насыщенном мире должен овладеть основами технологической культуры, чтобы подготовиться к успешной преобразовательной деятельности [11]. Подчеркнем, что содержание технологической подготовки преподавателя в учебном процессе включает в себя и интегрирует те специальные технологические компетенции, которые проявляются в овладении им не только эксплуатационными, но в первую очередь коммуникационными умениями и навыками. Информационно-коммуникационная компонента может рассматриваться как системообразующее понятие при составлении профессионально-педагогического тезауруса, в немалой степени определяющего и содержание технологической подготовки преподавателя в учебном процессе.

Если же технологическая подготовка осуществляется педагогом самостоятельно, то можно предположить, что современные ИКТ по классификации, предложенной

Г.К. Селевко, относящиеся к группе образовательных технологий, основывающихся на эффективности управления и организации учебного процесса, являются наиболее рациональным инструментом организации самостоятельной учебно-производственной деятельности, так как они имеют общепедагогический уровень применения и рассчитаны на все категории обучающихся [10]. Определяя роль и место ХИОС в процессе формирования и развития технологической культуры преподавателей, мы считаем, что комплексирование традиционных и современных ТСО с компьютерными системами обеспечивает сокращение временных и трудовых затрат на технологическую подготовку, а также повышает эффективность ИКТ наряду с развитием самостоятельной и творческой активности педагога.

В заключение следует отметить, что дидактические функции современных средств ИКТ позволяют чётко определять педагогические цели их использования для технологической подготовки преподавателя в условиях ХИОС. По мнению И.В. Роберт и П.И. Самойленко, эти цели заключаются: в развитии умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность; формировании информационной культуры; формировании умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; развитии видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического); работе по эстетическому воспитанию; развитии коммуникативных способностей [9].

Достижение отмеченных целей в условиях ХИОС является своего рода гарантией готовности преподавателя к работе по пропедевтической подготовке молодого поколения к своей будущей профессиональной деятельности, реализации социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

Подводя итог размышлениям относительно проблемы, поставленной в статье, отметим, что, несмотря на некоторую абсолютизацию возможностей ХИОС в технологической подготовке преподавателя, эта среда, являясь эффективным инструментарием, - всего лишь своеобразная учебная, учебно-исследовательская и учебно-методи-

ческая оснастка, оптимизирующая и рационализирующая кустарный по своей сути, хотя и творческий труд педагога. Как справедливо отмечает Б.С. Гершунский, фетишизация возможностей компьютеров просто недопустима и при всех своих достоинствах и искусственно-интеллектуальных потенциях, трансформациях и достижениях любой компьютер - лишь средство повышения эффективности интеллектуальной человеческой деятельности [6]. Педагогическая же и методическая технологизация образовательных систем может и должна начинаться (в нашем понимании) с формирования именно технологической культуры преподавателя (как одной из основоопределяющих

составляющих этих систем), которая является необходимым, хотя и недостаточным условием эффективности его самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. Мы не претендуем на совершенство нашего термина «ХИОС вуза», но надеемся на то, что применимо к проблеме повышения дидактического потенциала информационно-образовательного пространства высшего профессионального образования данный подход (способ) может оказать своё плодотворное влияние на повышение качества технологической подготовки современных педагогов, востребованных социумом.

Литература

1. Аниськин В.Н. О вариантах комплексирования средств информационно -коммуникационных технологий // Образование в техническом вузе в XXI веке. Набережные Челны : ИНЭКА, 2010. Вып. 6. С. 5-7.

2. Аниськин В.Н. Формирование и развитие холистичной информационно-образовательной среды вуза (на примере факультета математики, физики и информатики ПГСГА) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти : ТГУ, 2012. № 3(21). С. 219-223.

3. Бусыгина А.Л., Федотов А.В. Формирование холистичной среды образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных наук. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. № 1. Специальный выпуск. С. 102-106.

4. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http : //ru.wikipedia.org/wiki/.

5. Воронин Ю.А. Компьютеризация физико-технической подготовки учителя технологии : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2003.

6. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций). М. : Совершенство, 1998.

7. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды ГОУ ВПО «СГПУ». Самара : СГПУ, 2006.

8. Педагогические информационные технологии и картина мира в непрерывном образовании (Информологический аспект) : учеб. пособие / под общ. ред. В.А. Извозчикова. СПб. : Образование, 1997.

9. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании : учеб.-метод. пособие. М. : ИИО РАО, 1998.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие. М. : Народное образование, 1998.

11. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры : учеб. М. : Вентана-Графф, 2000.

13. Электронные словари [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru.

14. Behrens S.J. Сross-cultural communication in the reference counter: a South African perspective // South African Journal of Library and Information Science. 1990. 58(1). P. 87-97.

15. Letopisi [Электронный ресурс]. URL: http://letopisi.ru, .

Сведения об авторе

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: vnaniskin@gmail .com.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.